Тема 6. Сущность и состав административного правонарушения. Субъекты правонарушения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Сущность и состав административного правонарушения. Субъекты правонарушения.



1. Понятие, признаки и виды правонарушений.

2. Понятие административного правонарушения. Юридический состав правонарушения. Дисциплинарный проступок. Преступление.

3. Субъекты административных правонарушений. Объект административного правонарушения. Субъективная сторона и объективная сторона правонарушения.

4. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность.

Нормативные акты:

Конституция РФ

Кодекс РФ об административных правонарушениях

Закон РФ «О милиции»

Правила дорожного движения

Задачи и упражнения:

1. Раскройте содержание понятия правонарушения и правомерного поведения.

2. Дайте развернутую характеристику понятию административного правонарушения.

3. В областной газете была опубликована статья, в которой сооб­щалось, что районный

судья, следователь районной прокуратуры и водитель прокурорского автомобиля уличены в браконьерской охоте. Имея просроченную лицензию на отстрел лося, они убили лосенка, отказались подписать составленный госохотинспектором протокол, грубили ему и даже угрожали.

Что могут и должны предпринять председатель областного суда и руководство областной прокуратуры в отношении своих работников, убедившись, что эта информация полностью соответствует действи­тельности?

4. Сотрудник ГИБДД произвел несколько выстрелов с целью повреждения транспортного средства на котором пытался скрыться водитель, проехавший на желтый сигнал светофора. Правомерны ли действия сотрудника ГИБДД?

Тема 7. Административная ответственность.

1. Понятие, признаки и основания юридической ответственности.

2. Цель и функции административной ответственности.

3. Принципы административной ответственности.

4. Виды административной ответственности.

5. Административное принуждение, административное пресечение, административное взыскание и другие виды государственного принуждения.

Нормативные акты

Кодекс Российской Федерации об административных правонару­шениях.

Таможенный кодекс Российской Федерации.

Земельный кодекс Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Градостроительный кодекс Российской Федерации.

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650; 2003. № 2. Ст. 167; № 27. Ст. 2700.

Инструкция о порядке привлечения должностных лиц, граждан к административной ответственности и наложения штрафов на юриди­ческих лиц за санитарные правонарушения, утв. приказом Госкомсан-эпиднадзора России от 7 июля 1993 г. № 61 // БНА. 1994. № 3.

Положение по применению контрольно-кассовых машин при осу­ществлении денежных расчетов с населением, утв. постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745 // САПП РФ. 1993. №32. Ст. 3017; СЗ РФ. 1995. №44. Ст. 4182; 1997. № 3. Ст. 384; 1998. № 1. Ст. 125; № 33. Ст. 4016; 1998. № 36. Ст. 4525; № 48. Ст. 5932; 1999. № 3. Ст. 338; 2000. № 50. Ст. 4898; 2003. № 33. Ст. 3270.

Порядок бесспорного списания пеней и штрафов, взимаемых та­моженными органами Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 12 июля 1996 г. № 801 // СЗ РФ. 1996. № 29. Ст. 3503.

Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утв. Ука­зом Президиума Верховного Совета РФ от 3 июня 1967 г. // ВВС РСФСР. 1967. №23. Ст. 536; Ведомости РФ. 1993. № 12. Ст. 429.

Задачи и упражнения

1. Дайте общую правовую характеристику всем элементам структу­ры административной ответственности.

2. Со ссылкой на конкретные нормы КоАП РФ разъясните поня­тие и разграничение категорий: «установление административной от­ветственности» и «применение административной ответственности». Перечислите всех субъектов, пользующихся правом установления ад­министративной ответственности по действующему законодательству.

3. На гражданина С. 15 января был наложен административный штраф за проживание без регистрации. При повторной проверке со­блюдения правил о паспортном режиме 15 февраля оказалось, что С. штрафа не уплатил и продолжает проживать без регистрации. Мо­жет ли быть применен к С. административный штраф повторно?

