Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа дисциплины «История государственного управления в России»

Поиск

«История государственного управления в России»

специальность 061000 -"Государственное и муниципальное управление"

Квалификация Менеджер

Форма обучения: очная

Уровень подготовки: специалист

Курс (семестр): 1 курс, 2 семестр

 

 

Дубна, 2010 г.

Программа дисциплины «Система государственного и муниципального управления» по направлению (специальности) «Государственное и муниципальное управление»: Учебная программа. Автор: – Дубна: Университет «Дубна», 2010.

Автор программы:

Старший преподаватель Прислонов Н.Н. _________________

Кафедра Государственного и муниципального управления

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образова ния и учебным планом по направлению подготовки (специальности) 061000

Программа рассмотрена на заседании кафедры Государственного и муниципального управления

Протокол заседания № _____ от «____» ________________ 2010 г.

 

Заведующий кафедрой ________________ /Захаров Николай Игоревич/

(подпись) (фамилия, имя, отчество)

Заведующий кафедрой доктор экономических наук профессор _______________ / Захаров Н.И./

 

(подпись)

СОГЛАСОВАНО

заведующий выпускающей кафедрой

доктор экономических наук профессор __________________ /Захаров Н.И./

(подпись)

«____» _________ 2010 г.

Рецензент: ________________________________________________________________________

(ученая степень, ученое звание, Ф.И.О., место работы, должность)

_________________________________________________________________________________

ОДОБРЕНО

декан факультета кандидат экономических наук_______________________ / Пугановская Т.И./

(подпись)

«____» _________ 2010 г.

Руководитель библиотечной системы ___________________ / Черепанова В.Г./

(подпись)

 

А н о т а ц и я

Программа дисциплины составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 061000 – «Государственное и муниципальное управление» и предусматривает ее изучение в объеме 100 часов. При составлении программы учтены минимальные требования к содержанию учебной дисциплины, предусмотренные ГОС ВПО. В соответствии с ними в курсе «История государственного управления в России» изучаются основные этапы становления российской государственности и изменения органов государственной власти и управления. Особое место уделено выявлению особенностей государственной службы и знакомству с основными формами государственного и муниципального управления в различные периоды истории России. Она выявляет закономерности и наиболее характерные проблемы, тенденции и исторически сложившиеся особенности управления на общегосударственном и местном уровнях. В основе курса лежат исторические документы и законодательные акты соответствующего периода истории Российского государства.

Дисциплина «История государственного управления в России» базируется на знании студентами отечественной истории, которая преподавалась им в первом семестре.Программа курса рассчитана на студентов дневной формы обучения и соответствует оптимальному объёму курса, позволяющему трансформировать ее и для других форм обучения, в том числе и для повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.

В целях активизации учебного процесса и лучшего усвоения и закрепления полученных знаний, активизации обучения в курсе активно используются исторические документы, иллюстрационный материал, широкий спектр литературы, краеведческие материалы.

Ориентирами для работы над курсом являются «Содержание дисциплины», планы семинарских занятий и экзаменационные вопросы, представленные в данной программе. Источники и учебная литература, необходимые для освоения программы, указаны в списке литературы. Студенты могут также использовать и другие, не вошедшие в этот список, учебные пособия. Освоение курса включает в себя знание понятийного аппарата. Составляющим элементом является перечень контрольных вопросов для подготовки к экзамену и зачету, самоподготовки, тем рефератов и творческих работ.

Завершается учебный курс – экзаменом.

Цель и задачи дисциплины

Цель изучения данной дисциплины. Проследить исторические закономерности и этапы формирования российской государственности, историческое своеобразие государственного управления и особенностей взаимоотношения государства и общества в России, а так же дать целостное представление о становлении и функционировании системы государственного и местного управления на разных этапах истории России. Проанализировать важнейшие государственные реформы на разных исторических этапах и определить их влияние на все сферы жизнедеятельности российского общества.

Основные задачи курса:

- пoзнакомить студентов с историческим опытом, накопленным Россией в области государственного и муниципального управления;

- показать общие закономерности и специфические особенности формирования и развития государства в разные исторические эпохи;

- показать основные тенденции в развитии государственности в России;

- изучить трансформации системы государственного и местного управления в России на разных исторических этапах;

- выявить исторические корни современной системы государственного управления;

– активизировать и актуализировать знания студентов на основе формирования навыков самостоятельного исследования ведущих исторических тенденций развития государственного управления в России;

- проследить процесс возникновения и развития различных систем управления;

- ознакомить студентов с отечественными памятниками права, регулирующих сферу управления, жизнью и деятельностью государственных деятелей России;

- научить студентов соотносить тип государственного управления и уровень экономического развития страны в определенные периоды времени;

- понять возможности использования исторического опыта в развитии федерализма и укреплении государственной власти в России.

