Церковная реформа при Петре I. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Церковная реформа при Петре I.



В 1701 году был учрежден монастырский приказ, который стал управлять церковью. В 1721 году был создан Синод, который полностью сосредоточил в своих руках управление церковными делами. Он стал государственным учреждением, подчиненным верховной власти царя, который становится главой церкви. Священники должны были приносить присягу на верное служение государству и тем самым превратились в государственных служащих, облаченных в особую униформу. Кроме того священникам под угрозой истязаний было вменено в обязанность нарушать тайну исповеди и доносить на свою паству.

34. Церковная реформа Петра I.

Ответ: Церковь представляла государство в государстве. Она копировала государственную структуру в более скромном усеченном варианте. У церкви были свои приказы, как и у государства. Если у государства было их порядка 40, то у церкви порядка 5 приказов.

У церкви была своя иерархия чинов не только духовных, но и были патриаршие дворяне, т.е. у патриарха был двор.

Церковь - это другая пирамида власти в стране. Хотя наши патриархи изначально принимали византийскую теорию двух властей, в гармонии между ними. И по этой теории формально церковь считалась более значимой, более высокой властью. Так патриарх Никон озвучивал это старое положение Византийской философской школы, что Бог это солнце, а от бога лучами солнечными уже светится луна. Это вторично, это государство. Хотя церковь так возглашала, тем не менее все понимали реальности церкви, что она была вторичной властью и молчаливо это признавали.

Тем не менее, когда складывалась жесткая структура абсолютистского государства, то такой крупнейший институт власти полунезависимый, определенную опасность означал для власти. Он мог стать структурой оппозиции. Власть этого боялась и хотела этот автономный институт власти встроить в общую структуру российской государственности, сделать его колесиком и винтиком общей бюрократической машины, лишить самостоятельности. Вот такая была цель у Петра I.

Это соответствовало эпохе. Абсолютистские монархи действовали примерно по одной схеме.

Одна цель – политическая.

Другая цель – экономическая. Потому что церковь имела большое количество земельных владений. Около 150 тысяч крестьянских дворов.

Власть всегда мыслит примитивно. Эту собственность хотелось изъять в пользу государства. Петр не был исключением.

Абсолютизм в Европе возрастал во многом за счет конфискации церковного имущества. Это создавало в руках монарха свободный финансовый фонд, путь к абсолютной власти.

Культурно-идеологическая предпосылка. Церковь представляла собой крупнейший айсберг средневековья в стране. Она не соответствовала новым потребностям. Это вызывало самый широкий спектр нерешенных проблем.

Что было характерно для культурно-идеологической концепции русской церкви?

1) Она была сторонницей православного изоляционизма, чтобы изолировать православных от других тлетворных западных, восточных. северных и южных влияний. Исповедовала даже внешние признаки. Русские должны быть с бородой в подражание Иисусу Христу, не курить табака, как на западе. У них как у демонов идет из носа дым.

2) Церковь безусловно следовала традиции. Не любила изменений, новаций.

3) Догматизм, безусловное подчинение религиозной догме всех форм сторон деятельности.

Многим было свойственно противодействие процессу познания и просвещения. Видные иерархи утверждали, что это не нужно для спасения души, это грех.

Мировоззренческая концепция русской церкви соответствовала раннему средневековью. Молиться, ходить в церковь, поменьше грешить и тогда будет царство Божие.

Но эта концепция не соответствовала потребностям государства и мировосприятию нового времени. Новое время пробуждает новые ценности, которые рождаются вместе с буржуазной эпохой.

Это время, когда начинает постигаться самоценность отдельной личности. В средневековье ты букашка перед всемогущим богом. А в новом времени в старые формы вкладывают новое содержание.

Старая концепция не устраивала государство, потому что она не работала на то, чтобы человек рос по служебной лестнице, пытался оказать услуги государству. Люди были безынициативные, к обогащению не стремятся, потому что это грех. Скоро смерть. Это отмечали иностранцы. В этом мировоззренческое расхождение с западными людьми. Голландцы были неприятны своим стяжанием.

Такие традиционные русские люди новому государству были мало полезны. У них надо было будить амбиции, воспитывать новую породу людей. Воспитывать амбиции к образованию, служебному росту, материальному благосостоянию.

Служебный успех это залог и семейного счастья.

