Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О состоянии погоды и полой воде

Поиск

Зима была снежная, полая вода была так глубока и велика, что ледяные глыбы шли в озеро прямо чрез сад Свящ. Чумаевского, где выворотили две плодовых яблони, поторые поднятые высохли, от корней одной яблони даже не пошло никаких отростков, от другой поврежденной вероятно

Церковная летопись с. Дурникина за 1881 год

Отростки будут, и, во всяком случае, она еще не погибла, вода доходила до колодезя и покрывала всю насыпь, окружающую озеро, находящееся в саду Свящ. Чумаевского. Целое лето вода в саду не высыхала. Лето было мачливое. Жаров совершенно не было. В мае, июне и июле были постоянные дожди, притом проливные, в начале августа до 14 числа тоже лили дожди. С 14 августа сделалось ведренно, наступила погода сухая. В начале сентября до 4 числа было дождя два необильные, остальное время сентября до 9 октября погода стояла ясная, сухая теплая, как летом. 10, 11 и 12 окт. Пошел дождь, 13 пасмурно, ночью и весь день 14 шел дождь, к вечеру разведрило. 20 октября выпал снег, который хотя сходил, но совершенно не уничтожался, гололедица продолжалась до 9 ноября. В этот день она скрылась под снег, хотя погода стояла теплая, но санный путь, установившийся 20 нояб., не уничтожался, и лед, сковавший реки 26 окт, так утвердился. Начало нояб. Было холодно и сухо, гололедица. 9 выпал снег, 11 и 12 был дождь, снег уничтожился, но гололедица осталась по прежнему, 13 и 14 сыро, развело, но лед на земле и реках не растаял. 15 на 16 мороз не сильный и сухо. До 28 стояла погода ровная, теплая, не совсем сухая. 30 холодно, мороз в 14 градусов. Декабрь, снег растаял (вставлено), тепло до 5. Снегу досель мало, высокие гладкие места и досель

об

Церковная летопись с. Дурникина за 1880 год

Не покрыты снегом, во всем декабре больших холодов не было. 15, 16, 17 был мороз, доходивший только до 19 градусов, пред Рождеством Христовым и в течении всех Святок шла почти каждый день снежная изморозь, снегу нападало на поларшина на ровных местах и все было тепло, как будто Великим постом, снег около изб против солнечных лучей притаивал; таких теплых святок никто не помнит. В Филипповки на деревьях и стоящем бурьяне выпал большой иней, который не уничтожался совершенно и во время святок. Такое состояние погоды продолжалось до 6 января 1882 года. (Запись велась во весь лист, без соблюдения полей)

О сооружении церкви

(опять соблюдаются поля)

В этом году поставлены вызолоченные железные кресты на церковь в количестве десяти. Сделаны филенчатые двери две в Св. алтаре 1 Западная и 1 Северная а особливо важная и ценная дверь, разделяющая теплую церковь от настоящей. За разноцветные стеклы, которыя должны быть вставлены в эти двери, отдано Василию Степановичу Трубачеву 250 р.и стеклы досель еще не вставлены. В этом же году отделана каменная церковная сторожка, покрыта железом, наружная дверь заложена, приделаны к зданию новые дощатые сени. Иконостас в правом приделе вчерне сделан,

107 (116)

Церковная летопись с. Дурникина за 1881 год.

Резьба, живопись готовы,но третья доля позолоты еще не исполнена, а потому иконостас этот, равно и киот наподобие иконостаса в левом приделе храма едва ли будут отделаны к Троицному (так) дню 1882 года.

