Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, цели и основание административного принуждения, его отличие от других видов государственного принуждения

Поиск

 

Административное принуждение - разновидность государ­ственного принуждения, оно используется как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, т.е. выполняет карательную функцию; применяет­ся и для предупреждения правонарушений, и для их пресечения.

 

Административное принуждение характеризуется рядом спе­цифических черт.

 

1. Применяется в государственном управлении для охраны складывающихся в этой сфере общественных отношений, регу­лируемых, как правило, нормами административного права.

2. Применение административного принуждения - резуль­тат реализации государственно-властных полномочий. Оно яв­ляется исключительной прерогативой государственного управ­ления, и только в отдельных, строго установленных в законе случаях меры административного принуждения применяются судами (судьями). Важно подчеркнуть в этой связи, что лицо, применяющее административное принуждение, должно иметь статус представителя власти, ибо применение административно-принудительных мер невозможно внутри той или иной ведом­ственной системы управления. Оно должно обладать соответ­ствующими полномочиями вне своего органа управления, в от­ношениях с внешней средой, с лицами, непосредственно не под­чиненными ему по службе. Закон четко определяет круг лиц, имеющих подобные права.

3. Состоит в понуждении к исполнению гражданами и дол­жностными лицами установленных правовыми нормами юриди­ческих обязанностей.

 

 

4. Применяется с целью:

 

а) прекращения противоправных действий;

б) наказания нарушителей в административном порядке;

в) обеспечения общественной безопасности, когда наступление экстраординарных условий определяет необходимость при­нудительных мер в целях предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий, их локализации.

 

5. Характерная черта административного принуждения -специфическая юридическая природа оснований его примене­ния.

 

Основание применения административного принуждения:

 

1) совершение административного правонарушения;

2) наступление особых условий, предусмотренных правовой нор­мой (например, стихийных бедствий, катастроф техногенного характера, эпидемий и других чрезвычайных обстоятельств).

 

6. Административное принуждение осуществляется, как пра­вило, в рамках административно-процессуальных норм.

 

Таким образом, административное принуждение представ­ляет собой средство психологического, физического, материаль­ного или организационного воздействия, основанное на нормах административного права, применяемое специально уполномо­ченным субъектом в определенных процессуальных формах с целью обеспечения общественного порядка и общественной бе­зопасности.

 

Психическое принуждение воздействует на психику лично­сти путем применения насилия или других мер воздействия, влекущих невыгодные для ее последствия (например, требова­ние прекратить противоправные деяния). Физическое принуж­дение выражается в непосредственном воздействии на личность, ограничивая свободу ее действий (например, применение физи­ческой силы и специальных средств, задержание правонаруши­теля). Материальное принуждение заключается в ограничении владения и пользования имуществом, в лишении некоторых материальных благ (например, взыскание с правонарушителя штрафа).

ВИДЫ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

 

Меры административного принуждения многочисленны и разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и поряд­ку применения.

 

Виды мер административного принуждения делятся на три группы:

• административно-предупредительные меры;

• меры административного пресечения;

• меры административной ответственности (взыскания).

 

Можно выделить еще меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

 

Отдельные авторы выделяют административно-восстанови­тельные меры, применяемые с целью восстановления нарушен­ного права.

 

Административно-предупредительные меры - способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обстоятельств, угрожающих жизни и безо­пасности граждан или нормальной деятельности государствен­ных органов, предприятий и организаций.

 

Основания применения административно-предупредительных мер: наступление особых условий как связанных, так и не свя­занных с действием человека (несчастные случаи, стихийные бедствия и т.д.).

 

Несмотря на ярко выраженный профилактический харак­тер, меры подобного рода осуществляются в принудительном порядке, т.е. в процессе односторонней реализации юридически властных полномочий компетентных исполнительных органов (должностных лиц). Выражаются они в виде определенных ог­раничений и запретов, что и характеризует их принудительную природу.

 

 

Можно выделить четыре группы административно-предуп­редительных мер:

 

1) меры, применяемые в целях предотвращения угрозы на­ступления возможных вредных, опасных, а также тяжких по­следствий (введение карантина и т.д.);

2) меры, направленные на предупреждение правонарушений, причем не только административных проступков, но и преступ­лений (таможенный досмотр и т.д.);

3) меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей (постановка на спе­циальный учет и т.д.);

4) лечебно-предупредительные меры (ограничение действий и лечение инфекционных больных, наркоманов и т.д.).

 

Наиболее типичные административно-предупредительные меры:

 

• проверка документов;

• прекращение движения транспорта и пешеходов при возник­новении угрозы общественной безопасности;

• регистрация транспортных средств, регистрация и перерегис­трация оружия;

• надзор за техническим состоянием транспортных средств;

• досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажи­ров гражданских воздушных судов;

• постановка на специальный учет;

• надзор за соблюдением правил дорожного движения;

• надзор за соблюдением правил пожарной безопасности;

• вызов для регистрации и официального предостережения;

• посещение и осмотр подконтрольных объектов;

• выселение из домов, грозящих обвалом;

• введение карантина (при эпидемиях и эпизоотиях);

• реквизиция имущества;

• закрытие участков государственной границы и т.д.

 

Неподчинение лиц или невыполнение ими определенных тре­бований, предъявляемых при проведении названных мер адми­нистративного принуждения, влечет различные правовые послед­ствия.

