ТОП 10:

Глава 1: Переход к парадигме процесса



ТАНЕЦ ДРЕВНЕГО

как вселенная решает личные и мировые проблемы

Арнольд Минделл

 

 

Москва, 2013

 

Перевод с английского Александра Киселева,

Научная редакция к. ф. н. Владимира Майкова

 

 

(аннотация)

 

Д-р. Арнольд Минделл, психолог, выпускник Массачусетского технологического института и института К.Г. Юнга в Цюрихе. Он является основоположником процессуально-ориентированной психологии, автором двадцати книг. Д-р Минделл имеет многолетний опыт работы в частной практике, в открытых форумах, а также опыт фасилитирования малых и больших групп в деловых и правительственных организациях.

 

Танец Древнего – представляет собой его авторский метод работы, соединивший в себе психологию, физику и духовность. Он может использоваться для работы с наиболее трудными личными ситуациями и организационными проблемами.

24 главы, 60иллюстраций и 30 специальных упражнений дают полное представление о том, что такое Танец Древнего и как его использовать для того, чтобы помочь себе, выстроить отношения и объединить людей.

 

 

© 2012, ArnoldMindell

© 2013, Трансперсональный проект

© 2013, Издательство «ПОСТУМ»

Содержание

 

От автора    
Перечень иллюстраций    
Часть 1: ТАНЕЦ ВСЕЛЕННОЙ  
1. Переход к парадигме процесса  
2. Удивление, разнообразие и танец вселенной  
3. Болезнь, обращение времени и параллельные миры  
4. Отношения, атмосфера и кайрос  
  Часть 2: КТО ВЫ? Юнг, Эйнштейн, Пачамама, Далай-лама  
5. Юнг и политика процесса  
6. Дао Стивена Хоукинга  
7.Пачамама и эфир Эйнштейна  
8. Четыре половины жизни и Тибетские бардо  
Часть 3.СИМПТОМЫ, БЕЗУМИЕ или МИРОВОЙ ТАНЕЦ?  
9. Ваш телесный дух в бутылке  
10. Несправедливость, шок и пространство-время  
11. Кто вы с перспективы 10000 лет?  
12. Психическая болезнь или разговор вселенной?  
  Часть 4: ОТНОШЕНИЯ: ЗА ПРЕДЕЛАМИ ВОЙНЫ И МИРА  
13. Танцующая Дакини Наропы  
14. Дао и алхимия отношений  
15. Танцующий Шива в бизнесе  
16. Посредник как медитирующий  
17. Расовые, религиозные и ЛГБТЭ- конфликты  
  Часть 5: ПРОЦЕССУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЭКОЛОГИЯ  
18. Экология как наука и искусство  
19. Квантовая когерентность в личной жизни и экологии  
20. Как избежать потопа? Когерентность в мифах о сотворении мира  
21. Золотоискатели: Загрязнение, экология, вы и я  
  Часть 6: ЗЕМЛЯ, ДЕНЬГИ и «БОЛЬШАЯ КАРТИНА»  
22. Ваше тело, наша земля  
23. Процессуально-ориентированная экономика: заразительность и общность  
24. Тренинг уличной работы и работы с миром  
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ЧТО? ЖИЗНЬ – НЕ МОЕ ДЕЛО?  
Приложение 1: Парадигма процессуальной работы  
Приложение 2: Объяснение пространства-времени  
Библиография  
Примечания  

Часть 1 ТАНЕЦ ВСЕЛЕННОЙ

 

Часть 1: ВСЕЛЕНСКИЙ ТАНЕЦ

Здесь я представляю «Танец Древнего». Я говорю о теории и практике процессуальной работы и задаю вопросы о происхождении вселенной. Я показываю, каким образом теория и практика процессуальной работы включают в себя теории параллельных миров, универсальное пространство-время Эйнштейна, энтропию и квантовую теорию.

Часть 2: КТО ТЫ? Юнг, Эйнштейн, Пачамама, Далай-лама

Космолог Стивен Хоукинг спрашивает: «Почему есть нечто, а не ничто?» Я буду объяснять некоторые основы теории относительности и ее связи с тибетскими бардо (промежуточными состояниями существования) и с пониманием Юнгом алхимического UnusMundus (одного мира). Здесь мы исследуем вневременные телесные переживания в "Танце Древнего", как он проявляется в физике, в психологии и в различных духовных традициях. Один особый аспект нас самих носит вневременной характер.

