Понятие, признаки, задачи, принципы и основания административной ответственности
|
Понятие
|
Под юридической ответственностью в теории права понимают «возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права1».
|
Административная ответственность — это реализация предусмотренных административным правом санкций, осуществляемых посредством применения уполномоченными субъектами государственного управления различных видов административных наказаний в отношении правонарушителей (физических и юридических лиц).
|
Административная ответственность выражается в применении уполномоченным государственным органом (должностным лицом) административного наказания (административного штрафа, административного ареста и т.д.) к лицу, совершившему административное правонарушение.
|
Признаки
|
Наступает вследствие совершения административного правонарушения, т.е. противоправного деяния, состав которого сформулирован в Кодексе РФ об административных правонарушениях или в принятых на его основе актах субъектов Федерации. Административное правонарушение — это не только посягательство на порядок государственного управления и подобные нарушения, допускаемые в сфере организации управленческого процесса, но и нарушения любых норм административного законодательства, предусматривающее привлечение к административной ответственности. Таким образом, в качестве административно-правовых могут выступать нарушения норм в области торговой деятельности, строительства, общественного порядка, нравственности.
|
Состав лиц, привлекаемых к административной ответственности, существенно отличает ее от уголовной ответственности. Согласно нормам Кодекса РФ об административных правонарушениях к административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо, в то время как уголовное законодательство предполагает привлечение к ответственности только физических лиц. Одновременно чрезвычайно широк и круг лиц, которые вправе налагать административные взыскания. Если к уголовной или гражданской ответственности физическое лицо может быть привлечено исключительно по решению (приговору) суда, то меру административной ответственности своим решением вправе назначить не только суд, но и многие органы исполнительной власти, а также уполномоченные организации и учреждения.
|
Меры административной ответственности по своему составу также значительно отличаются от мер уголовной ответственности. До введения в действие нового Кодекса РФ об административных правонарушениях под наказанием понималась исключительно мера уголовной ответственности. Административная ответственность заключалась в применении административных взысканий. Теперь мерами административной ответственности признаны административные наказания, среди которых: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.
|
Административную ответственность отличает порядок ее установления. Уголовное законодательство в качестве одного из основополагающих принципов опирается на положение о невозможности установления уголовного наказания иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. В соответствии со ст. 1 Уголовного кодекса РФ все новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в Уголовный кодекс РФ.
|
В Кодексе РФ об административных правонарушениях установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
|
Процедура привлечения к административной ответственности значительно проще, нежели аналогичные процедуры привлечения к гражданской или уголовной ответственности. Необходимость оперативного реагирования на нарушение норм административного законодательства обусловила разработку относительно простой, экономичной и непродолжительной процедуры привлечения к административной ответственности. В административном праве возможно привлечение к ответственности на месте совершения правонарушения с минимальным оформлением происшедшего (например, в случае с оплатой штрафа за безбилетный проезд в городском общественном транспорте).
|
Задачи
|
Основные положения
|
Задачи института административной ответственности в общем виде сформулированы в Кодексе РФ об административных правонарушениях в виде задач законодательства об административных правонарушениях. Преобладают задачи охранительного характера, направленные на обеспечение существующего порядка общественной жизнедеятельности силами защитного механизма.
|
Должны осуществляться и другие функции, связанные с выполнением задачи предупреждения административных правонарушений. В основном это воспитательное воздействие на правонарушителей (особенно несовершеннолетних), заключающееся в демонстрации неизбежности наказания за негативное поведение.
|
Виды
|
- защита личности;
- охрана прав и свобод человека и гражданина;
- охрана здоровья граждан и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- защита общественной нравственности;
- охрана окружающей среды;
- охрана установленного порядка осуществления государственной власти;
- охрана общественного порядка и общественной безопасности;
- охрана собственности;
- защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений;
- предупреждение административных правонарушений.
|
Принципы
|
Понятие
|
Принципы — это основополагающие положения, руководство которыми является основой для применения норм законодательства об административной ответственности.
|
Виды
|
Первый принцип по своей сути представляет собой продолжение общеправового принципа формального юридического равенства всех перед законом и судом, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ. Кодексом РФ об административных правонарушениях установлено, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
|
Второй принцип — презумпция невиновности — традиционен для «карательных» видов юридической ответственности (в том числе для уголовного права). Этот принцип лежит в основе справедливости судопроизводства и других процедур привлечения к ответственности. Его общая формулировка также содержится в Конституции РФ. Итак, лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
|
Принцип законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением предусматривает, что:
|
лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто
- административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом;
- применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом;
- при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.
|
Основание административной ответственности
|
Административное правонарушение не представляет такой серьезной опасности, как преступление, и за его совершение следует применение мер административного наказания. Однако административные правонарушения совершаются гораздо чаще, и в этом заключается их опасность.
|
Различные подходы к пониманию основания административной ответственности
|
- нормативный подход (система норм, регулирующих ответственность); фактический подход (деяние конкретного субъекта, нарушающее правовые предписания, охраняемые правовыми санкциями);
- процессуальный подход (акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное правонарушение)2
- закон как правовое основание;
- правонарушение как фактическое основание административной ответственности3.
|