Раздел II. Средневековое государство и право 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел II. Средневековое государство и право



Раздел II. СРЕДНЕВЕКОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

Периодизация:

Раннефеодальная монархия (V-IX вв.).

Генезис феодализма, расщепленный характер собственности и власти, закрепощение крестьян, иммунитетные грамоты, дворцово-вотчинный характер управления.

Сюзерениальная (сеньориальная) монархия (X-XIII вв.).

Расцвет феодальных отношений, господство натурального хозяйства, децентрализация государства (политическая раздробленность), организация власти на основе сюзеренитета-вассалитета.

Сословно-представительная монархия (XIV-XV вв.),

Сохраняется феодализм, оформляются сословия (духовенство, дворянство, третье сословие), развиваются товарно-денежные отношения, король осуществляет свою власть вместе с сословно-представительными органами.

Абсолютная монархия (к.XV – XVIII вв.)

Разложение феодализма, зарождение капитализма (формирование общенационального рынка, мануфактур, развитие мелкотоварного производства). Абсолютная власть короля опирается на регулярную армию, мощную бюрократию, налоговый аппарат и направлена на сохранение феодальных порядков: расщепленного характера собственности, сословного деления общества и т.д. Формируются предпосылки для буржуазных революций.

 

Тема. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО САЛИЧЕСКИХ ФРАНКОВ (VI-IX вв.)

1. Франкское государство: особенности образования государства у герман­цев, два этапа развития; складывание феодальных отношений во Франкском государстве (VIII—IX вв.), реформы Карла Мартелла; государственный строй Франкской монархии.

2. САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА.

· общая характеристика Салической правды как раннефеодального памятника права;

· правовое положение основных групп населения по Салической правде;

· вещное право, отражение в Салической правде процессов зарождения частной собственности на землю;

· преступления и наказания;

· суд и процесс в государстве франков.

 

ФРАНКСКОЕ ГОСУДАРСТВО

 

Франки - это группа германских племен, живших по правому берегу

Рейна, между Майном и Северным морем. Они делились на салических (приморских), живших в устье Рейна, и рипуарских, расположенных по берегу Рейна.

Еще в IV веке франки стали селиться на территории Римской провинции Галлии в качестве «федератов» Римской империи. Получая земли для поселения под пастбища и пашни, они брали на себя обязательства по обороне границ империи.

В V веке с падением Римской империи франки образовали на территории бывшей римской провинции Галлии свое королевство, пределы которого начали быстро расширяться. Король Хлодвиг из династии Меровингов (481-511 гг.) объединил под своей властью все франкские племена.

Особенности образования государства франков:

- возникло в ходе завоеваний,

- было результатом разложения родоплеменных отношений, пережитки которых длительное время сохраняются в экономике и государственном устройстве,

- испытало влияние римской политической традиции (организация армии, варваризированное римское право, сохранение земельной собственности римского типа, использование труда рабов и колонов).

Два этапа в развитии государства:

- V - VIIвв. – правление династии Меровингов, захват завоеванных земель франкской знатью, земельные раздачи королевским дружинникам и церкви. Иммунитетные грамоты. Закрепощение рядовых общинников. Дворцово-вотчинная система управления (слуги короля составляют и государственную администрацию) Армия – на основе народного ополчения свободных крестьян общинников. Ослабление власти королей, свержение династии Меровингов.

- VIII-IX вв. – правление династии Каролингов. Реформы Карла Мартелла – «отец феодализма», дает землю вассалам не в собственность, а в держание, при условии несения военной службы, одновременно делится и властью (государственная власть приобретает частный характер). Армия - на основе рыцарской конницы, расширение границ на юг и восток. Создание империи Карла Великого и ее распад в 843 году по Верденскому договору на Галлию (позднейшая Франция), Баварию и др. земли, впоследствии вошедшие в состав Германии, и Италию.

Особенности государственного строя:

- в V-VII вв. – перерождение органов племенной демократии в органы публичной власти,

- развитие органов вотчинного управления на основе иммунитетных грамот, в силу которых территория, принадлежащая владельцу иммунитета изымалась из ведения государственных властей в судебных, податных, административных делах.