4. Сельский житель И., поспорив с друзьями, забрался по громоот­воду на шпиль одной из церквей, отнесенных к архитектурным памят­никам. В результате сместился декоративный шар, расположенный на острие шпиля. Через год И., решив повторить свое «восхождение», сломал декоративный шар и отдельные детали, украшавшие шпиль, а также погнул флюгер.

К кому может обратиться за помощью приходской священник? Можно ли привлечь И. к административной ответственности? Если да, то кто это должен сделать?

5. Как должен привлекаться к административной ответственности гражданин, совершивший мелкое хищение и при задержании оказав­ший злостное неповиновение законному распоряжению задерживаю­щего его работника милиции?

6. Сравните (с использованием КоАП РФ) следующие два вида ад­министративных наказаний: «лишение специального права» и «дис­квалификация».

По каким составам административных правонарушений они при­меняются? Есть ли разница в субъектах ответственности, в характере и сроках правовых ограничений? В чем отличие этих наказаний от такой административно-правовой санкции, как лишение (аннулирование, изъятие) лицензии?

Каков порядок учета дисквалифицированных лиц (по постановле­нию Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 805) и насколько он эффективен? Как исполняются постановления о применении указан­ных административных наказаний?

7. Изучите по соответствующей главе КоАП РФ административную ответственность за составы налоговых административных правонаруше­ний и покажите ее отличия от «налоговой ответственности», регулиру­емой Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ). Сравните процедуры привлечения к этим видам ответственности по КоАП РФ, НК РФ и Арбитражному процессуальному кодексу РФ (далее — АПК РФ).

8. Постановлением начальника МОБ ОВД г. Ельца (Липецкая обл.) гражданин А", привлечен к административной ответственности за то, что «допустил порчу паспорта». В объяснениях К., имеющихся в протоколе об административных правонарушениях, утверждается, что паспорт пришел в негодность по той причине, что случайно попал в стирку вместе с одеждой. Подлежит ли К. административной ответ­ственности? Как формулирует формы вины КоАП РФ? В чем особенность формулировки вины юридического лица?

Тема 8. Производство по делам об административных правонарушениях.

1. Понятие и правовая основа производства по делам об административных правонарушениях.

2. Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях. Право на защиту. Презумпция невиновности.

3. Доказательства по делу.

4. Участники производства.

5. Сроки в производстве. Подведомственность дел.

6. Меры административно-процессуального принуждения.

7. Стадии производства.

8. Административное расследование, рассмотрение дел.

9. Пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях. Исполнение постановлений.

Нормативные акты

Кодекс Российской Федерации об административных правонару­шениях.

Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 805 «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц» // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4584.

Положение о порядке отбывания административного ареста, утв. постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 726 // СЗ РФ. 2002. № 40. Ст. 3937.

Перечень должностных лиц государственной санитарно-эпидемио­логической службы Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Рос­сийской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об адми­нистративных правонарушениях, прил. к приказу Министерства здра­воохранения РФ от 24 января 2003 г. № 1 // БНА. 2003. № 11.

Приказ Министерства транспорта РФ от 21 октября 2002 г. № 134 «О реализации положений Кодекса Российской Федерации об адми­нистративных правонарушениях» // БНА. 2002. № 51; 2003. № 50.

Перечень должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск МВД России, упол­номоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федера­ции об административных правонарушениях, утв. приказом МВД Рос­сии от 21 августа 2002 г. № 803 // БНА. 2002. № 40.

Перечень должностных лиц Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об администра­тивных правонарушениях, прил. к приказу Министерства юстиции РФ от 28 июня 2002 г. № 182 // БНА. 2002. № 30; 2003. № 18.

Методические рекомендации по порядку приема, учета и рассмот­рения поступающих в таможенные органы Российской Федерации материалов, сообщений, заявлений, содержащих данные, указываю­щие на наличие события административного правонарушения, прил. к письму ГТК России от 28 августа 2002 г. № 01-06/34816 // Официаль­ные документы и разъяснения. 2002. № 37.

Методические рекомендации по организации деятельности органов внутренних дел при производстве по делам об административных пра­вонарушениях в области дорожного движения, прил. к письму МВД России от 19 июня 2002 г. № 1/3582 // Экспресс-закон. 2002. № 42.