 

О урожае хлебов и плодов

1881 год не был вполне урожайным. Соломою хлеба были хороши, но умолотом весьма плохи. Ржи с сотенника набирали 70-90 копен, копна давала умолота не более двух мер, овес соломою родился до 70 коп. на сотенник, копна давала зерен 3-5 мер. Пшеницы набирали с сотенника до 17 четвертей. Греча была хороша, сажень давала мер 5 и 6 и 7. Просо плохое соломою и почти пустое убирали на сено. Подсолнечники родились посредственно, поздние были лучше, сажень давала от 3 до 5 мер. Урожай на яблоки, вишню, малину, калину, самородину, крыжовник был посредственный, несмотря на это яблоки продавались дорого от1 р. до 2 р. 50 к. за меру. Урожая картофеля было мало, арбузов и дынь совершенно не было. Огурцов и капусты на низменных местах, на которых по причине частых сильных дождей целое лето были лужи совершенно не было. Того и другого было весьма мало и овощи эти продавались дорого. Огурцы 40 – 60 к. за 1 меру, а капуста еще была дороже. 10 ведер рубленной капусты и не совсем еще белой стоило 3 р. и дороже. Из крестьян весьма многие на зиму не могли заготовить себе капусты даже малого количества.

об (116 об)

Церковная летопись с. Дурникина за 1881 год.

О ценах

С прошлого голодного 1880 года цены на все жизненные продукты и плата за работы высоко поднялись, почти удвоились. Вот уже ноябрь, а цены стоят след.: рж. Мука 80 к за 1 пуд, пшен. (мука – вставка сверху) за 1 пуд 3 р., овес 40 – 60 к., пшено 2 р. крупа 1 р. 50 к., горох 1р. 50 к. мера, мясо 7-10 к. за фунт, рыба 6-8 к. за фунт, сол. Лещи самые мелкие и плохие 2 р. за пуд, поденные работы муж. 50 и 60 к., бабы 30 -40 к. в день Работники и работницы стали дороже на одну треть против предыдущих годов, т.е. вместо40 р. 60 р., вместо 20 р. теперь 30 рублей.

О проповедании слова Божия

С первых чисел сентября месяца Священник Чумаевский года два сряду сказывавший во время праздничных служб на экспромт проповеди,речи и поучения, начал толкование дневных Евангелий, прочитанных во время литургии. Объяснения Евангелий записываются в шнурованную книгу, выданную о. Благочинным для записи пареподавания в церкви народу Христианского православного катихизиса.

108 (117)

Церковная летопись с. Дурникина за 1881 год.

О прихожанах

В 1881 году состояло в с. Дурникине прихожан муж. 3127 душ больше прежнего предыдущего года на 63 души, жен. 3162 души больше против 1880 года на 33 д. В том числе молокан обоих сект Субботнической и воскресеннической муж. 92, жен. 98 душ. Родилось муж. 151, жен 146. Браков было 83. Умерло 111 м., 123 женского пола.

О доходах духовенства

Всего дохода по братской кружке было в 1881 г. и разделено между настоятелем, его помошником и двумя псаломщиками две тысячи четыреста семьдесят девять руб. и 19 к. (2479 р. 19 к.) Сорокоустов было два о Пелагее Васильевой Седовой и Федоре Давыдовом Невзоровом (так).

Состояние церковных доходов

В 1881 г. продано свечей белого воска и простых и позлащенных 20 п. 4 ф. (?) выручено от этой продажи чистой прибыли 674 р. 41 к.. Собрано от подаяния в кошелек 319 р. 86 к., получено пожертвований на новую церковь 279 р. 52 к. Собрано на приобретение колокола 209 р. 85 к. Продано просвир 7119 штук, от которых

об (117 об)

Церковная летопись с. Дурникина за 1881 год.

В пользу церкви поступило по 1, 5 к.с каждой просвиры сто шесть рублей и 19 к. (106 р. 19 к.) из них истрачено на покупку муки для просвир сорок пять р. и 80 к. (45 р. 80 к.) частного дохода от продажи просвир осталось церкви 60 р. 98,5 к. Всего в 1881 г. было чистого дохода по церкви одна тысяча пятьсот сорок четыре рубли и 62,5 к. (1544 р. 62,5 к.) Кроме того в этом году было в церкви общественных, полученных настоятелем Священником Чумаевским из волостного правления денег восемьсот руб., каковая сумма употреблена на отделку при новой церкви каменной сторожки для школы.

