Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Административно-правовые основы управленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
МЕЖОТРАСЛЕВОЙ СФЕРОЙ ПОНЯТИЕ, СПЕЦИФИКА И СОДЕРЖАНИЕ МЕЖОТРАСЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ
Все отрасли государственного управления развиваются в рамках единой системы государственного управления. Несмотря на свою относительную самостоятельность, эти отрасли теснейшим образом взаимосвязаны. Эти факторы обусловливают выделение в общем механизме государственного управления сфер межотраслевого управления -специальных звеньев, осуществляющих межотраслевые функции. Субъектами межотраслевого управления являются органы, не имеющие отраслевого профиля деятельности, специализирующиеся на выполнении межотраслевых задач и функций. Объектами межотраслевого управления являются межотраслевые сферы: экономика, финансы, статистика, налоги, стандартизация и сертификация, таможенное дело и др. Понятие «межотраслевое управление» сложное и многогранное. Его структура и состав в административном праве понимаются по-разному. Например, в одних случаях экономика включается только в межотраслевое управление, в других - в управление в экономической сфере и одновременно в межотраслевое управление. Вопрос этот дискуссионный. Границы и рамки деятельности органов межотраслевого управления значительно шире, чем органов отраслевого управления, так как их деятельность имеет функциональный характер и распространяется на все или несколько отраслей управления. В известном смысле межотраслевое управление — это управление общего характера, поскольку деятельность межотраслевых органов охватывает практически все отрасли и участки управленческой деятельности. Существуют несколько вариантов определения понятий «межотраслевое управление», например, межотраслевое управление можно охарактеризовать как руководство, осуществляемое определенным органом управления, по отношению к самостоятельным, не подчиненным ему по положению органам, согласование и направление отдельных сторон их деятельности в целях обеспечения единства при решении вопросов, имеющих общегосударственное значение. Данное определение слишком общее и не раскрывает специфики межотраслевого управления, не упоминает даже об объектах такого управления, которые обладают существенными особенностями. Ведь совершенно очевидна серьезная разница, скажем, между такими объектами, как статистика, стандартизация и экономика. Акцентируется внимание также на том, что существо межотраслевого управления составляет координация; в отличие от отраслевого, не организуется непосредственно вся деятельность объектов управления и не затрагивается их определенная самостоятельность. Причем необходимо отметить, что организационные формы межотраслевого управления прошли в своем развитии определенную эволюцию. И в настоящее время межотраслевым органам свойственна значительная подвижность, что также характеризует специфику входящих в межотраслевую сферу участков деятельности. Иногда под межотраслевым государственным управлением понимается исполнительная и распорядительная деятельность, осуществляемая органами государственного управления, наделенными надведомственными полномочиями по отношению к организационно не подчиненным им, управляемым объектам, в ходе которой обеспечивается согласованность и единство действий при решении общегосударственных или межотраслевых задач. Правда, при этом подчеркивается: границы действия (сфера управления) органов межотраслевого управления значительно шире, чем у отраслевого управления, так как их деятельность функциональна и распространяется на все или несколько отраслей управления. При этом в современных условиях круг вопросов, по которым необходима координация (согласование) деятельности отраслевых органов, непрерывно расширяется, что объясняется появлением и увеличением сектора частной экономики, который при сохранении государственного сектора порождает множество новых объектов управления. Характерными чертами органов межотраслевого управления являются: во-первых, надведомственность полномочий межотраслевых органов исполнительной власти, которая выражается в том, что правовые акты, издаваемые в пределах их компетенции, являются обязательными для всех органов государственного управления, не подчиненных им предприятий, учреждений и организаций. Органы межотраслевого управления занимая особое положение, несут ответственность за состояние и развитие порученной им сферы; во-вторых, сфера управления, как правило, отражается в наименованиях межотраслевых органов: Государственный таможенный комитет, Государственный комитет по стандартизации, министерства экономики, финансов, по налогам и сборам и др.; в-третьих, вопрос о системе, совокупности, самом перечне межотраслевых сфер и соответствующих органов управления ими -вопрос сложный и дискуссионный. Имеются различные точки зрения, которые в целом можно свести к широкой и узкой трактовке межотраслевых сфер и управляющих ими органов исполнительной власти; в-четвертых, соотношение терминов: орган межотраслевого управления и функциональный орган исполнительной власти (государственного управления). Думается, что это близкие, родственные термины, имеющие, однако, специфические оттенки, грани, задачи и функции в процессе деятельности. Функциональный орган исполнительной власти - это орган, выполняющий одну определенную функцию, но в отношении других отраслей и сфер управления, предприятий и хозяйственных организаций. Безусловно, функциональными по характеру являются такие органы, как Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерство статистики и анализа Республики Беларусь и некоторые другие; в-пятых, в известной мере в силу характера задач и функций межотраслевого профиля названные органы могут быть отнесены к органам общего управления с учетом того, что главные методы деятельности многих из них - это координация, согласование, взаимодействие и т.