- в VIII-IX вв. – формирование сеньориальной монархии

 

САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА.

Особенности:

- варварские правды – это запись норм обычного права,

- казуистичность, бессистемность, фрагментарность изложения,

- формализм права (символы, ритуальные действия, определенные слова при совершении тех или иных актов),

- персональный принцип права: каждое племя жило, судилось по своему особому праву - франки по франкскому, бургундцы - по бургундскому и т. д., а потомки прежних римских подданных - по римскому праву.

- посвящены преимущественно уголовному праву, при этом кровная месть заменялась штрафом (вергельдом),

- право было приспособлено лишь к крайне несложным условиям натурального хозяйства. Гражданского права касаются мало, так как слабо развиты товарно-денежные отношения,

Наряду с обычным правом действовали капитулярии (от деления их на главы -capitula), которые издавали Франкские короли. Они были обязательны для всех живущих на данной территории и регулировали вопросы, главным образом в сфере публичного права. В империи Карла Великого, которая объединяла во франкском государстве большинство германских племен, преобладающее влияние получило право салических франков, но франкское право не вытеснило полностью права других племен.

 

Вещное право варварских германских народов в период франкской монархии. Формирование феодальной земельной собственности

Право собственности первоначально возникло на движимые вещи, ибо они могли быть отделены от прочих вещей, это то, что может быть взято в руки. Это скот, оружие, хлеб, одежда, украшения, рабы. Собственник мог владеть, пользоваться и распоряжаться движимыми вещами. Затем появляется право собственности на дом (жилище).

Общинные земли

Германцы жили соседским общинами - марками. Леса, пастбища луга, воды, необработанные участки (пустоши) находились в общем пользовании хозяйств, входящих в общину, которые могли безвозмездно пасти свой скот на полях и лугах с осени до весны. Пахотная, обрабатываемая земля была разделена между отдельными семьями на праве частной собственности, они перешли в собственность отдельных семей, хозяйств, передавались по наследству только сыновьям домовладыки, а за отсутствием сыновей участок переходил к общине и соответственно этому отсутствовало право отчуждения этого участка посторонним.

С течением времени эти ограничения отпадают, домовладыка приобретает право отчуждения пашни, то есть возникает частная семейная собственность на пахотные земли. Член общины мог отчуждать участок

Имущественного равенства в соседской общине не существует, богатые владеют большим количеством земли, чем бедные. Кто богаче, у кого больше скота, больше рабочих рук, кто захватил раньше больше земли, тот и владеет большим количеством земли.

Разрушение сельской общины. Образование крупной земельной собственности

У германцев происходила социальная феодализация - разрушение сельской общины с коллективным землевладением, замена ее на поместья крупных землевладельцев с зависимым крестьянством. Прежде всего свободная, незанятая земля была захвачена в частную собственность господствующими лицами - королями, графами, церковью.

Власть короля была основана на том, что он являлся крупнейшим земельным собственником. Короли вместо выплаты жалования за службу жаловали из королевских, государственных земель своим приближенным, дружинникам землю в частную собственность в виде аллода. Аллод - полная частная собственность на землю, не обремененная повинностями в чью - либо пользу. Собственник земли самостоятельно осуществлял все права на нее не неся за землю службу, не платя повинностей, земля свободно переходила по наследству.

Главный способ приобретения земель церковью - пожалование земель со стороны короля, дарения и завещания со стороны частных лиц. Церковные земли были неотчуждаемы.

Эти землевладельцы постепенно захватывали в свою собственность не только свободные земли, но и земли, находившиеся ранее во владении свободных крестьян, а этих свободных крестьян превращали в зависимых от себя крестьян. Члены сельской общины не в состоянии были дать отпора этим притязаниям землевладельцев. Слабая королевская власть не смогла поддержать слабых крестьян против сильных землевладельцев. В общине появляется господская усадьба и зависимая от нее земля, рабы и крепостные крестьяне, сидящие на земле феодала.

