Вопрос17. Реформаторские идеи М.М. Сперанского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос17. Реформаторские идеи М.М. Сперанского.



Первый проект политических преобразований Сперанский предложил царю еще в 1803 г. в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». Он ставил вопрос о необходимости осторожного введения в стране конституционной монархии и предотвращении таким образом для России «французского революционного кошмара». Однако лишь после Тильзитского мира царь поручил ему составить проект всеобъемлющей реформы государственного управления. Такой проект был готов к октябрю 1809 г. Им стало «Введение к уложению государственных законов», в котором содержались следующие положения:

— управление государством должно осуществляться на основе разделения властей: законодательная власть принадлежит новому выборному учреждению

— Государственной думе; исполнительную власть осуществляют министерства; судебная власть принадлежит Сенату;

— еще один новый орган — Государственный совет — должен был стать совещательным органом при императоре и рассматривать все проекты законов до их поступления в Думу;

— устанавливались три основных сословия российского общества: 1) дворянство, 2) «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне), 3) «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие);

— политические права должны были принадлежать представителям «свободных» (первых двух) сословий; однако третье сословие получало общие гражданские права (главным среди них было положение о том, что «никто не может быть наказан без судебного приговора») и могло по мере накопления собственности и капитала перейти во второе сословие; первое сословие сохраняло и особые права (покупать имения с крепостными и т. п.);

— избирательное право получали лишь лица, обладавшие движимым и недвижимым имуществом (т. е. представители первых двух сословий);

— выборы в Государственную думу предполагались четырехступенчатыми (вначале проходили выборы в волостные думы, затем депутаты этих органов избирали членов окружных дум, те, в свою очередь, — депутатов губернских дум.И лишь губернские думы выбирали депутатов Государственной думы);
— руководить работой Думы должен был назначаемый царем канцлер.

Осуществление проекта Сперанского должно было стать важным шагом на пути реформ. Этот план со временем получил бы развитие в других преобразованиях. Конечную цель реформатор видел в ограничении самодержавной власти царя и ликвидации крепостного права.

Александр I в целом одобрил проект Сперанского. Однако его следовало претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений в обществе. С учетом этого царь решил вначале дать ход наиболее «безобидной» части реформы.

1 января 1810 г. был обнародован манифест о создании Государственного совета. Его главной задачей было наведение порядка в подготовке и принятии законов. Все их проекты теперь должны были рассматриваться только через Государственный совет. Совет оценивал не только содержание законов, но и саму необходимость их принятия. В его задачи входило также «разъяснение» смысла законов, принятие мер к их исполнению. Кроме того, члены Совета должны были рассматривать отчеты министерств и вносить предложения по распределению государственных доходов и расходов.

Государственный совет был призван стать не законодательным, а законосовещательным органом при императоре, орудием его законодательной власти.

В 1811 г. Сперанский подготовил проект «Уложения Правительствующего сената», которое должно было стать следующим шагом на пути политической реформы. Исходя из идеи разделения властей, он предлагал разделить Сенат на Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный (являющийся высшей судебной инстанцией и контролирующий все судебные учреждения). Этот проект, однако, не был осуществлен.

Проведенные в 1810 — 1811 гг. преобразования, а также стремление предоставить крепостным гражданские права вызвали такую бурю негодования среди высших чиновников и большинства дворян, что Александр был вынужден прекратить осуществление реформ: слишком свежа была в памяти судьба отца.

Вопрос18. Система центральной исполнительной власти в России в середине XIX века. Собственная Его Императорского Величества канцелярия, ее отделения и роль в системе управления. Жандармский корпус. Система местного управления в России.

С 1825 по 1855 императором России являлся Николай 2. Начало его царствования совпало с восстанием декабристов. Николай 2 жестоко расправился с декабристами и сосредоточил всю систему управления в собственных руках и придал ей полицейский характер. При Николае 2 произошло непомерное возвышение роли высшей канцелярии, которая получила статус Его Императорского Величества канцелярия.

Первоначально в ней было 6 отделений:

готовило бумаги для доклада государю; Контролировало исполнение его повелений; ведало назначением и увольнением высших чиновников; готовило материалы для награждения орденами и другими поощрениями по службе

занималось кодификацией законов.