 

2. НАЧАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

Курс «История государственного управления в России» предполагает освоение студентами определенных блоков знаний по таким дисциплинам как «Введение в специальность», «Отечественная история».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

В результате изучения дисциплины студент должен:

- иметь представление: о взаимосвязи изучаемой дисциплины с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами;

о типах государства, видах правления, политических режимах в истории человечества и в истории России;
о важнейших реформах в области государственного управления в России;

о методах государственного управления хозяйственной и культурной жизни общества в России;
об основных тенденциях в развитии российской государственности на современном этапе;

знать: историю государственного управления в России и особенности исторического развития государственного управления в России;

основные этапы эволюционного развития государственных и муниципальных органов власти и управления в России, их особенности и закономерности формирования;

основные особенности структуры российского государственного аппарата в зависимости от выполняемых функций на различных этапах исторического развития страны;

формы, методы, системы государственного управления, стиль государственного управления с учетом изменений в Российском государстве;

особенности государственного управления на современном историческом этапе развития России и основные проблемы современного государственного управления в России.

-уметь: анализировать объект дисциплины и роль исторических процессов в развитии государственного управления в России, использовать накопленный в отечественной истории опыт для оценки текущей ситуации в области государственного управления;

соотносить тип государственного устройства и политического режима со степенью влияния государства на хозяйственную и культурную жизнь общества и с уровнем экономического развития;

уметь связывать современные проблемы государственного управления с историческими корнями и особенностями государственного управления в России и составлять прогнозы развития государственного в России с учетом исторических тенденций;

иметь собственные аргументированные суждения о перспективах развития государственных и муниципальных органах власти и управления в современной России.

 

Формы работы студентов

Курс состоит из лекционных, практических (семинаров), индивидуальных занятий, самостоятельной работы студентов и завершается выполнением творческой работы по данной дисциплине, итоговым экзаменом. Методика изложения учебного материала и форма проведения лекционного и семинарского занятия выбирается преподавателем, исходя из особенности изучаемой темы. В ходе лекционных и семинарских занятий студенты изучают основные теоретические положения дисциплины, специальные исторические работы, решают обучающие задачи и тестовые задания.

Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным педагогом материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу. Она включает в себя изучение учебной литературы, исторические, справочные материалы и документы материа­лов, знакомятся с материалами СМИ, текущими событиями в общественно-политической и социально-экономической жизни российского государства. С целью повышения ее эффективности студентам по каждой теме даются методические рекомендации, приводятся вопросы для самоконтроля и тестовые задания для самопроверки.

Индивидуальные занятия предполагают работу каждого студента по индивидуальному (групповому) заданию и личный устный или письменный отчет по нему перед педагогом.

Перечень обязательных видов работы студента включает в себя:

· посещение лекционных занятий;

· ответы на теоретические вопросы на семинаре;

· решение практических задач и заданий на семинаре;

· выполнение творческих практических работ;

· защита практических работ;

· коллоквиумы по отдельным темам;

· участие в студенческой научной конференции по проблемам государственного и муниципального управления.

 

Виды и формы контроля усвоения учебного материала и работы студентов

Периодическая проверка степени усвоения материала по дисциплине может осуществляться путем: самостоятельных ответов на контрольные вопросы в темах, обсуждения на семинарах контрольных и дискуссионных вопросов, организации и проведения ролевых игр и практикумов, написания письменных домашних и аудиторных работ (домашние задания, эссе, рефераты, аналитические обзоры и др.) в том числе с целью обсуждения на семинарах, тестирования, решения учебных практических ситуаций и задач, и др.

В целях заблаговременной, планомерной и качественной подготовки студентов к промежуточной и итоговой проверке по каждой теме и по дисциплине в целом приводятся контрольные вопросы, которые составляют основу вопросов контрольной работы и зачета.