Часть 3. СИМПТОМЫ, БЕЗУМИЕ или МИРОВОЙ ТАНЕЦ?

В этом разделе мы рассматриваем нашу боязнь болезней тела с помощью сновидения пространства-времени, которое, подобно духу, выпущенному из бутылки, оказываетпомощь в их излечении. Я также даю обзор того, как это новое «пространственно-временное сновидение» можно использовать для выхода из «психотических» (то есть, крайних состояний.

Часть 4: ОТНОШЕНИЯ: ЗА ПРЕДЕЛАМИ ВОЙНЫ И МИРА

Самые худшие внутренние и внешние проблемы также могут быть скрытыми дарами, указывающими на самого могущественного внутреннего учителя! Это прозрение вместе с переживаниями этого раздела позволят вам достаточно отстраниться, чтобы работать с трудными внутренними, а также мировыми социальными проблемами и конфликтами.

Часть 5: ПРОЦЕССУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЭКОЛОГИЯ

Процессуально-Ориентированная Экология (ПОЭ) соединяет в себе психологию, системное мышление о земле, опыт квантового мира и вселенной. ПОЭ – это и искусство, и наука. Здесь я буду говорить о богах. Здесь появляются новые идеи о том, как применять пространственно-временное сновидение к уличной работе, к глобальным финансам и к планетарной окружающей среде.

Часть 6: ЗЕМЛЯ, ДЕНЬГИ и «БОЛЬШАЯ КАРТИНА»

Соединение отдельных частей и параллельных миров в психологии, социологии и экономике с новыми методами пространственно-временного сновидения в работе психолога, экономиста, эколога и политика, у которого имеется " большая картина". Здесь я буду показывать, как из предыдущих глав появляется "большая картина", которую можно использовать в практике работы с планетарными проблемами, финансовыми кризисами и мировыми событиями.

 

Поскольку я начал эту главу цитатой из физика-провидца Джона Уиллера, закончу ее еще одной цитатой. Этот великий физик, наставник Ричарда Фейнмана и Хью Эверетта, был другом Эйнштейна и написал книгу о путешествии в пространстве-времени. В своей книге Уиллер цитировал написанное в Xв.стихотворение Су Тунг-по о мореплавании:xiii «Мыпустили нашу лодку плыть по воле волн… и чувствовали, что мы движемсяв пустоте, оседлав ветер… мы были легкими, как будто мы покинули мир, и свободными от всякой опоры, подобно тому, кто стал бессмертным и парит в пространстве…».

Задача и обещание этой книги – сделать это «далекое пространство» ощутимым и необходимым опытом, чтобы каждый на земле мог чувствовать себя движимым этим опытом, который поможет выстроить ваши личностные отношения с людьми и миром в целом.

 

Для размышления о Главе 1

1.Все проблемы, существующие в нашей жизни и в нашем с вами мире взаимосвязаны. Именно поэтому нам нужны новые междисциплинарные фасилитаторы.

2. Мы обращаем внимание только на часть единого целого. А чтобы увидеть проблему в полном объеме, нам нужно отойти подальше, чтобы увидеть всю картину в ее целостности и единстве..

3. Чтобы решать проблемы, нам нужен переход от парадигмы частей к парадигме процесса. Это требуется для того,, чтобы мы смогли понять отдельные моменты,части, и только потом, проработав детали, выходить за их пределы.

4. Пространственно-временную вселенную Эйнштейна каждый может переживать или представлять себе как психологическое и физическое чувство, силовое поле, которое движет нас, подобно тяготению.

5. Я называю это поле сновидением пространства-времени; оно движет нас к «Танцу Древнего».

6. Пространственно-временное сновидение – это междисциплинарная концепция, которая связывает психологию, физику, политику и духовный опыт.


Я же погружаюсь глубоко в себя, пока не чувствую: «О, два параллельных мира перекрываются, и одна часть находится внутри, а другая часть снаружи». Затем я вспомнил: «Я не внутри или снаружи. Это перекрывающиеся миры», так что я нахожусь внутри-снаружи в одно и то же время.

Яхатс и Портленд оба здесь в одно и то же время. Внутри и снаружи в мире я с вами и я не с вами. Все вы по-своему это делаете.