Иммунитет

Естественным результатом роста крупного землевладения было постепенное сосредоточение в руках крупных землевладельцев судебных, административных, военных, финансовых функций. Эти новые функции крупного землевладельца получают свое юридическое оформление в виде так называемого имммунитета. Представителям королевской власти в областях (герцогам, графам и их должностным лицам) запрещалось вторгаться во владения лица, получившего иммунитетную грамоту от короля, и в передаче судебных, административных, полицейских обязанностей владельцу иммунитета, который получал право исполнять их лично, или через поставленных им должностных лиц.

Иммунитетные права крупного землевладельца сводились к следующему: он пользовался на своей земле судебной властью, председательствуя на судебных собраниях подвластного ему населения; имел право взимать на территории иммунитета все поступления, которые до этого шли в пользу короля (налоги, судебные штрафы, пошлины); наконец, он являлся предводителем ополчения зависимых от него людей. Крестьяне, хотя и утратив свою свободу, продолжали обрабатывать те же земельные участки. что и раньше, соседская община - марка из общины свободных людей превратилась в зависимую общину.

Преступления против религии

К преступлениям против религии, подлежащих смертной казни, были отнесены: богохульство (публичное поношение Бога посредством выражающих презрение к нему слов, действий или изображений - Бога, Богородицы, ангелов, святых), ересь, атеизм (вероотступничество, безбожие), оскорбление святыни, колдовство, клятвопреступление, недостаток уважения к религии, к обрядам, служителям церкви, составление и печатание сочинений против религии, прерывание богослужения.

Ересь есть отступление от догматов католической церкви.

Тысячами еретики отправлялись на костер инквизиции. Одна только испанская инквизиция сожгла около 30 тысяч еретиков. 24 августа 1572 года за одну ночь католики зверски убили более трех тысяч гугенотов - только за то, что они принадлежали к протестантству, а не к католицизму. Затем в течение двух недель во Франции погибло около 30 тысяч протестантов. В 1568 году инквизиция осудила па смерть всех жителей Нидерландов, как впавших в ересь, за исключением поименно указанных (Филипп II испанский любил повторять, что он предпочитает иметь разоренное государство на пользу Богу и королю, нежели цветущее на пользу дьяволу и слугам его, еретикам), а на основании этого приговора казнено было 25 тыс. человек. В Германии при Карле V было казнено около 100 тыс. человек.

Тягчайшим преступлением считалось волшебство. В средние века существовало всеобщее убеждение, что люди, особенно женщины, могут вступать в непосредственную связь с дьяволом для погибели своих ближних.

Тем же преобладанием духовенства объясняется, что в средние века почти не было таких преступлений пролив нравственности, которые бы не наказывались смертью. К смертным преступлениям против нравственности относились: прелюбодеяние обоих супругов (не только жены, как в древнем праве) - плотская связь лица, состоящего в браке, с лицом, с которым виновный не состоит в браке: двоебрачие, многобрачие (В Германии и Англии) есть противозаконное вступление в новый брак при существовании прежнего брака: кровосмешение - добровольная плотская связь мужчины с женщиной между собой в близких степенях родства, противоестественное удовлетворение половых потребностей (гомосексуализм. скотоложество), мужеложество, сводничество, содержание притонов разврата, изнасилование.

Виды уголовных наказаний

Виды уголовных наказаний в XVI - XVIII веках:

1. Смертная казнь в XVI - XVIII веках являлась основным видом наказания и устанавливалась за очень многие преступления, не только тяжкие, но и малозначительные. Три группы преступлений - против религии и нравственности, против государства карались с особой жестокостью. За эти преступления смертная казнь была единственным наказанием.

