Реформы государственного управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформы государственного управления.



В 1802 г. устаревшие кол­легии, которые еще с петровских времен являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера за­вершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управле­ния, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюро­кратии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество увеличилось, а функции были еще более четко разграничены. Для совместного обсуждения ми­нистрами некоторых вопросов был учрежден Комитет министров (в 1857 г. он был преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917 г.).

В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законотворческой деятельности выразилось в том, что он по­лучил право делать «представления» императору по поводу устаревших законов.

Введение принципа единоначалия затронуло и управление право­славной церковью, которая по-прежнему была подчинена государству. Духовными делами ведал Святейший Синод, члены которого назнача­лись императором. Во главе Синода стоял обер-прокурор, человек, как правило, очень близкий к царю из военных или гражданских чиновни­ков. Его роль и полномочия все больше усиливались. При Александре I должность обер-прокурора исполнял в 1803-1824 гг. князь А.Н. Голи­цын, бывший с 1816 г. также и министром народного просвещения.

Наиболее активным сторонником идеи реформы системы государст­венного управления был статс-секретарь Непременного совета М.М. Спе­ранский. Однако он очень недолгое время пользовался расположе­нием императора. Осуществление проекта М.М. Сперанского могло бы способствовать началу конституционного процесса в России. В его про­екте — «Введение к уложению государственных законов» — намечался принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной вет­вей власти путем созыва представительной Государственной думы и введения выборных судебных инстанций. Одновременно он считал не­обходимым создать Государственный совет, который стал бы связую­щим звеном между императором и органами центрального и местного управления. Все вновь предложенные органы осторожный М.М. Спе­ранский наделял лишь совещательными правами и отнюдь не покушался на полноту самодержавной власти.

Против либерального проекта М.М. Сперанского выступила консер­вативно настроенная часть дворян, которая увидела в нем опасность для самодержавно-крепостнической системы и для своего привилегирован­ного положения. Идеологом консерваторов стал известный писатель и историк Н.М.Карамзин. В записке «О древней и новой России», адресо­ванной царю, он настаивал на сохранении старых порядков, незыблемо­сти самодержавия и крепостничества.

В практическом плане реакционную политику проводил близкий к Александру граф А.А. Аракчеев, который, в отличие от М.М. Сперан­ского, стремился к укреплению личной власти императора путем даль­нейшего развития бюрократической системы. Борьба между либералами и консерваторами закончилась победой последних. М.М.Сперанский бьш отстранен от дел и отправлен в ссыпку.

Единственным результатом было учреждение Государственного сове­та в 1810 г., который состоял из министров и других высших сановни­ков, назначаемых императором. Ему были приданы совещательные функции при разработке важнейших законов (в таком виде Государст­венный совет просуществовал до 1906 г.). Реформы 1802-1811 гг. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они лишь усилили централизацию и бюрократизацию государственного ап­парата. Как и прежде, император обладал верховной законодательной и исполнительной властью.

В последующие годы реформаторские настроения Александра I от­разились во введении конституции в Царстве Польском (1815), сохра­нении сейма и конституционного устройства в Финляндии, присоеди­ненной к России в 1809 г., а также в создании Н.Н.Новосильцевым по поручению царя «Уставной грамоты Российской империи» (1819— 1820). В проекте предусматривалось разделение ветвей власти, введение представительных органов, равенство всех граждан перед законом и федеративный принцип государственного устройства. Однако все эти предложения остались на бумаге.

«Аракчеевщина».

В последнее десятилетие правления Александра I во внутренней политике все больше ощущалась консервативная тенден­ция. По имени ее проводника она получила название «аракчеевщина». Это была политика, нацеленная на упрочение абсолютизма и крепост­ного права. Она выражалась в дальнейшей централизации и мелочной регламентации государственного управления, в полицейско-репрессивных мерах, направленных на уничтожение свободомыслия, в «чистке» университетов, в насаждении палочной дисциплины в армии.