Контроль усвоения студентами учебного материала может быть сплошной – при котором обеспечивается сто процентный охват студентов или выборочный – до половины численности учебной группы:

- текущий – по каждой теме, который проводится в ходе лекции путем постановки контрольных и проблемных вопросов, на семинарских занятиях или в форме собеседования, устного и письменного опроса, написания контрольных работ или тестирования.;

- промежуточный – после изучения каждого раздела, а также в качестве среза знаний в процессе занятий с целью проверки уровня остаточных знаний по пройденному материалу учебной дисциплины. Он может осуществляться в форме зачета, который может проводиться в виде собеседования по вопросам зачета, тестирования или устного ответа по билетам, для которых вопросы формируются на основании пройденного материала,и написания эссе или реферата;

- итоговый – проводится по окончании изучения всего курса учебной дисциплины в форме экзамена. Перед итоговой проверкой предполагается написание творческой исследовательской работы по одной из предлагаемых тем по выбору студента.

Итоговая оценка

Итоговая оценка по дисциплине может быть:

- выставлена по итогам работы в течение учебного периода без сдачи экзамена. В этом случае все формы текущего контроля оцениваются по 10-ти балльной шкале, при этом формам выступление на семинарах с докладом составляет от общей экзаменационной оценки (20%), активная работа на семинарах (20%), выполнение практической работы (30%), написание реферата (30%);

- студенты, которые не воспользовались данной системой или их не удовлетворяет оценка по сумме накопленных баллов, сдают экзамен. При этом оценка формируется путем суммирования накопленной (60%) и оценки за экзамен (40%).

 

Объем дисциплины и виды учебной работы (час.):

 

Виды занятий Всего часов Семестр
 
Общая трудоемкость дисциплины    
Аудиторные занятия:    
Лекции    
Семинары    
Самостоятельная работа    
Реферат (эссе)    
Вид итогового контроля Экзамен

 

II. Учебно -Тематический план изучения курса

«История государственного управления в России»

 

№ п/п Темы занятий Лекции Семинарские, Практические занятия
  Вводное занятие   -
Раздел I. Исторические условия возникновения древнерусского государства. Формирование основных тенденций государственного управления на Руси (IX- 1 полов. XV веков )    
1. Становление государственности и государственное управление Киевской Руси (IX- XII вв.)    
2. Государственное управление в древнерусских княжествах в период феодальной раздробленности (XII- 1 пол. XIII вв.). Система государственного и местного управления в период монголо-татарского ига и Золотой Орды (XIII-XVI вв.)      
3. Государственность на Руси в XIV – XV вв.    
Раздел II. Сословно представительная монархия в России и система государственного управления (1 полов. XV – XVII вв.)    
1. Становление российской государственности XV-XVI вв    
2. Государственный строй сословно-представительной монархии и система Государственного управления (XVI в.)    
3. Переход России от сословно-представительной монархии к абсолютной (XVII в.)   -
Раздел III. Государственное управление в России в эпоху абсолютизма (XVIII в.)    
1. Образование и становление абсолютной монархии в России (1 четв. XVIII в.)    
2. Политические реформы Петра I и их влияние на развитие системы государственного управления в России      
3. Государственное и региональное управление в середине и во второй половине XVIII века.      
Раздел I V . Государственное управление в России в XIX – начало XX вв.    
1. Структура и механизм государственного управления в первой половине XIX в. Кризис государственного устройства и поиск путей выхода из него    
2. Реформы и контрреформы государственного управления в России во второй половине XIX века. Развитие системы государственных учреждений.      
3. Государственное и региональное управление Российской империей в начале XX века.      
4. Крушение конституционной монархии в России. Россия в поиске новых путей управления (1914 г. – март 1917 г.)    
Раздел V . Становление и развитие советской системы государственного управления (октябрь 1917 г. – 1 половина 50 -х годов)    
1. Становление государственного управления в послереволюционный период.    
2. Система государственного устройства в 30-40-х годах      
3. Государственное управление СССР в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы (1940-1956 гг.)    
Раздел VI . Советская система управления: от реформ к стагнации и кризису. Формирование государственности в новой России (середина 50-х – начало 2000 годов)    
1. Попытки реформирования государственного управления в 50-60-е годы      
2. Кризис советской системы государственного управления (к. 70х – с. 80-х гг    
3. Поиск оптимальных путей выхода из системного кризиса государственного управления СССР. Распад советской системы управления (1985-1993 гг.).      
4. Предпосылки, условия и тенденции современного развития государственного управления. (1993-2008 гг.)    
  ИТОГО по курсу    

 

III. Содержание тем дисциплины

Введение. История государственного управления в России как наука и учебная дисциплина

Содержание, цели и задачи курса. Предмет и методы истории государственного управления в России. Периодизация истории государственного управления в России. Источники по истории государственного управления в России. Историография истории российской государственности. Государство, его понятие, признаки и атрибуты. Сущность, формы и функции государства. Государственное управление как совокуп­ная деятельность органов государственной власти. Правовые основы государственного управления.

