Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 44. СССР в «Хрущевское десятилетие»

Поиск

Реформа управления экономикой. В мае 1957 г. ликвидацией отраслевых министерств и созданием совнархозов началась реализация одной из крупных реформ, осуществленных в годы руко­водства Н. С. Хрущева.

После XX съезда страна находилась на подъеме. Пятая пятилетка по ряду показателей была выпол­нена досрочно. Командно-административная система в условиях ликвидации принудительного труда, отмены суровых наказаний, усложнения усло­вий хозяйствования стремительно теряла свои силь­ные стороны. К концу пятой пятилетки в стране насчитывалось уже более 300 тыс. предпри­ятий и строек, большая часть которых находилась далеко от Центра.

Науч­но-техническая революция требовала развития новых отраслей промышленности: развития электро­ники, химии, электрификации железных дорог, из­менения структуры топливного баланса, перехода от угля на нефть и газ. Такие задачи были поставлены на XX съезде КПСС. Однако в новых условиях управ­лять промышленностью из министерских кабинетов становилось все труднее. Жесткая ведомственная система, основанная на максимальной централиза­ции хозяйственного руководства и ограничении самостоятельности мест, стала тормозить дальней­ший рост производительных сил. Общесоюзные министерства были упразднены. Предпри­ятия, находившиеся в их ведении, были переданы в непосредственное подчинение Советам народного хо­зяйства административных экономических районов.

В то же время реформа не изменила самих прин­ципов управления и планирования, а лишь заменила отраслевую организацию территориальной. Ослож­няло работу совнархозов неквалифицированное вме­шательство партийных руководителей. Принципиальные пороки новой системы управле­ния — местничество и стремление использовать ре­сурсы прежде всего для удовлетворения собственных потребностей. Под угрозой оказался технический прогресс — созданные республиканские и Высший совет народного хозяйства (в 1962 г.) во главе с Д. Ф. Устиновым не смогли обеспечить проведение единой технической политики. Качественные пока­затели промышленных изделий стали падать. В ко­нечном итоге система управления еще более услож­нилась и стала менее квалифицированной. Реформа потерпела крах, и после отстранения Хрущева от влас­ти территориальная система была ликвидирована.

Успехи и неудачи аграрной политики. Малоуспешным оказались в конечном счете и преобразования сельского хозяйства. После сен­тябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС положение в деревне стало выправляться. Валовая продукция сельского хозяйства за 1954—1958 гг. возросла более чем на треть. Это был период наи­большего подъема в истории советского сельского хо­зяйства. Увеличилось производство мяса, молока, вы­росла урожайность зерновых.

Хрущев внес в жизнь деревни много нового. Колхозы и сов­хозы получили кредиты, новую технику.

Крестьянам в приказном порядке навязывали посевы кукурузы и другие нововведения, что приводило к колоссаль­ным потерям.

С середины 50-х годов начался новый этап укруп­нения колхозов. В 1957—1966 гг. ежегодно ликвидировалось около 10 тыс. уже укрупненных ранее колхозов. Одновременно многие колхозы «для ук­репления» были преобразованы в совхозы. К 1963 г. осталось лишь 39 тыс. колхозов вместо 91 тыс. в 1955 г.

Далеко идущие последствия для всей страны имела ликвидация в марте 1958 г. МТС. Сложившая­ся система технического обслуживания колхозного производства через МТС была далека от совершенст­ва. Колхозы были единственными предприятиями в стране, которые сами не распоряжались машина­ми — своими основными орудиями труда. Это созда­вало большие неудобства. Опека со стороны МТС только связывала колхозы. 31 марта 1958 г. Верхов­ный Совет СССР принял Закон о реорганизации МТС и продаже техники колхозам. Прогрессивная рефор­ма не была хорошо продумана, что в конечном счете привело к резкому падению темпов производства сельскохозяйственной продукции. Вместо заплани­рованных на семилетку (1959—1965 гг.) 70 %, ре­альный рост валовой продукции составил всего 15 %. Реформа подорвала экономику колхозов. Не имея выбора, колхозы выкупали машины немедлен­но и сразу оказывались в сложном финансовом поло­жении. Большинство из них резко снизило оплату трудодня, экономические стимулы вновь перестали действовать. В немалой степени этому способствова­ла и незаконная ликвидация в конце 50 — начале 60-х годов личного скота сельских жителей под пред­логом отвлечения их от труда в общественном хозяй­стве. Личный скот, главным образом коровы, в тече­ние трех лет был частично сдан в общественные стада, а основная часть была крестьянами уничтоже­на. В результате страна потеряла миллионы голов скота.

