Управление в области культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление в области культуры



 

Культура как самостоятельная отрасль социально-культур­ного строительства включает в себя широкий круг государ­ственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, заведений культуры: театральное, музыкальное, хореографическое, изобразительное, декоративно-прикладное, эстрадное и цирковое искусство; концертные организации, музеи, библиотеки, дома культуры и др.; кинематографию, телевидение и радиовещание; издательское дело, полиграфию и книжную тор­говлю.

Управление в области культуры включает: организацию создания, распространения и популяризации произведений ли­тературы и искусства; обеспечение распространения информа­ции и пропаганды достижений культуры; сохранение и исполь­зование культурных ценностей; охрану произведений искусства и памятников культуры, повышение культурного уровня насе­ления; руководство предприятиями, организациями и учрежде­ниями культуры. При этом необходимо иметь в виду, что госу­дарство осуществляет лишь отдельные управленческие функ­ции, например контроль за качеством образования.

Законодательство Республики Беларусь о культуре регули­рует общественные отношения: по установлению организацион­но-правовых и экономических гарантий создания, сохранения, распространения и популяризации произведений материальной и духовной культуры, сохранению и передаче культурных тра­диций, охране исторических и культурных ценностей в целях возрождения и развития белорусской национальной культуры и культур национальных сообществ Беларуси как составной части общечеловеческой культуры, формирования культурной среды, моральных начал, эстетических взглядов и вкусов народа и приобщения его к художественному творчеству, к гуманисти­ческим ценностям культуры.

Основные принципы культурной деятельности в Республи­ке Беларусь: свобода творческой деятельности и саморазвитие культурных процессов, плюрализм направлений и стилей в твор­честве, отказ от монополизма в культуре; защита интеллекту­альной собственности; общедоступность духовных ценностей; право на беспрепятственную культуротворческую деятельность

на территории Республики Беларусь для всех национальных сообществ; приоритет условий для развития белорусской нацио­нальной культуры; гуманистическая направленность, усиление личного начала в культурной деятельности, ориентация на об­щечеловеческие и высокоморальные ценности; обеспечение свя­зей белорусской национальной культуры с культурами других народов; соединение государственных и общественных начал и организации культурной деятельности; самостоятельность куль­турной деятельности Республики Беларусь.

Государственные органы во взаимодействии с общественны­ми объединениями обязаны обеспечивать развитие культуры и несут ответственность за духовное, моральное и эстетическое воспитание граждан.

В Республике Беларусь гарантируется развитие разнообраз­ных по типам и видам деятельности предприятий, учреждений и организаций культуры: театров, студий, мастерских, киноте­атров, киноустановок, концертных, художественных и других те­атрально-зрелищных и культурно-просветительных учреждений, внешкольных, учебных, научно-исследовательских и других пред­приятий, учреждений и организаций культуры с учетом истори­ческих, этнических и географических особенностей местности.

В каждом административно-территориальном образовании (городе, поселке, деревне) создается общественно необходимый комплекс предприятий и учреждений культуры, гарантирующий удовлетворение духовных и эстетических запросов населения.

Управленческая деятельность в области культуры осуществля­ется с помощью системы органов исполнительной власти, каждый из которых реализует свою компетенцию на отдельных участках культурного строительства: непосредственно культура, телевиде­ние и радиовещание, кинематография, издательское дело и др.

Систему органов управления в области культуры составля­ют: Министерство культуры (Минкультуры), управления (отде­лы) культуры местных исполнительно-распорядительных орга­нов, подведомственные им театры, концертные организации, ху­дожественные коллективы, цирки, библиотеки, музеи, клубы и другие театрально-зрелищные предприятия и заведения культу­ры, специальные учебные заведения культуры и искусств, музы­кальные и художественные школы.

Министерство культуры Республики Беларусь действует на основании Положения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь. Основные задачи Министер­ства культуры: участие в формировании и реализации государ­ственной политики в области культуры, искусства, кинематографии, охраны историко-культурных ценностей; разработка государственных программ и обеспечение государственных гаран­тий развития культуры и искусства, организация выполнения актов законодательства по вопросам культуры; сохранение на­ционального культурного наследия, имеющего значение для на­рода Беларуси, его духовного и морального совершенствования, формирования национального самосознания; развитие и коор­динация сотрудничества с зарубежными странами в области куль­туры, искусства, сохранение историко-культурного наследия; оп­ределение научно обоснованных направлений экономического и производственно-технического развития культуры, оптимальной политики инвестиций; координация проведения научных, про­ектных, реставрационных и консервационных работ в целях со­хранения историко-культурного наследия; содействие развитию культур национальных меньшинств Беларуси; подготовка и пе­реподготовка кадров для учреждений культуры, разработка и реализация мер по социально-правовой защите работников куль­туры.

