Церковная летопись С. Дурникина за 1884 год Замечание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Церковная летопись С. Дурникина за 1884 год Замечание



напрасно в казне, для нас сноснее бы было, если бы наше жалование в крайнем случае было употреблено на какое-нибудь благотворительное заведение.

Другое дело еще хуже описанного. Это ревизия недавно полученной нами обыскной книги. В надписи, сделанной на книге консисториею, после пристрастной надписи о. Благочинного, изложены мелкие и неосмысленные замечания о том, что а) 20 и выше лет брачующиеся повенчаны на основании исповедных росписей, каковыми (было отпечатано в Епархиальных ведомостях) велено руководствоваться духовенству при венчании браков; б)при упоминании сведений о женихах и невестах не упомянуто о времени их рождения; в) 20 лет жених назван малолетним вероятно на основании указанной в обыске метрич. записи, относящейся к невесте и т. п. После резонных замечаний о неподписании двух обысков Священником и неозначении лет невесты и т. п. в заключении о. Благочинному велено обратить особое внимание на №№ 21 и 44 браков 1881 года; а также, между прочим, на то, где не сказано, послекакого брака вступают в новый,

об

Церковная летопись с. Дурникина за 1884 год Замечание

тогда как везде об этом сказано. Об этом кроме надписи, за № 1195, Благочинным предъявлен нам особый указ, подписанный нами: читали. Не видавши упомянутых двух брачных обысков, можно подумать, что в них заключаются ясные и осязательные противозаконности, тогда как в них нельзя найти одной еты письменной неисправности. Под № 21 в брачном обыске написано: жених 17 лет и 11 емсяцев, под литерою и, метрическая запись 2 марта 1863 года и дозволение жениху вступить в брак вперед за 1 месяц, последовавшее тогда-то. Под № 44 жених в обыске показан 17 лет и 7 месяцев под литерою и, метрич. запись 20 марта 1864 года и резолюция Его Преосвященства на прот…. такого-то 20 октября 1884 г. № 4365.

Мы не можем себе и представить, о чем именно следующем по узаконенной форме в этих обысках нами умолчено, или что именно в них нами написано неправильно и незаконно. Может быть, требовались соблюдения со стороны нашей некоторых условий, состоящих в словесном или письменнлом объяснении или представлении документов, мы никогда бы не уклонились от исполнения требования начальства, если

Церковная летопись с. Дурникина за 1884 год

бы были вызваны и побуждены к тому. Обо всем прописанном имеем честь представить Вам на благорассмотрение вашего Высокоблагородия.

Ваши покорнейшие слуги Балашовского уезда села Дурникина Настоятель Священник Сергий Чумаевский, Священник Ник. Соловьев, Псаломщик Диак. Гавриил Кротков, Исп. долж. псаломщика Андрей Елшанский. 27 июля 1883 года.

№ 56.

Бумага об удалении Священника Серг. Чумаевского от должности Помощника Благочинного

Настоятелю с. Дурникина Священнику Чумаевскому с причтом.

Саратовская Духовная консистория от 22 марта сего 1884 года за № 4289 предписывает мне: 1. объявить Вам, что на доклад г. Секретаря Консистории по делу об обривизовании обыскной книги Дурникинской церкви последовала резолюция между прочим следующего содержания: «Свящ. Чумаевского за дерзкую клевету на присутственное место и глумление над сделанными замечаниями по ревизии обыскных книг своего прихода уволить от должности помощника Благочинного с обязанием подпискою впредь относится к своему начальству с должным уважением и быть внимательнее

об

Церковная летопись с. Дурникина за 1884 год

к своим обязанностям. Псаломщику Диакону Кроткову, подписавшему жалобу, при неприкосновенности к делу, начатому и решенному до его поступления в Дурникинский приход сделать на первый раз замечание без внесения его в послужной список. Священнику Соловьеву и И. д. псаломщика Елшанскому за выше упомянутые действия по отношению к Власти Епархиальной и Ее распоряжениям сделать строжайшее внушение, которое и иметь во внимание при справках и докладах в подлежащих случаях. 2. Предписывает мне озаботиться исправлением замеченных в обыскных книгах неисправностях, какие еще остались неисправленными с донесением о последующем.» Перечень отпущений, отмеченных Консисторией в Вашей обыскной книге и неисправленных Вами, - для подлежащего по нему Вами исполнения мною в скором времени будет прислан Вам в особой бумаге. о чем имею честь сообщить Вам к сведению.

Благочинный Протоиерей Вениамин Рассудов

Мая дня

1884 года

№ 196.

