Тема 1. Сущность государственного управления как объекта административно-правового регулирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Сущность государственного управления как объекта административно-правового регулирования.



Факультет управления и психологии

Кафедра государственной политики и государственного управления

Программа учебной дисциплины

«Административное право»

Рекомендовано учебно-методической комиссией факультета управления и психологии КубГУ «______»______________ 2012 г.   _____________________  
   
Утверждено на заседании кафедры государственной политики и государственного управления «______»_______________ 2012 г.   Заведующий кафедрой профессор, док.филос.наук._____________________Морозова Е.В.  
   
Составлена преподавателем кафедры государственной политики и государственного управления КубГУ А. В. Куксиным    
   

 

Краснодар
2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Административное право - одна из учебных дисциплин в курсе подготовки по специальности «государственное и муниципальное управление».

Целью учебного курса административного права является дать учащимся в процессе ее изучения необходимые знания об исполнительной власти и механизме правового регулирования властных отношений в обществе, которые складываются в процессе6 организации деятельности исполнительной власти. Сюда входит и познание студентами важнейших правовых институтов государственного управления, ознакомление с основными теоретическими конструкциями государственного управления и права. Изучение данного курса требует от студентов особого внимания, так как в данный предмет заложены основные понятия административного права, как отрасли права, необходимые для дальнейшего обучения и практической работы. Данный учебный курс является важным составным звеном подготовки специалиста в соответствии с общими целями основной образовательной программы по специальности «Государственное и муниципальное управление».

После освоения данного курса студент должен уметь определять сферу применения данного права, нужную правовую норму, регламентирующую отношение предложенное преподавателем, иметь полное представление о порядке осуществления государственного управления в системе государственной исполнительной власти в РФ, осознавать взаимосвязь всех отраслей права, регламентирующих социальное управление в целом и государственную администрацию, устанавливать содержание нормы права, анализировать нормативно-правовые акты государственного управления, обладать навыками и умениями практического применения норм административного права.

В ходе изучения данной учебной дисциплины предусмотрена самостоятельная работа студента в виде подготовки к семинарским занятия, подготовки докладов, участия в коллоквиумах,игровых тренингов и т.п..

Данная программа предусматривает промежуточный, текущий и итоговый контроль за уровнем освоения программы студентами в виде контроля в ходе семинарских занятий, тестового контроля и итоговой аттестации в форме экзамена. Программа снабжена списком основных правовых и специальных источников, а также учебно-методической литературы.

Административное право изучается в течение одного семестра, по окончании изучения курса студенты сдают экзамен.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
для студентов очного отделения

№ те­мы Тема занятия Кол-во часов
всего лек­ции сем. зан. сам. раб.
  Сущность госуправления как объекта административно- правового регулирования        
  Понятие предмета, методов и системы административного права. Источники административного права        
  Механизм административно-правового регулирования. Административно-правовые нормы, их структура, виды, роль в регулировании общественных отношений. Методы государственного регулирования.        
  Сущность административно-правовых отношений.        
  Правовой статус государственных служащих и порядок прохождение государственной службы        
  Сущность и состав административного правонарушения и субъекты правонарушений        
  Административная ответственность        
  Производство по делам об административных правонарушениях        
  Обеспечение законности в деятельности органов исполнительной власти        
  Всего:        

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
для студентов заочного отделения

 

№ те­мы Тема занятия Кол-во часов
всего лек­ции сем. зан. сам. раб.
  Сущность госуправления как объекта административно- правового регулирования        
  Понятие предмета, методов и системы административного права. Источники административного права        
  Механизм административно-правового регулирования. Административно-правовые нормы, их структура, виды, роль в регулировании общественных отношений. Методы государственного регулирования.        
  Сущность административно-правовых отношений.        
  Правовой статус государственных служащих и порядок прохождение государственной службы        
  Сущность и состав административного правонарушения и субъекты правонарушений        
  Административная ответственность        
  Производство по делам об административных правонарушениях        
  Обеспечение законности в деятельности органов исполнительной власти        
  Всего:        

 

1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Сущность государственного управления как объекта административно-правового регулирования.

