ТОП 10:

Вопрос25 Система государственного управления в условиях политики «военного коммунизма» .



«Военный коммунизм» - это экономическая политика государства в условиях хозяйственной разрухи и гражданской войны, мобилизация всех сил и ресурсов на оборону страны.

Гражданская война поставила перед большевиками задачу создания огромной армии, максимальной мобилизации всех ресурсов, а отсюда - максимальной централизации власти и подчинения всех сфер жизнедеятельности государства.

В результате, политика "военного коммунизма", проводимая большевиками в 1918-1920 гг., строилась, с одной стороны, на опыте государственного регулирования хозяйственных отношений периода первой мировой войны, т.к. в стране была разруха; с другой - на утопических представлениях о возможности непосредственного перехода к безрыночному социализму, что привело в конечном итоге к форсированию темпов социально-экономических преобразований в стране в годы Гражданской войны.

Основные элементы политики "военного коммунизма"

Политика «военного коммунизма» включала комплекс мероприятий, затронувших экономическую и социально-политическую сферу. Главным при этом было: национализация всех средств производства, внедрение централизованного управления, уравнительного распределения продуктов, принудительного труда и политической диктатуры большевистской партии.

В области экономики: предписывалась ускоренная национализация крупных и средних предприятий. Ускорение национализации всех отраслей промышленности. К концу 1920 г. национализовано 80 % крупных и средних предприятий, на которых трудилось 70 % занятых рабочих. В последующие годы национализация была распространена и на мелкие, что привело к ликвидации частной собственности в промышленности. Была установлена государственная монополия внешней торговли.

С ноября 1920 г. ВСНХ принял решение о национализации всей промышленности, в том числе и мелкой.

В 1918 г. провозгласили переход от индивидуальных форм ведения хозяйства к товариществам. Признавались а) государственная – советское хозяйство;

б) производственные коммуны;

в) товарищества по совместной обработке земли.

Логическим продолжением продовольственной диктатуры стала продразверстка. Государство определяло свои потребности в сельскохозяйственной продукции и заставляло крестьянство ее поставлять без учета возможностей деревни. За изъятые продукты крестьянам оставляли квитанции и деньги, терявшие из-за инфляции свою стоимость. Установленные твердые цены на продукты были в 40 раз ниже рыночных. Деревня отчаянно сопротивлялась и поэтому продразверстка реализовывалась насильственными методами с помощью продотрядов.

Политика «военного коммунизма» привела к уничтожению товарно-денежных отношений. Ограничивалась продажа продовольствия и промышленных товаров, они распределялись государством в виде натуральной заработной платы. Была введена уравнительная система оплаты труда среди рабочих. Это порождало у них иллюзию социального равенства. Несостоятельность этой политики проявилась в образовании «черного рынка» и расцвете спекуляции.

В социальной сфереполитика «военного коммунизма» опиралась на принцип «Кто не работает, тот не ест». Была введена трудовая повинность для представителей бывших эксплуататорских классов, а в 1920 г. — всеобщая трудовая повинность. Принудительная мобилизация трудовых ресурсов осуществлялась с помощью трудовых армий, направляемых на восстановление транспорта, строительные работы и др. Натурализация оплаты труда привела к бесплатному предоставлению жилья, коммунальных, транспортных, почтовых и телеграфных услуг.

В политической сфереустановилась безраздельная диктатура РКП(б). Партия большевиков перестала быть чисто политической организацией, ее аппарат постепенно срастался с государственными структурами. Она определяла политическую, идеологическую, экономическую и культурную ситуацию в стране, даже личную жизнь граждан.

Деятельность других политических партий, боровшихся против диктатуры большевиков (кадетов, меньшевиков, эсеров), была запрещена. Одни видные общественные деятели эмигрировали, других — репрессировали. Деятельность Советов приобретала формальный характер, так как они лишь исполняли предписания большевистских партийных органов. Независимость потеряли профсоюзы, поставленные под партийный и государственный контроль. Не соблюдалась провозглашенная свобода слова и печати. Почти все небольшевистские печатные органы были закрыты. Покушения на Ленина и убийство Урицкого вызвали декрет о «красном терроре».