Во Франции, перед революцией, насчитывалось 115 преступлении, за которые закон предусматривал смертную казнь. Это наказание назначаюсь, между прочим, за растрату сборщиком податей более 3 тыс. ливров, за приготовление к убийству, за некоторые подлоги, за напечатание книг без надлежащего разрешения, за протестантскую проповедь, кражу со взломом в домах, за дуэль, за контрабанду, небрежное ведение корабельного журнала (корабельный секретарь подлежал смертной казни за то, что он неверно записал в свой журнал какое-нибудь происшествие на корабле). В Каролине смертная казнь предусматривалась в 44 случаях.

Смертная казнь- это лишение человека жизни, признанного судом виновным в совершении определенного преступления. Способы смертной казни были разнообразны. По степени жестокости смертная казнь подразделялась на простую (или обыкновенную) и квалифицированную, то есть отягченную, осуществляемую в наиболее мучительных формах. К простой смертной казни относились отсечение головы посредством топора, меча, повешение на виселице, утопление, расстрел, отравление.

К квалифицированной смертной казни относили: сожжение заживо за религиозные преступления, за государственные преступления, отцеубийство – четвертование, (преступнику отрубали руки, ноги, а затем головы), разрывание тела лошадьми с волочением на циновке к месту казни, колесование (дробление тела окованным колесом), за отцеубийство - зашивание в мешке с кошкою, змеею и бросание в воду, заливали в горло расплавленный металл за фальшивомонетничество, кипячение в котле, в масле, в воде, в вине, иногда на медленном огне (приговоренного сажали в котел, наполненный жидким веществом, вдевали его руки в специально вмонтированные и котел кольца и ставили котел на огонь, медленно подогревая жидкость), закапывание живьем в землю до наступления смерти (в Германии прелюбодея и прелюбодейку закапывали в землю живыми; вытягивание внутренностей из живого тела (вытягивание кишок, сдирание кожи), засечение, морение голодом. Если преступление было особенно злостным, то Каролина предписывала волочить преступника к месту казни, терзать его тело клещами.

Причем каждое из этих наказаний допускало разнообразные комбинации Так. в 1610 году убийцу Генриха IV Равальяка положили спиной на эшафот и крепко привязали, в правую руку его вложили нож (орудие убийства) и сожгли ее серным огнем, затем клещами рвали в разных местах тело и лили в расплавленный свинец, масло и серу, потом его тело было разорвано на части лошадьми, все части тела были собраны вместе и сожжены, а прах развеян по ветру Дом, в котором Раватьяк родился, был разрушен, без права его восстановления когда – либо. Егo родители обязаны были покинуть Францию под страхом повешения в случае его возвращения. Егo сестрам, братьям и другим родственникам запретили носить его фамилию и предложили заменить ее другой под страхом такого же наказания

2. Членовредительские (изувечивающие или уродующие) наказания

- отсечение некоторых частей тела виновного но принципу символического талиона, которые калечат человека. - обращение наказания на "виновный " орган человека, отрезание языка, носа. ушей, половых органов, грудей, выкалывание глаз, отрубание пальцев за лжесвидетельство (в феодальную эпоху это было очень тяжелым видом наказания, ибо отрубание пальцев лишало возможности креститься), отрубание рук, вырезание ремней из кожи, терзание раскаленными щипцами, прокалывание языка раскаленным железом.

Членовредительские наказания являлись уменьшенной формой смертной казни и были направлены к тому, чтобы сделать преступника безвредным на будущее время - таковы, прежде всего отсечение рук, ног и нескольких пальцев на руках, лишающих человека возможности совершать хищения (кражу, разбои, подлоги), а с другой стороны причиняли неизгладимое обезображение как средство распознания преступника, оставляли преступнику навсегда отметку его злодеяния, каковы урезание уха, языка, губ, выжигание на лице или теле пятна, клейма.

3. Телесные (болевые) наказания ставят целью причинение преступнику телесного страдания, физической боли как наказания - битье палками, сечение розгами, плетьми.

4. Лишение свободы в виде тюремного заключения и каторжных работах на галеры. Тюремное заключение как форма лишения свободы -принудительное помещение виновного в изолированное от внешнего мира здание - тюрьму - на срок или пожизненно с определенным режимом и определенным образом жизни.

