Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль гулага в экономике СССР

Поиск

Уже к началу 1930-х труд заключенных в СССР рассматривался как экономический ресурс. Постановление Совета Народных Комиссаров в 1929 году предписывало ОГПУ организовать новые лагеря для приема заключенных в отдаленных районах страны в целях колонизации этих районов и эксплуатации их природных богатств путем применения труда лишенных свободы.

Еще более четко отношение властей к заключенным как к экономическому ресурсу выразил Иосиф Сталин, в 1938 году выступивший на заседании Президиума Верховного Совета СССР и заявивший по поводу существовавшей тогда практики досрочного освобождения заключенных следующее: «Мы плохо делаем, мы нарушаем работу лагерей. Освобождение этим людям, конечно, нужно, но с точки зрения государственного хозяйства это плохо…»

Заключенными ГУЛАГа в 1930-50-х годах велось строительство почти всех крупных промышленных и транспортных объектов:

o Строительство железной дороги
Соликамск-Усолье велось
системой лагерей ГУЛАГа и
за счет заключенных

каналов (Беломоро-Балтийский канал имени Сталина, канал имени Москвы, Волго-Донской канал имени Ленина);

- ГЭС (Волжская, Жигулевская, Угличская, Рыбинская, Куйбышевская, Нижнетуломская, Усть-Каменогорской, Цимлянская и др.);

- металлургических предприятий (Норильский и Нижнетагильский МК и др.);

- объектов советской ядерной программы;

- ряда железных дорог (Трансполярной магистрали, Кольской железной дороги, тоннеля на Сахалин, Караганда-Моинты-Балхаш, Печорской магистрали, вторых путей Сибирской магистрали, Тайшет-Лена (начало БАМа) и д.р.) и автострад (Москва — Минск, Нагаево — Атка — Нера и д.р.)

Ряд советских городов был основан и строился учреждениями ГУЛАГа (Комсомольск-на-Амуре, Советская Гавань, Магадан, Дудинка, Воркута, Ухта, Инта, Печора, Молотовск, Дубна, Находка).

 

Сеть лагерей ГУЛАГа охватила все северные, сибирские, среднеазиатские и дальневосточные районы страны. Уже в 1929 были образованы занимавшееся освоением Печорского угольного бассейна Управление Северных лагерей особого назначения (УСЕВЛОН) с центром дислокации в Котласе; Дальневосточный ИТЛ с дислокацией управления в Хабаровске и районом действия, охватывавшим весь юг Дальневосточного края; Сибирский ИТЛ с управлением в Новосибирске. В 1930 к ним прибавились Казахстанский ИТЛ (Алма-Ата) и Среднеазиатский ИТЛ (Ташкент). В конце 1931 из наркомата путей сообщения в ОГПУ было передано строительство Беломоро-Балтийского водного пути и образован Беломоро-Балтийский ИТЛ. Весной 1932 для обживания Дальстроя создан Северо-Восточный ИТЛ (Магадан); осенью на ОГПУ возложены строительство канала «Москва — Волга» и Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и, соответственно, организованы подмосковный Дмитровский и Байкало-Амурский ИТЛ.

 

Общее число заключенных в лагерях ГУЛАГа стремительно росло. На 1 июля 1929 их было около 23 тыс., через год — 95 тыс., еще через год — 155 тыс. чел. На 1 января 1934 численность заключенных составила уже 510 тыс. чел. без учета находившихся в пути.

Ликвидация ОГПУ и образование НКВД СССР в 1934 привели к тому, что все места заключения в стране были переданы ГУЛАГу НКВД СССР. К 13 принятым от ОГПУ лагерям в 1935 добавились Саровский и Ахунский ИТЛ, а общее число заключенных превысило 725 тыс. чел.