Наиболее ярким проявлением «аракчеевщины» стали военные посе­ления — особая форма комплектования и содержания армии. Цель соз­дания военных поселений — добиться самообеспечения и самовоспроиз­водства армии, облегчить для бюджета страны тяжесть содержания ог­ромной армии в мирных условиях. Первые попытки их организации относились к 1808-1809 гг., но в массовом порядке их начали создавать в 1815-1816 гг. В разряд военных поселян переводились казенные кре­стьяне Петербургской, Новгородской, Могилевской и Харьковской гу­берний. Здесь же расселяли солдат, к которым выписывались их семьи. Жены становились поселянками, сыновья с 7 лет зачислялись в канто­нисты, ас 18 — в действительную военную службу. Все они своим тру­дом должны были добывать себе пропитание, выполняя обычные сель­скохозяйственные работы, и одновременно нести военную службу. Вся жизнь семьи крестьянина была строго регламентирована. За малейшее нарушение распорядка следовало телесное наказание. Торговля, про­мыслы, контакты с внешним миром категорически запрещались. В по­селениях царил произвол местного начальства. Главным начальником над военными поселениями был назначен А.А.Аракчеев. Крестьяне и передовые люди России с возмущением встретили введение военных поселений, но Александр твердо заявил, что «военные поселения будут во что бы то ни стало». К 1825 г. около трети солдат было переведено на поселение. Однако затея с самоокупаемостью армии провалилась. На организацию поселений правительство тратило огромные деньги. Воен­ные поселяне не стали особым сословием, расширившим социальную опору самодержавия, наоборот, они волновались и бунтовали. Прави­тельство от этой практики в последующие годы отказалось.

Александр I умер в Таганроге в ноябре 1825 г. Детей у него не бы­ло. Из-за неясности в вопросе о престолонаследии в России создалась чрезвычайная ситуация — междуцарствие. В ходе переговоров между вторым сыном императора Павла Константином, жившим в Варшаве в качестве наместника Царства Польского, и его братом Николаем в Пе­тербурге выяснилось, что Константин давно уже отрекся от престола, так как бьш женат на польской княгине Лович. Но об этом отречении знали немногие, поэтому Сенат и армия присягнули Константину. К середине декабря вопрос о престолонаследии бьш решен. Российским императором стал третий сын Павла — Николай.

Николай I.

Личность нового императора неоднозначно оценивалась современниками. Приближенные восхищались его необыкновенной ра­ботоспособностью, скромностью в быту. Радикальные общественные деятели XIX в. оставили весьма резкие отзывы, называя его тираном и деспотом с кругозором «ротного командира». Николая не готовили к управлению Россией. В молодости он пренебрегал получением серьез­ного образования. Его интересовало лишь военное дело, особенно внешняя сторона — парады, маневры и муштра. А.И.Герцен называл его солдатом «по призванию, по образованию, по наружности и по внутрен­ности». Однако природный ум и железная воля, умение подбирать спо­собных исполнителей его предначертаний дали Николаю возможность достаточно эффективно управлять государством. Свою деятельность на троне он рассматривал не как право, а как обязанность, данную ему по праву рождения. Цель своей политики он видел в укреплении внутрен­него и внешнего положения России, в недопущении в нее революцион­ной «заразы». Свое программное заявление: «Революция на пороге Рос­сии, но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится ды­хание жизни, пока… я буду императором» он осуществлял реальными политическими мероприятиями.

Вырабатывая свой внутриполитический курс, Николай I не мог не видеть углубляющегося экономического и социально-политического отставания России от передовых западно-европейских стран. Не мог он также не учитывать недовольство крестьян, выливавшееся в восстания и бунты, и подъем общественно-политического движения, проявившийся в формировании либеральной оппозиции и развитии революционной тра­диции. Европейские буржуазные революции, окончательная ломка аб­солютистских режимов, выход на политическую арену новых социаль­ных слоев, общая либерализация государственного строя во многих странах — все это также оказывало большое влияние на мировоззрение и деятельность российского императора. Поэтому в Манифесте по слу­чаю коронации (лето 1826 г.) Николай обещал провести усовершенст­вование внутреннего состояния государства. Он призвал население до­вериться правительству и ждать, когда оно само решит, что, как и когда следует сделать. Однако царь очень своеобразно понимал направление этих усовершенствований.

