ТОП 10:

Вопрос 13.Социальные конфликты в 17 в. Церковный раскол; его социально-политическая сущность и последствия.



Серьезное сопротивление постепенному усилению царской власти оказала лишь Православная церковь. Особенно ярко это проявилось в деятельности патриарха Никона. Вслед за патриархом Филаретом (отец царя Михаила Федоровича)

К середине 17 в. коренные изменения, происходящие в русском обществе и государстве, вызванные стремлением укрепить централизацию русской церкви и усилить её роль в деле объединения с православными церквами Украины и балканских народов, настоятельно требовали проведения церковной реформы. Непосредственным же поводом для церковных преобразований являлась необходимость исправления богослужебных книг, в которых в ходе переписывания накопилось много искажений, и унификация церковных обрядов. Однако когда речь зашла о выборе образцов для исправления книг и изменения обрядов, в среде духовенства возникли распри. Одни утверждали, что за основу необходимо взять решения Стоглавого собора 1551 г., провозгласившего незыблемость древнерусских обрядов. А другие предполагали использовать для «правления» только греческие оригиналы, с которых некогда и делались русские переводы богослужебных книг. По мнению последних, в том числе правщиков московского печатного двора, эта работа могла быть поручена только высокопрофессиональным переводчикам-богословам. В связи с этим по решению царя Алексея Михайловича и патриарха Иосифа в Москву были приглашены учёные монахи Киевской Могилянской коллегии (училища) Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский, Дамаксин Птицкий.

Толчком для проведения реформы явилась также деятельность сложившегося в конце 1640-х годов в придворной среде кружка «ревнителей древнего благочестия», который возглавил протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьев. Главной задачей этого кружка стала разработка программы церковной реформы, в основу которой в соответствии с царским решением были всё-таки положены греческие образцы. Данное решение и стало впоследствии формальной причиной раскола в среде русского духовенства.

Всю работу по реализации новшеств, вводимых в соответствии с церковной реформой, возглавил избранный на патриарший престол в 1652 г. талантливый администратор, но властный и честолюбивый архиерей Никон. Никон, происходивший из черносошных крестьян, получил титул великого государя. "Собинный друг" царя Алексея Михайловича пытался контролировать как внутри -, так и внешнеполитический курс правительства. Собственные действия патриарх мотивировал главенством духовной власти над светской. Став патриархом, Никон вскоре порвал со своими недавними соратниками по кружку «ревнителей богочестия», сохранявшими приверженность «старине», а сам начал решительно внедрять новые церковные обряды по киевскому и греческому образцам. Еще одним направлением деятельности патриарха Никона было исправление богослужебных книг и самого богослужения. Необходимость упорядоченья богослужения признавалась всеми. Однако среди русских церковных деятелей не было единства по вопросу об образце для проведения реформы. Патриарх провел унификацию в соответствии с греческими образцами. Вместо земных поклонов при богослужении были введены поясные, двуперстное крещение заменило трехперстное, изменилось написание имени Христа. Нововведения не были приняты частью духовенства. В борьбе со своими противниками Никон применил радикальное средство: в 1656 г. их отлучили от церкви. Отлученные создали собственные церковные организации. Так, преобразования, направленные на унификацию, упорядочение богослужения, привели к расколу Православной церкви. Раскольники призывали уходить от мирской жизни, создавать христианское братство. Проповедь раскольников имела успех. Тысячи крестьян и посадских людей уходили в раскольничьи скиты. Раскол очень скоро стал одной из форм борьбы народных масс. Причиной тому было завершившееся к середине XVII столетия прикрепление сословий.

Однако победа патриарха Никона над «ревнителями» одновременно способствовала перерастанию дискуссии о церковных преобразованиях из чисто богословских споров в более широкое общественно-политическое движение. Этому способствовал и личностный фактор – характер самого Никона, который в силу своих представлений о том, что «священство» выше «царства», вступил вскоре в конфликт не только с оппозиционными ему церковными иерархами, но и влиятельными придворными вельможами, а затем и самим царём.