В годы так называемого большого террора контингент ГУЛАГа, несмотря на широкое применение в стране высшей меры наказания — расстрела осужденных, а также увеличение смертности среди заключенных, стремительно увеличился. Если на 1 июля 1937 в лагерях находилось 788 тыс. чел., то в апреле 1938 — уже более 2 миллионов человек. Чтобы как-то «справиться» с наплывом заключенных, были организованы пять новых ИТЛ (среди них знаменитый Норильский), а затем еще тринадцать специальных лесозаготовительных лагерей (Каргопольский, Тайшетский, Вятский Северо-Уральский ГУЛАГ, Унженский, Усольский и др.). Последние, несмотря на временность причин, стимулировавших их образование, оказались чрезвычайно живучими. Лесные лагеря не требовали больших капиталовложений для обустройства, пережили все реорганизации и продолжали действовать до дня ликвидации ГУЛАГа.

После смерти Сталина и проведения в 1953 году массовой амнистии число заключенных в лагерях сократилось в два раза, строительство ряда объектов было прекращено. В течение нескольких лет после этого система ГУЛАГа планомерно сворачивалась и окончательно прекратила свое существование в 1960 г.

Вопрос29- Система управления в СССР в годы ВОВ 1941-1945.

22 июня 1941 г. войска фашистской Германии напали на СССР. Военные действия потребовали мобилизации всех сил и средств для обороны страны. Уже 22 июня 1941 гола был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении». В местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти переходили военным властям (военным советам фронтов, армий). Военные власти получили право привлекать население к трудовой повинности, устанавливать военно-квартирную повинность, мобилизовать транспортные средства. За неподчинение приказам и распоряжениям военных властей виновные подлежали уголовной ответственности по законам военного времени. На территориях, запятых врагом, сохранялись или создавались партийные и советские органы, опиравшиеся на партизанское и подпольное движение.

Была проведена серьезная перестройка государственного аппарата. 30 июня 1941 г. был образован Государственный Комитет Обороны (ГКО), которому передавалась вся полнота власти в стране. ГКО реализовывал свои решения через специальные комитеты и комиссии, своих уполномоченных, городские комитеты обороны, а также посредством довоенных государственных и партийных органов (Президиума Верховного Совета СССР, СНК СССР и др.). При этом, несмотря на усиление вертикали власти, была проведена и определенная децентрализация для более оперативного решения конкретных вопросов управления. Так, в соответствии с постановлением СНК СССР от 1 июля 1941 г. народные комиссары могли по своему усмотрению перераспределять ресурсы и капиталовложения между отдельными предприятиями, изменять плановые задания, разрешать пуск в эксплуатацию недостроенных предприятий.

Осуществлялась перестройка экономики на военный лад. Уцелевшие промышленные предприятия эвакуировались в восточные районы страны. Данной работой руководили Совет по делам эвакуации и Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. В декабре 1941 г. на их основе было создано Управление по делам эвакуации, которому подчинялись отделы эвакуации при республиканских и областных органах и эвакуационные пункты па железных дорогах. Мобилизацией трудоспособного населения занимался Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР и соответствующие бюро при местных исполкомах. Поставки стратегически важных ресурсов обеспечивали созданные в 1942—1943 гг. специальные ведомства (главные управления) - Главспабнефть, Главснабуголь, Главснаблес, Главное управление искусственного топлива и газа. Отдельное Управление при СНК отвечало за государственное обеспечение и бытовое устройство семей военнослужащих. Создавались специализированные наркоматы, руководившие производством оружия и боеприпасов. С 1943 г. при правительстве функционировал Комитет по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации.

В связи с военным положением изменился Порядок деятельности советских органов на всех уровнях. Неоднократно откладывалось проведение очередных выборов и продлевались полномочия соответствующих Советов, нарушались сроки созыва очередных сессий Советов. Например, за годы войны сессии Верховного Совета СССР созывались только 3 раза.

Была проведена реорганизация управления войсками. Высшее стратегическое руководство вооруженными силами возлагалось на Ставку Верховного Главнокомандования. Председателем Ставки и Верховным Главнокомандующим являлся И. В. Сталин. Рабочим аппаратом Ставки служили Генеральный штаб, управления наркомата обороны и наркомата военно-морского флота.