Занималось политическим сыском; следило за иностранными подданными в России; высылало из страны политически неблагонадежных; занималось народными выступлениями и бунтами; рассматривало жалобы на помещиков и т.д.

Ведало благотворительными и богоугодными заведениями: учебными, воспитательными, лечебными

Готовило реформы управления государственными крестьянами

Занималось разработкой административной реформы на Кавказе

Эта канцелярия по своему статусу была выше Кабинета министров. Министерства функционируют параллельно с Собственной канцелярией, зачастую дублируя новый орган государственного управления.

В 1827 году – уложение о корпусе жандармов.

Территория страны разделилась сначала на 5, а затем на 8 жандармских округов. Во главе – жандармские генералы. Округа делились на отделения во главе со штатофицерами. Основная функция – информировать о настроении населения, о исполнении законов, усмирение буйных.

В первой половине 19 века механизм местного управления оставался прежним, хотя и претерпел некоторые изменения. Во главе губерний (52 шт) стоял губернатор или генерал губернатор. Он обладал всей полнотой власти. Его деятельность была фактически бесконтрольной. Губернаторы курировали хозяйства, финансово-экономические дела губерний, следили за сбором налогов, за полицией и др.

Вопрос.

Во второй половине XIXвека впервые в истории России начался процесс освобождения общества от всеобъемлющего бюрократического контроля. Александр II,придя к власти,не имел какой-то определенной программы действий и первоначально не выходил за рамки того политического курса,который проводился его отцом НиколаемI.Однако кризисное состояние общества, отставание России от промышленно развитых стан, остро проявившееся в поражении России в крымской войне, требовали пересмотра проводившейся в предшествующий период внутренней и внешней политики государства.

При Александре II в России разрабатывались и готовились к осуществлению многие буржуазные реформы: по отмене крепостного права, улучшению уголовного и процессуального законодательства, местного самоуправления, укреплению армии, полиции, судов, образования.готовилась и конституционная реформа и вытекавшая из нее реформа государственного управления.

С отменой крепостного права (19 февраля 1861 года)впервые в истории страны огромная масса бывших владельческих крестьян получила личную свободуи статус свободного сельского обывателя.крестьяне были освобождены,получили собственные наделы земли, хотя и не стали ее собственниками,а только пожизненными владельцами(собственником крестьянских земель оставалась община).В то же время они наделялись гражданскими правами: имели право совершать сделки,вести торговлю,владеть движимым и недвижимым имуществом, получили равные права на ряду с другими сословиями(кроме дворян),право на обучение, судебную защиту и т.д.

Судебная реформа была одним из наиболее удачных преобразований Александра II.Созданная в ходе ее реализации новая судебная система была признанаодной из лучших в Европе.Новые принципы судопроизводства способствовали воспитанию в обществе уважения к суду,укрепляли законность.

Реформирование судебной системы происходило по двум основным направлениям:

1)изменение прежней системы устройства суда; 2)установление новых принципов судопроизводства.Прежде всего произошло упрощение системы судебных учреждений.Вместо громоздкой многоуровневой системы екатеринских судов учреждались суды двух уровней:1)общий(окружной)суд; 2)выборные мировые судьи в уездах. Были изменены не только старые формы судопроизводства, но и все основания и принципы производства суда. Судебные уставы 1864года ввели новые положения суда.Следствие о любом деле поручалось теперьособому судебному следователю,устанавливалась открытость и состязательность судебного процесса.Вводился институт адвокатуры:обвиняемому назначался защитник из опытных адвокатов-юристов.

Рост революционного движения,развитиекапитализма,поражение России в Крымской войне 1853-1856гг. обусловили необходимость перестройки вооруженных сил и полиции.

Инициатором и непосредственным исполнителем военных реформ был генерал Д.А.Милютин, 20лет возглавлявший военное министерство – с 1861 по 1881г.