Тюремное заключение появляется в истории сначала как мера предварительного досудебного задержания, и только с конца XVI в. получает характер наказания. Тюрьма стала орудием наказания не ранее 16 века, до этого она была только местом задержания до суда. Лишение свободы в виде тюремного заключения при частом употреблении смертной казни и телесных наказаний применялось в виде меры отнятия у подсудимого способов уклониться от следствия и суда, чем в виде наказания. В широких размерах практиковалось заключение пленных, должников, преступников и политически вредных лиц в монастырях, в башнях крепостей и рыцарских замков и в городских ратушах.

С XVI века с массовым развитием нищенства учреждаются специальные смирительные дома, куда заключались бродят, нищие, разного рода преступники, рабочие и слуги за леность и дерзкое повеление Тюремные помещения были низки, узки, без достаточного света и воздуха Женщины, мужчины, дети содержались вместе, пища давалась скудная, обыкновенно хлеб и вода: постелью служили связки гнилой соломы на земляном, пропитанном подпочвенной водой полу Оборванные, полунагие, голодные, покрытые вшами, арестанты содержались в вонючих и влажных подвалах. Тюрьма не являлась чисто лишением свободы, а скорее физическим мучением, видом телесного наказания, его преждевременной тяжкой смерти. Тюрьма служила лишь средством физического изоляции преступника, дальнейшая судьба которого не интересовало государство. Законодатель озабочен только тем, чтобы пресечь возможность бегства арестанта.

Другим типом лишения свободы были каторжные работы - работа на галерах, именовавшиеся каторгами, затем принудительные работы в других местах: в крепостях, в портах, на заводах, в рудниках.

Когда парусное судоходство было еще не развито, всю морскую силу государств составляли гребные суда. Но тяжелая и почти непрерывная гребная работа была гибельна для здоровья, а потому охотников до такой работы было немного, платить же дорого было не под силу государственной казне. Благодаря этому и появилась мысль заменить свободных работников преступниками, бродягами, нищими, которые обыкновенно работали на судах до полного истощения сил или до самой смерти.

На галере находилось до 300 гребцов, прикованных по 5 или 6 человек на одной скамье и приводивших в движение одно весло. На этих скамьях проходила вся жизнь галерников: здесь они обедали, спали, чередуясь по лавкам, чтобы галера могла идти постоянно, не останавливаясь. Здесь же творил над ними суд и расправу начальник галеры: за всякий малейший проступок следовало обыкновенно нещадное бичевание. Для каторжников не было ни выходных, ни праздников, только но прибытии в порт работа останавливаюсь, там избранные получали позволение перейти на земляные работы

5. Изгнание (высылка) - удаление преступника из пределов данного государства на срок или пожизненно.

6. Ссылка - удаление преступника в определенное место государственной территории с обязательством там жить, с запрещением оставлять это место в течение определенного срока или навсегда для освоения мест незаселенных, неосвоенных. В Англии смертная казнь заменяется ссылкой в колонии, которым необходимы были рабочие руки. В России колонизация Сибири способствовала отмене смертной казни.

8. Штраф в пользу государства, который не является вознаграждением за вред и за убытки.

9. Конфискация - наказание, заключающееся в лишении всего имущества преступника в пользу государства. Государство стремилось обессилить своих политических противников, обогатить государственную казну. Кара постигает не столько преступника, сколько его невиновное семейство.

10. Позорящие наказания состояли в прямом или символическом унижении виновного посредством разных обрядов, которые должны были уронить уважение к нему общества.

Прямое унижение достигаюсь следующими актами: проклятие, выговор, публичная дача пощечины рукой палача, испрошение прощения у обиженною соединявшееся с унизительными обрядами, стоянием на коленях целованием руки Символическое унижение достигалось путем исполнения над виновным осрамительных обрядов, имеющих целью сделать его посмешищем в глазах толпы, и вместе с тем причинить ему нравственное страдание сознанием позора и унижения: выставление у позорного столба с наложением железного ошейника, вождение на осле лицом к хвосту, облачение в шутовскую одежду (перед казнью одевали шапку, увенчанную перьями. козлиными рогами и лисьим хвостом) снятие одежды, провод по улицам голым или в шутовском наряде, вождение по улицам с вещами, добытыми преступлением.

