Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Исполнительная власть: понятие, признаки. Соотношение исполнительной власти и государственного управления
Содержание книги
- Головистикова Анастасия Николаевна
- ЧАСТЬ I. Основные институты административного права
- Место административного права в российской правовой системе
- Административное право как наука: понятие, предмет, задачи и методология
- Источники административного права: понятие, виды и формы
- Понятие и основные характеристики административно-правовых отношений
- Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти
- Президент Российской Федерации как субъект административного права
- Правительство Российской Федерации как субъект административного права
- Основы организации системы органов исполнительной власти в субъектах Федерации
- Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
- Основы административно-правового статуса гражданина. Права и обязанности гражданина в сфере государственного управления
- Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
- Понятие, принципы, виды государственной службы и ее система
- Права и обязанности государственных служащих
- Способы поступления на государственную службу
- Поощрение и награждение государственных служащих
- Система управления государственной службой
- Основы местного самоуправления
- Органы местного самоуправления: понятие и виды
- Административно-правовой статус хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов и фондов
- Глава 9. Общественные объединения как субъекты административного права
- Исполнительная власть: понятие, признаки. Соотношение исполнительной власти и государственного управления
- Понятие форм государственного управления. Характерные черты и виды
- Классификация правовых форм государственного управления
- Правовые акты управления: понятие, юридическое значение и признаки
- Процедура принятия правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти
- Понятие, виды и особенности административно-правовых методов
- Признаки и меры административного принуждения
- Понятие, признаки, задачи, принципы и основания административной ответственности
- Понятие, особенности и состав административного правонарушения
- Система и виды административных наказаний
- Правила назначения наказания
- Понятие, особенности и основные черты законности в государственном управлении
- Гарантии и способы обеспечения законности в государственном управлении
- Контрольная деятельность в государственном управлении
- Надзорная деятельность в государственном управлении
- Понятие, назначение, признаки, принципы, особенности и стадии административного процесса
- Научная дискуссия о структуре административного процесса
- Отдельные виды процедурных производств
- Понятие, виды, характерные черты и отличия административно-юрисдикционного процесса
- Понятие, задачи, особенности и стадии производства по делам об административных правонарушениях
- Субъекты административной юрисдикции
- Участники производства по делам об административных правонарушениях
- Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
- Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- Организационно-правовые основы управления в экономической сфере
- Органы управления экономическим развитием
- Органы управления в области бюджета, финансов и налогов
Исполнительная власть: понятие, признаки. Соотношение исполнительной власти и государственного управления
| Понятие
| Исполнительная власть — ветвь государственной власти, представленная системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление делами общества, обеспечивая его поступательное развитие на основе законодательства Российской Федерации и самостоятельной реализации государственно-властных полномочий исполнительно-распорядительного характера8. Исполнительная власть — это административная власть в условиях правового государства, демократически организованного общества9.
| Признаки исполнительной власти
| - является органичной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;
- является проводником государственной политики в жизнь;
- подзаконна по своему характеру и задачам;
- объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;
- ее деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;
- является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.
| Признаки исполнительной власти, выделяемые Ю.М. Козловым10
| - представляет собой относительно самостоятельную ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями;
- самостоятельна, но только в функционалъно-компетенционном смысле, т.е. исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или ее механизма;
- непременный атрибут государственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей;
- не может отождествляться с видом государственной деятельности, т.е. исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности;
- имеет определенное субъектное выражение, т.е. олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией;
- выступает как организованный институт, т.е., с одной стороны, весь механизм исполнительной власти практически организует исполнение законов; при этом механизм должен быть сам необходимым образом организован.
| Соотношение исполнительной власти и государственного управления
| Исполнительная власть рассматривается в тесной взаимосвязи с понятием «государственное управление», где исполнительная власть — это возможность и способность оказывать определяющее воздействие на поведение, право и возможность подчинять себе других, а государственное управление — подзаконная исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Таким образом, государственное управление по своему назначению не что иное, как государственная деятельность, в рамках которой реализуется исполнительная власть11.
| Такое12 понимание соотношения исполнительной власти как политико-правовой категории и государственного управления как организационно – правовой категории возможно в случае, если мы рассматриваем государственное управление в узком смысле. Государственное управление в широком смысле — это организующая, упорядочивающая деятельность государства, целенаправленное воздействие органов государства, его учреждений и служащих на различные сферы общества, поведение индивидов и их коллективов; данная деятельность осуществляется всеми органами государственной власти.
| 1 Тихомиров ЮЛ. Курс административного права и процесса. — М, 1998. — С. 38-39.
2 Бахрах Д.Н. Указ. соч. — С. 1-2.
3 Социальные системы призваны обеспечивать благополучное сосуществование наибольшего числа членов общества. Собственно, самое страшное социальное явление из созданных людьми — это иерархически сложные системы, утратившие конечную цель своего существования, замкнувшиеся в себе, потерявшие целевую связь с окружающей средой (об этом, кстати, написаны знаменитейшие произведения мировой художественной литературы).
4 Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. — М., 2002. — С. 19-20.
Часть I. Основные институты административного права
5 Атаманчук Г.В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): Учебн. пособие. — М., 2000. — С. 253.
6 Тихомиров ЮЛ. Указ. соч. — С. 44—45.
7 Габричидзе Б.Н., Чернявский А. Г. Курс административного права Российской Федерации. В трех частях: Учебник для вузов. — М., 2003. — С. 23.
8 Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. — М., 1998. -С. 31.
9 Бахрах Д.Н. Указ соч. — С. 8.
10 Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. — М., 2002. — С. 23-25.
11 Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. — М., 2000. - С. 28.
12 Чиркин В.Е. Государственное управление. — М., 2001. — С. 12.
|