Военное министерство преобразовалось в главный штаб.Страна была разделена на 15 военных округов.В январе1874г. Был принят новый указ о воинской повинности.Изменилась система комплектования частей.Лица,достигшие 21 года,призывались в вооруженные силы.В мирное время они причислялись к ополчению и учились военному делу на учебных сборах.были созданы военные гимназии и юнкерские училища.В них принимали молодых людей,способных к военному делу независимо от сословий.В армии появилисьновые уставы,уделявшие основное внимание боевой и физической подготовке солдат и офицеров.срок службы для солдат сократился до шести лет,но еще 9 лет они числились в запасе и могли быть мобилизованы в случае войны. Для матросов срок службы составлял десять лет,из них семь на действительной службе и 3года в запасе.Введены льготы для тех,кто имел образование:

1)солдаты с начальным образованием служили три года.

2)со средним образованием-полтора года

3)выпускники вузов служили всего полгода

4)единственный сын в семье, независимо от его образования, освобождался от воинской повинности.

Результатом военной реформы стало создание небольшой по численности армии мирного времени с подготовленным резервом на случай войны. Были приняты Военно-уголовный кодекс и Военно-морской устав. Была упорядочена пограничная служба, созданы новые пограничные округа, которые в свою очередь замыкались на военно-окружное управление. По повелению императора все вооруженные силы страны могли привлекаться к подавлению народных выступлений. Командующие войсками получили директиву оказывать содействие гражданским властям в случае народных волнений и беспорядков,направлять им в помощь воинские части и подразделения.

20 вопрос:

1 января 1864г. Александр II подписал «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», положившее начало одному из самых крупных преобразований второй половины XIXв. – земской реформе. Принципиальным отличием этой реформы от всех предыдущих преобразований местного управления было создание всесословных (надсословных) органов местного самоуправления. На место прежних интересов ставились общеземские нужды и интересы. Необходимость приобщения широких слоев населения к местному управлению диктовалось,помимо прочего, усложнением задач управления в условиях начавшегося процесса развития рыночных отношений,в первую очередь нерешенностью в условиях России многих вопросов социального характера,связанных с обслуживанием населения,развитием народного образования и здравоохранения. Необходимость реформы также диктовалось несовершенством старой системы сбора системы сбора налогов, которая уже не могла отвечать новым условиям социально-экономического развития страны. В губерниях и уездах создавались выборные земские учреждения – уездные и губернские земские собрания для заведования местными хозяйственными делами. Уездные земские собрания работали под председательством уездного предводителя дворянства,одновременно возглавлявшего уездное дворянское собрание. Они собирались ежегодно на короткий срок для обсуждения вопроса местной жизни и руководства хозяйственными делами уезда. Для постоянной работы уездное земское собрание избирало из своей среды исполнительный орган – уездную земскую управу, состоящую из председателя и двух членов.Уездные земские собрания избирали из своей среды губернских гласных. Из них составлялись в каждом губернском городе губернские земские собрания(срок полномочий 3 года).предметом своего ведения они имели общее руководство хозяйственными делами всей губернии. Для постоянного ведения этих дел избиралась губернская земская управа, представленная председателем и несколькими членами. Деятельность «земств» была подчинена контролю со стороны губернаторов и министерства внутренних дел. В случае если возникали какие-либо недоразумения, земства могли обращаться с жалобами в Сенат.В их полномочия входило:

-утверждение местных налогов

-распределение гос.налогов по субъектамналогообложения(кому и сколько платить в казну)

-распределение расходов на земские нужды:медицину,образование,противопожарное состояние и т.д.

-выдвижение мировых судей.

Создавая земства, правительство стремилось сохранить в системе местного управления преобладающую роль дворянства, которое утратило в результате отмены крепостного права власть над крестьянами. Земские учреждения обладали значительной самостоятельностью. За полвека своего существования ими был накоплен богатый опыт деятельности в различных областях хозяйства – местной промышленности, сельском хозяйстве, продовольственном, дорожном, страховом и почтово-телеграфном деле, кооперации, статистике, благотворительности, образовании и здравоохранении.

Земства являлись хорошей школой гражданского воспитания.Они вносили совершенно новые начала,дав толчок развитию общественной самодеятельности.Впервые массы населения приобщались к управлению местными делами,воспитывалось чувство сопричастности простых людей к общему государственному делу, преодолевалось,хотя и с большим трудом,отчуждение общества от власти.

21 вопрос:

Новое правительство Александра III взяло курс на укрепление самодержавия, усиление роли дворянства и усиление репрессивного аппарата. С этой целью были приняты правовые акты, похоронившие надежду либеральных умов на прогрессивные изменения в государственной власти и управлении, на создание в России конституционной монархии.

