Право и дееспособность супругов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право и дееспособность супругов



В пределах семьи действовала власть главы семьи - мужа. Личные отношения между супругами построены на власти мужа и подчинении жены. Римское право прошло путь от патриархальной безусловной власти мужа над женою к полной супружеской равноправности и независимости. Германские обычаи подчиняли жену власти мужа.

Каноническое право усилило власть мужа над женою для соблюдения мира в семье. Оно предлагало значительную защиту женщины в браке в противоположность германским обычаям, считалось, что " перед Богом оба партнера в браке равны ".

Мужу запрещается произвольное убийство жены, продажа ее, за мужем начинают признавать и известные обязанности. Так, обязанности верности были взаимными.

Сама власть мужа начинает рассматриваться как естественная опека над женой ввиду ее слабости, не жена существует для мужа, но оба друг для друга существуют, а муж поставлен главой семьи. Мужу принадлежит право управлять семьей, но действовать при этом не с помощью жестоких и крутых мер, а посредством доброго совета и примера. Жена же обязана повиноваться мужу во всем и слушаться его, если только он не требует от нее чего - либо противного заповедям Божиим, ибо в таком случае справедливее слушать Бога, нежели человека.

Жена была недееспособна и подчинялась мужней власти. Муж обязан был содержать свою семью, а жена обязана была жить в доме мужа. Жена должна была следовать за мужем и разделять с ним его общественное положение. У мужа право телесного наказания жены, но не членовредительство (посечь жену веревкой не толще ее большого пальца). Возможно разлучение супругов по причине жестокого обращения мужа. Убийство жены за прелюбодеяние есть преступление, а не право. Жене принадлежит непосредственное заведование домашним хозяйством. Периоду власти мужа над женою соответствует система подчинения имущества жены мужу: все то, что имела жена до брака, и все то, что ей каким - либо образом доставалось во время брака, переходило в полную собственность мужа.

Обычаи писаного права сохраняли в силе детальный режим римского права, при котором приданое жены (имущество, выделяемое женой или ее родителями мужу для несения общих издержек семейной жизни) поступало в управление мужа, а имущество жены, не входившее в состав приданого оставалось в управлении жены. Приданое жены не могло отчуждаться мужем. По римскому праву все имущество жены, кроме приданого, состоит в ее распоряжении, а по обычному германскому праву все имущество жены, за исключением особенно выговоренного, поступает в распоряжение мужа.

Родительская (отцовская) власть в каноническом и дореволюционном французском праве

В германском обычном праве первоначально отцовская власть имела такой же неограниченный характер, как и в древнем римском праве. Отцовская власть была ограничена под влиянием церкви.

Так как руководящим принципом для установления отношения к детям стали обязанности к Богу (любовь к Богу должна быть поставлена впереди других обязанностей), то церковь не могла признать той почти безграничной власти, которую представляло отцу над детьми римское право. На отцовскую власть стали смотреть как на воспитательный и охранительный надзор, высшей целью которого было спасение души детей, и этой целью определялись ее границы. Родители обязаны содержать и воспитывать своих детей. Отцовская власть продолжала существовать в интересах внутреннего мира и благополучия семьи

Дети обязаны повиноваться своим родителям и почитать их. Одна жизнь есть такое благо, за которое дети никогда не могут оплатить родителям равным благодеянием. Большая часть прав отца исчезает: право на жизнь и смерть, право лишать свободы, право продавать их в рабство. Древнее право на жизнь детей переходит постепенно в право телесного наказания их в интересах воспитания, но при условии, чтобы оно не приводило к членовредительству. Родители могли наказывать своих детей, чтобы заставить их уважать свой авторитет. К тому же родители обязаны были отвечать за проступки детей перед Богом и государством. При этом отец должен быть, если не справедливым, то по крайней мере умеренным в пользовании правом наказания. Короли, считая, что «естественное почтение к своим родителям с законным связано повиновением подданных своему суверену», расширили право родителей применять исправительные меры. Королевским ордонансом 1684 г. родители имели право в случае неповиновения воле отца сажать своих детей, даже взрослых (до 25-летнего возраста) в тюрьму, где приходится выполнять тяжелую работу.

Такая же, как в римском праве, отцовская власть признавалась и в " стране писаного права ". Но это была уже не пожизненная власть. Власть над личностью подвластного прекращалась с достижением подвластным совершеннолетия (20 или 25 лет в зависимости от кутюма). Власть над его имуществом прекращалась не только смертью отца, но и освобождением подвластного из-под власти отца, прямо выраженным или молчаливым. Молчаливым освобождением из-под власти признавался факт вступления подвластного в брак.

Наоборот, в " стране обычного права " действовало правило: " Франция не знает родительской власти ", которое в действительности означало следующее: 1) Родительская власть принадлежала не только отцу, но и матери; 2) Родительская власть прекращалась с достижением совершеннолетия, а также в случаях прямо выраженного освобождения из - под власти или освобождения молчаливого, которым признавался факт вступления подвластного в брак; 3) Родительская власть простиралась только на личность, но не на имущество детей; дети не только являлись собственниками имущества, но отец, который управлял имуществом детей, не пользовался правом на доходы от этого имущества; 4) Судебные органы осуществляли (в " стране писаного права " не меньше, чем в " стране обычного права ") контроль над родителями; они были вправе принудить отца к освобождению из - под своей власти детей, с которыми он жестоко обращался, которых он склонял к дурному поведению или лишал средств к жизни. Дети обязаны были повиноваться родителям, почитать их во всяком возрасте. Таким образом, по обычному праву, родительская власть была такой властью в целях охраны.