Понятие и сущность социального управления. Государственное управление как общественное явление и разновидность социального управления. Признаки, виды, функции госуправления. Административно-правовое регулирование государственного управления. Принцип разделения властей и исполнительная власть. Признаки, функции и субъекты исполнительной власти.

Тема 2. Предмет, методы и система административного права. Источники административного права.

Предмет административного права. Методы административного права. Система административного права. Источники административного права, их виды. Законы и подзаконные акты, акт управления. Административное право как наука.

Тема 3. Механизм административно-правового регулирования. Административно-правовые н ормы. Методы государственного управления.

Механизм административно-правового регулирования государственного управления. Структура административно-правовой нормы. Виды административно-правовых норм и их роль в регулировании общественных отношений. Административно-правовые нормы и методы государственного управления.

Тема 4. Сущность административно-правовых отношений.

Понятие и виды административно-правовых отношений. Структура административно-правовых отношений. Административно-правовой статус субъектов. Административно-правовой статус граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства. Административно-правовой статус государственных и негосударственных организаций и объединений, органов исполнительной власти.

Тема 5. Правовой статус государственных служащих и порядок прохождения государственной службы

Правовой статус государственного служащего. Понятие и типы должностей. Понятие должностного лица. Государственные должности и государственная служба как правовой институт. Основные принципы государственной службы. Классификация государственных должностей и государственных служащих. Порядок прохождения государственной службы. Служебная карьера. Обязанности и права государственного служащего. Прием на службу. Аттестация служащих и присвоение им квалификационных разрядов (чинов рангов, званий). Вопросы стимулирования управленческой деятельности. Продвижение по службе. Прекращение государственной службы. Управление государственной службой.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Задачи и упражнения

1. Дайте определение понятию и сущности «организационных» административно-правовых отношений, раскройте их характерные особенности и отличия от имущественных и личных неимуществен­ных гражданско-правовых, трудовых, финансово-правовых и других правоотношений.

2. Дайте определение внутриорганизационным отношениям, явля­ющимся предметом административного права (административно-пра­вового регулирования). Каковы их характерные признаки и отличи­тельные особенности?

Приведите два-три примера внутриорганизационных отношений применительно к деятельности палат Федерального Собрания РФ, Администрации Президента РФ и Правительства РФ, областных судов и прокуратур.

3. В системе административного права как отрасли права и учебно-научной дисциплины выделяют Общую, Особенную и иногда Специ­альную части. Укажите, какие признаки (критерии) положены в осно­ву такого деления?

Просмотрите несколько номеров «Собрания законодательства Рос­сийской Федерации» (СЗ РФ) за последние два-три месяца. Какие из опубликованных там источников административного права (законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ) следует отнести к Общей и Особенной частям административного права? По каким признакам, критериям и основаниям?

4. Дайте определение видам государственной деятельности (фор­мам реализации государственной власти) различных государственных органов по Конституции РФ, Назовите их и кратко охарактеризуйте со ссылками на конкретные конституционные нормы.

Тема 3. Механизм административно-правового регулирования. Административно-правовые н ормы. Методы государственного управления.

1. Механизм административно-правового регулирования государственного управления. Структура административно-правовой нормы.

2. Виды административно-правовых норм и их роль в регулировании общественных отношений.

3. Административно-правовые нормы и методы государственного управления.

Нормативные акты

Конституция Российской Федерации.

Кодекс Российской Федерации об административных правонару­шениях.

Задачи и упражнения

1. Сформулируйте понятие и перечислите особенности норм адми­нистративного права (административно-правовых норм).

2. Чем административно-правовые нормы отличаются от норм кон­ституционного, гражданского, уголовного права?