Церковная летопись с. Дурникина за 1884 год

 

Жалоба Обер Прокурору на Секретаря Консистории

Жаловаться на свое начальство – дело не похвальное, но иногда жалобщик находится в таком положении, что ему по неизбежной необходимости, с самоотвержением, нужно бывает сказать высшему начальству всю правду.

Протест мой касается Секретаря Саратовской Духовной Консистории Якова Константиновича г. Генерозова, давшего заявлению неодинакового содержания духовенства села Дурникина, вопреки его желанию злонамеренное направление. В июле 1883 года по рассмотрении ревизионной надписи на обыскной книге Архангельской церкви с. Дурникина за 1879-1881 годы, сделанной еще в ноябре 1882 года, вероятно, консисторским писцом по своему произволу без соображения с узаконениями и формою брачного обыска (Св. Зак. т. Х. Ч. 1. Ст. 20-69), тогда как наша книга много чище, исправнее обыскных книг с. рассказани, церкви, при которой служит о. Благочинный и соборной церкви г. Балашова, откуда поступил к нам Дьякон Кротков, духовенство в своем заявлении на имя Секретаря Консистории

об

Церковная летопись с. Дурникина за 1884 год

от 27 июля за № 58, крые (так) в копии приложены, высказало по этому предмету свое недоразумение. прежние Секретари нашей Консистории на такого рода замечания всегда отвечали частно, помимо присутствия, но г. Генерозов нашему заявлению дал ход важный и ответственный. строго предписано было немедленно исправить сказанную обыскную книгу по указанию ревизии и возвратить в консисторию.

Духовенство села Дурникина, сделавши в книге подлежащие исправления, согласно с общим выводом, изложенным в конце консисторской надписи, отослало книгу о. Благочинному. О. Протоиерей Рассудов, неудовлетворившись исправлением нашим ошибокпо книге, на замеченных консисторией обысках, сделал своей рукой такие поправки и приписки, что при снятии копий с обысков нельзя признать эти акты подлинными и без подделок.

Церковная летопись с. Дурникина за 1884 год

Пока упомянутая старая обыскная книга находилась в консистории, существующая обыскная книга, выданная в Архангельскую церковь села Дурникина от 7 января 1882 года за № 21 стала истекать. Так как в высылке этой последней книги, которую я требовал еще в октябре 1881 года чрез посылку о. Благочинному нарочитаю (так) с деньгами 4 р. 50 к. и уведомлением, что сверх ожидания моего осенью того года предвидится больше свадеб десятка на два более предыдущих лет, произошло небезвредное замедление: то я с целью скорейшего получения книги прямо отс ебя в репорте от11 марта 1884 года за № 47 с посылкою денег 5 р. просил Консисторию выслать для Архангельской церкви с. Дурникина новую книгу для брачных обысков, но эта книга досель не выслана, а существующая обыскная книга истекла еще в мае сего года, брачные обыски писать некуда. Обыскная книга за 1879-1881 годы также и теперь не получена еще, между тем уже в минувшем июне месяце от

об

Церковная летопись с. Дурникина за 1884 год

о. Благочинного последовала за № 196 бумага при сем в подленнике прилагаемая, которая своим содержанием глубоко смутила духовенство села Дурникина. Я и на Страшном Суде Божьем не могу согласиться в возведенной на меня клевете на присутственное место и глумлении над начальством. Уголовным преступникам позволено публично оправдываться, а меня и моих собратьев лишают и этого права. я готов великодушно переносить грехи през Господом Богом наказание, ни чем мною не заслуженное от своего доброго Архипастыря, который при обузе Епархиальных дел, выпавших на долю Его уже в глубокой старости, не в состоянии все видеть и знать сам.

Нет сомнения, что в указанном случае виноват докладчик Секретарь.

Можно подумать что г. Генерозов посредством строгих замечаний на церковных документах преследует административные полезные цели. Вот этого то и не видно в его стремлениях, о которых я, впрочем, сужу

Церковная летопись с. Дурникина за 1884 год

по его распоряжениям на мои представления от 27 ноября 1883 года за № 81 по делу о сооружении в селе Дурникине новой церкви. 21 января 1884 года за № об отношениях между собою членов причта, состоящих при двух клирных церквах и от того же 1 января, вследствие поданного мною прошения об увольнении меня от должности помощника Благочинного, а также фактам, совершающимся у нас на глазах.

