Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административное право как наука: понятие, предмет, задачи и методология

Поиск
Административное право как наука: понятие, предмет, задачи и методология
Понятие
Наука административного права — это составная часть российской правовой науки, система правовых взглядов, представлений, теоретических положений о данной отрасли права, различных концепций и позиций по вопросам развития административного права как отрасли права и составляющих ее предмет общественных отношений.
Предмет
Предметом изучения науки административного права являются общие закономерности развития и функционирования государственного управления, а также анализ состояния и перспектив развития административно-правового законодательства.
Задачи
  • выявление проблем и сложностей в функционировании данной отрасли права, а также разработка оптимальных вариантов их решения;
  • проверка эффективности своих норм, изучение практики их применения, выявление норм, которые на практике могут вызвать нежелательные результаты, составление прогнозов и предложение рекомендаций по совершенствованию административного права.
Методы изучения предмета
Общенаучные методы
Диалектика Метод познания явлений действительности в их взаимосвязи и развитии.
Анализ Расчленение объекта на составляющие его элементы.
Синтез Соединение элементов в единое целое.
Аналогия Правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках.
Собственные, научные методы
Системный Рассмотрение объекта как системы, выявление его связей как внутри, так и вне системы.
Сравнительного правоведения Изучение системы административного права путем его соотношения с аналогичными системами зарубежных стран.
Формально-юридический Метод исследования, при котором административное право изучается в «чистом» виде, в изоляции от других социально-правовых явлений, таких, как экономика, политика, экология и др.

8. Административное право как учебная дисциплина

Административное право как учебная дисциплина
Понятие
Административное право как учебная дисциплина — это обязательный предмет для всех высших и средних юридических учебных заведений, содержащий систематизированную, отвечающую требованиям методики преподавания систему необходимых для получения юридического образования знаний о государственной администрации.
Отличие науки административного права от учебной дисциплины
Учебная дисциплина базируется на соответствующей науке. Содержание курса во многом зависит от того, каковы достижения науки, насколько полно административно-правовые нормы и отношения исследованы учеными. Научные исследования могут быть несистематизированными, в науке возможны пробелы, неисследованность определенных правовых явлений. А курс должен быть полным, беспробельным. Поэтому в последние годы, когда не все административно-правовые новеллы привлекли внимание ученых, авторам учебников приходится пополнять «копилку знаний» об административно-правовых феноменах или просто комментировать новые нормы, акты. Результаты научных исследований содержатся в диссертациях, монографиях, статьях, докладах, а содержание курса административного права раскрывается в учебниках, учебных пособиях, программах, лекциях. Не все результаты научных исследований востребуются учебной дисциплиной. В ней должны содержаться только наиболее значимые для студентов, учащихся положения. Так, огромное количество научных работ посвящено деятельности органов внутренних дел, а в учебниках о них рассказывается лишь на небольшом числе страниц. Написано много содержательных монографий, статей по вопросам государственной службы, но лишь малая толика их содержания может быть востребована в учебной литературе.
Цели науки и учебной дисциплины различны. Цель науки — систематизация, приращение знаний, критический анализ системы правовых норм, реальных общественных отношений с использованием разнообразных методов исследований. Учебная дисциплина призвана довести до студентов, учащихся, слушателей при помощи методик преподавания, как правило, уже добытые наукой, проверенные на практике сведения, выводы, рекомендации.
Содержание учебной дисциплины в гражданских учебных заведениях зависит от режима секретности. Так, до 90-х годов XX в. нормы о государственной тайне, оперативно-розыскной деятельности, как правило, были секретными. Поэтому соответствующие вопросы в курсах административного права на юридических факультетах университетов, в юридических институтах, техникумах не рассматривались. Учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Содержание научных исследований детерминировано существующими административно-правовыми актами, нормами, отношениями. А содержание курса во многом зависит от пристрастий, опыта, системы научных взглядов составителей учебных планов и учебных программ, преподавателей, ведущих учебные занятия, от авторов учебников.

1 Подробнее см.: Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. – М., 2002. – С. 45



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 1606; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.104 (0.01 с.)