Какого происхождения и звания прихожане



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какого происхождения и звания прихожане



Как прежние поселенцы села Дурникина, так и настоящие жители его все происхождения великороссейскаго. Прежде были они однодворцы, а теперь Государственные крестьяне. Между ними из природных жителей кроме солдат и солдаток других званий и наименований лиц никогда не было и теперь нет.

О достопамятных умерших лицах и внешнем управлении села

Из достопамятных лиц, умерших в селе Дурникине, резко прославились по обществу пред своими современниками братья: Ксенофонт и Ефим Лукиановы, Чиркины, Яков Федулов и брат его Иван Самородовы. Это люди были весьма умные и богатые, они распоряжались общественными делами как хотели, кого хотели миловать миловали, кого наказать наказывали, по своему желанию. Все чиновники и судьи, приезжавшие в село Дурникино по делам своей службы становились к ним на квартиру, по их указанию и совету

творили с жителями суд и расправу, выгодную для их материальной пользы. Подавленные порабощением со стороны упомянутых временщиков некоторые невежественные и бедные крестьяне села Дурникино до того сознавали и ценили влияние и вес их по обществу, что с убеждением говорили: Бог то Бог, а как такой-то помилует и беды не будет, его святая воля.

Чиркины управляли селом в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого столетия. Чиркины прежде жили в Дурникене чуть ли до 1825 года, а потом не утративши влияния на жителей села Дурникино жили в Инясеве.

Самородовы владычествовали до открытия в городе Балашове окружного правления, Яков Самородов помер назад тому 20 лет, схоронен в церковной ограде, брат его Иван умер в сем году в городе Балашове.

О волостном правлении

Деспотическое, основанное на одних личных частных интересах управление

Об

селом Дурникином продолжалось до 1860 года. Вследствие жалоб крестьян на притеснения дурникинского волостного правления, которое открыто в январе 1861 года и к которому принадлежат по управлению селы Мордовский Карай и Инясево, в уважение к некоторым личностям, которые дорого ценили общественное благоспокойствие и порядок в народе, определен был в должность помощника волостного писаря села Мелика Государственный крестьянин Николай Петров Соколов. По доносам последнего членоволостного почти все сменены, а у влиятельных мироедов заедавших общественные интересы отняты предний вес и значение.

В настоящее время распоряжение в делах общественных суд и расправа в селе совершаются добросовестно без относительно к личным интересам тех лиц, в руках которых находится власть и общественный вес. Во главе распорядителей теперь стоит крестьянин Егор Наумов Ильин.

Желалось бы, чтобы такое управление селом продолжалось дольше, утвердилось и еще более улучшилось.

О Сектантах

В конце 18 столетия открылось в селе Дурникене молоканство. Ересь эта занесена сюда села Уварова Тамбовской губернии крестьянином Семеном Матвеевым Уклеенным. Предание сообщило нам об Уклеине вот какие сведенья. Семен Уклеен, после ссоры со своим тестем Духоборцем Подирохиным, оставил его, и начал в окрестных селах села Уварова распространять новое заблуждение направленное к испровержению обрядовой стороны хрестьянской веры и похожие на заблуждения Духлборцев. В короткое время успел набрать себе целые сотни последователей. Сопроваждаемый толпоя своих единомышленником с пением псалмов вошел в город Тамбов за это

Об

возмущение посадили его в тюрьму, и ему угрожала ссылка на поселение. Почему он чтобы избавиться от дыбы притворно присоединился к Св. церкви и действительно через это освободился из заключения. Настрощенный Тамбовскими чиновниками Семен Уклеин стал распростронять свое учение осторожно и тайно, в своем селе он не с кем не говорил о Свещенном писании, а ездил в более глухие селы под предлогом собирать в том юбки и кушаки. В селах Дурникине и Инясеве он бывал часто жил сдесь по неделе и более. Уклеин не хулил Хреста, а только учение его толковал превратно. Последователь его – жаркий распрастронитель секты села Моисеева Тамбовской губернии Моисей Алпатьевич (Ипатьевич) он же имел прозвание Ясев или последняя личность была совершенно другая не известно. Ясев ездил на паре лошадей в кибитке с двумя девками, заезжал всегда к богатым крестьянам села Дурникина к Тушовым и Морозовам. В домах у них во всякий приезд его во время ночи собиралась

