Материал, охватывающий весь учебный курс программы «Административное право в Российской Федерации», изложен в удобной для понимания и запоминания форме — в таблицах и схемах. Такая компактная подача материала, причем даже наиболее сложных вопросов (с учетом самых последних изменений в российском законодательстве), позволит студентам сэкономить время и максимально быстро, качественно подготовиться к семинарам, зачетам и экзаменам.Учебное пособие предназначено для студентов юридических факультетов очной и заочной форм обучения.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
ЧАСТЬ I. Основные институты административного права
Глава 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, КАК НАУКА И КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ
Глава 3. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Глава 4. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 5. ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ
Глава 7. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 8. ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, ТОВАРИЩЕСТВА, ОБЩЕСТВА, ФОНДЫ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 9. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 10. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Глава 11. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 12. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 13. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Глава 14. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ
Глава 15. ЗАКОННОСТЬ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 16. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
Глава 17. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
ЧАСТЬ II. Организация государственного управления
Глава 18. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ
Глава 19. УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ
Глава 20. УПРАВЛЕНИЕ В АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
Глава 21. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО И КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Предисловие
Программа курса «Административное право в Российской Федерации» состоит из двух частей. В первой части излагаются основные положения административного права и административно-правовых институтов, общие для всех отраслей и сфер государственного управления. Рассматриваются такие вопросы, как сущность, принципы и содержание государственного управления и исполнительной власти, соотношение государственного управления и исполнительной власти; механизм и особенности административно-правового регулирования в современный период; административно-правовой статус субъектов административного права (правовой статус гражданина, государственных служащих, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных организаций), виды административного принуждения, порядок производства по делам об административных правонарушениях и другие вопросы.
Вторая часть посвящена вопросам организации и функционирования государственного управления в сфере экономики, в сфере социально-культурного и административно-политического строительства с учетом проводимой в нашей стране административной реформы. Поскольку административная реформа в значительной степени касается устройства органов исполнительной власти федерального уровня, то в этой части пособия основное внимание уделяется освещению правового положения (задач, функций, полномочий) федеральных органов исполнительной власти, подвергшихся кардинальному реформированию. Правовой основой организации и деятельности указанных органов на современном этапе являются указы Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп.) и от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп.) и иные нормативные правовые акты, определяющие их правовой статус.
Данное учебное пособие подготовлено в соответствии с программой курса «Административное право в Российской Федерации» для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и излагается в удобной для понимания и запоминания форме — в таблицах и схемах. К некоторым таблицам в сносках прилагаются пояснения.
Простота и доступность изложения материала делают данное пособие незаменимым при сдаче экзамена.
При подготовке таблиц и схем по данной дисциплине учитывались последние изменения в российском законодательстве.
Глава 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, КАК НАУКА И КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Обращения граждан
Обращения граждан20
Понятие
Обращение — это изложенное в письменной или устной форме предложение (замечание), заявление (ходатайство) или жалоба.
Виды
Предложение
Обращение граждан в государственные или общественные органы, не связанные с каким-либо нарушением, имеющее целью привлечь внимание на несовершенство регулирования, организации или деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и других органов с указанием на пути их устранения.
Заявление
Обращение гражданина в указанные органы с просьбой об удовлетворении тех или иных прав, свобод или законных интересов граждан, не связанных с нарушением, либо информирование о злоупотреблениях, нарушениях законности и иных нарушениях, которые не затрагивают непосредственно права и интересы заявителя.
Жалоба
Обращение в государственные или иные официальные органы, к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина.
Ходатайство
Обращение гражданина в орган государственной власти, орган местного самоуправления и другие органы о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий, льгот с предоставлением соответствующего документа.
Общее право жалобы21
содержит в себе право на административное обжалование и право на судебное обжалование;
могут быть обжалованы акты и действия любого государственного органа власти и органа местного самоуправления и их должностного лица;
обращение с жалобой на действия (решения), нарушившие права и свободы, подается непосредственно в суд (где она будет рассмотрена по правилам гражданского судопроизводства) либо вышестоящий в порядке подчиненности государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие и объединение, общественное объединение, должностному лицу, государственному служащему;
жалоба подается либо в суд по месту жительства гражданина, права которого нарушены, либо в суд по месту нахождения органа (должностного лица), действиями которого были нарушены права гражданина;
гражданин может обратиться в суд с жалобой в течение трех месяцев с того дня, когда ему стало известно о нарушении его прав. Кроме того, он наделен правом подать жалобу в суд в течение месяца со дня, когда ему стало известно об отказе в удовлетворении жалобы вышестоящим органом (должностным лицом) или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.