3. Выберите из любого источника какую-либо норму администра­тивного права и определите все элементы ее структуры, т. е. сформу­лируйте гипотезу, назовите диспозицию и укажите санкцию этой пра­вовой нормы.

4. Выберите из любых источников по два примера запрещающих, обязывающих и уполномочивающих административно-правовых норм и покажите различия между ними. Охватываются ли этой классифика­цией поощрительные и рекомендательные нормы, или же последние следует выделить в особые группы?

5. Приведите по два-три примера материальных и корреспондиру­ющих им процессуальных административно-правовых норм из Кон­ституции РФ, Федерального конституционного закона «О Правитель­стве Российской Федерации» и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Нормативные акты

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государ­ственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063; № 46. Ст. 4437.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государствен­ной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обя­занности и военной службе».// СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475; № 30. Ст. 3613; 2000. № 33. Ст. 3348; № 46. Ст. 4537; 2001. № 7. Ст. 620, 621; 2002. № 7. Ст. 631; № 21. Ст. 1919; № 26. Ст. 2521; № 30. Ст. 3029, 3030, 3033; 2003. №1. Ст. 1; №8. Ст. 709; №27. Ст. 2700; 2004. №27. Ст. 2711.

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военно­служащих» // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 233; 2000. № 1. Ст. 12; 2001. № 31. Ст. 3173; №53. Ст. 5030; 2002. №1. Ст. 2; №19. Ст. 1794; №21. Ст. 1919; № 26. Ст. 2521; № 52. Ст. 5132; 2004. № 18. Ст. 1687.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в та­моженных органах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3586; 2000. №46. Ст. 4537; №33. Ст. 3348; 2001. №53. Ст. 5025; 2002. № 27. Ст. 2620; № 30. Ст. 3029; № 30. Ст. 3033; 2003. № 1. Ст. 15; №27. Ст. 2700; 2004. №27. Ст. 2711.

Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Ведомости РФ. 1992. № 17. Ст. 888; СЗ РФ. 2002. № 12. Ст. 1093; 2003. № 2. Ст. 167.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных • приставах» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590; 2000. № 46. Ст. 4537; 2004. №27. Ст. 2711.

Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Россий­ской Федерации» // Ведомости РФ. 1992. № 30. Ст. 1792; СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2399; 1999. № 29. Ст. 3690; 2000. № 26. Ст. 2736; 2001. № 51. Ст. 4834.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муни­ципальной службы в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 224; 1999. № 16. Ст. 1933; 2002. № 16. Ст. 1499; № 30. Ст. 3029.

Указ Президента РФ от 30 декабря 1995 г. № 1341 «Об установле­нии почетных званий Российской Федерации, утверждении положе­ний о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 458; 1997. № 22. Ст. 2570; 1998. № 14. Ст. 1542; 1999. № 48. Ст. 5829; 2000. № 10. Ст. 1116; 2001. № 41. Ст. 3939; № 53. Ст. 5147.

Указ Президента РФ от 6 июня 1996 г. № 810 «О мерах по укреп­лению дисциплины в системе государственной службы» // СЗ РФ. 1996. № 24. Ст. 2868; 2000.- № 27. Ст. 2821.

Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. № 361 «О борьбе с корруп­цией в системе государственной службы» // Ведомости РФ. 1992. № 17. Ст. 923.

Сводный перечень государственных должностей Российской Феде­рации, прил. к Указу Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 (с изм. от 23 октября 1998 г.) // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 173; 1995. № 52. Ст. 5912; 1998. №43. Ст. 5337.

Реестр государственных должностей федеральных государственных

, служащих, утв. Указом Президента РФ от И января 1995 г. № 33 // СЗ

РФ. 1995. № 3. Ст. 174; № 25. Ст. 2378; № 33. Ст. 3358; 1996. № 16.

Ст. 1834; 1997. № 20. Ст. 2244; № 36. Ст. 4129; 2000. № 4. Ст. 369; 2001.

№ 49. Ст. 4611; 2003. № 9. Ст. 852.

