Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие, цели и основание административного принуждения, его отличие от других видов государственного принужденияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Административное принуждение - разновидность государственного принуждения, оно используется как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, т.е. выполняет карательную функцию; применяется и для предупреждения правонарушений, и для их пресечения.
Административное принуждение характеризуется рядом специфических черт.
1. Применяется в государственном управлении для охраны складывающихся в этой сфере общественных отношений, регулируемых, как правило, нормами административного права. 2. Применение административного принуждения - результат реализации государственно-властных полномочий. Оно является исключительной прерогативой государственного управления, и только в отдельных, строго установленных в законе случаях меры административного принуждения применяются судами (судьями). Важно подчеркнуть в этой связи, что лицо, применяющее административное принуждение, должно иметь статус представителя власти, ибо применение административно-принудительных мер невозможно внутри той или иной ведомственной системы управления. Оно должно обладать соответствующими полномочиями вне своего органа управления, в отношениях с внешней средой, с лицами, непосредственно не подчиненными ему по службе. Закон четко определяет круг лиц, имеющих подобные права. 3. Состоит в понуждении к исполнению гражданами и должностными лицами установленных правовыми нормами юридических обязанностей.
4. Применяется с целью:
а) прекращения противоправных действий; б) наказания нарушителей в административном порядке; в) обеспечения общественной безопасности, когда наступление экстраординарных условий определяет необходимость принудительных мер в целях предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий, их локализации.
5. Характерная черта административного принуждения -специфическая юридическая природа оснований его применения.
Основание применения административного принуждения:
1) совершение административного правонарушения; 2) наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой (например, стихийных бедствий, катастроф техногенного характера, эпидемий и других чрезвычайных обстоятельств).
6. Административное принуждение осуществляется, как правило, в рамках административно-процессуальных норм.
Таким образом, административное принуждение представляет собой средство психологического, физического, материального или организационного воздействия, основанное на нормах административного права, применяемое специально уполномоченным субъектом в определенных процессуальных формах с целью обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Психическое принуждение воздействует на психику личности путем применения насилия или других мер воздействия, влекущих невыгодные для ее последствия (например, требование прекратить противоправные деяния). Физическое принуждение выражается в непосредственном воздействии на личность, ограничивая свободу ее действий (например, применение физической силы и специальных средств, задержание правонарушителя). Материальное принуждение заключается в ограничении владения и пользования имуществом, в лишении некоторых материальных благ (например, взыскание с правонарушителя штрафа). ВИДЫ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ
Меры административного принуждения многочисленны и разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения.
Виды мер административного принуждения делятся на три группы: • административно-предупредительные меры; • меры административного пресечения; • меры административной ответственности (взыскания).
Можно выделить еще меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Отдельные авторы выделяют административно-восстановительные меры, применяемые с целью восстановления нарушенного права.
Административно-предупредительные меры - способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий и организаций.
Основания применения административно-предупредительных мер: наступление особых условий как связанных, так и не связанных с действием человека (несчастные случаи, стихийные бедствия и т.д.).
Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, меры подобного рода осуществляются в принудительном порядке, т.е. в процессе односторонней реализации юридически властных полномочий компетентных исполнительных органов (должностных лиц). Выражаются они в виде определенных ограничений и запретов, что и характеризует их принудительную природу.
Можно выделить четыре группы административно-предупредительных мер:
1) меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, а также тяжких последствий (введение карантина и т.д.); 2) меры, направленные на предупреждение правонарушений, причем не только административных проступков, но и преступлений (таможенный досмотр и т.д.); 3) меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей (постановка на специальный учет и т.д.); 4) лечебно-предупредительные меры (ограничение действий и лечение инфекционных больных, наркоманов и т.д.).
Наиболее типичные административно-предупредительные меры:
• проверка документов; • прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности; • регистрация транспортных средств, регистрация и перерегистрация оружия; • надзор за техническим состоянием транспортных средств; • досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов; • постановка на специальный учет; • надзор за соблюдением правил дорожного движения; • надзор за соблюдением правил пожарной безопасности; • вызов для регистрации и официального предостережения; • посещение и осмотр подконтрольных объектов; • выселение из домов, грозящих обвалом; • введение карантина (при эпидемиях и эпизоотиях); • реквизиция имущества; • закрытие участков государственной границы и т.д.
Неподчинение лиц или невыполнение ими определенных требований, предъявляемых при проведении названных мер административного принуждения, влечет различные правовые последствия.
