Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Признаки и меры административного принуждения
Содержание книги
- Источники административного права: понятие, виды и формы
- Понятие и основные характеристики административно-правовых отношений
- Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти
- Президент Российской Федерации как субъект административного права
- Правительство Российской Федерации как субъект административного права
- Основы организации системы органов исполнительной власти в субъектах Федерации
- Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
- Основы административно-правового статуса гражданина. Права и обязанности гражданина в сфере государственного управления
- Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
- Понятие, принципы, виды государственной службы и ее система
- Права и обязанности государственных служащих
- Способы поступления на государственную службу
- Поощрение и награждение государственных служащих
- Система управления государственной службой
- Основы местного самоуправления
- Органы местного самоуправления: понятие и виды
- Административно-правовой статус хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов и фондов
- Глава 9. Общественные объединения как субъекты административного права
- Исполнительная власть: понятие, признаки. Соотношение исполнительной власти и государственного управления
- Понятие форм государственного управления. Характерные черты и виды
- Классификация правовых форм государственного управления
- Правовые акты управления: понятие, юридическое значение и признаки
- Процедура принятия правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти
- Понятие, виды и особенности административно-правовых методов
- Признаки и меры административного принуждения
- Понятие, признаки, задачи, принципы и основания административной ответственности
- Понятие, особенности и состав административного правонарушения
- Система и виды административных наказаний
- Правила назначения наказания
- Понятие, особенности и основные черты законности в государственном управлении
- Гарантии и способы обеспечения законности в государственном управлении
- Контрольная деятельность в государственном управлении
- Надзорная деятельность в государственном управлении
- Понятие, назначение, признаки, принципы, особенности и стадии административного процесса
- Научная дискуссия о структуре административного процесса
- Отдельные виды процедурных производств
- Понятие, виды, характерные черты и отличия административно-юрисдикционного процесса
- Понятие, задачи, особенности и стадии производства по делам об административных правонарушениях
- Субъекты административной юрисдикции
- Участники производства по делам об административных правонарушениях
- Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
- Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- Организационно-правовые основы управления в экономической сфере
- Органы управления экономическим развитием
- Органы управления в области бюджета, финансов и налогов
- Органы управления промышленностью и энергетикой
- Органы управления сельским хозяйством
- Органы управления в сфере транспорта
- Органы управления в сфере информационных технологий и связи
Признаки и меры административного принуждения
| Признаки
| - является принуждением, основанным на законе, т.е. применяется исключительно в случаях и порядке, предусмотренных нормами административного права;
- осуществляется только уполномоченными на то должностными лицами;
- характеризуется преимущественно внесудебным порядком применения;
- не связано с отношениями служебной подчиненности (в отличие от дисциплинарного принуждения);
- отличается оперативностью, а также процессуальной простотой применения;
- применяется в отношении физических и юридических лиц;
- основанием для применения административного принуждения является не только совершение правонарушения, но и возникновение особых административно-правовых ситуаций, допускающих превентивное принудительное воздействие на субъекты права.
| Меры
| Административно-предупредительные
| Отличаются от прочих мер административного принуждения тем, что применяются до наступления неблагоприятных последствий чьего-то асоциального или антисоциального поведения, т.е. в отношении заведомо законопослушных субъектов административного права (физических и юридических лиц). Их цель — предотвращение вольного или невольного причинения вреда жизненно важным общественным интересам со стороны различных субъектов.
| Виды
| - карантин;
- принудительный осмотр и досмотр багажа;
- реквизиция грузов;
- медицинское освидетельствование;
- ревизии, проверки;
- регистрационные и лицензионные процедуры.
| Административно-пресекательные
| Направлены на прекращение противоправного поведения (поведения, характеризующегося внешними признаками противоправности). Пресекательные меры могут быть применены в отношении невиновного лица (если оно является недееспособным или признается невиновным по другим основаниям), а также в отношении поведения, фактически не содержащего состава правонарушения (например, в случае погони под прикрытием).
| Виды
| - меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя;
- меры имущественного характера (изъятие оружия, снос самовольно возведенных строений);
- меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспортного средства, приостановление работы вследствие нарушения правил техники безопасности); меры финансового характера (сокращение финансирования, прекращение кредитования);
- меры медико-санитарного характера (прекращение работы предприятия вследствие несоблюдение санитарных норм и правил);
- меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (приостановление действия лицензии);
- меры специального и исключительного назначения (применение специальных средств)4.
| Административно-восстановительные
| Имеют своей целью возмещение причиненного противоправными действиями ущерба, восстановление положения вещей, существовавшего до совершения правонарушения. Чаще всего это меры материального характера. Так, бюджетное учреждение, нецелевым образом использовавшее бюджетные средства, выделенные ему по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, обязано вернуть израсходованные таким образом средства в бюджет.
| К восстановительным мерам административного принуждения относятся также снос самовольно возведенного строения или сооружения, выселение из самовольно занятого жилого помещения, изъятие незаконно полученного и подобные меры.
| Своеобразной мерой восстановительного характера является также взыскание недоимки по налогам и сборам в соответствии с налоговым законодательством. Следует иметь в виду, что взыскиваемая в этом случае пеня, относимая некоторыми специалистами к числу восстановительных мер, на деле является мерой налоговой ответственности.
| Меры юридической ответственности
| Применяются в административном праве к лицам, признанным в установленном порядке виновными в совершении деяний, содержащих признаки составов правонарушений. К субъектам административного права могут быть применены меры дисциплинарной, материальной и собственно административной ответственности.
| Дисциплинарная ответственность применяется в рамках служебных отношений, возникающих внутри системы государственного управления, и не связана с властным волеизъявлением субъекта государственного управления в отношении объекта управления. Материальная ответственность является разновидностью гражданско-правовой ответственности и применяется на общих основаниях о возмещении ущерба, за исключением случаев, связанных со служебными отношениями, когда материальная ответственность применяется по правилам трудового права.
| 5. Полномочия государственных органов, предприятий и учреждений при применении мер административного принуждения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Полномочия государственных органов, предприятий и учреждений при применении мер административного принуждения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
| Основные положения
| Органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также организациями, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, проводится комплекс мероприятий, направленных на защиту интересов граждан, общества и государства от угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий.
| Специальные положения
| Президент РФ
| - вносит на рассмотрение Совета Безопасности Российской Федерации и принимает с учетом его предложений решения по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по вопросам преодоления их последствий;
- вводит на всех территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение;
- принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.
| Правительство РФ
| Обладает полномочиями по осуществлению контроля над процессом производства, режимом хранения, условиями перевозки и порядком использования радиоактивных и других опасных веществ, соблюдением при этом необходимых мер безопасности.
| Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
| Осуществляет руководство работами по ликвидации аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, координацию деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф, контроль над осуществлением различных мероприятий в этой области.
| Предприятия, организации, учреждения
| - проводят мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
- создают и поддерживают в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
- обеспечивают организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях;
- предоставляют в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- исполняют обязанности по декларированию безопасности промышленных объектов, деятельность которых связана с повышенной опасностью производства.
|
|