Священник Сергий Чумаевский

Священник Николай Соловьев

И. д. псаломщика Меркурий Архангельский

И. д. псаломщика Андрей Елшанский

Свидетельствовал Благочинный Протоиерей Вениамин Рассудов (роспись)

109 (118)

Церковная летопись с. Дурникина за 1882 год.

Год

О погоде

На крещение Господне было тепло и пасмурно, с того времени до 18 января погода была переменная, были сильные ветры, но так как снег от оттепелей, бывших во время святок, оселся и и от наступившей после крещения небольшой стужи (в град. 9) пристыл к земле, то и подземки не было, с 20 до 26 по временам шел снег и постоянно были ветры, 27 мороз 15 град., поднявшаяся вьюга, опасная для едущих, продолжалась до трех часов утра, 28 по утру ветер утих, светило ярко целый день, при заходе его на небе было красное с лучами сияние, холод продолжался до 2 февраля. С самого начала февраля наступила теплота, на 1 неделю великого поста (с 4 по 14) в церкви народ стоял в воде, образовавшейся от снега, принесенного молящимися на ногах, всю неделю была сверху снежная пороша, а внизу снежная поземка, на второй неделе снег начал таять, от оттепели явились лужи, и лошадь, едущая по дороге, снег пробивала своими копытами до самой земли, на 3 недели (с 21 до 28 февраля) езда санная сделалась трудной, лощины и буераки наполнились водою, с 1 до 4 марта солнце грело как летом, лед на реке поднялся, проезд чрез реку сделался невозможным, 5 весь день шел снег, который тот час же таял, водяные ключи, пошедшие еще 22 февраля, в этот день

Об

Церковная летопись с. Дурникина за 1882 год.

текли сильно, к вечеру поднялся сильный северный ветер и поворотило на мороз, ночью на 6 марта вода застыла, стекла в домах как зимою обледенели, впрочем утром еще ярко светящее солнце снова разжижило снег во время дня. К концу февраля проход и проезд чрез реку был труден, начало марта было холодное, от утренних заморозков лед на реке снова скрепило, 10 марта выше плотины можно было переезжать еще реку. С того времени погода все была переменная, то снег, то дождь. Полая вода открылась еще 18 марта, но тянулась до 10 апреля, по случаю утренних заморозков и дневных холодов, разлив ее был самый малый, из берегов вода не выходила и луг не затопляла, при самом начале разлития по лугу можно было ездить и ходить, лед в озере так и остался и истаял, от озера вода во всю не текла. Апрель тоже был холодный, до 23 числа дожди раза три были порядочные. С указанного времени воздух сделался теплый и земля стала издавать свои пары, и солнце ярко светить, морозы по утрам прекратились. В мае погода стояла благоприятная и теплая, дожди перепадали не редко. В начале сего месяца был мороз, повредивший в некоторых садах плодовые завязи, в конце мая по случаю сильного жара мгла кое-где пожгла проса. Мая 23 дня был такой сильный дождь, что лил, как из ведра, на ровных местах воды было

110 (119)

Церковная летопись с. Дурникина за 1882 год.

На четверть, плотину через реку Карай затопило почти на аршин. Во время дождя стадо, стерегомое крестьянином Устином Власовым, стояло подле ольхов против березового буерака. Вода, нахлынувшая горою, потопила все стадо, из которого околело около восьмидесяти овец. Мужики всю ночь вытаскивали из воды своих овец и многих из них спасли от смерти в своих избах. Конец мая, хотя был жаркий, но дождливый. В июне от 4 льют дожди безпрерывные до настоящего дня 7 июня 1882 г. В течение сего июня дожди припадали часто, иногда каждый день, иногда через день и через два, луга и хлеба росли пышно, высокие горы, на которых в другие сушенные (засушливые – Т. П.) года не видно было никакой травы, покрыты были зеленью, косили даже и там траву. От излишней влаги проезд на низинахбыл толок, везде была грязь невылазная. Огороды все затопило водою, капуста, огурцы и конопля вымокли. С июля месяца наступили жары, которые продолжались целые три месяца и доходили до 40 градусов. Пред Ильиным днем был порядочный дождь и только один этот в целое лето кто успел сеять рожь в конце июля, у того всходы ее были хорошие. В дальнейшее время по случаю засухи посев ржи производить было опасно, земля была суха, как печная зола, почему посеянная рожь с 6 августа по 1 сентября взошла редко и росла вяло. По случаю засухи многие мелкие озера высохли. Дожди пошли только с 5 октября.

