ТОП 10:

ТЕМА 4. СМУТНОЕ ВРЕМЯ В РОССИИ. ПРАВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ.



1. Смутное время 1598-1613 гг.

Русское государство в конце XV – начале XVI вв.: причины и сущность Смуты. Обострение социальных противоречий. Прекращение династии Рюриковичей и борьба за московский престол. Самозванцы на Руси. Роль римско-католической церкви в интервенции в Россию. Польско-шведская интервенция и борьба русского народа за сохранение независимости и целостности Российского государства.

2. Земский собор 1613 г. Избрание на русский престол Михаила Романова и характеристика его правления. Вывод страны из Смуты.

Работа Земского собора: кандидатуры, споры, выборы. Начало царской династии Романовых. Социально-экономическое и политические последствия смутного времени в России. Мероприятия по выводу страны из Смуты. Новые тенденции социально-экономического развития.

3. Царь Алексей Михайлович Романов. Восстановление государственности. «Бунташный век».

Усиление централизации государства. Земские соборы и Боярская Дума: их судьбы. Социальные бунты и конфликты XVII в. Соборное Уложение 1649 г. Церковный раскол в России XVII в. и его влияние на духовную жизнь. Политика территориального расширения России в XVII в. Воссоединение России и Украины. Присоединение и освоение Сибири.

 

После смерти в 1598 г. царя Федора Иоанновича пре­рвалась линия личной власти, и страна стала скатываться в пучину гражданской войны, которая получила название "смутного времени". Покажите, что Смута была временем социальной катастрофы.

К концу 1612 г. русский престол оказался пустым. Рас­скажите о созыве Земского собора, призванного избрать нового царя, о кандидатурах на русский престол. Как прохо­дили выборы царя? Почему в итоге остановились на Миха­иле Романове?

Что вы знаете о Романовых? Откуда пошел их род? В каких родственных связях были Романовы с последним ца­рем династии Рюриковичей Федором Иоанновичем? Что случилось с Романовыми после смерти царя Федора? В ка­кой ситуации оказалась семья Романовых накануне избра­ния Михаила на царство? Как восприняли Михаил и его мать известие об избрании на царство?

Расскажите о политике, которую проводили Михаил и его окружение: отношение к должностным лицам, к ратным людям, изменения в уплате податей, развитии торговли, промышленности, национальной и внешней политики. Уда­лось ли Михаилу вывести страну из Смуты?

Алексей Романов - сын Михаила. Покажите, что время царя Алексея было переходным между эпохой его отца Ми­хаила и сына Петра I. В чем особенность этого времени? В период правления Алексея появляются первые рефор­маторы, кто они? Какова была роль Алексея в реформатор­ском движении?

Отметьте, что самодержавие было восстановлено при царе Алексее. Раскройте суть Соборного уложения 1649 г. и его значение. Каким образом в нем закреплялась самодер­жавная власть царя? Какой титул принял Алексей в 1654 г.? Какое название закрепилось за страной? Какие изменения в государственном управлении произошли в период прав­ления Алексея? Почему снижается роль Земского собора и Боярской думы?

Русская православная церковь проявляла особое упор­ство в противостоянии изменениям. Претензии на главен­ство церковной организации над государственной состав­ляли угрозу царской власти, ее неограниченности. Кто был инициатором церковной реформы? Каковы были причины проведения реформы? В чем была суть нововведений? Приведите примеры расправы с теми, кто не хотел подчи­няться нововведениям (протопоп Аввакум, боярыня Моро­зова, княгиня Урусова). К чему привела реформа Никона? Что произошло с русским православным обществом в ре­зультате церковной реформы XVII в.?

В чем суть решений церковного Собора 1666-1667 гг.? Отметьте, какие именно изменения в духовной сфере от­крыли дорогу для деятельности Петра I.

 

Литература

Андреев И. "Нетихий Тишайший" // Родина. - 1998. - № 9.

Андреев И. Алексей Михайлович. - М., 2003.

История династии Романовых. - М., 1991.

Ключевский В.О. Русская история: в 5 т. - М., 2001.

