Об удалении из общества злонамеренных людей



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Об удалении из общества злонамеренных людей



В Июне месяце высланы были из села Дурникина в г. Балашев пятнадцать семейств, главы которых с Декабря 1873 г. содержались в Балашовском тюремном замке. У волостного правления собрался целый базар, наехалось туда множество телег. Священник Чумаевский по отслужении молебна с водосвятием сказал отъезжавшим однажды навсегда из места своего жительства прощальную речь и со всеми ими прощался, как с разлучающимися навсегда. Из г. Балашева означенные семейства отправлены были в Сибирь, бывшие в тюрьме под конвоем, а члены их семейств по этапу на свободе. Отправка их на новые места стоит селу Дурникину более 1800 р.. Вследствие таких крутых мер, принятых против похитителей, воровство в селе прекратилось, не стало и слуха, чтобы у кого и что-нибудь было похищено.

58 (66)

(Церковная летопись села Дурникина за 1874 год)

6.,

О прихожанах

Отношения прихожан к духовенству в общем смысле удовлетворительные, по влиянию на духовенство людей злонамеренных, особливо местных властей, ему приходилось в этом году сносить обиды и оскорбления. При разделе леса, а) из отведенного духовенству участка целые две доли бревен, находившиеся в этом участке, ватага молодых парней, по наущению, слышно, Григория Невзорова и Тихона Горского, отняли назад; лишили свое духовенство более чем на 100 руб. б) при разделе лугов под распашку для посева лишки их (исправлено сверху – духовенство – Т. П.) того угла, которым духовенство пользовалось 15 лет сряду, и сена на Исапе дали весьма мало, всего по два воза на Священника ; в) при отказе на повенчание сына Герасима Горского, состоящего в родстве со своей невестою, старшина ругал о. Николая и рвался его избить, обоих Священников называл чертями.

об

(Церковная летопись села Дурникина за 1874 год)

Вот уже доходит второй год, как Священники приходами управляют погодно. Все село, как было и прежде, разделено на два участка первый и второй, с нового года Священник, владевший первым приходским участком, начинает управлять вторым, а прихожане, состоявшие в первом участке, поступают в заведование тоже Священника другого; название участков при перемене приходов по исповедным росписям остаются неизменными, прежние, какому было название первого, так пишется в следующем году, духовенство записывается в первом участке, состоит по росписям один год на штате Священника Чумаевского, а другой на штате Соловьева. Влияние Священников на жителей усилилось, прежде они относились к другому Священнику, незаведывающего ими, как к чужому и пости как к Священнику соседнего села, а ныне все смотрят на местных пастырей, как на своих собственных, данных от начальства

59 (67)

(Церковная летопись села Дурникина за 1874 год)

для духовного руководства и исполнения их религиознонравственных потребностей, к каждому из своих Священников относятся почти безразлично, с незначительным предпочтением заведывающего Священника пред его товарищем, а потому в материальном обеспечении обоим Священникам оказывают почти одинаковое содействие

В первом приходском участке состоит дворов 390, душ м.п. 1486, ж. 1603, в том числе, не бывших у исповеди и святого причастия м.п. 101, ж. 33. Молокан м. 63, ж. 64. Во втором участке православных дворов 399, м.п. 1512, ж. 1511, в том числе неисполнивших долг Христианского говения м. 79, ж.19. Молокан обоего пола м. 45, ж. 40. В 1874 г родилось 349, браков повенчано 62 и умерших 125 было.

Из умерших замечательны следующие лица:

А)Черница Пелагея Алексеева Невзорова, страдавшая около трех месяцев от навождения бесов, которые наводили едва выносимую тоску на ее душу. Она много раз приходила к Священнику за советами и пастырскою помощью, но ее духовный отец принимавший все

об

нравственные меры к облегчению ее страданий, не сделал ей никакой пользы, умерла она вдруг и странно, впрочем, пред смертью несколько раз была напутствована таинствами Евхаристью и елеосвящением.

Б) Пономарь Василий Темашеев в жизни склонный к употреблению водки но по действию Св. провидения удостоившийся пред своей кончиною истинного Христианского покаяния, болен был долго, более трех месяцев не владел обоими руками. Состоял на службе в селе Дурникине с 1833 года по 12 число Июля 1874 года, был человек благонамеренный и сердобольный.

7.,

О состоянии церковных доходов

В 1874 г. было на приходе денег 566 р. 37 к., в расходе 729 р. 9,5 к. Дохода по всем мелким сборам собрали 12 р. 60 к. От продажи венчиков 10 р. 91,5 к. Всего состояло. (точка, место оставлено, не подсчитано – Т. П.)