Нужно было церковь преобразовать. Нужно было повысить образовательный уровень духовенства, потому что вплоть до времени петровских преобразования считалось, что для священника достаточно того, чтобы он умел читать и вести службы. А новое время показывало, что этого очень мало. Наше духовенство имело только единицы людей, которые имели интеллектуальную зрелость, чтобы вести проповедь.

Патриарх во время прений со старообрядцами 1682 года интеллектуально был бессилен, не мог их разоблачить. Поэтому был большой ущерб политический и идеологический государству, что такой патриарх слабый интеллектуально, который не может вести прения. В основном только архиепископ Холмогорский Афанасий был высокоинтеллектуальным. А в основном были едва грамотные, которые не могли вести прения. Такой низкий интеллектуальный уровень церкви перестал соответствовать требованиям нового времени. Этот уровень отставал от запада примерно на 150 лет. Потому что на западе со времен Реформации на смену низкой образованности духовенства пришли специальные учебные заведения, более высокий качественный уровень образования церкви.

России нужно было это преобразование преодолеть, иначе авторитет церкви снижался. Первое учебное заведение было создано в 1685 году, высшее богословское учебное заведение Славяно-греко-латинская академия. Это первый вуз в стране, он был богословским. В учебниках написана дата 1687 год, но по новым данным в 1685 году.

Возможности для преобразований открыла смерть патриарха Адриана 16 октября 1700 года. Это последний патриарх до 20 века. По совету приближенных Петра была решено отложить выборы нового патриарха, главы церкви с тем, чтобы облегчить ее преобразования. Потому что когда церковь имеет главу, она может активно сопротивляться этим преобразованиям. Когда умер Петр I, единственно у кого на глаза не было слез это духовенство. То, что делал Петр с церковью вызывало и вызывает сейчас у церкви острое отторжение. Церковные иерархи осуждают гневно петровские государственные реформы.

Смерть Адриана открыла путь для преобразований. Последовал именной указ о назначении рязанского митрополита Стефана Яворского, выходца с западной Украины, местоблюстителем патриаршего престола.

Петр для проведения преобразований избирал как правило выходцев с Украины, он считал, что они более гибкие, могут принять преобразования, политически более двуличные, потому что они должны были получать образование в иезуитских колледжах, они часто переходили в католичество, получали образование, а потом возвращались в православие. Они имели определенный элемент приспособленчества к высшей власти. Петра I это устраивало, что они думают больше не о Боге, а о сохранении должности. С такими людьми можно было работать.

Яворский был из той же категории.

Начиная с Петра I идет украинизация церкви. Люди такого гибкого склада были удобны для административных структур, а у русских была верность принципам.

Современник Петра I Дмитрий Ростовский заявил, что надо мученический венец принять, чем тайну исповеди нарушить. Русское духовенство было почти все в оппозиции реформе Петра I. Это было закономерно.

Из 127 архиереев, назначенных в русской православной церкви, начиная с Яворского, с 1700 до 1762 года русских было только 47. Они были в оппозиции, их назначать было опасно. Власть это не устраивало. Им нужны были люди, которые могли приспособиться, прогнуться. Чиновники всегда дорожат прежде всего должностью, а не делом, чтобы все было хорошо по отчетам.

Назначали в основном украинцев, белорусов, румын, сербов, греков, грузин, главное, чтобы не русских. У русских есть определенная жертвенность, они могут и за веру постоять. Это не устраивало русское абсолютистское государство.

Один из элементов - украинизация церкви.

За несколько месяцев до назначения Яворский был настоятелем маленького Никольского монастыря на Украине, а стал митрополитом Рязанским, затем вопреки традиции, он стал местоблюстителем патриаршего престола. Обычно крутицкий митрополит становился патриархом. Выбран не патриарх, а местоблюститель патриаршего престола.

Этим же указом, которым назначили митрополита Яворского, упраздняется главный орган управления церковью Патриарший разрядный приказ.

4 января 1701 года указ об учреждении Монастырского приказа. Это светское ведомство, которое управляет теперь церковью. Оно вместо Патриаршего разрядного приказа, даже разместилось в его же палатах в Кремле. Во главе Монастырского приказа светское лицо, боярин Иван Алексеевич Мусин-Пушкин.

Функции Монастырского приказа определились 31 января 1701 года. По указу Приказ становился во главе административно-хозяйственного управления русской церкви. Таким образом, в руках местоблюстителя оказались духовно-церковные вопросы, канонические вопросы и т.д.

