Контроль в государственном управлении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль в государственном управлении



Контроль - неотъемлемая часть управления, без которого квалифицированное руководство невозможно. Он осуществляет­ся государственными органами повседневно в ходе выполнения поставленных задач. При этом в государственном управлении контроль осуществляется от имени государства с использовани­ем государственно-властных полномочий.

Органы, осуществляющие контроль в государственном уп­равлении, интересуются не только тем, не нарушил ли субъект управления действующее законодательство, но и тем, насколько правильно, целесообразно и эффективно он использовал все пре­доставленные ему полномочия.

Существуют формы контрольной деятельности: провер­ка, наблюдение за действиями контролируемого, экспертиза, зас­лушивание отчетов, информации и сообщений, координация де­ятельности контрольных органов, рассмотрение жалоб, изуче­ние деловых и личных качеств кандидатов на замещение долж­ностей и др.

Учитывая, что контроль является сложным социальным и правовым явлением, его можно классифицировать по самым разным основаниям.

Так, в зависимости от объема обследуемой деятельности выделяют общий и специальный контроль. Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятель­ности подконтрольного объекта. Назначение специального кон­троля состоит в осуществлении проверки деятельности подкон­трольного объекта по четко определенному вопросу (например, соблюдение ветеринарных правил).

По стадиям проведения контроля выделяют предваритель­ный, текущий и последующий контроль. Цель предварительно­го контроля состоит в предупреждении, профилактике правона­рушений. Цель текущего контроля - выяснение состояния за­конности и дисциплины, вынесение оценки правильности совер­шаемых действий объектами контроля. Целью последующего контроля является проверка реального исполнения соответству­ющих решений, предписаний контролирующих органов.

По отношениям (связям) субъектов контроля с государ­ством контроль делится на государственный и общественный. Государственный контроль осуществляется государственными орга­нами и их должностными лицами. Общественный контроль осу­ществляется общественными объединениями: профессиональны­ми союзами, политическими партиями. В отдельных случаях сюда же можно отнести и контроль, осуществляемый гражданами.

По характеру деятельности контроль может быть вне­шним, когда он осуществляется субъектом, не входящим в сис­тему проверяемого органа, и внутренним, когда контроль прово­дится в пределах какой-либо организации, структурного звена, начальником по отношению непосредственно подчиненных - в пределах предприятий, учреждений.

Существуют и иные виды контроля.

В зависимости от субъектов, его осуществляющих, и харак­тера их полномочий можно выделить:

• контроль Президента Республики Беларусь;

• контроль органов законодательной (представительной) власти;

• контроль органов исполнительной власти;

• контроль органов судебной власти.

 

Контрольные полномочия Президента Республики Беларуси

довольно широкие и определяются Конституцией, Законом Рес­публики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» и иными нормативными правовыми актами.

Основные направления контрольной деятельности Пре­зидента Республики Беларусь:

контроль в процессе формирования органов управления;

• контроль за содержанием деятельности аппарата государствен­ного управления, фактическими результатами, качеством ру­ководства;

• контроль за системой, численностью и структурой аппарата государственного управления, организационно-правовыми формами, методами и стилем его работы;

• контроль за исполнением законов, декретов и указов Президента, соблюдением государственной дисциплины;

• контроль за обеспечением и охраной прав граждан и обще­ственных организаций в области государственного управле­ния.

Контроль Президента через создаваемые им органы, так называемый опосредованный контроль, осуществляется с помощью Администрации Президента, Управления делами Президента, Совета Безопасности Республики Беларусь и специально предназначенного для контроля Комитета государственного контроля. Данные органы осуществляют свои задачи и полномочия, обеспечивая Президента необходимой информацией.

Контрольные полномочия органа законодательной власти – Национального собрания Республики Беларусь - определены в ст. 97 и 98 Конституции Республики Беларусь:

Палата представителей дает согласие Президенту Республики Беларусь на назначение Премьер-министра;

заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству; по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает недоверие Правитель­ству.