Об

Церковная летопись с. Дурникина за 1882 год.

В половине сего месяца наступили холода, реки покрылись льдом, но это продолжалось не долго. 20 октября развело, стало опять тепло, каждый день были дожди. К концу этого месяца снова наступил холод. 3 ноября выпал снег, а 5 снова развело, полились снова дожди, продолжавшиеся до 19, с того времени дожди заменились снежною погодою. 21 и 22 была сильная вьюга, во время ночи в церкви производился звон, мороз был больше 15 град. Чрез реки установилась санная езда 21 ноября. С того времени наступили морозы, были частые вьюги. В ночь 22 ноября на 23 во время сильной снежной метели брат Священника Сергия Чумаевского села Малого Щербедина Священник Никифор Чумаевский, отправившийся с мужиком в дер. Блинохватовку для напутствования больной женщины, сбившийся с дороги и промочившийся в реке Карае, замерз. Морозы, доходившие до 26 град., продолжались до 14 декабря, хотя 8 и после раза два шел сверху снег, которого уже теперь на ровных местах лежит с поларшина, но стужа не ослаблялась от 24 ноября до 14 декадря. С того времени до 20 было тепло, как летом. 18 и 19 декабря был дождь, от которого снег оселся, дороги обледенели, с 20 наступил снова холод, который продолжался до 14 января 1883 года. Морозы были сильные, доходившие до 35 град. Были по временам, особливо на 3 дни Рождества, снега сверху и вьюга. Вообще зима суровая и холодная.

111 (120)

Церковная Л. с. Дурникина за 1882 год Замечания

(В столбце запись: Замечания о полицейских властях)

Во второй раз мне по поручению Епархиального начальства привелось производить следствие о мнимой небрежности священников по преподаванию тяжко больным предсмертного христианского напутствования, и оба следствия возбуждены Г.г приставами, по случаю освидетельствования ими трупов покойников в с. Инясеве крестьянки Набатниковой Г. приставом Бемяреким (?), в с. Мордовском Карае – кр. Волкова Г. приставом Золотовым. И там и здесь в основании изветов, возведенных на Священников, приняты Г. г. приставами во внимание сделанные им крестьянами, под впечатлением их скорби и досады, заявления, что Священник не пошел к больному для христианского напутствования. Слово не пошел в г. приставе произвело неприятное ощущение, как так смел (подчеркнуто) поп не пойти, ведь это неприменная его обязанность. Дело сходить к больному вовсе не тяжкое – один был только каприз Священника. Вдумайтесь кА хорошенько в него. Ведь 14 ноября была ненастная погода, и на улицах невылазная грязь в слякотную пору и ненастную погоду Священнику идти пешком ночью к больному за версту или больше – труд не легкий, и для здоровья его опасный; к тому же труд совершенно ненужный и бесполезный. Больной то уже находился в бессознательном положении, когда нельзя было уже ему преподать

Об

Церковная Л. с. Дурникина за 1882 год

Св. таинств ни покаяния ни Евхаристии. К чему же тащить к нему Священника. Г.г. пристава, я думаю, об этом и не рассуждали, жалуются им на Священника, они и рады случаю потешиться над служителем Божьим. Полицейские чины поставлены на службе гражданского управления, они обязаны поддерживать и господствующую веру в России. Из указанных фактов ясно видно, как они не оберегают св. православную (веру) церковь и ее служителей. Это враги св. церкви. Церковь Божия, ее уставы, ее служители служат для них только предметом смеха и всякого рода глумлений.