Реформы 50 — начала 60-х встряхнули деревню. Однако главный итог был неутешителен: кризис сельского хозяйства углубился, обострилась продо­вольственная проблема в стране. Впервые за всю ис­торию СССР в 1963 г. были произведены закупки зерна за рубежом.

Реформа школы. Важнейшей реформой, осу­ществленной в 1958 — 1964 гг., стала к реформа сис­темы народного образования. Советская школа недо­статочно гибко реагировала на быстрый прогресс науки и техники, изменения в производстве. За весь послевоенный период система управле­ния школой практически не менялась. Выпускники средней школы неохотно шли работать на производ­ство, считая такой труд непрестижным. Большинство из них не было готово к работе на заводах и в колхозах. Таким образом, реформа образования должна была снять возникшее противоречие между всеоб­щим стремлением к высшему образованию и потреб­ностями экстенсивной экономики в новых рабочих руках. Первые попытки политехнизации школы в 1954 и 1955 гг. не увенчались успехом. Все желающие получить полное среднее образова­ние должны были учиться либо в средней общеобра­зовательной трудовой политехнической школе с про­изводственным обучением, либо в среднем профтех­училище (техникуме), либо в вечерних (сменных) и заочных школах рабочей и сельской молодежи. Уче­ба в вузах также максимально совмещалась с рабо­той на производстве.

С самого начала осуществление реформы натолк­нулось на многочисленные трудности. Материально-техническая база школы оказалась не подготовлен­ной к реализации задач производственного обуче­ния. В абсолютном большинстве школ выбор профес­сий был невелик и чаще всего носил случайный ха­рактер.

К осени 1963 г. стало очевидным, что средняя школа не годится в качестве основного источника пополнения предприятий и строек квалифицирован­ными кадрами. Не оправдали себя и заочные и вечер­ние формы среднего образования.

 

 

Таким образом, возврат СССР к довоенной модели экономи­ческого развития вызвал значительное ухудшение хозяйственных показателей в послевоенный период, что явилось закономерным итогом реализации взятого в конце 20-х гг. курса.

Возврат к довоенной внутренней политике (1946 – 1953гг.). После войны было несколько дискуссий по поводу послевоенного развития. Однако в этих дискуссиях победила точка зрения Сталина, заявившего в начале 1946 г. о продолжении взятого перед вой­ной курса на завершение строительства социализма и построе­ние коммунизма. Это означало и возврат к довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой, а одновременно и к тем противоречиям и диспропорциям между отраслями экономики, которые сложились в 30-е гг. Победа советского народа в войне породила надежды у кре­стьян на роспуск колхозов, у интеллигенции — на ослабление политического диктата. Власть была обеспокоена подобными настроениями. Однако абсолютное большинство населения страны воспринимало побе­ду в войне как победу Сталина и возглавляемой им системы. По­этому в стремлении подавить возникшее социальное напряжение режим пошел по двум направлениям: с одной стороны, по пути декоративной, видимой демократизации, а с другой — усиления борьбы с «вольнодумством» и укрепления тоталитарного режима.

Сразу после завершения второй мировой войны, в сентябре 1945 г., было отменено чрез­вычайное положение и упразднен Государственный Комитет Обороны. В марте 1946 г. Совет Народных Комиссаров СССР был преобразован в Совет Министров. Одновременно по нара­стающей шло увеличение количества министерств и ведомств, росла численность их аппарата.