Специальные представители Ставки осуществляли связь с военными советами фронтов, координировали их действия и контролировали исполнение директив Верховного Главнокомандования. С мая 1942 г. при Ставке действовал Центральный штаб партизанского движения, а в сентябре 1942 г. было создано Главное командование партизанского движения.

Судебная система в годы войны существенно не изменилась, но при этом вполне закономерно возросло значение военных трибуналов. Трибуналы образовывались при армиях, корпусах, дивизиях, гарнизонах, бригадах на железных дорогах и в речных (морских) бассейнах. Надзорными инстанциями являлись соответствующие коллегии Верховного суда СССР. В местностях, объявленных на военном положении, и в прифронтовой полосе трибуналам по решению военных властей передавались дела, входившие рапсе в компетенцию общих судов. Дела рассматривались на закрытых заседаниях. Приговоры трибуналов не подлежали кассационному обжалованию и немедленно приводились в исполнение (за исключением приговоров о расстреле). В местностях, объявленных на осадном положении, допускался расстрел на месте без судебного разбирательства.

В ноябре 1942 г. была образована Чрезвычайная Государственная Комиссия, которая занималась расследованием преступлений оккупантов и их сообщников. Указом Президиума Верховного Совета от 19 апреля 1943 года за данного рода преступления предусматривалось наказание в виде смертной казни через повешение и ссылки на каторжные работы от 15 до 25 лет.

Вопрос30
Смерть Сталина (5 марта 1953 г.) произошла в то время, когда возможности политической и экономической системы уже исчерпали себя, породив серьезные социально-экономические и политические трудности в обществе. Поэтому сталинские преемники должны были осуществить несколько взаимосвязанных задач, среди которых выделялись главные: обеспечение преемственности социально-политического курса, распределение важнейших партийно-государственных постов, осуществление некоторых реформ.

 

Внутриполитическая жизнь страны характеризовалась продолжением борьбы за власть. Был сокращен состав Президиума ЦК. Г. Маленков получил пост Председателя Совета Министров и возглавил Секретариат ЦК. Его заместителями стали: Л. Берия, возглавлявший МВД, В. Молотов, занимавший пост министра иностранных дел. Н. Хрущев не имел никаких государственных должностей, занимая второе, а затем первое место в Секретариате ЦК. Наиболее реальным претендентом на власть был Берия, однако высшее руководство не могло допустить его усиления. Берия был обвинен в шпионаже в пользу мирового капитализма и расстрелян. Позиции Маленкова ослабились с падением Берии, с которым он был связан как организатор послевоенных репрессий. Хрущев, напротив, сумел укрепить своей авторитет: контролируя партийный аппарат, он начал расставлять на ведущие позиции своих сторонников. В начале 1955 г. Г.Маленков был снят с поста Председателя Совета Министров из-за обвинения в причастности к фабрикации «ленинградского дела», в слабом руководстве сельским хозяйством, др.

Политические реформы Н, Хрущева

После, отстранения Маленкова фактически главой государства становится Хрущев. XX съезд КПСС в феврале 1956 г. и выступление на нем Н. Хрущева с докладом о культе личности Сталина стали поворотным пунктом в истории, началом частичной десталинизации и демократизации жизни страны. В докладе приводились примеры беззаконий сталинского режима, которые связывались в основном лишь с деятельностью отдельных конкретных личностей, но о существовании тоталитарной системы вопрос не ставился. Это выступление укрепило авторитет Хрущева, что вызвало недовольство других партийных лидеров. В июне 1957 г. на Пленуме ЦК Ворошилов и Каганович попытались отстранить Хрущева от руководства. Но благодаря поддержке партийных лидеров представители оппозиции были осуждены коммунистами как «антипартийная группа». На том же Пленуме Хрущев добился введения в состав Президиума ЦК новых лиц, поддержавших его в трудный час, - Брежнева, Жукова, Игнатова и др.

Продолжая свою реформаторскую линию, Хрущев успел сделать радикальные шаги в перестройке правящей партии. На XXII съезде в октябре 1961 г. были внесены изменения в Устав КПСС, которые касались демократизации самой партии, условий приема в нее, расширения прав местных партийных организаций, расширения прав союзных республик. В 1957 г. восстанавливались права депортированных при Сталине народов, в конце 50-х гг. стали возникать различные формы общественного самоуправления и т.д.

