Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историко-правовой анализ Брестской церковной унии.

Поиск

После церковного раскола 1054 г. делались неоднократные попытки объединить католичество и православие в единое целое. В 1439 г. состоялся Флорентийский Вселенский собор (Италия). На нем был провозглашен союз католической и православной церквей. Но православное население и духовенство ВКЛ не поддержали Флорентийскую унию.

И только после образования Речи Посполитой идея церковного единства вновь приобрела актуальность. Этому содействовало реформационное движение. Появление протестантизма давало возможность сформировать и униатскую (греко-католическую) церковь. К тому же в церковном союзе были заинтересованы определенные силы.

В первую очередь инициатором объединения выступал католический Рим. Из-под влияния римских пап выпали значительные территории Европы. Ряд стран в результате Реформации приобрели протестантский характер, а Балканский полуостров захватили мусульмане-турки. Чтобы компенсировать эти потери, католическая церковь стремилась расширить влияние на востоке за счет православных земель. Осуществить это можно было путем преобразования православной церкви ВКЛ в греко-католическую.

Желали унии и православные епископы Великого Княжества Литовского, например Ипатий Потей, Кирилл Терлецкий и др. Они таким образом рассчитывали сохранить свои владения, достичь равенства православной церкви с католической, получить права католических епископов, обрести доступ к государственной власти. Их позиция объясняется и тем, что во второй половине XVI в. православная церковь в ВКЛ под влиянием реформационного движения переживала кризис. Многие православные магнаты и шляхта стали переходить в католичество. Поэтому часть православных епископов предложила созвать церковный собор, чтобы создать униатскую церковь.,

В конце 16 века на территории ВКЛ (в составе Речи Посполитой) началась крупная церковная реформа в основе которой лежала Брестская церковная уния – 1596 года – соглашение, подписанное на церковном соборе в Берестье об объединении на территории Речи Посполитой православной и католической церкви. Это соглашение предусматривало признание верховной власти Ватикана и католических учений при сохранении православной обрядности и богослужения на церковнославянском и родном языках. Соглашение привело к созданию еще одного направления в христианстве – униатства, которое учитывало национальные особенности белорусов в языке, праздниках, обрядах, и т.д. В 18 веке униатство стало самым массовым религиозным течением на белорусских землях.

Главной причиной Брестской церковной унии было бедственное состояние православной Церкви в Речи Посполитой. Это было вызвано двумя основными факторами.

1. Ослабление надзора за состоянием Церкви со стороны Константинопольского патриарха. В конце 16 века Киевская митрополия православной Церкви в Речи Посполитой находилась в подчинении у Константинопольского патриарха. Все восточные патриархи, в том числе и Константинопольский находились в зависимости от турецкого султана. Занятие патриаршего престола часто зависело от размера взяток турецким властителям. В связи с этим на патриарший престол часто попадали морально недостойные, малообразованные люди. Патриархи часто менялись. Деньги на дачу взяток турецким властителям патриархи собирали с подчиненных им церковных территорий, в том числе с Белоруссии и Украины. Патриархи больше интересовались сбором денежных средств, чем духовным состоянием подчиненных им Церквей и практически не имели с ними тесных связей, а потому надзор за поведением духовенства и состоянием Церкви вообще фактически отсутствовал.

2. Изменение взаимоотношений между Церковью и светской властью Речи Посполитой.

Историко-правовой анализ Брестской церковной унии. Процесс окатоличивания проходил в жесточайшей борьбе, с конца XVI в. она носила вооруженный характер. Особое место занимает восстание Северина Наливайко 1595-1596 гг.. Это восстание своим острием было направлено против магнатов, которые ратовали за унию католической и православной церквей. При жизни киевского воеводы К.К. Острожского, которому были подвластны 100 городов и 1000 деревень и который считал, что согласие на унию должен дать народ, решение можно было принять только на церковном соборе. Сторонники унии вели работу более-менее достойно: издавали соответствующую литературу, вели пропаганду с амвона, использовали трибуны.

Общеземские грамоты (привилеи) – источники общеземского права Великого Княжества Литовского.

История права Беларуси берет свое начало с незапамятных времен, когда основным источником права было обычное право. Оно складывалось непосредственно из общественных отношений, которые были одобрены и утверждены общественными и государственными органами и использовались в течение довольно долгого времени.

На территории Беларуси обычное право было преобладающим до середины ХV века, а затем начало постепенно вытесняться писаным правом, в котором многие нормы обычного права приобрели форму закона в виде многочисленных грамот, листов, привилеев, статутов и др. правовых актов.

Целесообразно начать рассмотрение источников белорусского феодального права с характеристики общеземских грамот (привилеев).

"Общеземские грамоты (привилеи) — конституционные акты Великого Княжества Литовского, которые обеспечивали суверенные права государства, закрепляли права и обязанности различных сословных групп, особенно шляхты. Первыми общеземскими грамотами считаются те, которые были выданы великим князем Литовским, наследным князем Витебским и Кревским Ягайлом. Первая и вторая были направлены на расширение прав Католического духовенства, землевладельцев, которые приняли католическую веру. Ими было положено начало официального объединения различных категорий феодалов в единое привелигированное сословье — шляхту".

Третьей грамотой Ягайло передавал полномочия великого князя Литовского своему брату, тем самым утверждая, что и после Кревской унии Великое княжество Литовское продолжало быть самостоятельным, суверенным государством.

Грамотой 1413 г., изданной совместно Ягайлой и Витовтом, закреплялся союз (уния) Великого княжества Литовского и Польши, расширялись права землевладельцев-католиков, провозглашалась выборность великого князя.

Грамотой I434 года православные феодалы наделялись такими же правами, как и католики, что способствовало дальнейшему развитию процесса объединения всех феодалов в данное сословье — шляхту.

Грамотой великого князя Литовского Казимира I447 года закреплялись суверенные права Великого княжества Литовского, его территориальная целостность и самостоятельность, запрещалось раздавать иностранцам государственные должности, земли, поместья и чины; феодалы не обязаны были принимать на свои земли чужих крестьян. Тем самым было положено начало закрепощения последних. В грамоте провозглашались основные принципы уголовного права: наказание должно применяться только в отношении виновного лица, и только по решению суда.

Возведение на престол великого князя Александра Владимировича в 1492 году было отмечено прекращением персональной униии с Польшей и изданием новой общеземской грамоты. В ней великий князь обязался не уменьшать территории государства. В этой грамоте на метилось существенное ограничение власти великого князя.

Изданием привелея от 7 декабря I506 года практически был завершен первый этап развития писаного права Великого княжества Литовского в форме общеземских грамот. Изданные позже грамоты I529, I547, 1551 г.г. и др. были уже только вспомогательными актами, т.к. основными законами в государстве стали статуты Великого княжества Литовского.

Общеземские грамоты в своей совокупности составляли основные законы государства, его конституцию, в которой были (юридически) закреплены основные положения государственного, административного, гражданского и др. отраслей права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.121 (0.009 с.)