Министерство культуры Республики Беларусь разрабатыва­ет и осуществляет государственные программы комплексного развития культуры, приобщения населения Республики Бела­русь к национальному и мировому культурному достоянию; про­водит республиканские и международные конференции, фести­вали, конкурсы, смотры профессионального искусства и народ­ного творчества, праздники, художественных выставок и другие мероприятия, связанные с показом и пропагандой достижений культуры и искусства республики и зарубежных стран; осуще­ствляет регулирование деятельности учреждений и предприя­тий, непосредственно подчиненных Министерству культуры, по­средством утверждения положений (уставов), заключения кон­трактов с руководителями, управление имуществом, выработку рекомендационных нормативов по административно-управлен­ческому персоналу; содействует выполнению подведомственны­ми предприятиями и организациями заказов на работы и услу­ги, поставку товаров народного потребления и иной продукции для

государственных нужд; осуществляет координацию деятельно­сти субъектов хозяйствования всех форм собственности в сфере профессионального искусства, народного творчества путем исполь­зования своих прав, экономических стимулов, через государствен­ный социально-творческий заказ; финансирует в установленном порядке подведомственные учреждения и организации и др.

Министерство культуры в пределах своих полномочий и во исполнение законодательства Республики Беларусь издает по­становления и приказы, вместе с другими центральными и мест­ными органами исполнительной власти, органами местного са­моуправления - совместные акты. Для согласованного решения вопросов, которые относятся к компетенции Минкультуры, об­суждения наиболее важных направлений его деятельности и развития культуры и искусств создается коллегия, решения ко­торой проводятся в жизнь приказом министра культуры. Для анализа проблем культуры и искусства, координации работы по выполнению программ исследований в области культуры, раз­работки научных рекомендаций и предложений по основным вопросам развития искусства, культурно-просветительной ра­боты, массового художественного творчества, художественного образования в Министерстве культуры образуются научный со­вет, другие консультативные органы. Состав и положения о них утверждает министр культуры.

Уполномоченным органом управления телевидением, радио­вещанием и иными средствами массовой информации является Министерство информации. В соответствии с возложенными на него задачами и в пределах действующего законодательства это министерство: разрабатывает и осуществляет общереспуб­ликанские программы по удовлетворению спроса населения на печатные издания, продукцию телевидения и радиовещания; осу­ществляет аналитическую деятельность и сбор статистических данных в сфере массовой информации, книгоиздания, распрост­ранения печатной продукции; организует производство бумаги, картона и других материалов для нужд отрасли; организует и совершенствует единую систему охраны государственных тайн в средствах массовой информации; разрабатывает и в установ­ленном порядке вносит в Совет Министров Республики Бела­русь предложения о ставках авторского вознаграждения за ли­тературные, драматические и музыкальные произведения для

печати, создаваемые по заказам радио и телевидения, а также за материалы, передаваемые по телевидению и радио, и др.

Массовая информация - это публично распространяемая пе­чатная и аудиовизуальная информация. Печатными средствами массовой информации являются периодические печатные изда­ния (пресса) - газеты, журналы, бюллетени, а также единичные издания с определенным тиражом. Аудиовизуальные средства массовой информации: радиовещание, телевидение, кино, зву­козапись, видеозапись и др.

Правовые основы деятельности печатных средств массовой информации в Республике Беларусь урегулированы Законом «О печати и других средствах массовой информации». Их дея­тельность регулируется также законами Республики Беларусь «О рекламе», «Об авторском праве и смежных правах», «О рати­фикации договора Всемирной организации интеллектуальной соб­ственности по исполнениям и фонограммам» и другими законо­дательными актами. Все средства массовой информации, кото­рые издаются на территории Республики Беларусь, подлежат го­сударственной регистрации в органах исполнительной власти.

Законом Республики Беларусь «Аб ахове гiсторыка-культурнай спадчыны Рэспублiki Беларусь» урегулированы право­вые, организационные, социальные и экономические отношения в сфере охраны культурного наследия с целью его сохранения, использования объектов культурного наследия в общественной жизни, защиты традиционного характера среды.

Историко-культурным наследием является совокупность отличительных итогов и свидетельств исторического и духовно­го развития белорусского народа, воплощенных в историко-куль­турных ценностях.

Государственная политика в области учета и охраны исто­рико-культурного наследия определяется в Республике Беларусь Национальным собранием Республики Беларусь и осуществля­ется Советом Министров Республики Беларусь через Министер­ство культуры Республики Беларусь и его представителей в ме­стных исполнительных и распорядительных органах.

В компетенцию Министерства культуры Республики Бела­русь в области охраны историко-культурного наследия входит: 1) сохранение ценностей, их среды и условий существования; 2) недопущение потери отличительных достоинств ценностей, их научно необоснованных изменений; 3) контроль за практи­ческим использованием ценностей; 4) изучение историко-куль­турного наследия, обнаружение и учет ценностей; 5) возвраще­ние в Республику Беларусь ценностей Беларуси, оказавшихся за ее пределами.