Экономические реформы Н. Хрущева (50-е - середина 60-х гг.)

Достигнув с помощью курса на некоторую либерализацию режима относительной политической стабильности, Хрущев столкнулся с трудноразрешимыми экономическими проблемами. Реформы было решено начать с сельского хозяйства. Предполагалось повысить государственные закупочные цены на продукцию колхозов, расширить посевные площади за счет целинных и залежных земель. Освоение целины на первых порах дало прибавку продовольствия. С другой стороны, оно проводилось в ущерб не только традиционным зерновым районам, но было научно не подготовлено. Поэтом}' вскоре целинные земли пришли в упадок. С марта 1955 г. началось реформирование планирования сельхозпроизводства. Целью провозглашалось сочетание централизованного руководства сельским хозяйством с расширением прав и хозяйственной инициативы на местах, т. е. децентрализация управления республик. Почти 15 тыс. предприятий было передано в ведение республиканских административных органов. В 1957 г. правительство приступило к упразднению отраслевых министерств и их замене территориальными органами управления, В республиках создавались СНХ (Советы народного хозяйства). Центральным аппаратом управления народным хозяйством становились СНХ СССР, ВСНХ СССР. В конце 1962 г. проведена одна из самых неудачных реформ: партийные организации были разделены на промышленные и сельские.

В развитии промышленности большое внимание уделялось развитию легкой промышленности, результатом стал рост валовой продукции пищевой промышленности в 1,5 раза. Значительное место в общей стратегии Хрущева отводилось научно-техническому прогрессу в развитии тяжелой и легкой промышленности.

Серьезными недостатками экономических реформ стали управленческие просчеты, увеличение расходов на военные нужды, политизация и идеологизация в управлении народным хозяйством. Широко известны такие эксперименты как так называемые «рязанский мясной эксперимент», «кукурузная эпопея», выселение ученых-аграрников из Москвы в деревни, др. Нарастание кризисных явлений привело к социальной дестабилизации (подавление выступления рабочих в Новочеркасске в 1962 г., разгон демонстрации студентов в 1958 г.). С целью снижения напряженности власти пошли на увеличение зарплаты в госсекторе, удвоение размеров пенсий, снижение пенсионного возраста, сокращение продолжительности рабочего дня. Кризис системы управления был налицо, однако Хрущев возложил всю вину на сельские партийные организации. Ситуация усугубилась значительным ростом бюрократического аппарата, смешением! функций, дублированием решений и т.д. Те же последствия имела и реформа центрального аппарата управления народным хозяйством (создание совнархозов).

Таким образом, экономические и политические реформы Хрущева и носили ограниченный характер демократизации и. сводились к формальном структурной реорганизации, что неизбежно влекло кризисные явления. Кризис реформ привел к возникновению консервативных тенденции и восстановлению некоторых элементов тоталитаризма. Линия Хрущева на единоличное правление партийным и государственным аппаратом была расценена партийным и государственным аппаратом как стремление к новой диктатуре. В результате в октябре 1964 г. на Пленуме ЦК Хрущев был смещен с занимаемых постов в партии и правительстве.

Внешняя политика

Либерализация внутренней политики сопровождалась либерализацией внешнеполитического курса. Советским руководством была выдвинута концепция о необходимости мирного сосуществования государств. СССР выступал с предложениями о сокращении вооружения и прекращении ядерных испытаний. Однако эти инициативы не были поддержаны западными державами, продолжавшими наращивание военного и потенциала НАТО. Для осуществления противовеса этому союзу, а также для военного сотрудничества социалистических стран и СССР в мае 1955 г. была создана Организация Варшавского Договора (СССР, Польша, Чехословакия, ГДР, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания), и, смотря на консолидацию, внутри «социалистического лагеря» наблюдались противоречия, вылившиеся в антисоветские выступления (восстановление в Венгрии, 1956 г., и берлинский кризис, 1961 г.).

