Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Надзорная деятельность в государственном управлении
Содержание книги
- Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
- Понятие, принципы, виды государственной службы и ее система
- Права и обязанности государственных служащих
- Способы поступления на государственную службу
- Поощрение и награждение государственных служащих
- Система управления государственной службой
- Основы местного самоуправления
- Органы местного самоуправления: понятие и виды
- Административно-правовой статус хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов и фондов
- Глава 9. Общественные объединения как субъекты административного права
- Исполнительная власть: понятие, признаки. Соотношение исполнительной власти и государственного управления
- Понятие форм государственного управления. Характерные черты и виды
- Классификация правовых форм государственного управления
- Правовые акты управления: понятие, юридическое значение и признаки
- Процедура принятия правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти
- Понятие, виды и особенности административно-правовых методов
- Признаки и меры административного принуждения
- Понятие, признаки, задачи, принципы и основания административной ответственности
- Понятие, особенности и состав административного правонарушения
- Система и виды административных наказаний
- Правила назначения наказания
- Понятие, особенности и основные черты законности в государственном управлении
- Гарантии и способы обеспечения законности в государственном управлении
- Контрольная деятельность в государственном управлении
- Надзорная деятельность в государственном управлении
- Понятие, назначение, признаки, принципы, особенности и стадии административного процесса
- Научная дискуссия о структуре административного процесса
- Отдельные виды процедурных производств
- Понятие, виды, характерные черты и отличия административно-юрисдикционного процесса
- Понятие, задачи, особенности и стадии производства по делам об административных правонарушениях
- Субъекты административной юрисдикции
- Участники производства по делам об административных правонарушениях
- Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
- Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- Организационно-правовые основы управления в экономической сфере
- Органы управления экономическим развитием
- Органы управления в области бюджета, финансов и налогов
- Органы управления промышленностью и энергетикой
- Органы управления сельским хозяйством
- Органы управления в сфере транспорта
- Органы управления в сфере информационных технологий и связи
- Органы управления в сфере экологии
- Органы управления в сфере регионального развития
- Органы управления в сфере здравоохранения и социального развития
- Органы управления в сфере культуры
- Организационно-правовые основы управления в административно-политической сфере
- Органы управления в сфере внутренних дел
- Органы управления в области обороны
- Органы управления в сфере безопасности
Надзорная деятельность в государственном управлении
| Прокурорский надзор
| Общий надзор
| - соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
- надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами; соблюдением прав и свобод граждан, юридических лиц, общественных объединений;
- исполнение законов судебными приставами.
| Формы прокурорского надзора
| - проверка законности актов соответствующих органов, организаций и их должностных лиц;
- принесение в порядке общего надзора протестов на незаконные акты;
- внесение представлений на предмет устранения нарушений законов, причин и условий, порождающих эти нарушения;
- вынесение постановлений о возбуждении уголовного дела или производства по делу об административном правонарушении;
- предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона.
| Права прокурора
| - по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
- требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, необходимых для выяснения возникших вопросов;
- проведение проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
- вызов должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
| Административный надзор
| Административный надзор является одним из способов обеспечения законности, под которым следует понимать вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами общеобязательных правил, установленных законодательством Российской Федерации.
| Субъекты
| Федеральные органы исполнительной власти, например Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.
| Надзорными полномочиями обладают также Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба.
| Основная задача
| Обеспечение четкого, единообразного исполнения специальных норм и общеобязательных правил, т.е. обеспечение законности в управлении. Для выполнения стоящих перед ними задач перечисленные субъекты наделяются полномочиями, которые позволяют им не только осуществлять надзор, но и воздействовать в пределах своей компетенции на деятельность поднадзорных объектов. Они вправе применять различного рода предупредительные и пресекательные меры по отношению к лицам, нарушившим те или иные правила или нормы, установленные законодательством Российской Федерации. В указанных случаях им предоставлены полномочия по приостановлению или прекращению деятельности нарушителей законодательства Российской Федерации. К их полномочиям относится также право возбуждать дела об административных правонарушениях, рассматривать их и выносить по ним соответствующие решения.
| 1 Например, такое мнение было высказано А.П. Алехиным, Ю.Н. Стариловым. См. подробнее: Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. — М.: Норма, 2005; Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов ЮМ. Административное право Российской Федерации: Учебник. — М.: Зерцало, 2005.
2 Например, такое мнение было высказано: Ю.М. Козловым, Н.Г. Салищевой, М.С. Студеникиной. См. подробнее: Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М.Указ. соч.; Административное право и административный процесс: актуальные проблемы: Сб. статей / Отв. ред. Л.Л. Попов, Студеникина М.С. (Серия «Res cottidiana») — М.: Юристъ, 2004; Салищева Н.Г., Хаманева Н.А.Административная юстиция и административное судопроизводство в Российской Федерации / Институт! государства и права РАН, Академический правовой университет при Институте государства и права РАН. — М., 2001.
3 См. более подробно положения о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба), Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и др.
|