Общественные отношения в области музейного дела урегу­лированы Законом Республики Беларусь «Аб музеях i музей­ным фондзе Рэспублiki Беларусь», которым установлены пра­вовые, экономические, социальные основы научного комплекто­вания, изучения, хранения и использования памятников приро­ды, материальной и духовной культуры, деятельности музей­ных заведений.

В Республике Беларусь действует система архивных учреж­дений, которая осуществляет свои функции в соответствии с Законом Республики Беларусь «О Национальном архивном фон­де и архивах в Республике Беларусь». В нее входят: Нацио­нальный архивный фонд Республики Беларусь; республикан­ские и отраслевые государственные архивы; местные архивные учреждения; архивные подразделения государственных музеев и библиотек; архивные подразделения органов, предприятий, уч­реждений, организаций; архивы (архивные подразделения) объе­динений граждан, предприятий, учреждений и организаций; на­учно-исследовательские учреждения в области архивного дела.

Республиканским органом исполнительной власти, кото­рый управляет архивным делом и несет ответственность за его состояние и дальнейшее развитие, является Министерство юс­тиции - департамент по архивам и делопроизводству, осуществляющий контроль и нормативно-методическое обеспечение ведения делопроизводства и архивного дела.

Особое место в сфере культуры и искусства занимают объе­динения граждан. В Республике Беларусь созданы и действуют творческие союзы писателей, композиторов, художников, теат­ральных деятелей, кинематографистов, журналистов, архитек­торов, дизайнеров и др. Правовые, социальные, экономические и организационные принципы деятельности творческих союзов в области культуры и искусства регулируются Законом «Об об­щественных объединениях».

Органы местного управления и самоуправления осуществ­ляют собственные полномочия в отношении: управления уч­реждениями культуры; создания необходимых условий для вос­питания детей, молодежи, развития их способностей; решения вопросов о предоставлении профессиональным творческим ра­ботникам на льготных условиях в пользование помещений под мастерские, студии и лаборатории, необходимые для их творчес­кой деятельности; организации медицинского обслуживания и питания в учреждениях культуры, которые принадлежат терри­ториальным органам либо переданные им; создания условий для развития культуры; содействия возрождению ячеек тради­ционного народного творчества, национально-культурных тра­диций населения, художественных промыслов и ремесел; содей­ствия работе творческих союзов, национально-культурных то­вариществ, ассоциаций, других общественных и неприбыльных организаций, которые действуют в сфере культуры.

 

УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ

 

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государствен­ных учреждениях здравоохранения (ст. 45 Конституции). Охра­на здоровья обеспечивается государственным финансированием соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ.

Право на охрану здоровья - это, прежде всего, обеспечение соответствующего уровня жизни, безопасной для жизни и здо­ровья человека окружающей природной среды.

Охрана здоровья граждан базируется на ряде принципов, которые закреплены в Законе Республики Беларусь «О здраво­охранении»: создание условий для сохранения и укрепления здоровья населения; ответственность граждан за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья других людей; профилактическая направленность здравоохранения; доступность ме­дицинской помощи и лекарственного обеспечения населения; приоритетное медицинское обслуживание и лекарственное обес­печение детей и матерей; координация и контроль Министерством здравоохранения Республики Беларусь деятельности в области здравоохранения других органов государственного уп­равления, ведающих вопросами здравоохранения, и субъектом, осуществляющих деятельность в области здравоохранения; экономическая заинтересованность юридических и физических лиц в охране здоровья населения; ответственность государственных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за состояние здоровья населения; участие общественности и граж­дан в охране здоровья населения.

В целом здравоохранение может рассматриваться как сис­тема мероприятий, направленных на обеспечение сохранения и развитие физиологических и психологических функций, опти­мальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной биологически возможной продолжительности жизни.

Систему здравоохранения Республики Беларусь составляют государственное здравоохранение и частное здравоохранение. Основой системы здравоохранения является государственное здравоохранение.

Государственная система здравоохранения включает Ми­нистерство здравоохранения Республики Беларусь, управления (комитеты) и отделы здравоохранения местных исполнитель­ных и распорядительных органов, отраслевые органы управле­ния министерств, а также подведомственные им организации здравоохранения, медицинские учреждения образования и науч­но-исследовательские организации.

Частная система здравоохранения включает организации здравоохранения, медицинские учреждения образования и науч­но-исследовательские организации, создаваемые физическими и негосударственными юридическими лицами.

Управление здравоохранением в Республике Беларусь осу­ществляется на принципах гласности, коллегиальности и учас­тия общественности.

Государственное управление здравоохранением осуществля­ют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Респуб­лики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Бе­ларусь, республиканские органы государственного управления, имеющие ведомственную систему здравоохранения, управления

(комитеты) и отделы здравоохранения местных исполнитель­ных и распорядительных органов.