Задачи и упражнения

1. Как соотносятся понятия «административный процесс», «дис­циплинарное производство», «производство по делам об администра­тивных правонарушениях»?

Что характеризует реформирование законодательства о производ­стве по делам об административных правонарушениях в новом КоАП РФ? Где, кроме КоАП РФ, еще содержатся нормы о производстве по делам об административных правонарушениях?

2. Охарактеризуйте стадию возбуждения дела об административ­ном правонарушении с позиции:

а) поводов, ее инициирующих;

б) процессуальных сроков;

в) круга участвующих на этой стадии лиц и их процессуальных прав;

г) процессуальных документов.

В чем особенности возбуждения дела об административном право­нарушении прокурором?

3. Перечислите конкретные составы административных правона­рушений, по которым в соответствии с КоАП РФ возможно проведе­ние административного расследования.

Влияет ли факт проведения административного расследования на сроки давности привлечения к административной ответственности, а также на подведомственность дел об административных правонаруше­ниях?

4. Охарактеризуйте стадию рассмотрения дела об административ­ных правонарушениях с позиций: а) подведомственности дел; б) про­цессуальных сроков; в) круга участвующих на этой стадии лиц и их процессуальных прав; г) процессуальных документов.

5. Каковы обстоятельства, исключающие: а) производство по делу об административном правонарушении; б) возможность участия в про­изводстве отдельных процессуальных участников?

6. В случаях, когда дела об административных правонарушениях подведомственны судьям (мировым судьям, судьям районных судов, судьям военных судов, судьям арбитражных судов), только ли КоАП РФ определяет процедуры рассмотрения соответствующих дел об ад­министративных правонарушениях?

7. Составьте протокол и постановление о наложении администра­тивного наказания. Фабулу дела придумайте сами.

8. Со ссылкой на соответствующие статьи КоАП РФ охарактери­зуйте порядок и сроки обжалования постановлений по делам об адми­нистративных правонарушениях, полномочия органов (должностных лиц) рассматривающих жалобы и последствия отмены постановления и прекращения дел об административном правонарушении.

Тема 9. Обеспечение законности в деятельности органов исполнительной власти.

1. Понятие законности, ее значение

2. Особенности обеспечения режима законности в деятельности государственной администрации.

3. Система гарантий законности.

4. Президентский контроль.

5. Контроль законодательных органов.

6. Судебный надзор. Прокурорский надзор.

Нормативные акты

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3549; 1995. №35. Ст. 3503; 1996. №17. Ст. 1911; 1998. №4, Ст.430; 2000. № 46. Ст. 4537; 2001. № 1. Ст. 2; № 33. Ст. 3413; 2002. № 1. Ст. 2; № 30. Ст. 3033; 2003. № 2. Ст. 167; 2004. № 27. Ст. 2711.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасно­сти дорожного движения» // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4873; 1999. № 10. Ст. 1158; 2003. №2. Ст. 167.

Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной грани­це Российской Федерации» // Ведомости РФ. 1993. № 17. Ст. 594; СЗ РФ. 1994. № 16. Ст. 1861; 1997. № 29. Ст. 3507; № 46. Ст. 5339; 1998. №31. Ст. 3805; 1999. №23. Ст. 2808; 2000. №32. Ст. 3341; №46. Ст. 4537; 2002. № 1. Ст. 2; № 52. Ч. П. Ст. 5134; 2003. № 27. Ст. 2700; 2004. №27. Ст. 2711.

Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» // Ведомости РФ. 1991. № 16. Ст. 503; СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5456; 1999. № 14. Ст. 1666; №49. Ст. 5905; 2000. №31. Ст. 3204; №46. Ст. 4537; 2001. № 1. Ст. 15; 2003. № 2. Ст. 167; № 27. Ст. 2700; № 28. Ст. 2880; № 50. Ст. 4847.

Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 6. Ст. 711; 2000. № 26. Ст. 2730; № 46. Ст. 4537; 2003. № 2. Ст. 164; № 27. Ст. 2700; № 46. Ст. 4437.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техничес­ком регулировании» // СЗ РФ. 2002. № 52. Ст. 5140.

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраня­емых природных территориях» // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024; 2002. № 1. Ст. 2.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» // Российская газета. 1993. 21 сент.; СЗ РФ. 1997. №41. Ст. 4673; 2003. № 27. Ст. 2700; 2004. № 27. Ст. 2711.

Положение о Государственной противопожарной службе Мини­стерства внутренних дел Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 23 августа 1993 г. № 849 // САПП РФ. 1993. № 37. Ст. 3454; СЗ РФ. 1995. № 27. Ст. 2587; 1996. № 13. Ст. 1345; 2002. № 23. Ст. 2175.

Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Рос­сийской Федерации к государственной тайне, утв. постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1050 // СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4987; 2003. № 33. Ст. 3269.

Положение о порядке допуска лиц, имеющих двойное граждан­ство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне, утв. постановле­нием Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 1003 // СЗ РФ 1998 № 35. Ст. 4407.

Правила отнесения сведений, составляющих государственную тай­ну, к различным степеням секретности, утв. постановлением Прави­тельства РФ от 4 сентября 1995 г. № 870 // СЗ РФ. 1995. № 37. Ст. 3619.

Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утв. Ука­зом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4775; 1998. № 5. Ст. 561; 2001. № 24. Ст. 2418; № 38. Ст. 3724; 2002. № 22. Ст. 2074.

Положение о Федеральной службе государственной статистики, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. // Россий­ская газета. 2004. 5 авг.

Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утв. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. № 5364-VI // ВВС СССР. 1966. №30. Ст. 597; 1981. №10. Ст. 232; 1983 №39 Ст. 584.

Положение о Государственной инспекции безопасности дорожно­го движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 // СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 2897; 2002. № 27. Ст. 2679.

Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной пала­те Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167; 2001. № 52. Ст. 5030; 2002. №28. Ст. 2790; №52. Ст. 5132; 2003. №27. Ст. 2700; 2004. №27. Ст. 2711.

Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790; 2003. № 2. Ст. 157; 2004. •№ 27. Ст. 271:1.

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 18. Ст. 1447; 2001. № 7. Ст. 607; № 51. Ст. 4824; 2004. № 24. Ст. 2334.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 1999. № 7. Ст. 878; 2000. № 2. Ст. 140; 2001. № 1. Ст. 2; № 53. Ст. 5030; 2002. № 26. Ст. 2523; № 30. Ст. 3029; № 40. Ст. 3853; 2003. № 27. Ст. 2700.

Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Рос­сийской Федерации» // Ведомости РСФСР. 1991. № 15. Ст. 492; Ведо­мости РФ. 1992. №33. Ст. 1912; 1993. №12. Ст. 429; СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2958; 1997. № 47. Ст. 5341; 1999. № 28. Ст. 3484; 2000. № 46. Ст. 4537; 2002. № 1. Ст. 2; №22. Ст. 2026; 2003. №21. Ст. 1957; 2004. №27. Ст. 2711.

Положение о Контрольном управлении Президента Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729 // СЗ РФ. 2004. № 24. Ст. 2395.

Положение о государственном энергетическом надзоре в Российс­кой Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 г. № 938 // СЗ РФ. 1998. № 33. Ст. 4037.

Положение о Федеральной службе по экологическому, технологи­ческому и атомному надзору, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401 // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3348.

Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. постановлением Прави­тельства РФ от 30 июля 2004 г. № 322 // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2899.

Положение о государственном ветеринарном надзоре в Российс­кой Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 19 июня 1994 г. № 706 // СЗ РФ. 1994. № 9. Ст. 1007; 2001. № 17. Ст. 1714.

Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 554 // СЗ РФ. 2000. № 31. Ст. 3295.

Задачи и упражнения

1. Сформулируйте способы обеспечения законности и дисциплины в сфере реализации государственной исполнительной власти.