В духовной сфере – утверждение марксизма как господствующая идеология, формирование веры во всемогущество насилия, утверждение морали, оправдывающей любые действия в интересах революции.

Итоги политики "военного коммунизма".

В результате проведения политики "военного коммунизма" были созданы социально-экономические условия для победы Советской республики над интервентами и белогвардейцами.

В то же время для экономики страны война и политика "военного коммунизма" имели тяжелые последствия. Нарушение рыночных отношений вызвало развал финансов, сокращение производства в промышленности и сельском хозяйстве.

Продразверстка привела к сокращению посевов и валового сбора основных сельскохозяйственных культур. В 1920-1921 гг. в стране разразился голод. Нежелание терпеть продразверстку привело к созданию повстанческих очагов. Вспыхнул мятеж в Кронштадте, в ходе которого выдвигались политические лозунги ("Власть Советам, а не партиям!", "Советы без большевиков!").

Острый политический и экономический кризис подтолкнул вождей партии к пересмотру "всей точки зрения на социализм". После широкой дискуссии конца 1920 - начала 1921 г. началась постепенная

Вопрос 26

Образование СССР.

В годы НЭПа очень остро встал вопрос о хозяйственном и политическом объединении республик, поскольку старые договорные отношения уже исчерпали себя.

Образование СССР определялось серьезными причинами. Прежде всего, необходимо было объединить экономические ресурсы республик для более успешного восстановления разрушенного войнами народного хозяйства и осуществления НЭПа.

Следовало объединить финансы, транспорт, средства связи, осуществить планирование народного хозяйства в масштабах всей страны. Необходимо было ликвидировать вековую отсталость национальных окраин. Объединение республик обеспечивало бы их независимость и позволило бы успешно решать внешнеполитические задачи: оборонные и дипломатические. Политической предпосылкой образования СССР являлось наличие в республиках диктатуры пролетариата. Экономической предпосылкой являлась общественная собственность на средства производства.

Состоявшаяся 29 декабря 1922 г. под председательством М.И. Калинина конференция представителей делегаций независимых республик РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР одобрила проект Декларации и Договора об образовании СССР.

30 декабря 1922 г. открылся I съезд Советов СССР, который юридически одобрил образование СССР. В повестке работы съезда стояли два вопроса:

1. Утверждение Декларации об образовании СССР и союзного Договора;

2. Выборы ЦИК СССР.

Доклад о декларации и Договоре об образовании СССР сделал на съезде И.В. Сталин. Съезд утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР.

Кроме того, съезд решил передать Декларацию и Договор на дополнительное рассмотрение ЦИК союзных республик, чтобы еще раз учесть мнения республик, признать их равноправие.

В дальнейшем СССР развивался, пополнялся новыми субъектами. Первый этап развития СССР связан с национально-государственным развитием в Средней Азии, созданием национальной государственности ее народов и появлением новых союзных республик, вошедших в состав СССР.
Вхождение РСФСР в состав СССР изменило ее правовой статус. Из независимого государства она превратилась в субъект федеративного государства, передав ему часть своих полномочий. Начался довольно длительный период истории РСФСР в составе СССР до декабря 1991 г.

В 1923 г. в РСФСР входило 11 автономных республик, 14 автономных областей, 63 губернии и области. Таким образом, РСФСР в период НЭПа представляло собой сложное национально-государственное образование.

С созданием СССР РСФСР вошла в состав союзного государства на правах члена федерации. Она передала в ведение СССР внешние сношения, внешнюю торговлю, организацию и руководство вооруженными силами и т.д.

4. Конституция СССР 1924 г.