Открытое противостояние Алексея Михайловича и Никона произошло летом 1658 г., когда царь стал демонстративно избегать общения с патриархом, перестал приглашать его на придворные приемы и посещать патриаршие службы. В ответ Никон решил отказаться от выполнения патриарших обязанностей и уехал из Москвы. Хотя он и уехал из Москвы, но сан с себя не сложил. Это весьма щекотливое положение продолжалось 8 лет. Только в 1666 г. был созван новый церковный собор с участием двух восточных патриархов. Никона силой привезли в Москву. Над ним состоялся суд, по решению которого Никон был официально лишен патриаршего сана за самовольное оставление кафедры. После этого его сослали на север в Ферапонтов монастырь, а затем он был заточён в Кирилло-Белозерском монастыре, где и скончался в 1681 г.

Противостояние церкви и государства завершилось полной победой последнего. На церковном соборе 1666-1667 гг. деятельность патриарха была осуждена. Сам Никон был сослан в заточение в Феропонтов монастырь.

Причины церковной реформы:

- урегулирование взаимоотношений между церковью и гос-вом решалось неоднозначно: в условиях роста аб-ма Алекс. Мих-ч пытался подчинить церковь г-ву

- унификация церк. обрядов в связи с воссоединением Украины с Россией.

- необходимо было исправить неточности и ошибки в книгах и обрядах кот закрались в них.

Существовало два пути проведения церк реф-мы:

- вариант, предложенный Никоном, заключался в изменении книг и обрядов в соответствии с Византийскими канонами

- вариант, предложенный Аввакумом, предполагал переписывать книги по старославянским.

Итоги:

- усиливается зависимость церкви от г-ва

- книги были переписаны по Византийским образцам

- росс об-во раскололось на 2 части, в стране обозначился церк раскол

Причины раскола:

причина восходила к идее М - 3 Рим, т.е. старообрядцы считали, что М считается центром мирового православия и центром истинного православия

Раскол - это была форма соц. протеста

русское православие уделяло большое внимание внешней обрядности

Реформа вызывалась двумя основными причинами. Как полагало правительство, установление единообразия церковного культа соответствовало задачам укрепления политической централизации; поскольку церковь была одной из опор феодально-крепостнического государства, в единой церкви должен был быть единый культ. Реформа была также связана с планами внешней политики русского правительства. Вслед за воссоединением Украины с Россией правительство мечтало об освобождении из-под власти Турции всех народов Балканского полуострова. Отсюда возникло намерение царской власти привести церковный культ в России в соответствие с теми порядками, которые существовали в южнославянских странах.

Реформа скоро потеряла значение узкоцерковного мероприятия и сделалась знаменем антиправительственной и антифеодальной оппозиции. В «раскол» шли люди из самых разнообразных общественных слоёв, имевшие различные политические и социальные цели. Но важнее всего было то, что в раскольническом движении с 60-х годов стало проявляться глубокое недовольство угнетенных слоев населения – крестьянства и посадских людей. В сознании угнетенного люда «старая вера», последователи которой подвергались преследованиям, становилась идеологическим знаменем борьбы против всё нараставшего угнетения. Сторонники старой веры активно боролись в рядах восставших под предводительством С. Разина, участвовали в Соловецком восстании.

В течение 1668-1676 гг. происходило Соловецкое восстание. Оно началось как раскольническое движение в защиту старой веры и вылилось затем в восстание против феодально-крепостнического строя. Соловецкий монастырь являлся сильной крепостью, расположенной на островах Белого моря. Он был богат и обеспечен всякого рода запасами. Монастырь, несмотря на старания правительства сломить сопротивление монахов, отказался принять исправленные богослужебные книги. Власть в монастыре перешла к «черным старцам», которые по своему происхождению были «все крестьянскими детьми». Монастырь был осажден правительственными войсками в 1668 г. и держался до января 1676г., когда он был захвачен вследствие предательства одного монаха, открывшего тайный вход в крепость.

Осенью 1609 г. Речь Посполитая начала открытую ин­тервенцию против России. Сигизмунд III в сентябре, 1609 г. с огромной армией начал осаду Смоленска. Его гарнизон под командованием воеводы М. Б. Шеина 20 месяцев оказывал героическое сопротивление врагу.

«Семибоярщина»

Попытка царя Василия Шуйского спасти осажденный Смоленск окончилась неудачей. Посланное на выручку войско во главе с братом царя Д. Шуйским в июне 1610 г. у деревни Клушино было разбито польским гетманом С. Жолкевским.