Дайте характеристику всем способам обеспечения законности и дисциплины: контролю, надзору и контрольно-надзорной деятельнос­ти в общей системе правоохранительной деятельности государства.

2. Определите понятие законности, раскройте ее особенности в сфере государственного управления (реализации государственной ис­полнительной власти). Найдите конкретные нормы, посвященные законности, в Консти­туции РФ и в действующем законодательстве об организации и дея­тельности органов государственной власти, в том числе правоохрани­тельных органов.

3. Дайте определение понятию «дисциплина» и назовите ее много­численные разновидности. По каким критериям осуществляется деле­ние дисциплины на разнообразные виды?

4. Раскройте взаимосвязь и соотношение понятий «законность» и «государственная дисциплина». Разграничьте требования дисциплины и требования законности при пользовании и применении оружия и спецсредств субъектами, которым это право предоставлено действую­щим законодательством.

5. Раскройте взаимосвязь и соотношение понятий «целесообраз­ность», «законность» и «государственная дисциплина». Свое обосно­вание поясните примерами.

6. Наделена ли Государственная Дума РФ по действующему зако­нодательству контрольными и надзорными полномочиями в отноше­нии Правительства РФ, может ли она предлагать Правительству РФ совершение конкретных действий в определенные сроки?

7. Президент РФ своим Указом от 6 апреля 1998 г. объявил выговор губернатору Нижегородской области «за неудовлетворительную работу по обеспечению законности при проведении выборов мэра г. Нижний Новгород» на основании п. 2 Указа Президента РФ от 3 октября 1994 г. «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации».

Может ли губернатор пожаловаться прокурору на незаконность этого решения Президента РФ, а прокурор соответственно опротесто­вать его?

8. Воронежская областная Дума приняла постановление, по кото­рому в школах области было не рекомендовано изучать историю по учебнику А. А. Кредера «Новейшая история зарубежных стран 1614— 1917 гг.» для 9 класса, рекомендованному школам для использования Министерством образования РФ. В школах РФ вводится обязательное изучение курса «Основы православной культуры».

Не противоречит ли это нормам Консти­туции РФ и Закона РФ «Об образовании» (СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150)? Если да, то кто и с использованием каких конкретно организационно-правовых средств может восстановить нарушенную законность?

9. Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) обратилась в суд с заявлением о признании недействительными поста­новления Правительства Москвы № 498 «О мерах по дальнейшему раз­витию и совершенствованию службы эвакуации и блокировки колес автотранспорта в г. Москве (СЭБКА)» и распоряжения мэра Москвы № 549/1-РМ «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 13 июня 1995 г. № 498», ссылаясь на то, что указанными нормативными актами предусмотрены случаи, не закреп­ленные в законодательстве РФ об административных правонарушени­ях, поэтому незаконно ограничиваются права граждан (владельцев транспортных средств) свободно использовать свою собственность, а также устанавливаются незаконные платежи за возврат автомобилей со штрафных стоянок.

Прокомментируйте ситуацию с точки зрения действующего зако­нодательства. Какую позицию в данной сфере отношений занимает КоАП РФ?

10. Охарактеризуйте понятие «контроль» в объеме всех его составля­ющих элементов, назовите различные виды контроля по различным классификационным основаниям.

Раскройте соотношение и взаимосвязь следующих понятий: «кон­троль», «проверка исполнения», «ревизия», «инспектирование». Про­иллюстрируйте каждое понятие примерами.

11. Охарактеризуйте понятие «надзор» и раскройте признаки, от­личающие его от понятия «контроль». Какие вам известны виды над­зора?

Чем надзорная деятельность отличается от контрольно-надзорной? Назовите три-четыре органа, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность.

12. Назовите всех субъектов президентского контроля. Охарактери­зуйте формы, методы и полномочия осуществляемого ими президент­ского контроля по действующему законодательству.

13. Охарактеризуйте контрольные полномочия Министерства фи­нансов РФ, Центрального банка РФ, налоговых органов как важней­ших видов надведомственного контроля.

14. Изучите Положение о Министерстве образования и науки РФ, Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и на этой основе перечислите и разграничьте их функции и полномочия как органов надведомственного и внутриведомственного контроля.