Рассказывал мне Протоиерей Роман Львович, что и в г. Балашове самые слабые и небрежные христиане – это полицейские чиновники, они к Богослужению никогда не ходят, свеч пред святыми иконами не ставят, постов не соблюдают, о служении нарочитых обеден, молебнов и панихид в церкви и в своих домах никогда духовенство не просят. Впрочем, о религиозно-нравственном настроении полицейских чиновников, живущих на стороне, я доказательно и отчетлмво говорить не могу. Но вот уже у меня на глазах живые и неопровержимые факты, ясно свидетельствующие

112 (121)

Церковная Л. с. Дурникина за 1882 год

Об том, что мелкие полицейские чиновники урядник и полицейские сотники – это последние христиане в селе. Посмотришь на этих христиан - блюстителей общественного порядка, грусть возбуждается в душе, сердце занывает от горя при представлении их. Придиры, мелкие и наглые честолюбцы и корыстолюбцы. В церкви их ни у вечерни, ни у утрени, ни за молебном никогда не видишь, у Литургии в праздники бывают иногда но с сзлою целью последить за Священником, не опустит ли он во время службы имен Высочайших почивших особ и чтения молитвы об уничтожении крамолы в нашем Отечестве. Ходит по домам прихожан для освящения их молитвословиями пешем (?), по христианскому обычаю, существующему в Св. правилах (?) нашей церкви с давних времен, напр. Во время рождества Христова, крещения Господня, Св. Пасхи и Храмового праздника квартиры полицейских чинов всегда бывают заперты.

Случись в селе скоропостижно умерший, в это время полицейские чины вполне проявят свою власть над Священником, получивши ведение Г. пристава о предании умершего земле по распоряжению полицейских гроб родные и десятники без всякого спроса Священника тащят прямо в церковь, один полицейский с гордым сознанием своего достоинства

Об

Церковная Л. с. Дурникина за 1882 год

Является к Священнику с бумагою и грубо просит идти в церковь отпеть покойника. Что делать Священнику? Не идти, пока принесут за погребение гонорарий – но выйдет худо. Священник, отпевши покойного, спрашивает: ну за погребение. Вот родные отдадут наше дело было вас попросить, их заплатить. Так и ничего не получишь. Года полутора назад тому, в нашем селе утонул Инясевский крестьянин, была деловая пора, пятеро суток три человека его караулили, гроб сделан на общественный счет, расхода на этого покойника у нашего мира вышло более чем на 17 р., а Священнику за погребение не дано ни гроша. По смыслу 140 ст. устава Консистории Епархиальное начальство должно заботиться о поддержании всех способов, предоставленных духовенству установившимися обычаями к содержанию. Возбуди кА об этом дело – начальство назовет тебя кляузником, полиция прогневается, и тебе, кроме неприятности, ничего не будет. Нет уже верно молчи и терпи всеми преследуемое и гонимое духовенство.

Священник Чумаевский.

113 (122)

Церковная летопись с. Дурникина за 1882 год

О приключении

После Св. Троицы в селе Дурникино был такой проливной дождь, что вода на ровных местах текла в полуколена. Бывший в это время в Березовой лощине крестьянин Устин Власов с стадом овец не мог выгнать их в безопасное место. Вода наперла на стадо валом и понесла по своему течению овец. Хотя об этом происшествии подпасок Власова тот час дал знать крестьянам, которым принадлежали овцы, но не смотря на принятые последними меры к спасению своих овец, утонуло их из целого стада более двухсот штук.