При Николае I роль Государственного совета как законосовещатель­ного органа значительно уменьшилась. Система министерств, созданная при Александре I, была подменена разросшейся Собственной Его Им­ператорского Величества канцелярией. Она разделялась на несколько отделений, вмешивавшихся в политическую, общественную и духовную жизнь страны.

Особое место занимало III-е Отделение С.Е.И.В. канцелярии и при­данный ему корпус жандармов, осуществлявшие политический сыск в России и за ее пределами. В 70-тысячной армии чиновников половину составляли военные. Все высшие бюрократические посты занимали лю­бимцы царя, лично ему преданные свитские генерал- и флигель-адъютанты. Широко практиковалось создание секретных комитетов для разработки различных законопроектов. Эти комитеты подчинялись лич­но царю.

Бюрократизация имела двоякий результат. С одной стороны, она действительно на какое-то время могла обеспечить больший порядок в стране. С другой стороны, она привела к пробуксовыванию государст­венного механизма, к волоките, коррупции, казнокрадству и взяточни­честву.

Кодификация законов.

Николай I твердо верил, что неукоснитель­ное следование всех граждан букве закона обеспечит порядок в стране. Поэтому в его царствование была проведена кодификация (упорядоче­ние) архаичного и запутанного российского законодательства. Эта рабо­та была поручена возвращенному из ссылки М.М. Сперанскому. Он на­меревался собрать и классифицировать все имевшиеся законы, создать на этой основе принципиально новую систему законодательства. Однако консервативные тенденции во внутренней политике вынудили его огра­ничиться более скромной задачей. Под его руководством были обобще­ны законы, принятые после Соборного Уложения 1649 г. Их опублико­вали в «Полном собрании законов Российской империи» (45 томов). В отдельный «Свод законов» (15 томов) были помещены действующие законы, соответствовавшие правовому положению в стране. Все это также было направлено на усиление бюрократизации управления.

В целом высшее государственное управление России перестраива­лось в первой половине XIX в. по линии укрепления личной власти царя и усиления централизации. Проведенные преобразования не затро­нули основ самодержавного строя. Созданная в первой половине XIX в. система государственного управления просуществовала с небольшими изменениями вплоть до начала XX столетия.

КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС

В первой половине XIX в. Россия оставалась аграрной страной. Ос­новную массу населения составляли крестьяне. Большинство принадле­жало помещикам и находилось в крепостной зависимости. В решении крестьянского вопроса Россия значительно отставала от других евро­пейских государств. Личная зависимость крестьян от помещиков и их незаинтересованность в результатах труда делали сельское хозяйство все менее эффективным. Отсутствие свободной рабочей силы сдержи­вало развитее промышленности. Уже во второй половине XVIII в. стала очевидной назревшая необходимость изменения существующего поло­жения.

Однако большинство помещиков и слышать не хотело об уменьше­нии своих привилегий. Будучи господствующим сословием и опорой самодержавия, дворянство отстаивало сохранение крепостничества в нетронутом виде. Поэтому правительство в начале XIX в. попыталось хотя бы прикрыть его наиболее уродливые и порицаемые обществом формы. Было запрещено печатать в газетах объявления о продаже кре­постных. Дворянство умело обходило этот указ, давая объявления о сдаче крепостных «в аренду». В 1803 г. был издан указ о свободных хлебопашцах, по которому помещики могли отпускать крестьян на во­лю с землей за выкуп. Однако эта мера фактически не повлияла на крепостническую систему, так как за первую четверть XIX в. было ос­вобождено лишь 47 тыс. частновладельческих крестьян. Одновременно была значительно сокращена раздача государственных крестьян в част­ные руки (что широко практиковала «щедрая» Екатерина II). Многие государственные деятели (М.М.Сперанский, А.А.Аракчеев, П.Д.Киселев и др.) разрабатывали, по поручению Александра I, проекты освобожде­ния крестьян. Однако практического воплощения они не получили.