Множество народа для служения бесед Ясева и моления, при котором сам он был представителем и девки его пели псалмы. Священник Савва Иванов будто был знаком Ясеву и вероятно увлечен был им в свое заблуждение. В селе Дурникине о. Савву Иванова за долго до его смерти считали молоканиным о. Савва хотя свиней водил у себя, но свиного мяса сам не ел. Двух своих дочерей выдал в замужества к которым был близок Ясев и укоторых он гостил по несколько дней. Дочь священника Саввы Иваново Анна отдана в замужество, как можно догадываться из исповедных роспесей, по которым за 1803 год у ней показана уже дочь Татьиана 3 лет в 1799 году за сыном приятеля Ясева Тимофея Пахомово Морозова Андрея, другая дочь Саввы Домна была в замужестве за сыном другого приятеля Ясевы Сидоро Тушова Николаем. Брак этот значится в метрике за 1809 год в ноябре месяце в числе

Об

православных свадеб. Третья дочь Священника Саввы Наталья, которая летами было старше упомянутых, была в замужестве за сыном современного О. Савве и состоявшего в причте села Дурникина Дьякона Андрея Николаева Степаном Андреевом, который в 1807 и 1808 годах был при церкви села Дурникина дьячком, а потом утративши по причине пьянства и развратной жизни голос, приписался в однодворцы, (его звали после Степаном Хриплым) и перешел на жительство на Татановские хутора, досель по внешнему управлению принадлежащая селу Дурникину. Живя в глухой степи далеко от полицейского надзора Степан Андреев скрывал у себя беглых. Старшая дочь О. Саввы Анисья была замужем в с. Инясеве за Потапом Родионовым Мелюхиным. Дочь ее Наталья недавно умерла там, будучи молоканкою Субботнической секты. Сын Иван живет теперь в с. Инясеве. Основатель субботнической секты был Евстафий Иванов, какой-то беглый или отставной солдат, должно бы из жидов. Евстафий был человек черный, еще не старый, пришел

Откуда-то с Кавказской линии, жил в с. Инясеве и был главным наставником молокан Субботников и главным представителем в устроенной им в селе Инясеве для обучения детей обоего пола школе. Здание, в котором помещалась школа, было огромное и стояло недалеко от церкви. Последователи Евстафия в с. Инясеве построили было ему избу, в которой он недолго жил с своей любовницею Степанидою Алексеевною и ее сестрою. Евстафия сослали на Кавказ на поселение в 1826 году (должно быть) вместе с столпами молокан села Инясева и Дурникина Милюхиными и Чиркиными.

В начале, как только завелась в селе Дурникине секта молокан, последователи ее не объявляли себя сектантами. Лет двадцать или более они жили в общении с православными, не скрывая иногда своих внутренних убеждений, они обращались к приходскому духовенству для исполнения всех христианских треб и принимали духовенство к себе в дома с Св. иконами и крестом. Отказались от св. церкви еще при жизни отца Саввы

Об

Вследствие какого-то правительственного распоряжения, по которому будто всякому подданному дозволялось исповедовать какую угодно ему веру. О. Савва много посодействовал явному открытию в с. Дурникине молоканства как прямыми своими внушениями, так потворством в молоканстве своим зятьям, которые, в виду своего тестя, предводительствуя толпою своих единомышленников, открыто молились о ниспослании дождя. По исповедным росписям до 1812 года все молокане села Дурникина значились в числе православных. С 1813 года по церковным документам и зятья О. Саввы Иванова уже не показаны в числе православных. В 1815 году мужья дочерей О. Саввы записаны с всеми членами своих семейств в числе молокан _ Николай Сидоров Тушов муж Домны Савиной показан между Субботниками, а Степан Андреев, муж Анны Савиной с тремя детьми, мать его вдова Дьяконца Евдокия Петрова без изменения своего звания, братья Степана Андреева Аверьян и Терентий, названные

по фамилии Дьяконовыми показаны в числе молокан Воскресеннической секты. Андрей Сидоров Морозов, муж дочери Свящ. Саввы Анны Савиной, с 1812 года до 1829 года по росписям не показан ни в числе православных, ни в числе молокан, тогда как предание говорит, что отец его Тимофей Пахомов Морозов отказался от Св. церкви в одно время с свекром Домны Савиной Сидором Осиповым Тушовым. Андрей Морозов несмотря на то, что был молоканином Субботнической секты уже после смерти своего тестя, был сельским старостою. Предание говорит, что сын О. Саввы Иванова Михаил бывший священником в селе Инясеве с 1802 года по 1822 год придерживался молоканства и покровительствовал сектебольше своего отца. Жена Михаила Марья была дочь села Инясева богатого однодворца Степана Тимофеева Мясникова, который был заклятый молоканин. Брат Марьи Степановой Акиндин записан за 1817 по исповедным росписям в числе молокан Субботников.