Положение о порядке присвоения и сохранения квалификацион­ных разрядов федеральным государственным служащим, утв. Указом Президента РФ от 22 апреля 1996 г. № 578 // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1963; 1997. №44. Ст. 5056; 1998. № 49. Ст. 6014; 2003. № 16. Ст. 1508.

Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федера­ции, утв. постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 // Ведомости РФ. 1993. № 2. Ст. 70; САПП РФ. 1993. № 52.

Ст. 5058; СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3613; 2000. № 1. Ст. 2; 2002. № 27. Ст. 2620; № 30. Ст. 3033.

Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 23 июля 1993 г. № 720 «О порядке и условиях службы (работы) по совмести­тельству в системе Министерства внутренних дел Российской Федера­ции» // САПП РФ. 1993. № 31. Ст. 2856.

Положение о проведении конкурса на замещение вакантной госу­дарственной должности федеральной государственной службы, утв. Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 604 // СЗ РФ. 1996. № 18. Ст. 2115.

Положение о проведении аттестации федерального государственно­го служащего, утв. Указом Президента РФ от 9 марта 1996 г. № 353 // СЗ РФ. 1996. № 11. Ст. 1036; 1999. № 46. Ст. 5542.

Положение о порядке проведения аттестации государственных слу­жащих органов исполнительной власти, утв. постановлением Мини­стерства труда РФ от 12 октября 1992 г. № 23 // Бюллетень Министер­ства труда РФ. 1993. № 1—2.

Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники, утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1994 г. № 1424 (с изм. от 30 октября 2002 г.) // СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 73; 1998. № 11. Ст. 1283; 2002. № 44. Ст. 4395.

Положение о государственных наградах Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 1 июня 1995 г. №554 с изм. от 25 ноября 2003 г.) // СЗ РФ. 1995. № 23. Ст. 2207; 1999. № 2. Ст. 269; 2003. № 48. Ст. 4659.

Положение о дисциплине работников железнодорожного транс­порта Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 621 (в ред. от 14 июля 2001 г. с изм. от 7 июля 2003 г.) // САПП РФ. 1992. №9. Ст. 608; 1994. № 1. Ст. 11; СЗ РФ. 1996. № 18. Ст. 2152; 1999. № 7. Ст. 916; 2001. № 30. Ст. 3166.

Задачи и упражнения

1. Раскройте содержание понятий «служба» и «служащий» как со­циальных категорий. Назовите характерные признаки служащего, от­личающие его от рабочего, крестьянина, охотника и других соци­альных типов трудящихся.

Какие виды службы и служащих предусмотрены ныне действую­щим законодательством?

2. Раскройте понятия «государственный служащий», «гражданский служащий» на основе федеральных законов «О системе государствен­ной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданс­кой службе Российской Федерации». Перечислите все виды государ­ственной службы и, соответственно, государственных служащих по действующему законодательству.

3. Раскройте суть, взаимосвязь и различие следующих понятий: «должность», «профессия», «специальность», «квалификация».

Применимы ли эти категории к государственным служащим? Ответ иллюстрируйте примерами. Сформулируйте понятие «государственная должность». Какова взаимосвязь и соотношение этой категории с поня­тием «государственная должность государственной службы»?

Изучите Сводный перечень государственных должностей Российс­кой Федерации (СЗ РФ. 1995. №3. Ст. 173) и назовите не менее 10 лиц, занимающих эти должности в Российском государстве.

4. Какая классификация должностей государственной гражданской службы установлена в Федеральном законе «О государственной граж­данской службе Российской Федерации» (СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215)?

5. Проанализируйте все определения понятия должностного лица в действующем законодательстве и на этой основе разъясните, кто из нижеперечисленных относится к должностным лицам: директор орга­низации (учреждения), начальник отдела, заведующий оптовой базой (складом), прокурор, губернатор, начальник РОВД, постовой милици­онер, секретарь судебного заседания районного суда, врач и главный врач больницы, глава районной администрации и мэр города, доцент кафедры, ответственный секретарь приемной комиссии университета, проректор по административно-хозяйственной работе.