Право на специальную жалобу
субъектами обжалования могут быть только лично заинтересованные в деле лица и их законные представители;
специальная жалоба дополняет право на общую административную жалобу;
специальное право жалобы связано с особенностями правового статуса граждан, имеющих право на обращение с такой жалобой (например, военнослужащий).
9Следует иметь в виду, что срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток. Указанный срок может быть продлен решением Министерства иностранных дел РФ или Министерства внутренних дел РФ или его территориальными органами.
10 Что касается ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, пользующихся привилегиями и иммунитетом, то в отношении этой категории граждан и лиц каждое государство самостоятельно устанавливает пределы их ответственности. Так, на основании Кодекса РФ об административных правонарушениях вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.
11 Административное выдворение понимается как вид административного наказания, а депортация — как мера пресечения.
12 Лица, покинувшие государство своей гражданской принадлежности по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не могут быть признаны беженцами.
13 Лицо признается беженцем на срок до трех лет. В дальнейшем этот срок может продлеваться каждый последующий год. В случае отказа в признании данного лица беженцем это лицо обязано покинуть территорию Российской Федерации.
14 Паспортную систему можно рассматривать и как совокупность общественных отношений, возникающих между различными государственными органами (органами внутренних дел, военкоматами, органами загса, медицинскими учреждениями, жилищно-коммунальными и иными организациями, занимающимися регистрационным учетом граждан) и гражданами в связи с выдачей им паспортов (видов на жительство) и регистрационным учетом по месту жительства и месту пребывания.
15 Запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные Положением о паспорте гражданина Российской Федерации. В случае внесения в паспорт подобных сведений, отметок и записей паспорт будет являться недействительным.
16 Правила осуществления регистрационного учета регулируются Законом РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
17 Все эти органы на основе и во исполнение законов и в силу возложенных на них полномочий осуществляют практическую реализацию прав и интересов граждан в различных областях государственного управления: в экономике, социально-культурной и административно-политической сферах.
18 Правовой статус Уполномоченного по правам человека определен Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
19 Уполномоченный по правам человека рассматривает не все жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, а только те, которые заявитель уже обжаловал в судебном либо административном порядке и не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
20 Право на подачу индивидуальных и коллективных обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления закреплено в ст. 33 Конституции РФ.
21 Основными актами, регламентирующими вопросы, касающиеся общего права на административное обжалование, являются Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. (с изм. и доп.) «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» и Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 (с изм. и доп.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Глава 8. ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, ТОВАРИЩЕСТВА, ОБЩЕСТВА, ФОНДЫ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Понятие и виды организаций
Понятие и виды организаций
Организация
Понятие
Организация — это коллектив работников разной численности, возглавляемый органом управления и имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество.
Органы управления
единоличные (руководитель, директор, ректор);
коллегиальные (совет директоров, правление);
временные (временный управляющий).
Основы деятельности
во внешних административно-правовых отношениях с органами исполнительной власти организации действуют как объекты управления;
нормы права, устанавливающие административно-правовой статус организации, содержатся в нормах различных отраслей права (например, в Гражданском кодексе РФ, федеральных законах от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (с изм. и доп.) и от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп.).
Руководитель
Статус руководителей определяется локальными нормами (задачи, функции, права, обязанности и виды ответственности органов управления (администрации) определяются в положениях об этих организациях, в них устанавливаются также различные виды поощрений работников).
Виды организаций
По целям деятельности
Коммерческие
организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;
коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий;
в целях координации своей предпринимательской деятельности и защиты имущественных интересов организации могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.
Некоммерческие
не стремятся к извлечению прибыли в качестве основной цели их деятельности и не распределяют полученную прибыль между ее участниками;
образуются в форме потребительских кооперативов, благотворительных и иных фондов и др. формах;
могут осуществлять предпринимательскую деятельность, если это необходимо для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствуют целям.
По роду деятельности
Предприятие
Предприятие — это хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие может создаваться государственными органами, органами местного самоуправления, учредителями (участниками), собственниками имущества либо органами, уполномоченными собственниками имущества. Предприятие считается созданным с момента его государственной регистрации и действует на основании учредительных документов. Предприятие может создаваться в таких организационно-правовых формах, как полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие.
Учреждение
Учреждение — это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или административно-политических функций, осуществляющая управленческие функции.
По видам собственности
Государственные
Учредительным документом государственного и муниципального предприятия является устав, который утверждается учредителем предприятия.
Негосударственные
Действуют на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.
Схема 3. Виды организаций
2. Административно-правовой статус предприятий и учреждений
Административно-правовой статус предприятий и учреждений
Государственные предприятия
Роль государственных органов в деятельности государственного предприятия
назначают на должность и освобождают от должности руководителей предприятия;
осуществляют контроль и надзор над их деятельностью;
занимаются реорганизацией и ликвидацией государственных предприятий.