При Николае I крестьянский вопрос обострился еще больше. Кре­стьяне и передовые общественные деятели требовали его немедленного решения. Создаваемые правительством Секретные комитеты для изы­скания средств к улучшению состояния крестьян сводили свою деятель­ность к бесплодным дискуссиям. Общее направление политики на кон­сервацию старых порядков мешало освобождению крестьян. Как и в первой четверти XIX в., так и во второй правительство предпринимало меры, направленные на смягчение крепостного права. Было запрещено отдавать крепостных на заводы и ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. В 1841 г. принят закон, запрещавший продавать крестьян поодиночке и без земли. В 1843 г. безземельных дворян лиши­ли права приобретать крестьян. Так было покончено с самыми уродли­выми формами крепостничества, когда разрушались крестьянские се­мьи, а их члены использовались как домашние рабы. В 1842 г. был из­дан указ «Об обязанных крестьянах». Он продолжил линию, намечен­ную указом 1803 г. о свободных хлебопашцах. Он не обязывал помещи­ков предоставлять землю крестьянам, получавшим личную свободу без выкупа. За данный в пользование надел крестьянин обязан был отраба­тывать определенные повинности. Регламентация взаимоотношений ме­жду помещиками и крестьянами западных губерний выразилась во вве­дении инвентарей, которые определяли размеры крестьянских наделов и повинностей, способы возможного наказания крестьян. Однако все это были частичные меры, не менявшие сути крепостнических отношений в деревне.

В 1837-1841 гг. под руководством графа П.Д. Киселева была прове­дена широкая система мероприятий — реформа управления государст­венными крестьянами. Они составляли более трети сельского населе­ния, платившего подати, и находились в ведении Министерства финан­сов. Цель реформы — поднять благосостояние этой категории крестьян, чтобы облегчить сбор налогов, и показать помещикам пример отноше­ния к крестьянам. Реформа улучшила правовое и материальное поло­жение государственных крестьян, ввела принцип крестьянского местно­го самоуправления. Созданное Министерство государственных иму­щество заботилось об удовлетворении хозяйственных и бытовых нужд подведомственных крестьян. Оно проводило размежевание земель и увеличивало наделы малоземельных крестьян, создавало семенной фонд и продовольственные магазины (склады) на случай неурожая, следило за справедливой раскладкой налогов, открывало в деревнях начальные школы и больницы.

В целом крестьянский вопрос в течение первой половины XIX в. не был окончательно решен и крепостное право оставалось незыблемым. Но к середине века в правительственных кругах был накоплен некото­рый опыт его решения, на который могли опереться государственные деятели 50-60-х годов.

ПРАВИТЕЛЬСТВО И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

В первой половине XIX в. политика правительства в области образо­вания была противоречивой. С одной стороны, оно пыталось установить жесткий контроль за системой просвещения, сохранить замкнутую со­словную систему образования, оставить его привилегией господствую­щего класса. С другой стороны, потребность страны в чиновниках, тех­нических и административных кадрах требовала совершенствования и расширения системы образования. Все это заставило правительство уве­личить количество учебных заведений различных уровней, издать ряд законодательных актов, регламентирующих их деятельность, и создать органы управления просвещением и образованием.

