Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Налоговая и административная ответственностьСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В одном из запросов в Конституционный суд РФ заявителем был поставлен вопрос о проверке конституционности п. 12 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах РФ" в части полномочий налоговых органов налагать административные штрафы за непредставление или несвоевременное представление декларации о доходах. По мнению заявителя, оспариваемое положение устанавливает административную ответственность, по существу аналогичную предусмотренной ст. 119 НК РФ, и тем самым дает возможность налоговым органам дважды налагать штрафы на физических лиц за непредставление или несвоевременное представление декларации о доходах, т.е. повторно привлекать одно и то же лицо к ответственности за одно и то же правонарушение. Данное положение несоразмерно ограничивает права и свободы человека и гражданина, носит дискриминационный характер и противоречит ст. 55 (часть 3) Конституции РФ. По мнению же налоговых органов, никакого противоречия Конституции РФ в данном случае не возникает, т.к. законодатель за непредставление или несвоевременное представление налоговой декларации фактически установил два вида ответственности - налоговую (ст. 119 НК РФ) и административную (п. 12 ст. 7 Закона РФ "О налоговых органах РФ"). Как указал Конституционный суд РФ в Определении от 05.07.2001 N 130-О, недопустимость повторного привлечения к ответственности за совершение одного и того же правонарушения (принцип однократности привлечения лица к ответственности за совершение конкретного правонарушения) составляет принцип налогового права. В соответствии со ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения (п. 2). Штрафы, налагаемые налоговыми органами за нарушение требований налогового законодательства, имеют административно-правовую природу. Штрафные санкции, применяемые налоговыми органами за нарушение норм законодательства, направленного на обеспечение фискальных интересов государства, относятся к мерам взыскания административно-правового характера (за административные правонарушения) и осуществляются в рамках административной юрисдикции. В связи с этим санкции, предусмотренные ст. 119 НК РФ и оспариваемым положением п. 12 ст. 7 Закона РФ "О налоговых органах РФ", также являются административно-правовыми. И поскольку по общему правилу при расхождении норм законодательства по одному и тому же вопросу применению подлежит норма, изданная позднее, то со вступлением в силу части первой НК РФ взыскание штрафных санкций за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации должно осуществляться в размерах, установленных ст. 119 НК РФ. В таких случаях санкции, установленные оспариваемым положением п. 12 ст. 7 Закона РФ "О налоговых органах РФ", относящегося к ранее действовавшему законодательству, применяться не должны. Ранее такой же вывод был сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 26.12.2000 N 3262/99 по конкретному делу, а позднее, как было указано в п. 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5, при решении вопросов о разграничении налоговой и иной ответственности физических лиц (п. 8 ст. 101 НК РФ) судам следует исходить из того, что одно и то же правоотношение не может одновременно квалифицироваться как налоговое и иное, не являющееся налоговым. В связи с этим налогоплательщик-физическое лицо за совершенное им деяние не может быть одновременно привлечен к налоговой и иной ответственности. Поэтому, если выявленное налоговым органом деяние совершено налогоплательщиком-физическим лицом в рамках налоговых правоотношений, определение которых дано в ст. 2 НК РФ, вопрос о квалификации этого деяния как правонарушения и его последствиях должен решаться только в соответствии с положениями Кодекса". При этом следует иметь в виду, что привлечение организации к налоговой ответственности не освобождает ее должностных лиц от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством (п. 4 ст. 108 НК РФ). В данном случае принцип однократности наказания не нарушается, поскольку к ответственности привлекаются разные субъекты - организация и ее должностные лица.*(110) В том случае, когда речь идет о привлечении к ответственности одного и того же субъекта, то п. 4 ст. 108 НК РФ не применяется, поскольку нарушается принцип однократности наказания. Данный вывод подтверждается сложившейся арбитражной практикой. Так, по одному из налоговых споров, Управление ПФ РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета. Решением суда первой инстанции заявление ПФ РФ было удовлетворено частично. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. В кассационной жалобе ПФ РФ обратилось с просьбой полностью удовлетворить заявленные требования, причем обосновывалось это тем, что суд неправильно оценил в качестве смягчающих обстоятельств факт привлечения предпринимателя к административной ответственности за нарушение трудового законодательства. Правовая позиция ПФ РФ была основана на положениях п. 4 ст. 108 НК РФ, согласно которым привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ. Как указал суд кассационной инстанции, правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ. Вместе с тем, как гласит общеправовой принцип справедливости, никто не может нести юридическую ответственность дважды за совершение одного и того же правонарушения. На отраслевом уровне данный принцип закреплен в п. 1 ст. 50 Конституции РФ, ч. 2 ст. 6 УК РФ, п. 2 ст. 108 НК РФ, ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ. Суд, направляя дело на новое рассмотрение, особо указал, что при новом рассмотрении дела суду следует дать оценку имеющимся в деле документам, доводам предпринимателя с позиций правомерности привлечения его к ответственности дважды за совершение одного и того же правонарушения и принять законное и обоснованное решение (Постановление ФАС СЗО от 28.06.2007 N А56-2584/2007). Следует отметить, что в соответствии с п.п. 1, 2 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. 1, 1.1 и 3 ст. 28.6 КоАП РФ. В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса мест жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Согласно п. 5 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица налоговых органов - об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 15.3-15.9, 15.11, ч. 3 ст. 18.15, ч. 3 ст. 18.17, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ. В п. 4 ст. 28.3 КоАП РФ установлено, что перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч. 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Приказом ФНС РФ от 02.08.2005 N САЭ-3-06/354@ утвержден Перечень должностных лиц налоговых органов РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, а именно: в центральном аппарате ФНС РФ; в межрегиональных ИФНС РФ; в управлениях ФНС РФ; в ИФНС РФ по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня, т.е. в территориальных налоговых органах. Согласно вышеназванному Приказу в ИФНС РФ по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня протоколы об административных нарушениях уполномочены составлять: - руководитель инспекции; - заместитель руководителя инспекции; - начальник отдела; - заместитель начальника отдела; - главный государственный налоговый инспектор; - старший государственный налоговый инспектор; - государственный налоговый инспектор; - должностные лица, уполномоченные проводить мероприятия по контролю. До вступления в силу вышеназванного Приказа Перечень должностных лиц налоговых органов РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, был установлен Приказом МНС РФ от 17.10.2003 N БГ-3-06/547. Причем категории должностей налоговых органов по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня, уполномоченных составлять протоколы об административных нарушениях, как в действующем Перечне, так и в утратившем силу остались неизменны. В заключение считаем необходимым обратить внимание на то обстоятельство, что в случае увольнения из организации работника, виновного в совершении правонарушения, за которое данное лицо подлежит привлечению к административной, а организация - к налоговой ответственности, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению из-за отсутствия состава административного правонарушения в соответствии с п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ. Данный вывод следует из того, что работник, виновный в совершении правонарушения и уволенный из организации, не является должностным лицом по смыслу КоАП РФ, и, следовательно, он не будет субъектом правонарушения (определение должностного лица установлено в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ).
3.4.2. Налоговая ответственность и ответственность
Нормами налогового законодательства устанавливается ответственность банков за неисполнение платежных документов на перечисление в бюджет налоговых платежей. Так, ст. 135 НК РФ предусмотрена ответственность банков за неправомерное исполнение в установленный срок решения налогового органа о взыскании налога или сбора. В то же время, согласно ранее действовавшему подп. "з" п. 12 Положения о федеральном казначействе (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.08.1993 N 864) органы федерального казначейства вправе налагать на банки штраф в случаях несвоевременного исполнения ими платежных документов на перечисление и зачисление средств в доход бюджетов (ст. 1, 41 Бюджетного кодекса РФ). По нашему мнению, в условиях параллельного действия вышеуказанных норм, согласно правилу о приоритете специальной нормы перед общей банк подлежит ответственности по ст. 135 НК РФ. Следовательно, совершенные банком правонарушения являются налоговыми. Поэтому суд сделал вывод о том, что повторное привлечение банка к ответственности, произведенное отделением Федерального казначейства, за совершенное налоговое правонарушение в соответствии с п. 2 ст. 108 НК РФ недопустимо. Именно из таких позиций исходит и судебно-арбитражная практика (Постановление ФАС ВСО от 27.02.2001 N А33-8743/00-С3-Ф02-289/01-С1). Отметим, что законодатель учел указанную практику, в связи с чем с 1 января 2005 года Положение о федеральном казначействе (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.08.1993 N 864) утратило силу. Вместо него Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 утверждено новое Положение о федеральном казначействе, где в разделе "Полномочия" ничего не говорится о возможности Федерального казначейства налагать штрафные санкции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.145.41 (0.01 с.) |