Реформирование в процессе перестройки



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформирование в процессе перестройки



Вряд ли новый коммунистический лидер М.С. Горбачев, пришедший к влас­ти в 1985 г., предполагал, сколько неприятностей принесет ему экономика. По­добно своим предшественникам он, очевидно, верил, что достаточно сохранять верность социалистическим идеям и дело пойдет на лад. Между тем состояние экономики неумолимо стремилось к критическому. Темпы экономического рос­та приближались к нулю, эффективность использования ресурсного потенциала страны оставалась крайне низкой, зерновая зависимость от Запада не уменьша­лась, нефтяные запасы иссякали, продавать оружие было все сложнее, оказание помощи островкам коммунизма в Африке, Азии, Америке становилось непосиль­ным бременем.

Неудачи предыдущих реформ требовали поиска новых путей проведения пре­образований в управлении и осуществления экономической политики. Первая попытка изменить состояние дел к лучшему заключалась в поиске новой точки опо­ры. Идея опереться на научно-технический прогресс и его главный носитель — ма­шиностроение — была, видимо, подсказана академиком А.Г. Аганбегяном. Смысл ее состоял в том, чтобы значительно увеличить капиталовложения в машино­строение, поднять на этой основе технико-технологический уровень всего про­изводства и тем самым интенсифицировать производство, резко повысить его эффективность. В результате должно было быть достигнуто ускорение научно-технического прогресса и развитие экономики в целом. Возник очередной но­вый экономический лозунг под названием «ускорение», применявшийся в соче­тании с быстро распространившимся модным словом «перестройка».

Сказано — сделано. Объем капитальных вложений в машиностроение в оче­редной пятилетке был запланирован почти вдвое большим, чем в предыдущей. Ожидалось, что эффект в виде роста производительности труда, снижения мате­риалоемкости, повышения отдачи основных средств, роста качества продукции наступит скоро. Однако дело довольно быстро стало развиваться по шаблонной для советского и постсоветского периода схеме. Проще говоря, ничего путного не получилось. Уже в 1986 г. стало ясно, что таким простым путем советскую экономику из болота не вытащить. Никакого ускорения научно-технического про­гресса не возникло, да и не могло возникнуть. Иллюзии относительно возмож­ности быстро и просто исправить состояние советской экономики рассеивают­ся, а само состояние продолжает ухудшаться. Да и антиалкогольная кампания 1985 г. провалилась.

В 1987 г. руководители КПСС вновь возвращаются к проведению обширной экономической реформы, которая по замыслу должна была стать продолжением и углублением неосуществленного реформаторского проекта 1979 г. Принима­ется ряд решений, постановлений, направленных на качественное изменение облика народнохозяйственного планирования на макро- и микроуровнях, пре­образование институтов хозяйствования, побуждение материальной заинтересо­ванности работников, расширение прав предприятий в осуществлении хозяй­ственной деятельности.

Краеугольным камнем нового этапа реформ стал принятый в июне 1987 г. после жарких дискуссий закон «О государственном предприятии», в котором было закреплено право предприятий самостоятельно разрабатывать и утверждать свои планы, заключать договоры, осуществлять самоуправление. Один из пунктов за­кона гласил: «Государство не отвечает по обязательствам предприятия. Предпри­ятие не отвечает по обязательствам государства, а также других предприятий, организаций, учреждений».

Одновременно с законом было принято постановление о переводе объедине­ний, предприятий и организаций, отраслей народного хозяйства на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, призванные укрепить экономичес­кую самостоятельность и повысить заинтересованность и ответственность пред­приятий за повышение конечных результатов их деятельности.

Вслед за тем, в июле 1987 г., принимается пакет постановлений высших партийных и государственных органов о перестройке государственного плани­рования, а также управления научно-техническим прогрессом, материально-тех­ническим обеспечением производства, финансовой системой, ценообразованием, банками, статистикой. Намечается перестройка деятельности министерств и ведомств сферы материального производства и социальной сферы, республикан­ских органов управления.

Принятые решения были направлены на реализацию крупнейшей программы преобразования управления советской экономикой, в основу которой заложены следующие исходные принципы:

сосредоточение централизованного планирования на перспективных пла­новых разработках, осуществление перехода к составлению системы планов в виде концепции и основных направлений экономического и социального развития на 15 лет и государственного пятилетнего плана с распределением плановых за­даний по годам;

переход в плановой работе от преимущественно административных к пре­имущественно экономическим методам, в связи с чем Госплан должен перейти от всеобъемлющих директивных заданий к формированию ориентирующих кон­трольных цифр, ограниченного круга обязательных государственных заказов и обобщенных экономических нормативов;

предоставление предприятиям прав хозяина на обособленную часть госу­дарственной собственности, возможности планировать свою деятельность, уп­равлять работой, распоряжаться прибылью, за исключением ее части, направля­емой в бюджет.

Предприятия были ориентированы на осуществление стратегии трех «с»: са­моокупаемость, самофинансирование, самоуправление. Самофинансирование име­ло в виду, что предприятие обеспечивает себя не только оборотными средства­ми, но и капиталовложениями. Самоуправление предусматривало создание на государственных предприятиях советов трудовых коллективов, управляющих ра­ботой предприятия вместе и наряду с администрацией.

Намеченная в 1987 г. экономическая реформа должна была стать еще одним масштабным шагом на пути приобщения к товарно-денежным отношениям, ка­питалистическим формам хозяйствования. Однако шаги все еще были робкими, курс реформ продолжал называться социалистическим. В объемных документах об экономической перестройке, составивших тома, так и не нашлось места для приватизации, свободной торговли, рыночного ценообразования, конкуренции. В законе о предприятии наряду с традиционным «социалистическим соревнова­нием» появился лишь термин «экономическое соревнование».