Недавно случившееся событие в соседнем селе Большом Карае, приводит меня в трепещущее от представления опасности, состояние. По резолюции Его Преосвященства Епископа Павла место умершего того села Священника отдано его родственнику, потом обещано и чуть- ли так же не дано зятю живого Священника с. Б. Карая и наконец, но вследствие доклада, составленного г. Генерозовым от имени консистории, это место отдано третьему Священнику, устраненного от прежнего своего места за нетрезвость и неодобрительное поведение, впрочем, этот священник, получивший Больше-Карайское место, уже (м-ца три - дописано сверху – Т. П.) не вступал в исправление своей должности по несоблюдению какой-то формальности относительно сдачи прежних его церкви и прихода.

об

Церковная летопись с. Дурникина за 1884 год

Преследование Секретаря Генерозова, направление против меня не ограничилось позорным удалением меня от должности помощника Благочинного, но продолжается еще дальше. Недавно, возвратившись из с

Саратова, о. Благочинный Протоиерей Рассудов подстрекнул товарища моего Священника Соловьева сделать на меня донос. Соловьев сделал представление Епархиальному начальству о моей неспособности по случаю болезни к продолжению должности приходского Священника.

С нового сего 1884 года, хотя я хожу на деревяшке, не теряя впрочем, надежды на милость Божью, по устранении ревматизма из ножной лапы,пользоваться в хождении естественною ногою, но исполняю все священнические обязанности без упущения, не редко даже за своего товарища по случаю его отлучек и по другим причинам.

Имею в виду указанный совершившийся факт, я не могу не опасаться, что Его Преосвященство наш Архипастырь при своем аскетическом настроении

Церковная летопись с. Дурникина за 1884 год

и идеальном взгляде на вещи, по которому и хождение мое во святом алтаре вокруг престола Господня может признать оскорбительным для Святыни Божьей, по докладу г. Генерозова не смутится написать резолюцию об устранении меня от должности, не смотря на то, что я энергично веду дело сооружения стотысячной церкви и по формулярному своему списку значусь одним из заслуженных и лучших Священников в Епархии, пользуюсь в среде своего населения такою популярностью, что ко мне ежедневно обращаются от 3-50 человек нескольких окрестных сел, но из других губерний Тамбовской, Воронежской, Донской и Рязанской за православными советами и для лечения телесных болезней. но эти заслуги едва-ли имеют какое значение в глазах Секретаря г. Генерозова. Всепокорнейшее прошу Вас Ваше Высокопревосходительство на все прописанные обстоятельства обратить начальственное внимание, вменить в обязанность Секретарю Генерозову и всей консистории быть беспристрастными,

об

Церковная летопись с. Дурникина за 1884 год

справедливыми и снисходительными.

Умоляю Вас, высокоблагороднейший и Милостивейший правитель, оказать и мне содействие к удержанию меня в с. Дурникине на должности приходского Священника; я не дослужил еще срока до пенсии и служба моя еще нужна для моей семьи, - но дело это частное, неважное. Невыносимо прискорбно будет мне, если я лишен буду возможности довести до конца в с. Дурникине историческое дело, получившее недавно благоприятное направление, постройку новой благолепной каменной церкви. Из главных двигателей и руководителей этого Святого и Богоугодного дела остался в живых один только я.

11 июля 1884 года.

Священник Сергий Чумаевский.

 

Бумага Благочинному о надзоре за Священником Чумаевским.

Указом Сар. Дух. Консистории дано мне знать, что консистория по выслушании дела о болезненном состоянии Свящ. С. Чумаевского от ноги, вследствие чего он ходит на пределанной к коленке ноги

Церковная летопись с. Дурникина за 1884 год

деревяшке, своим постановлением, утвержденным Его Преосвященством, полагает разрешить Священнику Чум. приступить к исправлению Священнических обязанностей в своем приходе, но пока он будет в неспособности пользоваться своей ногой, не иначе, как по надлежащим надзором Благочинного, с тем, чтобы о способности его к дальнейшему отправлению Богослужения Благочинным было доносимо Епархиальному начальству ежемесячно, а по истечении полугодия со времени сего постановления, он, Чумаевский, будет вызван на усмотрение в Крестовую церковь Его Преосвященства.

Благочинный Прот. Вениамин Рассудов

Октября 25 дня

1884 года

№ 392.

 

Ведомство Православного Исповедания.

Канцелярия Обер-Прокурора Святейшего Синода.

Отделение 1. Стол 1.

20 ноября 1884 г.

№ 5505 (подклеено в углу л. в примечании – Т. П.)