Палата представителей осуществляет контроль за деятель­ностью Правительства по разработке республиканского бюджета, рассматривает проекты законов об утверждении республи­канского бюджета и отчет о его исполнении, об основах соци­альной защиты, о принципах регулирования труда и занятости, об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, о принципах осуществления отношений собственности и др.

Совет Республики дает согласие на назначение Президен­том Председателя и членов Правления Национального банка. Одно заседание в месяц резервируется для вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов Правительства. Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе обратиться с запросом к Премьер-министру, членам Правительства, руководителям государственных орга­нов, образуемых или избираемых Парламентом.

Местные Советы депутатов осуществляют значительный объем контрольных полномочий в области государственного управления. Исполнительные комитеты подотчетны соответству­ющим Советам депутатов по вопросам, отнесенным к их ком­петенции.

Совет депутатов не реже одного раза в год заслушивает от­чет исполкома.

Местные советы депутатов осуществляют контроль за ис­полнительными комитетами. При этом сфера этого контроля более широкая по сравнению с контролем Национального со­брания. Так, они утверждают не только местные бюджеты и отчеты об их исполнении, но и программы экономического и социального развития, устанавливают местные налоги и сборы, определяют порядок управления и распоряжения коммуналь­ной собственности (ст. 121 Конституции Республики Беларусь). 15 соответствии с пунктом 1 ст. 9 Закона «О местном управле­нии и самоуправлении в Республике Беларусь» исполнительные комитеты разрабатывают и вносят для утверждения в Совет предложения по организации охраны общественного порядка и защиты прав граждан.

Особым методом контроля представительных органов госу­дарственной власти за субъектами административного права являются запросы депутатов, которые рассматриваются на сес­сиях Советов и по которым принимаются соответствующие ре­шения.

К органам исполнительной власти, осуществляющих функции государственного контроля, относятся Правительство, министерства, иные республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы (исполкомы, районные администрации).

В системе исполнительной власти осуществляется общий, ведомственный, надведомственный контроль (некоторые авторы выделяют еще и внутренний контроль).

Общий контроль осуществляется в связи с деятельностью органов исполнительной власти общей компетенции. Так, Совет Министров Республики Беларусь объединяет и направляет работу подведомственных министерств, госкомитетов, местных органов управления; в порядке контроля заслушивает на своих заседаниях отчеты и доклады их руководителей о состоянии дел в руководимой ими отрасли или сфере.

Правительство Республики Беларусь имеет право отменять акты министерств, других республиканских органов государствен­ного управления, ему подчиненных. За неисполнение или ненадлежащее исполнение Конституции Республики Беларусь, законов, актов Президента, постановлений Совета Министров, рас­поряжений Премьер-министра, служебных обязанностей Совет Министров налагает в установленном порядке на министров, руководителей других республиканских органов государствен­ного управления, а также на их заместителей дисциплинарные взыскания.

Исполнительные комитеты осуществляют контроль за дея­тельностью нижестоящих исполкомов, а также за деятельностью подчиненных им отраслевых управлений (например, уп­равление торговли, образования).

Ведомственный контроль осуществляется органами еди­ной системы в пределах подведомственности. Иными словами, данный вид контроля осуществляется руководителями отрасле­вых органов государственного управления, а также учреждений и предприятий внутри этих органов собственными силами, обыч­но в форме проверок и ревизий. Контрольные полномочия соот­ветствующих органов и должностных лиц, как правило, регла­ментируются в актах, определяющих компетенцию органа.

Формы и методы контроля зависят от масштаба деятельно­сти каждого министерства. В зависимости от этого складывается система внутриведомственного контроля в системе министерств и их структурных подразделениях и распределяются контрольны полномочия между звеньями их аппарата.

Ведомственный контроль позволяет органу, проводящему проверку, вмешиваться в деятельность подконтрольного объекта и оперативно устранять причины недостатков.

Надведомственный контроль осуществляется органами межотраслевой компетенции. Данный вид контроля осуществляют, например, Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет и др.