Меры административного пресечения - способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправных действий и предотвращения наступления общественно опасных последствий. Суть подобных мер - в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок.
Среди средств административного принуждения меры административного пресечения наиболее многочисленны и разнообразны, их можно сгруппировать в несколько видов: • меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя; • меры имущественного характера; • меры технического характера; • меры финансово-юридического характера; • меры медико-санитарного характера; • меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной деятельности; • меры специального или исключительного назначения. В зависимости от цели и способа воздействия все меры пресечения делятся на обычные и специальные. Обычные меры пресечения: • требование прекратить противоправное деяние; • превентивное задержание: помещение в медицинский вытрезвитель, приемник-распределитель; неотложная принудительная госпитализация лица, нуждающегося в психиатрическом лечении; задержание нарушителей комендантского часа и др.; • принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; временное отстранение от работы инфекционных больных; • запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям; • запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по общественной безопасности; • приостановление работы объектов разрешительной системы; • снос самовольно возведенных строений; • изъятие в доход государства сумм, полученных предприятием, учреждением или организацией в результате нарушения финансовой дисциплины; • запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др. Специальные меры пресечения: • меры административно-процессуального пресечения заключаются в принудительном ограничении свободы передвижения лица, совершившего правонарушение, в целях пресечения нарушения и обеспечения выполнения им и лицом, осуществляющим меру пресечения, процессуальных обязанностей (доставление правонарушителя, административное задержание, привод); • меры, направленные на получение доказательств, создающие условия для установления факта правонарушения и личности нарушителя, обнаружения и исследования доказательств, необходимых для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела (проверка документов у граждан, должностных лиц, водителей транспортных средств и у лиц, сопровождающих грузы; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, и транспортных средств, изъятие вещей и документов; осмотр служебных помещений; медицинское освидетельствование водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, лиц, допустивших немедикаментозное потребление наркотических или других средств, лиц, направляемых в лечебно-трудовые профилактории, граждан, в отношении которых имеются достаточные основания считать, что они имеют венерические заболевания или больны туберкулезом с бактериовыделением и др.); • процессуальные меры исполнения административных взысканий выполняются органами, осуществляющими исполнение вынесенных ими постановлений по делам об административных правонарушениях, а также постановлений судей, наделенными правом совершения принудительных действий по реализации предписаний, содержащихся в этих актах, при уклонении лица, привлеченного к административной ответственности, от исполнения взыскания. Специальными мерами административного пресечения является применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Применение их в основном регламентировано Законом Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь». При применении специальных мер пресечения могут использоваться: • средства простого физического воздействия (боевые приемы борьбы, использование служебных собак); • технические средства (наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные химические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений и принудительной остановки транспорта, водометы, бронемашины и другие специальные и транспортные средства); • огнестрельное оружие. Применению специальных мер административного пресечения, когда это возможно, должны предшествовать предупреждения о намерении их использовать либо применить (огнестрельное оружие). Специальные средства и огнестрельное оружие не применяется против женщин с видимыми признаками беременности, малолетних, а также инвалидов с явными признаками инвалидности, за исключением случаев совершения ими вооруженного нападения или иных действий, угрожающих жизни и здоровью людей. Во всех случаях, когда избежать применения физической силы, специальных средств и оружия невозможно, работники милиции обязаны стремиться причинить наименьший вред здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан, а также обеспечить предоставление пострадавшим медицинской и иной помощи. Применение специальных мер административного пресечения в случаях и порядке, противоречащих Закону «Об органах внутренних дел», влечет ответственность, установленную действующим законодательством. Меры административной ответственности (взыскания) анализируются в специальном разделе. Их специфика состоит в том, что они применяются в случае совершения административного правонарушения.
Применение мер административного принуждения во всех вариантах усиливается в условиях специальных административно-правовых режимов. Органы, осуществляющие управление в этих условиях, наделяются чрезвычайными полномочиями. Так, возможно временное выселение граждан из районов, опасных для проживания; введение особого режима въезда и выезда граждан; запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; запрещение проведения забастовок; введение особых правил пользования связью; введение комендантского часа; приостановление деятельности политических партий, общественных организаций, массовых движений; приостановление полномочий местных представительных органов власти; использование ресурсов предприятий, учреждений и организаций для предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств и т.д.
Глава 13
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 574; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.1.58 (0.009 с.) |