Образование СССР нашло свое конституционное закрепление в Основном законе – Конституции СССР 1924 г. История ее создания начинается с принятия I съездом Советов СССР 30 декабря 1922 г. «Декларации об образовании СССР» и «Договора об образовании СССР». Декларация и Договор стали основой будущей Конституции СССР 1924 г. I съезд Советов СССР как высший представительский орган союзного государства наметил программу работы над будущей союзной Конституцией и заложил правовые основы этой работы.

В период подготовки проекта Конституции шли ожесточенные споры, борьба мнений с предложениями, носящими характер великодержавного шовинизма и местного национализма. Так, дискутировались предложения о ликвидации РСФСР, непосредственного вхождения в состав СССР автономных республик РСФСР и т.д.

Важное значение для разработки Конституции СССР имел XII съезд РКП(б), проходивший в апреле 1923 г. Съезд высказался за то, чтобы в Конституции были отражены не только потребности всех национальностей Союза, но и специфические процессы отдельных национальностей.

После XII съезда РКП(б) была сформирована Конституционная комиссия из 25 человек, которую возглавил М.И. Калинин. В процессе работы над проектом Конституции этой комиссией были учтены все замечания и поправки, присланные из республик.

6 июля 1923 г. II сессия ЦИК СССР единогласно одобрила проект Конституции СССР и приняла постановление «О введении в действие Конституции Союза Советских Социалистических Республик». В январе 1924 г. проект Конституции СССР был одобрен съездами союзных республик. Завершилась работа над первой Конституцией СССР на II съезде Советов СССР.

31 января 1924 г. II съезд Советов единогласно утвердил Конституцию СССР. Первая конституция СССР вошла в историю как Конституция СССР 1924 г.

В текст Конституции вошла Декларация об образовании СССР. Конституция насчитывала 72 статьи. Имелись развернутые главы о суверенных правах союзных республик, съезде Советов СССР, ЦИК СССР, Президиуме ЦИК СССР, СНК СССР, Верховном Суде СССР, о народных комиссариатах СССР, ОГПУ, о союзных республиках, гербе, флаге и столице СССР.

По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. не похожа на предшествующие и последующие Советские конституции. Она весьма своеобразна.

Главное внимание Конституция СССР 1924 г. уделила факту конституционного закрепления самого СССР, прав СССР, системе высших государственных органов СССР и союзных республик.

Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. Договор, в свою очередь, подразделялся на 11 глав, а главы – на 72 статьи.

В Декларации отмечалась невозможность решения национального вопроса в условиях капитализма. Его решение, по Конституции, стало возможным только при диктатуре пролетариата. Декларация указала на необходимость борьбы с внешними врагами республик, целесообразность объединения усилий республик для восстановления хозяйства. Само строение Советской власти, интернациональной по своей природе, также способствовало объединению Советских республик.

В декларации были изложены принципы добровольности и равноправия, лежавшие в основе объединения республик в СССР. За каждой союзной республикой обеспечивалось право свободного выхода из СССР.

Ведению СССР подлежали внешнеполитические сношения, руководство внешней торговлей, установление основ и общего плана развития всего народного хозяйства Союза СССР, руководство транспортом, почтово-телеграфным делом, утверждение единого бюджета СССР, установление единой денежной и кредитной системы и т.д.

Верховным органом власти, по Конституции, являлся съезд Советов СССР.

Конституция СССР 1924 г. была действующей по 1936 г., когда 5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР.

Высшие органы госуправления.

Высшим органом государственной власти стал съезд Советов Союза ССР. Этот тезис был зафиксирован в Договоре об образовании СССР, а затем внесен в Конституцию СССР 1924 г. Всесоюзный съезд составлялся из представителей городских Советов — по расчету 1 депутат от 25 тыс. избирателей и представителей губернских съездов Советов — по расчету 1 депутат на 125 тыс. жителей. Съезд мог решать любые вопросы, отнесенные Конституцией СССР к ведению Союза. Очередные съезды созывались ежегодно. Предусматривался также созыв чрезвычайных съездов. В 1927 г. IV Всесоюзный съезд Советов постановил, что съезды будут собираться раз в два года.