О постройке новой церкви

В 1882 г. отделан придельный иконостас и сделаны внутренние двери, в которые вставлены разноцветные стекла. Престол и жертвенник устроены в селе Большом Карае Прокопием Содоровичем Жарковым из клена, липы, ветлы и кипариса. За расходами на сказанные работы должно бы остаться на церковное дело денег около полуторы тысячи руб. Но случилось неблагоприятное обстоятельство для сооружения новой церкви. В марте месяце Саратовский окружной суд выслал в село Дурникино судебного пристава для описи и оценки имущества, принадлежащего Дурникинским жителям в обеспечении иска, в количестве почти двадцати тыс. руб., предъявленного

Об

Церковная летопись с. Дурникина за 1882 г.

К ним арендаторами крестьянами Андреем и Иваном Невзоровыми за отнятую из их аренды жителями села Данилкина хутора землю около пяти сот десятин. Еще прежде приезда В с. Дурникино пристава уполномоченные от общества крестьяне Абрат Юшков, Константин Синдев и молоканин Федор Фотиев Китаев ездили по этому делу в г. Саратов и на эту поездку истратили более трехсот руб. Наняли адвоката какого-то Касимовского жителя за 600 р. и выдали ему в задаток сколько-то руб. и чуть ли не все деньги. В виду сказанных и будущих непроизводительных затрат общественных денег некоторые благоразумные и благонамеренные крестьяне с. Дурникина особливо молоканин Егор Федоров Трущелев убедили общество полюбовно сойтись с арендаторами, которым уплачено (11000) одиннадцать тыс. р. в число этой уплаты одна тысяча взята и у попечителей церкви. Деньги следующие Невзоровым в настоящее время уплачены все. Если бы не это обстоятельство, то постройка церкви должна бы окончиться скоро. А теперь один Господь Бог знает, как пойдет и когда окончится это святое дело. К 1883 г. осталось на сооружение церкви в распоряжении попечителей не более двухсот руб., да эти деньги уже изготовлены для уплаты за железные решетки, предназначенные против и сбоку придельного алтаря для устройства которых нанят Алексей Григорьев Акитовский.

По случаю предъявления арендаторами крестьянами Иваном и Григорием Ивановичами Невзоровыми и Андреем Никитиным Невзоровым

114 (123)

Церковная летопись с. Дурникина за 1882 г.

Пока за отнятую у них жителями села Данилкина хутора арендную землю в количестве пятьсот десятин с жителей с. Дурникина почти двадцати тыс. руб. попечительство представляло прихожанамобстоятельный об этом предмете доклад, по прочтении которого прихожанам составлен был приговор с поручением ходатайства по сему делу пред духовными властями Священнику Сергию Чумаевскому. Упомянутые документы с рапортом о. Чумаевского по возвращении их из Саратовской духовной консистории и канцелярии Оберпрокурора СВ. Синода, при прошении его, 7 декабря 1882 г представлены в Саратовский Окружной суд.

Об урожае хлебов и плодов

Урожай ржи соломою был посредственный, но зерном был плох (так), с сотенника набирали ржи 60 копен, но копна не давала зерна и двух мер, греча по случаю засухи не давала даже семян, употребленных для ее посева. Просо только кое-где родилось сам друг (подчеркнуто), овес родился хорошо, на сотке земли набирали 40 и 50 копен, из которых с каждой копны намолачивали более 10 мер, пшеница родилась превосходно, но ее в нашем селе за этот год в посеве было весьма мало, да и цена на нее была не дорогая, 75 к. за пуд. На сотенник подсолнечников родилось 70, 100 и 150 пуд., продавались они от 70 до 1 р. за пуд. Урожая огурцов и капусты совершенно не было. Первые продавались от 40 до 60 к. за одну меру, для заготовки последней на зиму в Священнический дом требовалось расхода от 5 р. – 8 рублей. Картофель родилась тоже плохо, еще летом она продавалась от 40 до 60 к. за одну меру. Урожай яблок, вишни и смородины

Об

Церковная летопись с. Дурникина за 1882 г.

Был посредственный, кражевника не было, живика была, хотя не в изобилии, малины было в изобилии. Рябины не было. Калины и терна было достаточно. Арбузов и дыней было много, но продавались они дорого.