 

Меры административного пресечения - способы и сред­ства принудительного воздействия, применяемые в целях пре­кращения противоправных действий и предотвращения наступ­ления общественно опасных последствий.

Суть подобных мер - в принудительном прекращении про­тивоправных действий (деятельности) граждан, должност­ных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок.

 

Среди средств административного принуждения меры адми­нистративного пресечения наиболее многочисленны и разнооб­разны, их можно сгруппировать в несколько видов:

• меры, применяемые непосредственно к личности правонару­шителя;

• меры имущественного характера;

• меры технического характера;

• меры финансово-юридического характера;

• меры медико-санитарного характера;

• меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной деятельности;

• меры специального или исключительного назначения.

В зависимости от цели и способа воздействия все меры пре­сечения делятся на обычные и специальные.

Обычные меры пресечения:

• требование прекратить противоправное деяние;

• превентивное задержание: помещение в медицинский вы­трезвитель, приемник-распределитель; неотложная принуди­тельная госпитализация лица, нуждающегося в психиатри­ческом лечении; задержание нарушителей комендантского часа и др.;

• принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опас­ными для окружающих; временное отстранение от работы инфекционных больных;

• запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;

• запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по общественной безопасности;

• приостановление работы объектов разрешительной системы;

• снос самовольно возведенных строений;

• изъятие в доход государства сумм, полученных предприяти­ем, учреждением или организацией в результате нарушения финансовой дисциплины;

• запрещение эксплуатации предприятий торговли или обще­ственного питания из-за их антисанитарного состояния и др.

Специальные меры пресечения:

• меры административно-процессуального пресечения заключа­ются в принудительном ограничении свободы передвижения лица, совершившего правонарушение, в целях пресечения на­рушения и обеспечения выполнения им и лицом, осуществ­ляющим меру пресечения, процессуальных обязанностей (до­ставление правонарушителя, административное задержание, привод);

• меры, направленные на получение доказательств, создающие условия для установления факта правонарушения и личнос­ти нарушителя, обнаружения и исследования доказательств, необходимых для всестороннего, полного и объективного вы­яснения обстоятельств дела (проверка документов у граждан, должностных лиц, водителей транспортных средств и у лиц, сопровождающих грузы; личный досмотр, досмотр вещей, на­ходящихся при физическом лице, и транспортных средств, изъятие вещей и документов; осмотр служебных помеще­ний; медицинское освидетельствование водителей, находящих­ся в состоянии алкогольного опьянения, лиц, допустивших немедикаментозное потребление наркотических или других средств, лиц, направляемых в лечебно-трудовые профилакто­рии, граждан, в отношении которых имеются достаточные ос­нования считать, что они имеют венерические заболевания или больны туберкулезом с бактериовыделением и др.);

• процессуальные меры исполнения административных взыс­каний выполняются органами, осуществляющими исполне­ние вынесенных ими постановлений по делам об админист­ративных правонарушениях, а также постановлений судей, наделенными правом совершения принудительных действий по реализации предписаний, содержащихся в этих актах, при уклонении лица, привлеченного к административной ответ­ственности, от исполнения взыскания.

Специальными мерами административного пресечения яв­ляется применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Применение их в основном регламен­тировано Законом Республики Беларусь «Об органах внутрен­них дел Республики Беларусь».

При применении специальных мер пресечения могут исполь­зоваться:

• средства простого физического воздействия (боевые приемы борьбы, использование служебных собак);

• технические средства (наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные химические вещества, светозвуко­вые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений и принудительной остановки транс­порта, водометы, бронемашины и другие специальные и транс­портные средства);

• огнестрельное оружие.

Применению специальных мер административного пресече­ния, когда это возможно, должны предшествовать предупрежде­ния о намерении их использовать либо применить (огнестрель­ное оружие). Специальные средства и огнестрельное оружие не применяется против женщин с видимыми признаками беремен­ности, малолетних, а также инвалидов с явными признаками инвалидности, за исключением случаев совершения ими воору­женного нападения или иных действий, угрожающих жизни и здоровью людей.

Во всех случаях, когда избежать применения физической силы, специальных средств и оружия невозможно, работники милиции обязаны стремиться причинить наименьший вред здо­ровью, чести, достоинству и имуществу граждан, а также обеспе­чить предоставление пострадавшим медицинской и иной помощи.

Применение специальных мер административного пресече­ния в случаях и порядке, противоречащих Закону «Об органах внутренних дел», влечет ответственность, установленную действу­ющим законодательством.

Меры административной ответственности (взыскания) ана­лизируются в специальном разделе. Их специфика состоит в том, что они применяются в случае совершения административ­ного правонарушения.

 

Применение мер административного принуждения во всех вариантах усиливается в условиях специальных администра­тивно-правовых режимов. Органы, осуществляющие управление в этих условиях, наделяются чрезвычайными полномочиями. Так, возможно временное выселение граждан из районов, опас­ных для проживания; введение особого режима въезда и выезда граждан; запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; запрещение проведения забастовок; введение особых правил пользования связью; введение комен­дантского часа; приостановление деятельности политических партий, общественных организаций, массовых движений; при­остановление полномочий местных представительных органов власти; использование ресурсов предприятий, учреждений и орга­низаций для предотвращения и ликвидации последствий чрез­вычайных обстоятельств и т.д.

 

Глава 13



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 574; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.81.252 (0.008 с.)