По указу 31 января все церковные вотчины, вся церковная собственность, крепостные крестьяне, земли переходили в собственность государства. Произошла секуляризация - огосударствление церковного имущества.

Еще ряд мероприятий. Было определено, что женщины до 40 лет не могут постригаться в монахини. Чтобы рожали. Чисто практический подход.

В кельях нельзя было держать перо и бумагу. Потому что в условиях реформы очень много недовольных. А монах может написать какое-нибудь воззвание. Государство боялось образованных людей, особенно историков. Потому что историки наиболее интеллектуально развиты. Не случайно, когда сложные периоды, история либо упраздняется в школах, либо сокращается. При Ленине она была упразднена. История дает роскошное гуманитарное образование. Все хитрости власти, ее корыстолюбие, мелкость, антинародные всякие штучки сразу же видны. Особенно в университетах.

Власть не только сейчас, но и при Петре I боялась образованных людей. Поэтому перо и бумагу образованным монахам нельзя было в кельях держать. Можно было писать только в трапезной под наблюдением настоятеля монастыря.

Все итоги преобразований были подведены в указе 30 декабря 1701 года. Там было все обобщено. Монастырям запрещалось владеть своими вотчинами. Все денежные и хлебные доходы Монастырского приказа делились на определенные и заопределенные. Определенные шли на нужды церкви. А заопределенные изымались в пользу светского государства. Не более 10 рублей и 10 четвертей хлеба можно было выплачивать монахам. Все это сопровождалось нотациями. что в начале христианства монахи сами себе хлеб добывали. А владение собственностью - это грех.

Если у монастыря были маленькие доходы, он не мог обеспечить 10 рублей и 10 четвертей хлеба в год, например, 50 копеек доход, то значит столько и получишь.

А в 1705 году ради свейской войны до 5 рублей и 5 четвертей было сокращено максимальное содержание духовенства.

В 1711 году в связи с Прутским походом, которому были приданы черты крестового похода против ислама, церкви были юридически возвращены эти имения. Но фактическое управление этими имениями осталось в руках светской власти.

Духовенство требовало восстановления патриаршества. Это создавало политические требования.

В 1712 году был создан Александро-Невский монастырь для подготовки новых кадров. Если вы почитаете проповеди Феофана Прокоповича, Феодосия Яновского, то там не поймете чего там больше: славословия в пользу власти или духовного. Все церковно-религиозное содержание приспособлено к восхвалению абсолютистской монархии. Лизоблюдство перед властью.

Решающий этап церковной реформы 1721 год. Указом 14 февраля 1721 года была учреждена Духовная коллегия, которую переименовали в Синод. Это коллективный орган. Первым президентом Синода стал Стефан Яворский. Он хотел быть патриархом, а его сделали чиновником, зависимым от власти. В 1722 году он умер от таких переживаний.

В Синоде со стороны светской власти обер-прокурор, который осуществляет надзор за Синодом. Синоду подчинялись синодальная канцелярия и церковные контролеры. По сути церковь наполнялась светскими институтами. Было 2 вице-президента. Первыми были Феофан Прокопович и архиепископ новгородский Феодосий Яновский. Их назначил Петр I.

Устав жизни преобразованной церкви это Духовный регламент, который был 25 января 1721 года утвержден. Царь по нему провозглашался духовным пастырем русского православного христианства, блюстителем правоверия и церкви святой благочиния. А должность патриарха по духовному регламенту упраздняется. Обоснование написал Прокопович. Суть сводилась к тому, что народ может в соблазны и искусы впадать.

Константинопольский патриарх вскоре признал Синод законопреемником патриарха и равным себе собратом. По престижу русский патриарх 5-й в иерархии после константинопольского, иерусалимского, антиохейского и александрийского.

Устраиваются семинарии, чтобы священники не были малограмотными, чтобы они могли вести прения. Постепенно в течение XVIII века создаются семинарии. Цель была в каждой епархии создать семинарию. Уровень духовенства качественно возрос.

Издавалась богослужебная литература. У Синода была типография. В церкви появились табельные дни. При Петре I появилось многое в этих записях, несвойственное церкви. Это превращало церковь в служанку самодержавия.

Церковь была лишена совести, причем законодательно. Священник обязан был доносить, не соблюдать тайну исповеди, если услышит что-нибудь антиправительственное. В советское время это тоже сохранилось. В советское время если студент пошел в церковь, это сразу же становилось известно в деканате и начиналось преследование, потому что священники доносили. Кто не доносил, тот изгонялся из церкви.