Из исповедных росписей села Инясева можно предполагать, что молокане

Об

объявили себя сектантами или в 1812, либо в 1813 году. В экстракте за этот год православных в селе Инясеве против числа их, показанного в таковой же ведомости за 1811 год, показано меньше дворов на 33 душ. Муж. пола 193, жен. 213. Значущиеся в 1817 году молоканами в предыдущих годах с 1813 в числе православных не показаны.

В числе благоприятствующих сектантам, кроме высказанных Дурникинских духовных лиц, были , можно догадываться, села Мохровки Борисоглебского уезда Тамбовской губернии Священник Леонтий Вавилов и Дьякон Мина. У первого в селе Дурникино выданы были за молокан две дочери. Ефросинья была в замужестве за Трифоном Клишиным, другая дочь его (оставлен большой пробел) выдана в замужество как видно из обыска в 1814 году, когда молокане отказались от церкви и духовенства, за Василия Кусова. У ней еще теперь живы дети: Егор Балай и Марья Девицкова. Первый живет на хуторах и держится субботнической секты, а Марья

Вдова села Дурникина, молоканка Воскресеннической секты. Дочь Дьякона Мины Дарья была в замужестве за Лазарем Девицким, умерла молоканкою Субботницею, у ней жив еще тнперь сын Парфен, который вместе с отцом когда-то присоединялся к православию, а теперь снова отказался от св. церкви и состоит в числе начетчиков молокан Субботнической секты.

С 1825 либо 1826 года началось преследование сектантов со стороны правительства. В этих годах большой вес имела в глазах молокан и оказала своими действиями сильное влияние на распространение Воскресеннической секты Варвара Калугина Духонина. У ней в доме было училище для детей обоего пола, в котором и сама она преподавала грамоту, и ее полюбовник занимался обучением детей, какой-то беглый, который написал так называемый обряд духовным христианам – изложение пунктов вероучения молоканской Воскресеннической секты и который обществом выгнан был из села.

Об

В 1830 годах начетчики молокан Яков Мальгин и Ферапонт Филатов Колесников за распространение секты сосланы на поселение на Кавказ. После этого ссылки совратителей православных лиц в секты продолжались предположительно до 1845 года. В этот промежуток времени весьма многие из молокан, желая избегнуть преследования со стороны правительства, сами, по доброй своей воле, переселились из села Дурникина в разные места Кавказа, Самарской и Оренбургской губерний.

С 1851 года совращение православных в молоканство прекратилось, до 1863 года и слуху не было о желании какого-либо православного семейства в молоканство. В 1864 году, по случаю перехода из хуторов Печуриных на жительство в село Дурникино начетчика молокан Субботнической секты крестьянина Афинагена Михеева Тушова и перенесения им оттуда своей пропаганды, Субботническая

 

(Тема обрывается, далее следует совсем другой лист. Найти продолжение – Т. П.)

Продавался по 8-10 коп. за меру по базарной цене, огурцы 3-7 коп, арбузы продавались (их было малопосеяно) по 5 и 6 руб. за квадратную сажень, с которою собирали воза три хороших арбузов, осенью арбузы были нипочем: 1 р. и даже 60 к. сотня порядочных арбузов. Малины, ежевики, самородины было много, Яблоков тоже порядочно, но вишни не было ни ягодки; крыжовник едва уцелел от прожорливых червей; терна и калины было мало, рябины вовсе не было. Урожай подсолнухов был плохой: собирали 100 пулов с сотенника (подписано сверху – и меньше – Т. П.). Но уж капусты родилось множество.