Виды
Основанные на праве хозяйственного ведения
вправе самостоятельно планировать свою деятельность и перспективы развития, заключать хозяйственные договоры, устанавливать цены и тарифы на работу и услуги, которые они выполняют;
несут полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины и могут быть признаны банкротами в случае невыполнения своих обязательств по расчетам.
Основанные на праве оперативного управления
находятся в ведении соответствующих федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование в данной отрасли управления;
деятельность осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развития предприятия;
распоряжение имуществом предприятие осуществляет только с согласия органа исполнительной власти, уполномоченного на руководство им;
положение о ликвидации из-за несостоятельности на указанные предприятия не распространяется.
Негосударственные предприятия
Управление
Порядок управления негосударственным предприятием определяется законодательством Российской Федерации (в общих чертах) и уставом предприятия. Собственник предприятия осуществляет свои права по управлению непосредственно либо через назначаемые им же органы.
Руководитель
действует от имени предприятия, представляет его интересы, распоряжается его имуществом, заключает договоры, утверждает штат, издает приказы;
осуществляет свою деятельность на основании заключенного с ним договора, в котором предусматриваются права, обязанности и ответственность руководителя предприятия перед собственником и трудовым коллективом, условия оплаты его труда, срок контракта, условия освобождения от занимаемой должности.
Муниципальные предприятия и учреждения
Роль государственных органов в деятельности муниципальных предприятий и учреждений
осуществляют государственную регистрацию предприятий и учреждений;
контролируют соблюдение предприятиями и учреждениями законодательства Российской Федерации и вправе применять к нарушителям меры воздействия;
выдают лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;
запрашивают необходимую информацию о бухгалтерской деятельности, статистической отчетности.
Роль органов местного самоуправления в деятельности муниципальных предприятий и учреждений
создают муниципальные предприятия и учреждения;
определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию и услуги, утверждают уставы, назначают и увольняют руководителей, заслушивают отчеты об их деятельности, решают вопросы реорганизации и ликвидации;
решают вопросы организации, содержания и развития муниципальных учреждений;
создают благоприятные условия для развития предпринимательства;
координируют деятельность предприятий малого и среднего бизнеса.
Профессиональные союзы
Профессиональные союзы
Понятие
Профессиональный союз — это организация граждан Российской Федерации, имеющая своей целью защиту трудовых и социальных прав своих членов.
Правовая основа деятельности
Статус профессиональных союзов закреплен Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Право граждан на организацию профессиональных союзов
Каждый гражданин, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.
Основные права профсоюзов
принимать участие в разработке государственных программ занятости населения;
предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов;
осуществлять контроль в области соблюдения трудового законодательства;
принимать участие в урегулировании коллективных трудовых споров, в рассмотрении трудовых споров;
участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления и т.д.
Гарантии профсоюзной деятельности
Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, работодателей, других общественных объединений, неподотчетны и неподконтрольны им. Государственным органам и органам местного самоуправления запрещается вмешиваться в деятельность профсоюзов, ограничивать их права. Профсоюзы владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом, в том числе денежными средствами. Профсоюзы вправе учреждать банки, фонды солидарности, страховые фонды, культурно-просветительные фонды и другие, которые соответствуют целям профсоюзов.
Работники не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются.
Перевод на другую работу по инициативе работодателя невозможен без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются.
Государственная регистрация профсоюза
Правоспособность профсоюза, объединения, ассоциации профсоюзов и других профсоюзных организаций как юридического лица возникает с момента их государственной регистрации.
Незарегистрированные профсоюзы не приобретают права юридического лица.
Первичная профсоюзная организация
Добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.
Территориальная организация профсоюза
Добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного субъекта Федерации, либо на территориях нескольких субъектов Федерации, либо на территории города или района.
Общероссийский профсоюз
Представляет собой добровольное объединение членов профсоюза — работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности.
Политические партии
Политические партии
Понятие
Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Требования, которым должна отвечать политическая партия (Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (в ред. от 20 декабря 2004 г.)
Политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Федерации. При этом в субъекте федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии. В политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов. Более чем в половине субъектов Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов. Руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.
Цели
формирование общественного мнения;
политическое образование и воспитание граждан;
выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.
Принципы деятельности политических партий
добровольность;
равноправие;
самоуправление;
законность;
гласность.
Религиозные объединения
Религиозные объединения
Понятие
Религиозным является добровольное объединение граждан Российской Федерации и иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное с целью совместного исповедания и распространения веры.