Контрреформы проводились почти одновременно по нескольким направлениям.Были осуществлены судебная,земская,городская контрреформы и другие мероприятия по ужесточению режима.

Судебная контрреформа началась с изменения существовавшего порядка проведения дознания и предварительного следствия. Были расширены права жандармерии, что, несомненно, привело к сокращению полномочий штабных судебных следователей.

В 1878 году был принят закон,изменивший подсудность дел о государственных преступлениях.Императорским указом от 20 мая 1885 годавводилось Высшее дисциплинарное присутствие Сената,которое получило право смещать или перемещать судей на нижестоящую должность.

В феврале 1887года появился указ,который позволял любое дело по усмотрению начальства объявлять секретным,а судебное заседание проводить в закрытом режиме.

В 1889году были ограничены правомочия присяжных заседателей,а в 1891 – открытость гражданского суда. В этом же году было опубликовано положение о земских участковых начальниках,согласно которому выборность мировых судей отменялась,уездные присутствия по крестьянским делам упразднялись.

Контрреформа земского самоуправления(1890) отвечала интересам дворянства.В связи с введением новых земских начальников царским правительством было пересмотрено положение о земских и городских органах местного самоуправления. По новому положению был установлен сословный принцип комплектования.В правила избрания представителей были внесены изменения,приведшие к подавляющему большинству личных и потомственных дворян в органах местного самоуправления.Новый порядок привел к сокращению количества депутатов в земском собрании от крестьян и увеличению числа дворян. Теперь губернатор сам мог назначать в земства представителей. Усилен контроль правительственных органов за деятельностью земств и городских управ.

Городская контрреформа значительно повысила имущественный ценз, что обеспечило сокращение представителей бедных слоев в городской думе и увеличило числобогатых в думах примерно в 3 раза.

Городовое положение (1892) поднимало планку имущественного ценза для городских избирателей.Были отстранены не только представители малого бизнеса,но и часть средней буржуазии.

И земская и городская контрреформы проводились с целью ограничить полномочия либеральных органов местного самоуправления,усилить в них влияние консервативного дворянства,ужесточить контроль со стороны губернских и правительственных чиновников.Контрреформы усиливались год от года и затрагивали многие области российского государства и права.

Экономическая политика Александра III,наоборот,способствовала более быстрому развитию капитализма в нашей стране.В середине 1890х гг. в экономике былиосуществлены государственные мероприятия,направленные на укрепление рубля,привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику.

22 вопрос:

Основным развитием гос. Развития в начале XXв. оставался вопрос о судьбе самодержавия и необходимостипроведения политической реформы.Намерения Николая II продолжать прежний курс на укрепление самодержавия усилило наметившийся еще раньше раскол между верховной властью и либеральными общественными силами,требовавшими перемен.Консервативный курс самодержавной власти способствовал радикализации общества,распределению революционных настроений.

Сложились четыре варианта решения назревших проблем государственно-политического развития России: радикальный(уничтожение самодержавия),либеральный(ограничение самодержавия конституцией и введение представительной формы правления),консервативной(развитие местного самоуправления с сохранением исторической государственности),реакционный(требовавшие ничего не менять).

Недовольства в обществе росло. Усилилось наступление на земство(большая часть земский начальников была смещена со своих постов).Было распущено совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности.

Все указывало на то,что кризис самодержавия обострился до придела,подведя страну к опасной черте революционного взрыва.Отказ правящей элиты что-либо менять, побуждал общество,в том числе представителей высшего эшелона власти,искать пути ее реформирования.События 9 января 1905 года(«Кровавое воскресенье»), а так же последовавший вслед за этим бурный рост забастовочного движения в стране заставили даже представителей умеренных кругов общества требовать от правительства немедленного поиска выхода из кризиса.

6 августа 1905 года – подписание манифеста об учреждении Государственной думы.Основная задача думы заключалась в приеме законопроектов для последующей передачи царю на высочайшее утверждение.ПредседателемI Государственной Думы был избран кадет С.А.Муромцев.