О сооружении новой церквив 1883 году (явно подписано мелко на полях)

Постойка нового храма была в неблагоприятном положении. В конце марта на приходском собрании сделано и написано несколько предложений, относящихся к новой церкви. Порешили взыскать судебным порядком а) с крестьянина Михаила Петрова Седова 100 р. с процентами, каковые деньги в бытность свою председателем попечительства Седов получил от доброхотнодателей для употребления на постройку церкви, но удержал у себя; б) со вдовы Анны Афанасьевой Самородовой 1450 руб. с процентами, каковые деньги покойный ее муж, будучи председателем попечительства, получил с арендатора питейных заведений Гаврила Попова для расходов на постройку церкви, но по случаю внезапной своей смерти не мог сделать распоряжения об употреблении эти денег по своему назначению; в) постановили также, сменив уполномоченных села Дурникина по делу о взыскании денег с жителей села Данилкина хутора за землю, самовольно захваченную ими из владений с. Дурникина и выбрав

Об

Летопись с. Дурникина за 1883 год

Новых уполномоченных крестьян Меркурия Коптева, Григория Дав. Невзорова и Свящ. Сергия Чумаевского – ходатайствовать пред сельским сходом об утверждении вновь выбранных в своем звании – но все эти предположения не приведены в исполнение по причине, главным образом, болезни Свящ. Чумаевского.

Нанятый Дурникинским обществом по рекомендации волостного писаря Мошкова для ведения в судах дела о выше сказанной земле, какой-то г. Радовитский передал это дело другому поверенному, и дело проиграно, с Дурникинских жителей присуждено взыскать судебных издержек будто около 1000 руб. Дело же теперь перенесено в судебную палату. Везде по Дурникинскому обществу только одни расходы, а прихода нет. Захоперская земля, оставшаяся, кроме захваченной жителями Данилкина хутора и бывшая в аренде, теперь свободна. Во время лета 1883 года была в лугах, которыми воспользовались по душевому разделу жит. С. Дурникина. Эта земля могла бы идти в сдачу для выручки денег на постройку новой церкви, но заботиться об этом святом деле некому. Свящ. Чумаевский – болен, а других энергичных и стойких лиц (подписано сверху) в нашем селе нет, к тому же и волостной писарь Мошков, стремясь к отнятию значения у приходского попечительства, всегда приноравливает общественные деньги на другие какие-нибудь помимо церкви расходы. По выше сазанным

причинам в 1883 году никаких работ, даже мелких, по новой церкви не было.

О прихожанах

Родилось м. 173, ж. 143; браков было 69, умерло м. 182, ж. 141; по исповед. Роспис. Значилось м. 3303, ж. 3285 – в том числе молокан м. 103, ж. 109. Из умерших замечателен Егор Дорофеев Грезнев, скончавшийся в глубокой старости. Очень был усердный христианин: никогда не пропускал ни одной церковной службы, хотя и жил от церкви не близко (в Польше). К утрени он хаживал прежде благовеста. В обращении был кроток и молчалив, по отношению к людям , обижавшим его, терпелив.

О доходах духовенства в 1883 году

С 1 января 1883 года по 1 января 1884 года разделено по братской кружке денег между четырьмя членами причта 2257 руб 32 коп. (не указанна сумма прописью, пишет другой? Почерк корявый, убористый – Т. П.) Сорокоуст в этом году был только Георгие Грязневом.

Состояние церковных доходов

Продано свеч золоченых и простых 18 пудов. Чистой прибыли от продажи получено 356 руб 76 коп. На благоукрашение храма собрано 326 руб. 5 коп. На постройку церкви собрано 6 руб. 76 коп. По разным мелким сборам приобретено 5 руб. 71 коп. В течение года продано просвир 5748 шт. За них по полторы коп за каждую получено 86 руб. 22 коп. На покупку муки употреблено 46 руб. За тем чистой прибыли от продажи просвир приобретено 40 руб. 22 коп., на 70 коп меньше против преды

Об

Церковная летопись села Дурникина за 1883 год

дущего года вследствие плохого урожая и малых заработков крестьян.

Священник Сергей Чумаевский

Священник Николай Соловьев (почерк не его – Т. П.)

Псаломщ. Диакон Гавриил Кротков

И. д. псаломщика Андрей Елшанский

За церковного старосту Петра Бочарова подписал кр. Фрол Мишуков

Свидетельствовал Благочинный Протоиерей В. Рассудов (подпись)

 

Год

(почерк не Чумаевского, с нажимом, без характерных завитков)

О сооружении новой церкви

В видах восстановления движения по постройке новой церкви Священник Сергий Чумаевский, состоя в звании помощника Благочинного от 24 ноября 1883 года, по делу церкви сделал Епархиальному начальству следующего рода представление, которое дословно излагается ниже:

«По распоряжению Саратовской духовной консистории от 19 февраля за № 2563 22 марта за № 3854 и 28 июля за № 9282 сего

 

 

(далее лист другой, почерк другой, без очерченных полей и верхней надписи лист исписан сплошь весь. Найти подобный – Т. П. )

