БРАЧНО-СЕМЕЙНОЕ И НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

БРАЧНО-СЕМЕЙНОЕ И НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО



Влияние католической церкви на развитие европейского семейного права

В средние века католическая церковь взяла в свое исключительное ведение все вопросы, связанные с браком. Церковь боролась против многоженства, легкости расторжения брака, покупки жен, половых отношениях вне брака. В XI веке папа Григорий VII установил целибат - безбрачие духовенства как главное средство достигнуть полного отрешения католического духовенства от всяких широких связей и, благодаря этому, всецело посвятить себя интересам церкви.

Брак считался препятствием к деятельному проявлению любви к Богу, мешал вполне предаться служению Богу, потому что в браке слишком много приходиться заботиться о житейских делах. Духовенство, свободное от забот о семье, было орудием папской политики в борьбе со светской властью за преобладание. Это безбрачное духовенство присвоило себе исключительное право судить о брачных делах.

Понятие о браке как о таинстве

Церковь установила моногамный брак, основанный на свободном соглашении обоих супругов. Христианский брак рассматривался не только как договор, но и как таинство, т. е. установленный самим Христом внешний символ внутреннего освящения. Брак есть образ таинственного союза Христа с его церковью. Муж и жена в своем союзе то же, что Христос и Церковь.

Апостол Павел писал: " Жены повинуйтесь мужьям своим, как Господу; потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. "

Каноническое право смотрит на брак как на таинство, как на символ союза Христа с церковью, вечного, нерасторжимого союза между супругами, установленного Богом, отличающего постоянством, совершенством, присушим всякому деянию Бога. Целью человеческой жизни является служение Богу, высшее благо человека состоит в соединении и общении с Богом. Задачей брака является пополнение рядов служителей Богу, которые постоянно редеют из - за смерти.

Условия действительности брака. Препятствия к браку.

Для действительности брака требуется наличие определенных условий, отсутствие которых составляет препятствие. Препятствия к браку были весьма многочисленны:

1. Неспособность или невозможность сознательного и свободного выражения воли, отсутствие взаимного согласия. Для заключения брака требовалось взаимное согласие будущих супругов.

Недействительны браки с сумасшедшими, браки, заключенные вследствие принуждения или заблуждения (ошибки).

2. Отсутствие требуемого законом возраста. Каноническое право сохранило минимальный возраст вступления в брак, принятый в римском праве - 14 лет для мужчины и 12 лет для женщины.

3. Физическая неспособность к супружескому сожитию, т. е. неспособность к совокуплению, если она продолжалась в течение трех лет по совершении брака, ибо по самому смыслу брака для его заключения требуется физическая способность к брачному сожитию и со стороны жениха, и со стороны невесты.

4. Связанность существующими брачными узами. Лицо, состоящее в браке, не может вступить в новый, ибо христианский брак - безусловно моногамный, т. е. единобрачный. Переживший супруг мог вступать в новые браки без ограничения числа.

5. Духовный сан и монашество.

6. Различие религии между супругами. Признаются недействительными браки христиан (католиков) с лицами нехристианского вероисповедания (язычниками, иудеями, мусульманами и т. д.), а также с лицами различных христианских исповеданий (православными, протестантами). Брак католика и еретика - действителен. Католическая церковь разрешала браки с протестантами лишь при том условии, чтобы другая сторона обязывалась принять католическую веру.

7. Преступление, направленное против брака.

Каноническое право считает таким преступлением квалифицированное прелюбодеяние, то есть осложненное особыми качествами и признаками: а) когда прелюбодеи, уже при жизни оскорбляемого в своей чести супруга, обещали себе взаимно вступление в брак, или даже фактически пытались заключить брак; б) когда прелюбодеяние соединяется с убийством или покушением на жизнь невинного супруга со стороны одного из прелюбодеев, с ведома или без ведома другого; в) когда прелюбодеяния даже не было еще, но два лица, до этого не состоявшиеся в прелюбодейной связи, убивают мешающего им супруга, с целью вступления в брак с другим, по устранении его.

8. Наличие близкого кровного родства между женихом и невестой или свойства. Родство есть кровная связь лиц, происходящих одно от другого или от общего предка.