В начале XIX в. наметилась либеральная линия в политике прави­тельства в области образования. Однако она постепенно сменялась кон­сервативной и даже реакционной. Нарушалось самоуправление (авто­номия), введенная университетским уставом 1804 г. Министерство про­свещения, созданное в 1802 г., было в 1817 г. преобразовано в Мини­стерство духовных дел и народного просвещения. Его задачей стало развивать христианское благочестие, строго следить за учебниками и системой преподавания на всех уровнях. Проверки деятельности Казан­ского, Московского, Петербургского и других университетов вылились в их «чистку» и разгром. Лучших профессоров обвинили в вольнодум­стве, уволили и отдали под суд. Реакционная политика в области обра­зования при Александре I была одним из проявлений «аракчеевщины».

Подобная линия продолжалась и при Николае I. В 1826 г. был соз­дан Комитет по устройству учебных заведений. Его задачи: проверить все уставы учебных учреждений, выработать единые принципы просве­щения, определить набор учебных дисциплин и пособий. Комитет раз­работал основные принципы правительственной политики в области образования. Законодательно они были закреплены в Уставе низших и средних учебных заведений 1828 г. Сословность, замкнутость, оторван­ность каждой ступени и, главное, ограничение в получении образования представителями низших сословий составляли сущность созданной сис­темы образования. Это был один из рычагов сохранения господства дво­рян и удержания народа в покорности.

Реакция обрушилась и на вузы, сеть которых, тем не менее, была расширена в связи с потребностями в квалифицированных кадрах чи­новников, инженеров, агрономов, юристов и других специалистов. Устав 1835 г. фактически ликвидировал автономию университетов и поставил их под жесткий контроль попечителей учебных округов, полиции и ме­стных властей. Была повышена плата за обучение и сокращен набор студентов. Программы преподавания пересматривались, из них изыма­лись философия и другие «отвлеченные» науки, не имевшие прикладно­го значения. Подавлялись инициатива и творчество, не согласованные с пожеланиями начальства. В вузах насаждалась казарменная дисциплина.

За нарушение распорядка студента могли посадить в карцер, исключить и даже отдать в солдаты. Такая политика тормозила не только развитие образования и науки, но и всей культуры России. К середине века явст­венно проявилась назревшая необходимость реформирования сложив­шейся системы образования.

«Мрачное семилетие».

Во внутренней политике последних лет правления Николая I (1848-1855) реакционно-репрессивная линия еще больше усилилась. Россия стала образцом бюрократически-полицейс­кого государства. Цензура свирепствовала, деятельность жандармов и Ш-го отделения устрашала всю страну. Однако это не снизило назрева­ния в обществе антиправительственных настроений и ожидания реформ. Правительство Николая не решило ни одного важного государственного вопроса. Не были проведены преобразования в экономике, чтобы спасти хозяйство страны. Финансы были расстроены, вырос внешний и внут­ренний долг. К середине 50-х годов Россия оказалась «колоссом на гли­няных ногах». Это предопределило провалы во внешней политике, по­ражение в Крымской войне 1853-1856 гг. и вызвало реформы 60-х го­дов.

Александр 1 царь, правивший Россией в период с 1801 года по 1825-й, внук Екатерины 2 и сын Павла 1 и княгини Марии Федоровны, родился 23 декабря 1777 года. Серьезное влияние на личность Александра 1 оказала Екатерина 2. Стремясь воспитать хорошего государя, она настаивала на том, чтобы мальчик жил у нее. Однако будущий император Александр 1 после смерти Екатерины и восшествия на престол Павла вступил в заговор против собственного отца, поскольку не был доволен новым правлением. Павла убили 11 марта 1801 года. Как говорят, невзирая на протесты сына. Первоначально планировалось, что внутренняя политика Александра 1 и политика внешняя будут развиваться в соответствии с курсом, намеченным еще Екатериной 2. Летом 24 июня 1801 года был создан негласный комитет при Александре 1. В него входили сподвижники молодого императора. Фактически совет являлся высшим (неофициальным) совещательным органом России.

Начало правления нового императора ознаменовали либеральные реформы Александра 1. Молодой правитель пытался дать стране конституцию, изменить политический строй страны. Однако у него было немало противников. Это привело к созданию 5 апреля 1803 года Непременного комитета, члены которого имели право оспорить царские указы. Но, тем не менее, часть крестьян была освобождена. Указ «О свободных хлебопашцах» увидел свет 20 февраля 1803 года.