Кобрин В. Б. Смутное время - утраченные возможности // Ис­тория Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX вв. - М., 1991.

Коваленко Г. Печальная выгода Смутных времен // Родина. -1999.-№4.

Козляков В. Михаил Федорович. - М., 2004.

Костомаров Н.Н. Смутное время Московского государства. -М., 1994.

Морозова Л. Михаил Федорович // Вопросы истории. -1992. -№1.

Морозова Л. Смута начала XVII века глазами современников / отв. ред. А.А.Преображенский. - М., 2000.

Поздеева И.В. Первые Романовы и царистская идея (XVII век) // Вопросы истории. - 1996. - № 1.

Пресняков А.Б. Российские самодержцы. - М., 1991.

Свак Д. Московия: очерки истории Московского государства второй половины XV - конца XVII в. - М., 2000.

Сорокин Ю.А. Алексей Михайлович // Вопросы истории. -1992.-№4,5.

Старообрядчество в России. ХМ1-ХХ вв.: Вып. 3 / отв. ред., сост. Е.М.Юхименко. - М., 2004.

Терещук А.В. История России.-СПб., 2001. Лекция4: Россия в XVII веке.

Усенко О. Семнадцать самозванцев у русского трона // Роди­на. - 2004. -№ 5.

Щапов А.П. Испытание Смутой // Родина. -1990. - № 2

 

Тема 5. Эпоха преобразования. Петр Великий и его реформы

1. Россия накануне преобразований.

2. Детство и юность Петра, черты его характера. Петр и царевна Софья.

3. Реформы Петра I - привнесение европейского развития "сверху".

4. Противоречивость реформ и их результаты. Цивилизационный раскол русского общества.

 

Дайте краткую характеристику экономического, полити­ческого, культурного развития России конца XVII в.

Расскажите о детских годах Петра, о его образовании, воспитании. Обратите внимание на сложность обстановки в царском семействе, обострение борьбы между родами Милославских и Нарышкиных после смерти Алексея Михай­ловича. Какое место в этой борьбе занимала сестра Петра царевна Софья? Когда Петр становится полноправным го­сударем? Расскажите о личной жизни Петра I.

Основное внимание следует уделить петровским пре­образованиям. С какой целью Петр проводил свои рефор­мы? Раскройте сущность реформ Петра I в военной, про­мышленной, торговой, налоговой, социальной, культурной областях. Остановитесь на реформе государственного уп­равления. Была ли реформаторская деятельность Петра строго продуманной, или же его реформы вытекали из сию­минутных внешне- и внутриполитических проблем?

Расскажите о главных итогах преобразований Петра I. Обратите внимание на методы проведения реформ и на их издержки. Что произошло с российским обществом в резуль­тате реформ Петра? Дайте характеристику двух укладов российского общества.

Литература

 

Анисимов Е.В. Петровские реформы и их исторические по­следствия для России. - СПб., 2001.

Блидилина Н. В Европу - на равных правах // Родина. - 2001. -№4.

История Российской империи: в 2-х т. - М., 2001.

Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века. Опыт целостного анализа. - М., 1999.

Ключевский В.О. Исторические портреты. - М., 1990.

Костомаров Н. Исторические монографии и исследования (гла­ва "Царевна Софья"). - М., 1989.

Кротов П. Начало Балтийского флота // Родина. - 2003. - № 7.

Масси Р.К. Петр Великий: Личность и эпоха: в 2 т. / пер. с англ. -СПб., 2003.

Миронов Б.Н. Новое видение истории России XVIII - первой половины XIX века // Вопросы истории. - 2001. - № 11,12

Молчанов Н. Петр I. - М., 2003. г|жш

Новаковский В.И. Рассказы о Петре Великом. - М., 1992.

Павленко Н.И. Петр I. - Изд. 4. - М., 2003.

Павлюченко Э.А. Драма пережитых в России XVIII - XX веков реформ и революций // Отечественная история. - 2001. - № 6.

Писарькова Л.Ф. Российская бюрократия в эпоху Петра I // Отечественная история. - 2004. -№1,2.