Католическая церковь постепенно увеличила круг родства, исключающего возможность брака, далеко за пределы требований римского права. Она под влиянием аскетических стремлений запрещало брак до седьмой степени не только родства, но и свойства, а так как западное исчисление означало не рождение, а поколение (например, брат и сестра составляют одно поколение, двоюродные брат и сестра - второе поколение, троюродные - третью), то запрещение браков следовало доводить до 14 степеней. Основанием для этого определения послужило число дней творения Богом мира, которому придано было аллегорическое значение. Со времени IV Латеранского собора 1215 года запрещение ограничено было четырьмя степенями, то есть между внуками, происходящими от двоюродных братьев и сестер.

9. Виновность в расторжении предыдущего брака. Виновный в прелюбодеянии, из-за которого расторгнут первый брак, не может вступать в новый брак. Это положение византийского права.

10. Отсутствие согласия на него со стороны родителей жениха и невесты.

Таким образом, предусматривалось серьезное и рассудительное отношение к браку, ибо родители, имея большой жизненный опыт и ответственность за детей, стоят на страже их благополучия. Браки не должны совершаться по одному только произволу брачущихся, по легкомыслию молодости и по неразумному влечению.

Церковный брак

Церковь вводит необходимость особого церковного обряда заключения брака (венчание), чтобы придать браку религиозное освящение.

На Западе длительное время не было законно установленной формы заключения брака. Этот вопрос был долго спорен даже между самими богословами. Канонисты на первый план выдвигали взаимное согласие жениха и невесты на брак, или консумацию брака, т.е. осуществление брака плотским сожительством. В том и другом случае действительность брака не устанавливается церковным венчанием Совершителями таинства считались сами брачущиеся. Для избежания этого зла папой Александром III в XII в. предписано было заявлять согласие на брак перед священником в присутствии заслуживающих доверия свидетелей. Затем папой Иннокентием III в 1215 году предписано было заключать браки после предварительных троекратных оглашений в храме в три праздничных или воскресных дня о предстоящем браке, чтобы выявить возможные препятствия. Церковное благословение все более и более стало входить в обычай.

Наконец, Тридентским собором в 1563 году было установлено, что перед заключением брака должно быть совершено оглашение в течение трех непрерывно следующих воскресных или праздничных дней. После оглашения, если не окажется законных препятствий, брак торжественно совершается приходским священником в присутствии двух свидетелей и заверяется в его книгах.

С XVI в. протестанты рассматривали брак уже только как человеческое установление. Эдиктом Людовика XVI в 1787 г. был введен гражданский брак для протестантов

Ближайшим поводом к введению института гражданского брака послужили: 1) реформация и возникновение протестантских конфессий, взаимная нетерпимость различных конфессий и возникшие отсюда практические затруднения при браках лиц разных вероисповеданий; 2) развитое сначала французскими юристами, затем философами естественного права воззрение на брак, как на простой гражданский договор, в такой же мере подлежащий государственному регулированию и государственной юрисдикции, как и всякие гражданские договоры.

Развод

Католическая церковь объявила брак абсолютно нерасторжимым. Так как она смотрела на брак, как на союз, заключенный Богом, то она и признавала, что человек не имеет права его расторгнуть. Церковь тем самым возвышала личность женщины, борясь путем запрещения развода с односторонним правом мужа выгнать жену.

Прелюбодеяние, а равно другие обстоятельства (злостное оставление, покушение на жизнь, заразная болезнь и др.) могут послужить лишь основанием к разлучению от стола и ложа, т. е. установление раздельного жительства без возможности для супругов вступления в новый брак. Решением суда разлученные супруги освобождались от обязанности совместного проживания, но их брак продолжал существовать. Такое разлучение может быть как временное, так и пожизненное. Не допускается разлучение от стола и ложа по причине болезни или тяжелого увечья, сумасшествия, бесплодия жены, так как брак предполагает разделение не только радостей, но и горестей, болезней жизни и нельзя оставлять в беде, несчастии другого супруга, а следует его пожалеть, утешить, поддержать.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.232.99 (0.014 с.)