Я иду глубоко внутрь-вовне, и затем Эми по какой-то причине дает мне клещи (никто из нас ничего не сказал), и что-то во мне берет клещи и начинает бить – бум, бум, бум в гаражную дверь. В каком-то своего рода мечтательном состоянии, мои клещи, кажется, действуют на что-то почти сами собой, на что-то, чего я не могу видеть, и дверь, как по волшебству, открывается во «внешний мир». Это звучит как анекдот, но это правдивая история! Дверь гаража открылась! Это действительно случилось, я не могу это объяснить, и я не уверен в том, как это происходило. Не вполне рационально, что внутреннее в Яхатсе и внешнее в Портленде присутствуют одновременно, но есть сущность или единство, находящееся за пределами параллельных миров. Это как если бы вы могли быть внутри и «витать в облаках», в то время как вы находитесь снаружи, ясно и точно мысля, без преграды или гаражной двери между этими внутренним и внешним.

 

Один из слушателей: А дверь опустилась обратно?

 

Арни: Да! Я не могу это объяснить, там были замок и шестеренки, и что-то происходило между замком и шестеренками. Я не знаю, что делал я, но оно делало!

Кто-то из слушателей: Вы сочли бы это мостом между мирами?

Арни: Да! Я это утверждаю. Эта глубочайшая часть нас, которая подобно квантовым волнам, может быть одновременно в двух состояниях. Эти тонкие, волноподобные переживания в нас представляются мостом, отсутствующим в параллелизме нашей повседневной жизни. Есть внутренний и внешний миры, которые я ассоциирую с чувством Яхатса и большим городом Портленда. В то же время, между ними есть своего рода «мост». Я буду называть это взаимопониманием или общей позицией между разными частями меня самого и повседневной общепринятой реальности. Нам нужно добраться до этой общей позиции, до этого моста.

 

Один из слушателей: Вы говорите, что наша повседневная самость не знает, как делать такую работу?

 

Арни: Да. Я очень много знаю о механике, но я не мог заставить ту гаражную дверь двигаться вверх или вниз. Интересно и значительно осознавать, что есть нечто, пытающееся говорить мне: «Арни, внутри означает Яхатс, а Портленд – это внешний мир, и на глубочайшем уровне они перекрываются прямо сейчас! Нам нужно заново открывать мост сновидения-единства, при этом, будучи совершенно ясно мыслящими и бодрствующими в повседневной реальности.

 

Но как насчет времен, когда мы просто не можем найти мост? Вы знаете о таких временах? У всех, с кем я когда-либо встречался, были периоды в жизни, когда они говорили себе: «Я развалился, я не могу собрать свои части воедино. Мой Бог! Почему я снова работаю над этой проблемой? Почему это снова происходит?» Мои учителя рассказывали мне историю о Юнге. Они пошли с ним в церковь в Базеле, в Швейцарии, где он читал лекцию и пытался объяснять психологию религии. Он был нервозной развалиной. В то время ему было чуть больше семидесяти, и он был настоящей нервозной развалиной..

И Барбара Хана сказала ему: «К.Г.! Почему вы так расстроены?». Но она все очень ясно понимала сама. Она сказала: «К.Г., это просто опять возвращается ваш отрицательный отец!». Совершенно раздраженный, Юнг ответил: «Чего вы ожидаете! Я работал над этим всю свою жизнь, и теперь это опять приходит, чтобы ясно показать, что оно здесь!»

 

Так сам Юнг, кумир миллионов , сражался с противоположностями всей своей жизни тем же досадным образом, что и сапожник, живущий дальше по улице от церкви. Почему проблемы, которые мы могли решить, которые мы должны были решить, уже решили, появляются снова?

 

Мне нравится это молчание. Работать над вашими проблемами, чтобы их решать – это прекрасная мысль, но на данном этапе суть не в проблемах, а в их скрытых энергиях и точках зрения, то есть, в их разнообразии! Мне кажется, что вселенная любит разнообразие, ей нравится конфликт. Когда в вашей жизни снова появляются старые конфликты разнообразия, это происходит потому, что природа пытается говорить вам, что те мощные, разные энергии в вас все еще существуют. И именно они составляют часть вашей красоты и вашего общего процесса. С одной точки зрения, разные фигуры и энергии представляют проблемы, но с другой – они часть поднимающейся и опускающейся волны. Эти энергии – часть вашей прелести. Они – то, что заставляет вас быть продолжающимся удивительным процессом.

 

Один из слушателей: Не можете ли вы также просто сказать, что они хотят, чтобы их видели?

