ТОП 10:

Соборное уложение 1649 г.: кодекс феодального права России.



После смуты оживилась законодательная деятельность. События начала столетия до того подорвали все учреждения и установления, что с воцарением Михаила Фёдоровича многое нужно было восстанавливать, переделывать или делать заново.

После судебника 1550 г. накопился новый материал – указы и приговоры высших властей. И когда в ходе Московского восстания 1648 года дворяне и посадские люди поставили вопрос об упорядочении управления, в том числе и о составлении нового свода законов, в распоряжении властей, согласившихся с этим требованием, оказался обширный материал из «новоуказных» статей.

Составление свода поручили комиссии из пяти человек – бояр князя Одоевского и князя Прозоровского, князя Волконского, дьяков Грибоедова и Леонтьева. «Приказ князя Одоевского» и составил Соборное уложение. В январе 1649 г. его утвердили на Земском соборе, потом отпечатали в Московской типографии и разослали по учреждениям всей страны. Оно состояло из 25 глав и 967 статей!

Соборное уложение 1649 года – заметный шаг вперёд в развитии отечественного законодательства. Прежде всего оно говорит о дворянстве, защищает его интересы; трактует и вопросы, связанные с положением других сословий: помещичьих и черносошных крестьян, посадских людей, холопов, стрельцов, казаков и прочих.

Уложение – кодекс феодального права. Он удовлетворяет требования дворянства и верхушки посадского мира. Уложение исходит из монопольного права феодалов на землю и крестьян. Но предусматривает и их обязанность служить с поместий и вотчин; за уклонение от службы грозит конфискация половины поместья, битьё кнутом, за измену – смертная казнь и полная конфискация имущества.

Важное место в уложении заняли вопросы охраны чести и здоровья царя, царской власти, представителей «государева двора» и церкви.

Соборное Уложение 1649 г.завершило процесс прикрепления крестьян к земле. Согласно положениям главы 11 Уложения "Суд о крестьянах" отменялся Юрьев день. Для возвращения беглых больше не существовало срока давности. Уложением вводился бессрочный сыск беглых. Предусматривались строгие меры против тех землевладельцев, которые захотели бы принять беглых крестьян (10 руб. штраф за каждый год за одного человека). В Уложении не всегда последовательно проводится принцип поземельного прикрепления крестьян. Например, имущество крестьян могло быть конфисковано в счет уплаты долгов помещика.

Одновременно с закрепощением крестьянства оформлялось и прикрепление городских жителей к посаду. Прикрепление рассматривалось как средство к исправному исполнению казенных повинностей. С этой целью правительство пошло на удовлетворение ряда требований горожан. Согласно Уложению запрещалась наносившая ущерб посадским людям розничная торговля крестьян в городах. Кроме того, Уложение 1649 г. ликвидировало белые слободы в городах. Белыми назывались дворы в городах, освобожденные от несения казенных повинностей. Ликвидация белых слобод в городах привела к снижению размера повинностей с посадских людей. Ведь размер податей не изменился, а раскладывать их стали среди большего числа дворов.

В Соборном Уложении подтверждалась обязательность службы для землевладельцев. Своеобразной гарантией явки дворянина на службу являлось прикрепление крестьян к земле. С той же целью поддержало правительство и другие требования дворянства, направленные на обеспечение стабильного развития поместья. Так, Уложение разрешает передачу поместья по наследству, если наследник поступает на службу. Кроме того, был разрешен обмен поместья на вотчину. Правда, юридический статус владения при обмене не изменялся.

Таким образом, в интересах централизации власти государство прикрепило посадское население к несению тягла, крестьянство – к земле, дворянство – к службе.

Оформление крепостного права неизбежно вело к ухудшению положения основной массы населения России. Следствием этого был рост сопротивления народных масс.

В целом соборное уложение стояло на защите интересов самодержавной монархии, верхов общества, узаконив окончательное оформление крепостничества и тенденции перехода к абсолютизму в государственно-политической жизни России.