Депутаты I Государственной Думы выдвинули следующие законопроекты:

-о неприкосновенности личности

-свободе собраний

-свободе совести

-отмене смертной казни

-главный законопроект-аграрный

Царизм не хотел,чтобы законопроект о земле был принят Государственной Думой. 9июля I Дума была распущена по указу царя.за время своего существования она продемонстрировала монархии желание многих слоев общества(через депутатов) изменить существовавший режим.

IIГосдума(20 февраля-3июня 1907 года) также обсуждала аграрный законопроект.Монарх,получив сообщение о решительном настрое думцев по крестьянскому вопрсу,вновь распустил Государственную думу.

В середине 1907г.,когда революция пошла на убыль,царизм дает реформам обратный ход.У Госдумы были отобраны даже ограниченные законодательные полномочия, и она превратилась в законосовещательный орган.

В июле 1906года на должность премье-министра назначен П.А Столыпин.Он предполагал проведение умеренных буржуазных реформ при сохранении самодержавной власти.

Столыпинская аграрная реформа проходила поэтапно. Ее сущность заключалась в разрушении крестьянской общины,превращении крестьян в мелких собственников, но при сохранении помещичьего землевладелия.Она предполагала увеличение количества мелких собственников земли за счет отмены выкупных платежей сначала наполовину, а затем и полностью.Главным направлением этой реформы было выделение из общинного землевладения земельных наделов крестьянам-единоличникам.

III Государственная Дума одобрила аграрные начинания Столыпина.Одновременно Столыпин добивался некоторых послаблений крестьянскому сословию.Так,указ от 5го октября 1906 года отменил некоторые правовые ограничения в отношении крестьян.

В целом аграрная реформа сыграла положительную роль в истории России.Частично решился земельный вопрос и увеличился класс мелких собственников.

В июне 1912г. Государственная Дума и Госсовет одобрили законопроект «о преобразовании суда в сельских местностях».Судебная власть от земских начальников вновь передавалась в руки мировых судей.Издаются законы о соц.страховании рабочих.

Дума по инициативе правительства принимала законы о введении земского самоуправления.Таким образом, изменения в законодательстве России свидетельствовали о том,что царизм не хотел повторения революции.Однако говорить о полной либерализации внутренней политики царизма нельзя.Одновременно император принимает меры по ограничению собраний,других политический мероприятий.

Государственная Дума,избранная в 1912году,продолжала свою работу.Была попытка превращения Думы в контрольный орган за работой правительства.С согласия думы были введены налоги на зрелища,напосажиров железных дорог и грузы,повышен налог на землю и на наследство,введен налог на лиц,освобожденных от воинской повинности.Повышалась квартирная плата в городах,цена на сахар,спички,керосин и другие товары первой необходимости(косвенные налоги).

Вопрос23
Период двоевластия: Временное правительство и Петросовет.