 

Арни:Замечательно! Они хотят, чтобы их видели и признавали, они хотят, чтобы их действительно видели. Так, чтобы вы иногда могли течь из бытия этим в то с меньшим конфликтом!

 

Например, самое трудное для человека, который говорит: «Я хочу быть добрым, любящим, счастливым человеком – это иметь еще один, явно противоположный вид энергии, вроде вот этого (мимически изображает взрыв). В этой взрывной энергии можно видеть часть внутренней красоты, но из-за травмы из прошлого, или чего-либо еще, она видится как «не я». Однако, с самой беспристрастной точки зрения, есть просто фундаментальное единство, предстающее как разнообразие.

 

Когда я писал книгу «Геопсихология», Американская Психологическая Ассоциация решила дать на нее рецензию. Книга в целом понравилась рецензентам, но один из них сделал замечание, которое я до сих пор помню. Он сказал: «Это действительно ново, эти упражнения действительно работают. Похоже, Минделл знает, о чем он говорит». Но затем рецензент сказал: «Но что делает физика в книге по психологии?».

 

Параллельные вселенные!

Что физика делает в психологии? Моим возражением было: «Я – и то, и другое». Мы живем с параллельными вселенными и являемся параллельными вселенными; они невероятны, и они – часть нашей красоты и часть наших затруднений. Наша работа – танцевать … находить объединяющее течение, которое представляет собой и то, и другое, психику и материю.

 

Танец собирает нас всех вместе. В глубине под поверхностью есть танец, который объединяет эти параллельные миры и делает их фазами общего течения, наподобие «волны», о которой я говорил ранее в этой главе. Эта волна – символ процесса

Процесс

Когда я впервые начал изучать психологию, психика существовала сама по себе, а материя - отдельно от психики. И никто не знал, как их свести воедино? Как соединяются психика и материя? И я говорил, возможно, психика и материя как неизменные вещи – это неправильная парадигма. Быть может, нам просто нужно сосредоточиваться на процессе. Забудьте эти разделяющие парадигмы. Процесс, например, говорит: «Сейчас я что-то чувствую в своем теле, теперь у меня есть мысленный образ». Тот факт, что ваши сновидения появляются как телесные симптомы – это идея сновидящего тела на заднем плане. Процесс – это мост между параллельными мирами, между противоположностями, между сновидением и телом – мост, который соединяет миры.

Алхимия

Эти идеи соединяли в себе многие духовные традиции. О одной из них была алхимия. Как некоторые из вас знают, в Европе и Азии и в разных частях мира алхимики пытались соединять вещи. У них были разнообразные цели. Они соединяли в своих котлах противоположные вещи и варили их, они соединяли горячее с холодным; они пытались разрешать вопросы разнообразия, разрабатывая и интуитивно чувствуя какой-то вид качества единого мира, скрытого за миром частей, которое они называли «UnusMudus».

Даосизм

Соединение противоположностей занимает центральное место и в Даосизме. Даосы говорят о «Дао, которое не может быть выражено словами». Они представляли себе Дао как поле-подобную колеблющуюся волну, энергию. Эти поле-подобная энергия процессуального ума движется туда и обратно между полярными противоположностями. Дао, которое можно выразить словами, это инь и/или ян – действительно просто и легко. Дао, выразимое словами – это то, что происходит, если я прошу Дао сказать мне, следует ли мне идти налево или направо. Это похоже на то, как я подбрасываю в воздух свою ручку. Следует ли мне идти в жизни направо или налево? Позвольте мне теперь подбросить ручку, чтобы она крутилась в воздухе (подбрасывает ручку). Она говорит – налево. Налево! Это Дао, которое можновыразить словами.

Рис. 2. Инь-Ян

Это противоположность, решение для настоящего момента... Но что такое Дао, которое невозможно выразить словами? Что-то воображалось, какое-то Дао или поле-подобная сила, которая движет ручку правильным образом. Следите, когда я подбрасываю что-либо в воздух. Следите, как оно падает. Люди всегда верили, что в воздухе есть некая сила, которая движет вещи правильным образом. Я говорю именно об этой полевой вещи. Именно это Дао, это поле пространственно-временного присутствия или сновидения мы можем переживать, и оно предстает как одна или другая противоположность, но, в принципе, не является ни той, ни другой. Объединяющую силу фундаментального поля можно называть «невыразимым Дао» или процессом, движущимся между параллельными мирами!