Лжедмитрий II вновь подступил к Москве. Это реши­ло судьбу Василия Шуйского, против которого подня­лись дворяне. 17июля 1610 г. царя свергли и насильно постригли в монахи. Власть перешла в руки правительства из семи бояр («Семибоярщина») во главе с Ф. И. Мсти­славским. Его отчаянное положение заставило бояр за­ключить договор с Сигизмундом III о призвании на рус­ский престол польского королевича Владислава. Под Смо­ленск было направлено боярское посольство для перего­воров о принятии Владиславом православия.

В ночь на21 сентября 1610 г. бояре совершили наци­ональное предательство, впустив в Москву войско гетма­на Жолковского. Тот вскоре покинул столицу, увозя с со­бой в Польшу пленником бывшего русского царя Шуй­ского.

Тем временем шведские войска начали захват русско­го Севера и позднее обманом захватили Новгород. Бе­жавший из Москвы Лжедмитрий II был убит в декабре 1610 г. татарским князем из личной охраны во время охоты.

Итоги гражданской войны:

боярство ее проиграло,

дворянство сходит с арены,

военно-служилые холопы исчезли,

казачество ее выиграло.

3 этапа войны:

1) борьба за московский престол (1598-1606)

2) разрушение государственного порядка (1606-1610)

3) восстановление государственного порядка (1610-1613)

Вопр.

Развитие феодального хозяйства, новые явления в экономике России во второй половине XVII века.

В 17–18 века в России сложилось своеобразное положение, когда на огромной территории страны параллельно развивались и крепостнические, и зарождавшиеся буржуазные отношения, пока к концу 18 века не определилось разложение феодального строя под влиянием складывания капиталистического уклада.

Проведение широкого круга преобразований в различных областях экономики, государственного строя и культуры было осуществлено лишь в начале 18 века при сохранении и укреплении господствующего положения дворянства в стране. С 18 до начала 20 века дворянство сосредоточивало в своих руках огромную политическую власть и сохраняло за собой все ключевые посты в государственном управлении Россией. 18 век стал временем не только роста купечества и формирования буржуазных элементов, но и дальнейшего усиления крепостничества в его наиболее жестоких и грубых формах. Крепостное право в России, по словам В. И. Ленина, «... ничем не отличалось от рабства». Было узаконено право вотчинного суда помещиков над крестьянами, укоренилась практика продажи их без земли и т.п. Дворянство становилось всё более замкнутым сословием, получившим исключительные привилегии (особенно в царствование Екатерины II). Усиление феодально-крепостнических отношений происходило также за счёт распространения крепостничества «вширь» – на вновь присоединённые южные территории (Новороссия, Украина и др. земли).

Помещичье хозяйство испытывало возраставшие трудности, связанные с ростом товарно-денежных отношений. Стремясь укрепить положение дворянства в новых условиях, правительство провело секуляризацию церковных земель с целью раздачи их дворянам. Дворянство сосредоточивало все усилия для того, чтобы укрепить своё экономическое положение при сохранении монополии собственности на землю и исключительные привилегии иметь крепостных. Средствами для этого были резкое усиление крепостнической эксплуатации, попытки совершенствования приёмов ведения хозяйства, организация вотчинных мануфактур, отпуск крестьян в нечернозёмных районах на заработки в город для получения денежных оброков, увеличение барщины в чернозёмных районах и т.п. Однако всё это не могло вывести феодальное хозяйство из состояния начавшегося упадка, так как во всех случаях крестьяне в большей или меньшей степени отрывались от земли, подрывалось крестьянское хозяйство – основная производящая ячейка феодального общества. Феодализм исчерпал возможности прогрессивного развития. Экономическое отставание России всё более усиливалось. Классовая борьба народных масс приобрела новый размах во время Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева, когда впервые было выдвинуто требование отмены крепостного права. В конце 18 века против крепостничества выступил первый русский революционер-республиканец А. Н. Радищев, в начале 19 века – декабристы.

 

В течение 17 века в экономике России произошли значительные перемены. Развивалось мануфактурное производство, усиливалась специализация районов страны на производстве определенных видов продукции, формировался всероссийский рынок.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.201.14 (0.007 с.)