ТОП 10:

Вопрос 26. Буржуазные реформы 60-70 годов



Главная причина проведения буржуазных реформ – это глубокий социально – экономический кризис. В этот период в России активно развивались капиталистические отношения и феодально-крепостные порядки. Кризис особенно ярко проявился в Крымской войне (1953-1956), которая закончилась поражением России. Россия потеряла свои позиции на Черном море. Начались массовые крестьянские восстания (до 2500-3000 выступлений крестьян). Главное требование – это освобождение от крепостной зависимости. Кризис, в упадке промышленность, увольнение рабочих, сократился экспорт и импорт товаров. В 1856 году началась подготовка крестьянской реформы. Подготовка осуществлялась негласно. В 1857 году Александр 2 издал указ о том, что эта реформа должна проходить снизу, и чтобы проекты реформ обсуждались в губерниях, были созданы были создан губернские комитеты. Проекты помещиков можно разделить на три группы: помещиков чернозёмной, нечернозёмной и помещиков степной полосы. Помещики черноземной полосы в своих проектах предлагали оставить землю за собой. Помещики нечернозёмной полосы предлагали брать большой выкуп за землю. Эти проекты рассматривались в редакционных комиссиях при главном комитете. В конце 1860 годов проект был готов. В январе 1861 года поступил на окончательное утверждение к Александру 2. 19 февраля 1861 года положение закона. Манифест был подписан об освобождении крестьян (крепостное право распространилось на 45 губерний). После издания закона крестьяне получили свободу и ряд гражданских прав: право заключать имущественные сделки, переходить в другие сословия, открывать торговые, промышленные помещения. В течение двух лет крестьяне должны оставаться зависимыми. Они заключали выкупную сделку и переходили на выкуп земли. В выкупной операции принимало участие государство. Государственный банк выплачивал 75-85% суммы помещику, а остальное должен был выплатить крестьянин. В течение 49 лет крестьянин должен был вернуть сумму банку + 6% годовых. Крестьяне выплачивали эту сумму десятилетиями, и в 1906 году, когда началась революция, эти платежи отменились. В ходе реформы крестьяне получили наделы, равные 3,4 десятины на одного мужчину. Земельный надел был очень маленьким. В ходе реформы было сохранено помещичье землевладение, также была сохранена крестьянская община, выход из крестьянской общины был затруднен (минус реформе). Но крестьяне получили по реформе право составлять орган самоуправления. Сельский сход, волостной сход, старосты, члены волостного суда, сборщики подати, волостное правление. Крестьяне были отнесены к податному населению (плата налогов, податей, повинностей).

Земская реформа была компенсацией дворянам (они получили власть). С 1859 год начало реформы. В 1863 году проект положения о земских учреждениях был готов. В январе 1864 года был подписан Александром 2 и получил силу закона. На местах создавались земские учреждения (земские собрания, управы). Депутаты земских собраний назывались гласными (право голосовать). Выборы проводились по трем куриям: от землевладельцев, от горожан, от крестьян. Земские собрания возглавляли представители дворянства. Члены земских управлений получали жалование из государственной казны. Могли распоряжаться определенными финансовыми средствами. Никаких политических прав не имели (управление дорогами, школами, рынками). Третья реформа была распространена на 34 губернии.

Городская реформа.

Подготовка началась в 1862 году. В 1866 году проект был готов, но утвержден в 1870 году. В соответствии с этим законом в городах создавались бессословные органы городского управления. Возглавлял городскую думу городской голова. Выборы в городскую думу были цензовые. Так же как и земство органы городского управления выполняли чисто хозяйственные действия (представители городской буржуазии занимали главные места).

Судебная реформа.

«Новые судебные уставы» 1864 года вводили в России принципиально новую систему судопроизводство. Они предусматривали всесословность суда, его независимость от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса. Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями. Была строго разграничена компетенция разных судебных инстанций. Мелкие гражданские дела разбирались в мировом суде, уголовные и тяжкие в окружном. Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат.

Военная реформа.

Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. Ключевым элементом реформы стал закон 1874 года о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, на флоте – до 7 лет. Сроки службы сокращались в зависимости от образовательного ценза. Лица, имевшие высшее образование, служили всего пол года. В 60-х годах началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Ускоренное развитие флота. Создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии – Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная. Улучшилась система управления вооруженными силами.

Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по нынешний день. Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны. С отменой крепостного права "воскресла" торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые. Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни. В годы его правления Россия прочно укрепила свои взаимоотношения с европейскими державами, разрешила многочисленные конфликты с соседствующими странами.

Вопрос 27. Контрреформы.

Под контрреформами обычно понимают действия правительства, направленные на искажение, ограничение или отмену начатых преобразований.

В связи с развитием народнического движения правительство нуждалось в усилении репрессивного аппарата. Поэтому ранее всего пересмотру подверглись положения судебной реформы. В 1871 г. право расследования политических преступлений было передано чинам корпуса жандармов. Если же в результате расследования улик не хватало оснований для передачи дела в суд, обвиняемого могли выслать административным порядком. Но правительству необходимо было, чтобы подсудимым по политическим преступлениям выносился обвинительный приговор и в ходе судебного разбирательства. С этой целью законом 7 июня 1872 г. большая часть политических преступлений передавалась в ведение Особого присутствия Правительствующего Сената с сословными представителями. В части вынесения приговоров надежды правительства оправдались. Но суд Особого присутствия слишком дорого обходился казне. Выход был найден: законом 19 мая 1878 г. оформляется система судебных органов для рассмотрения государственных преступлений. Несколько раньше преступления против порядка управления были изъяты из компетенции суда присяжных и, по существу, приравнены к государственным преступлениям. А начатый народниками в 1878 г. индивидуальный террор привел к тому, что ряд дел был передан в компетенцию военных судов.

Убийство народовольцами 1 марта 1881 г. императора Александра II лишь ускорило переход правительства к реакционному курсу. Раньше пересмотр судебных уставов осуществлялся в части судопроизводства по государственным преступлениям. Теперь же опасными казались и сами принципы судебной реформы. Принцип гласности судебных заседаний был нарушен предоставлением председательствующему на судебном разбирательстве закрывать двери суда. Принцип несменяемости судей был фактически отменен с учреждением Высшего дисциплинарного присутствия Сената, которое могло смещать и перемещать судей. Почти полностью уничтожалась мировая юстиция. С введением института земских начальников отменялись принципы всесословности и независимости суда от администрации. Институт земских участковых начальников был введен законом 12 июля 1889 г. Земский начальник осуществлял контроль за деятельностью крестьянского самоуправления и являлся первой судебной инстанцией для податных сословий. И судебные, и административные полномочия земских начальников были широки, а их решение – окончательно. Земский начальник назначался министром внутренних дел из потомственных дворян. С введением института земских начальников завершается судебная контрреформа и начинается земская.

Закон 12 июня 1890 г. значительно уменьшил число земских гласных. Вместе с сокращением количественного состава в земских учреждениях увеличивается представительство от дворян. Губернские и уездные предводители дворянства, даже не являясь земскими гласными, принимают участие в работе земских собраний. Подобные изменения объясняются тем, что дворянство на данном этапе действительно являлось социальной базой самодержавия. Однако даже таким земствам в столице не доверяли. Поэтому земские учреждения были поставлены под контроль местной администрации. Губернаторам и Губернским по земским и городским делам было предоставлено право утверждать решения земских собраний. Причем контроль осуществлялся не только за законностью принимаемых решений, но и за тем, насколько в них соблюдаются интересы жителей.

В 1892 г. на этих же принципах проводятся и преобразования городского самоуправления. Сокращается число гласных городских дум. Налоговый ценз заменяется имущественным, что приводит к резкому сокращению числа избирателей. Административной властью осуществлялся контроль не только за законностью принимаемых думами решений, но и за их "целесообразностью".

Очевидно, что земская и городская контрреформы были направлены на то, чтобы создать послушные правительству органы самоуправления. Дело в том, что реформы 60-70-х гг. XIX в. начинают процесс трансформации российского самодержавия в конституционную монархию. Контрреформы и должны были приостановить этот процесс, показать, что надежды на изменение общественного строя – лишь "бессмыслен­ные мечтания" отдельных лиц.