О прихожанах

В 1882 г. значилось православных прихожан муж. 3086, жен.3150 душ, меньше против предыдущего 1881 г. муж на 41, жен. На 12 душ. Молокан м. 98, ж. 102 душ., больше м на 6 ж. на 4 души. Родилось м. 170, ж. 156. Браков было 93, умерло м. 90, ж. 111 пола. (?) Из умерших замечательны черница Акулина Михаилова Обертышева, умершая более 80 лет, она любила духовенство и усердно ходила к богослужению. Варвара Васильева Самородова, преданная церкви и духовенству, умерла молодая, менее 40 лет. Максим Никулин (чистое золото), чинил и вставлял стекла.

В этом году в начале июня скоропостижно помер от чрезмерного употребления спиртных напитков Трофим Леонтьев Обертышев на пути из Большого Карая в Борисоглебск. Дорогой он поссорился с везшим его возницей, солдатом, который, озлобившись, воротился назад в Карай, а через несколько времени Обертышев найден мертвым в кустах. По подозрению солдат был арестован, выдержан в тюрьме. Оба, Обертышев и его кучер отличались умением вести судебные и исковые дела. Одно время Обертышев был причиною разделения с. Дурникина на две партии, обертышевскую и противную, с ожесточением относившихся друг к другу – либеральную и консервативную. В этом же году в с. Дурникине был губернатор Зубов. Он возит с собою повара, который жарил ему курячьи котлеты. У Анны Афанасьевой Самородовой, куда взъезжал г. губернатор, он переломил половицу в дому (дописано сверху, текст мелкий, убористый, дописывался в конце листа – Т. П.) Он хвалил новую церковь и утверждал, что училище приней не может быть сухим зданием по отсутствию в фундаменте дикого камня. (надпись сделана в подстрочнике и заходит на поля)

115 (124)

Церковная летопись с. Дурникина за 1882 г.

О доходах духовенства

По братской кружке было разделено между четырьмя членами церковного причта 2406 р. 55 к. две тысячи четыреста шесть р. и 55 к. с 1 января 1882 г. по 1 день 1883 г.

Сорокоустов было 3 о Леонтии Тарасовем Обертышеве, за каковый сорокоуст деньги получены не все, о Варваре Васильевой Самородовой, умершей в земле Донских Казаков у своего мужа Николая Самородова и Священник с. Малого Щербедина Никифоре Чумаевском.

Состояние церковных доходов

В 1882 году продано свечей бел. воска золоченных и прост на двадцать один руб., выручено от продажи чистой прибыли пятьсот восемь руб. 22 коп.Собрано от подаяний в кошелек 260 рублей, на благоукрашение храма 50 р 38 к. На постройку церкви 126 руб. 51 коп. На разные мелкие сборы 5 р. 52 к. Всех просфир продано 4768 штук. За них при продаже за каждую по 1,5 к. за каждую получено денег 76 р. 52 к. На покупку муки употреблено 45 р. 60 к. За тем чистой прибыли от продажи просвир получено пятнадцать руб (зачеркнуто, сверху написано сорок 40) 92 к. Всего в 1882 г. было церковного дохода 991 р. 966 р. (зачеркнуто, первая цифра подписана в конце строчки, вероятно, исправления вносились позже – Т. П.)

Священник Сергий Чумаевский

Священник Николай Соловьев

И. д. псаломщика Андрей Елшанский

 

 

В марте 1883 года 23 дня вечером Егор Гладков передал работнику Священника Сергия Чумаевского для передачи ему письмо: его благосло

Об

вению отцу Сергию вот оно в подлиннике. Письмо. Слова Иисуса Христа:

Иисус Христос Назарейский царь Иудейский.