Вслед за «берлинским кризисом» последовал «карибский» ракетный кризис, поставивший мир на грань ядерной катастрофы. После победы на Кубе революционных сил во главе с Ф. Кастро США развернули подрывную войну против нового кубинского режима. В 1962 г. СССР решил помочь Кубе и разместил на острове ракеты с ядерными боеголовками. Узнав об этом, американские военные начали готовить немедленное нанесение ядерных ударов по кубинским и советским территориям с территорий США и Турции. Ситуацию в последний момент удалось разрешить только после прямых переговоров американского президента Дж. Кеннеди и Н. Хрущева (22-27 октября 1962 г.). Карибский ракетный кризис стал кульминацией «холодной войны», после которого начался процесс улучшения отношений СССР и капиталистических стран и переход от противостояния к «мирном сосуществованию».

На рубеже 50-60-х гг. СССР проявлял активность в отношениях со странами «третьего мира» (Юго-Восточная Азия, Ближний Восток), поддерживая коммунистические движения в Южном Вьетнаме, Лаосе, Таиланде, Малайзии, Бирме. Активно развивались отношения с Индией и Индонезией, Камбоджей, Непалом, Египтом, Алжиром, которые Советское правительство классифицировало как «развивающиеся страны социалистической ориентации». СССР стремился экономически и политически поддержать правительства этих государств с целью изоляции их от капиталистических стран.

Вопрос31

Коммунисти́ческая па́ртия Сове́тского Сою́за[1] (офиц. аббр. КПСС; разг. па́ртия) — правящая политическая партия вСоюзе Советских Социалистических Республик.

С начала 1920-х до 1990 года КПСС функционировала в условиях однопартийной системы и обладала монопольным правом на политическую власть, что способствовало установлению в стране автократического режима. Этот статус был закреплёнконституционно: в статье 126 Конституции 1936 года Коммунистическая партия провозглашалась «руководящим ядром» государственных и общественных организаций, а в статье 6 Конституции СССР 1977 года КПСС была провозглашена руководящей и направляющей силой советского общества в целом[2].

События 19—21 августа 1991 года послужили основанием для обвинения КПСС в антиконституционной деятельности. Указами президента РСФСР Б. Н. Ельцина деятельность партии на территории РСФСР была приостановлена, её имущество — конфисковано. Указом президента РСФСР от 6 ноября 1991 года деятельность КПСС была прекращена и её организационные структуры распущены (однако, по законодательству в условиях многопартийной системы это не было законно).

Вопрос о том, можно ли считать Коммунистическую партию Российской Федерации наследницей КПСС, дискуссионен.


Высшим руководящим органом КПСС являлся съезд партии, который изначально созывался ежегодно, но с начала правления Сталина, стал собираться раз в пять лет.

Съезды партии традиционно считались важнейшими событиями в её жизни, на которых определяются основы политики партии, и формируются новые составы органов власти. Всего было проведено 28 съездов. Первым считается учредительный съезд Российской социал-демократической рабочей партии в Минске (1898), последним — 28-й съезд КПСС в 1990-м году.

Съезд КПСС избирал Центральный комитет, который, в свою очередь, избирал членов Политбюро. При Сталине большинство полномочий в Партии принадлежало Генеральному секретарю, избираемому членами Политбюро. В 1934г должность «Генерального секретаря» была отменена., а в 1952г «Политбюро» получило название «Президиума», но в 1966 Леонид Брежнев вернул в действие первоначальные названия.

Согласно замыслу, высшую руководящую роль в Партии должен был играть съезд партии, но фактически, после смерти Ленина, высшую руководящую силу получил Генеральный секретарь.

Генеральный секретарь ЦК КПСС де-факто являлся главой СССР; правительством страны, также де-факто, являлось Политбюро ЦК КПСС. Советский парламент (Совет) (Верховный Совет СССР), и правительство (Совет Министров СССР) играли вспомогательную роль.