??? 124

по распоряжению Балашовского земства, которое хранится в Дурникинском волостном правлении, переулок этот ширины с 20 сажен должен светь (?) против дверей церкви с запада и идти чрез главную улицу мимо дома Священника С. Чумаевского, иначе с крестным ходом по выходе из церкви и проходе 100 сажен нужно будет поварачивать или вправо или влево переулок не близко, да теперь и прохода к нему нет, направо хотя близко, но этот переулок узкий, в нем во время крестного хода неизбежно будет тесно и давка, к тому же чрез этот переулок летом и пройти нельзя. Дорога идет мимо озера, где почти до июля по случаю воды и грязи не бывает ни прохода, ни проезда, след с крестным ходом нужно будет поворачивать. От новой церкви до реки и без того далеко, а с поворотом нужно будет проходить сажен 100 излишних. Переулок от новой уже образован и тянется в длину одной усадьбы. Для установления прямого хода чрез него на реку придется снести несколько дворов на верхнем и на нижнем порядках улицы – и тогда новая церковь, застененная (так) теперь гумнами и разными постройками будет представляться гораздо в лучшем виде, а также стоящею будто не на выгоне, а в самом селе, видна будет до самого

об

самого своего основания не только с главной улицы села, но с Заречной стороны. Православный Дурникинский народ, которому теперь речке придется идти по выгону мимо новой своей церкви, при рассмотрении ее издали, поражаясь ее величием и красотою, будет еще больше воодушевляться мыслями, живые проникаться чувствами и искренне воспламеняться желанием скорее ее отделать, да самое село, вследствие образования упомянутого переулка, получит более красивый и привлекательный вид.»

Вследствие такого донесения Сарат. Епархиальное начальство от 14 декабря 1883 года за № 14657, сделало следующее распоряжение: по выслушании рапорта настоятеля Дурникинского прихода Священника Сергия Чумаевского о построении церкви в с. Дурникине приказали и Его Преосвященство утвердил: слова подтвердить чрез Вас Благочинного Священнику Чумаевскому о точном исполнении указов консистории от 22 марта и 28 июня 1883 года за № 3854 и 9283, поставив ему на вид, что со времени разрешения постройки новой церкви в селе Дурникине прошло уже 14 лет, причем объяснить ему, что обязанность облагообразить и расширить церковную площадь и очистить проулок от построек пожитка (?) самих жителях с Дурникина, а если они не исполняют требуемого законом и планом,

??? 125

то он может понудить ихчрез приезжего или уездного исправника, и что дело относительно определения того или другого лицав должность волостного писаря до Епархиального гачальства не относится, относительно же размеров постройки церковных домов для причта препечатано в 9 № Епархиальных ведомостей за 1865 год. Подлинный указ подписали: член консистории Протоиерей И. Альбицкий. Секретарь Гонерозов (только двое)

 

От 11 июля от духовенства села Дурникина по делу о сооружении церкви чрез Благочинного подано Епархиальному начальству след. Рода доношение:

Согласно распоряжению Сарат. Духовной консистории от 22 марта и 28 июня 1883 года за №№ 3854 и 9283, честь имеем донести:

В текущем 1884 году работ по сооружению церкви никаких не производилось и таперь не производится по причинам, изложенным в рапорте Священника С. Чумаевского на имя Его Преосвященства от 24 ноября 1883 года за № 81. В текущем году прихожанам села Дурникина было не до постройки новой церкви: они недавно выплатили около двух тысяч руб. за судебные издержки, взысканные с них, по их иску с жителей села Данилкина хутора, за захваченную самовольно последними ы первых землю и несут немалую трату общественных денег на ведение этого иска, впрочем

Об

Благодаря св. проведению, пекущемуся о нас, грешниках, дело о сооружении церкви недавно приняло благоприятное направление:

С одной стороны прежние уполномоченные от Дурникинского общества по ведению сказанного дела заменены другими крестьянами, сочувственно относящимися к постройке новой церкви. Новые уполномоченные недавно прибыли из г. Саратова, где выхлопотали план на Дурникинские поземельные владения и уверяют, что скоро прибудет на место землемер для проверки владений, принадлежащих жителям села Дурникина и Данилкина хутора, размежевания и окончательного отделения дач последних лт поземельной собственности первых.