И все же, несмотря на серьезные изменения, внесенные контрреформами во все сферы жизни русского общества, вернуть страну к дореформенным порядкам уже было невозможно. Великие реформы 60-70-х гг. XIX в. привели к глубоким изменениями экономических, социальных и политических отношений в стране. Необходимость реформ ощущалась уже в конце XVIII в. Однако проведение преобразований на полвека задержали факторы объективного и субъективного порядка. Среди последних назовем то, что проекты реформ разрабатывались в Секретных комитетах. Гласный характер работы по подготовке реформы (с 1857 г.) значительно ускорил ее проведение в жизнь. Однако надо учитывать и фактор неоднозначного воздействия общественного движения на процесс реформ. Восстание декабристов, активизация деятельности народников в конце 70-х гг. XIX в. напрямую связаны с установлением реакции. И все же даже в годы реакции в правительстве рассматривались вопросы преобразований. Причина тому – объективная необходимость преобразований для дальнейшего развития России.

 

Вопрос 28

Вопрос 29.Русская культура 19 в.

Культура и научная жизнь. При достаточно вы­сокой политизированности городского и части сель­ского населения в целом жизнь России отличалась появлением категорий людей, все больше отдавав­шихся прежде всего профессиональным занятиям. Такими были многие инженеры, учителя, врачи, люди науки. Смысл жизни они видели в точном и творческом исполнении профессиональных обязан­ностей. Они не относились к идеологизированной интеллигенции. Скорее их можно назвать специ­алистами интеллектуального труда. Само появление таких категорий граждан свидетельствовало о том, что Россия начинала выходить на естественный путь развития промышленной, общественной модерниза­ции. Создавались союзы инженеров, врачебные об­щества, учительские союзы, характерные для граж­данского общества. Сравнивая показатели промышленного, аграр­ного и культурного развития, можно увидеть, что самый большой «бум» наблюдался в начале века, особенно после 1907 г., именно в образовательной сфере. Государственные расходы на образование ежегодно росли. К 1914 г. расходы государства, земств и городов на образование более чем в два ра­за превышали соответствующие статьи расходов во Франции и были примерно в полтора раза выше, чем в Великобритании. Если по переписи 1897 г. 3/4 населения были неграмотны, то в 1915 г. 68% рекрутов, призванных на военную службу, умели читать и писать. Конечно, последняя цифра не учитывает жителей Средней Азии, не призывав­шихся тогда в армию. Более низкий уровень гра­мотности был и среди женщин. В образовании рушились сословные перегородки. Так, в 1911 г. 15% всех гимназистов были детьми крестьян. Еще выше их доля была в реальных и коммерческих училищах. Но перспективы работы на ниве образования бы­ли еще необъятны. В стране было много неграмот­ных, особенно на национальных окраинах. Крупнейшим общественным и культурным со­бытием стал состоявшийся в конце 1913 г. первый всероссийский учительский съезд, на который съе­халось в Петербург более семи тысяч учителей со всей России. На съезде откровенно говорилось о ре­альных проблемах, низких заработках. Учителя с национальных окраин требовали введения обяза­тельного обучения на родном языке. Однако, не­смотря на критику многих сторон правительствен­ной политики, учительство зарекомендовало себя деятельной, патриотической силой. Иностранные наблюдатели говорили о возвышенном «идеализ­ме» российского учительства, превосходящего эн­тузиазмом и самоотверженностью своих коллег во многих европейских странах. Составной частью российской духовной жизни была масса периодических изданий: научных, культурных, просветительных, развлекательных, детских. Практически каждое политическое тече­ние имело свою прессу. Цензурные ограничения были не слишком обременительны. Общедоступ­ную художественную и просветительскую литера­туру массовыми тиражами выпускали издательст­ва И. Сытина, А. Суворина, А. Маркса. Российские энциклопедии «Брокгауз и Эфрон» и братьев Гра­нат были лучшими в мире. Российская Академия наук представляла собой уважаемое в стране научное сообщество. Ее члены в обязательном порядке избирались в Государственный совет. Так, одним из авторитетнейших чле­нов Государственного совета являлся великий уче­ный В. И. Вернадский. В 1915 г. по инициативе Вернадского создается Комиссия по изучению есте­ственных производительных сил России, которая должна была заниматься изучением и содейство­вать освоению природных богатств. Научное сообщество России характеризовалось корректностью и взаимоуважением. Усилиями на­учных авторитетов была создана атмосфера, в кото­рой отвергались и презирались интриганство, под­сиживание, авантюризм. Попытки судить ученых по политическим, а не профессиональным данным подвергались бойкоту. Общественное призвание российские ученые видели не только в служении науке, но и в просветительской деятельности. Чте­ние публичных лекций для всех желающих стано­вилось обыденностью крупных городов. Исключительно своеобразной была художест­венная жизнь. Обилие художественных школ, те­чений представляло все стили и направления: от академизма до крайних форм авангарда. Оценивая, например, художественную жизнь Санкт-Петер­бурга, европейские наблюдатели утверждали, что это самый свободный из всех европейских городов того времени. Вряд ли необходимо перечислять все школы и их блистательные имена. Каждый из даже не слишком ярких представителей художественной культуры внес особый вклад в российскую и миро­вую культуру XX столетия. / Три философские доктрины оказывали самое мощное воздействие на культурную жизнь в целом: Ницше, Толстого и Маркса. Они как бы отражали основные направления духовных поисков: индиви­дуализм, дошедший до стадии эгоцентризма, миросозерцание на основе «непротивления» и активную социальность. Порой в своем творчестве художни­ки причудливо соединяли и перерабатывали все философские течения современности. Но для мно­гих направлений, вопреки традициям XIX века, стал характерным демонстративный уход от заяв­ленной социальности, подчеркнутое внимание к форме произведения. В стороне от борьбы академистов и авангардис­тов начиналось особое течение в культурной жиз­ни, ищущее себя в истоках народного творчества, фольклора. Симптомы грядущих потрясений наиболее чет­ко проявились в художественной культуре. Един­ственное, что объединяло художников различных направлений и оттенков, — это подспудное ощуще­ние зыбкости, несовершенства данного миропоряд­ка. Художественная жизнь более чем какая-либо иная сфера общественной деятельности дала при­меры увлечения эсхатологией — настроением, ори­ентирующимся на «конец света», упадок и разру­шение. Безусловно, что аналогичные настроения имелись и в европейском искусстве того времени. Однако в России, по крайней мере в ее культурной среде, художник-творец независимо от направле­ния всегда воспринимался в качестве учителя и пророка, обладающего истиной в последней инс­танции. Именно поэтому выступления поэтов — от сладкоголосого Игоря Северянина до необузданно­го Владимира Маяковского — воспринимались значительной частью публики не только как худо­жественное, но и как общественное откровение. Вот почему, наблюдая за постановками пьес А. Че­хова и М. Горького в Московском Художественном театре, публика не только наслаждалась игрой ак­теров, но и стремилась найти ответ на волнующие 101 ее социальные вопросы: куда идет Россия и как жить дальше? Исторический парадокс состоит в том, что свобо­да и многоцветие художественной жизни тех лет служат одновременно и подтверждением си­лы российской культуры, и подтверждением сла­бости и искаженного сознания части образован­ного российского общества. В тех конкретных со­циально-психологических условиях культура не смогла поддержать общественное равновесие, но не она в этом виновата: она оставила такие шедевры, которыми мир восхищается и сегодня