Разъясните, имеются ли различия в понятии «должностное лицо» в уголовном и административном праве.

6. С учетом сформулированных наукой административного права и закрепленных в законодательстве признаков государственного служа­щего определите, кто из названных ниже работников является (или не является) таковым: Президент РФ; Председатель Правительства РФ; председатель районного суда; прокурор района; районный военный комиссар; призывник, проходящий курс молодого бойца; милиционер, член казачьего общества, Председа­тель Государственной Думы; губернатор Краснодарского края; глава городской администрации; секре­тарь-машинистка; главный инженер завода; ректор вуза.

Классифицируйте названных здесь служащих по всем возможным основаниям и критериям.

7. Определите, какие из названных ниже государственно-правовых установлений охватываются понятием «должность»: аспирант, доктор наук, профессор, начальник штаба, полковник, государственный со­ветник юстиции 2 класса, прокурор области, врач, медицинская сест­ра, инженер, техник, юрист, студент, бомж, безработный.

8. Какие способы замещения должностей государственной службы предусмотрены действующим законодательством и каким именно? Дайте характеристику сущности и особенностей каждого из этих спо­собов.

9. Заведующий секретариатом — помощник руководителя департа­мента министерства в своем выступлении на собрании коллектива для иллюстрации несоблюдения работниками департамента служебной дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка сослался на факт, что состоящая в штате секретариата и находящаяся в непосред­ственном подчинении помощника референт руководителя Л. в марте трижды приходила на работу с опозданием на полтора-два часа,- не давая по этому поводу убедительных объяснений.

Директор департамента потребовал после собрания представить письменные объяснения по этим фактам. Прочитав их на другой день, 19 июня издал приказ, в котором объявил строгий выговор референту Л. «за неоднократные нарушения ею дисциплины», а заведующему секретариатом — выговор «за непринятие своевременных мер закон­ного реагирования по фактам нарушения трудовой дисциплины не­посредственно подчиненным работником». Дайте юридический ана­лиз ситуации и правомерности данного приказа руководителя.

10. Дайте понятие дисциплинарной ответственности, назовите ее характерные особенности и отличительные признаки. Раскройте спе­цифику дисциплинарной ответственности через краткую характерис­тику всех элементов ее структуры.

11. Какие виды дисциплинарной ответственности предусмотрены действующим законодательством для различных категорий служащих?

Каким видам дисциплинарной ответственности подлежат: губерна­тор области, представитель Президента РФ в федеральном округе, председатель областного суда, прокурор области и водители служеб­ных автомобилей этих должностных лиц?

Какими конкретно законодательными актами регламентируются правовые основания, условия и порядок привлечения к дисциплинар­ной ответственности каждого из них?

12. Со ссылкой на конкретные нормативные акты перечислите все меры поощрения, которые могут применяться к государственным и муниципальным служащим. Кто и в каком порядке может представ­лять государственных и муниципальных служащих к присвоению по­четных званий Российской Федерации и к награждению почетной гра­мотой Правительства РФ? Ответ обоснуйте ссылками на действующее законодательство.

Нормативные акты

Кодекс Российской Федерации об административных правонару­шениях.

Таможенный кодекс Российской Федерации.

Земельный кодекс Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Градостроительный кодекс Российской Федерации.

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650; 2003. № 2. Ст. 167; № 27. Ст. 2700.

Инструкция о порядке привлечения должностных лиц, граждан к административной ответственности и наложения штрафов на юриди­ческих лиц за санитарные правонарушения, утв. приказом Госкомсан-эпиднадзора России от 7 июля 1993 г. № 61 // БНА. 1994. № 3.