60 (68)

(Церковная летопись села Дурникина за 1874 год)

8.

О братских доходах

В 1874 году было разделено дохода по кружке около 1200 р., от сорокоустов получено 210. Всего было 1410 р.

Настоятель Священник Сергий Чумаевский

Помощник Священник Николай Соловьев

И. д. псаломщика Андрей Елшанский (характерное щ. Точно он пишет! – Т. П. )

И. д. псаломщика Меркурий Архангельский

Свидетельствовал Января 30 дня 1875 года Благочинный Священник Вениамин Разсудов (другой почерк)

Год

Общее замечание о зиме и полой воде

1.,

(похоже на почерк Соловьева, а может быть и Чумаевский – Т. П.)

Зима вполне открывшаяся только на Рождество Христово, была теплая и малоснежная. Во время Филиппова поста погода стояла переменная, (вставка сверху – выпавший снег в малом количестве) постоянно обращался по случаю дождливой погоды в грязь и слякоть, до самого рождества Господня реки льдом не покрывались. Полая вода, открывшаяся в половине Марта (вставка – 16 Марта) месяца была весьма малая и непродолжительная, по лугу, прилегающему в селе к реке Караю, почти вовсе не разливалась и из берегов не выходила.

об

 

(Церковная летопись села Дурникина за 1875 год)

2.,

О буре

В четверток на страстной неделе пронеслась чрез село Дурникино от Северозапада к Юговостоку сильная буря, которая поснесла в многих местах соломенные кровли, раскидала до корня много одоньев, у двух мельниц сорвала верхи, одну раскидала до тла, у Мирона Гуськова развалила дубовый пластовый (?) сарай с хлебом, улицы были везде закиданы соломой, крестьянина Мартина Невзорова до полусмерти ушибло отломком от мельничного крыла, впрочем он, пролежавши месяц, выздоровел.

3.,

О лете и урожае

Лето отличалось засухами, дождей было мало, урожай ярового хлеба: пшеницы, овса, проса и гречихи был весьма неудовлетворительный, иные домохозяева от посева не получили обратно свои семена. Урожай ржи был очень порядочный и соломой и зерном. Несмотря на недостаток хлеба, полученного от урожая,

61 (69)

(Церковная летопись села Дурникина за 1874 год)

Цена стояла и стоит доселе самая низкая. Пшеница вместо 8 р. за четверть, как она продавалась в предыдущем году, была только 4 рубли, рожь 2 р., овес 1 р. 50 к.. Урожай Яблоков был весьма плохой, вишни, арбузов, малины и самородины весьма превосходный, огурцов и дыней посредственный, картофель был весьма плох.

4.,

О пожаре

Однажды весною в жаркий день, когда уже засуха превратила землю в пыльную и твердую массу, вдруг забили в набат. Загорелся самый богатый конц села – Новики. Ветер сильно подул на село, если бы направление его не изменилось, то сгорело бы более половины Дурникинского населения, и притом, первой по своему состоянию. Всего сгорело только 18 дворов, но огонеь, все, что встречал на пути, истреблял в несколько минут. Здания, подвергшиеся пламени, превратились в массу углей и золы. Погорельцы лишились всего до последней ложки и нитки, большинство домохозяев были в поле, а домоседки едва успевали спасать малых детей, из которых трое малюток, имевших

об

дома своих матерей, погибли в пламени, два мальчика и одна девочка. Избегшие напасти Дурникинские жители снабдили бедняков общественным лесом и щедро награждали их при сборе рожью.

О граде

У того же самого конца села, где был пожар, выбило еще прежде градом до полутораста сотенников ржи.

О новой церкви

Добывание совсем было уничтожившихся средств на сооружение церкви было обним из смущенных (?) забот для ревнителей постройки храма. Сходы об отдаче в аренду Захоперской земли начались 20 Января и кончились за неоставлением со стороны волостногоправления отчетливого приговора о сдаче этой земли, в конце уже Марта. Много было по этому делу проволочек у натереусов (нотариусов – Т. П.) младшего и старшего, два раза Иван Алексеевич (так !) Невзоров с Священником Сергием Чумаевским ездили

62 (70)

(Церковная летопись села Дурникина за 1875 год)

Пот этому делу в Саратов, и контракт на сдачу земли окончательно заключен в конце уже Июня месяца, до того времени на сооружение церкви Иван Невзоров более 9000 т. употребил собственных. Но жители Данилкина хутора заявляли свою притензию на неправильную сдачу Захоперской земли в присутствие по крестьянским делам Губернское и уездное. Первое оставило их просьбу без удовлетворения, а последнее затребовало некоторые сведения, благоприятные в некотором смысле для их иска, но, вероятно, и оно, имея в виду отказ Губернского присутствия, не сделает по их просьбе никакого удовлетворения. Церковь, благодарение, Господу Богу, растет быстро, для будущего лета на окончательнуб ее постройку имеется в наличности и в виду около 20 тыс. руб.. Не доделаны кладкою только купола и крыльцы храма.