15. Какими контрольными полномочиями обладают граждане и об­щественные объединения граждан по действующему законодательству?

16. Какие нормы Конституции РФ и какие именно федеральные законы составляют конституционные основы судебного контроля в сфере реализации исполнительной власти? Какие конкретно формы и методы судебного контроля предусматриваются действующим законо­дательством? В чем принципиальное различие судебно-контрольной деятельности Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ (и территориальных судов), с одной стороны, и Конституционного Суда РФ, а также уставных судов субъектов РФ — с другой стороны?

Ответы обоснуйте ссылками на конкретные нормы действующего законодательства и постановления судебных органов.

СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебники и учебные пособия

1. Административное право Российской Федерации / Отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М., 2004.

2. Административное право: Учебник / Под общ. ред. Г. В. Атаманчука. М., 2003.

3. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2003.

4. БахрахД. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2004.

5. Бахрах Д. Н. Административное право России. М., 2002.

6. Конин Н. М. Административное право России. Общая и Особенная части: Курс лекций. М., 2004.

7. Конин Н. М., Журик В.В., Петров М.П. Административное право Российской Федерации. М., 2005

8. Коренев А. П. Административное право России: Учебник: В 3 ч. М., 2001.

9. Коренев А. П., Богатое Д. Ф. Административное право: Альбом схем. М., 2002.

10. Старилов Ю. Н. Курс общего административного права: В 3 т. М.: Норма, 2002. Т. 1: История. Наука. Предмет. Нормы, Субъекты; Т. 2: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция.

11. Хазанов С, Д., Новоселова Н. В. Административное право: Практи­кум. СПб., 2003.

2. Дополнительная специальная литература

1. Бахрах Д. Н. Административная власть как вид государственной власти // Государство и право. 1992. № 3.

2. Бахрах Д. Н. Вопросы законности в государственном управлении // Правоведение. 1992. № 3.

3. Бахрах Д. Н. Важные вопросы науки административного права // Государство и право. 1993. № 2.

4. Бахрах Д. Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. № 3.

5. Безруков А. В. Проблемы взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов в сфере исполнительной власти // Журнал российского права. 2001. № 1.

6. Вельский К. С. К вопросу о предмете административного права // Государство и право. 1998. № 11.

7. Бойцова В. Д Идея правового государства в трудах русских юрис­тов: административно-правовой аспект // Правоведение. 1991. № 3.

8. Бойцова В. Нужна ли нам административная юстиция // Сов. юсти­ция. 1993. № 7.

9. Бойцова В. В., Бойцов В. Я. Административная юстиция: к продол­жению дискуссии о содержании и значении // Государство и право. 1994. № 5.

10. Бутылин В. Н. Институт государственно-правовой охраны консти­туционных прав и свобод граждан // Журнал российского права. 2001. № 12.

11. Винокуров В. Квалификационные разряды государственных служа­щих // Российская юстиция. 1996. № 5.

12. Вишняков В. Г. Административная реформа в России: от кризиса государственного управления к эффективному государству // Журнал российского права. 2003. № 10.

13. Государственная служба: Сборник нормативных документов. М., 2000.

14. Государственная и муниципальная служба: Сборник нормативных документов в 3 частях. Краснодар., 2002.

15. Гришковец А. А. Правовое регулирование государственной граждан­ской службы в Российской Федерации: Учебный курс. М., 2003.

16. Додин Е. В. Административная деликтология в системе юридичес­кой науки // Сов. государство и право. 1991. № 12.

17. Ершова И. В. Проблемы правового статуса государственных корпо­раций // Государство и право. 2001. № 6.

18. Жевакин С. Н. Государственная регистрация ведомственных норма­тивных актов: краткий комментарий и обзор практики применения // Государство и право. 1995. № 5.

19. Жевакин С. Государственная регистрация ведомственных норма­тивных актов: понятие, социальное значение и место в правовой сис­теме российского общества // Закон. 1995. № 8.