На прсланное Г. Обер-Прокурору Святейшего Синода священником Саратовской Епархии Балашовского уезда села Дурникина Сергием Чумаевским

об

Церковная летопись с. Дурникина за 1884 год

прошение с жалобой на несправедливые, будто-бы, отношения к нему Епархиального начальства и Секретаря местной консистории, от канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода сим объявляется просителю, с возвращением документа за № 196, что, как видно из полученного от Преосвященного Саратовского отзыва по этой жалобе, сос тороны консистории и Секретаря оной никогда не было оказано ему, Ч-му, никаких притеснений, и что даже, напротив, всегда была оказываема ему крайняя снисходительность; посему упомянутая его просьба, как неосновательная, оставлена г. Обер-Прокурором Святейшего Синода без последствий.

К сему канцелярия долгом считает присовокупить, что с Священника Чумаевского за настоящее объявление причитается по ст. 7 Чст. о герб. сб. шестьдесят коп. гербовых пошлин, о взыскании коих вместе с сим сообщено в Балашовское Уездное полицейское Управление.

Вице-Директор И. Чистов (роспись)

Начальник отделения Кокторов (подпись)

Церковная летопись с. Дурникина за 1884 год

Об отчислении к округу Кедрова.

По распоряжению Епархиального начальства от 5 октября года за № 12035 велено местному благочинному протоиерею Рассудову о моем хождении на деоевянной ноге доносить ежемесячно. Воля начальства – воля Божья, противоречить власти и не смею, и не в силах, но защитить свое право – долг всякого благомыслящего, след. и мой. Я был над самим о. Рассудовым девять целых лет Благочинным. Редко бывает, чтобы Благочинные любили своих предшественников. Протоиерей Рассудов всегда питал и питает ко мне злую ревность и тайную ненависть; я не думаю, чтобы все доношения из с. Дурникина, касающиеся меня и неблагоприятные мне совершались без прямого или косьвенного участия в них Протоиерея Рассудова. Последнее доношение его о болезни моей ноги, о его ненависти ко мне. Ведь о. Рассудов видел, как я ходил на съезде и при погребении двух священников и тогда бы донес начальству прямо о небывалом и невиданном между пастырями Св. Православной церкви и хождении священника на деревяшке. Быть может, я привязал к естественной деревянную ногу для спасения своей души, для борьбы с соей плотью. Радуясь безвременью о. Вениамин заставил

об

Церковная летопись с. Дурникина за 1884 год

к расстройству отношений духовенства между собою и с прихожанами донести о моей болезни Священника Соловьева и писаря Мошкова, который представил начальству от каких-то досель мне неизвестных прихожан донесение о моей неспособности к службе. На это есть у меня свидетели, да и сам Священник Соловьев говорит об этом публично. Всякое донесение должно быть основано на каком-нибудь происшествии. Упал ли я во время богослужения или крестного хода или уронил ли из рук какой-небудь священный предмет или от хождения моего на деревяшке произошла остановка в богослужении и требах и т. п. Вот тогда бы неминуемо должен последовать на меня донос начальству, но ничего подобного не было. В нашей местности давно все считают, что в с. Дурникине о. Сергий хромой поп. При самом моем рукоположении возбуждался вопрос, могу ли я при своей хромоте быть Священником. И оказалось, что по каноническим единоокий и хром может быть даже Епископом. В этом правиле не сказано, как этот хромой ходит – на естественной или на деревянной ноге. Дело-то не в том, как кто ходит, а может ли исполнять и исполняет ли действитель (так)

Церковная летопись с. Дурникина за 1884 год

свои священнические обязанности.

О. Вениамин Рассудов сам слаб зрением, он днем с трудом и небойко может читать и писать, вооружившись только очками, вечером и ночью при огне и с очками едва и едва кое-как читает и пишет. Что важнее: повреждение ли обоих глаз или ненормальность одной ноги, которая может еще пройти. При плохом зрении человек скорее может упасть в яму, наткнуться на твердый предмет и ушибиться, оставить на Св. престоле частицы Св. даров и т. п., чем ходящий на деревянной ноге. Мне приводилось, шествуя на деревяшке, вести о. Вениамина ночью из одного дома в другой. Первое явление конечно обычно между священниками, а последнее невиданное и бросающееся прямо в глаза. По причине тупости зрения о. Вениамин Рассудов во время годичного отчета держит у себя священ. и церк. старост по дню, по два, даже по три.