об

(Церковная летопись села Дурникина за 1875 год)

О зиме

Зима 1875/1876 года открылась до 8 Ноября 1875 года. Мороз, сковавший землю, начался еще в конце Октября, снег выпал еще 6 Ноября. С 12 Ноября морозы усилились и до сель стоит погода самая холодная, доходит мороз до 30 градусов. Начала зимы, какая в настоящее время продолжается, лет 10 уже не было. Жестокая зима, корму для скотины не напасешься, с 12 по 15 Декабря была оттепель, от которой снег осел и дороги сделались торные и тверже, с того времени снова наступили морозы, доходящие до 27 градусов, до 22 рочти каждый день, несла снежная поземка, шел снег и сверху, до самого Крещения морозы не прекращались, после погода сделалась теплее, почти каждый день шел снег, которого на ровных местах было по колено, на аршин, в лесах и буераках, иде лежал снег глубиною на целую сажень, давно уже около дворов не было в упомянутую вышину сугробов снега, как в нынешнюю зиму. До 12 числа Января 1876 г. было не холодно, а с того времени снова наступили морозы.

63 (71)

(Церковная летопись села Дурникина за 1875 год)

О прихожанах

В первом приходском участке состояло дворов на эт ой стороне реки 243, душ м. п. 945, ж. 951. Молокан двор. 12, душ м.п. 50, ж. 51. Всего м. 995, ж. 1002. На другой стороне реки двор. 129, д. м. 465, ж. 471, в том числе не говевших обоего пола 177. Во втором участке на этой стороне дв. 284, душ м. 1079, ж. 1131. Молокан дв. 13, душ м. 49, ж. 40, на Заречной стороне православных дворов 104 , душ м. 375, ж. 392. Родилось обоего пола 246, браков было 69, умерло 260.

О состоянии церковных доходов

Было в приходе 810 р 74 к., в расходе 198 р. 84 к., доходов по мелким кружкам 9 р. 82 к.

О братских доходах

Разделено дохода по кружке 1420 р, выручено от служения сорокоустов 375 р. Всего поступило в приход 1795 рублей

Священник Сергий Чумаевский (похоже, писал он сам – Т.П.)

Священник Николай Соловьев

И. д. псаломщика Андрей Елшанский

И. д. псаломщика Меркурий Архангельский

Свидетельствов. Благочинный, Священник В. Разсудов

об

(Церковная летопись села Дурникина за 1876 год)

1876 год

Общее замечание о зиме и полой воде

Зима была снежная, холодная, такая, каких зим не было более 15 лет, морозы стояли до 9 Марта, с этого времени наступила оттепель, от которой снег быстро стал таять, везде появилась вода, санный путь рушился вдруг, торговцы, бывшие на Романовской сороковской ярмонке свои товары отправили в свои места уже на телегах. Ростополь (так!) увеличивалась безпрерывно, морозов не было, на шестой неделе великого поста на телегах уже ездить было хорошо, грязи было мало. Разлитие полой воды, которая за разрушением льда, бывшего во время зимы не толстым и рыхлым, на пятой неделе вел. поста 17 Марта уничтожилось и река Карай (вставка сверху – 20 Марта) вошла в свое русло. Полая вода была весьма незначительна, луга, идущего против реки Карая от церкви совершенно не заливала, на огороде Священника Чумаевскаго текло только два ключика, к озеру, находящемуся на этом огороде. Можно было пройти по огороду в калошах. В конце Марта 25 и26 шел снег мокрый и был ветер.

64 (72)

(Церковная летопись села Дурникина за 1876 год)

О лете и урожае

Посев ярового хлеба начат был 1 Апреля в великий четверток; пшеницу почти всю хлебопосевцы успели разбросать в землю до св. Пасхи. Во время весеннего посева дождей не было, к концу Апреля дожди перепадали, но незначительные, которые не могли глубоко промочить землю. Май был жаркий, дождей в течение этого месяца почти совершенно не было, на третий день Св. Троицы в конце Мая был один дождь порядочный, смочивший сохшую землю только на один вершок, но в селе он был не продолжительный, на Исап этот дождь пролился ведром и смочил землю весьма глубоко. Яровые хлеба в верхах не поднимались и заветрились засуха продолжалась до 28 Июня. С этого времени пошли сильные дожди, но они не могли поправить роста яровых хлебов, успевших уже выколоситься, и траве, ржаным злакам жары, доходившие до 40 градусов, большого вреда не причинили ,