Все органы, осуществляющие надведомственный контроль, наделены соответствующими полномочиями и вправе произво­дить проверки и обследования предприятий и организаций по вопросам, относящимся к их компетенции. По результатам про­верок органы надведомственного контроля могут давать подконтрольным органам, предприятиям, учреждениям и органи­зациям обязательные указания об устранении обнаруженных нарушений.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР

 

Надзорная деятельность в зависимости от субъектов, ее осу­ществляющих, делится на два вида.

Первый вид - общий надзор прокуратуры, т.е. надзор за субъектами административного права, исключая лишь Прези­дента и Совет Министров, но включая местные Советы депута­тов.

Прокурорский надзор в сфере управления - деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры по надзору за испол­нением республиканскими органами государственного управле­ния, представительными (законодательными) и исполнительны­ми органами местного управления, органами контроля, их дол­жностными лицами Конституции Республики Беларусь и зако­нов, а также за соответствием законам издаваемых ими право­вых актов.

 

Система прокуратуры Республики Беларусь включает в себя:

• республиканскую прокуратуру;

• областные прокуратуры и прокуратуру города Минска;

• городские (районные) прокуратуры;

• транспортную прокуратуру;

• военную прокуратуру.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О проку­ратуре Республики Беларусь» основные направления деятельно­сти прокуратуры:

надзор за точным и единообразным исполнением законов республиканскими, местными органами государственного и хо­зяйственного управления и контроля, местными Советами депу­татов и иными органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяй­ствования, независимо от принадлежности и форм собственнос­ти, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями, долж­ностными лицами и гражданами;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющи­ми оперативно-розыскную деятельность, дознание и предвари­тельное следствие;

надзор за соответствием закону судебных решений по гражданским и уголовным делам, делам об административных пра­вонарушениях;

надзор за исполнением законов в местах содержания задер­жанных, предварительного заключения, при исполнении наказа­ний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

Прокуратура не вмешивается в оперативно-служебную дея­тельность предприятий, учреждений и организаций.

В целях обеспечения законности в сфере управления органы прокуратуры используют следующие методы работы:

проверка правовых актов, издаваемых поднадзорными орга­нами;

проверка исполнения законов поднадзорными органами;

участие прокурора в заседаниях органов государственной Власти и управления;

изучение и обобщение писем, заявлений и публикаций о нарушениях законности и принятие по ним мер;

проверка действий должностных лиц.

Прокурор при осуществлении общего надзора имеет право:

беспрепятственно входить в помещения и на территорию поднадзорных объектов;

иметь беспрепятственный доступ к документам и материа­лам;

проверять исполнение законов;

требовать от руководителей и других должностных лиц пред-'•тавления необходимых документов, материалов и сведений;

выделять и направлять специалистов для выяснения вопро­сов, касающихся проверки соблюдения законности;

истребовать от должностных лиц декларации об источни­ках доходов;

вызывать должностных лиц и граждан для дачи объясне­ний по поводу нарушений законов и др.

К формам реагирования прокурора на выявленные наруше­ния законности относятся:

протест;

представление;

постановление;

предписание;

официальное предупреждение.

Протест на противоречащий закону акт приносится про­курором в орган, издавший этот акт, или в вышестоящий орган, правомочный принять по нему решение. В протесте прокурор требует отмены акта либо приведения его в соответствие с зако­ном, а равно прекращения незаконного действия должностного лица и восстановление нарушенного права.

Протест подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом, которым он направлен, не позднее чем в десятидневный срок после его поступления, а местными Совета­ми депутатов - на очередной сессии. Если протест не будет рассмотрен в установленный срок либо его отклонили, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об отмене противоре­чащего закону акта или прекращении незаконных действий. Подача прокурором заявления в суд приостанавливает действие опротестованного акта.

Протест на постановление по делу об административном правонарушении вносится судье, вынесшему постановление, либо председателю вышестоящего суда и подлежит рассмотрению в трехдневный срок.

Порядок опротестования судебных решений по гражданским и уголовным делам регламентируется Законом «О прокуратуре Республики Беларусь» и соответствующим процессуальным за­конодательством.

