Численное показание о прихожанах села Дурникина за 1866 год 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Численное показание о прихожанах села Дурникина за 1866 год



(Запись сделана явно в иное время – Т. П.)

Всего в 1866 г. родилось от православных супругов муж. 135, ж. 117, в том числе близнецов м. 8, ж. 2, незаконнорожденных не было. Православных браков было 45, умерло лиц православного исповедания м. 87, ж. 73. Из умерших в сем году замечательны по долговечной своей жизни: Федор Расков 90 лет и Федот Никулин 87 лет.

За 1866 г. в приходе значилось бывших у исповеди и св. причастия по части Священника Чумаевского с духовными лицами м. 689, ж. 862., без духовных м. 673, ж. 846, не бывших у исповеди по малолетству м. 294, ж. 269,в том числе духовных м. 3, ж. 5, по отлучкам м. 2, ж. 2, по нерадению м. 225, ж. 90. Исповедовавшихся, но не причастившихся м. 1, ж. 1, не бывших у исповеди и св. причастия по отлучкам м. 4, ж. 4, по опущению м. 43, ж. 39, не бывших у исповеди по малолетству м. 336, ж. 253. Всего в приходе села Дурникина состояло м. 2556, ж. 2604, обоего пола 5160 – в приходе Св. Чумаевского м. 1191, ж.1202. Молокан м. 54, ж. 51. На части Священника Соловьева м.1346, ж. 1381 д. Молокан м. 36, ж. 32 д.

18 (чернилами 24)

Приходская летопись с. Дурникина 1867 года Замечания

 

Разных съестных припасов и приготовлений к масленице.

Солнечное затмение

Февраля 22 дня в первом часу по полудни было затмение солнца. На небе было пасмурно, хотя солнце не было закрыто облаками. Вдруг подошло к солнцу густое облако, темнота его проникла в самый круг солнца, половина солнечного круга сделалась черным, потом чернота эта окружила все солнечное кольцеобразие и закрыла его. Лучи солнца скрылись, на земле помнело (так!- ТП), сделалось, как сумерками дня. Вместо солнца на небе виднелось изображение наподобие серпа. Оно не издавало того света, какой бывает в солнце, а в нем заметен был такой свет, какой бывает только что в родившемся новом месяце. В серпообразии видны были темная белизна, синета и красноватость. Затмение солнца продолжалось немного более четверти часа, потом солнце пришло опять в прежнее свое нормальное положение.

Март 1867 г.

О говельщиках

В субботы на первой и второй неделях в 3 и 11 марта оба священника в два сосуда приобщали своих прихожан,

об

Приходская летопись с. Дурникина за 1867 год Замечания

выслушавших Богослужение и очистивших свою совесть исповедью. На первой неделе было причастников кроме младенцев 1450, на второй – 478, на третьей неделе в. п. – 574, на четвертой – 200, на пятой – 175, на шестой – 120, на страстной седмице в. поста приобщено св. тайнами только 65 чел. Обоего пола.

О вскрытии реки Карая

Марта 16 дня открылась оттепель. Лощины, низкие котловидные долины наполнены были уже снежною водою, езда стала трудною. 21 марта санная езда прекратилась, вода пошла с гор и открылись везде ручьи. 22 марта окраины льда отделились от берегов, 23 марта прератилась езда через реку и вода начала выступать из берегов, к вечеру 24 марта разлилась по лугу. 26 ночью был сильный мороз, и земля, отошедшая несколько от мороза, снова закрепла, 27 сильно развело, и разлив воды был в полном своем ходу. Вода была весьма большая; на лугу против Поповского сада, она поднималась на полтора аршина. Переправа через реку совершаеся на лодках. Лодку гоняют от Гуровой поварни прямо ко съезду на гору, что у плотины. 29 марта ночью выпал снег, покрывший землю на целую четверть….того же дня снег растая

 

(лист или не по порядку, или часть текста отсутствует – Т.П.)

Ситенник пшеницы убирали за 30 руб. сер., копну пшеницы молотили от 40 до 1 р. 20 к. сер.

Октября 28 дня выпал снег Скот на пастьбу выгонять перестали.

 

(Пробел. Новая тема, без заголовка – ТП.)

В июле месяце, вследствие предписания Балашовской земской управы, исполнявшей циркулярное постановление Губернского земского собрания о «назначении от прихожан Священникам в замен их сборов, (отсыпного?) хлеба, материала на отопление их домов и известного количества денег на поправку сих домов, прихожане, не имевшие причин быть недовольными своими Священниками, составили весьма неприятный для местного духовенства приговор. В этом приговоре они в преувеличенном виде высказали все источники доходов духовенства именно, что оно разного хлеба собирает в год до 600 четвертей, что каждый прихожанин при крайней своей бедности, не желая оскорбить Священников платит за требы цену, для него разорительную и что не смотря ни на какое обеспечение, духовенство по прежней своей привычке будет собирать хлебом по приходу, отказывать…(испачкано)