Это подрывало авторитет церкви, народ отвернулся от церкви. Он видел, что церковь славословит власть, что церковь превратилась в аппарат обслуживающий самодержавие.

В церкви табельные дни, огромное количество посвящено светским праздникам в честь побед русского оружия, флота. Часто проповеди превращались в такое лизоблюдство власти, что обычным верующим было тошно.

35. Развитие общественного строя России в XVIII веке (дворянство, крестьянство, духовенство).

Ответ: Наиболее характерной чертой общественного строя в рассматриваемый период является юридическое оформление фактически сложившегося сословного деления населения. Государство определило правовое положение четырех сословий — дворянства (шляхетства), духовенства, крестьян и мещан (городского населения).

Дворянство. Как и прежде, господствующим оставалось феодальное сословие, владевшее землей и крестьянством. В условиях становления абсолютизма на этом сословии держались армия и управленческий аппарат. Для устранения противоречий внутри объединявшегося господствующего класса Петр I упразднил боярское звание и первоначально объединил всех в «шляхетство». Заимствованный из Польши термин «шляхетство» не прижился в российской практике. На устранение различий в правовом положении бояр и дворян был направлен и Указ о единонаследии 1714 г., по которому поместья, как и вотчины стали переходить по наследству. Тенденция к их уравнению наметилась еще в Соборном уложении 1649 г. и данная проблема требовала своего решения в течение всего XVII в.

Дворянство делилось на крупнейших землевладельцев, имевших более 10 тыс. крепостных, средних и мелких (последние порой не имели крепостных). Власть дворян над крепостными практически была неограниченной, наказывалось только убийство.

Дворяне не платили податей, не несли повинностей, их не пытали (кроме дел о государственных преступлениях и убийствах). Это было «благородное» сословие. Но это и служилое сословие, т.е. все мужчины должны были служить в армии или в государственном аппарате. Наиболее знатные дворяне с 15 лет, затем с 20 лет зачислялись в гвардию. Уклонение от службы каралось сурово — дворян ставили вне закона, конфисковывали имения. Была и обязанность получать образование.

Прохождение службы было регламентировано Табелью о рангах 1722 г. Все чины делились на 14 ступеней. Служба начиналась с низших должностей. По мнению ряда ученых (Демидова Н.Ф., Павленко Н.И.), в России в XVII— XVIII вв. складывается бюрократия как власть чиновников. Демидова Н.Ф. полагает, что служилая бюрократия существовала уже в XVII в., а Павленко Н.И. считает, что в XVII в. ее еще не было — она складывается только при Петре I. Он указывает следующие признаки бюрократии: зависимость чиновников от монарха; строгая иерархия учреждений и должностных лиц, руководствующихся в своей деятельности уставами и регламентами; унификация структуры и штатов учреждений и обязанностей должностных лиц; углубление разделения труда в управленческом аппарате, выражающееся в разграничении гражданской и военной службы.

Отличие от управленческого аппарата XVII в. заключалось в присягах. В XVIII в. создается единая для государственных чиновников Присяга, закрепленная в Генеральном регламенте 1720 г. В наследство от XVII в. досталась иерархия учреждений.

Во избежание засорения государственного аппарата непригодными людьми Петр I издал Указ о регистрации в Сенате дураков (умалишенных), которым не разрешалось жениться и иметь деревни.

Сословные права дворянства получили дальнейшее развитие в Жалованной грамоте дворянству 1785 г. Грамота подтвердила освобождение дворянства от службы и закрепленное в 1762 г. право их собственности на недра земли. Дворянам разрешалось иметь фабрики и заводы, торговать. Они освобождались от личных податей, постойной повинности, телесных наказаний, а также получали право создавать свои сословные организации — уездные и губернские дворянские собрания, что усилило их влияние. В дворянских собраниях право голоса имели дворяне, имевшие деревни и получившие обер-офицерский чин на действительной службе. Со своими нуждами собрание обращалось к губернатору и даже к царю. Определенный контроль за работой собраний был со стороны губернаторов: они создавали эти собрания, утверждали в должности избранных ими лиц. Жалованная грамота стала важной вехой в укреплении диктатуры дворянства.

Духовенство. Привилегированным сословием было и духовенство, которое делилось на черное (монахи) и белое (приходское). Оно было важной экономической и политической силой, располагая землей и имело привилегии, как и дворянство. Далее действовала тенденция подчинения церкви и духовенства государству.

