Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Правовые акты управления: понятие, юридическое значение и признаки
Содержание книги
- ЧАСТЬ I. Основные институты административного права
- Место административного права в российской правовой системе
- Административное право как наука: понятие, предмет, задачи и методология
- Источники административного права: понятие, виды и формы
- Понятие и основные характеристики административно-правовых отношений
- Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти
- Президент Российской Федерации как субъект административного права
- Правительство Российской Федерации как субъект административного права
- Основы организации системы органов исполнительной власти в субъектах Федерации
- Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
- Основы административно-правового статуса гражданина. Права и обязанности гражданина в сфере государственного управления
- Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
- Понятие, принципы, виды государственной службы и ее система
- Права и обязанности государственных служащих
- Способы поступления на государственную службу
- Поощрение и награждение государственных служащих
- Система управления государственной службой
- Основы местного самоуправления
- Органы местного самоуправления: понятие и виды
- Административно-правовой статус хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов и фондов
- Глава 9. Общественные объединения как субъекты административного права
- Исполнительная власть: понятие, признаки. Соотношение исполнительной власти и государственного управления
- Понятие форм государственного управления. Характерные черты и виды
- Классификация правовых форм государственного управления
- Правовые акты управления: понятие, юридическое значение и признаки
- Процедура принятия правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти
- Понятие, виды и особенности административно-правовых методов
- Признаки и меры административного принуждения
- Понятие, признаки, задачи, принципы и основания административной ответственности
- Понятие, особенности и состав административного правонарушения
- Система и виды административных наказаний
- Правила назначения наказания
- Понятие, особенности и основные черты законности в государственном управлении
- Гарантии и способы обеспечения законности в государственном управлении
- Контрольная деятельность в государственном управлении
- Надзорная деятельность в государственном управлении
- Понятие, назначение, признаки, принципы, особенности и стадии административного процесса
- Научная дискуссия о структуре административного процесса
- Отдельные виды процедурных производств
- Понятие, виды, характерные черты и отличия административно-юрисдикционного процесса
- Понятие, задачи, особенности и стадии производства по делам об административных правонарушениях
- Субъекты административной юрисдикции
- Участники производства по делам об административных правонарушениях
- Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
- Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- Организационно-правовые основы управления в экономической сфере
- Органы управления экономическим развитием
- Органы управления в области бюджета, финансов и налогов
- Органы управления промышленностью и энергетикой
Правовые акты управления: понятие, юридическое значение и признаки
| Понятие
| Правовой акт управления — это управленческий документ, содержащий властное волеизъявление уполномоченного субъекта государственного управления в виде нормативного или индивидуального предписания, осуществленное в рамках его компетенции и для целей решения задач управленческой деятельности, принятие которого влечет определенные юридические последствия.
| Признаки правового акта управления7
| - имеет юридическую форму управленческого решения, посредством которой реализуются задачи и функции государственного управления;
- издается полномочным субъектом государственного управления в пределах его компетенции, определенной действующим законодательством;
- носит юридически-властный характер, т.е. в нем находит свое выражение властная природа государственно-управленческой деятельности;
- имеет одностороннее волеизъявление субъекта государственного управления;
- императивен, т.е. содержит в себе предписание, безусловно обязательное для адресата;
- служит юридическим фактом либо предпосылкой для возникновения юридических фактов, провоцирующих возникновение, изменение и прекращение общественных отношений в сфере государственного управления;
- подзаконен, т.е. издается исключительно в соответствии и во исполнение Конституции РФ и действующих законов;
- занимает определенное место в иерархической системе актов управления, что подразумевает его соответствие актам вышестоящих звеньев системы исполнительной власти;
- представляет собой юридическую разновидность служебных документов, постоянно используемых в процессе деятельности исполнительных органов (должностных лиц);
- характеризуется определенной процедурой принятия (подготовки проекта, обсуждения, визирования, правовой экспертизы, согласования, утверждения и т.д.);
- может быть обжалован в вышестоящий орган (должностному лицу) либо в суд, опротестован (прокурором);
- обеспечен силой государственного принуждения, несоблюдение установленных актом государственного управления предписаний влечет возникновение негативных правовых последствий для нарушителя.
| Юридическое содержание
| - является служебным документом; акт государственного управления отличается от всех прочих документов такого рода своим юридическим содержанием;
- акт государственного управления отличен от юридически значимых документов, выдаваемых органами государственного управления и другими субъектами административного права и служащих подтверждением определенного юридического факта (например, диплом о присвоении квалификации, протокол о правонарушении);
- Факты государственного управления (как и смешанные) в настоящее время могут приниматься ограниченным кругом субъектов управления. К ним относятся: Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, а также уполномоченные на нормотворчество органы исполнительной власти субъектов Федерации;
- правовой акт управления может осуществляться и в виде жеста регулировщика8;
- совершается в разнообразнейших формах, в том числе в форме принятия, издания акта государственного управления, т.е. надлежащим образом оформленного документа, содержащего властное предписание;
- управленческое решение в акте государственного управления может быть выражено как в форме правила поведения (и тогда мы имеем дело с нормативным актом), так и в форме распоряжения, предписания, запрета и т.п. управленческого решения, относящегося к конкретному практическому случаю, определенной управленческой ситуации;
- издается в рамках компетенции издающего его субъекта государственного управления и призван повлечь за собой вполне определенные юридические последствия.
|
|