об

(Церковная летопись села Дурникина за 1876 год)

почему урожай был посредственный на сотни сажень родилось ржи от35 до 45 копен, из которых каждая копна давала умолоту 4 и5 мер. Посев пшеницы и овса пропал совершенно, не было ни соломы, ни зерна, которое не возвращено и втом количестве, в каком было посеяно, некоторые посевцы этих хлебов за 50 посеянных мер получали только 10 и 13 мер, а другие употребили эти хлеба на корм скоту. Просо соломою было не худое, но умолота в нем не было, совершенно пустое, почти только возвращены одни семена, барыша было мало. Греча была соломою плоха , истраченного на ее посев зерна посевцы ее назад не получили. Урожай подсолнечников по местам был порядочный, а по местам весьма плохой, среднее число урожая было таково, что в сажени получалось их три меры, неурожая – с 1 сажени получено ¼ и ½ меры семян. Вообще, выгоды от этого посева в 1876 году не было.

Об урожае плодов и овощей

По случаю сильного мороза, бывшего

65 (73)

(Церковная летопись села Дурникина за 1876 год)

В ночь 7 на 8 и 8 на 9 число Мая, во время которого на воде образовался лед в блин толщины, и истравлевшего (так) цветы на всех фруктовых деревьях, урожая плодовых совершенно не было, Яблоков, слив, вишни, дулей и груш не было на горе ничего. Калины и рябины тоже не было ни ягодки. Самородины, крыжовника, малины и живики, не попавших во время цветения влиянию мороза было достаточно. Урожай огурцов, арбузов был хороший, огурцы в Августе месяце продавались от 5 до 12 к., арбузы тоже были дешевы. Картофеля урожай был плох, родился сам 2 и 3, урожай капусты был очень порядочный.

О состоянии погоды во время осени и зимы

Осень была дождливая и ненастная, земля пропиталсь влагою глубоко, 22 Октября выпал снег, который вскоре сошел, с этого времени тепла уже не было, 7 Ноября снова выпал снег и был сильный мороз, продолжавшийся до 10 Ноября, а потом наступила опять оттепель, окончательно установился санный путь только 21 Ноября

об

Погода с того времени стоит переменная, то сухая, холодная, то мокрая с изморосью, вся земля покрыта льдом, образовавшегося из снега по случаю ночных морозов. Снегу до селе до 8 Января 1877 года весьма мало, высокие места совершенно обнажены, на ровных местах его лежит не больше на одну четверть. 3, 4 и 23 числа Декабря была сильная вьюга с морозом, ехать в степи было совершенно невозможно и опасно. На крещение до половины дня погода была пасмурная, во время освещения воды на Иордани шла мелкая изморось, холод был порядочный – мороз градусов 20, доселе холода высшей степени еще не было, до 11 Января погода стояла пасмурная, холодная. 11, 12 и 13 было ясно, солнце выходило и светило и заходило как летом, и было весьма холодно.

По делу о постройке новой церкви

Сооружение в селе Дурникине новой каменной церкви радует весьма не многих ( Иным способом обозначаются главки, характерные щ, ц, - Соловьев ? – ТП)

66 (74)

(Церковная летопись села Дурникина за 1876 год)

Из наших жителей истинных ревнителей Славы Божьей, выражающейся в постройке дома Божия, трудно в приходе с. Дурникина отыскать из мужчин и десяток человек. Большинство местных жителей относится к этому делу равнодушно, много есть из именующихся православными христианами людей, которые желают затормозить дело о новой церкви, и которые совершают враждебные действия против сооружения ее.

Из осокоревого куста, находящегося на острове против дворов Онисима Рощипкина и Аросипа Ладыгина, попечители новой церкви на нанятых подводах вывезли множество строевых деревьев, употребленных для подмостей под кровли и на другие потребности по постройке церкви, чрез что соблюдено строителями экономии по крайн. Мере на 2000 р., но это лихостно было для многих, не любящих ни св. церкви, ни ее строителей – Священников и других членов церковного причта. Давно уже эти люди, ненавидящие святое Богоугодное дело, зарились поделить упомянутый куст между собой, но им все не удавалось; попечители новой церкви Иван Алексеевич Невзоров и Ефрем Васильевич Гладков