(лист кончился)

об

(разлиновка листа, вверху вновь появляется надпись Приходская летопись с. Дурникина на 18(67-?) год. Вверху на полях: «Замечания»

в этом и тогда будет невозможно потому, что по некоторым требам может притеснять их прихожан; назначили выдавать на каждый штат хлеба по 10 четвертей, на отоплении написали чтоб духовенство каждогодно получает лесу из участка наравне с ними крестьянами в достаточном количестве в в поправке домов они согласны по (….) и возможности. Приговор этот составлен писарями волостного правления, при участии не более 10 человек. Главные составители этого приговора были сельский наемный писарь Василий Карпов и села Мордовского Карая крестьянин Иван Дмитриев Вишняков. Приговор утвержден печатями сельских старост Филиппа Кавшеникова и Василия Никулина и подписан за неграмотных более 120 стариков Василием Карповым. В конце расчетной ведомости, подписанной Священником Чумаевским, им высказана неосновательность этого приговора и несоответственность назначения Священникам хлебного содержания тому ко –

(лист кончился переносом слова)

(Верхняя часть листа испорчена, отсутствует 3 строки)

 

Зависимость духовенства по своему материальному содержанию от прихожан в их противление правительственным видам и стремлениям. Приговор этот отослан в Балашовскую земскую управу.

 

Сентября 5 дня поздно вечером – часов в десять – прибыл в село Дурникино прямо в дом Священника Чумаевского Приосвященный Иоанникий 2-й, Епископ Саратовский. При въезде в село, по приказанию Его Приосвященства, данному Благочинному Чумаевскому заранее в селе Инясеве, звона в церкви не было. Накушавшись чаю, без ужина, Преосвященнейший в 11 час лег спать, в три часа изволил уже встать с постели. В 4 часа начался благовест к его встрече, продолжавшийся весьма мало. В четверть пятого часа Его преосвященство пешком изволил прибыть в церковь Благочинный Чумаевский при входе его Преосвященства в храм приветствовал Его

об

следующею речью

Преосвященный Владыка, Милостивейший Архипастырь!

С радостью встречает тебя твоя паства, обитающая в нашем селе. Давно она не видела у себя Архипастыря. Твои и наши пасомые, движимые любопытством пришли сюда посмотреть тебя Архипастырь. Мы их представители (встречая) Тебя с душевным расположением, ждем с трепетом и сердечным волнением той минуты, когда Ты потребуешь от нас ответ о приставлении домовнем. Чем порадуем тебя, Милостивейший Архипастырь? На какие плоды пастырской своей деятельности укажем тебе? ПАствененачальнику, Господу нашему Иисусу Христу угодно было поручить хранение и возделыванию нашему духов вертоград, глубоко проросший тернием. Когда еще заводилась эта нива Божья враг Дьявол посреди пшеницы посеял на ней плевелы. Ты, которому поручено было свыше хранить и возделывать благое (былье), старались подавлятьего, сами ревностно насаждали семена злые, заботились, чтобы

В этом ветрограде росли и красовались ……. (1 слово)

Плевелы После смерти губители …..ветрограда, хотя начали стрелять плевелы, но так небрежно и неразумно, что срывали у плевелов и притом, только у тех, которые возвышались над пшеницей, одни только верхушки, оставляя (исправлено) повреждения, их столбы и корни. Правильное возделывание духовного вертограда началось незадолго допоручения его нашему хранению Теперь пшеница боль… начала отделяться от плевел, рости особо, питаясь свойственными ей соками, но нельзя сказать, чтобы и эта пшеница была доброкачественна. Так что много лет росла она посреди плевел, на одной почве, при некоторых одинаковых условиях произростания, то и усвоила соки той растительности, которая питает и поддерживает жизнь плевелов. По мере наших сил и усердия, мы заботимся об исправлении и улучшении порученного нам этого вертограда. ……………….наши силы так слабы и ………………….так мало, что мы……………….скудные плоды своей работы. Несмотря на это мы питаем (исправлено – не теряем)

об

(Приходская летопись С. Дурникина за 1867 год)

…..что ты Архипастырь нося на себе…..кротчайшего Иисуса терпеливо посмотришь на этот вертоградок, милостиво, милостиво и снисходительно обсудишь наше делание в……. Мы ждем от тебя, Милостивейший Архипастырь и Отец совета, наставления, вразумления и подкрепления в пастырской нашей деятельности Гряди же Архипастырь и виждь виноград. Его же насади десница….Божия.