20. Жуйков В. Рассмотрение дел по заявлению прокурора о признании незаконными правовых актов // Сов. юстиция. 1992. № 17—18.

21. Иванов В. П. Реформирование государственной службы: вопросы и перспективы // Журнал российского права. 2003. № 5.

22. Козлов Ю. М. Исполнительная власть: исходные позиции // Вест­ник Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1992. № 3.

23. Козлов Ю. М. Исполнительная власть: сущность, функции // Вест­ник Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1992. №4.

24. Крюков В. И. Компьютеризация государственного управления: сущ­ность и правовые проблемы. М., 1990.

25. Куракин А. В. Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права России // Государство и право. 2001. №6.

26. Куракин А. В. Административно-правовые средства борьбы с кор­рупцией в системе государственной службы // Журнал российского права. 2003. № 7.

27. Литвинова Г. И., Михалева Н. А. Правовая защита беженцев и вы­нужденных переселенцев в России // Государство и право. 1992. № 4.

28. Лукьянов В. В. Административные правонарушения и уголовные преступления: в чем различие? // Государство и право. 1996. № 3.

29. Лупарев Г. П. Социальное назначение религиозных организаций как основа их правового статуса //Государство и право. 1995. № 11.

30. Маликов М. К. Гражданство Российской Федерации и гражданство ее субъектов // Государство и право. 1998. № 8.

31. Манохин В. М. Правовое государство и проблема управления по усмотрению // Сов. государство и право. 1990. № 1.

32. Мигачев Ю. И. Правовой статус военнослужащих, гарантии его реализации и защиты в Российской Федерации // Государство и пра­во. 1998. № 10.

33. Муравьев А. А. К вопросу о статусе полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах // Журнал российского права. 2003. № 8.

34. Комментарий к Федеральному закону «Об основах государственной гражданской службы Российс­кой Федерации» и законодательству зарубежных государств / Отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М., 2005.

35. Некрасов С. Н. Федеральные округа— новое звено в вертикали российской власти // Журнал российского права. 2001. №11.

36. Окуньков Л. А. Президент и Правительство (в механизме государ­ственной власти) // Журнал российского права. 2001.-№ 2.

37. Осокина Г. Рассмотрение жалоб в связи с наложением администра­тивных взысканий // Российская юстиция. 1995. № 2.

38. Павловский Р. С. Административно-правовая наука, администра­тивное право и законодательство // Правоведение. 1987. № 3.

39. Панова И. В. Административное судопроизводство в Российской Федерации // Государство и право. 2001. № 10.

40. Попов Н. Обеспечение судом законности мер административного принуждения, применяемых органами внутренних дел // Сов. юсти­ция. 1993. № 9.

41. Приходько М. А. Завершение правового оформления министерской системы управления в России в начале XIX в. // Государство и право. 2001, № 3.

42. Соловей Ю. П. Правовое регулирование применения милицией силы // Государство и право. 1993. № 4.

43. Соловей Ю. П. Российское полицейское право: история и совре­менность // Государство и право. 1995. № 6.

44. Старилов Ю. Н. Институт государственной службы: содержание и структура // Государство и право. 1996. № 5.

45. Студеникина М. Административная юстиция // Российская юсти­ция. 1996. № 7.

46. Студеникина М. Кодификация законодательства об административ­ной ответственности // Российская юстиция. 1996. № 8.

47. Тарасов А. М. Региональный президентский контроль: вопросы совершенствования // Журнал российского права. 2002. № 5.

48. Уваров А. А. О государственных полномочиях в компетенции орга­нов местного самоуправления // Государство и право. 2002. № 10.

49. Хаманева Н. Ю. Судебный контроль за реализацией прав граждан в сфере исполнительной власти. М., 1999.

50. Хаманева Н. Ю. Обжалование в суд действий и решений, наруша­ющих права и свободы граждан России // Государство и право. 1993. № 11.

51. Чиркин В. Е. Разделение властей: социальные и юридические ас­пекты // Сов. государство и право. 1990. № 8.