Злоба против меня о. Благочинного Рассудова изострилась вследствие состояния моего у него первым помощником и членом Благочиннического его совета. При прямоте своего характера, я всегда ему напоминал об уклончивости его от прямого своего дела и исправности по

об

Церковная летопись с. Дурникина за 1884 год

должности. О. Рассудов отправление своей Благочиннической должности ограничивает одним только аккуратным и своевременным исполнением поступающих к нему бумаг, да в этих случаях часто свое дело возлагает на другого. Напр. в полугоде вдова Альбокринова подает ему прошение о назначении ей пособия, я предлагаю ему при устном участии всех членов причта церковного и церковного старосты, прямо внести в ведомость о вдовах и сиротах нужные сведения и об Альбокриновой.Нет, - он о доставлении этих сведений присылает Дурникинскому духовенству особое распоряжение. Извольте кА за 20 верст доставить эти сведения. Ведь здесь требуются хлопоты и расход. Рассудов с Дурникинского духовенства получает жалования тридцать руб. в год, тогда как две подводы для Благочинного в год нам стоят всего только три руб.. Он берет деньги. а мы сами должны исполнять его дело.

О. Рассудов свои распоряжения по официальным бумагам, касающимся отдельно лиц и церквей высылает или по земской почте, или по частным случаям, иногда помеченные им числом марта получаются в мае месяце, а указы, относящиеся вообще ко всем церквам объявляется (так) два раза в год при полугодичном

Церковная летопись с. Дурникина за 1884 год

и годичном обозрении церквей, от несвоевременного объявления последних бумаг, духовенство села Дурникина и Пинеровки лишилось за целую половину года казенного своего оклада. Вот уже чуть ли не шесть лет, вопреки благочиннической инструкции, которая едва ли даже есть у него, в селах благочиния Рассудова никто и никогда не видел рассыльных от него. Сам он два раза в год объезжает свое благочиние, отбирает от духовенства отчеты, ведомости и др угие разные бумаги, а также деньги, следующие с церквей и духовенства, и в этом проявляется вся его деятельность. Строится (зачеркнуто – заводится) ли школа, - о. Рассудов едва ли знает во всех селах (школах исправлено) своего благочиния те здания, в которых обучаются крестьянские дети. К моим учреждениям питает полную апатию. У меня в благочинии была киплиная (купленная -?) библиотека, он своей небрежностью о ней довел до того, что духовенство многих сел, в силу акта, отпечатанного в Епархиальных ведомостях 1866 г., лишилось права собственности на нее. Но и там, где Рассудов не видит ответственности за письменные дела, он и о самих бымагах вполне небрежен. Так, при порученной мне ревизии обыскной книги села Рассказани за 1876-1879 годы оказалось, что все сведения, полученные протоиереем Рассудовым от духовенства других сел на венчание

об

разлиновано без надписи

браков, им затеряны, тогда как у товарища его Свящ. Лебедева все эти сведения целы. Может быть этих сведений у Иассудова никогда и не было. Так, по справке в исходящем реестре духовенства села Дурникина оказалось, что сведения о Пелагее Севидовой даваемо не было, хотя она им повенчана 2 февр. 1876 года. По одному этому факту можно уже судить об исправности настоятеля Рассказанской церкви, который, будучи Благочинным, в ведении дел по церкви должен бы подавать пример всем своим подчиненным священникам.

Протоиерей Вениамин Рассудов – человек не самостоятельный и страстный. Он управляет своим благочинием под влиянием и по руководству своей жены Надежды Надежды (описка, 2 раза – Т. П.) Павловны. Права у членов совета он отнимает. Ведомость о назначении пособия заштатным вдовам и сиротам по предложению Надежды Павловны я два раза подписывал, не принимая участия в составлении ее, третий раз я отказался ее подписать, и больше уже мне не предлагали эту ведомость для подписа. В аттестовании поведения духовных лиц Протоиерей Рассудов старается выполнить только свой произвол. Духовных лиц своего округа он в клировых ведомостях никогда не отмечал при участии членов благо-

чиннического совета. Отметки в их поведении и знании всегда делал с. Алмазова Яра Священник Петр Беляевский по составленной на этот предмет ведомости. При внесении отметок в клировые ведомости держался ли Рассудов отметок, внесенных в упомянутую ведомость – это одному ему известно. Я всегда гневил Благочинного тем, что ведомость с отметками духовных лиц, как контролирующую его, требовал для хранения себе, но всегда безуспешно. В начале 1882 года в ведомости с отметками духов. лиц за 1881 год членами совета было постановлено, чтобы отметки в поведении Св-ц-сл-ских (так) жен о. Р. сделал один, но с тем, чтобы ни одну женщину дух. зван. не отмечал ниже хорошего поведения, не смотря на это, он по неприятности к своему прич. Александру Беляеву жену его отметил поведения довольно хорошего, вероятно и теперь отмечает ее плохо, тогда как эта женщина из ряда степенных и благонравных жен ни сколько не выступает. Твердо помню, как я возражал, когда о. Рассудов настаивал отметить села Свинухи, ныне с. Большого Карая Свящ. Ф. Разумова поведения неодобрительного. Этого молодого Свящ., говорил я, исправить легко. Вы