В период между съездами Советов верховную власть осуществлял ^ Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР. Этот орган был двухпалатным: одна из палат называлась Союзный Совет, другая — Совет Национальностей. Обе палаты обладали равными правами и формировались на съезде Советов. В Союзном Совете каждая республика имела своих представителей пропорционально населению. В Совет Национальностей входили по пять представителей от каждой союзной и автономной республики. Каждая автономная область Российской Федерации направляла в этот орган по одному представителю. Автономные республики и области, входившие в состав Закавказской Федерации, также посылали в Совет Национальностей по одному представителю. Декреты, постановления и распоряжения ЦИК приобретали силу закона лишь в том случае, если получали одобрение обеих палат. В Конституции специальной статьей оговаривалось, что эти документы были «обязательны к непосредственному исполнению на всей территории Союза ССР». Союзный Совет и Совет Национальностей имели свои Президиумы - по 7 человек каждый.

ЦИК СССР соединял в себе законодательные и исполнительные функции. По Конституции он должен был созываться три раза в год. В период между сессиями ЦИК высшим законодательным и исполнительным органом был его Президиум, состоявший из 21 человека. Он образовывался из Президиумов Союзного Совета и Совета Национальностей. Остальные 7 членов Президиума избирались на совместном заседании обеих палат ЦИК. Со временем съезды Советов и сессии ЦИК собирались реже. В связи с этим повышались роль и значение Президиума ЦИК, расширялись его функции, возрастала компетенция. По мере увеличения числа союзных республик, рос и состав Президиума ЦИК, создавались новые отделы и комиссии.

Для повседневного управления страной ЦИК образовал правительство - Совет народных комиссаров. Совнарком был распорядительным и исполнительным органом, но он издавал декреты и распоряжения, которые обладали законодательной силой. Как и ЦИК, Совнарком соединял в себе законодательные и исполнительные функции. Его декреты и распоряжения также были обязательны для исполнения на всей территории СССР.

Совнарком состоял из наркоматов. По Конституции СССР наркоматы подразделялись на три типа: общесоюзные, объединенные (союзно-республиканские) и республиканские.

 

2. Новое административно-территориальное деление страны.

27 января 1918 г. СНК принял декрет о порядке изменения губернских, уездных и прочих границ. Этим декретом было установлено, что изменение территорий АТЕ производится местными Советами. Возникавшие разногласия и недоразумения должны разрешаться смешанными комиссиями, созданными из представителей советских органов заинтересованных губерний.

Весной 1918г. НКВД в нескольких циркулярах разъяснил порядок изменения границ губерний, уездов и волостей страны. Национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации был закреплен в Конституции РСФСР и составил основу системы государственного управления страной.

Необходимость совершенствования управления стала очевидной с переходом от политики «военного коммунизма» к НЭПу. Госпланом была создана комиссия для выработки предложений по новому административно-государственному размежеванию Российской Федерации. Перед ней ставилась задача приведения границ административных образований в соответствие не только с экономическими потребностями регионов, но и с учетом национальных интересов населения. Создавались новые автономные республики и области.

Каждая республика, каждый народ искали наиболее приемлемые формы национально-государственного строительства. Размежевание народов Северного Кавказа, Средней Азии и других регионов сопровождалось экспериментами, переходом некоторых территорий от одной республики или области к другой. Общие контуры нового районирования стали вырисовываться ксер. 20-х гг.

