Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Контроль в государственном управленииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Контроль - неотъемлемая часть управления, без которого квалифицированное руководство невозможно. Он осуществляется государственными органами повседневно в ходе выполнения поставленных задач. При этом в государственном управлении контроль осуществляется от имени государства с использованием государственно-властных полномочий. Органы, осуществляющие контроль в государственном управлении, интересуются не только тем, не нарушил ли субъект управления действующее законодательство, но и тем, насколько правильно, целесообразно и эффективно он использовал все предоставленные ему полномочия. Существуют формы контрольной деятельности: проверка, наблюдение за действиями контролируемого, экспертиза, заслушивание отчетов, информации и сообщений, координация деятельности контрольных органов, рассмотрение жалоб, изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей и др. Учитывая, что контроль является сложным социальным и правовым явлением, его можно классифицировать по самым разным основаниям. Так, в зависимости от объема обследуемой деятельности выделяют общий и специальный контроль. Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольного объекта. Назначение специального контроля состоит в осуществлении проверки деятельности подконтрольного объекта по четко определенному вопросу (например, соблюдение ветеринарных правил). По стадиям проведения контроля выделяют предварительный, текущий и последующий контроль. Цель предварительного контроля состоит в предупреждении, профилактике правонарушений. Цель текущего контроля - выяснение состояния законности и дисциплины, вынесение оценки правильности совершаемых действий объектами контроля. Целью последующего контроля является проверка реального исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих органов. По отношениям (связям) субъектов контроля с государством контроль делится на государственный и общественный. Государственный контроль осуществляется государственными органами и их должностными лицами. Общественный контроль осуществляется общественными объединениями: профессиональными союзами, политическими партиями. В отдельных случаях сюда же можно отнести и контроль, осуществляемый гражданами. По характеру деятельности контроль может быть внешним, когда он осуществляется субъектом, не входящим в систему проверяемого органа, и внутренним, когда контроль проводится в пределах какой-либо организации, структурного звена, начальником по отношению непосредственно подчиненных - в пределах предприятий, учреждений. Существуют и иные виды контроля. В зависимости от субъектов, его осуществляющих, и характера их полномочий можно выделить: • контроль Президента Республики Беларусь; • контроль органов законодательной (представительной) власти; • контроль органов исполнительной власти; • контроль органов судебной власти.
Контрольные полномочия Президента Республики Беларуси довольно широкие и определяются Конституцией, Законом Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» и иными нормативными правовыми актами. Основные направления контрольной деятельности Президента Республики Беларусь: • контроль в процессе формирования органов управления; • контроль за содержанием деятельности аппарата государственного управления, фактическими результатами, качеством руководства; • контроль за системой, численностью и структурой аппарата государственного управления, организационно-правовыми формами, методами и стилем его работы; • контроль за исполнением законов, декретов и указов Президента, соблюдением государственной дисциплины; • контроль за обеспечением и охраной прав граждан и общественных организаций в области государственного управления. Контроль Президента через создаваемые им органы, так называемый опосредованный контроль, осуществляется с помощью Администрации Президента, Управления делами Президента, Совета Безопасности Республики Беларусь и специально предназначенного для контроля Комитета государственного контроля. Данные органы осуществляют свои задачи и полномочия, обеспечивая Президента необходимой информацией. Контрольные полномочия органа законодательной власти – Национального собрания Республики Беларусь - определены в ст. 97 и 98 Конституции Республики Беларусь: Палата представителей дает согласие Президенту Республики Беларусь на назначение Премьер-министра; заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству; по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает недоверие Правительству. Палата представителей осуществляет контроль за деятельностью Правительства по разработке республиканского бюджета, рассматривает проекты законов об утверждении республиканского бюджета и отчет о его исполнении, об основах социальной защиты, о принципах регулирования труда и занятости, об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, о принципах осуществления отношений собственности и др. Совет Республики дает согласие на назначение Президентом Председателя и членов Правления Национального банка. Одно заседание в месяц резервируется для вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов Правительства. Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе обратиться с запросом к Премьер-министру, членам Правительства, руководителям государственных органов, образуемых или избираемых Парламентом. Местные Советы депутатов осуществляют значительный объем контрольных полномочий в области государственного управления. Исполнительные комитеты подотчетны соответствующим Советам депутатов по вопросам, отнесенным к их компетенции. Совет депутатов не реже одного раза в год заслушивает отчет исполкома. Местные советы депутатов осуществляют контроль за исполнительными комитетами. При этом сфера этого контроля более широкая по сравнению с контролем Национального собрания. Так, они утверждают не только местные бюджеты и отчеты об их исполнении, но и программы экономического и социального развития, устанавливают местные налоги и сборы, определяют порядок управления и распоряжения коммунальной собственности (ст. 121 Конституции Республики Беларусь). 