Для контроля за соблюдением «партийной дисциплины» существовал Комитет Партийного Контроля (КПК), рассматривавший различные проступки членов и кандидатов в члены партии, и имевший полномочия вплоть до исключения из КПСС (однако на практике чаще всего рассматривал апелляции на взыскания, наложенные нижестоящими органами). Формировался на пленарном заседании ЦК КПСС. До 1952 года эти функции осуществляла Центральная Контрольная Комиссия (ЦКК).

Местные органы

На нижнем уровне партийная организация состояла из Партийных комитетов (или «Парткомов»). Партком возглавлялся избираемым секретарём парткома. На предприятиях, в институтах, колхозах и т. д. существовали свои парткомы. На более высоких уровнях комитеты назывались, соответственно: «райком» на районном уровне, «обком» на областном уровне и уровне автономных республик (прежние название — «губком», «уком», и «волком» до упразднения губерний, уездов и волостей), «горком» на городском уровне и т. д.

Низшим уровнем партийной организации являлась "первичная партийная ячейка "(или просто «партийная ячейка»). Она создавалась в любой организации, где состояли коммунисты. Партийные ячейки управлялись Партийным бюро (или Партбюро). Партбюро руководил избираемыйСекретарь партбюро. В самых маленьких партийных ячейках секретари являлись действующими работниками соответствующим заводов\поликлиник\школ и т. д. Крупные ячейки возглавлялись «Освобождённым секретарём», получавшим заработную плату из бюджета партии.

В городах действовали городские партийные комитеты (горкомы) во главе с первым секретарём горкома. Cтруктура и состав горкомов менялись со временем и различались в зависимости от региона.

Руководящая роль Коммунистической партии Советского Союза в системе государственных и общественных организаций юридически закреплена в основных советских законах — действующей Конституции СССР, конституциях союзных и автономных республик. Партия руководит всей их деятельностью, в частности процессами правового регулирования общественных отношений, реализации норм права и защиты их от нарушении.

Направляющую, ведущую роль в обеспечении социалистической законности в СССР, так же как во всей иной государственной и общественной деятельности, играют центральные органы Коммунистической партии — съезд партии и ЦК КПСС.

Одной из программных задач' Коммунистической партии Советского Союза является обеспечение строгого соблюдения социалистической законности, искоренение нарушений правопорядка, ликвидация преступности, устранение порождающих ее причин.5 Этому подчинена практическая деятельность советских государственных и общественных организаций в деле охраны социалистической законности, а также научно-исследовательская работа в области правоведения.

В постановлении ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве» от 14 августа 1967 г. указаны первоочередные направления, по которым должны развиваться правовые науки. Среди них большое место занимает исследование правового регулирования общественных отношений, разработка мер по профилактике и ликвидации правонарушений, укреплению законности и правопорядка, подготовка рекомендаций по совершенствованию советского законодательства.6 Руководя процессами коммунистического строительства, наша партия, в частности, использует достижения советской юридической науки.

Большую роль в обеспечении законности в управлении играют республиканские и местные партийные организации, а также партийные группы во внепартийных организациях. Республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные партийные организации и их комитеты, осуществляя руководство соответствующими государственными органами, профсоюзами, комсомолом, кооперацией и другими общественными организациями, обеспечивают строгое соблюдение социалистической законности, принимают меры по предупреждению правонарушений и устранению допущенных отдельными работниками фактов беззакония и привлечению виновных к ответственности.

Первичные партийные организации, пользуясь методом критики и самокритики, ведут борьбу с бюрократизмом, местничеством, правонарушениями, с расхлябанностью, бесхозяйственностью и расточительством на предприятиях, стройках, в колхозах, совхозах, учреждениях и организациях. Уставом КПСС установлено, что первичные партийные организации производственных и торговых предприятий, совхозов, колхозов, проектных организаций, конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов, учебных заведений, культурно-просветительных, лечебных и других учреждений и организаций, функции администрации которых не выходят за рамки своих коллективов, пользуются правом контроля деятельности администрации.

Партийные организации министерств, государственных комитетов и других центральных и местных советских, хозяйственных учреждений и ведомств осуществляют контроль за работой аппарата по выполнению директив партии и правительства, соблюдению советских законов.