В ответ на эту речь Его Преосвященство высказал краткое наставление, относящееся к Благочинному Чумаевскому, по содержанию разительное и вполне утешительное. Жалко только, что Его Преосвященство говорил краткую свою речь весьма тихо, так, что нельзя было расслышать многих Его слов и уловить некоторых даже мыслей. Сколько возможно воспроизвести этот экспромт Его Преосвященства, то он был следующего содержания:

Не смущайся и не горюй возлюбленный………, что труды твои не увенчиваются…… Наш долг сеять слово Божие, а……

взойдет, вырастет и созреет – это дело благое. (текст религиозного характера на стр. –Т. П. Разобрала с пом. О. Бориса)

Аз насадих, говорит Апостол Павел (2 кор. 36), Апполос напои, Бог же возрасти. Тем же ни насаждаяй есть что, ни напояяй, но возращаяй Бог. Не ослабевай в своей пастырской деятельности, воображая, что она, при слабости твоих сил, мало приносит пользы Св. церкви. Сила Божия в немощах совершается. И незначительные по человеческому соображению плоды, проистекающие от духовного деяния, в очах Божьих имеют силу великую, а для нас силу спасительную. Обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти и покрыет множество грехов (Иак. 520). Надо по примеру пастыреначальника Господа нашего Иисуса Христа молиться о смягчении сердец заблудших. Сила усердной молитвы низведет на тебя благодать Божию, которая укрепит тебя в пастырских действиях и сделает твои труды благоплодными и ощутительно полезными для Св. церкви. Благословение Господне да будет на тебе и на всех вас.

 

Встреча, сделанная в церкви села Дур (лист закончился – Т. П.)

об

(Приходская летопись с. Дурникина за 1867 - читается четко – ПТ)

никина Его Преосвященству соборно всем духовенством в облачении (исправлено) бывшая в Св. храме, показалась разительною. Храм освящен был, словно на Св. Пасху, духовенство встречало своего Архипастыря, как самого Иисуса Христа в самых лучших облачениях при входе в настоящую церковь – Старший Священник с крестом на тарелке, покрытый воздухом, по правую сторону от него стоял младший Священник, по левую Дьякон с кадилом, из которого благоухал фимиам, несколько впереди их, поодаль стояли по обеим сторонам два причетника с горящими свечниками. Когда владыка приложился к Св. кресту, встречающее духовенство в указанном порядке тихо пошло к Св. алтарю, впереди Святителя с пением тропаря храмовому празднику. У самого амвона духовенство и Святитель прямо

Царскими дверями прошел в Св. алтарь. Когда Дьякон сказал актинью, Священник возглас и слава Тебе, Христе Боже наш, причетники пропели: Владыко, благослови. Вышел на амвон, благословляя предстоящих, осенил их Святительскою рукою.

 

Владыка, похвалив церковь за приличное ее благолепие и чистоту, опять возвратился в алтарь, куда взошли оба Священника. Дьякон остался на амвоне, подле местной иконы Спасителя, причетники стали на клиросе. Около часа Владыка читал приходскую летопись, попавшуюся ему в числе церковных документов. Благословив всех членов причта, Святитель оставил храм вполне довольный встречею и исправностью духовенства. Из Дурникина в сопровождении Благочинного Священника Чумаевского отправился в село Малую Грязнуху в 6 час 16 мин. Утра

В октябре месяце судебным следователем Иваном Поповым начато следствие о совратителях православных

об

(Приходская летопись с. Дурникина за 1867 год)

В секту Молоканах, Субботниках Афиногене Михееве Тутовом и Иване Никифорове Ряскове, последний с некоторыми совращенными им лицами, заключен в тюремный замок, где и теперь, 31 октября, находится.

 

Ноябрь 1867 года

5 ноября был сильный дождь, снег положительно сошел весь. Поутру, 6 ноября наступил сильный мороз, к вечеру – снег, которого два дня напало пол-колена, открылась езда чрез мелкие реки, чрез Хопер и вдоль рек ездить было еще нельзя до самого декабря Ноября 18 оттеплело, день ото дня делалось все теплее, погода все была сырая, 27 и всю ночь на 28 число ноября лил дождь, который опять уничтожил весь снег, и везде была вода, к вечеру 28 пошла снежная и зморозь (исправлено другими чернилами, текст проверялся – ТП), а потом к ночи наступил мороз.

Декабрь 1867

2 числа ночью земля покрылась снегом

 

но его так было мало, что едва-едва была закрыта земля, в поле жнивья все были наруже. 3 декабря погода стояла благорастворенная (так) и сухая, солнце светило ярко, на дворе холода большого не было, 5 пошел к вечеру снег, который не переставал всю ночь и продолжался до обеда Николина дня. К вечеру того дня открылся мороз, который во время ночи сковал лед на реке так крепко, чрез реки стала езда безопасна. 7 декабря поутру был сильный мороз, день был ясный, солнце сияло как летом, от его сияния на насколько градусов в полдень мороз понизился, впрочем оттепели не произошло, день был тихий, без всякого ветра. Ночью и поутру 8 декабря шел снег. С 9 декабря погода стояла хорошая, солнце каждый день светило до 31 числа, последний день был туманный, до обеда было темновато, за 20 сажень нельзя было видеть зданий, холод был особливо по утру, до 20 градусов все это время.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.127.232 (0.021 с.)