об

предотвращали нас т этого зла. После раздела и вырубки молодых ольховых дерев, которые росли подле Инясевской грани продольною куртиною, протянувшеюся к самому селу Инясеву делельщики сбунтовались разделить и осакоревый куст. Имена и фамилии этих нелюбящих новой церкви людей суть следующие: Федор Фотеев Поляков (молокан), Илларион Осипов Мошков, Савостьян Климентов Новгородов, Иван Абрамов Невзоров, солдат Харлампий Анисимов Медведев, Матвей Архипов Зарецков, Гаврил Степанов Фонов, Осип Новгородов, Хрисанф Обертышев, Павел Иванов Жижикин, Герасим Козьмин Горсков, Макар Шатилов и Федор Хныкин (молоканин). Попечители бросились было в лес уговорить было ватагу ненавистников нового храма оставить свое намерение, но едва спасшись от их побоев бегством. Таким образом куст был разбит на 11 частей, на которые разделено село Дурникино для разверстывания между жителями находящихся в их владении земельных участков. Претендателей (так) раздела осинового куста, кроме попечителей, из прихожан села Дурникина ни кого не явилось, все вывезли свои

67 (75)

Части к своим дворам, на 10 душ доставалось три, два дерева и одно дерево. Духовенству из этого участка не дано ни одного дерева. Еще в Январе месяце и чуть ли не раньше, по случаю удаления из с. Дурникина бывшего учителя Дурникинской школы, пробавлявшегося здесь получением платы за написание разных просьб, Михаила Николаева Орлова, возникли неприятности по отношению к постройке новой церкви. Асигнаторы восстания против Святого и Богоугодного дела бывший Дурникинский волостной писарь Трофим Обертышев и упомянутый заштатный учитель Орлов, явившись в село Данилкин хутор, на сходе, собранном по их желанию, объявили хуторским жителям, что контракт на сдачу Захоперской земли в аренду крестьянам Никите и Ивану Невзоровым для постройки новой церкви заключен неправильно и незаконно. Взялись за 400 р. ( добавлено сверху – из которых 100 получили в задаток) расстроить это дело, и сданную землю, отрезанную уже давно как излишнюю у хуторских жителей, землю возвратить в их владение. Но эта затея им не удалась. Губернское по крестьянским делам присутствие в просьбе хуторским жителям отказало на том основании, что по распоряжению съездами мировых

об

(Церковная летопись села Дурникина за 1876 год)

Посредников, земля им отведена землемером Потаповым и отделена от Дурникинских дач межевыми знаками. После неудачи Орлов скрылся из с. Дурникина. Обертышев тоже не жил в с. Дурникине, состоя на должности волостного писаря в с. Завьялове. Но с начала весны Обертышев, лишившись помянутого места, стал стремиться к своей злой цели другим путем. Он подговорил некоторых Дурникинских жителей подать просьбу о том, что земля на постройку церкви сдана незаконно, не всеми жителями, а немногими. Такового содержания просьбу подавали главные расстройщики Святого дела Кирилл Савельев Тулинцев, Максим Завалишин. Андрей Акамелов и др. в уездное и губернское по крестьянским делам присутствие, начальнику губернии, к которому Кирилл Тулинцев с своими товарищами в г. Балашеве представлялся и лично , даже Министру Внутренних дел. По распоряжению Г. Губернатора Балашевский уездный исправник в конце Ноября месяца по делу о сдаче земли Невзоровым производит

68 (76)

Дознание, во время которовго из 25 лиц, подписанных под просьбу подтвердили действительность ее будто только 6 человек, остальные отказались, что никогда не подавали они этой просьбы. Сам Андрей Акалямов в своем показании объяснил, что на сходе, бывшим по случаю сдачи земли, и он в числе других находился. Чем решилась эта кляузная просьба, теперь не известно. Недремлющее святое провидение и это зло направит к доброй цели. Да будет и здесь святая воля Божья. Господь Бог поругаем не бывает. (Приписка др. чернилами, или в др. время, др. почерк – Т. П. ) По милости Божьей новый храм вчерне построен, остается доделать и выкрасить кровлю церковную, тогда останвка работ по церкви не может сопровождаться вредом для возведения здания до совершенной его отделки.

