Церковная организация и церковное право XV—XVII вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Церковная организация и церковное право XV—XVII вв.



В XV столетии церковь служила важнейшим фактором процесса объединения вокруг Москвы русских земель и в ходе укрепления данного государства централизованно. В новой же системе власти она занимает свое собственное, особенное и соответствующее место.

Сформировалась целая система органов управления церкви: это епископаты, епархии, приходы. Начиная с 1589-го г. было учреждено в России патриаршество, а это усилило, в свою очередь, притязания на политическую власть со стороны церкви.

Высший орган церкви ("Освященный Собор") входил в полном составе в "верхнюю палату" Земского собора. Духовенство в качестве особенного сословия было наделено целым рядом особых привилегий и важных льгот: к примеру, освобождением от телесных наказаний и повинностей, от податей.

Церковь через свои организации была субъектом земельной собственности, а вокруг нее уже с XVI ст. разгорается серьезная борьба. С данной собственностью связано было большое количество людей: крестьян, холопов, управляющих, тех, кто проживал на землях церкви. Они все находились под юрисдикцией церковной власти.

До самого принятия Соборного Уложения 1649-го года все дела, которые относились к ним, рассматривали в церковном суде на основании канонического права. И под эту же самую юрисдикцию подходили также дела касательно преступлений против нравственности, равно как и бракоразводные дела, субъектами таких могли выступать представители самых разных социальных групп.

В своей деятельности церковь имела опору в лице целой системы норм церковного права, которые содержались в Правосудье митрополичьем, Кормчей книге и в Стоглаве (это сборник постановлений церковного Собора 1551-го года).

А семейное право в XV – XVI-ом вв. основывалось в значительной мере на нормах обычного права и было подвержено сильнейшему влиянию церковного права. Какие-либо юридические последствия иметь мог лишь церковный брак.

Для того же, чтобы его заключить, нужно было согласие родителей, для крепостных же – согласие их хозяев. Стоглав определял и брачный возраст: для мужчин он составлял 15 лет, для женщин же – 12 лет. "Домострой" (то есть свод обычаев и этических правил) и Стоглав утверждали власть отца над детьми и мужа над женой. Была установлена общность имущества обоих супругов, правда, закон мужу запрещал распоряжение приданым его жены без ее согласия.

И вне зависимости от источника (то ли оно принесено супругами в семью, то ли нажито в браке совместно), имущество семейное должно было быть сохранено и передано со временем детям-наследникам.

Уже после XV-го ст. тем актом, что обеспечил сохранность приданого, становится завещание, что составлял муж как раз после заключения брака. То имущество, которое было записано в этом завещании, переходило к пережившей его супруге, чем и должна была быть компенсирована сумма приданого, принесенная ею. При смерти жены к родственникам ее переходило право восстановления приданого. Переживший супруг при отсутствующем завещании всю жизнь или же вплоть до вступления в свой повторный брак пользовался той недвижимостью, что принадлежала покойному супругу.

На протяжении брака приданое находилось в общем распоряжении обоих супругов.

До середины XVII-го ст. преступления против самой церкви были сферой церковной юрисдикции. Самые тяжкие религиозные преступления имели двойную кару: как со стороны государственных, так и со стороны церковных инстанций. Так, еретиков по постановлению органов церкви стегали, правда, силами государственной исполнительной власти (сыскной, разбойный приказы).

Начиная с середины XVI ст. церковные органы запрещают своими предписаниями скоморошество, волхование, азартные игры, светские развлечения, чернокнижие и т.д. Церковное право здесь предусматривало свою собственную систему наказаний: наложение покаяния (епитимья), заточение в какой-либо монастырь, отлучение от церкви и прочие. Внутрицерковную же деятельность регулировали собственные правила и нормы, да и тот круг субъектов, которые были им подчинены, был довольно-таки широким.

Идея о "2-х властях" (светской и духовной) делало церковную организацию прямо-таки сильнейшим конкурентом для самих государственных органов: ведь в церковном расколе в особенности четко и очевидно проявились у церкви стремления встать сверху государства. Борьба эта продолжалась аж до начала ХVIII ст.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 813; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.004 с.)