Положение по применению контрольно-кассовых машин при осу­ществлении денежных расчетов с населением, утв. постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745 // САПП РФ. 1993. №32. Ст. 3017; СЗ РФ. 1995. №44. Ст. 4182; 1997. № 3. Ст. 384; 1998. № 1. Ст. 125; № 33. Ст. 4016; 1998. № 36. Ст. 4525; № 48. Ст. 5932; 1999. № 3. Ст. 338; 2000. № 50. Ст. 4898; 2003. № 33. Ст. 3270.

Порядок бесспорного списания пеней и штрафов, взимаемых та­моженными органами Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 12 июля 1996 г. № 801 // СЗ РФ. 1996. № 29. Ст. 3503.

Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утв. Ука­зом Президиума Верховного Совета РФ от 3 июня 1967 г. // ВВС РСФСР. 1967. №23. Ст. 536; Ведомости РФ. 1993. № 12. Ст. 429.

Задачи и упражнения

1. Дайте общую правовую характеристику всем элементам структу­ры административной ответственности.

2. Со ссылкой на конкретные нормы КоАП РФ разъясните поня­тие и разграничение категорий: «установление административной от­ветственности» и «применение административной ответственности». Перечислите всех субъектов, пользующихся правом установления ад­министративной ответственности по действующему законодательству.

3. На гражданина С. 15 января был наложен административный штраф за проживание без регистрации. При повторной проверке со­блюдения правил о паспортном режиме 15 февраля оказалось, что С. штрафа не уплатил и продолжает проживать без регистрации. Мо­жет ли быть применен к С. административный штраф повторно?

4. Сельский житель И., поспорив с друзьями, забрался по громоот­воду на шпиль одной из церквей, отнесенных к архитектурным памят­никам. В результате сместился декоративный шар, расположенный на острие шпиля. Через год И., решив повторить свое «восхождение», сломал декоративный шар и отдельные детали, украшавшие шпиль, а также погнул флюгер.

К кому может обратиться за помощью приходской священник? Можно ли привлечь И. к административной ответственности? Если да, то кто это должен сделать?

5. Как должен привлекаться к административной ответственности гражданин, совершивший мелкое хищение и при задержании оказав­ший злостное неповиновение законному распоряжению задерживаю­щего его работника милиции?

6. Сравните (с использованием КоАП РФ) следующие два вида ад­министративных наказаний: «лишение специального права» и «дис­квалификация».

По каким составам административных правонарушений они при­меняются? Есть ли разница в субъектах ответственности, в характере и сроках правовых ограничений? В чем отличие этих наказаний от такой административно-правовой санкции, как лишение (аннулирование, изъятие) лицензии?

Каков порядок учета дисквалифицированных лиц (по постановле­нию Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 805) и насколько он эффективен? Как исполняются постановления о применении указан­ных административных наказаний?

7. Изучите по соответствующей главе КоАП РФ административную ответственность за составы налоговых административных правонаруше­ний и покажите ее отличия от «налоговой ответственности», регулиру­емой Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ). Сравните процедуры привлечения к этим видам ответственности по КоАП РФ, НК РФ и Арбитражному процессуальному кодексу РФ (далее — АПК РФ).

8. Постановлением начальника МОБ ОВД г. Ельца (Липецкая обл.) гражданин А", привлечен к административной ответственности за то, что «допустил порчу паспорта». В объяснениях К., имеющихся в протоколе об административных правонарушениях, утверждается, что паспорт пришел в негодность по той причине, что случайно попал в стирку вместе с одеждой. Подлежит ли К. административной ответ­ственности? Как формулирует формы вины КоАП РФ? В чем особенность формулировки вины юридического лица?

Тема 8. Производство по делам об административных правонарушениях.

1. Понятие и правовая основа производства по делам об административных правонарушениях.

2. Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях. Право на защиту. Презумпция невиновности.

3. Доказательства по делу.

4. Участники производства.

5. Сроки в производстве. Подведомственность дел.

6. Меры административно-процессуального принуждения.

7. Стадии производства.

8. Административное расследование, рассмотрение дел.

9. Пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях. Исполнение постановлений.