О пожаре

В пятницу на Св. неделе в полдень (9 Апреля) на Заречной стороне села произошел пожар. Загорелось на дворе крестьянина Максима Новгородова, от какой причины - не открыто, можно думать от

об

Искры, оставшейся в выкуренной самодельщенной (так) бумажной сигарки, неосторожно брошенной пьяным плотником Козьмою Чиркиным в солому. Пламя от сильного ветра, бывшего в это время, стало распространяться быстро и порывисто от того места своего появления, бросилось на дом Осипа Мошкова, отсюда в один миг распространилось по соседним домам, в 4 часа или даже меньше, перенеслось по направлению ветра более чем через версту на одонья Андрея Акалемова (Подкатова), здесь тоже в один миг распространилось по всей улице и ветром занесено на дом старшины Егора Синдева. В этом месте быстрота пламени ослабла, объятые огненными струями на обеих сторонах реки Карая улицы села представляли едва обозримое для глаз пылающее пространство. Версты на три все горело. Сердце цепенеет от ужаса при мысли когда совершалось нашем селе огненное истребление, отчаянный крик людей, громкий вопль женщин, неистовый рев скота – слышны были со всех сторон, тогда было что-то вроде неестественного явления.

69 (77)

(Церковная летопись села Дурникина за 1876 год)

От дома старшины пламя стало распространяться медленно, забирало постройки с боковой стороны от течения ветра и дошло до тех мест, где горело в предыдущем году, и где свободное от построек пространство было очень широко – до Киприана Стюхина. Во время этого пожара погибло в пламени триста домов, многоскота , многие лишившись всего своего имущества до последней ложки, нитки, куска зерна и хлеба.

О втором пожаре

В половине Мая месяца произошел второй пожар. Загорелось в уцелевшей от прежнего пожара риге крестьянина Никиты Ермолаева Невзорова. Говорят, что в риге лежал пьяный с бумажною сигаркою, бывший замечательный по своей зловредности брат его полесовчик (так) Матвей Ермолаев. Во время второго пожара погибло в пламени семь домов вновь построенных и сгорела старуха Варвара Карпова Ильина, бросившаяся в клеть, говорят, за деньгами, которых будто было не более 15 р., после окончания пожара найдено одно только ее туловище, ноги, руки и голова

об

Обуглились и отпали от огранизма. Подвергшиеся несчастью от последнего пожара лишились всего имущества, остались только в том, в чем находились до появления пламени.

О прихожанах

В 1876 г родилось м. 175, ж. 169, обоего пола 344 души. Браков было 54, умерло м. 90, ж. 104, обоего пола 194 души. По исповедным росписям показано было в первом приходском участке духовенства дворов 7, душ м. 16, ж. 17 , временных жителей дв.10, душ м. 24, ж. 28, крестьян на этой стороне дв. 250, душ м. 1010, ж. 990, на той стороне крестьян дв. 130, душ м. 497, ж. 504. Мол. Дв. 12, душ м. 47, ж. 53.

Во втором участке врем. Обывателей дв. 2, душ м. 6, ж. 6., крестьян первых дв. 268, душ м. 1060, ж. 1094, вторых дворов 102, д. м. 371, ж. 401. Молокан дв. 13, д. м. 52, ж. 41. Отмечено не бывшими у исповеди и Св. причастия за нерадением по обоим штатам того и др. пола 242.

Всего было православных прихожан дв. 762Ю, м. 2968, ж. 3023. Сверх того молокан дв. 25, м. 99, ж. 94. В 1876 г. способ владения приходскими участками

70 (78)

(Церковная летопись села Дурникина за 1876 год)

Между священниками установлен прежний. Каждый Священник начал управлять своим участком безсменно и независимо, мена между Священниками приходов на один год оставлена. Управление приходами погодное могло быть полезным в религиознонравственном и материальном отношении, но только при совместном и дружном действовании членов церковного причта. Предполагалось, чтобы настоятель во время обращения к нему каждого прихожанина за дозволением женить своего сына, приглашал к себе помощника и обоих псаломщиков, но этого не преведено в исполнение. В начале года, как и прежде были во время Августа 1875 года при переписи душ и сборе хлеба и зерен, при хождении с Спасовскою Св. водою, настоятель распорядился на бумаге, чтобы зерновой и печеный хлеб и др. жизненные продукты, собираемые духовенством по домам прихожан во время хождения с Св. водой для служения пасхальных и храмовых молебнов при переписи приходских душ и при других случаях общего духовенству сбора, был складываем в один амбар, а по окончании каждого сбора был разделен между всеми членами причта

об

но на это помощник настоятеля не согласился, представляя, что это для него унизительно и обидно, в устранение неприятностей не стал стремиться к установлению такого порядка относительно сбора хлеба и сма настоятель, почему делит хлеб теперь настоятель со своим псаломщиком, выдавая ему одну часть и получая себе три части, при разделе другим Священником хлебных доходов вышеупомянутых членов причта никогда не бывает, как помощник делит этот хлеб – его душа знает, настоятелю высылает от своего сбора иногда несколько хлебов самых плохих и наименьшего размера по своему усмотрению. От тогоже причетникам из третьей доли дохода тоже даст по своему усмотрению. При подаче исповед. Росписей настоятель отказался подписатьприходскую роспись своего товарища и ему не предложил своей, как это делалось за прежние годы. Здесь же лбъявил, что он больше меняться приходами не будет, и т дохода, следующего от третьей части, получаемого помощником при хождении по приходу с Св. водою и для переписи приходских душ совершенно отказывается.