Вопрос 19.Экономич. Ведущим сектором экономики в описываемое время по-прежнему оставалось сельское хозяйство. Развивались крестьянские промыслы и мануфактурное производство. К концу XVII в. в России действовало до тридцати мануфактур. Нередко на мануфактурах использовался вольнонаемный труд. Но сфера распространения вольного найма была очень узка. Причина тому – прикрепление сословий. Наемным рабочим мог стать либо беглый, либо отходник. Из данных категорий населения и формировался тогда рынок свободной рабочей силы. Наличие квалифицированной рабочей силы и торгового капитала, складывание всероссийского рынка – таковы основные предпосылки петровской индустриализации. Несмотря на широкое применение на мануфактурах труда крепостных, заработную плату получали все рабочие. А приписка к заводу крепостных первоначально даже способствовала формированию высококвалифицированных кадров. Таким образом, социально-экономическая природа мануфактуры первой четверти XVIII в. характеризуется сочетанием капиталистических и феодальных элементов при преобладании последних. Впрочем, подобное сочетание нового и старого присуще всем реформам Петра I.

Мероприятия Петра I по поддержке отечественной промышленности были результатом проведения в жизнь принципов меркантилизма. Теоретики меркантилизма учили, что богатство государства выражается в деньгах. В результате деятельности правительства к концу царствования Петра I в России была создана крупная промышленность. Действовало около двухсот мануфактур. И в дальнейшем созданная Петром I мануфактурная промышленность успешно выдерживала конкуренцию с крестьянскими промыслами.

Соц. Допетровская Россия, конечно же, знала деление общества на сословия (классы). За каждым из сословий были закреплены конкретные обязанности. И все же сословные границы были еще размыты. Сословные границы следовало определить более четко хотя бы для того, чтобы добиться исправного выполнения повинностей. Процесс консолидации дворянства ускорила и изданная в 1722 г. "Табель о рангах". Вместо прежних чинов (думные, московские, городовые) "Табель" вводит четырнадцать рангов. Предполагалось, что дворянин начнет службу солдатом и будет продвигаться вверх по служебной лестнице в соответствии с заслугами. Таким образом, "Табель о рангах" устанавливала новый принцип формирования чиновничества – принцип служебной годности. Действие данного правила не распространялось лишь на членов императорской фамилии. Согласно "Табели" служба была военной, статской и придворной. В то же время это деление не препятствовало чиновнику изменить род службы. Наоборот, установив соответствие военных и гражданских рангов, "Табель" упростила подобный переход.

Создавая условия повышения социального статуса талантливых выходцев из народа, Петр I в то же время устанавливал более четкие границы, отделявшие дворянство от других сословий России. Таковы, например, социальные последствия проведенных в 1722-1724 гг.первой ревизии и податной реформы.

Ревизия способствовала консолидации сословий России. Окончательно стираются различия между холопами и крепостными. Не исполнявшие прежде государственные повинности холопы были положены в оклад наравне с крестьянами. Проведение ревизии способствовало углублению различий между привилегированными и непривилегированными сословиями России.

Таким образом, проведенная ревизия и связанная с ней податная реформаимели три аспекта: финансовый, полицейский и социальный. Для податных сословий переход к подушному налогообложению помимо упрощения системы самого сбора налогов означал еще и отмену ряда денежных и натуральных повинностей. Правда, это не касалось рекрутской повинности. Она заключалась в том, что в вооруженные силы поставлялся один человек с определенного правительством количества дворов (от 500 до 100 в зависимости от внешнеполитической ситуации). Служба была пожизненной. Занятый только исполнением обязанностей по службе бывший крестьянин уже через несколько лет превращался в профессионального военного. Военные реформы Петра I были вызваны потребностями внутренней и внешней политики России. Так, переход к рекрутской системе комплектования вооруженных сил был начат в 1699 г. Начало реформы не случайно приходится на год разгрома очередного стрелецкого восстания.

Тогда же после Великого посольства царь интенсивно готовился к войне со Швецией. Результатом военных реформ Петра I явилось создание в России регулярной армии и флота. Особенностью социальной политики правительства первой четверти XVIII в. было то, что, созидая крупную промышленность, Петр I не создал условий для превращения купечества в буржуазию. Как и прежде, в соответствии с успехами торгово-предприни­мательской деятельности купец получал привилегии. Уже в XVII в. одной из привилегий гостей было право покупать вотчины







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.173.45 (0.005 с.)