В числе обязанностей членов партии, зафиксированных в Уставе КПСС, важное место занимает обязанность «соблюдать партийную и государственную дисциплину, одинаково обязательную для всех членов партии. Партия имеет одну дисциплину, один закон для всех коммунистов, независимо от заслуг и занимаемых ими постов...».7

Принцип равных прав, обязанностей и равной ответственности, установленный Уставом КПСС для членов КПСС, аналогичен принципу равных прав, обязанностей и равной ответственности, установленному советской Конституцией для всех граждан. При этом коммунист, имея обязанности и права члена КПСС, одновременно имеет все общегражданские обязанности и права. За правонарушения коммунист несет двойную ответственность: перед партией в порядке, установленном партийными нормами, и перед государством в порядке, установленном нормами права.

В обеспечении ленинского принципа социалистической законности коммунисты, постоянно связанные с широкими массами трудящихся, играют огромную роль. Она заключается прежде всего в личном примере точного исполнения правовых норм, а также в активной борьбе против их нарушения другими, в непримиримости коммунистов к беззаконию в любой его форме.

Руководя всей системой государственных и общественных организаций, КПСС, в частности, направляет деятельность органов суда, прокуратуры, государственной безопасности, внутренних дел, народных дружин по охране общественного порядка, товарищеских судов и других специальных организаций, охраняющих нормы советского права от нарушений.

32 вопрос. Конституция 1977г. И система гос органов.      

 