Представление прокурора об устранении нарушений закона, причин нарушений и условий, им способствующих, вносится в орган или должностному лицу, правомочным их устра­нить. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. О принятых мерах в месячный срок должно быть письменно сообщено прокурору. При рассмотрении представления коллеги­альным органом прокурору заранее сообщается о дне заседа­ния, в котором он вправе принять участие.

В зависимости от характера нарушения закона должностным лицом или гражданином прокурор выносит мотивирован­ное постановление о возбуждении уголовного дела, об админи­стративном правонарушении, о возбуждении дисциплинарного производства. Мотивированное постановление может выносить­ся прокурором и в иных случаях как форма выражения его требований.

Постановление об административном правонарушении под­лежит рассмотрению органом или должностным лицом, правомочными налагать административное взыскание, в сроки и порядке, установленные для рассмотрения дела об административ­ном правонарушении.

Постановление прокурора о возбуждении дисциплинарного производства подлежит рассмотрению соответствующим орга­ном или должностным лицом в десятидневный срок со дня его

поступления. О результатах рассмотрения письменно сообщает­ся прокурору.

Иные постановления прокурора подлежат рассмотрению и исполнению в установленный им срок.

Письменное предписание об устранении нарушения закона отправляется органу или должностному лицу, допустившим на­рушение, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу, правомочному устранить допущенное нарушение. Предписание выносится в случаях, когда наруше­ние закона носит явный характер и может причинить суще­ственный вред правам и законным интересам государства, пред­приятия, учреждения, организации или гражданина.

В предписании должны содержаться указание на норму за­кона, которая оказалась нарушенной, и предложение о мерах по Восстановлению законности. Предписание подлежит немедлен­ному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокуро­ру. При несогласии с требованием, содержащимся в предписа­нии, оно может быть обжаловано вышестоящему прокурору, ко­торый обязан рассмотреть такую жалобу в десятидневный срок. Обжалование не приостанавливает исполнения предписания.

Официальное предупреждение - это акт прокурора, в кото­ром последний предупреждает должностных лиц, граждан о не­допустимости нарушения ими требований закона. При неис­полнении требований, изложенных в официальном предупреж­дении, лицо, которому оно было объявлено, может быть привле­чено к ответственности в установленном законом порядке.

Таким образом, прокуратура в лице прокурора обладает дос­таточными полномочиями и возможностями в области обеспече­ния верховенства закона, укрепления законности в целях защи­ты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъек­тов хозяйствования, учреждений, общественных объединений.

Второй вид надзора - административный надзор. Его суть состоит в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за исполнением действующих В сфере управления разнообразных специальных норм, общеобя­зательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, нормы санитарии и др.).

 

Наиболее характерные черты надзора:

органы надзора (в том числе и прокурорского) осуществляв ют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены;

органы контроля - в основном в отношении организационно подчиненных и в неко­торых случаях в отношении неподчиненных объектов;

в процессе контроля могут применяться меры дисциплинар­ного воздействия в отношении виновных лиц; в процессе же административного надзора применяются меры административного воздействия к физическим и юридическим лицам;

по ныне действующему законодательству органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подкон­трольных объектов; органы административного надзора прове­ряют соблюдение специальных правил на поднадзорных объек­тах.

Методы деятельности органов, осуществляющих административный надзор:

постоянное наблюдение;

периодические проверки;

обследование;

изучение и обобщение писем, заявлений и публикаций о нарушениях законности в сфере управления;

истребование документов и отчетных данных.

Правовые формы реагирования органов, осуществляющих административный надзор, на нарушения в сфере управления:

отказ в регистрации;

временное закрытие объектов, производств, дорог и т.д.;

отказ в выдаче разрешения (лицензии) на осуществление какой-либо деятельности;

лишение разрешения (лицензии) на осуществление какой-либо деятельности;

дача предписаний об устранении нарушений;

приостановление работ, эксплуатации объектов; применение мер административной ответственности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.046 с.)