71 (79)

(Церковная летопись села Дурникина за 1876 год)

При таких обстоятельствах и распространяемых Обертышевым, и поддерживаемых безсознательно строптивым учителем Голушенко, ссорах и распрях между прихожанами, прихожане по отношению к духовенству делаются все хуже; не стыдятся в глаза делать Священникам публично упреки и оскорбления, как, например, Петр Бочаров при начальниках, Платон Горсков на сходе уязвлял упреками Священника Чумаевского – смотрят на Священников совершенно незаслуженно с их стороны, с презрением, конечно не все, только те, которые не имеют христианской набожности. Во время бездождия до пятидесяти человек просили духовенство служить три дня и ходить по полям для молебствия о даровании дождя и сами же отдали тогда находящиеся на Большекарайской грани, что на Иссопе около Романовской дороги луга в пользование духовенству для одного сенокоса, но во время раздела своих лугов, находящихся в этой местности, мужики разделили между собой и дарованный духовенству участок луга. Главные отниматели у духовенства этого сенокоса были Илларион Осипов Мошков, Максим Никулин, Мартин Невзоров.

об

(Церковная летопись села Дурникина за 1876 год)

О краже из Дурникинской церкви

В ночь на 30 Мая в воскресенье под понедельник произведена из церкви кража денег с взломом двух замков у Западной двери и денежного ящика. Церковные сторожа крестьяне с. Дурникина Степан Осипов Горбачев и Терентий Иванов Завалишин, спавшие в эту ночь в сторожке, первый по случаю нарывания бедра, а второй по крайней небрежности и своенравию,о случившемся в церкви несчастьи объявили настоятелю уже в десятом часу дня. Вор пойман в слободе Романовке в тот же день, в которой оглашена церковная кража. На след его напала вдова священническая жена Евгения Матвеева Зубова, приехавшая в Романовку к портному Василию Кондратьеву, рассказавшему ей, что какой-то молодой человек в оборванной одежде покупал в лавке Потапа Федоровича Волкова ценные материи и расплачивался золотом, и что этот оборванец ему дал два золотых за принесенный им для шитья ему одежды узел драпу и других материй. Во время этого разговора явился к портному и сам похититель, в доме портного был арестован и отведен к становому приставу.

72 (80)

(Церковная летопись села Дурникина за 1876 год)

Оказалось, что похититель деревни Декавки Балашовского уезда крестьянин Евгений Голвачев, который решением окружного суда 20 Декабря с лишением особенных прав и состояния сослан навсегда в Сибирь на поселение. Денег было украдено четыреста пять р., невозвращено в церковь 22 р. 12 к.

О падеже рогатого скота и птицы

В конце Сентября начался падеж на рогатый скот, который продолжался до самого Рождества Христова. По случаю зимы падеж этот был не очень сильный, куда занесена была моровая язва, в тех домах наполовину покалела рогатая скотина. Птицы, гуси, курышки, особливо куры в конце Августа вымерли на половину бывшего их количества.

О состоянии церковных доходов

Всего было прихода по продаже свечь и сбора кошелькового, жертвенного на украшение церкви и на постройку новой церкви 903 р. 56 к., в расходе по расходной книге 603 р. 69 к. Собрано было пожертвований по мелким книгам

об

Цифровые сведения, которые показаны в отчете под литерою Г; в том числе на женское училище, в эмеритальную кассу и на противу раскольническую (так) библиотеку 21 р. 60 к., отдельно на Балканских славян по тарелочному сбору 9 р., чистой выручки от продажи разреш. (?) молитв венчиков получено 10 р. 54 ½ к.. Попечительство через Священника Чумаевского Ивана Алексеева Невзорова, Ефрема Васильева Гладкова и Самуила Морозова на страждущих от Турков славян, живущих на балканском полуострове, набрало по селу деньгами 65 р., холста более 1500 аршин, много рубах, нижников, понитков, кушаков, фартуков и др. вещей, всего весом более 10 пудов.

(Невероятно большой подъем патриотических чувств в стране накануне русско-турецкой войны 1877-1878 гг. – Т. П.)