С другой стороны, в конце минувшего июня месяца в в Дурникинское волостное присутствие на должность волостного писаря, имеющего неоспоримое влияние на течение дела о сооружении церкви, поступил свой Дурникинский крестьянин, который не может не интересоваться отделкою новой своей церкви.

Ввиду указанных отрадных явлений мы надеемся, что осенью текущего года дело об окончательной отделке новой церкви в селе Дурникине припомощи Божьей снова будет начато и сооружение ее пойдет успешно.

Какое еще распоряжение делает Епархиальное начальство по этому заявлению духовенства?

 

1883 года, велено мне с причтом убеждать прихожан села Дурникино в том, чтобы они немедленно приняли положительные меры к окончптельной отделке новой церкви, в чем мы и обязаны подпискою, о которой немногие знают в нашем селе, и о результатах сего увещания чрез три месяца донести Епархиальному начальству.

В селе Дурниконе все от старого до малого весьма интересуются, всегда говорят о ней с восхищением, и все желают, чтобы она скорее была освящена, если нет никакой нужды убеждать прихожан к скорейшей отделке ея. Дело не в том, что прихожане уклоняются от принятия мер к окончанию работ по новой церкви, а в том, что стоящие во главе местного управления затягивают, тормозят и расстраивают это святое и Богоугодное дело. Прежде, когда в с. Дурникине на должностях волостных писарей, имеющих неотразимое влияние на общество, свои крестьяне состояли. И при негодовании, ропоте и интригах большинства местных жителей по случаю постройки новой церкви,

Об

церковное дело шло быстро, успешно и соответственно желанию главных строителей Св. храма, а теперь, когда волостными писарями стали люди пришлые, и, вероятно, в своей местности нетерпеливые ни к какой службе, и при всеобщем сочувствии местных жителей к сооружению новой церкви, церковное дело сперва шло вяло, а теперь почти вовсе остановилось. Дело сооружения новой церкви в Дурникине самостоятельно ведет (лишь старое -?) церковно-приходское попечительство вот каким образом: председатель собирает членов, по совещанию с ними составляется записка с указанием, какие именно общественные суммы могли бы поступить на сооружение новой церкви. На приходском собрании, на которое являются от 50 до 100 человек, записка эта прочитывается и составленный акт о ходатайствовании пред сходом об употреблении на постройку церкви указанным попечительством статей дохода при официальной бумаге, подписанной председателем и Священником, передается в местное волостное правление для исполнения. Волостной писарь местный православный прихожанин, волею или неволею удерживающийся от нанесения вреда делу о сооружении в своем селе нового храма, тотчас исполняет предположение попечительства

Оставляется приговор и указанные попечительством деньги всегда выдаются попечителям для употребления на церковное дело. Когда у нас был ывой волостной писарь, тогда попечительство ни однажды не встречало препятствия к получению общественных денег на постройку церкви. Но когда поступил в с. Дурникино на должность волостного писаря удалой делец казак Донской области Иван Швецов, тогда такого рода дела на сходах стали тормозиться и попечительству не всегда удавалось получать общественную сумму, так однажды попечительство указало на 1500 руб., в другой раз на 3000 руб. для употребления этих денег на постройку церкви, Швецов предложил попечителям церкви для произведения работ по новому храму своего подрядчика и как заправители церковного дела отвергли этого подрядчика, то упомянутые деньги по приговору общества, поступили на другие общественные расходы. Год спустя или более в волостном правлении опять накопились общественные деньги более 3000 руб. Желая воспользоваться этими деньгами для расходов по новой церкви, главные ревнители нового храма порешили сделать в этом случае уступку волостному писарю. Нанят был на устройство придельного иконостаса подрядчик за 3500 р., тогда иконостас архитектор Г. Салько (так ! – Т,П,) оценил только в 2000 р. Правда , иконостас на вид красивый и привлекательный, но все

Об

тонко, легко и непрочно, а иконы, написанные накалеенных (так) столбах, даже представляют некоторый контраст благообразию дорогой и благолепной церкви с. Дурникина.

Главный источник дохода на сооружение церкви попечительство извлекает из Захоперской земли, отданной на продолжительное время в аренду, но волостной писарь Швецов, в видах своего интереса дело о пятистах десятинах упомянутой арендной земли, отбитой у Дурникинских жителей их однообщественниками крестьянами села Данилкина хутора, потянул на целые пять лет и только благодаря благоразумию некоторых лиц, Дурникинское общество по полюбовной дележке (?) уплатило арендаторам двенадцать тысяч рублей, иначе если продолжался судебный процесс, оно могло бы заплатить им около сорока тысяч руб.