Печать и книгоиздательское дело. До последней четвер­ти XIX в. газеты в России не имели широкого распростране­ния. Основным видом повременных изданий оставались журналы. В период отмены крепостного права самым попу­лярным из них был «Современник

В начале 60-х годов самым известным журналом либе­рального направления был «Русский вестник», выходив­ший в Москве под редакцией М. Н. Каткова. Пока журнал стоял за конституцию, в нем сотрудничали К. Д. Кавелин, А. М. Унковский, С. М. Соловьев и другие видные либера­лы, печатали свои произведения М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой. Старейшей русской газетой были «Санкт-Петербургские ведомости». Академия наук, официальный издатель газеты, сдавала ее в аренду частным лицам. Сложную судьбу претерпела другая старейшая русская газета — «Московские ведомости». Принадлежала она Мо­сковскому университету, который сдавал ее в аренду. В 1862 г., когда в очередной раз решался вопрос об аренде, одним из претендентов стал М. Н. Катков, имевший в то время репу­тацию либерала и англомана. Университет склонялся в пользу другой кандидатуры, но правительство неожиданно поддержало Каткова, который и получил аренду. Предвари­тельно же, как видно, состоялось какое-то соглашение, пи­тому что Катков, взяв в свои руки газету, сразу же покончил со своим либерализмом, начал громить «нигилистов» и тре­бовать» твердой власти». «Московские ведомости» стали авангардом реакции, упрекая правительство в нерешительности. Катков держал себя довольно независимо по отношению к властям.