Россия под скипетром Романовых (1613-1913). - М., 1990.

ТерещукА.В. История России. -СПб., 2001. Лекция 5: XVIII век в русской истории.

Труайя А. Петр Великий: пер. с фр. - М., 2003

 

Тема 6. Исторические портреты Романовых

Данное семинарское занятие проходит в форме об­суждения докладов.

Расскажите о происхождении российских правителей, их воспитании, образовании, чертах характера. Почему именно они встали на российский престол и в результате каких событий? Какие политические силы стояли за каждым из правителей, какую роль эти силы играли в период прав­ления данных государей? Раскройте закон о престолонас­ледии, введенный Петром I, а также роль гвардии в реше­нии вопросов о занятии трона.

Что представляла собой личная жизнь государей? Рас­скажите о взаимоотношениях в семье. Какую роль в их жиз­ни и в жизни государства играли фавориты и фаворитки?

Раскройте внутри- и внешнеполитическую деятельность венценосных Романовых. Какие произошли изменения в области государственного управления, на что они были на­правлены? Расскажите о преобразованиях в экономичес­кой, социальной, культурной областях.

Кто восходил на престол после их смерти и по какому праву?

Тема доклада "Екатерина I"

Литература

Василевский И.М. Романовы. Портреты и характеристики. Ч. II.-Новосибирск, 1991.

Вильбуа Ф. Рассказы о российском дворе // Вопросы исто­рии. -1992.- № 1.

История династии Романовых. - М., 1991.

Ключевский В.О. Русская история: в 5 т. - М., 2001.

Павленко Н. Страсти у трона // Родина. -1993. - № 10.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. -СПб., 2002.

Соловьев С.М. Учебная книга русской истории. - М., 2003.

Тема доклада "Анна Иоанновна"

Литература

Анисимов Е. Анна Иоанновна. - Изд. 2. - М., 2004.

Василевский И.М. Романовы. Портреты и характеристики. Ч. II.-Новосибирск, 1991.

История династии Романовых. - М., 1991.

Ключевский В.О. Русская история: в 5 т. - М., 2001.

Курукин И. Нагло казну разворовывать // Родина. - 2004. -№4.

Курукин И. Фаворит на десять лет // Родина. - 2000. - № 9.

Павленко Н. Анна Иоанновна // Родина. -1993. - № 12; 1994. -№1.

Павленко Н.И. Анна Иоанновна: Немцы при дворе. - М , 2002.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. -СПб., 2002.

Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. - СПб., 2003.

Соловьев С.М. Учебная книга русской истории. - М., 2003

 

Тема доклада "Елизавета Петровна"

Литература

Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века. Борьба за на­следие Петра. - М., 1986.

Василевский И.М. Романовы. Портреты и характеристики. Ч. II.-Новосибирск, 1991.

Глан И. Арестованный портрет // Родина. -1993. - № 7.

Захарова О. Веселье без перерыва // Родина. -1995. - № 6.

История династии Романовых. - М., 1991.

Ключевский В.О. Исторические портреты. - М., 1990.

Ключевский В.О. Русская история: полный курс лекций. - М., 2004.

Наумов В.П. Елизавета Петровна//Вопросы истории. -1993. -№5.

Павленко Н. Елизавета Петровна // Редина. -1994. - № 7,9,10.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. -СПб., 2002.

Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. - СПб., 2003.

Соловьев С.М. Учебная книга русской истории. - М., 1996.

Тема доклада "Петр III"

Литература

Василевский И.М. Романовы. Портреты и характеристики. Ч. II. - Новосибирск, 1991.

Ключевский В.О. Исторические портреты. - М., 1990.

Ключевский В.О. Русская история: полный курс лекций. - М., 2004.

Мыльников А. С. Петр III // Вопросы истории. -1991. - № 4, 5.

Мыльников А. Чужой среди своих // Родина. -1993. - № 3.

Павленко Н. Петр III // Родина. -1994. - № 11.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. -СПб., 2002.

Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. - СПб., 2003.

Соловьев С.М. Учебная книга русской истории. - М., 2003

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.129.211 (0.011 с.)