Мировое Древо

Быть в контакте с живой вещью, которая связывает миры – это духовное явление. Люди в северных и приарктических регионах Европы на протяжении многих столетий говорили о параллельных мирах и разных вселенных. В их мифологии сказано, что существует волнистое магическое дерево Иггдрасиль, которое соединяет разные вселенные. В некоторых вариантах этого мифа фигурируют лестницы, соединяющие миры. Например, в Эстонии, мифические носители глубинного знания, бывало, говорили: «Мы не знаем, что делать, давайте поднимемся по лестнице». И тогда спускалась лестница и соединяла их. Ту же самую тему мы находим в мифологии африканских бушменов – старейшей известной цивилизации. У них есть лестница, которая идет вверх, соединяя разные миры. Лестница – это образ процессуального ума, чувства, которое движет нас взад и вперед между вселенными. Бытие лестницей подразумевает, что этот процесс течения взад и вперед между мирами представляет собой нечто такое, что все мы люди можем развивать в самих себе.

Рис. 3. Иггдрасиль, мифическое дерево между мирами(Википедия)

 

Один из слушателей: Значит, текущая энергия сама может быть мостом между мирами.

Арни:Да, энергия – это процесс. Классическое шаманское дерево растет и течет между мирами, соединяя различные противоположные вселенные.

 

Древнекитайская книга для предсказаний И Цзин основывается на безусловном убеждении, что сила пространства-времени, Дао, влияет на подбрасываемую монету. Эйнштейн называл поле тяготения или пространство вокруг нас «пространством-временем». Это наша общая позиция. Эта общая позиция – единственное пространство, в котором мы можем говорить об имеющемся разнообразии, не вступая в войну. Достижение этого пространства и течения важно для фасилитаторов.

Рис. 5. Спираль в воздухе изображает движущие нас силы «пространственно-временного сновидения»смеси тяготения, сновидения и Дао, стоящего за событиями.

 

Чувство этого пространственно-временного сновидения, этого поля, которое движет всем, одновременно спокойное и предсказуемое, и отчасти непредсказуемое. Мы будем это практиковать. Мы будем работать с разными энергиями и проблемами, которые у вас есть. Например, если я позволяю себе просто быть движимым пространством, вот как это выглядит (Арни медленно передвигается, затем слегка дергается). У каждого из вас будет свой собственный опыт пространства и движения в нем. Некоторые люди будут стоять на месте. Но в данный момент быть движимым пространством для меня означает, что я более или менее перемещаюсь туда-сюда – более или менее и о-опс, время от времени есть также небольшое подергивание и вдобавок может быть еще что-то. Пожалуй, я нарисую это движение на доске.

Рис. 4. Наши движения плавные и немного непредсказуемые

Чтобы позволить себе быть движимыми пространством, или пространством-временем, расслабляйтесь и позволяйте себе быть движимыми! Если вы вдруг с чем-то слегка сталкиваетесь или немного дергаетесь, это движение может быть важным. Можете ли вы объяснить почему, с психологической точки зрения, может быть важным небольшое дергание? Последите за маленькими детьми. Они могут быть совершенно непредсказуемыми. Когда вы глубоко погружены в себя и почти засыпаете, сновидения могут двигать вас и даже пробуждать вас так называемым миоклоническим спазмом. Когда вы действительно расслаблены, вы можете чувствовать себя в слегка измененном состоянии, иногда даже слегка «пьяным». Одно из огромных желаний людей, стоящее за большинством зависимостей – попадать в это состояние. Но вам не нужно быть пьяным, чтобы попадать в него, у вас есть это сновидение открытого пространства-времени глубоко внутри вас.

 

Как приходит момент, могущий быть важным?

 

§ Это нечто новое и непредсказуемое.

§ Это нечто непреднамеренное – ничтожное.

§ Это часть взрыва.

§ Это нечто неожиданное.

§ Это шок, который случается ни с того, ни с чего.

 

Да, дерганья важны, потому что они носят стохастический характер. Стохастический означает отчасти определенный и отчасти случайный. Ваши движения в пространстве-времени невозможно полностьюпредсказать.

