Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реформирование в процессе перестройкиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вряд ли новый коммунистический лидер М.С. Горбачев, пришедший к власти в 1985 г., предполагал, сколько неприятностей принесет ему экономика. Подобно своим предшественникам он, очевидно, верил, что достаточно сохранять верность социалистическим идеям и дело пойдет на лад. Между тем состояние экономики неумолимо стремилось к критическому. Темпы экономического роста приближались к нулю, эффективность использования ресурсного потенциала страны оставалась крайне низкой, зерновая зависимость от Запада не уменьшалась, нефтяные запасы иссякали, продавать оружие было все сложнее, оказание помощи островкам коммунизма в Африке, Азии, Америке становилось непосильным бременем. Неудачи предыдущих реформ требовали поиска новых путей проведения преобразований в управлении и осуществления экономической политики. Первая попытка изменить состояние дел к лучшему заключалась в поиске новой точки опоры. Идея опереться на научно-технический прогресс и его главный носитель — машиностроение — была, видимо, подсказана академиком А.Г. Аганбегяном. Смысл ее состоял в том, чтобы значительно увеличить капиталовложения в машиностроение, поднять на этой основе технико-технологический уровень всего производства и тем самым интенсифицировать производство, резко повысить его эффективность. В результате должно было быть достигнуто ускорение научно-технического прогресса и развитие экономики в целом. Возник очередной новый экономический лозунг под названием «ускорение», применявшийся в сочетании с быстро распространившимся модным словом «перестройка». Сказано — сделано. Объем капитальных вложений в машиностроение в очередной пятилетке был запланирован почти вдвое большим, чем в предыдущей. Ожидалось, что эффект в виде роста производительности труда, снижения материалоемкости, повышения отдачи основных средств, роста качества продукции наступит скоро. Однако дело довольно быстро стало развиваться по шаблонной для советского и постсоветского периода схеме. Проще говоря, ничего путного не получилось. Уже в 1986 г. стало ясно, что таким простым путем советскую экономику из болота не вытащить. Никакого ускорения научно-технического прогресса не возникло, да и не могло возникнуть. Иллюзии относительно возможности быстро и просто исправить состояние советской экономики рассеиваются, а само состояние продолжает ухудшаться. Да и антиалкогольная кампания 1985 г. провалилась. В 1987 г. руководители КПСС вновь возвращаются к проведению обширной экономической реформы, которая по замыслу должна была стать продолжением и углублением неосуществленного реформаторского проекта 1979 г. Принимается ряд решений, постановлений, направленных на качественное изменение облика народнохозяйственного планирования на макро- и микроуровнях, преобразование институтов хозяйствования, побуждение материальной заинтересованности работников, расширение прав предприятий в осуществлении хозяйственной деятельности. Краеугольным камнем нового этапа реформ стал принятый в июне 1987 г. после жарких дискуссий закон «О государственном предприятии», в котором было закреплено право предприятий самостоятельно разрабатывать и утверждать свои планы, заключать договоры, осуществлять самоуправление. Один из пунктов закона гласил: «Государство не отвечает по обязательствам предприятия. Предприятие не отвечает по обязательствам государства, а также других предприятий, организаций, учреждений». Одновременно с законом было принято постановление о переводе объединений, предприятий и организаций, отраслей народного хозяйства на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, призванные укрепить экономическую самостоятельность и повысить заинтересованность и ответственность предприятий за повышение конечных результатов их деятельности. Вслед за тем, в июле 1987 г., принимается пакет постановлений высших партийных и государственных органов о перестройке государственного планирования, а также управления научно-техническим прогрессом, материально-техническим обеспечением производства, финансовой системой, ценообразованием, банками, статистикой. Намечается перестройка деятельности министерств и ведомств сферы материального производства и социальной сферы, республиканских органов управления. Принятые решения были направлены на реализацию крупнейшей программы преобразования управления советской экономикой, в основу которой заложены следующие исходные принципы: сосредоточение централизованного планирования на перспективных плановых разработках, осуществление перехода к составлению системы планов в виде концепции и основных направлений экономического и социального развития на 15 лет и государственного пятилетнего плана с распределением плановых заданий по годам; переход в плановой работе от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам, в связи с чем Госплан должен перейти от всеобъемлющих директивных заданий к формированию ориентирующих контрольных цифр, ограниченного круга обязательных государственных заказов и обобщенных экономических нормативов; предоставление предприятиям прав хозяина на обособленную часть государственной собственности, возможности планировать свою деятельность, управлять работой, распоряжаться прибылью, за исключением ее части, направляемой в бюджет. Предприятия были ориентированы на осуществление стратегии трех «с»: самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление. Самофинансирование имело в виду, что предприятие обеспечивает себя не только оборотными средствами, но и капиталовложениями. Самоуправление предусматривало создание на государственных предприятиях советов трудовых коллективов, управляющих работой предприятия вместе и наряду с администрацией. Намеченная в 1987 г. экономическая реформа должна была стать еще одним масштабным шагом на пути приобщения к товарно-денежным отношениям, капиталистическим формам хозяйствования. Однако шаги все еще были робкими, курс реформ продолжал называться социалистическим. В объемных документах об экономической перестройке, составивших