Основные понятия и термины: государство, формы правления, формы государственного устройства, управление как система и ее элементы: субъекты и объекты управления, управляющее воздействие, организационная структура, государственное управление, государственное учреждение, государственный орган, высшие, центральные, местные органы власти и управления, государственный аппарат, государственная служба, бюрократия.

 

Раздел I. Исторические условия возникновения древнерусского государства. Формирование основных тенденций государственного управления на Руси (IX - 1 плов. XIV вв).

Тема 1. Становление государственности и государственное управление в Киевской Руси (IX – XII вв.).

Конкретно-исторические условия и особенности возникновения системы государственного управления и государственных институтов Руси. Возникновение древнерусского государства. Норманская теория. Территориальное оформление Киевской Руси. Государственное управление в Киевской Руси в IX-XII вв. Социальная организация и система управления государством. Строй «военной демократии». Народное вече как высший орган власти. Роль общины, народного ополчения и княжеской дружины. Система дани, налогов. Формирование структуры государственного управления: принцип передачи власти, княжеская власть и аппарат управления. Высшие органы власти и управления: великий князь, совет при вели­ком князе, вече. Сущность княжеской власти. Ополчение, дружина. Бояре и Боярская дума. Съезды князей. Законодательная система и правовая основа управления. Законодательная система. «Русская правда». Государственная деятельность киевских князей. Город и вотчина в системе управления. Возникновение дворцово-вотчинной системы управления. Принятие христианства и его политические последствия. Местные органы управления Местное общинное самоуправление-вервь. Роль городов.. Посадники и волостели. Административно-финансовая реформа X в. Численная (десятичная) система управления. Налоговые системы. Принятие христианства и его роль в управленческом процессе.

 

Тема 2. Государственное управление в древнерусских княжествах в период феодальной раздробленности (XII- 1 пол. XIII вв.). Система государственного и местного управления в период монголо-татарского ига и Золотой Орды (XIII-XVI вв.)

Проблемы управления в условиях феодальной раздробленности. Статус княжеской власти. Княжеская и вотчинная администрация. Роль общерусских и земельных съездов. Государственное управление XII - начала XIII веков. Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества: соотношение княжеской власти, вече и боярства. Общественный и государственный строй Новгородской и Псковской феодальных республик: государственное устройство; вече; высшие органы власти и управления: посадник, тысяцкий, архиепископ, князь; административное деление; местные органы власти и управления.Завоевание русских земель монголами. Образование Золотой Орды.. Золотая Орда как военно-феодальное государство. Государственный строй: власть хана, феодальные советы, центральная и местная администрация. Военная организация. Отношение русских княжеств с Золотой Ордой. Ярлыки на княжение. Система сбора дани. Система управления в русских княжествах. Орда и русские князья. Политическая деятельность Александра Невского. Русская церковь и Золотая Орда. Влияние Золотой Орды на политическую и правовую культуру Руси.

Тема 3. Государственность на Руси в XIV- 1 пол. XV вв.

Система феодальной иерархии. Политический строй и управление. Борьба «великих княжеств» за политическое лидерство, возвышение Московского княжества. Образование и укрепление Московского княжества. Система управле­ния в Московском княжестве. Государственная деятельность первых московских князей. Объединение русских земель. Образование русского централизованного государства.

Создание новой структуры власти: феодальный совет, бояре, тысяцкий, окольничий, казначей. Личное хозяйство князя и управление им. Дворцово-вотчинная система управления. Местное управление в Московском княжестве: уезд, волости, станы, наместники и волостели. Система «кормлений». Образование Государева двора на протяжении XIV - XV вв. Чины Государева двора. Иерархия чинов в Московском государстве.

Основные понятия и термины: племенное княжение, вече, вира, вервь, десятичная система управления, дань, полюдье, династия, дружина, князь, княжество, земля, род, наместник, сюзеренитет-вассалитет, раннефеодальная монархия, смерд, закуп, холоп, бояре, княжеский совет, вотчина, вечевая республика, тысяцкий, окольничий, казначей, баскаки, великое княжение, самодержавие, дворцово-вотчинная система управления, кормление, местничество, Государев двор, дворяне, Боярская дума, пути, путные бояре, Дворец, Казна, Судебник.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.100.101 (0.008 с.)