Толпа бросала осужденным в лицо яйца, грязь, нечистоты, но не камни. Позорящие наказания могли употребляться самостоятельно, или как дополнение к другим тяжким наказаниям, например, к смертной казни (для вящего позора осужденных вешали вместе с двумя собаками или волками)

 

 

Обычное право

Важнейшим источником права, придававшим ему особую пестроту, был обычай. На смену варварским обычаям (Салическая правда) пришли обычаи отдельных территорий, сеньорий, общин. Во Франции такие обычаи назывались кутюмы, складывались в устной форме, получили большое распространение на севере Франции (на юге – рецепция римского права). Начиная с XIII века обычаи стали записываться, появились сборники обычаев. Во Франции – это Кутюмы Бовези, в Германии – Саксонское зерцало.

Городское право

В XI - XIII веках в Италии, Франции, Германии и других государствах возникли тысячи новых городов как центры ремесла и торговли. Первоначально города, возникшие на землях феодалов, находились в феодальной зависимости от них, несли повинности, подчинялись их административной, военной и судебной власти. В результате борьбы за самостоятельность и независимость города освобождались из - под власти сеньора и превращались в " города - коммуны ", то есть получали полное самоуправление, суд, полицию, финансы.

Города обладали правом войны и мира, содержали свою армию. чеканили собственную монету, имели свой суд и издавали свои законы. Завоевание городами самостоятельности привело к возникновению городского права, которому подчинялась жизнь горожан. Городское право всесторонне регулировало имущественные отношения горожан (вещное, обязательственное, наследственное право), семейное право, уголовное право, судебный процесс, вопросы городского самоуправления.

Нормы городского права подвергались записи и обработке. Городское право фиксировалось в хартиях сеньоров, закрепляющих права и вольности города (хартию город получал, как правило, в результате борьбы за политические привилегии, откупаясь от сеньоров крупными суммами денег), судебных прецедентах и постановлениях, законах органов городского самоуправления. Городское право изменялось, подвергалось систематизации. Основным источником развития городского права являлось римское право, оказывало влияние на его развитие и каноническое право. Многие вновь возникающие города принимали уже сложившееся и оформленное в виде записей право старых городов Магдебурга, Любека, Кельна. Так Магдебургское право действовало более чем в 80 городах Центральной и Восточной Европы, Любекское – в 43 городах.

В городах получило развитие цеховое право. Цехи – монопольные объединения ремесленников одной профессии. Цехи имели свой суд и устав, где регулировались стандарты качества работ, цены на товары, условия трудовых договоров, условия ученичества и приема в члены цеха, вопросы взаимопомощи.

Торговая деятельность купечества регулировалась торговым правом (купля-продажа, поручение, комиссия, страхование, банкротство, векселя). Сюда же относились нормы морского права.

На рынках и ярмарках создавались собственные торговые суды для урегулирования споров между членами разных купеческих гильдий. Дела рассматривались быстро и без формализма, чтобы не тормозить торговый оборот. Источниками торгового права являлись торговые обычаи, торговые прецеденты и торговое законодательство. В отличие от городского права, которое было партикулярным, торговое право приобретает международный характер. С XVI века начинается кодификация торгового права. Торговый ордонанс 1673 г., Морской ордонанс 1681 г. во Франции.

 

Рецепция римского права

Была характерна для стран континентальной Европы (Германия, юг Франции) и почти не имела места в Англии. Рецепция римского права была продиктована:

  • потребностями регулирования торгового оборота средневекового города,
  • поддержкой католической церкви, которая часто руководствовалась римским правом,
  • поддержкой королевской власти, боровшейся за политическое объединение страны,
  • высоким авторитетом римского права, которое называли писаным разумом.