30ый вопрос

Движение 2-ой полов 19 в.

Причины подъема общественного движения.

Главная причина – это сохранение старой социально-политической системы и, в первую очередь, самодержавного строя с его полицейским аппаратом, привилегированным положением дворянства, отсутствием демократических свобод, нерешённость аграрно-социального вопроса. Половинчатость реформ 60-70 годов и колебания правительственного курса. В пореформенный период окончательно оформились три направления в общественном движении – консерваторы, либералы, радикалы. У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции.

Консерваторы. Социальную основу этого направления составляло дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства. Самодержавие по-прежнему объявлялось важнейшим устоем государства, обеспечивающее величие и славу России. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа. Народность означала единение царя с народом. Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость самодержавия, свертывание реформ и проведение контрреформ. В социально – экономической сфере они ратовали за укрепление позиций дворянства, сохранение помещичьего землевладения. Во внешней политике ими развивались идеи единения славянских народов вокруг России. В духовной сфере представители консервативной интеллигенции отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозность, безусловного подчинения власти.

Либералы. Социальную основу либерального движения составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции. Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России. Либералы настаивали на введении конституционных начал, демократических свобод и продолжения реформ. Они выступали за создание общероссийского выборного органа (Земского собора), расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была конституционная монархия. Во внутриполитической области либералы выступали за сильную исполнительную власть. В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, предлагали понизить выкупные платежи, провести мероприятия, способствующие становлению в России правового государства и гражданского общества. Признание неприкосновенности личности, ее права на свободное духовное развитие было основой их морально-этических взглядов.

Радикалы. Представители этого направления развернули активную антиправительственную деятельность. Они выражали интересы крестьян и рабочих. В их движ

Вопрос 31. Социально-экономическое и политическое развитие России 20 в.