Решения о демократизации управления были в значительной степени декла­ративными, популистскими, не подкрепленными реальными организационными формами. К тому же ухудшение экономической ситуации, сползание к кризису отвлекали внимание руководителей высшего звена от глобальных реформ, при­ходилось постоянно латать очередные экономические «дыры» в бюджете, в удов­летворении потребностей производства и населения. Вследствие всего этого за­планированная в 1987 г. реформа фактически не состоялась, но подготовка ее дала ощутимый толчок движению к рыночным формам и методам хозяйствова­ния. Возник даже термин «планово-рыночная экономика».

Между тем отдельные ростки рыночной экономики стали заметны в совет­ской экономической жизни. Вслед за бригадным подрядом в строительстве, пред­ставлявшим простейшую форму предпринимательской организации на уровне небольшого коллектива, заявили право на жизнь индивидуальная предпринима­тельская деятельность и многочисленные производственно-торговые кооперати­вы. Частный капитал в малых кооперативных формах стал не только взаимодей­ствовать с государственными предприятиями, но и срастаться с ними.

Еще одним направлением движения к «государственному капитализму» ста­ла аренда государственных предприятий их трудовыми коллективами, на основе которой возникла своеобразная форма смешанной государственно-коллектив­ной собственности на средства производства. Поощрение такой аренды было очередным поиском волшебного средства «возбуждения» советской экономики. Впоследствии аренда государственных предприятий с правом их последующего выкупа стала одной из форм приватизации средств производства коллективами и руководящим звеном предприятий.

Подобные локальные прорывы к рыночным формам ведения хозяйственной деятельности не могли изменить картины управления советской экономикой в целом.

На пути к подлинно рыночным реформам стояли еще многочисленные пре­пятствия, труднопреодолимые барьеры. Советский государственный и тем более консервативный партийный аппарат опасались слишком глубоких перемен, ко­торые могли сказаться на судьбах самих аппаратчиков. Люди, в сознание кото­рых за 70 лет глубоко внедрились коммунистические представления о собствен­ности, труде, доходах, о распределении созданного богатства, потреблении, со­циальной справедливости, настороженно, а то и с антипатией восприняли даже такие первые подснежники грядущего рыночного цветения, как кооперативы, видя в них способ легкой наживы. Дальнейшее проведение экономических ре­форм стало невозможным без адекватных преобразований, а по существу — ре­волюционных перемен в политической системе.

В то же время становилось все более ясным и очевидным, что попытки механи­ческого соединения частнопредпринимательских, рыночных форм с советской социалистической системой хозяйствования не приводят к успеху. Необходимы более радикальные перемены и в экономических, и в политических структурах.

Продолжавшееся ухудшение экономической ситуации к 1988 г. приняло та­кие масштабы, что правительство вынуждено было признать наличие бюджетно­го дефицита, который приблизился к 100 млрд руб. и превысил 10% валового национального продукта. Дефицит товаров в торговой сети становился тоталь­ным. Предпринимались лихорадочные попытки поправить финансовую ситуа­цию периодическими повышениями государственных цен на золото, драгоцен­ности, хрусталь, ковры, коньяк, водку, деликатесы. Был введен дополнительный 5%-й налог с продаж. Произошло даже сокращение бюджетных расходов на со­циально-культурные мероприятия. В 1989 г. экономический рост в стране прак­тически прекратился.

Но к этому времени курс реформенных преобразований набрал уже опреде­ленную силу, что М.С. Горбачев отразил в своем ставшем крылатым высказыва­нии «процесс пошел». В 1989 г. создается Государственная комиссия по эконо­мической реформе, которую возглавил академик Л.И. Абалкин, ставший к тому времени заместителем премьер-министра.

В недрах комиссии зародилась новая концепция экономической реформы, опуб­ликованная осенью 1989 г. и обсуждавшаяся на конференции с участием руково­дителей государства в ноябре 1989 г. Концепция реформы включала следующие черты новой хозяйственной системы:

 

• многообразие форм собственности, их равноправие и соревнование;

• зарабатываемость доходов, их распределение в соответствии с вкладом в ко­нечный результат;

• реформа оплаты труда;

• превращение рынка в сочетании с государственным регулированием в глав­ный инструмент координации деятельности участников общественного произ­водства;

• перестройка финансово-кредитной системы и ценообразования;

• государственное регулирование экономики на основе гибкого социального и экономического планирования, перестройка планирования;

• обеспечение социальной защищенности граждан со стороны государства.

 

Рассматривались три варианта проведения реформы: эволюционный (умерен­ное, медленное, неглубокое реформирование), радикальный (коренные резкие перемены, «шоковая терапия»), радикально-умеренный (сочетание первых двух вариантов). В концепции предпочтение отдавалось радикально-умеренному ва­рианту. Авторы концепции полагали, что первый этап реформы, в течение кото­рого должна быть стабилизирована экономическая ситуация и создан хозяйствен­ный механизм переходного периода, продлится с 1989 по 1991 г. На втором эта­пе, с 1991 по 1992 г., предполагался запуск в действие нового хозяйственного механизма. Завершение реформы, реализация намеченных мероприятий долж­ны были занять период с 1993 по 1995 г.

Мыслилось уменьшить число государственных предприятий до 30%, осталь­ные должны были стать акционерными, арендными, кооперативными. Чисто рыночный обмен должен был охватить к концу реформы 65—70% производимой продукции.

Как видно из этого краткого описания, проекты экономических реформ в России с 1989 г. начинают приобретать выраженные рыночные очертания.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.62.49 (0.008 с.)