об

живете от него только в 6 верстах, слышите, что О. Фотий пьянствует, поезжайте в Свинуху, сделайте ему строгое внушение, он, конечно, нагрубит Вам, а Вы снесите, слышите, что у него нет службы – сами отслужите в Свинухинской церкви часы или литургию и исправьте все требы за него, скажите прихожанам поучение, чтобы они помолились Господу Богу об исправлении своего пастыря, если эта мера Вам не удастся, обратитесь к благо-кому совету, в случае неуспешности совета. заявите о нетрезвости о. Фотия на благочинническом съезде, и когда уже после всех этих мер о. Ф. не исправится, тогда поведение его мы помараем, но о. Вениамин настоял на своем. Спустя несколько лет о. Ф. как-то задобрил матушку благочиншу и в начале 1882 года приотметке двух лиц в поведении и знании за 1881 год о. Р. сильно хлопотал, чтобы о. Ф. отметить поведения хорошего, тогда как Разумов сделался еще хуже прежнего, но не успел в этом. Не желая утверждать пристрастных действий, проявляемых о. Раз-м при отметке двух лиц, я от аттестации их в поведении за 1882 год в виду неудовольствия его ко мне, уклонился, а в 1884 году, когда о. Рассудов передал мне, что он за 1883 год по клировым

ведомостям уже отметил в поведении всех духовных лиц, кроме состоящих на действительной службе, тогда я счел нужным сложить с себя должность помощника благочинного, о чем и подал просьбу Епархиальному начальству, хотя этой причины не высказал в своем прошении.

О. Прот. Рассудов не стремится и не может исправить своего подчиненного, он скорее ожесточит и испортит всякого, как он это сделал с о. Фот., который по небрежности к своему делу благочинного сделался пьяницею, тогда как отец и мать у него – люди трезвые. О. Вен. даже с совоими собратьями, с которыми служит приодной церкви, живет не моролюбиво, во вражде, товарища своего Свящ. Лебедева не принимает к себе в дом, и сам к нему не ходит, не только не поддерживает его во вдовстве, но разными сплетнями, которые придумывает матушка егопротоирейша, отягчает вдовское состояние Лебедева, причетника своего Беляева не пускает за порог своего дома, дьякона ненавидит, к причетнику Голубеву относится, как барин к своему рабу. По поводу страстных настроений и деятельности о. Рассудова, я частно, как его помощник, вступал с ним в пререкания, он на меня злобился и ждал

об

только случая к отмщению, случай этот выпал – моя болезнь.

По высказанным неприятным отношениям ко мне о. Прот. Рассудова (всегда пирет – Разсудов - Т.П.), по каковым я опасаюсь дажедля своего лечения отлучиться из села Дурникина на продолжительное время, всепокорнейше прошу Вас, Милостивейший Архипастырь и Отец, сделать распоряжение об отчислении села Дурникина от благочиния Протоиерея Рассудова к округу села Рязанова Брода Свящ. Иоанна Кедрова, к которому наше село удобнее может принадлежать и по географическому своему положению. Села Благочинного Рассудова тянутся по обоим берегам реки Хопра, одно только Дурникино находится вдали от Хопра и прилегает к тому пространству, на котором стоят села благочиния Свящ. Кедрова. До существования в духовенстве выборного начала с. Дурникино принадлежало к благочинию Кедрова, где тогда я был благочинным семь лет по назначению Епархиального начальства. (Перечисление это возможно и по той причине, что не очень давно из благочиния Кедрова одно село, именно Репная Вершина, отчисленок благочинию Рассудова) На прошение свое осмеливаюсь

ожидать Милостивейшей Архипастырской резолюции. Декабря, 5 дня 1884 года. Ответ на 31 стран. (явно подписано в друг время, убористо, мелко, другие чернила – Т. П.)

