Е. Недостатки инквизиционного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Е. Недостатки инквизиционного процесса



В основании инквизиционного процесса лежит правильная мысль, что уголовное право имеет публичный характер и государство обязано заботиться о преследовании виновных в совершении тяжких преступлений. В следственном процессе это положение получило крайнее, уродливое развитие. Инквизиционный процесс совершенно лишал прав обвиняемого, а судью превращал в орган механического, формального применения закона; судебные ошибки, произвол и злоупотребления были явлением обычным, и материальная истина отнюдь не достигалась. Судья любой ценой стремился получить признание обвиняемым вины.

Принцип " король не делает зла " означает свободу государства от ответственности за напрасный вред, причиненный к обвиняемому в ходе процесса. Например. Каролина освобождай судью за " правильное и допустимое законом применение пытки и в том случае, когда обвиняемый оказывался невиновным (ч. 1 ст. LXI). Без такой нормы, дающей судьям право на " производственный риск ", инквизиционный процесс просто не смог бы функционировать, ибо формальный характер доказывания ведет к осуждению некоторого числа невиновных.

Тайный характер уголовного процесса позволял скрывать злонамеренные действия инквизитора. Письменность производства вызывала безмерную затяжку процесса, и как результат причинение тяжких страданий тем, кто становится жертвами такого процесса.

 


Развитие права Франции, Германии и Англии в X - XVII - XVIII веках

Общая характеристика средневекового западноевропейского права и источники средневекового права

Средневековое западно-европейское право характеризовалось следующими признаками:

1. Тесная связь с религией, вера в сверхъестественное. Например, в суде использовались доказательства, действующие не на разум, а на веру, - это ордалии.

2. Правовой партикуляризм - раздробленность, обособление права, отсутствие единого права для всей страны (Франции, Германии), выделение своего особого права для разных территорий. Это означает отсутствие единого правового пространства.

3. Опора права на авторитет как основы всякого знания. Среди средневековых юристов образовались три школы:

а) Легисты - законники, знатоки римского права, сторонники централизации королевской власти. Они нашли необходимый авторитет в Своде гражданского права Юстиниана, в Дигестах. Для них этот Свод был писаным разумом и таким же непререкаемым авторитетом, как для духовенства Библия.

б) Канонисты - знатоки канонического права, которые защищали притязания римских прав на мировое господство и считали, что обычное право должно было соответствовать естественному праву. Для средневековых юристов естественное право - это нормы, вытекающие из божественного закона, установленные Богом, в отличие от позитивного права, установленного людьми. Поэтому они боролись с ордалиями, судебным поединком, многоженством, свободой развода. Для канонистов авторитетом являлась Библия, труды святых отцов церкви.

в) Сторонники обычного права - знатоки обычного права. Они становились на сторону королевской власти в ее борьбе против римских пап, поддерживали королевскую власть, но король должен был соблюдать и защищать обычное право и своими законами не должен нарушать обычного права, а легисты считали, что король не связан обычным правом. Обычное право имело значение не потому, что являлось целесообразным, не потому, что было поддержано властью, а потому, что выражало собой мнение предков. Надо было поступать не так, как лучше, а как поступали более авторитетные отцы и деды. " Так поступали отцы и дети " - этого было совершенно достаточно сыновьям и внукам, чтобы знать, как поступать.

4. Сословный характер права, то есть выделялось отдельное право для каждого сословия. Сословия - исторически сложившиеся объединения людей, различающихся по правовому положению, права и обязанности которых в основном передавались по наследству. Для каждого сословия создавался свой суд.

Сословная структура общества выражала разделение труда между общественными группами, которые выполняли различные функции в обществе. Каждое сословие имело свое, Богом предопределенное место и значение. Место человека определялось с рождения, перейти, скажем из крестьян или горожан в священники можно было, но это было исключение.

Первое сословие духовенство (клир) служило королю молитвой и занимало первенствующее положение в обществе, так как в раздробленном феодальном обществе церковь была единственной организованной силой, более других образованное и пользовавшееся особым нравственным авторитетом. Духовенство владело обширными землями, капиталами, было освобождено от податей королю, не подлежало суду государства, имело свой церковный суд, где применялось каноническое право. Каноническое право -это система норм, созданных католической церковью для управления жизнью церкви и некоторых сфер общественной жизни. Высшее духовенство было дворянским по составу.

Второе сословие дворянство - это благородная, родовитая знать, военное сословие средневековья, которое служило королю шпагой. Занятиями, приличествующими дворянству, считались война, охота, сельское хозяйство (землевладение). Они считали себя людьми белой кости, в жилах которых течет голубая кровь, а другие люди - черная кость с обыкновенной красной кровью. Сословным дворянским правом являлось ленное право ( от немецкого слова " Lehn "). Ленное право - нормы, регулирующие отношения между сеньорами и вассалами, порядок землевладения.

Третье сословие горожане (средний слой) возникло вследствие развития городов, торговли, ремесла. Горожане были лично свободны, добились самоуправления, права на собственный суд, имели исключительные права в области ремесла и торговли. Города превратились в самостоятельные территории, имевшие республиканский строй. Они были республиканскими оазисами среди феодальных владений, управлявшихся монархически. Основное занятие горожан - ремесло и торговля. Они платили подати государству, привлекались к военной службе в случае крайней необходимости. Жизнь горожан регулировалась городским правом.

Самая многочисленная общественная группа крестьянство, которое зависело от дворян (феодалов), не выделялось в особое сословие. Крестьянин считался существом низшей породы, " хамовым отродьем ", быдлом (по польски означает скот). Материальное (крепостное) право - это система норм, регулирующая отношения между феодалами и крестьянами, жизнь феодального поместья.