Нормативные акты

Кодекс Российской Федерации об административных правонару­шениях.

Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 805 «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц» // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4584.

Положение о порядке отбывания административного ареста, утв. постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 726 // СЗ РФ. 2002. № 40. Ст. 3937.

Перечень должностных лиц государственной санитарно-эпидемио­логической службы Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Рос­сийской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об адми­нистративных правонарушениях, прил. к приказу Министерства здра­воохранения РФ от 24 января 2003 г. № 1 // БНА. 2003. № 11.

Приказ Министерства транспорта РФ от 21 октября 2002 г. № 134 «О реализации положений Кодекса Российской Федерации об адми­нистративных правонарушениях» // БНА. 2002. № 51; 2003. № 50.

Перечень должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск МВД России, упол­номоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федера­ции об административных правонарушениях, утв. приказом МВД Рос­сии от 21 августа 2002 г. № 803 // БНА. 2002. № 40.

Перечень должностных лиц Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об администра­тивных правонарушениях, прил. к приказу Министерства юстиции РФ от 28 июня 2002 г. № 182 // БНА. 2002. № 30; 2003. № 18.

Методические рекомендации по порядку приема, учета и рассмот­рения поступающих в таможенные органы Российской Федерации материалов, сообщений, заявлений, содержащих данные, указываю­щие на наличие события административного правонарушения, прил. к письму ГТК России от 28 августа 2002 г. № 01-06/34816 // Официаль­ные документы и разъяснения. 2002. № 37.

Методические рекомендации по организации деятельности органов внутренних дел при производстве по делам об административных пра­вонарушениях в области дорожного движения, прил. к письму МВД России от 19 июня 2002 г. № 1/3582 // Экспресс-закон. 2002. № 42.

Задачи и упражнения

1. Как соотносятся понятия «административный процесс», «дис­циплинарное производство», «производство по делам об администра­тивных правонарушениях»?

Что характеризует реформирование законодательства о производ­стве по делам об административных правонарушениях в новом КоАП РФ? Где, кроме КоАП РФ, еще содержатся нормы о производстве по делам об административных правонарушениях?

2. Охарактеризуйте стадию возбуждения дела об административ­ном правонарушении с позиции:

а) поводов, ее инициирующих;

б) процессуальных сроков;

в) круга участвующих на этой стадии лиц и их процессуальных прав;

г) процессуальных документов.

В чем особенности возбуждения дела об административном право­нарушении прокурором?

3. Перечислите конкретные составы административных правона­рушений, по которым в соответствии с КоАП РФ возможно проведе­ние административного расследования.

Влияет ли факт проведения административного расследования на сроки давности привлечения к административной ответственности, а также на подведомственность дел об административных правонаруше­ниях?

4. Охарактеризуйте стадию рассмотрения дела об административ­ных правонарушениях с позиций: а) подведомственности дел; б) про­цессуальных сроков; в) круга участвующих на этой стадии лиц и их процессуальных прав; г) процессуальных документов.

5. Каковы обстоятельства, исключающие: а) производство по делу об административном правонарушении; б) возможность участия в про­изводстве отдельных процессуальных участников?

6. В случаях, когда дела об административных правонарушениях подведомственны судьям (мировым судьям, судьям районных судов, судьям военных судов, судьям арбитражных судов), только ли КоАП РФ определяет процедуры рассмотрения соответствующих дел об ад­министративных правонарушениях?

7. Составьте протокол и постановление о наложении администра­тивного наказания. Фабулу дела придумайте сами.

8. Со ссылкой на соответствующие статьи КоАП РФ охарактери­зуйте порядок и сроки обжалования постановлений по делам об адми­нистративных правонарушениях, полномочия органов (должностных лиц) рассматривающих жалобы и последствия отмены постановления и прекращения дел об административном правонарушении.

Тема 9. Обеспечение законности в деятельности органов исполнительной власти.

1. Понятие законности, ее значение

2. Особенности обеспечения режима законности в деятельности государственной администрации.