В конце XI века в итальянском университете г. Болонья возникает школа глоссаторов, т.е. комментаторов Свода гражданского права Юстиниана. За 200 лет глоссаторы подробно прокомментировали Свод Юстиниана. В итоге появился сборник «Большая глосса» (из 96 тыс. глосс) - свод мнений различных видных глоссаторов по вопросам толкования римского права.

В XIII – XV вв. на смену глоссаторам пришли постглоссаторы. Они взяли за основу глоссы (а не первоисточник) и попытались приспособить римское право к потребностям современной жизни. Так появились новые понятия, например, понятие «юридического лица».

Ученые гуманистической школы (Куяций, Донел) в XVI веке вернулись к изучению норм собственно римского права. Итогом их деятельности стало появление науки теоретического правоведения.

Рецепция римского права имела свою специфику для каждой европейской страны.

 

Каноническое право

Оно являлось общеевропейской системой права и включало в себя такие отрасли как: брачно-семейное, наследственное право, частично гражданское (договорное, право собственности) и уголовное (преступления против церкви и нравственности) право. Регулировало все вопросы, касающиеся церкви и клира: церковные финансы и земли (1/3 земель в Европе), устройство и управление, таинства и обряды, налогообложение (церковная десятина).

Источниками канонического права являлись:

  • Священное писание.
  • Произведения христианских мыслителей (Иоанн Златоуст, Августин Блаженный).
  • Постановления церковных соборов (с IV века – Вселенских).
  • Церковные обычай (церковное предписание).
  • Римское право.
  • С IX века – декреталии римских пап (буллы, энциклики, бреве) выдвинутся на первое место.
  • Законы христианских государей.

С XII века появляются отдельные сборники канонического права, в XVI веке они сводятся в единый Свод канонического права.

С XV века большое значение в качестве источника права во Франции приобретают королевские ордонансы.

Общее право – это система судебных решений королевских разъездных судей, которая действовала на всей территории Англии, в противовес местным обычаям, и распространялась на всех свободных подданных короля. Создается в XII –XIV веках.

ВЕЩНОЕ ПРАВО

Деление вещей

В феодальную эпоху решающее значение приобретает деление на движимые и недвижимые имущества. Исключительное значение имело недвижимое имущество и прежде всего земля. Земля давала власть и положение в обществе. Власть была сопряжена с землевладением. Собственник земли был одновременно и носителем политической власти по отношению к населению, жившему на его земле, где он облагал повинностями и сборами это население и творил над ним суд и расправу.

В феодальном праве к недвижимости относятся все движимости, образующие живой и мертвый инвентарь в сельском хозяйстве: рабочий скот, орудия труда в имении, а также всякое имущество, обладающее длительным существованием и приносящее постоянный доход, как, например, мельницы, прессы для выживания вина. К недвижимости приравнивались права на государственные должности (судебные и финансовые), которые продавались государством, и ренты. Таким образом, все крупные средства производства и все постоянные источники доходов превращаются в недвижимость.

Виды вещных прав:

Право собственности. В раннем средневековье основной формой земельной собственности был аллод – частная собственность на землю. Но к XII веку аллоды вытесняются различными формами условных держаний (бенефиций, феод).

Специфика феодализма состояла в том, что собственность на землю носила расщепленный, разделенный характер, в ней не было полного единства. Право собственности на землю не принадлежало одному только лицу. Собственность на землю являлась разделенной между сеньором и вассалом.

Сеньор выступал как верховный собственник земли, сохранял за собой административно - судебные права и контроль за распоряжением землей.

Вассал как фактический, реальный собственник имел право непосредственного владения и пользования землей (право употреблять вещь непосредственно для своих нужд, для удовлетворения потребностей - вассал жил в своем феоде), передачи ее по наследству. Все доходы с земли считались его собственностью, при этом он не обязан был делиться с сеньором урожаем или вносить ему какие - либо периодические платежи.

Отношения вассалитета регулировались ленным правом и предполагали взаимные обязательства сторон.