В это же время прошли выборы в местные советы, Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР, в результате чего обновился депутатский корпус, не менявшийся в годы войны. К началу 50-х гг. усилилась коллегиальность в деятельности Со­ветов в результате более частого созыва их сессий, увеличения числа постоянных комиссий. В соответствии с Конституцией бы­ли впервые проведены прямые и тайные выборы народных судей и заседателей. Однако вся полнота власти по-прежнему оставалась в руках партийного руководства.

Однако, несмотря на внешне позитивные, демократические изменения, в эти самые годы в стране ужесточался политический режим, нарастала новая волна репрессий.

В 1948 г. были созданы лагеря «специального режима» для осужденных за «антисоветскую деятельность» и «контрреволю­ционные акты», в которых использовались особо изощренные ме­тоды воздействия на заключенных.

Наряду с политзаключенными в лагерях после войны оказа­лось и немало тех тружеников, которые не выполняли существо­вавшие нормы выработки.

Опасаясь возросшей в ходе войны популярности военных, Сталин санкционировал арест маршала авиации А. А. Новико­ва, генералов П. Н. Понеделина, Н. К. Кириллова, ряда сослу­живцев маршала Г. К. Жукова. Самому полководцу были предъявлены обвинения в сколачивании группы недовольных ге­нералов и офицеров, неблагодарности и неуважении к Сталину.

Репрессии затронули и часть партийных функционеров, осо­бенно тех, кто стремился к самостоятельности и большей незави­симости от центральной власти.

 

 

Вопрос 45. Социально-экономическая политика СССР периода «застоя» (1965-1985гг.)

Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты. Провалы в разви­тии экономики страны в начале 60-х гг. даже в среде политиче­ских лидеров породили сомнения в эффективности администра­тивного диктата. В целом она, конечно, не отвергала дирек­тивную модель экономики, а лишь внедряла в нее некоторые ме­ханизмы внутренней саморегуляции, материальной заинтересо­ванности производителя в результатах труда.

В марте 1965 г. было объявлено о реформе в сельском хозяй­стве. Намечались меры по решению социальных проблем села, частичному использованию экономических стимулов к труду. Все это вело к оживлению хозяй­ственной деятельности советской деревни.

Огромные средства, направлявшиеся на развитие сельского хозяйства использовались крайне неэффективно. Часть их расхо­довалась на строительство гигантских комплексов, дорогостоя­щую технику, на непродуманную мелиорацию и химизацию почвы.

Введение стабильных денежных окладов в колхозах обернулось ростом иждивенческих настроений.

По мере свертывания линии на развитие заинтересованности в результатах труда к началу 80-х гг. колхозы и совхозы в целом оказались убыточными.

Страна, обладавшая самыми богатыми в мире черноземными почвами, оказалась самым крупным импортером зерна и про­дуктов питания.

Становилось все более очевидным, что для решения продо­вольственной проблемы необходимо идти на решительное разви­тие экономических стимулов к труду.

Для экономического стимулирования производителей было разрешено оставлять в распоряжении предприятий часть дохо­дов, которая делилась на три фонда: фонд материального поощ­рения, фонд социально-культурного и бытового развития (строи­тельство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинанси­рования производства.

Вместо совнархозов было восстановлено управление промыш­ленностью через отраслевые министерства. Замышлялось и сочета­ние единого государственного планирования с местной инициа­тивой. Причем право корректировки утвержденных планов было предоставлено лишь самим предприятиям.

Расширение прав министерств входило в явное противоре­чие с тезисом реформы о «самостоятельности» предприятий.

При всей своей ограниченности реформа дала немалый эко­номический результат. За годы восьмой пятилетки (1966— 1970 гг.) объем промышленного производства вырос в полтора раза.