15 соответствии с пунктом 1 ст. 9 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» исполнительные комитеты разрабатывают и вносят для утверждения в Совет предложения по организации охраны общественного порядка и защиты прав граждан. Особым методом контроля представительных органов государственной власти за субъектами административного права являются запросы депутатов, которые рассматриваются на сессиях Советов и по которым принимаются соответствующие решения. К органам исполнительной власти, осуществляющих функции государственного контроля, относятся Правительство, министерства, иные республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы (исполкомы, районные администрации). В системе исполнительной власти осуществляется общий, ведомственный, надведомственный контроль (некоторые авторы выделяют еще и внутренний контроль). Общий контроль осуществляется в связи с деятельностью органов исполнительной власти общей компетенции. Так, Совет Министров Республики Беларусь объединяет и направляет работу подведомственных министерств, госкомитетов, местных органов управления; в порядке контроля заслушивает на своих заседаниях отчеты и доклады их руководителей о состоянии дел в руководимой ими отрасли или сфере. Правительство Республики Беларусь имеет право отменять акты министерств, других республиканских органов государственного управления, ему подчиненных. За неисполнение или ненадлежащее исполнение Конституции Республики Беларусь, законов, актов Президента, постановлений Совета Министров, распоряжений Премьер-министра, служебных обязанностей Совет Министров налагает в установленном порядке на министров, руководителей других республиканских органов государственного управления, а также на их заместителей дисциплинарные взыскания. Исполнительные комитеты осуществляют контроль за деятельностью нижестоящих исполкомов, а также за деятельностью подчиненных им отраслевых управлений (например, управление торговли, образования). Ведомственный контроль осуществляется органами единой системы в пределах подведомственности. Иными словами, данный вид контроля осуществляется руководителями отраслевых органов государственного управления, а также учреждений и предприятий внутри этих органов собственными силами, обычно в форме проверок и ревизий. Контрольные полномочия соответствующих органов и должностных лиц, как правило, регламентируются в актах, определяющих компетенцию органа. Формы и методы контроля зависят от масштаба деятельности каждого министерства. В зависимости от этого складывается система внутриведомственного контроля в системе министерств и их структурных подразделениях и распределяются контрольны полномочия между звеньями их аппарата. Ведомственный контроль позволяет органу, проводящему проверку, вмешиваться в деятельность подконтрольного объекта и оперативно устранять причины недостатков. Надведомственный контроль осуществляется органами межотраслевой компетенции. Данный вид контроля осуществляют, например, Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет и др. Все органы, осуществляющие надведомственный контроль, наделены соответствующими полномочиями и вправе производить проверки и обследования предприятий и организаций по вопросам, относящимся к их компетенции. По результатам проверок органы надведомственного контроля могут давать подконтрольным органам, предприятиям, учреждениям и организациям обязательные указания об устранении обнаруженных нарушений.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР
Надзорная деятельность в зависимости от субъектов, ее осуществляющих, делится на два вида. Первый вид - общий надзор прокуратуры, т.е. надзор за субъектами административного права, исключая лишь Президента и Совет Министров, но включая местные Советы депутатов. Прокурорский надзор в сфере управления - деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры по надзору за исполнением республиканскими органами государственного управления, представительными (законодательными) и исполнительными органами местного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции Республики Беларусь и законов, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Система прокуратуры Республики Беларусь включает в себя: • республиканскую прокуратуру; • областные прокуратуры и прокуратуру города Минска; • городские (районные) прокуратуры; • транспортную прокуратуру; • военную прокуратуру. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» основные направления деятельности прокуратуры: надзор за точным и единообразным исполнением законов республиканскими, местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами депутатов и иными органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования, независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за соответствием закону судебных решений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях; надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Прокуратура не вмешивается в оперативно-служебную деятельность предприятий, учреждений и организаций. В целях обеспечения законности в сфере управления органы прокуратуры используют следующие методы работы: проверка правовых актов, издаваемых поднадзорными органами; проверка исполнения законов поднадзорными органами; участие прокурора в заседаниях органов государственной Власти и управления; изучение и обобщение писем, заявлений и публикаций о нарушениях законности и принятие по ним мер; проверка действий должностных лиц. Прокурор при осуществлении общего надзора имеет право: беспрепятственно входить в помещения и на территорию поднадзорных объектов; иметь беспрепятственный доступ к документам и материалам; проверять исполнение законов; требовать от руководителей и других должностных лиц пред-'•тавления необходимых документов, материалов