О состоянии братских доходов

Кружеыного дохода разделено 1200 р. 60 к., от служения одного сорокауста получено 120 р. 97 к.; всего в 1876 г. разделено между церковным причтом одна тысяча триста двадцать р. и девяносто семь коп. 1320 р. 97 к.. Из них получил настоятель 566 р. 4 к., помощник 277 р. 46 к., каждый псаломщик 188 р. 68 к. Кроме дохода из братской кружки каждый член причта поручного дохода в год получает

73(81)

(Церковная летопись села Дурникина за 1876 год)

предположительно Священник 1. от славления Христа 20 р., во время в. поста за исповедь говельщиков 20 р. за молитвы женам родильщицам каковых в год бывает на каждого Священника 170, и за каковые молитвы принаречении имени младенца: платят 5 к. привоцерквлении его 2 и 3 к., за исповедь больных и чтение молитв по домам прихожан во время вел. Поста, 20 р.. Всего может получить частного дохода 60 р., псаломщик особо получит за славление Христа 4 р., других частных доходов не имеет.

Села Дурникина Михайло Архангельской церкви настоятель Священник Сергий Чумаевский

Священник Николай Соловьев

И.д. псаломщика Меркурий Архангельский

И. д. псаломщика Андрей Елшанский

Свидетельствовал Благочинный Священник Вениамин Разсудов

Января 22 д. 1877 г.

об

(Церковная летопись села Дурникина за 1877 год)

Год

О зиме и полой воде

Зима началась 19 Ноября 1876 г.. С 20 Ноября зима была холодная, морозы продолжались почти до Февраля, в котором в начале его наступления погода была ясная , ведренная, сухая и по холоду посредственная. На первой неделе Вел. Поста 11 и 12 Ф. шел снег и его выпало порядочно, к концу Ф сделалась оттепель, в начале Марта снег начал сходить и везде появились лучи, с 12 Марта путь санный рушился, 15 Марта открылась полая вода. Лед снесен водою уже тогда, когда вода разлилась по лугу, 20 Марта до 1 Апреля вода стояла очень высоко, разливалась так далеко, что такой воды никто не помнит, но шла она истуга морозными истягами, почему разрушительного ничего не делала. В саду Священника Чумаевского доходила до самого его колодезя и с огорода текла в его озеро, ручей, чрез который она впадала в него, четверти на две был глубины. % Апреля снова вода прибыла с разлива реки Хопра, тоже разливалась по всем низменностям, идущим вдоль реки Карая, которою с. Дурникино разделяется на 2 половины на церковную и заречную сторону, но было много меньше

74 (82)

(Церковная летопись села Дурникина за 1877 год)

Холодной полой воды, шедшей сверху реки Карая. Полая вода продолжалась до 10 Апреля, паром перестал ходить только в половине мая.

О погоде в частности:

С 20 Марта погода стоит сырая, пасмурная. Ясных особливо, теплых дней до 12 Апреля почти не было, дожди перепадали часто.11, 12 и 13 шли дожди сильные. 12 был еще весь день густой туман. 14 было по утру ясно, а к вечеру – пасмурно, тепла досель нет, грязь невылазная, земля еще хорошо не отошла, травы нет еще ни где, посев ярового хлеба начался только 21 Апреля.

О Дурникинской катострофе

С субботы первой недели вел. Поста началось восстание между дурникинскими жителями против местных властей. Агитаторами этого восстания были: Трофим Обертышев, Кирилл Тулинцев и Тит Кусов. Для совершения преступной цели они задались тою главною мыслью, что народ

об

Обеднял, разорился, а его обременяют тяжелыми налогами, и что предстоящие подати можно найти помимо сбора с душ, при учете должностных лиц, настоящих и бывших, говорил Обертышев, можно найти за ними много денег. В первую субботу же начался учет означенных лиц, он продолжался недели две. Руководители учетчиков при проверке сумм, израсходованных по обществу, говорили: вот один рубль с души есть, пороемся в этих книгах, найдем много денег и подати ими заплатим все за эту половину года. Народ сбежался в сборню, где производился этот учет, радуясь, что он освобождается от платежа податей. На четвертой неделе В. поста все село поднялось на ноги, человек до 600 отправились к уездному исправнику, бывшему тогда в селе Дурникине по делу о Захоперской земле, сданной в аренду, ( вставка сверху – для постройки церкви) и просили у него дозволения о продаже имущества у тех крестьян, за которыми по учету оказались деньги, когда Тулинцев начал грубить, г. исправник велел взять его под стражу, передовые крестьяне его схватили и отняли его у исправника, от него целым кагалом отправились к крестьянам, за которыми были общественные деньги, продали у ниих много имущества, скота,

75 (83)

(Церковная летопись села Дурникина за 1877 год)



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.62.49 (0.029 с.)