САМОПРОВЕРКА, САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ

Самостоятельная работа студентов является методом обучения, позволяющим проверить степень изучения студентом тем курса, усвоение материала, позволяющая сформировать навыки самостоятельной работы с нормативно-правовыми актами и литературой, анализа правовых ситуаций и толкования норм законодательства.

Формами самостоятельной работы студентов являются:

- работа с литературой и нормативными актами;

- обобщение правоприменительной практики;

- подготовка рефератов;

- письменное выполнение заданий для самостоятельной работы.

В качестве форм контроля знаний используются:

- устные опросы;

- проверка письменных решений задач и выполнения письменных заданий;

- подготовка докладов;

- защита рефератов;

- тестирование.

Возможно проведение тестирования, как рейтинговых проверок по отдельной методике, так и итоговой проверки знаний в форме комплексного теста, по всему объему изучаемого материала.

Самостоятельная работа проводится по темам и вопросам, указанным в данной программе.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Понятие и сущность социального управления.

2. Государственное управление как общественное явление и разновидность социального управления.

3. Признаки, виды, функции госуправления.

4. Административно-правовое регулирование государственного управления.

5. Принцип разделения властей и исполнительная власть. Признаки, функции и субъекты исполнительной власти.

6. Предмет административного права.

7. Методы административного права.

8. Система административного права.

9. Источники административного права, их виды. Законы и подзаконные акты, акт управления.

10. Административное право как наука.

11. Механизм административно-правового регулирования государственного управления. Структура административно-правовой нормы.

12. Виды административно-правовых норм и их роль в регулировании общественных отношений. Административно-правовые нормы и методы государственного управления.

13. Понятие и виды административно-правовых отношений.

14. Структура административно-правовых отношений.

15. Административно-правовой статус субъектов.

16. Административно-правовой статус граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства.

17. Административно-правовой статус государственных и негосударственных организаций и объединений, органов исполнительной власти.

18. Правовой статус государственного служащего. Понятие и типы должностей. Понятие должностного лица. Государственные должности и государственная служба как правовой институт.

19. Основные принципы государственной службы.

20. Классификация государственных должностей и государственных служащих.

21. Порядок прохождения государственной службы. Служебная карьера.

22. Обязанности и права государственного служащего.

23. Прием на службу. Аттестация служащих и присвоение им квалификационных разрядов (чинов рангов, званий).

24. Вопросы стимулирования управленческой деятельности. Продвижение по службе. Прекращение государственной службы.

25. Управление государственной службой.

26. Понятие, признаки и виды правонарушений.

27. Понятие административного правонарушения. Юридический состав правонарушения

28. Субъекты административных правонарушений. Субъект и объект административного правонарушения. Субъективная сторона и объективная сторона правонарушения.. Дисциплинарный проступок. Преступление.

29. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность.

30. Понятие, признаки и основания юридической ответственности.

31. Цель и функции административной ответственности.

32. Принципы административной ответственности.

33. Виды административной ответственности.

34. Административное принуждение, административное пресечение, административное взыскание и другие виды государственного принуждения.

35. Понятие и правовая основа производства по делам об административных правонарушениях.

36. Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях. Право на защиту. Презумпция невиновности.

37. Доказательства по делу. Участники производства.

38. Сроки в производстве.

39. Подведомственность дел.

40. Меры административно-процессуального принуждения.

41. Стадии производства. Административное расследование, рассмотрение дел.

42. Пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях.

43. Исполнение постановлений.

44. Понятие законности, ее значение

45. Особенности обеспечения режима законности в деятельности государственной администрации.

46. Система гарантий законности.

47. Президентский контроль.

48. Контроль законодательных органов.

49. Судебный надзор.

50. Прокурорский надзор.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТАМИ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Программа обучения заочного отделения предусматривает написание контрольной работы. Ее выполнение является обязательным компонентом учебного процесса. Это самостоятельное научное исследование студента, в целях пробуждения интереса к научным исследованиям, более углубленного усвоению и закреплению материала энциклопедии права, приобретению навыков самостоятельного изучения определенной правовой проблемы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.140 (0.186 с.)