Сеньор мог требовать от вассала несения военной службы, участия в совете и суде сеньора, соблюдения личной верности, оказания денежной помощи в некоторых трудных или торжественных случаях его жизни, как - то для выкупа сеньора из плена, при посвящении в рыцари старшего сына сеньора, и когда он выдавал замуж старшую дочь. При переходе феода к наследнику вассала (в случае смерти вассала) наследник обязан был уплатить рельеф, как правило, в размере годового дохода.

Сеньор не имел права лишать вассала феода без наличия законных оснований к этому. Сеньор имел право возвращать к себе феод, когда он сделается выморочным в случае смерти вассала, не оставившего после себя наследников, способных явиться его преемниками по владению феодом. Он имел право передать право верховной собственности на землю другому сеньору - без согласия вассала, но при условии, что этот другой сеньор занимал равное или высшее место в феодальной иерархии, и возвращать к себе имущество, когда оно выйдет из власти подчиненного владельца. Напротив, он не мог передать свое право на землю другому сеньору, занимавшему низшее по сравнению с ним место в этой иерархии.

Феод возвращался сеньору в результате серьезного нарушения вассалом его обязанностей: если он не являлся на военную службу или покидал его в бою, если оскорблял сеньора действием или клеветническим обвинением в преступлении, если сжигал замок сеньора, если убивал сеньора и т. д.

Сеньор лишался своего права верховной собственности на землю в случае тяжкого нарушения своих обязанностей, как - то убийство вассала, незаконное изъятие сеньором феода у вассала, отказа вассалу в охране его прав или умаления его рыцарского достоинства путем снижения своего положения в феодальной иерархии. При наличии одного из подобных правонарушений сеньор лишался своих прав на феод, как правило, не в пользу потерпевшего вассала или его преемников, а в пользу вышестоящего сеньора.

Вассал имел право передать землю в срочное оброчное держание, с разрешения же сеньора - и в вечно - наследственную аренду. И в том и в другом случае оброк выплачивался вассалу.

Однако в праве распоряжения он был ограничен: не мог продать землю без согласия сеньора (в случае произвольной продажи сеньор мог отобрать феод без какого - либо возмещения покупателю), ибо происходил уход вассала, ослаблялась военная мощь сеньора. Он не мог заложить феод, распорядиться (завещать) его на случай своей смерти. Если вассал умирал, не имея наследников, то феод возвращался к сеньору. При малолетстве наследников вассала сеньор имел право опеки над ними до их совершеннолетия, получая тем самым право пользования доходами феода.

С XIII века вассалам было предоставлено право продажи феода уже и без предварительного согласия сеньора, но при соблюдении непременных условий: а) всякий новый приобретатель должен был выполнять те вассальные обязанности, которые падали на предшественника; б) приобретатель должен был уплатить сеньору высокую пошлину, обыкновенно равнявшуюся пятой части продажной цены; в) сеньор мог принудительно выкупить у приобретателя проданную землю, заплатив ту же цену в течение одного года и одного дня после его продажи (право ретракта).

Таким образом, у вышестоящего феодала были одни правомочия собственника, у получившего от него землю вассала в феод - другие. Раздел права собственности на землю между сеньором и вассалом носил форму верховной и подчиненной собственности. Вассал, свободно владея и пользуясь феодом, был ограничен в распоряжении им в силу наличия феодальных прав сеньора.

Кроме благородных, рыцарских держаний (бенефиция, феода) существовали неблагородные крестьянские держания. Они делились на свободные и несвободные. В первом случае повинности лежали на земле, а не на личности крестьянина, во втором – и на земле и на личности (крепостные крестьяне).

Крепостные крестьяне (сервы во Франции, вилланы в Англии)находились в личной, поземельной и судебной зависимости от феодала.

Личная зависимость выражалась в том, что феодал мог купить и продать серва, ограничить свободу передвижения, запретить брак, имел «право первой брачной ночи», земля серва после его смерти возвращалась феодалу, повинности серва не были фиксированными и взымались по воле сеньора.

Поземельная зависимость выражалась в виде барщины и оброка за пользование господской землей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 735; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.067 с.)