 

О постройке новой церкви

Движение по сооружению новой церкви уже прекратилось два года. Захоперская степь, согласно приговору жителей села Дурникина, составленному при возбуждении дела о новой церкви, служившая главным источником доходов на сооружение церкви, два лета уже разделялась прихожанами между собою по душевым своим наделам.не смотря на это, большенство жителей села Дурникина глубоко сочувствуют сооружению новой церкви и жалеют, что долго она не отделывается. Чувства приятного расположения к новой церкви возбуждают, с одной стороны красота и величественность ее. Новый храм сравнительно со старой церковью, так длаголепен, прочен и поместителен, что против этих свойств церкви никто не может спорить, со стороны любопытные и движимые чувством христианского благоговения нарочито приезжают в село Дурникино посмотреть новую нашу церковь, с другой стороны, прихожане, прежде спрашивавшие разрешения от сооружения новой церкви, в последнее время с удовольствием стали говорить

об

Церковная летопись с. Дурникина за 1884 год Замечание

(надпись опять появилась, или небрежность, или забывчивость летописца – Т. П.)

о ней, вследствие, вероятно, постоянных внушений, делаемых Священниками относительно сооружения нового храма. Так, в один праздник Священник Сергий Чумаевский, объясняя пятую заповедь Закона Божия: «Чти отца твоего и матерь твою…», между прочим сказал приблизительно следующего рода назидание относительно сооружения церкви: «Духовная мать наша – это Св. Церковь, т. е. пастыри – учителя и все верующие Господа Нашего Иисуса Христа. Обыкновенная мать в своем доме рождает, питает и оберегает от всякого зла своих детей, и мать наша духовная своих детей в своем доме тоже (зачеркнуто) - храме тоже рождает чрез крещение Св. водою, омывает их духовные скверны в таинстве покаяния, приближает их к Христу и соединяет их с Ним чрез Св. Причащение, дает право мужчине и женщине жить вместе в супружеском союзе, освящает лиц чрез рукоположение Архиерейское для служения Господу Богу в сане Священника или Дьякона, духовная мать наша святая церковь врачует даже болезни наши телесные чрез таинство Елеосвящения, которое (вставлено) совершает над больным священник и по (вставил напрасно – Т. П.) походатайству (так, слитно) Царицы Небесной, Матери

Церковная летопись с. Дурникина за 1884 год Замечание

Божьей и других Святых, к которым обращается с теплыми молитвами об исцелении нашей немощи телесной. Хорошо ли бы вы сделали, братие, если бы родная ваша мать жила бы все в плохом и ветхом доме, а хороший дом, приготовляемый для нее детями, стоял бы все неотделанным. Конечно, никто бы вас за это не похвалил и не одобрил. Не хуже ли вы, братие, делаете, когда вы не заботитесь об отделке дома своей духовной матери – нового храма. Ведь душа дороже тела, она вечно будет жить, а (зачеркнуто) мать духовная заботится о вечном спасении нашей души. Из дома духовной матери истекают все средства, чрез которые всякий православный христианин получает вечное блаженство. Обыкновенная мать только до возмужалости своих детей хранит и блюдет их от всех неприятностей, а дальше дети ее не имеют нужды в ее помощи, да она сама не в силах уже бывает существенно помогать своим детям ни чем, кроме одного своего благожелания им. Напротив, духовная мать, непреставая (так) оказывать своим детям помощь, при их жизни провожает их своими молитвенными песнопениями в жизнь загробную и после их смерти ходатайствует пред Господом Богом об

об

Церковная летопись с. Дурникина за 1884 год Замечание

улучшении их участи в будущей жизни и будет умолять Христа Господа о помиловании их, до самого наступления страшного Суда Божьего. Не нахально ли после этого с нашей стороны быть невнимательными и холодными к благолепию дома духовной нашей матери. И может ли после всех благодеяний, оказываемых нам Св. Церковью, не пекущийся об отделке новой церкви утвердительно сказать, что он не нарушает пятую заповедь Закона Божьего: «Чти отца и матерь твою, да благо ти будет и долголетен будети на земли.». И за что нам Господь Бог даст на земле счастие, здоровье и долголетнюю жизнь, когда мы нарушаем пятую заповедь Господню во всех ее отношениях? Умоляю Вас, братие, оказывая почтение матери своей родной, еще более любить мать свою духовную – Св. Церковь и выражать свое доброе расположение к ней в попечении о новом храме, из которого Мать наша духовная – духовные ваши пастыри дают вам все нужное для спасения ваших душ от вечной погибели. Исполняя пятую заповедь Господню, позпботьтесь, братие, об окончательной отделке новой своей церкви.

(лист заканчивается, на этом заканчивается и весь текст летописи – Т. П.)

 

Электронный вариант рукописного текста церковно-приходской летописи с. Дурникино Балашовского уезда Саратовской губернии выполнен к. ист. н. Т. В. Платоновой и выпускницей филологического факультета Балашовского института СГУ М. К. Киселевой.