Как известно, в ходе Февральской революции на общегосударственном уровне установилось двоевластие: с одной стороны, Временное правительство — правительство буржуазии и помещиков, с другой - Петроградский Совет - рабочее правительство, выражавшее интересы пролетариата и беднейшей части городского и сельского населения. Эти учреждения выступали одновременно центрами притяжения и отталкивания различных слоев населения, поскольку выражали интересы прямо противоположных частей общества. Между ними и развернулась борьба за власть.
Едва возникнув, они немедленно приступили к созданию необходимого фундамента власти, но ^Временное правительство преуспело больше: оно сумело взять в свои руки все властные структуры, оставшиеся от прежнего режима. Как свидетельствуют участники событий, Гос.Дума занялась этим вопросом еще до создания правительства. Они быстро мобилизовали депутатов «слонявшихся без дела» после роспуска и направили на «комиссарские» места в столичные учреждения. Единственным критерием, который при этом принимался в расчет, была их партийность. Благодаря этому прежний административный аппарат Думы достался Временному правительству.
Одновременно формировал свои структуры ^ Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, но делал это по-иному: он занимался созданием преимущественно низовой системы управления, организацией рабочих и солдат, обеспечением безопасности и порядка в столице и решением жизненно важных проблем, прежде всего — продовольственной. Такая разная социальная направленность и разнородность занятий сразу же вызвали трения между этими структурами. Однако до открытого противоборства тогда дело не дошло. Антагонизм между ними сглаживался важнейшей нерешенная проблемой — ликвидация монархии.
Раньше других оформился и заявил о себе буржуазно-помещичий лагерь, главным штабом которого стало Временное правительство. В его состав вошли известные в стране политические и общественные деятели либерального толка. Правительство возглавил лидер земского движения и помещик одновременно князь Г.Е.Львов. Он же занял пост министра внутренних дел лидер кадетов Милюков стал министром иностранных дел, лидер октябристов Гучков – министром ВМФ, лидер прогрессистов Коновалов - министром торговли и промышленности, кадет Некрасов - министром путей сообщения, капиталист-сахарозаводчик Терещенко - министром финансов и т.д. И лишь один министр юстиции Керенский был представителем социалистических партий.
Т.о., Временное правительство осуществляло политику в интересах предпринимателей и действовало на основе законов, направленных на защиту частной собственности. С самого начала оно стало символом и стержнем буржуазно-помещичьего стана.
2 марта 1917 г. между Петросоветом и Временным правительством было подписано соглашение о совместном управлении государством. Однако общий враг – царизм – был повержен и противостояние в обществе получило иную форму: народный фронт против буржуазной верхушки.
Тогда же формируется и крайне левый лагерь, главным действующим лицом которого были рабочие и солдаты. В февральские дни они стали и взрывчатым материалом, и детонатором, и катализатором революционных событий. Рабочие и солдаты, представлявшие леворадикальное крыло, становились откровенным противовесом правому, буржуазно-помещичьему лагерю.
Однако в первые недели после свержения монархии основной политической силой являлся народный фронт. Именно тогда народ впервые почувствовал реальную возможность влиять на ход событий. Это осознали и политические партии. Они пустились во все тяжкие, задабривая, угождая и даже заискивая перед народом с единственной целью заполучить его в свое распоряжение, с его помощью захватить власть и решить политические и социально-экономические задачи в своих интересах.
Главным штабом народного фронта, его политическим центром был Петрсовет. Председателем его исполнительного комитета был избран лидер меньшевиков Чхеидзе, а его товарищами (заместителями) эсер Керенский и меньшевик Скобелев.
Самым важным мероприятием Петросовета явилось то, что именно он свел требования масс в своеобразную программу, за осуществление которой и шла борьба в течение всей революции 1917 г. Она выражалась в трех лозунгах: «Мир, Земля, Хлеб», выражавших основные пожелания народа - «триединый лозунг революции».
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА В РОССИИ В МАРТЕ-ОКТЯБРЕ 1917 г.
Однако по мере того как проходило опьянение от революции и жизнь входила в обычную колею, народ начинал предъявлять претензии и правительству и Совету. Он желал видеть плоды победы над царизмом и хотя бы частичное улучшение жизни, т.е. шаги по реализации программы, выработанной в ходе вооруженного восстания, но, как оказалось, принять декларацию, даже самую привлекательную, было легче, чем ее осуществить. Чем дальше, тем больше появлялось фактов, свидетельствовавших о неспособности властей облегчить жизнь народа. Именно это стало главной причиной нарастания напряженности в обществе. Народ все больше выражал недовольство и политикой правительства, и политикой Петросовета.
Вскоре после оформления буржуазно-помещичьего стана и его выхода из антицаристского фронта разлом прошел по революционной демократии.Всероссийское совещание Советов, состоявшееся в начале апреля 1917г., положило начало расколу народного фронта на два лагеря — леворадикальный и центристский (демократический).
Так, в течение марта возникло три самостоятельных социально разнородных потока - буржуазно-помещичий, центристский и леворадикальный. Политическая обстановка в стране заметно осложнилась. Раскол народного фронта повлек серьезные политические последствия, чреватые для судеб революции и страны в целом. Сложившаяся ситуация благоприятствовала возникновению диктаторского режима.