Хотя писарь Швецов вытеснен был из с. Дурникина, но через это дело церковное и общественное не только не улучшилось, но даже явилось в худшем положении. Швецов сделался писарем у крестьян, захвативших Дурникинскую землю, составляет им и подает просьбы в суд о разных взысканиях с жителей с. Дурникина и ведет за Данилкинских жителей дело в судах о земле, захваченной ими из Дурникинских владений, бывших в аренде на сооружение церкви. Вместо Швецова пере(ве)ден (исправлено – Т, П.) писарь из с. Турков, где крестьяне и досель благославляют св. проведение, избавившее их от такого человека, который чрез адвоката поляка Радовицкого разорял их, крестьянин Тамбовской

губернии села Чуева в 40 (70 ? – Т. П.) верстах от села Дурникина, Михаил Анисимов Мошков. Новый писарь, человек представительный, одетый всегда народно (?) , для Дурникинских жителей представляется чистым прокурором: познакомившись с местными жителями и узнавши в с. Дурникине людей с подобными ему настроением и суждениями, стал действовать в видах материальных своих расчетов. Для ведения дела по отнятой земле по указанию писаря Мошкова нанят поверенный поляк Радовицкий и выбраны уполномоченными от села три человека, не любящие св. церковь, в числе их один даже молоканин. На уплату Радовицкому и поездки уполномоченных истрачено более 2000 руб., а дело проиграно, слышно, что даже с Дурникинских жителей окружной суд взыскивает более 1000 руб. судебные издержки.

Несмотря на упомянутые напрасные разорительные траты по Дурникинскому обществу все еще можно бы находить средства на сооружение новой церкви. Сам писарь Мошков в видах своей корысти не прочь от расходов на постройку новой церкви, недавно он продал Дурникинским жителям свой дом, стоящий в Чуеве, для помещения в нем вновь поступившего в село Дурникино Диакона Кроткова, но Мошков всеми своими силами стремится к тому, чтобы попечительство не имело никакого влияния на расходование общественных сумм, почему в настоящее время попечительство утратило всякое значение.

Об

Председатель попечительства Старшина Шеин сколько не усиливался на сходе убедить крестьян произвести общественный посев для выручки денег на сооружение церкви, так и не успел в этом деле, тогда как чрез попечительство достигнуть этой цели весьма легко. По просьбе моей (значит, Чумаевский – Т. П.) старшина Шеин, глубоко сочувствующий сооружению новой церкви несколько раз созывал членов церковно-приходского попечительства для совещания, и как только они собирались, он всегда по неотложным прямым своим делам уезжал в Инясево, принадлежащее Дурникинской волости. У страха глаза велики. Предшественник его крестьянин Невзоров, не желавший действовать по воле писаря Мошкова, был смещен с своей должности по одному частному делу и предан уголовному суду.. Конечно Шеин боится того же самого. Так как инициативу и распоряжение в собрании, созванном самим председателем, принимать на себя я всегда считал неразумным, даже вредным для моих пасторских целей: то в течение всего минувшего лета не состоялось по делу о сооружении церкви ни одного собрания ни только приходского, но совещательного и не производилось никаких даже мелких поделок по новой церкви.

При таком печальном положении дела о сооружении в с. Дурникине новой церкви нет нужды торопить прихожан к скорейшей отделке церкви. Старая церковь еще не так плоха, как доносит О. Благочинный, что нельзя в ней служить, стены и полы в ней прочны, течи в куполе, алтаре и др. важных местах никакой нет, в алтаре, трапезне и приделах прилично, иконостас в ней даже благовидный, действительно в настоящей в ней неблагообразно, стены облупились, замазка из пазов вываливается, иконы, написанные на осьмериках и куполе, полиняли. Но что же делать? Строится новая церковь, которая вчерне совершенно отделана и от воздушных явлений не может подвергнуться никаким (переменам) повреждениям.

Для того, чтобы установить дело о сооружении церкви в том виде, как оно совершалось прежде, быстро, прочно и с соблюдением экономии, необходимо предварительно исполнить след. Условия:

1. Ходатайствовать пред кем следует об определении в с. Дурникино волостным писарем кого-нибудь из местных крестьян, из которых есть способные к этой должности, например, сельский писарь Мишуков, урядник Попов и др. Правда, что волостной писарь из Дурникинских крестьян не может быть таким дельным, как Швецов и Мошков, но при получении жалования

Об

8000 р. он может от себя пригласить для письмоводства умного и умелого руководителя.