Например, по вашему детскому сновидению я могу в общих чертах предсказать, что с вами будет происходить в жизни. Я могу догадываться о сценарии ваших отношений, проблемах тела, о болезнях. Глубинная часть нашей личности носит отчасти предопределенный и отчасти случайный характер. Однако я не могу предсказывать, когда, как и где именно вы встретитесь со своим партнером или сделаете что-то, открывшее во сне, в своей жизни. Я не знаю, и не встречал никого, даже шаманов, кто мог предсказывать такие вещи, поскольку точные моменты случайны. В нас есть детерминистические аспекты, и есть части нас, которые полностью случайны, и это все находится в руках бога или момента во вселенной. Это представляет собой, или мы представляем собой, стохастический процесс.

 

Эйнштейн мог бы назвать плавно текущую, детерминистическую часть, близкой к его пониманию теории относительности. Случайный аспект пространства ближе к квантовой теории, которую физики пока еще не объединили с теорией относительности. Или случайный аспект может со временем обнаружиться в том, что мы сегодня называем загадочной и неизвестной «темной материей и энергией» вселенной.

 

Так или иначе, идея связующего пространства между всем сущим во вселенной – это то, что современные физики называют «пространством-временем». Пространство-время, это также универсальное связующее звено, своего рода универсальная общая позиция между всеми наблюдателями. Это необходимое понятие не только в работе с конфликтами, но и в физике. Если два человека, один на Луне, а другой на Земле, измеряют метеор, пролетающий во вселенной, то без использования пространства-времени, их измерения не будут согласоваться друг с другом. Пространство-время – это, так сказать, общий язык для вселенной. Позднее я буду больше говорить о физике, но сейчас позвольте мне просто предположить, что наш опыт пространства-времени подобен сновидению или измененному состоянию.

 

Подобно пространству-времени, сновидение и говорение во сне – это «общая основа», язык на котором говорят все и везде. Вот почему по всему миру можно находить целителей, сновидения и шаманов. Так или иначе, ваш опыт того, как вас движет пространство, похож на ваше движение ночью ко сну. Пространство-время (подобно Дао) тянет и толкает вещи в воздухе; оно двигает монеты, которые вы подбрасываете, это одна из сил, определяющих, как упадет монета.

 

Пространственно-временное сновидение представляет собой смесь даосской идеи Дао, непредсказуемо движущего вещи, и идеи Эйнштейна о пространстве как «пространстве-времени» из его общей теории относительности.xviiПространственно-временное сновидение – это междисциплинарная физическая и духовная характеристика вселенной. Как я только что говорил, оно подобно Дао. И является силовым полем, которое все мы чувствуем, особенно в сновидении, и даже днем, в виде тонкого ощущения бытия, когда мы движимы силой, вдыхающей в нас жизнь. Пространственно-временное сновидение – это переживание, о котором уже знает каждый. Это переживание случается днем в такие моменты, когда вы позволяете себе быть движимыми без усилий, чувствуя себя одновременно отрешенными и «у себя дома». Оно составляет основу многих духовных традиций.

 

Пространственно-временное сновидение дает ощущение нахождения «у себя дома» во вселенной. Вы будете находить описания аспектов пространственно-временного сновидения в духовных традициях, в психологии, в физических теориях, в пиковых и экстатических, а также околосмертных переживаниях. Пространственно-подобный психологический опыт, возможно, является одним из величайших, однако мало изученных даров. Он предназначается не только для тех, кого интересует психологическая, духовная или физическая природа вселенной. Это базовое переживание, дар, особое измененное состояние сознания, которое доступно каждому, нуждающемуся в отстраненности и в творчестве. Оно подразумевает чувство нахождения в слегка «ошалевшем» состоянии (англ. spacedout, от space = пространство – пер.).

Рис.6. Пространственное чувство между нами

Я хочу сказать, что многие люди, включая Эйнштейна, всегда чувствовали, что пространство между нами имеет магическую природу. Оно может давать нам дистанцию, которая нужна нам для доступа к той беспристрастности, что основывается на «общей позиции» между намиxx.

 

Внутренняя работа

Теперь давайте применим все это на практике и поработаем над вашей самой сложной проблемой. На самом деле, мы будем работать с энергией этой проблемы. Некоторые из вас могут стесняться рассказывать о этой проблеме кому-то еще. Если вы стесняетесь рассказывать о своей личной проблеме, вам не нужно рассказывать подробности. Последнее время мне везло – у меня нет кучи проблем. Но одна из худших, которые у меня все таки есть, – это то, что я устаю после упражнений. Я много бегаю. Поэтому моя большая проблема – это то, что после этого я безумно устаю. Иметь это в качестве основной проблемы – удача. Ведь уставать после бега - совершенно естественно. Но для меня это проблема, поскольку, если я выражаю эту усталость, то вот так ослабеваю (Арни сгибается вперед, руки свисают). И часть, которая больше всего не любит ту энергию, слегка подпрыгивает и говорит, по сути, «Начнем!». Эти две части конфликтуют.