Так, в 1926 г. в состав СССР входили Россия, Украина, Белоруссия, три Закавказские республики (Грузия, Армения, Азербайджан), объединившиеся в ЗСФСР, Узбекистан и Туркмения. Кроме того, было 15 автономных республик, 14 автономных областей, три края и Уральская область, 47 губерний (из них 40 в России и 7 в Узбекистане), 114 округов, 442 уезда, 1531 район, 4428 волостей. Особый статус имела Абхазская ССР, входившая в состав Грузии на договорных отношениях.

Наибольшим разнообразием административно-территориального деления отличалась Российская Федерация. На ее территории было 11 автономных республик, 12 автономных областей, три края и Уральская область, 40 губерний, 58 округов, 359 уездов, 769 районов и 3479 волостей.

Всесоюзная Коммунистическая партия Большевиков (ВКПБ) , наследующая большевистские принципы РСДРП - РСДРП(б) - РКП(б) -ВКП(б) - ленинского курса в КПСС , есть высшая форма классовой организации пролетариата, передовой отряд рабочего класса, выступающего в союзе с крестьянством и трудовой интеллигенцией, стоящих на его позициях, за :
- завоевание политической власти - низвержение диктатуры буржуазии и установление диктатуры пролетариата,
- уничтожение частной собственности на орудия и средства производства,
- возрождение Союза Советских Социалистических Республик,
- дальнейшее укрепление диктатуры пролетариата в интересах полной победы
- социализма и постепенного перехода к коммунизму.

Идеологическую и теоретическую основу ВКПБ составляет учение Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина в его творческом применении и развитии в современных условиях.

ВКПБ является составной частью мирового коммунистического движения, ставящего своей конечной целью победу коммунизма на всей планете.
Вопрос27
Общая характеристика Конституции СССР 1936 г.

Одобрена 11 июня 1936 г. президиумом ЦИК СССР, утверждена 5 декабря 1936 г. Чрезвычайным VIII Всесоюзным съездом Советов.

Конституция 1936 г. провозгласила победу социализма в СССР. Закреплялось руководящее положение Коммунистической партии, ставшей монополистом в системе государственного управления. Создание других политических партий не запрещалось, но на деле это было невозможно.

Конституция 1936 г. ввела новое название для Советов всех уровней – Советы депутатов трудящихся. Существенно изменились структура и статус органов власти и управления. Высшим органом власти и единственным законодательным органом Союза стал Верховный Совет СССР, получивший те права, которые раньше имели Всесоюзные съезды Советов и ЦИК Союза. Верховный Совет имел двухпалатную структуру: Совет Союза и Совет Национальностей, причем обе палаты были равноправны. Верховные Советы должны были избираться на 4 года и работать в сессионном порядке.

Конституция сохранила Совет Народных Комиссаров СССР, но он был лишен законодательных прав, а мог издавать постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов. В качестве органов отраслевого управления сохранялись народные комиссариаты, которые делились на общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские.

Изменилась конструкция местных советских органов: в областях, краях, районах стали избираться просто Советы. Исполкомы Советов стали только исполнительно-распорядительными органами. При этом Конституция 1936 г. отказалась от громоздкой системы съездов Советов на всех уровнях, упростив систему Советов и сделав ее более четкой.

Новая Конституция решала вопросы формирования, организации и деятельности высших представительных органов государственной власти союзных и автономных республик, а также определяла систему и полномочия органов государственного управления, суда и прокуратуры.

Специальная глава Конституции была посвящена организации государственного единства: в ней закреплялся статус СССР как союзного государства, определялась его компетенция и подтверждался суверенитет союзных республик. Подтверждалось право союзных республик на свободный выход из Союза.

Впервые в Конституцию была включена глава, в которой закреплялись основные политические права и свободы: на труд, на отдых, на образование, свободы слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки. Были закреплены и основные обязанности гражданина перед обществом и государством.

Конституция закрепила новую избирательную систему: были сняты классовые ограничения, исчезло неравенство городских и сельских избирателей, отпала многостепенность выборов, устанавливался переход к тайному голосованию.
На смену производственно-территориальному принципу выборов вводился чисто территориальный.

