Научная дискуссия о структуре административного процесса
|
Юрисдикционная концепция
|
Понятие
|
Юрисдикционная концепция сформировалась на основе традиционных общеправовых представлений о сущности и структуре процесса, выработанных в ходе научной работы над проблемами гражданского и уголовного процесса.
|
B.C. Тадевосян определял административный процесс как определенную деятельность по разрешению споров, вытекающих из административно-правовых отношений4.
|
Н.Г. Салищева определяет, что административный процесс — это рассмотрение государственными органами споров, возникающих при разрешении индивидуальных дел, а также применение мер принуждения5.
|
Характерные особенности
|
Указанная концепция признает равнозначными содержание понятий «административный процесс» и «гражданский процесс» или «уголовный процесс» и понятий «гражданский процесс» и «уголовный процесс». В рамках юрисдикционной концепции утверждается, что любой процесс является «способом обеспечения обязательности норм материального права и применения мер воздействия (принуждения) по отношению к лицам, нарушающим правовые нормы»6. Так, О.В. Иванов утверждает, что процесс — это специальная деятельность, имеющая целью в установленном законом порядке добиться принудительного осуществления норм материального права, по властной их реализации, по применению мер принуждения являющихся санкциями за неисполнение норм материального права.
|
В рамках юрисдикционной концепции понятия «процесс» и «производство» находятся в своеобразном соотношении, при котором процесс оказывается понятием более узким.
|
Соответственно и процессуальными в рамках юрисдикционной концепции признаются только административно-правовые нормы, определяющие процедуру разрешения административных споров и применения мер административного принуждения. Таким образом, в общем виде административный процесс сторонники юрисдикционной концепции определяли как «регламентированную законом деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, не находящимися между собой в отношениях служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения»7.
|
Управленческая концепция
|
Определение
|
Г.И. Петров писал, что административный процесс в широком смысле — это процесс исполнительной и распорядительной деятельности органов государственного управления8.
|
Сущность
|
Признаком, служащим для отнесения общественных отношений к числу процессуальных, является процедурный характер регулирующих их норм. Собственно процесс — это всякая исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая на основе определенных процессуальных правил, совокупность которых и составляет административный процесс в целом. Посредством административного процесса происходит реализация всех материальных норм административного права. Деятельность по реализации регулятивных норм административного права составляет особенность административного процесса по сравнению с другими видами процесса9.
|
Основные положения
|
- административный процесс — это юридическая форма реализации исполнительной власти и, следовательно, имеет ярко выраженную юридически управленческую природу;
- административный процесс реализуется органами исполнительной власти всех уровней, а также другими субъектами, что составляет основу его динамичности;
- назначение административного процесса — обеспечение реализации материальных норм российского права;
- административный процесс состоит из отдельных производств, регулируемых специальными группами административно-правовых норм процессуального характера;
- элементами административного процесса являются процессуальная деятельность уполномоченных субъектов и административно-правовые отношения10.
|