Для Петровских времен характерно стремление к светскому государству, освобожденному от опеки и вмешательства церкви в государственные дела. Церковь была большой силой и патриархи конкурировали с государством. В целях ограничения силы церкви Петр объявил главою церкви себя, чтобы ликвидировать патриаршество, и активно вмешивался в церковные дела. Он подчинил церковь государству, создал Синод из духовной коллегии, члены которого лично им назначались, присягали государю. Обер-прокурор синода контролировал его деятельность. Петр I нанес сильный удар по монашеству, «тунеядцам», которые «ни богу, ни людям». Царь ввел твердые ограниченные штаты в монастыри. Монастырские имения перешли в ведение казны, а затем Синода. Петр устранил вмешательство церкви в государственные дела, создал светское государство.

Духовенству запретили торговать, иметь земли, а затем, в 1762 г., была произведена секвестрация церковных земель, в результате которой имения передавались в распоряжение специальной коллегии экономии. Екатерина II в целях опоры на духовенство сначала упразднила ее, затем восстановила. Более 800 тыс. крестьян, принадлежавших к этим имениям, стали сначала экономическими, затем перешли на положение государственных. Монастырям уменьшили угодья земли. Управление церковью вверялось сначала Монастырскому приказу, а затем Синоду. Государству отчислялись определенные суммы.

Городское население. В городском населении возвысились купцы, промышленники и крупные ремесленники, пользовавшиеся особой поддержкой правительства. Вопрос о степени развития ростков капитализма в XVII — начале XVIII в. и о характере производства до наших дней является дискуссионным в науке. По мнению американского историка Р. Пайпса, буржуазии в западном понимании данного термина, у нас вообще в то время и даже позже не было1Пайпс Ричард. Россия при старом режиме. М., 1993. С. 252—290.. Всеми учеными признается проведение Петром I политики протекционизма в отношении развития промышленности и торговли, проникнутой началами меркантилизма.

Справедливо подчеркивается значение роста мануфактурного производства и возникновения первых заводов для формирования капиталистического уклада в экономике. Верно отмечено большое значение этих явлений для изменения структуры общества. В частности, впервые появляется наемная рабочая сила и владельцам мануфактур давались большие права по найму рабочих. Крестьяне покупались деревнями для работы на заводах, запрещалось возвращать беглых крестьян.

В 1721 г. по Регламенту Главному магистрату жители городов разделились на две часто: регулярных и нерегулярных.

Регулярные граждане делились на две гильдии. Нерегулярными считались наемные рабочие и чернорабочие, которые не входили в состав городской общины. Ремесленники объединились в цехи, возглавляемые старшинами. С 1699 г. города стали получать самоуправление (Москва и другие крупные города).

В 1785 г. была издана и Грамота на права и выгоды городам Российской империи, по которой население городов было разделено на шесть разрядов. В соответствии с этим делением строилась система городского самоуправления. Собрание градского общества избирало городского голову, должностных лиц самоуправления и суда. Городским хозяйством ведала Общая градская дума, которая выбирала от шести разрядов горожан шестигласную думу, действовавшую между собраниями общей градской думы. Права городских органов самоуправления были более ограниченными, чем у дворянского, а контроль над ним был более жестким.

Крестьянство. Основной производительной силой в сельском хозяйстве были крестьяне, в большинстве своем частновладельческие крепостные, — бесправные, несшие основные повинности. Помещики сами судили крестьян, женили, распоряжались их имуществом.

Коллективным феодалом являлось государство, владевшее «государственными» крестьянами, у которых было общинное самоуправление. Положение этих крестьян было легче, так как их не могли продавать, закладывать и т.п.

Имелись также монастырские, или церковные, крестьяне, находившиеся по сути в том же положении, как и помещичьи.

Дворцовыми назывались крестьяне, подчинявшиеся непосредственно царю, трудившиеся на землях царского домена.

Появились и посессионные крестьяне в селах, приписанных к заводам или купленных их владельцами. Они составляли неотъемлемую часть от предприятия, а их содержали крестьяне, трудившиеся непосредственно на земле.

Имелись и «однодворцы» — потомки служилых людей, селившиеся на окраинах государства для защиты его от набегов. Их положение было особым, поскольку они могли иметь крепостных крестьян.