 

Вы будете работать над двумя энергиями, участвующими в вашей худшей проблеме. Достаньте бумагу, чтобы делать записи. После того, как вы определите две необходимые нам энергии, я спрошу вас, можете ли вы видеть эти энергии в вашем любимом месте на земле. Для меня, обе мои конфликтующие энергии находятся в прибрежной области. И я хочу, чтобы вы были там, в своем любимом месте (для меня это значит на берегу), и позволили земле в том месте дышать вами и двигать вами. Теперь наступает главный момент. Я хочу, чтобы вы немного двигались от земли, подобно астронавту, оказавшемуся на расстоянии от родной планеты. Оказаться на расстоянии крайне важно. Это удаление будет вызывать лишь чуточку измененное состояние. Не нервничайте в отношении этого. Удаляйтесь от конфликтов и противоположностей, удаляйтесь от всего, что вас беспокоит и просто позволяйте себе быть движимыми пространством, как если бы вы были монетой, подброшенной в воздух. Когда вы уйдете от своих проблем и будете в том отдаленном месте, где вас движет пространство-время, я хочу, чтобы вы оставались сознательными и использовали свое осознание, чтобы замечать, как танец вашего движения дает вам спонтанные, призрачные и очень быстрые прозрения. Ловите эти прозрения, и они помогут вам с проблемой, на которой вы сосредоточились.

Ниже даются этапы этого упражнения, которое, как и все упражнения в этой книге, можно делать в одиночку или с «помощником». Как я уже говорил, что советую вам записывать на бумаге каждое из этих упражнений для последующего использования.

УПРАЖНЕНИЕ

1. Определите свою самую большую проблему.

2. Определите самую беспокоящую энергию в этой проблеме – назовем ее «X».

3. Выразите Xдвижениями рук и сделайте быстрый набросок энергии Xна бумаге.

4. Заметьте, какой части вас (‘u’)больше всего не нравится эта энергия X.

5. Почувствуйте u в своем теле, выразите uдвижениями рук и нарисуйте ее.

6. Появлялись ли энергии X и uв детском сновидении или воспоминании или в недавнем телесном недомогании?

7. Отправляйтесь в свое любимое место на земле и найдите где-то там энергии X и u.

8. Позвольте земле продышать вас между местами X и u, в то время как вы выражаете их в движении.

9. Теперь поднимайтесь над землей в пространство и позволяйте ему танцевать ( искривлять) вас, пока этот танец не подарит вам понимание того, как X и uкаким-то образом являются частями или фазами этого танца- единства.

 

После упражнения один из слушателей спросил: Почему мне не нравится это измененное состояние?

Арни: Проблема в том, что мы забываем текучую часть нас самих. Мы забываем танец, течение. Забывать его- абсолютно естественно. Нам нужно забывать танец, чтобы быть «нормальным» повседневным человеком в общепринятой реальности. Там мы должны иметь отдельные части и быть отдельными частями. Это ничего, нет ничего плохогов том, чтобы быть частью. Просто не совсем комфортно пребывать в этом постоянно. Важно, чтобы вы узнавали эту часть себя, это движение-сновидение, которое со временем будет соединять ваши части в «течение».

 

Когда вселенная танцует вас, энергии X и uвыглядят так, как если бы они были фазами танца. «Фазы» означает, что энергии находятся в танце. С точки зрения танцора, нет никакой борьбы. В каком-то смысле, вы – танец, выглядящий как человек. Вы не только человек, который танцует. Вы танец, который выглядит как человек. Это другая точка зрения. Это более универсальная точка зрения. Вы – процесс, действующий как отдельный человек. Одновременно, вы – нормальный человек в конфликте с другими частями. Повседневная или общепринятая реальность – это измерение неизменных особенностей. Но вы находитесь в танце, и в своем танце вы будете находить все, что вы собой представляете.

 

Один из слушателей: Могли бы мы также говорить, что мы – волна, выглядящая как частица?

Арни: О, как красиво! Мы – волны, действующие как частицы. Мне это нравится! Дон Хуан говорит Кастанеде, что самый опасный момент наступает, когда мы открываем свою личную историю кому-то еще, потому что тот человек будет отождествлять нас с ней. А как только мы с ней отождествляемся - как Господин Такой-то или Госпожа Такая-то или Арни и Эми - так вы становитесьтем. И вы забываете свой танец.