2. Заставить прихожан немедленно построить дом для псаломщика Кроткова, пользующегося теперь общественною квартирою. А чтобы дома для Кроткова, двух священников и второго псаломщика были удобны для жилья, приличны и хотя несколько соответствовали по своему виду благолепной и дорогой церкви с. Дурникина, для этого благоволить Епархиальное начальство на постройку домов выслать планы, составленные на счет Дурникинской церкви. На этих планах должы обозначаться не только надворные постройки и др. необходимые службы, но и огороды, гумна и даже ширина и длина усадеб (от 12 до 80 от 15 до 60).

3. Облагообразить и расширить площадь, находящуюся при новой церкви, а ямы, находящиеся на правой стороне церкви, зарыть, закидавши их землею, привезенною со стороны. Ямы эти представляют безобразие на той равнине, на которой стоит новая церковь, отнимают несколько красоту у самого храма. При нахождении ям не может быть прямого въезда к домам духовенства, которые предположено строить против ям и частью на самих ямах

б, (? 4 – Т.П.) расчистить переулок, идущий от новой церкви на реку. Как по проекту, по которому построена новая церковь, так и по плану Дурникинского населения, снятому

 

Дальше совсем другой лист

(Опять кусок письма. Края сильно помяты, надорваны, верхняя строчка сильно повреждена – Т. П)

…………………………………………….., в несчастье окончите дни ваши и гнев Мой будет великий в день справедливости, буду наказывать вас огнем, градом, молнией и громом за грехи ваши, чтобы в дни праздничные не работали и все те, которые Я откупил Своим святым службением(?), от худых дел удалялись (отрекались) , если кто этого исполнять не будет (помарка, зачеркнуто 2 слова) , тому пошлю непредвиденную смерть, помрет, заразу пошлю на Вас, отвергну от вас лицо Мое, назначаю вас черным вороньям, которые в воздухе будут летать повсюду. Разъяренный Я Иисус Христос сын Бога живого, приказываю вам, чтобы вы в субботу от вечерни не работали для чести матери моей, ибо если бы мать Меня не родила, то бы вы не знали Меня, а теперь прогневали тем, что в праздничные дни работаете, в воскресенье, чтобы вы как старые, так и молодые ходили в храм, припоминали грехи свои, которыми вы Меня прогневали, чрез всю седмицу просите меня, чтобы вам достойно причастится св. даров, душ своих не убивайте несправедливостью, не свидетельствуйте ложно, отца и мать почитайте, Я за то дам вам в царствие небесном новую жизнь; Сын Бога живого Я Иисус Христос…..

Об

Божества своего……………………………

Письмо это, которое Я написал своею рукою, все имели в большом уважении. Если кто ему не поверит, тот проклят, адским огнем будет гореть, я буду наконец приказывать вам письмо это при себе носить, кто имеет его, у того, сколько бы не было грехов, как морских песков, хотя бы и было столько на древе травы, (вероятно, листьев было столько на древе, запятая не здесь – Т. П.) на земле звезд на небе листьев (?), все ему прощены будут, а если кто это письмо не даст ни читать и не переписать, тот проклятый и царствия небесного не получит, кто верить этому не будет, тот на вечное проклятие пойдет, а если кто будет верить и иметь у себя письмо, давать другому его читать и переписывать, тот у начальников будет иметь ласку, у всех людей будет в уважении и чести, молния и гром вредить ему не будут, без исповеди и св. причастия не умрет и царство небесное наследует. Захочешь быть счастливым, то читай это письмо, врагов будешь побеждать, если переписавши, будешь отдавать брату своему ближнему. Беременная женщина, имевши при себе это письмо, легко родит и дитя будет счастливо, все припадки вредить ему не будут. Вообще, кто имеет у себя это письмо, и хранит его в большом уважении, тот получит от Бога царствие небесное.

Это письмо Егору Гладкову дал для списания двоюродный его брат пасынок Ивана Самородова Петр Гладков, живший с скотиною на хуторах около села Михаиловки, где хохлы, списывавшие это письмо, один экземпляр именно тот самый, который попался Егору Гладкову, дали ему, для распространения в селе Дурникине.

О погоде и полой воде

(текст точно пишет другой человек, почерк почти каллиграфический, буквы с завиточками, ровно, без нажима – Т. П.)



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.96.184 (0.021 с.)