Конституция РСФСР 1937 г., в отличие от предыдущих конституций, окончательно сформулировала юридическую основу общей системы органов государственной власти республики, и включила в эту систему органы местного управления. Анализ полномочий местных органов власти, закрепленных в Конституции РСФСР 1937 г., позволяет сделать вывод о том, что правомочия указанных публичных институтов составляли такие функции, которые могли осуществляться только лишь в непосредственной взаимосвязи с центральной властью. Следовательно, централизованный характер системы управления был более чем очевиден.

Конституция РСФСР 1937 г. в сфере установления компетенции местных Советов дублирует их правовое положение в соответствии с Конституцией СССР 1936 г. Существенной конкретизации полномочий местных Советов низового уровня на конституционном уровне не произошло. Однако после принятия Конституции СССР 1936 г., представительные органы государственной власти стали избираться непосредственно населением. Можно сказать, что принцип демократического централизма сохранялся в конституциях СССР и в Союзных республик на всех этапах существования советского государства. В контексте вышесказанного становится очевидным, что принятие Конституции ССCР 1977 г. и республиканских Конституций 1978 г. существенным образом не изменило статус и компетенцию местных органов власти. Следовательно, Конституция СССР 1977 г. и Конституция РСФСР 1978 г. оставались неизменными до тех пор, пока к концу 80-х гг. ХХ в. процесс демократизации не охватил всю сферу конституционного права.


Вопрос28- Создание системы репрессии и лагерей в СССР и их роль в экономике страны. ГУЛАГ

В начале 30-х годов было окончательно покончено с партиями меньшевиков и эсеров. Почти все оппоненты после громких процессов были либо расстреляны, либо сосланы в тюрьмы и лагеря. В политической сфере установилась монополия компартии. Она захватила и монополию на власть. Фактически страной управляли не органы власти, а высшие партийные органы, которые и утверждали главные экономические, социальные и политические задачи страны. Партийные структуры на местах принимали основные решения для регионов и управляли ими – в соответствии с установками вождя и Политбюро.

Установился культ личности Сталина. Его стали возносить как «отца народов», вождя мирового пролетариата, хранителя ленинских заветов, «учителя Вселенной».

Марксизм-ленинизм стал официальной государственной идеологией. В соответствии с этим была изменена система образования в стране, перестроены учебные планы и содержание учебных курсов. Труды идейных оппонентов большевиков изъяты из библиотек. Советские люди с рождения получали «правильное» идеологическое воспитание.

В средствах массовой информации и в сфере искусства введена жесткая цензура.

Создана мощная карательная система. Любое инакомыслие преследовалось как тягчайшее преступление.

После Шахтинского дела, прошедшего в конце 20-х годов, началась борьба с «вредителями» из числа научно-технической интеллигенции.

Развернулись массовые репрессии против кулачества и середняков. Миллионы крестьян были вырваны из родной земли, сосланы в лагеря и необжитые районы страны.

Начался новый виток репрессий против церкви. В начале 30-х годов прошла кампания «торжественного» сбрасывания колоколов с храмов. В деревнях массово закрывались церкви, их превращали в колхозные склады или клубы. Священников отправляли в ссылку вместе с кулаками.

Карательная система обрела прочную законодательную и организационную основу.
В 1932 году вышел закон, согласно которому даже за незначительные хищения полагался расстрел.

В 1934 году при наркоме внутренних дел образовано Особое совещание, которое наделялось правом рассматривать дела без прокурора, адвоката и свидетелей и отправлять «врагов народа» в ссылку и исправительно-трудовые лагеря на срок до пяти лет.