д. Таковы в целом характерные черты, которые присущи межотраслевым органам управления как разновидности органов в системе государственного управления. Сущность межотраслевого управления составляют: определение основных направлений экономической и социальной политики государства, разработка целевых, комплексных и иных общегосударственных программ развития отраслей управления; обеспечение организационного единства функционирования отраслевых систем управления; реализация программ и задач, выходящих за пределы той или иной отрасли государственного управления, а также решение вопросов, имеющих смежное или общегосударственное значение. Суть межотраслевого управления заключается в координации деятельности отраслевых систем по вопросам межотраслевого хозяйства. Органы межотраслевого управления имеют надведомственные полномочия. Следовательно, отраслевой принцип, обеспечивающий вертикальное подчинение предприятий, учреждений, организаций, дополняется функциональным, положенным в основу пополненным координационным содержанием. Виды межотраслевого управления: общая координация и контроль отраслевых систем (осуществляется органами общей компетенции: Советом Министров Республики Беларусь, исполкомами местных Советов депутатов); специальная координация и контроль (осуществляется специальными звеньями аппарата управления: министерствами, государственными комитетами). В зависимости от территориальных масштабов межотраслевого управления различаются: общегосударственная координация и контроль; местная координация и контроль. По объему межотраслевого управления делятся: на охватывающие все системы межотраслевого управления; распространяющиеся лишь на ряд подсистем отраслевого управления на их местном уровне. По субъектам межотраслевого управления различаются: · осуществляемые Советом Министров Республики Беларусь; · министерствами; · Государственными комитетами; · исполкомами и др. Деятельность органов, осуществляющих межотраслевое управление, отличается фундаментальным характером, распространяется на все или ряд отраслей управления. Органы межотраслевого управления:
прогнозируют и определяют основные направления согласованного развития отраслевых систем;
контролируют в определенных пределах отраслевые органы; активно содействуют министерствам, подчиненным им органам и объектам в реализации полномочий;
объединяют их усилия в выполнении плановых заданий, решении разнообразных вопросов, возникающих на стыках отраслей и выходящих за рамки одной отрасли.
При этом орган межотраслевого управления: устанавливает для координируемых органов обязательные правила или задания; утверждает представляемые ему на рассмотрение документы; дает согласие координируемым органам на совершение определенных действий; осуществляет контрольно-надзорные полномочия в отношении координируемых объектов; направляет им указания или рекомендации методического характера. Не вмешиваясь в оперативную деятельность органов отраслевого управления и администрации предприятий, учреждений и организаций, органы межотраслевого управления выполняют важную роль в обеспечении всей системы органов государственного управления. Особый организационный вид координации и соответственно межотраслевого управления возникает при объединении усилий государственных комитетов, министерств и различных организаций в процессе разработки, формирования и реализации комплексных целевых программ, связанных с решением крупных научно-технических задач, экономических и социальных проблем. Это позволяет концентрировать усилия и ресурсы на решении главных задач, осуществлении целевых программ развития отраслей экономики страны. В разработке и реализации таких программ участвует большое количество министерств, различных организаций. В этих случаях среди них выделяют головные министерства и иные республиканские органы, ответственные за выполнение задач, предусмотренных программами. Усиление роли межотраслевого управления в современный период повлекло за собой развитие и конструктивное закрепление организационных форм ее обеспечения. В настоящее время наиболее важные вопросы межотраслевого управления разрешаются высшими органами государственной власти и управления Республики Беларусь, местными Советами депутатов, их исполкомами. Они осуществляют общую координацию отраслевых систем управления промышленностью, строительством, агропромышленным комплексом, транспортом, обеспечивает их согласованную деятельность и контроль. Итак, очевидно, что государство не может эффективно управлять экономической, социально-культурной и административно-политической деятельностью, опираясь только на отраслевой аппарат. Для глубоких социально-экономических преобразований существуют и функционируют межотраслевые органы управления и соответствующие органы исполнительной власти. Каковы же совокупность межотраслевых сфер, ее состав и структура и действующая административно-правовая организация управления каждой из этих сфер? Если придерживаться широкой трактовки межотраслевого управления и органов, осуществляющих управление ими, то совокупность указанных межотраслевых сфер составят: экономика, финансы, налоговое дело, таможенное дело, статистика и анализ, стандартизация и сертификация, труд и социальная защита, охрана окружающей среды и природных ресурсов, антимонопольная политика и государственное имущество, чрезвычайные ситуации и проблемы последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Разумеется, классификация эта относительно условная, но она позволяет охватить широкими социально-экономическими связями эти сферы, причем некоторые из них могут быть отнесены к межотраслевым сферам только весьма условно.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 748; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.17.60 (0.01 с.) |