Экономическое развитие России. К началу XX столетия Россия представляла собой аграрно-индустриалъную страну. Великие реформы 60-х гг. XIX века расчистили дорогу для быстрого буржуаз­ного развития. Но при любых условиях модернизация в России отличалась быст­рыми темпами промышленного развития, увеличе­нием значения предпринимательства, ростом рабо­чего класса. Важнейшую роль стали играть круп­ные финансовые структуры: банки, кредитные и страховые общества. В пореформенные годы объем промышленного про­изводства вырос в России в 7 раз. По темпам про­мышленного роста Россия вышла на одно из пер­вых мест в мире. Одним из определяющих факторов развития российской экономики стала стабилизация наци­ональной валюты. Стабильность рубля, который внутри страны свободно обменивался на соответст­вующий золотой эквивалент, сделала Россию при­влекательным объектом для крупных иностран­ных капиталовложений. Национальный капитал, окрепнув и раз­вившись, стал постепенно вытеснять иностранный, прежде всего путем собственных вложений в отече­ственную промышленность. Доля иностранного ка­питала медленно, но неуклонно снижалась. Особенностью промышленного развития России была более значительная доля, по сравнению с ев­ропейскими странами, казенной промышленности. Процесс модернизации был одновременно уско­рен и осложнен промышленным и аграрным кризи­сом 1900—1903 гг. Этот кризис носил мировой ха­рактер и достаточно болезненно затронул Россию. Разорения и банкротства следовали одно за другим, прекратили деятельность более трех тысяч пред­приятий. В России шла вторая (после 1890-х гг.) волна мо­нополизации. В борьбе за выживание предприятия объединяются в картели и синдикаты. Монополии ограничивают действие свободного рынка. В России же выход из экономического кризиса сопровождался усилением роли монопо­листических объединений. Некоторые отечественные банки действовали под контролем крупных иностранных банков. Так, стал формироваться финансовый капитал, соче­тавший интересы промышленных и банковских монополий. Путь модернизации был объективно сопряжен с большими трудностями и противоречиями. Ска­зывались относительная слабость развития частно­го капитала, нехватка ресурсов для капиталовло­жений. Несмотря на приток иностранных и еще больший рост отечественных капиталов, нужда в них ощущалась постоянно. Их требовалось все больше и больше для развития железных дорог, вложений в тяжелую индустрию. Сложной проблемой для России стали источни­ки индустриализации. Государственная власть должна была обеспечить стабильное поступление налогов в казну, поэтому Витте проводил жесткую налоговую политику. Но основная масса налогоплательщиков проживала на селе, не обла­дая высокой покупательной способностью, ста­бильными денежными доходами, а, следовательно, и способностью регулярно платить налоги. Кресть­янство платило государственный налог на землю, а также основную часть косвенных налогов. По предложению Витте в конце XIX века была введена винная монополия, дававшая казне изрядные доходы. Население аграрных облас­тей росло быстрее, чем производительность сель­скохозяйственного производства. Сокращалась средняя площадь одного крестьянского надела. В Центральной, Северной, Восточной России и на Северном Кавказе господствовала особая форма землепользования — община. Урожайность на общин­ных землях была, как правило, ниже, чем на част­новладельческих, в том числе и на части поме­щичьих. Именно последние давали основную долю хлеба, идущего на экспорт. Сами же крестьяне при­чину собственной бедности видели в недостаточном количестве земли. Чтобы свести концы с концами, они были вынуждены арендовать ее у помещиков, причем большинство сделок носило кабальный характер. Общинное землепользование защищали в Рос­сии многие: и консерваторы-почвенники, видев­шие в общине традиционный для русского крестья­нина образ жизни, и социалисты-народники, счи­тавшие, что через общину крестьянин наиболее верным и быстрым путем способен перейти к соци­ализму. Государству же община была выгодна по­тому, что она упрощала сбор налогов. Характер аг­рарного сектора все больше приходил в противоре­чие с задачей модернизации страны. Свидетель­ством осознания этого правительством явилась отмена круговой поруки в 1903 г. В России актив­но развивалось мелкое и среднее предприниматель­ство в сфере ремесла, бытовых услуг и торговли. Кустарная промышленность имела обширный и стабильный внутренний рынок сбыта. Модернизация в социальной сфере. Традици­онное для Российской империи сословное деление с началом процесса модернизации все больше отхо­дило на второй план. Шел процесс формирования новой общественной структуры, основанной на иных принципах. Наглядным свидетельством со­циальных перемен стало изменение характера крупных частных землевладельцев, или, как их было принято называть, помещиков, — главной опоры самодержавия. Количество помещичьих хозяйств приближалось к 100 тыс. Новым классом, все более уверенно заявлявшим о себе, была российская буржуазия. Ее формирова­ние проходило различными путями. Это были по­томки крестьян, ставшие розничными торговцами и накопившие начальные капиталы, откладывая каждую копейку. Примером таких предпринима­телей служили братья Рябушинские. Среди пред­принимательских фамилий нередки были выход­цы из старообрядцев (Морозовы, Солдатенковы, Рябушинские). Как и традиционное российское дворянство, бур­жуазия была многонациональной, включавшей выходцев из других стран, в частности Германии. Сумев в собственных интересах найти возмож­ность объединения в монополии, российская бур­жуазия оказалась менее способной к политической самоорганизации. Ее раздробленность и не слиш­ком активное участие в политике отражали неза­вершенность процесса модернизации в целом. Бурное промышленное развитие вело к росту численности наёмных рабочих. Ранняя стадия ин­дустриализации в сочетании с усиливавшимся аг­рарным перенаселением выталкивала в города, в промышленность тысячи людей, искавших себе применение. Их социальное и психологическое со­стояние отличалось неустойчивостью. Объективная ситуация, в которой они оказывались, невысокая квалификация, тяжелые бытовые условия, отсутст­вие законов, защищавших их права, колебания эко­номической конъюнктуры, безработица толкали ра­бочих к активным, радикальным действиям. Такое явление характерно для всех стран, вступающих на путь индустриализации и модернизации. В рабо­чей среде появляется слой, пусть узкий, квалифи­цированных работников с весьма высоким для сво­ей среды культурным уровнем. Из их числа выдвигались рабочие-активисты. Именно они ста­новились проводниками революционных идей в ра­бочей среде. Развитие пореформенной России сопровожда­лось увеличением численности интеллигенции. Она рекрутировалась из всех слоев общества. Ее особенностями были стремление к высокому обра­зовательному уровню и неудовлетворенность мес­том в обществе. По переписи 1897 г., 290 тыс. человек имели высшее образование. Многие из них не интересова­лись политикой, уходя в свою профессию. Однако и в их рядах были весьма сильны оппозиционные на­строения. Это еще одно отличие России от стран За­пада. Западная интеллигенция с помощью выборов получала возможность войти в правящую элиту об­щества. Следовательно, ее оппозиционность не всегда принимала радикальный оттенок. В России же именно интеллигенция создавала ту идейно-ре­волюционную среду, которая отличалась как склонностью к бескорыстию и самопожертвованию, так и крайней революционностью, вплоть до применения терроризма и его морального и поли­тического оправдания. В интеллигентской среде формировались все оттенки общественного мне­ния: от консервативно-охранительных до ради­кально-террористических. За интеллигенцией психологически тянулись и новые городские слои, к которым принадлежали те­леграфисты, парикмахеры, портные, прачки и т. д. Эти люди в неустойчивой социально-психологиче­ской атмосфере оказывались весьма податливы на яркие, но упрощенные лозунги и нередко станови­лись вождями различных движений. Несмотря на кажущуюся стабильность, деревня расслаивалась, что подрывало устойчивое господ­ство «мира». В целом она продолжала и в начале XX века сохранять традиционный характер с гос­подством патриархальной семьи и морали. Пореформенное время выделило крестьян, активно стремившихся к рас­ширению хозяйства, росту его доходности, повы­шению товарности. К числу деревенской