В декабре 1934 года в Ленинграде был убит первый секретарь Ленинградского губкома ВКП(б) С.М.Киров. Это стало поводом для новой волны репрессий. Через несколько часов после убийства был принят закон об «упрощенном порядке» рассмотрения дел о террористических актах и организациях. Он вводил ускоренное рассмотрение дел без прокурора и адвоката. Все дела должны были рассматриваться в течение 10 дней. Просьбы о помиловании запрещались. Приговоры о расстреле приводились в исполнение сразу после их оглашения.

В 1935 году вышло постановление правительства, снизившее возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Теперь дети с 12 лет подвергались уголовному преследованию наравне со взрослыми. Для них вводились все меры уголовного наказания – вплоть до смертной казни.

В 1936 году в Москве начались показательные судебные процессы над основными оппонентами Сталина. Первым был процесс над лидерами внутрипартийной оппозиции – Зиновьевым, Каменевым и их соратниками. Их обвинили в убийстве Кирова, попытках убить Сталина, других лидеров партии, стремлении свергнуть советскую власть. По приговору суда они были расстреляны.

В 1937 году состоялся второй процесс. Осуждена еще одна группа лидеров «ленинской гвардии». Расстреляно большинство высшего командного состава Красной Армии во главе с маршалом Тухачевским. Уничтожено большинство командиров полков, репрессировано 40 тысяч командиров.

В 1938 году прошел третий процесс. Расстреляны «любимец партии» Бухарин и бывший глава правительства Рыков.

В ходе этих процессов репрессированы десятки тысяч человек – родственники и знакомые осужденных, их сослуживцы, соседи по дому.

Всего по официальным данным в период с 1930 по 1953 год было репрессировано 3,8 миллиона человек (расстреляны или сосланы). Из них только в 30-х годах более 700 тысяч человек были приговорены к расстрелу.

В 30-е годы были ликвидированы все, кто мог составить Сталину политическую конкуренцию. В СССР надолго утвердилась безраздельная и практически неограниченная власть вождя и коммунистической партии.

 

В формировании советской лагерной системы, до 1953 включительно, намечаются четыре этапа: 1918-1922, 1923-1929, 1930-1940, 1941-1953. Эти этапы в целом совпадают с основными периодами развития государства: военного коммунизма и гражданской войны, НЭПа и начала индустриализации, построения социализма, войны и послевоенной реконструкции.

Начало формирования лагерной системы относится к апрелю 1918, когда Главное управление мест заключения (ГУМЗ) Наркомюста было преобразовано в Центральный карательный отдел и возникли места заключения при ВЧК, включившие и концлагеря для бывших военнопленных и беженцев периода первой мировой войны. Роль этих лагерей существенно возросла с началом гражданской войны. Создаются и трудовые концлагеря при ЧК и Отделе принудительных работ НКВД. В эти лагеря были направлены и осужденные по делу «Петроградской боевой организации В.Н.Таганцева» (см. статью в книге). К концу 1922 в подчинении ГУМЗ НКВД уже функционировало несколько разновидностей лагерей: лагеря особого назначения, общего типа, для военнопленных, производственные и временные полевые лагеря.