Президент Республики Беларусь определяет основные на­правления государственной политики в области охраны здоро­вья населения, стратегию ее развития, утверждает Национальную концепцию охраны здоровья населения и национальные меди­цинские программы, осуществляет контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья населения.

Национальное собрание Республики Беларусь принимает за­коны по вопросам охраны здоровья населения и ежегодные за­коны об утверждении республиканского бюджета на очередной финансовый год, в котором определяются расходы на охрану здоровья населения.

Совет Министров Республики Беларусь осуществляет госу­дарственную политику в области охраны здоровья населения, реализует национальные медицинские программы, разрабатыва­ет, утверждает и реализует государственные программы по охра­не здоровья населения в пределах, предусмотренных законода­тельством, координирует деятельность органов государственно­го управления, юридических и физических лиц в области охра­ны здоровья населения. Не реже одного раза в год Совет Мини­стров Республики Беларусь отчитывается перед Президентом Республики Беларусь об осуществлении государственной поли­тики в области охраны здоровья населения и о состоянии здоро­вья населения Республики Беларусь.

Органы местного управления и самоуправления обеспечи­вают финансирование государственных органов и иных органи­заций здравоохранения, находящихся в их ведении; реализуют национальные и государственные программы по охране здоровья населения; разрабатывают, утверждают и реализуют регио­нальные медицинские программы по развитию здравоохранения; координируют деятельность подведомственных органов управ­ления и самоуправления, юридических и физических лиц в об­ласти охраны здоровья населения; несут ответственность за со­стояние здоровья населения, проживающего на соответствую­щей территории.

Уполномоченным республиканским органом исполнитель­ной власти в области здравоохранения является Министерство

здравоохранения (Минздрав) Республики Беларусь, компетенция которого определяется Положением о нем, утвержденным по­становлением Совета Министров Республики Беларусь. К ос­новным задачам Минздрава относятся: осуществление государ­ственной политики в области охраны здоровья населения; обес­печение медицинской помощи в Республике Беларусь, гаранти­рованное обеспечение установленного Правительством объема бесплатной медицинской помощи в государственных учрежде­ниях здравоохранения; профилактическая деятельность, форми­рование здорового образа жизни, медицинское просвещение; обес­печение санитарно-эпидемического благополучия населения; улучшение качества медицинской помощи, а также повышение ее эффективности. Для решения этих задач и развития охраны здоровья в Минздраве создается коллегия, решения которой про­водятся в жизнь приказами министра.

Государственные функции в области здравоохранения вы­полняют и другие органы, которые в своем ведении имеют уч­реждения здравоохранения. К таким органам, в частности, от­носятся Министерство обороны, МВД, КГБ и др.

Соответствующие функции в управлении охраной здоровья граждан Министерство здравоохранения Республики Беларусь реализует путем проведения контроля за качеством и безопас­ностью продуктов питания, лечебных средств и изделий меди­цинского назначения. Деятельность Министерства здравоохра­нения в этом направлении сводится к реализации государствен­ной политики в сфере государственного контроля за качеством и безопасностью отдельных видов продуктов питания (специ­альных пищевых добавок, лечебных средств, врачебного расти­тельного сырья и лечебной косметики и т.д.), обеспечению ин­тересов государства в этой сфере и межведомственной коорди­нации по указанным вопросам.

Охрану здоровья населения обеспечивают и санитарно-профилактические, лечебно-профилактические, физкультурно-оздо­ровительные, санаторно-курортные, аптечные, научно-медицин­ские и другие учреждения здравоохранения.

К учреждениям здравоохранения относятся больницы, по­ликлиники, специализированные диспансеры, родильные дома,

санитарно-эпидемические центры, станции скорой медицинской помощи, медико-санитарные части учреждений и организаций и др. Учреждения здравоохранения осуществляют свою деятель­ность на основании устава, утвержденного собственником или уполномоченным им органом.

Независимо от юридического статуса учреждения здравоох­ранения, руководство им может осуществлять только лицо, ко­торое отвечает установленным государством единым квалифи­кационным требованиям.

Государство поддерживает и поощряет индивидуальную пред­принимательскую деятельность в области здравоохранения, ко­торая может реализовываться только при наличии специального разрешения (лицензии) на осуществление такой деятельности.

Законом Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» регулируются общественные отноше­ния, возникающие в сфере обеспечения санитарного и эпидеми­ческого благополучия населения, определяются соответствую­щие права и обязанности государственных органов, предприя­тий, учреждений, организаций и граждан в этой сфере, устанав­ливается порядок организации государственной санитарно-эпидемической службы и осуществления государственного санитар­но-эпидемического надзора.

 

Глава 24



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 709; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.0.24 (0.031 с.)