Это письмо найдено в Брегатской (?) земле на горе Таборе пред пред (зачеркнуто) алтарем Архистратига Михаила, послал его Господь Иисус Христос. Никто не мог видеть, на чем оно держалось. Кто желал читать и переписывать это письмо, тому оно раскрывалось само. И было написано золотыми буквами в следующих словах:

Я Иисус Христос сын Бога живого приказываю силою Божественною моею, чтобы в праздничные дни не работали, даже огородов своих не копали, даю вам шесть дней для работы, а седьмой оставил я для себя, посвятил Вам за все благости, данные вам, хлеб если имеете, чтобы молились, и богатство свое разделяли б с нищими. Если у вас вещи есть, то они не для вас одних, но для всех добрых людей. Верьте тому, что Иисус Христос, сын Бога живого писал сие письмо собственною Своею рукою, чтобы на этом свете хорошо себя вели, если этого не будете соблюдать, то буду наказывать вас моровыми эпидемическими болезнями, огнем, волною и мечем, кто не будет верить и не покается, тот достанет себе адские мучения, возбужу царей против царства вашего, и нож (так) против вельмож ваших, будет большее кро

(текст написан другими чернилами, корявый почерк, обрывается нумерация листов – Т. П.)

 

Сюда вставить о письме. Л. 127

 

 

116 (лист явно не от сюда, может быть, начало летописи? - Т. П.)

Об образовании села и прихода

Село Дурникино получило свое название от озера Дурное. Это озеро находится в юго-западной стороне от церкви, в саженях триста от нее. В старину вода в этом озере была негодная к употреблению не только для человека, но даже скоту. Ныне в нем моют платья, поят скотину и мочат коноплю. Село Дурникино еще называется Кислое тоже от озера Кислое. Кислое озеро находится за рекою Караем, которою село разделяется на две половины, против так называемой Камаревской улицы. В этом озере прежде была топь непроходимая, в старину в нем средина говорят была весьма глубокая. В сильные летние жары от гниения растений грязь с водою особливо на краях озера, перемешивалась, приходила в брожение, издавшее удушливый и неприятнй запах, как бы киснула. Ныне от наноса с горы (Осиновской) глины и песку Кислое озеро время от времени затягивается,

Об

Мельчает и заростая поткраям травою кугою, лящугом водорезом и камышом уменьшается в своем объеме. Впрочем и ныне в нем грязи весьма много, больше, чем воды.

Население той местности, где стоит теперь село Дурникино, началось с второй половины восемнадцатого столетия, с какого именно года, сведений об этом нет. Первые обитатели помянутой местности были выходцы из Тамбовской, Орловской губерний – люди, искавшие простора и жизненных продовольствий. Сперва эти выходцы поселились на той самой долине, где теперь находится слобода Романовка, но вытесненные откуда превосходством (большой пробел- Т. П,) нахлынувших хохлов для заселения прежде облюбованной ими этой местности, они оставили свои избы, из которых будто и теперь некоторые стоят еще целы, и поселились было в верстах двух от нынешнего села Дурникина на так называемом броду, но и здесь они не ужились долго. Во время разлития рек Карая и Хопра беспокоила их вода, при сильном половодьи она подходила к их жилищам

И затопляла оные, нанося убытки владетелям зданий, почему первые Дурникинские поселенцы ушли и с этого места. Одни из них поселились в той местности, где ныне село Дурникино (Фурсовы, Ильины, Фетисовы или Кусовы) на этой стороне реки Карая, где ныне церковь, другие как то Суслины и Тушевы за рекою, а иные из упомянутых выходцев (Мишохины) перешли на жительство в ту местность, где ныне село Инясево и тем положили основание этому селу.

Как к кокому селу первые Дурникенские поселенцы принадлежали приходом, это достоверно не известно. Можно думать, что Дурникинский поселок до сооружения у себя храма входил в состав прихода села Большого Карая или села Мордовского Карая, так как в тогдашнее время кроме этих сел в близком расстоянии от Дурникина не было никакого населения. Дошло до нас одно предание, что в старину во время Св. Пасхи, при разливе рек, Дурникинские жители, жившие на этой стороне реки Карая селе Мордовский Карай, и обитавшие по ту сторону упомянутой реки, в Большом Карае верхами ездили для освещения пасх – сыра и куличей.

Об



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.242 (0.019 с.)