Н. Внебрачное происхождение

Каноническое право различало законных детей и незаконных. Дети, рожденные вне брака, признавались незаконнорожденным, бастардами и умалялись в правах, ибо они произошли от недозволенной связи, противной божественной заповеди. Бастард пользовался правом только на алименты. Законные дети рождаются в браке, носят имя своего отца и наследуют его права и имущества.

В XII веке в декреталиях римского папы Александра III появляется возможность узаконения последующим браком родителей любых внебрачных детей, кроме рожденных от прелюбодеяния или кровосмешения. Узаконение совершается в результате вступления в законный брак родителей ребенка, рожденного до их брака. Узаконение полностью приравнивает узаконенных детей к детям законным.

Дореволюционное французское право заимствовало у канонического права узаконение последующим браком, не отказавшись, однако, и от римского института узаконения актом главы государства. Этим актом являлась королевская грамота. Узаконение путем королевской грамоты было полезно в случаях, когда заключение брака между родителями ребенка оказывалось невозможным вследствие смерти одного из них.

Наследственное право

Для феодального права характерным являлось неравенство наследственных прав детей, применение принципа первородства. Принцип первородства есть наследование одного сына по крайней мере в главном имуществе.

Среди дворян применялся майорат - это система наследования, по которой земельное имущество (феод) переходило нераздельно к старшему сыну. Старший сын, способный носить оружие, наследовал весь феод. Он должен был помогать своим младшим братьям, выдавать замуж сестер. Недаром, говорили, что " старший брат - вместо отца ". Цель майората - обеспечить вассальную службу. Чтобы вассальная служба продолжалась, сеньору важно было обеспечить нераздельность феодов, поэтому один старший сын допускался до наследования феодом.

В этом был интерес сеньора, но инстинкты наследственности, родственные чувства влияли так сильно, что в XIII веке стали устанавливаться разделы. Систем майората удержалась лишь среди крупных феодалов. И тем не менее оставалось преимущество старшего сына перед младшими, они получали большую долю наследства.

Женщины первоначально исключались из феодального наследования, потому что не могли служить, но это правило постепенно смягчалось. Женщина, особенно на юге Франции, под влиянием римского и канонического права стала допускаться до наследования феодов, сначала при отсутствии мужского потомства, позже с XII в. - и при разделах. Служить она должна была через представителя; в роли последнего выступал ее муж, который приносил присягу сеньору.

Если наследница не была замужем, сеньору невыгодно было, чтобы она оставалась девушкой или сама выбирала супруга. Обычно сеньор предлагал ей несколько женихов на выбор, из своих верных людей; в случае несогласия она должна была отказаться от феода.

Для феодального права было характерно стремление сохранить имущество в семье. Древнейшему праву наследование по завещанию вообще не было известно. Вследствие такой несвободы распоряжения очень затруднялось совершение благочестивых распоряжений в пользу церкви. Под влиянием церкви вошло в употребление завещание. Первоначально завещание оправдывалось только благочестивыми дарениями движимых вещей церкви на спасение души, на устроение души. Завещание стало " последней волей ", отмечалась святость желаний завещателя, поскольку эти желания были связаны со спасением его души.

Таким образом, часть имущества, сначала движимого, а затем и недвижимого шла на помин души умершего. Имущество католической церкви называли имуществом мертвой руки, потому что рука церкви была открыта для дальнейших пожертвований со стороны верующих и мертва для оборота, не подлежит отчуждению, передаче третьим лицам. Что попало в руки церкви, то из ее цепких рук не выходило.

Завещательная свобода все более расширялась, но завещательная свобода была существенно ограничена в пользу законных наследников. Завещание могло касаться только движимого имущества, а недвижимость должна была переходить к законным наследникам. При отсутствии законных наследников наследодатель мог завещать имущество посторонним лицам. При этом расширяется круг лиц, призываемых к наследованию - не только дети, но и боковые родственники (братья).

Существовал неодинаковый порядок наследования для двух категорий имущества:

1. Родовые имения знати, принадлежащие роду, переходили по наследству в особом порядке, то есть с привилегией старшего сына по принципу майората с целью воспрепятствовать дроблению имений. Родовые имения нельзя было дарить и завещать кому - либо другому, кроме лиц, имевших право наследовать по закону. Родовые имения представитель древнего рода не может подарить или завещать своим собутыльникам или любовницам.

В целях сохранения имущества в семье широко допускаются субституции, при помощи которых наследодатель определяет переход имуществ в нескольких поколениях, возлагая на первого наследника обязанность сохранить имущество для последующих. Субституция - назначение целого ряда наследников, к которым переходит последовательно имение Субституция возлагает на целый ряд поколений правило не отчуждаемости имения.

2. Благоприобретенная недвижимость - недвижимость, которая была данным собственником куплена или получена по завещанию от чужого. Благоприобретенным имуществом завещатель мог распоряжаться более свободно.

В интересах борьбы с произволом наследодателя, ограничивалась свобода завещаний. Во Франции действовали две системы наследственного права: на севере и юге. По обычному праву северной Франции родственникам предоставлялось право необходимого наследования, так называемое резервированное имущество (называемое " четыре пятых "), которого не могут затронуть завещательные распоряжения наследодателя. На юге Франции писаное право ставит на первое место наследование по завещанию, закрепляя за близкими родственниками право наследования в так называемой законной доле, в размере одной четверти.

Тест 3

1. Условное наследственное земельное держание? 1. Аллод. 2. Феод

2. Крепостные крестьяне во Франции? 1. Вилланы. 2.Сервы

3. Цель католического брака? 1. Удовольствие вступающих в брак. 2.Пополенение рядов верующих

4. Почему нерасторжим католический брак? 1. Это гражданский договор. 2 Это таинство.

4. Что такое майорат? 1. Принцип первородства. 2. Право мертвой руки



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.107.255 (0.021 с.)