тома, так и не нашлось места для приватизации, свободной торговли, рыночного ценообразования, конкуренции. В законе о предприятии наряду с традиционным «социалистическим соревнованием» появился лишь термин «экономическое соревнование». Решения о демократизации управления были в значительной степени декларативными, популистскими, не подкрепленными реальными организационными формами. К тому же ухудшение экономической ситуации, сползание к кризису отвлекали внимание руководителей высшего звена от глобальных реформ, приходилось постоянно латать очередные экономические «дыры» в бюджете, в удовлетворении потребностей производства и населения. Вследствие всего этого запланированная в 1987 г. реформа фактически не состоялась, но подготовка ее дала ощутимый толчок движению к рыночным формам и методам хозяйствования. Возник даже термин «планово-рыночная экономика». Между тем отдельные ростки рыночной экономики стали заметны в советской экономической жизни. Вслед за бригадным подрядом в строительстве, представлявшим простейшую форму предпринимательской организации на уровне небольшого коллектива, заявили право на жизнь индивидуальная предпринимательская деятельность и многочисленные производственно-торговые кооперативы. Частный капитал в малых кооперативных формах стал не только взаимодействовать с государственными предприятиями, но и срастаться с ними. Еще одним направлением движения к «государственному капитализму» стала аренда государственных предприятий их трудовыми коллективами, на основе которой возникла своеобразная форма смешанной государственно-коллективной собственности на средства производства. Поощрение такой аренды было очередным поиском волшебного средства «возбуждения» советской экономики. Впоследствии аренда государственных предприятий с правом их последующего выкупа стала одной из форм приватизации средств производства коллективами и руководящим звеном предприятий. Подобные локальные прорывы к рыночным формам ведения хозяйственной деятельности не могли изменить картины управления советской экономикой в целом. На пути к подлинно рыночным реформам стояли еще многочисленные препятствия, труднопреодолимые барьеры. Советский государственный и тем более консервативный партийный аппарат опасались слишком глубоких перемен, которые могли сказаться на судьбах самих аппаратчиков. Люди, в сознание которых за 70 лет глубоко внедрились коммунистические представления о собственности, труде, доходах, о распределении созданного богатства, потреблении, социальной справедливости, настороженно, а то и с антипатией восприняли даже такие первые подснежники грядущего рыночного цветения, как кооперативы, видя в них способ легкой наживы. Дальнейшее проведение экономических реформ стало невозможным без адекватных преобразований, а по существу — революционных перемен в политической системе. В то же время становилось все более ясным и очевидным, что попытки механического соединения частнопредпринимательских, рыночных форм с советской социалистической системой хозяйствования не приводят к успеху. Необходимы более радикальные перемены и в экономических, и в политических структурах. Продолжавшееся ухудшение экономической ситуации к 1988 г. приняло такие масштабы, что правительство вынуждено было признать наличие бюджетного дефицита, который приблизился к 100 млрд руб. и превысил 10% валового национального продукта. Дефицит товаров в торговой сети становился тотальным. Предпринимались лихорадочные попытки поправить финансовую ситуацию периодическими повышениями государственных цен на золото, драгоценности, хрусталь, ковры, коньяк, водку, деликатесы. Был введен дополнительный 5%-й налог с продаж. Произошло даже сокращение бюджетных расходов на социально-культурные мероприятия. В 1989 г. экономический рост в стране практически прекратился. Но к этому времени курс реформенных преобразований набрал уже определенную силу, что М.С. Горбачев отразил в своем ставшем крылатым высказывании «процесс пошел». В 1989 г. создается Государственная комиссия по экономической реформе, которую возглавил академик Л.И. Абалкин, ставший к тому времени заместителем премьер-министра. В недрах комиссии зародилась новая концепция экономической реформы, опубликованная осенью 1989 г. и обсуждавшаяся на конференции с участием руководителей государства в ноябре 1989 г. Концепция реформы включала следующие черты новой хозяйственной системы:
• многообразие форм собственности, их равноправие и соревнование; • зарабатываемость доходов, их распределение в соответствии с вкладом в конечный результат; • реформа оплаты труда; • превращение рынка в сочетании с государственным регулированием в главный инструмент координации деятельности участников общественного производства; • перестройка финансово-кредитной системы и ценообразования; • государственное регулирование экономики на основе гибкого социального и экономического планирования, перестройка планирования; • обеспечение социальной защищенности граждан со стороны государства.
Рассматривались три варианта проведения реформы: эволюционный (умеренное, медленное, неглубокое реформирование), радикальный (коренные резкие перемены, «шоковая терапия»), радикально-умеренный (сочетание первых двух вариантов). В концепции предпочтение отдавалось радикально-умеренному варианту. Авторы концепции полагали, что первый этап реформы, в течение которого должна быть стабилизирована экономическая ситуация и создан хозяйственный механизм переходного периода, продлится с 1989 по 1991 г. На втором этапе, с 1991 по 1992 г., предполагался запуск в действие нового хозяйственного механизма. Завершение реформы, реализация намеченных мероприятий должны были занять период с 1993 по 1995 г. Мыслилось уменьшить число государственных предприятий до 30%, остальные должны были стать акционерными, арендными, кооперативными. Чисто рыночный обмен должен был охватить к концу реформы 65—70% производимой продукции. Как видно из этого краткого описания, проекты экономических реформ в России с 1989 г. начинают приобретать выраженные рыночные очертания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.213.76 (0.009 с.) |