слоев общества, посвятившие себя служению народу. В радикальном направлении второй половины 19 века господствующее положение занимало течение идеи которого заключались в некапиталистическом развитии России и “общинного социализма”. В истории движения радикалов второй половины 19 века выделяются три этапа: шестидесятые годы – складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков; 70-е годы – оформление народнической доктрины и деятельность организаций революционных народников; 80-90-ые годы – активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы.

.Социально-экономические и политические преобразования в России. Реформы Столыпина (1907-1914).

2 дума. В феврале 1907 года была создана вторая государственная дума. При выборах новой думы было урезано право рабочих и крестьян участвовать в них. Вторая государственная дума (февраль – июнь 1907 года) оказалась еще более левой, чем первая. Кадетский центр растаял. Усилился правый фланг – в думу прошло 10% Черносотенцев, 15% Октябристов, и буржуазно-националистических депутатов. Трудовики, Эсеры и Социал-демократы образовали “левый” блок. Как и раньше центральным был аграрный вопрос. Черносотенцы требовали сохранить помещичью собственность в неприкосновенности, а крестьянские земли изъять из общины Кадеты отказались от идеи создания государственного фонда. Они предлагали выкупить часть земли у помещиков и передать ее крестьянам, поделив расходы поровну между ними и государством. Трудовики вновь выдвинули свой проект. Социал-демократы потребовали полной конфискации помещичьей земли и создания местных комитетов для ее распределения между крестьянами. Проекты принудительного отчуждения помещичьей земли напугали правительство. Было принято решение разогнать думу. Она просуществовала 102 дня. Предлогом для роспуска явилось обвинение депутатов социал-демократической фракции в подготовке государственного переворота. 3 июня 1907 года одновременно с манифестом о роспуске второй гос. думы был опубликован новый избирательный закон.

3 дума. Закон 3 июня 1907 года. Он изменил порядок думских выборов. Рабочие потеряли половину выборщиков, а крестьяне больше половины. Число депутатов от национальных районов сократилось втрое. Выборы в 3-ю думу были не всеобщими, сословными и неравными. Они проходили в обстановке террора, полицейских преследований. Третья государственная дума работала 5 лет с ноября 1907 года по июнь 1912 года. В нее вошло: 32% “Правых” депутатов; 33% октябристов составили центр; 12% кадетов; 3% трудовиков; 4,2% социал-демократов и 6% от национальных партий заняли “левый” фланг. В послереволюционных условиях перед правительством по-новому встали три прежних: рабочий, национальный, аграрный. Пять лет дума обсуждала 4 законопроекта о продолжительности рабочего дня, о страховании и пенсиях для рабочих, для русских”.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.249.234 (0.014 с.)