Любовь

Кто-то спросил: «А как любовь согласуется с основной идеей, что вселенная имеет тенденцию маргинализировать свои собственные части? Где тут место для любви?» У каждого из вас будет свой ответ на этот вопрос. Мой ответ состоит в том, что для меня любовь означает жить в этом нашем мире, полном разнообразия, и порой находить то единство, что «завязывает узел»*, который удерживает нас вместе. Любить – это значит - ценить разнообразие и переживать единство, являющееся нашей сутью. Духовные традиции говорят, что бог – это любовь, так что с точки зрения процессуальной работы, любовь ассоциируется с опытом пространственно-временного сновидения процессуального ума. Для меня, любовь присутствует, когда мы помним процессуальный ум, танец между нашим разнообразием в этом мире.

 

У меня в уме слово любовь также связано с сочувствием – сочувствием к различным сторонам самого себя и других. «Оно» хочет, оно любит это направление и то направление, оно открыто ко всем направлением, оно рождает их все, оно – основа вашей целостности и ваших частностей. Сочувствие и любовь означают для меня множество вещей. Возможно, вы просыпаетесь утром счувством, что за вами кто-то гонится, и говорите: «Ух! Это был тяжелый сон». Вы пробуждаетесь в самом себе, принимая одну роль, а потом вы вспоминаете, что сон создавала любовь. Преследующая вас энергия – возможно, проблемы плохого обращения, детские раны, взрослые обиды – это на самом деле любовь, говорящая: «Пробуждайся к этой другой энергии! Пробуждайся ко всему себе! Пробуждайся, чтобы бороться с этим другим в себе Просыпайся, чтобы, в конце концов, включить в себя эту энергию!» Именно любовь или удивление порождают все эти части, и в каком-то смысле, ваша любовь к вам очень щедра.

 

Об этом следует помнить, особенно если вы планируете фасилитировать большие группы. Поскольку, будучи фасилитатором, если вы нормальный человек, вы будете в то или иное время выступать против той или иной части группы, и тогда вы становитесь частью затруднения. Вместо одной части, у земли есть место для всех частей, включая ваши сопротивления и сопротивления всего остального – с глобальной точки зрения, присутствуют все части.

 

Вот почему я говорю, что когда у вас есть проблема, делайте эту проблему частью своей семьи. Таким образом, вы покажете эту проблему вселенной, вашему универсальному уму, процессуальному уму, «любви», чтобы вы могли работать над ней все вместе. Такой вид любви – это метанавык. Как говорит Эми - это из области чувства.

 

Теперь давайте подумаем о теории параллельных миров теоретической физики. Я буду говорить о теоретической физике, но буду сосредоточиваться на психологии, стоящей за физикой. Прежде всего, я хочу рассказать вам о Максе Тегмарке – космологе, изучающем вселенную в МТИ. То, что он в настоящее время утверждает, признается практически всеми и принадлежит к основному направлению сегодняшней науки. (Его статья была только что опубликована в «Сайнтифик Америкен»xxi). Тегмарк говорит, что даже хотя мы не знаем точно, какие события предсказывает кое-какая математика квантовой физики и струнных теорий, мы должны принимать во внимание возможность существования реальностей, параллельных той одной, которую мы обычно определяем как «этот мир или эту вселенную». Почему он так думает? Из-за уравнений квантовой физики и из-за того, что он называет «математической демократией». Как я говорил в моей книге «Квантовый ум», уравнения физики указывают на реальности, которые мы не понимаем, но которые во многом подобны сновидениям и фантазиям. В определенном смысле, Тегмарк говорит, что все наши сновидения и неожиданные фантазии «реальны», даже хотя мы не знаем точно, к чему каждая из них относится в данный момент. Это радикальная идея. Физики начинают говорить нечто в том смысле, что сновидение реально, что мы должны быть открыты к скрытым возможностям и что мы должны быть открыты к сновидению – к непостижимым реальностям, на которые указывают уравнения – даже хотя мы не можем их видеть. Это начло гигантского изменения культурной парадигму – и в чем-то мы возвращаемся туда, где мы были тысячи лет назад.

 

Один из слушателей: Почему физики называют эти множественные реальности демократией?




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь - 54.225.20.73