^ 4. Местное управление.
Сползанию общества к диктатуре способствовала также слабость местной власти. В условиях революции власть на местах находилась в подвижном, переходном состоянии. За нее боролись самые различные организации и учреждения: общественные исполнительные комитеты, комиссары Временного правительства, советы, городские думы, земские управы и т.д. В одних губерниях было полное безвластие, в других — власть оказывалась в ведении какого-либо одного органа, в третьих — двоевластие, в четвертых — троевластие, а в пятых - претендентов на власть было столько, сколько более или менее активно действовало организаций и учреждений. Однако наиболее реальными претендентами на местную власть весной 1917 г. оказались общественные исполнительные комитеты, институт комиссаров Временного правительства и советы.
Первое время власть на местах имели общественные исполнительные комитеты. Они возникли раньше других организаций и учреждений и действовали на губернском, уездном, волостном и даже сельском уровнях. По сведениям МВД тогда было 79 губернских и областных, 651 уездных и более 9000 волостных комитетов. По своей массовости и универсальности с ними не могла сравниться ни одна управленческая структура: земства действовали в губернских и уездных центрах, думы — в городах, советы — в городах и рабочих поселках. Общественные исполнительные комитеты были олицетворением наибольшей активности народа. Более того, они являлись адекватным выражением демократического потенциала российского общества. В них входили делегаты и от леворадикального, и от буржуазно-помещичьего лагерей, хотя главной политической фигурой оставались посланцы самого массового центристского лагеря.
Общественные комитеты уже в момент своего оформления заявляли о том, что берут власть в свои руки. И эту власть признали все, кроме Временного правительства. Оно отнесло их к обычным общественным организациям и лишило правового оформления и финансовой поддержки. Так, самый массовый институт народной власти, остался без общегосударственного центра.
Одновременно с комитетами возникли и действовали^ Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Всего в стране весной 1917 г. их было свыше 700. Они представляли интересы самой радикальной части общества. Советы и общественные исполнительные комитеты находились в разных, но соприкасавшихся политических станах: первые представляли леворадикальный, а вторые — центристский лагерь. Более того, вначале они входили в единый народный фронт и имели схожую структуру - пленарные собрания, исполнительные комитеты (или бюро), президиумы, отделы, комиссии. И советы, и комитеты легко принимали постановления, но с трудом проводили их в жизнь, т.к. не имели отлаженного исполнительного аппарата. И те и другие оказались в одинаково сложном финансовом положении, т.к. правительство отказалось взять их на счет Гос.казначейства.
Иное дело — комиссары Временного правительства. Этот институт был создан сверху усилиями правительства из представителей близкой ему социальной среды. Именно на них временно возлагалось управление губерниями, а также права и обязанности по руководству земствами. Правительство сделало ставку на земство. Т.о., председатели губернских и уездных управ автоматически становились комиссарами. Лишь в отдельных местах должности комиссаров заняли городские головы, члены Госдумы и Госсовета. По социальному составу в корпусе комиссаров преобладали крупные землевладельцы и капиталисты.
Но с появлением лозунга «Вся власть Советам!» положение на местах осложнилось. Советы начали борьбу и против общественных исполнительных комитетов и комиссаров Временного правительства. Т.о., в стране на общегос-ом уровне еще сохранялось двоевластие, а на местах уже сформировалось троевластие.

   
   

Вопрос24
Становление советской власти

Становление советской власти в России стало возможно в результате 2 съезда большевиков, который фактически венчал собой революцию и силовой захват власти. Это способствовало приданию законности тех действий, которые привели к краху российской империи и свержении императора.

Для понимания событий той эпохи необходимо рассмотреть хронологию событий в плане становления в России советской социалистической власти. Она покажет последовательность действий Ленина с соратниками, а также их ключевые шаги, которые способствовали становлению советской власти.

Начнем с того, что октябрьский переворот завершился открытием 2 съезда Советов. Случилось это на исходе дня 25 октября 1917 года в Петрограде, в Смольном дворце. С малыми перерывами съезд продлился до 27 октября включительно. На заседании присутствовали:

1.Большевики - 390 человек.

2.Эсеры (левое и правое крыло) - 190 человек.

3.Меньшевики - 72 человека.

4.СД-интернационалисты - 14 человек.

5.Украинские националисты - 7 человек.

6.Меньшевики-интернационалисты - 6 человек.

Всего на заседании присутствовало 739 человек, большинство из которых принадлежало большевикам, позволяя тем управлять процессами этого собрания. Эсеры и меньшевики выдвигают требование признать незаконность власти большевиков, поскольку она была захвачена в результате государственного переворота! Это требование не было удовлетворено и представители аппозиции покинули зал. Так началось становление советской власти, кратко описать которое просто невозможно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 748; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.044 с.)