4. Основными источниками средневекового права являлось обычное право, реципированное римское право, каноническое право римской католической церкви. Королевское законодательство до XV в. было второстепенным источником права.

Обычное право

Важнейшим источником права, придававшим ему особую пестроту, был обычай. На смену варварским обычаям (Салическая правда) пришли обычаи отдельных территорий, сеньорий, общин. Во Франции такие обычаи назывались кутюмы, складывались в устной форме, получили большое распространение на севере Франции (на юге – рецепция римского права). Начиная с XIII века обычаи стали записываться, появились сборники обычаев. Во Франции – это Кутюмы Бовези, в Германии – Саксонское зерцало.

Городское право

В XI - XIII веках в Италии, Франции, Германии и других государствах возникли тысячи новых городов как центры ремесла и торговли. Первоначально города, возникшие на землях феодалов, находились в феодальной зависимости от них, несли повинности, подчинялись их административной, военной и судебной власти. В результате борьбы за самостоятельность и независимость города освобождались из - под власти сеньора и превращались в " города - коммуны ", то есть получали полное самоуправление, суд, полицию, финансы.

Города обладали правом войны и мира, содержали свою армию. чеканили собственную монету, имели свой суд и издавали свои законы. Завоевание городами самостоятельности привело к возникновению городского права, которому подчинялась жизнь горожан. Городское право всесторонне регулировало имущественные отношения горожан (вещное, обязательственное, наследственное право), семейное право, уголовное право, судебный процесс, вопросы городского самоуправления.

Нормы городского права подвергались записи и обработке. Городское право фиксировалось в хартиях сеньоров, закрепляющих права и вольности города (хартию город получал, как правило, в результате борьбы за политические привилегии, откупаясь от сеньоров крупными суммами денег), судебных прецедентах и постановлениях, законах органов городского самоуправления. Городское право изменялось, подвергалось систематизации. Основным источником развития городского права являлось римское право, оказывало влияние на его развитие и каноническое право. Многие вновь возникающие города принимали уже сложившееся и оформленное в виде записей право старых городов Магдебурга, Любека, Кельна. Так Магдебургское право действовало более чем в 80 городах Центральной и Восточной Европы, Любекское – в 43 городах.

В городах получило развитие цеховое право. Цехи – монопольные объединения ремесленников одной профессии. Цехи имели свой суд и устав, где регулировались стандарты качества работ, цены на товары, условия трудовых договоров, условия ученичества и приема в члены цеха, вопросы взаимопомощи.

Торговая деятельность купечества регулировалась торговым правом (купля-продажа, поручение, комиссия, страхование, банкротство, векселя). Сюда же относились нормы морского права.

На рынках и ярмарках создавались собственные торговые суды для урегулирования споров между членами разных купеческих гильдий. Дела рассматривались быстро и без формализма, чтобы не тормозить торговый оборот. Источниками торгового права являлись торговые обычаи, торговые прецеденты и торговое законодательство. В отличие от городского права, которое было партикулярным, торговое право приобретает международный характер. С XVI века начинается кодификация торгового права. Торговый ордонанс 1673 г., Морской ордонанс 1681 г. во Франции.

 

Рецепция римского права

Была характерна для стран континентальной Европы (Германия, юг Франции) и почти не имела места в Англии. Рецепция римского права была продиктована:

  • потребностями регулирования торгового оборота средневекового города,
  • поддержкой католической церкви, которая часто руководствовалась римским правом,
  • поддержкой королевской власти, боровшейся за политическое объединение страны,
  • высоким авторитетом римского права, которое называли писаным разумом.

В конце XI века в итальянском университете г. Болонья возникает школа глоссаторов, т.е. комментаторов Свода гражданского права Юстиниана. За 200 лет глоссаторы подробно прокомментировали Свод Юстиниана. В итоге появился сборник «Большая глосса» (из 96 тыс. глосс) - свод мнений различных видных глоссаторов по вопросам толкования римского права.

В XIII – XV вв. на смену глоссаторам пришли постглоссаторы. Они взяли за основу глоссы (а не первоисточник) и попытались приспособить римское право к потребностям современной жизни. Так появились новые понятия, например, понятие «юридического лица».

Ученые гуманистической школы (Куяций, Донел) в XVI веке вернулись к изучению норм собственно римского права. Итогом их деятельности стало появление науки теоретического правоведения.

Рецепция римского права имела свою специфику для каждой европейской страны.

 

Каноническое право

Оно являлось общеевропейской системой права и включало в себя такие отрасли как: брачно-семейное, наследственное право, частично гражданское (договорное, право собственности) и уголовное (преступления против церкви и нравственности) право. Регулировало все вопросы, касающиеся церкви и клира: церковные финансы и земли (1/3 земель в Европе), устройство и управление, таинства и обряды, налогообложение (церковная десятина).

Источниками канонического права являлись:

  • Священное писание.
  • Произведения христианских мыслителей (Иоанн Златоуст, Августин Блаженный).
  • Постановления церковных соборов (с IV века – Вселенских).
  • Церковные обычай (церковное предписание).
  • Римское право.
  • С IX века – декреталии римских пап (буллы, энциклики, бреве) выдвинутся на первое место.
  • Законы христианских государей.

С XII века появляются отдельные сборники канонического права, в XVI веке они сводятся в единый Свод канонического права.

С XV века большое значение в качестве источника права во Франции приобретают королевские ордонансы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.017 с.)