Однако уже к концу 60-х гг. реформа по­шла на убыль. А вместе с тем поползли вниз и плановые показа­тели: среднегодовые темпы прироста национального дохода с 7,7% в годы восьмой пятилетки упали до 3,5% в годы одиннад­цатой (1981 —1985 гг.), темпы роста производительности труда за это же время снизились с 6,8% до 3%.

Руководство страны объясняло все это объективными причи­нами: неблагоприятной демографической ситуацией и снижени­ем удельного веса трудоспособного населения; истощением традиционной сырьевой базы и резким удорожанием добычи по­лезных ископаемых; физическим износом и моральным старени­ем оборудования; значительным ростом военных расходов и г. д.

Однако главным обстоятельством, объясняющим неудачи ре­форм, было то, что сама директивная модель экономики, отвер­гая все новое, исчерпала свой ресурс. Она могла еще какое-то время развиваться по инерции, но в историческом плане была обречена. Существовавшие условия организации и управления производства не могли уже обеспечить решения объективно сто­ящих перед экономикой задач.

В 1979 г. правительство предприняло еще одну попытку ожи­вить экономику страны за счет «совершенствования» безнадеж­но устаревшего, отжившего свой век хозяйственного механизма и повышения роли партийного руководства. Однако реанимиро­вать экономику эти усилия уже не могли.

Лишь в 1983 г., уже после смерти Л. И. Брежнева, новый ли­дер страны Андропов предпринял «широкомасштабный экономический эксперимент», предполагавший ослабление цент­рализованного планирования и распределения, некоторые изме­нения ценообразования на уровне отдельных предприятий и ре­гионов. Эти меры дали кратковременный успех, но прошли почти незамеченными на фоне набиравших силу политических перемен.

Смена хозяйственного механизма оставалась жизненно важной проблемой.

Научно-технический прогресс. В начале 70-х гг. Запад всту­пил в стадию постиндустриального развития. Это означало не только автоматизацию производства, широкое применение робо­тов и ЭВМ, внедрение

§ «доктрина Брежнева» — ограничение сувере­нитета стран социалистического лагеря, усиле­ние трений внутри него;

§ попытки продолжения политики «холодной войны» в условиях кризиса мировой социалис­тической системы.

Декларация о государственном суверенитете России. Б. Н. Ельцин — первый Президент Рос­сийской Федерации.

Суверенная Россия на пути либеральных ре­форм. Августовский путч 1991 г. и крах пере­стройки как попытки социалистического рефор­маторства. Прекращение деятельности КПСС. Курс на радикализацию реформ, переход к ры­ночным отношениям и либеральной политиче­ской модели. Первые шаги к рынку. «Шоковая терапия» и обострение ситуации в стране при правительстве Е. Т. Гайдара. Противоречия и социальные последствия приватизации.

Жизнь и быт населения в годы реформ. Последствия либерализации цен для населения; обесценивание денежных сбережений, рост цен в 150 раз, ухудшение качества питания и систе­мы лечения.

Спад промышленного производства, сокраще­ние числа работающих, кризис колхозной систе­мы, рост инфляции. Забастовки рабочих, служа­щих. Эмиграция научных кадров.

Начало стабилизации экономической ситу­ации в 1996—1997 гг. Прекращение спада про­изводства. Рост предпринимательства. Сниже­ние инфляции. Укрепление курса рубля. Ста­новление банковской системы. Рост числа акци­онерных обществ, частных предприятий и банков. Начало создания частнокапиталистиче­ского уклада. Демонтаж отжившей команд­но-административной системы и переход к эко­номическим методам регулирования. Рост внешней торговли и интеграция России в миро­вое хозяйство. Рост потребительского рынка. Формирование политической системы Россий­ской Федерации. Установление отношений с субъектами Федерации. Стремление к сохране­нию территориальной целостности России. Борьба против преступности и терроризма.

Развитие гласности, политического плюрализ­ма, многопартийности. Создание новой системы законов. Широкая демократизация всей жизни общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.223 (0.015 с.)