Серьезное значение придавалось и обучению. Реформа образования Александра 1 фактически привела к созданию государственной системы образования. Возглавило ее Министерство народного просвещения. Так же, был образован государственный совет при Александре 1, который с большой торжественностью открыли 1 января 1810 года.

Далее, в ходе реформы государственного управления Александра 1 фактически прекратившие свое функционирование коллегии (учреждены в эпоху Петра 1) были заменены министерствами. Всего учреждено 8 министерств: внутренних дел, финансов, военных и сухопутных сил, морских сил, коммерции, народного просвещения, иностранных дел, юстиции. Министры, управляющие ими, подчинялись Сенату. Министерская реформа Александра 1 завершилась к лету 1811 года.

Серьезное влияние на ход дальнейших реформ оказал Сперанский М.М. Ему была поручена разработка государственной реформы. По проекту этого выдающегося деятеля в стране должна была быть создана конституционная монархия. Власть государя планировалось ограничить парламентом (или органом подобного типа), состоящим из 2 палат. Однако в силу того, что внешняя политика Александра 1 складывалась достаточно сложно, а напряженность в отношениях с Францией постоянно усиливалась, предложенный Сперанским план реформ был воспринят как антигосударственный. Сам Сперанский получил отставку в марте 1812 года.

1812 год стал для России тяжелейшим. Но, победа над Бонапартом значительно повысила авторитет императора. Стоит отметить, что крестьянский вопрос при Александре 1 медленно, но все же пытались разрешить. Планировалась поэтапная ликвидация крепостного права в стране. Уже к окончанию 1820 года подготовлен проект «Государственной уставной грамоты Российской империи». Император утвердил ее. Но ввод проекта в действие был, в силу множества факторов невозможен.

В политике внутренней стоит отметить такие особенности, как военные поселения при Александре 1. Более известны они под названием «аракчеевских». Поселения Аракчеева вызвали недовольство едва ли не всего населения страны. Так же, был введен запрет на любые тайные общества. Он начал действовать в 1822 году. Либеральное правление, о котором мечтал Александр 1 краткая биография которого просто не может вместить всех фактов, превратилось в жесткие полицейские меры послевоенного периода.

Смерть Александра 1 наступила 1 декабря 1825 года. Ее причиной стал брюшной тиф. Император Александр 1 оставил потомкам богатое и неоднозначное наследие. Это и начало разрешения вопроса о крепостном праве, и аракчеевщина, и величайшая победа над Наполеоном. Таковы итоги правления Александра 1.

Николай 1 Годы жизни (1796-1855), годы правления (1825-1855).

Николай – третий из пятерых сыновей императора Павла I, поэтому не мог рассчитывать на престол, что определило направление его воспитания и образования. С ранних лет он увлекался военным делом, особенно его внешней стороной, и готовился к военной карьере.

В 1817 г. великий князь Николай Павлович женился на дочери прусского короля, в православии получившей имя Александры Федоровны. У них было 7 детей, старший из которых – будущий император Александр II.

В 1819 г. император Александр I сообщил Николаю о намерении их брата Константина Павловича отречься от своего права престолонаследия, и соответственно власть должна будет перейти к Николаю. В 1823 г. Александр I издал Манифест, провозглашавший наследником престола Николая Павловича. Манифест являлся семейной тайной и не был опубликован. Поэтому после внезапной смерти Александра I в 1825 г. возникла путаница с вступлением на престол нового монарха.

На 14 декабря 1825 г. была назначена присяга новому императору Николаю I Павловичу. На этот же день «декабристы» запланировали восстание с целью свержения самовластия и требованием подписать «Манифест к русскому народу», в котором провозглашались гражданские свободы. Проинформированный Николай перенес присягу на 13 декабря, а восстание было подавлено.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.213.80.174 (0.04 с.)