и сведений; выделять и направлять специалистов для выяснения вопросов, касающихся проверки соблюдения законности; истребовать от должностных лиц декларации об источниках доходов; вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушений законов и др. К формам реагирования прокурора на выявленные нарушения законности относятся: протест; представление; постановление; предписание; официальное предупреждение. Протест на противоречащий закону акт приносится прокурором в орган, издавший этот акт, или в вышестоящий орган, правомочный принять по нему решение. В протесте прокурор требует отмены акта либо приведения его в соответствие с законом, а равно прекращения незаконного действия должностного лица и восстановление нарушенного права. Протест подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом, которым он направлен, не позднее чем в десятидневный срок после его поступления, а местными Советами депутатов - на очередной сессии. Если протест не будет рассмотрен в установленный срок либо его отклонили, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об отмене противоречащего закону акта или прекращении незаконных действий. Подача прокурором заявления в суд приостанавливает действие опротестованного акта. Протест на постановление по делу об административном правонарушении вносится судье, вынесшему постановление, либо председателю вышестоящего суда и подлежит рассмотрению в трехдневный срок. Порядок опротестования судебных решений по гражданским и уголовным делам регламентируется Законом «О прокуратуре Республики Беларусь» и соответствующим процессуальным законодательством. Представление прокурора об устранении нарушений закона, причин нарушений и условий, им способствующих, вносится в орган или должностному лицу, правомочным их устранить. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. О принятых мерах в месячный срок должно быть письменно сообщено прокурору. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору заранее сообщается о дне заседания, в котором он вправе принять участие. В зависимости от характера нарушения закона должностным лицом или гражданином прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела, об административном правонарушении, о возбуждении дисциплинарного производства. Мотивированное постановление может выноситься прокурором и в иных случаях как форма выражения его требований. Постановление об административном правонарушении подлежит рассмотрению органом или должностным лицом, правомочными налагать административное взыскание, в сроки и порядке, установленные для рассмотрения дела об административном правонарушении. Постановление прокурора о возбуждении дисциплинарного производства подлежит рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в десятидневный срок со дня его поступления. О результатах рассмотрения письменно сообщается прокурору. Иные постановления прокурора подлежат рассмотрению и исполнению в установленный им срок. Письменное предписание об устранении нарушения закона отправляется органу или должностному лицу, допустившим нарушение, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу, правомочному устранить допущенное нарушение. Предписание выносится в случаях, когда нарушение закона носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам государства, предприятия, учреждения, организации или гражданина. В предписании должны содержаться указание на норму закона, которая оказалась нарушенной, и предложение о мерах по Восстановлению законности. Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору. При несогласии с требованием, содержащимся в предписании, оно может быть обжаловано вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть такую жалобу в десятидневный срок. Обжалование не приостанавливает исполнения предписания. Официальное предупреждение - это акт прокурора, в котором последний предупреждает должностных лиц, граждан о недопустимости нарушения ими требований закона. При неисполнении требований, изложенных в официальном предупреждении, лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке. Таким образом, прокуратура в лице прокурора обладает достаточными полномочиями и возможностями в области обеспечения верховенства закона, укрепления законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, общественных объединений. Второй вид надзора - административный надзор. Его суть состоит в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за исполнением действующих В сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, нормы санитарии и др.).
Наиболее характерные черты надзора: органы надзора (в том числе и прокурорского) осуществляв ют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены; органы контроля - в основном в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении неподчиненных объектов; в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц; в процессе же административного надзора применяются меры административного воздействия к физическим и юридическим лицам; по ныне действующему законодательству органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов; органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных объектах. Методы деятельности органов, осуществляющих административный надзор: постоянное наблюдение; периодические проверки; обследование; изучение и обобщение писем, заявлений и публикаций о нарушениях законности в сфере управления; истребование документов и отчетных данных. Правовые формы реагирования органов, осуществляющих административный надзор, на нарушения в сфере управления: отказ в регистрации; временное закрытие объектов, производств, дорог и т.д.; отказ в выдаче разрешения (лицензии) на осуществление какой-либо деятельности; лишение разрешения (лицензии) на осуществление какой-либо деятельности; дача предписаний об устранении нарушений; приостановление работ, эксплуатации объектов; применение мер административной ответственности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.108 (0.01 с.) |