Подобного рода летописи второй половины XIX в. современный исследователь В. А. Бердинских (Уездные историки: Русская провинциальная историография. М., 2003. С. 261-268) относит к типу постлетописных источников, ценных и мало изученных исследователями. Рукопись содержит различного рода сведения о прошлом села Дурникина, Балашовского уезда, Саратовской губернии и России в целом конца XVIII – XIX вв. Краеведческое описание дополняют сведения социально-экономической, географической направленности, рукопись содержит также данные статистическогохарактера. Выражение личного отношения автора к происходяшим события в условиях важных исторических преобразований в России делает документ особенно интересным. Работа требует продолжения, а рукопись, возможно, фрагментарной публикации.

Т. В. Платонова.

(Верхний левый угол отсутствует, текст начат ниже верхней части листа,

 

 

…(В с)еле Дурникине церковь деревянная из старинного дуба во имя Архистратига (большая буква, Г- Гавриила?) Михаила однопрестольная. Она первая как заведено здесь село, та же самая, которая теперь в селе. [4] Построена на иждивение прихожан во второй половине восемнадцатого столетия[5]. Освящена в 1(7)73 (первая семерка выведена жирно, исправлена видная восьмерка – Т. П.) году каким-то Иереем Симеоном как видно из надписи на деревянном кресте,[6] и с благословения какого именно Преосвященного неизвестно. В старину с левой стороны трапезы от колокольни до северной двери тянулась галерея - род продолговатого крыльца под сплошною с церковью деревянной кровлею. В этой галерее стоял огромной величины дубовый стол, за которым сидевшие на лавках члены причта: цер. староста, и сторожа, и другие лица, были угощаемы прихожанами по случаю поминовения своих покойников и после свадеб хлебом-солью, пивом и вином.

 

 

(первая стр. кончается. Аккуратно очерчены поля и оформлены подстрочные примечания. На полях карандашом подсчет столбиком 1940-1773=167 – Т. П.

1 об.

…1848 году церк… (угол листа отсутствует – Т. П.)

…на фундамент из об…

…своем распространена на ср…

…общества. К настоящей по обоим сторонам пристроены в 9 ар. пределы, колокольня …отодвинута от трапезы, и между ними при(строено) еще на 14 ар., вся церковь обита вновь тесом, покрыта вместо деревянной кровли железом и выкрашена.

В 1859 году в ней устроен новый иконостас с достаточною резьбою и позолотою, который и ныне существует в прежнем его виде. Тогда же церковь внутри зашпатлевана, выкрашена и расписана изображениями Священных событий и лиц, работы производились на общественное иждивение.

В 1865 году по случаю открывшейся в настоящей течи, от которой в сводах ея прогнило два бревна, купол покрыт на общественный счет новым железом. В св. алтарь …, св. престол и жертвенник, которые …во время хождения …новые. (Часть текса не читается – Т. П.) Церковь внутри вновь зашпатлевана, покрашена и 25 Сентября 1865 года во имя того же святого освящена местным Благочинным и Священником Сергием Чумаевским. К этому возобновлению израсходовано церковных жертвенных денег до 400 руб. серебром.

(Последняя строка не читается - Т. П.)

Достойная замечания, находящаяся в их

2 (карандашом на полях – 3)

нем простенке церкви, которым трапеза отделяется от настоящей, икона закланной Божьей Матери. Она писана на св. горе Афонской на кипарисовой доске, принесена с Афона села Дурникина Государственным крестьянином Филиппом Обертышевым 2 февраля 1864 года. Стоит в приличном с резьбою и позолотою киоте и украшена в 1864 году опликовою (?) чеканною ризою. Усердно молясь пред этой иконой, чувствуешь какое-то умиление, а при сердечном крушении – тихую отраду. Прихожане прежде оказывали этой иконе особенное благоговение, брали ее в свои дома для служения Царице небесной молебнов, но как она писана непрочными красками и от частого употребления стала было портиться в живописи, то в поддержание ея Афонской живописи закреплена в киот так, что теперь никогда из него не вынимается.

Два крестных хода, существующих в селе Дурникине с самого основания села заслуживают также некоторого внимания. Весною в день преполовения пятидесятницы и на вознесение Господне, по окончании литургии молившиеся в св. храме прихожане берут почти все из церкви подвижные иконы, два подсвечника и два фонаря с рукоятиями, затем оба Священника и Диакон в облачениях и все прочее духовенство в сопровождении многочисленного сонма верующих отправляются все

об.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.081 с.)