В ведении ГНУ НКВД находилось несколько тюрем, называвшихся политизоляторами, и Управление северных лагерей — знаменитые Соловки. В сознании советских людей слово «Соловки» ассоциируется прежде всего со словом «лагерь», а не с группой островов в Онежском море. В 1922 г. Соловецкий архипелаг вместе со всеми находящимися там монастырями был передан в распоряжение ГНУ. Здесь был создан лагерь, официальное название которого до 1925 г. — Северные лагеря особого назначения , или Соловецкий лагерь принудительных работ особого назначения (СЛОН). К 1929 на Соловках действуют уже десятки промышленных производств, на материке одно за другим возникают новые лаготделения, лагпункты, лесные командировки и подкомандировки. Если в 1923 на Соловках находилось около 4 тыс. заключенных, то в 1927 — уже более 20 тыс., а в начале 30-х годов система Соловецкого лагеря (вместе с отделениями на материке) вмещала более 65 тыс. заключенных, из которых уголовников-рецидивистов было не более 20%. 16 ноября 1931 на базе Соловецкого лагеря был создан Беломорско-Балтийский ИТЛ, численность которого в 1932 составляла 126 тыс. чел. . С образованием ОГПУ (июль 1923) в его ведение перешли все места заключения, в том числе и политизоляторы (Верхнеуральский, Суздальский, Тобольский, Челябинский и Ярославский), подчинявшиеся тюремному отделу ОГПУ. Для увеличения рентабельности мест заключения ВСНХ РСФСР принял постановление от 19 декабря 1926 «Об использовании на лесозаготовках труда заключенных». К 1929 заключенные становятся основными заготовителями леса, продажа которого была существенным источником валютных поступлений. В 1929 появляется и распоряжение об использовании заключенных для «колонизации отдельных районов и эксплуатации их природных богатств». В конце 1929-начале 1930 в системе ОГПУ создаются крупные ИТЛ: Дальневосточный, Сибирский, Казахстанский, Среднеазиатский, позднее (1931) — Ухтпечлаг (развитие Ухтинского нефтеносного и Печорского угленосного районов), Свирский и Темниковский ИТЛ, Белбалтлаг (строительство ББК). В задачу крупных лагерей ОГПУ входили «эксплуатация природных богатств путем применения труда лишенных свободы» людей и их «закрепление» в этих районах после освобождения.

Одним из главных направлений «деятельности» ОГПУ с конца 20-х годов становится борьба с «экономической контрреволюцией», «вредителями» и «шпионами» в среде старых (дореволюционных) специалистов. Характерными для этого периода являются известное «шахтинское дело» 1928 и «дело Геолкома» 1928-1929 (см. статьи в книге), за которыми последовали «дело о вредительстве в золото-платиновой промышленности» 1930, «дело о вредительстве в нефтяной промышленности» 1930-1931, «дело о вредительской и шпионской деятельности контрреволюционных групп в геологоразведочной промышленности» 1932 г. и многие другие.

ГУЛАГ (Главное управление лагерей) — подразделение НКВД СССР, осуществлявшее руководство системой исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ), главный и важнейший орган системы политических репрессий СССР.

Обычно под словом «ГУЛАГ» подразумевают не саму организационную бюрократическую структуру, а весь аппарат подавления, включая тюрьмы и даже систему идеологической пропаганды. В обывательском сознании ГУЛАГ ассоциируется со всей советской лагерно-тюремной системой.

 

Если говорить про официальные лагеря, то существовали следующие крупные подразделения: Акмолинский лагерь жён изменников Родины (АЛЖИР), Бамлаг, Берлаг, Безымянлаг, Белбалтлаг, Воркутлаг (Воркутинский ИТЛ), Вятлаг, Дальлаг, Джезказганлаг, Джугджурлаг, Дмитровлаг (Волголаг), Дубравлаг, Инталаг, Карагандинский ИТЛ (Карлаг), Кизеллаг, Котласский ИТЛ, Краслаг, Локчимлаг, Норильсклаг (Норильский ИТЛ), Озерлаг, Пермские лагеря (Усольлаг, Вишералаг, Чердыньлаг, Ныроблаг и др.), Печорлаг, Печжелдорлаг, Прорвлаг, Свирьлаг, СВИТЛ, Севжелдорлаг, Сиблаг, Соловецкий Лагерь Особого Назначения (СЛОН), Таежлаг, Устьвымлаг, Ухтпечлаг, Ухтижемлаг, Хабарлаг.

Каждое из вышеперечисленных лагерных управлений включало в себя целый ряд лагерных пунктов (то есть собственно лагерей). А если еще учесть систему неофициальных «лагерей-спутников», таких как Тимшер, Бондюг или Чувал на Северном Урале, то список лагерей ГУЛАГа будет просто огромным.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.186.19 (0.02 с.)