3. Система гарантий законности.

4. Президентский контроль.

5. Контроль законодательных органов.

6. Судебный надзор. Прокурорский надзор.

Нормативные акты

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3549; 1995. №35. Ст. 3503; 1996. №17. Ст. 1911; 1998. №4, Ст.430; 2000. № 46. Ст. 4537; 2001. № 1. Ст. 2; № 33. Ст. 3413; 2002. № 1. Ст. 2; № 30. Ст. 3033; 2003. № 2. Ст. 167; 2004. № 27. Ст. 2711.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасно­сти дорожного движения» // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4873; 1999. № 10. Ст. 1158; 2003. №2. Ст. 167.

Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной грани­це Российской Федерации» // Ведомости РФ. 1993. № 17. Ст. 594; СЗ РФ. 1994. № 16. Ст. 1861; 1997. № 29. Ст. 3507; № 46. Ст. 5339; 1998. №31. Ст. 3805; 1999. №23. Ст. 2808; 2000. №32. Ст. 3341; №46. Ст. 4537; 2002. № 1. Ст. 2; № 52. Ч. П. Ст. 5134; 2003. № 27. Ст. 2700; 2004. №27. Ст. 2711.

Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» // Ведомости РФ. 1991. № 16. Ст. 503; СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5456; 1999. № 14. Ст. 1666; №49. Ст. 5905; 2000. №31. Ст. 3204; №46. Ст. 4537; 2001. № 1. Ст. 15; 2003. № 2. Ст. 167; № 27. Ст. 2700; № 28. Ст. 2880; № 50. Ст. 4847.

Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 6. Ст. 711; 2000. № 26. Ст. 2730; № 46. Ст. 4537; 2003. № 2. Ст. 164; № 27. Ст. 2700; № 46. Ст. 4437.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техничес­ком регулировании» // СЗ РФ. 2002. № 52. Ст. 5140.

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраня­емых природных территориях» // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024; 2002. № 1. Ст. 2.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» // Российская газета. 1993. 21 сент.; СЗ РФ. 1997. №41. Ст. 4673; 2003. № 27. Ст. 2700; 2004. № 27. Ст. 2711.

Положение о Государственной противопожарной службе Мини­стерства внутренних дел Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 23 августа 1993 г. № 849 // САПП РФ. 1993. № 37. Ст. 3454; СЗ РФ. 1995. № 27. Ст. 2587; 1996. № 13. Ст. 1345; 2002. № 23. Ст. 2175.

Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Рос­сийской Федерации к государственной тайне, утв. постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1050 // СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4987; 2003. № 33. Ст. 3269.

Положение о порядке допуска лиц, имеющих двойное граждан­ство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне, утв. постановле­нием Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 1003 // СЗ РФ 1998 № 35. Ст. 4407.

Правила отнесения сведений, составляющих государственную тай­ну, к различным степеням секретности, утв. постановлением Прави­тельства РФ от 4 сентября 1995 г. № 870 // СЗ РФ. 1995. № 37. Ст. 3619.

Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утв. Ука­зом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4775; 1998. № 5. Ст. 561; 2001. № 24. Ст. 2418; № 38. Ст. 3724; 2002. № 22. Ст. 2074.

Положение о Федеральной службе государственной статистики, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. // Россий­ская газета. 2004. 5 авг.

Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утв. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. № 5364-VI // ВВС СССР. 1966. №30. Ст. 597; 1981. №10. Ст. 232; 1983 №39 Ст. 584.

Положение о Государственной инспекции безопасности дорожно­го движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 // СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 2897; 2002. № 27. Ст. 2679.

Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной пала­те Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167; 2001. № 52. Ст. 5030; 2002. №28. Ст. 2790; №52. Ст. 5132; 2003. №27. Ст. 2700; 2004. №27. Ст. 2711.

Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790; 2003. № 2. Ст. 157; 2004. •№ 27. Ст. 271:1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.212.50.220 (0.153 с.)