Признаки религиозного объединения
вероисповедание;
совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Формы религиозных объединений
Религиозные группы
Добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Они освобождены от обязанности иметь устав, что, однако, не исключает наличие такового в соответствии с внутренними установлениями группы.
Религиозные организации
Добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
В зависимости от территориальной сферы своей деятельности Религиозные организации подразделяются на:
Местные религиозные организации
Религиозные организации, состоящие не менее чем из десяти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
Централизованные религиозные организации
Религиозные организации, состоящие в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.
Принципы отделения религиозных объединений от государства и взаимного невмешательства в дела друг друга
невмешательство государства в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
невозложение государством на религиозные объединения выполнения функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
невмешательство государства в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях»;
обеспечение государством светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
регулирование государством налоговых и иных льгот, оказание финансовой, материальной и иной помощи религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями;
создание и осуществление деятельности религиозных объединений в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбор, назначение и замена своего персонала согласно своим собственным установлениям;
невыполнение религиозным объединением функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
неучастие религиозного объединения в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
неучастие религиозного объединения в деятельности политических партий и политических движений, неоказание им материальной и иной помощи.
1 То есть формы общественных объединений> отражающие их специфический статус, особенности порядка создания, цели и задачи деятельности, организационное строение.
Требования, предъявляемые к правовым актам управления
Требования, предъявляемые к правовым актам управления
Требования к законности правовых актов управления
Прежде всего акт государственного управления должен соответствовать нормам Конституции РФ и федеральных законов. Для актов разных уровней требование о соответствии закону предполагает различный круг нормативно-правовых документов, которым должен соответствовать акт. Акты государственного управления, издаваемые в субъектах Федерации, помимо этого должны соответствовать актам Президента, Правительства РФ, а также нормам регионального законодательства. Акт государственного управления должен быть принят с учетом существующего предмета ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации. Акт государственного управления должен быть принят в рамках компетенции издающего органа государственного управления и соответствовать актам вышестоящих органов государственного управления. Акт государственного управления должен быть юридически обоснованным, т.е. содержать четкие целевые установки, порядок исполнения решения, предусматривать возможные последствия введения акта и т.п., а также приниматься в связи с определенными обстоятельствами, являющимися достаточным основанием для издания акта государственного управления.
Требования к подготовке, изданию и действию правовых актов управления
Требования к подготовке актов государственного управления разрозненны и неоднозначны. На каждом уровне государственного управления существуют собственные правила создания актов управления. На федеральном уровне упорядочено принятие в основном нормативных актов управления, однако есть нормы, посвященные и индивидуальным актам.
Требования к действию актов государственного управления во времени и пространстве связаны прежде всего со вступлением актов в законную силу. Статья 15 Конституции РФ устанавливает, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Требования к содержанию и форме нормативно-правовых актов управления
Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки. При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных правовых актах могут воспроизводиться отдельные положения законодательных актов Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования.
Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:
наименование органа (органов), издавшего (издавших) акт;
наименование вида акта и его название;
дата подписания (утверждения) акта и его номер;
наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.
Нормативный правовой акт, изданный совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, должен иметь соответствующие номера и единую дату, а также отвечать требованиям юридической техники.
Отмена актов государственного управления
Основания для отмены акта государственного управления
несоответствие содержания акта действующему законодательству либо актам вышестоящих должностных лиц (органов);
несоблюдение установленных требований к порядку принятия и вступления в силу актов (например, отказ в государственной регистрации);
нецелесообразность правового акта государственного управления.
Решение об отмене акта государственного управления принимается
по инициативе самого органа, издавшего акт государственного управления;
по инициативе вышестоящего органа государственного управления или должностного лица;
в результате опротестования, т.е. по инициативе органов прокуратуры, действующих на основании положений Закона РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;
в результате обжалования, т.е. по инициативе граждан, которым право обжаловать решения органов государственной власти и должностных лиц предоставлено ст. 46 Конституции РФ, либо по инициативе других субъектов административного права, наделенных соответствующими полномочиями по обжалованию актов государственного управления.
Административный договор
Административный договор
Понятие
Административный договор — это соглашение двух формально юридически равных властных субъектов государственного управления, касающийся вопросов организации управленческого процесса, в том числе вопросов разграничения предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также вопросов передачи осуществления части государственно-властных полномочий от одного субъекта управления другому.
Виды14
договоры о компетенции (разграничение или делегирование полномочий и предметов ведения);
договоры в сфере управления государственной собственностью;
договоры, обеспечивающие государственные нужды (именуемые в законодательстве «государственными контрактами»);
контракты с военнослужащими, студентами, агентами спецслужб;
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.246 (0.013 с.)