Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственное управление: понятие и основные черты↑ Стр 1 из 37Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Государственное управление - особый вид социального управления. Ему присущи все общие признаки и черты, свойственные социальному управлению. Вместе с тем государственное управление имеет и свои основные черты и особенности. Государственно-правовой характер управления проявляется в том, что, во-первых, в процессе его реализуются задачи, функции и интересы государства; во-вторых, функции управления осуществляются специальными субъектами, формируемыми государством; в-третьих, эти субъекты действуют по поручению государства; в-четвертых, они наделяются необходимыми полномочиями государственно-властного характера; в-пятых, они действуют в рамках, устанавливаемых для них государством в соответствующих нормах права; в-шестых, все ведущие варианты управленческих систем опосредуются правом.
Подход к пониманию управления в масштабе общества различный даже по объему. Дело в том, что от имени государства действуют практически все государственные органы, а не только те, которые именуются органами государственного управления. Вместе с тем функции управления в масштабе всего общества в самом широком их понимании связываются с организацией всех сторон общественной жизни. При такой постановке вопроса деятельность органов государственной власти, суда, прокуратуры в совокупности составляет управление государством.
Государственное управление в широком смысле слова можно характеризовать как всю деятельность государства по организующему воздействию на общественные отношения.
В то же время имеется ряд факторов, которые не дают основания считать подобную характеристику управления универсальной.
В частности, нельзя игнорировать то обстоятельство, что в государственно-правовой практике прочно укоренилось и получило закрепление иное, более узкое понятие, а именно «государственное управление» в собственном смысле слова. Оно не может быть отождествлено с понятием «управление государством».
Анализ соответствующих правовых норм не позволяет ставить знак равенства между деятельностью органов законодательной власти, суда, прокуратуры, с одной стороны, и деятельностью органов государственного управления - с другой.
Государственное управление (в широком смысле) - управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной).
Государственное управление (в узком смысле) - подзаконная, юридически властная, организующая деятельность особой группы субъектов (органов, должностных лиц), состоящая и практическом исполнении задач и функций государства в процессе руководства экономической, административно-политической и социально-культурной областями.
Государственное управление базируется на основных положениях-принципах. Принципы государственного управления -основополагающие начала, наиболее общие идеи, отражающие его сущность. В научной юридической литературе принципы государственного управления делятся на две группы:
• общие (социально-политические): приоритет прав личности, демократизм, объективность, научность, конкретность, оперативность, гласность, эффективность;
• организационные: отраслевой, линейный, территориальный, функциональный, двойного подчинения, сочетания единоначалия и коллегиальности. В действующем законодательстве в специальном и самостоятельном смыслах употребляются различные термины, имеющие единую основу: «государственное управление», «органы государственного управления», «отрасли государственного управления» и т.д. Данная терминология имеет строго целевое назначение: распространяется не на все органы государства, а лишь на специально образуемые в качестве органов государственного управления. Функции государства реализуют все государственные органы. Все они осуществляют единую государственную власть. Однако в рамках такого единства наблюдается известное разделение труда, в основе которого лежат различия в формах и методах реализации функций государства. Соответственно выделяются самостоятельные виды государственной деятельности. Для каждого из них характерны специфическое назначение, особый субъект - государственный орган; особые методы деятельности (способы осуществления функций государства).
Анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие виды государственной деятельности: • осуществление законодательной деятельности;
• государственное управление;
• правосудие;
• контроль и надзор.
Теория разделения властей вытекает из следующих принципиальных позиций. Государственная власть не может принадлежать одному лицу или одному государственному органу, ибо это создаст угрозу тоталитарного, антидемократического режима. Соответственно государственная власть должна строиться на определенной специализации, не нарушающей, однако, ее принципиального единства. Государственные органы - это ветви единого «дерева», требующие разделения властных функций между ними. Поэтому и появились три ветви государственной власти, отличающиеся определенной степенью самостоятельности. Каждой ветви соответствуют субъекты, ее выражающие. Таким образом, исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ветвями.
Все ветви государственной власти закреплены конституционно, имеют специфическое место в общем механизме государственного воздействия на общественные отношения.
Основному направлению деятельности каждого вида органов соответствуют определенные, специфичные именно для них юридические формы, являющиеся внешним выражением выполняемых ими функций.
Несмотря на то, что конкретная роль органов государственного управления различна, имеются четкие основания для того, Чтобы привести их к единому знаменателю - определению основного назначения осуществляемой ими деятельности, имеющей исполнительный и распорядительный характер. Суть такого назначения заключается в исполнении законов и других правовых актов органов государственной власти.
Исполнение - основной признак государственного управления как самостоятельной деятельности. Только применительно к этим органам Конституция подчеркивает, что они действуют па основе и во исполнение законов, а местные органы, кроме того, - на основании решений местных Советов.
Однако данного общего признака еще недостаточно для того, чтобы понять сущность государственного управления в узком смысле слова. Практически органы суда и прокуратуры руководствуются в своей деятельности требованиями законов и тоже реализуют их. Суды, например, вынося обвинительный приговор, выполняют тем самым требование уголовного закона. Однако судебные органы осуществляют сравнительно узкую деятельность юрисдикционного (правоохранительного) характера, причем протекающую в строгих процессуальных рамках. Органы суда не действуют на основании текущих предписаний других государственных органов, что характерно для органов управления. Судьи независимы и подчиняются только закону. Наконец, ни органы суда, ни органы прокуратуры не имеют в своем подчинении объектов хозяйственного или социально-культурного назначения, не осуществляют руководство их деятельностью.
Для государственного управления характерно то, что исполнительная деятельность, являющаяся его основным назначением и составляющая важную сторону его содержания, органически связана с осуществлением непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. И это руководство сопровождается подчинением органам государственного управления соответствующих предприятий, учреждений и организаций.
Таким образом, аппарат управления - категория вполне самостоятельная. Осуществляемая аппаратом управления государственная деятельность хотя и укладывается в рамки широкого понимания государственного управления, но имеет свои особенности структурного, функционального и юридического характера.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1839; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.223 (0.012 с.) |