Крестьяне и горожане платили многочисленные налоги, количество которых постоянно возрастало, особенно в связи с ведением Северной войны. Тяжелым бременем стала и подушная подать, введенная Петром I в 1719 г. для всех мужчин, включая и холопов. Последние перестали быть собственностью помещиков и отдельной социальной группой, поскольку уравнялись с крепостным крестьянством. Кроме того, на угнетенном населении лежали барщина, оброк и десятки повинностей (подвозная, постойная, мостовая и др.). Количество налогов и сборов к концу правления Петра достигло 40 видов.

В литературе есть мнение о том, что Петр I осознавал, что крестьян нельзя чрезмерно угнетать поборами, но не препятствовал помещикам, которые не могли сдержать себя, и крепостническая система все более укреплялась.

В XVIII в. появились работные люди — из приписанных, нанятых и купленных к мануфактурам и заводам людей. Эта социальная группа, видимо, является прообразом будущего рабочего класса, своеобразным «предпролетариатом».

36. Развитие государственного строя России во второй четверти XVIII века.

Ответ:

37. Источники права Российской империи в XVIII веке и их краткая характеристика.

Ответ: С оформлением абсолютизма увеличивается значение закона как источника права, а сфера действия обычного права резко сужается. По сравнению с предыдущим периодом закон стал регулировать дея­тельность и структуру государственных учреждений, органов самоуп­равления, прочих объединений и организаций.

В XVIII в', законодательной инициативой обладали все государ­ственные органы - император, Сенат, коллегии, губернаторы. В выс­ших органах власти происходило и их обсуждение. Законы утвержда­лись императором, в отдельные периоды, чаще всего в отсутствие мо­нарха - Сенатом.

Законы посылались на места заинтересованным учреждениям, а для «всенародного объявления» их'прочитывали в церквах и на яр­марках, вывешивали в людных местах. Ссылка на незнание закона не имела силы.

До XVIII в. все крупные законодательные акты были межотрасле­выми. Так строились Русская Правда, Псковская судная грамота и Со­борное Уложение. В период становления абсолютизма рост массы за­конов сопровождается отраслевой дифференциацией законодатель­ства. Так, были изданы Воинский артикул - первый военно-уголов­ный кодекс, Краткое изображение процессов, посвященное процессу­альному праву и судоустройству в военной юстиции и др.

Формы законодательства были многообразными. По случаю важ­ных государственных событий (объявления войны, мира, восшествия на престол нового монарха и пр.) издавались манифесты. Они исхо­дили от царя и подписывались его именем. В манифестах по поводу восшествия на престол излагались обычно официальная версия смерти предшественника и программа предстоящего царствования. Иног­да просто сообщалось: «Мы, такой-то, взошли на престол».

Наиболее часто издавались указы именные, сенатские, других го­сударственных органов. Большинство из них было адресовано конк­ретным государственным учреждениям или должностным лицам, под­меняя собой распоряжения. Но были и указы общегосударственного значения, например Указ о единонаследии 1714 г., О форме суда 1723г., О секуляризации 1764 г. и др. Именно с помощью указов и распоря­жений в России вводилась регламентация всех проявлений деятель­ности общества.

Широкое распространение при Петре I получили уставы - спе­циальные сборники законов, посвященные какой-то одной сфере го­сударственной деятельности: Воинский устав, Морской. Позднее в ус­тавах стали определять нормы отдельных частей материального пра­ва: Устав о векселях (1729 г.), Устав благочиния (1782 г.), Устав о банк­ротах (1800 г.) и др.

Весьма важными для истории права памятниками петровского вре­мени являютсярегламенты, определявшие устройство новых орга­нов управления. Это Генеральный регламент, Духовный регламент, Регламент главного магистрата.

Использовались и иные формы правовых актов. При этом здесь также ярко проявилось стремление к новой, иноязычной терминоло­гии. Так, например, закон о государственной службе получил название «Табель о рангах», закон о крестьянских податях и повинностях 26 июня 1724г. назван «плакатом», а военно-уголовный кодекс- Воинским артикулом и т.п.

Петр I ввел также за правило вносить дополнения к статьям зако­нов подзаголовком толк, где разъяснялись возможные двусмыслен­ности и толковались спорные ситуации.

Вместе с тем основой правовой системы Российской империи на протяжении всего XVIII столетия оставалось Соборное Уложение 1649 г., дополнявшееся многочисленным законодательством XVIII в.

38. Кодификация права в первой четверти XVIII века.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.196 (0.064 с.)