Еще на XXII съезде партии Хрущев заявил о необходимости подготовить новую Конституцию, которая отразила бы переход страны к коммунизму и создание в СССР «общенародного государства». В 1962 г. была создана Конституционная комиссия. Но события второй половины 60-х гг. ослабили актуальность вопроса о Конституции. Следствием назревания застойных явлений в экономике в 70-х гг. стало повышение активности в сфере идеологии. Одним из результатов различных идеолого-политических кампаний явилось появление тезиса о вступлении СССР в новую историческую стадию — период развитого социализма как закономерного этапа на пути к коммунизму. Развитие и теоретическое обоснование данного тезиса подвело политическое руководство страны к мысли о необходимости разработки новой Конституции, отражающей и закрепляющей законодательно происшедшие изменения в обществе. Новая Конституция была принята 7 октября 1977 г. на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР десятого созыва. Во вводной части была дана краткая характеристика основных этапов истории страны от Великой Октябрьской социалистической революции. Здесь же определяется понятие развитого социалистического общества и фиксируется, что сложилась новая историческая общность людей — советский народ, который и «закрепляет основы общественного строя и политики СССР, устанавливает права, свободы и обязанности граждан, принципы организации и цели социалистического общенародного государства и провозглашает их в настоящей Конституции». Конституция состояла из девяти разделов, включающих 21 главу и 174 статьи. В первом разделе представлены основные положения, характеризующие политическую и экономическую системы страны, социальные, культурные отношения, а также принципы внешней политики и защиты отечества. Глава 1 Конституции определяла характер и содержание политической системы, В ст. 2 и 3 говорилось, что государственная власть в стране осуществляется народом через Советы народных депутатов, составляющих политическую основу СССР и действующих на принципах демократического централизма. В данной главе определялась роль КПСС и общественных организаций (комсомола, профсоюзов, трудовых коллективов) в государственном управлении. Ст. 6 более конкретно, чем ст. 126 Конституции 1936 г., фиксировала руководящую роль КПСС в строительстве коммунизма. В разделах II и III определены права и обязанности граждан, их взаимоотношения с государством, а также структура национально-государственного устройства СССР, основанного на свободном союзе 15 Советских Социалистических Республик. Раздел IV посвящался характеристике Советской системы (принципы деятельности, избирательная система, статус народного депутата). Разделы V и VI описывали структуру и функции высших органов государственной власти и управления в СССР, Союзных республиках и местных органов власти. Высшим органом государственной власти, правомочным решать все вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР, провозглашался Верховный Совет СССР, состоявший из двух равноправных палат — Совета Союза и Совета Национальностей. Постоянно действующим органом Верховного Совета являлся Президиум Верховного Совета, осуществлявший функции высшего органа государственной власти в периоды между его сессиями. Рабочими органами Совета Союза и Совета Национальностей являлись избираемые из числа депутатов постоянные комиссии. Высшим исполнительным и распорядительным органом государства являлся Совет Министров — Правительство СССР. Центральными органами управления являлись министерства и государственные комитеты, опиравшиеся на свои структуры. Судебная система и прокуратура практически не изменилась в сравнении с предшествующим порядком. Последние разделы Конституции были посвящены организации судопроизводства, арбитража, адвокатской деятельности, прокурорского надзора, а также вопросам государственной атрибутики (герб, флаг, гимн) и порядку изменения Конституции. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик была введена в действие со дня ее принятия — 7 октября 1977 г. На основе Конституции был принят ряд законодательных актов, регулирующих власть на местах. Функции и полномочия местных Советов были существенно расширены. К их ведению были отнесены вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на данной территории. Было выделено пять основных направлений деятельности местных Советов, позволявших им быть хозяевами на соответствующей территории: 1. Руководство государственным, хозяйственным, социально-культурным строительством. 2. Утверждение планов развития местного бюджета и отчетов об их исполнении. 3. Осуществление руководства подчиненными им органами, предприятиями, учреждениями и организациями. 4. Обеспечение соблюдения законов, охрана государственного и общественного порядка. 5. Содействие укреплению обороноспособности. Местные Советы наделялись правом координировать и контролировать работу всех расположенных на их территории пред приятий и организаций по жилищному, коммунальному строительству. Советы могли приостанавливать решения любых руководителей, если они противоречили законодательству. Характерно, что Советам были даны права, отнесенные к исключительной их компетенции без вмешательства исполкомов. Все эти меры по совершенствованию советской системы имели прогрессивное значение, но их было явно недостаточно для обеспечения их реального полновластия. Сессии местных Советов созывались редко, большая часть вопросов решались исполкомами по указке парткомов. Далеко не все депутаты добросовестно выполняли свои обязанности. Избирательная система была построена таким образом, что, несмотря на тайное и всеобщее голосование, она осталась безальтернативной и гарантировала прохождение тех кандидатов, которые были безопасны для действующей власти и не могли выступить в защиту интересов региона и групп трудящихся даже в случае необходимости. Вся эта стройная советская система на практике дополнялась параллельно функционировавшей партийно-номенклатурной системой, которая зачастую подменяла Советы. Верховный Совет и его Президиум по -прежнему были фактически не законотворческим, а законоутверждающим и законопубликующим органом, которые готовили по поручению ЦК КПСС и фиксировали уже принятые партийные решения. Депутаты Советов всех уровней избирались на безальтернативной основе под контролем парткомов из числа заранее подобранных ими кандидатов. Хотя избирательная система была всеобщей, тайной, прямой и равной, она не обеспечивала реальной демократии. Судебная система также была подконтрольной власти. Отсутствовал реальный механизм, обеспечивающий независимость судей от администрации, отсутствовала по-настоящему независимая адвокатура, и широкое распространение получило так называемое телефонное право, т. е. согласование судебных решений с вышестоящими инстанциями и партийной номенклатурой. Система органов народного контроля также была подотчетной партии, более того, она была существенно ограничена в правах даже по сравнению с первоначальными указами и законами. В конституционном порядке закреплялась роль общественных организаций и трудовых коллективов. Общественные органы получили право законодательной инициативы, а трудовые коллективы был и определены как самостоятельные элементы политической системы. В развитие этой нормы впоследствии был принят Закон о трудовом коллективе, но, к сожалению, половинчатого характера. В новую Конституцию были включены новые конституционные права: на жилище, на охрану здоровья, на пользование достижениями культуры, свободу творчества, участие в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов. Эти конституционные права играли большую роль в определении правого статуса граждан, в правомерности их притязаний на ту или иную долю материальных и духовных благ. Публицисты часто подчеркивают, что между юридически ми правами и возможностями их реализации на практике


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1081; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.210.196 (0.014 с.)