Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интернационализация экономики и международное экономическое сотрудничествоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В современных условиях происходит интернационализация хозяйственной жизни и системы государственного регулирования. Государство в экономической области превращается в «двуликого Януса», одно лицо которого повернуто к внутренним процессам и проблемам, а другое — обращено вовне. Экономические отношения между странами становятся многосторонними, и государство все более активно подключается к деятельности международных организаций, осуществляющих многостороннее регулирование экономических отношений. Развитие интернационализации экономики приводит к ее глобализации. Детища первых послевоенных лет, международные экономические организации глобального плана были созданы для того, чтобы не дать «торговым войнам» захлестнуть мировой рынок, чтобы отрегулировать торговые и валютно-финансовые отношения. Эти организации воплощают в себе тенденцию к отказу от торгового протекционизма во всех его формах, к оздоровлению системы международных расчетов и миграции капитала, к созданию и поддержанию нормальных условий международного хозяйственного оборота. До конца 1995 г. существовало Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Эта влиятельная организация была создана в 1947 г. для регулирования международных торгово-экономических отношений и объединила к середине 1990-х годов около 100 стран мира. На смену ГАТТ пришла Всемирная торговая организация (ВТО), куда вступили почти все члены ГАТТ. Основными целями ГАТТ, а затем ВТО стали согласование позиций разных стран, направленное на устранение таможенных и иных барьеров в международной торговле; разработка и применение правил, исключающих дискриминацию; введение режимов наибольшего благоприятствования в торговле. ГАТТ обеспечило ежегодный 7%-й рост мирового экспорта в «золотой век» между 1950 и 1970 гг. Вместе с тем остается большой круг нерешенных проблем, которые достались ВТО как преемнице ГАТТ. Среди них, например, возможное негативное влияние на развивающиеся страны протекционистских мер по отношению к интеллектуальной собственности; ограниченная либерализация правил торговли сельскохозяйственной продукцией; противоречия между международной торговлей и охраной окружающей среды, трудовым законодательством. Вхождение России в ВТО в качестве полноправного члена требует приведения ее режима торговли товарами, услугами, защиты интеллектуальной собственности в соответствие с мировыми правилами. Главные проблемы связаны с неопределенной торговой политикой России в ряде областей, включая сельское хозяйство, вооружение, участие государственных предприятий. В мире отмечается тенденция к перспективному росту объемов экспорта развивающихся и посткоммунистических стран, это может послужить началом нового периода торговой экспансии, столь же динамичного, как период 50—60-х годов XX в. Важную роль в межгосударственном регулировании валютных связей играет Международный валютный фонд (МВФ), а также Всемирный банк, включающий 4 финансовых института. Основные задачи МВФ — содействие международным экономическим взаимодействиям стран и их валютному сотрудничеству. МВФ регулирует валютные курсы, поддерживает устойчивость валютных паритетов, предоставляет кредитные ресурсы странам — членам МВФ. Членами МВФ являются более 150 стран. После второй мировой войны СССР отказался вступить в эти организации, мотивируя свой отказ идеологическими разногласиями, хотя в тот период ему были обеспечены льготные условия. Россия заняла иную позицию и предприняла энергичные усилия, чтобы добиться вступления в МВФ. Одним из финансовых институтов МВФ является Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Это межправительственная финансовая организация, предоставляющая долгосрочные займы с целью стимулирования экономического развития стран-членов. Условием членства в МБРР является членство в МВФ. Усиление роли внешнего компонента в экономической политике государства проявляется также и в том, что отдельные страны объединяются в таможенные союзы. Таможенный союз — это организация, устанавливающая режим свободной торговли между входящими в него государствами. Члены таможенного союза устанавливают единые налоги на импорт из третьих стран, не входящих в союз. Появление в ряде регионов мира таможенных союзов и зон свободной торговли, большой международный авторитет и размах деятельности международных экономических организаций — все это имеет под собой прочный фундамент, объективную материальную основу в виде глубинных процессов интернационализации всех явлений и сторон хозяйственной жизни — торговли, функционирующего и ссудного капитала, систем производственной кооперации, рынков труда, развития науки, транспортных коммуникаций. В некоторых регионах хозяйственное сближение стран-соседей приобрело такой размах, что количество этих отношений стало переходить в качество. Речь идет о постепенном формировании межгосударственных комплексов интеграционного типа, региональных «гиперструктур». Возникают обширные международные зоны интенсивного экономического воздействия с единым режимом хозяйствования, все более превращающиеся в специфические структурные звенья мировой экономики. Характерной особенностью современного мирового хозяйства стало расширение региональных группировок, о чем свидетельствует приводимый перечень наиболее крупных из них. Вот как выглядит первая «десятка» региональных объединений: 1.Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) — США, Канада и Мексика с возможным присоединением Китая; 2.Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) — Норвегия, Швейцария, Испания, Лихтенштейн; 3.Европейский союз (ЕС) — Ирландия, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Люксембург, Бельгия, Нидерланды, Австрия, Греция, а также вступившие в Союз страны СЭВ; 4.Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили; 5.«Меркосур» — Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай; 6.Южно-Африканский комитет развития — Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве; 7.Западно-Африканский экономический и валютный союз — Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали; 8.Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества — Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал; 9.Датский пакт — Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия. Одним из наиболее ярких примеров интернационализации экономики, развития международного экономического сотрудничества служит Европейский союз. Возникнув почти 40 лет назад, европейский Общий рынок постепенно перерос рамки «малой Европы» и совершил качественную эволюцию от таможенного союза к экономическому союзу. Европейский союз (ЕС) объединяет ведущие страны Западной Европы. Создан единый внутренний рынок, сняты ограничения на пути перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. В рамках ЕС осуществлен переход к единой валютной системе с единой денежной единицей. Единая европейская валюта получила название «евро» и с 1999 г. введена в безналичный оборот, а с 2002 г. — в наличный. Европейская валюта для удобства выполнена в яркой цветовой гамме: купюра в 5 евро имеет серый цвет, в 10 — красный, в 20 — синий, в 50 — оранжевый, в 100 — зеленый, в 200 — коричневый и, наконец, в 500 — пурпурный. Их размеры возрастают по мере увеличения достоинства денежного знака. Задуманный по стоимости как эквивалент доллара, евро затем заметно превзошел доллар После того как ЕС окончательно утвердил все параметры евро, в 1998 г. приступили к печатанию денежных знаков и выпуску монет. В 2002 г. они, как и было задумано, вошли в обращение и после параллельного хождения с национальными валютами обрели полную самостоятельность. В соответствии с намеченной программой перехода евро стал денежной единицей в рамках ЕС. По мере экономической интеграции происходит и политическое сближение, все большую действенность приобретают международные институты законодательной, судебной и исполнительной власти (Европейский парламент, Европейский суд и др.). В возникновении и эволюции ЕС с самого начала огромную роль играли национальные государственные органы европейских стран. Мощные импульсы к интеграции здесь шли «сверху вниз», усиливая и без того ярко выраженную тягу частного капитала к совместному противостоянию натиску американских и быстро набиравших силу японских фирм. В Северной Америке интеграционные процессы протекали несколько иным путем. Здесь не было никакого аналога Римскому договору, положившему в 1957 г. начало западно-европейской интеграции. В начале века между США и Канадой сложилось относительно свободное движение капиталов, и главные импульсы к размыванию границ между странами шли изначально «снизу» — от американских корпораций, а затем и во встречном направлении — от финансового капитала Канады. А вот системы экономического регулирования и таможенной защиты двух государств не только оставались самостоятельными, но и действовали нередко в прямо противоположных направлениях, служа интересам «своих» групп капитала. Тем не менее, достигнутая степень хозяйственного взаимодействия США и Канады едва ли ниже, чем в Западной Европе. Что же касается, например, интеграции в сфере автомобилестроения, то она не имеет аналогов в мире. Таким образом, выход государственной экономической политики за национальные границы происходит двумя основными путями. Первый — развитие двусторонних, чаще всего «соседских» договоренностей, т.е. экономический регионализм. Другой путь пролегает через многосторонние переговоры в рамках ВТО и участие в деятельности международных экономических институтов и организаций. Последние могут иметь самые разные формы и круг участников — от товарных соглашений и ассоциаций (среди которых своим «весом» выделяется ОПЕК — организация стран— экспортеров нефти) до функционирующей в системе ООН в виде регулярно проводимых сессий и постоянных рабочих групп Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), а также самых влиятельных и авторитетных - ВТО, МВФ, МБРР. Есть и особые институты, объединяющие участников по принципу их принадлежности к «клубу богатых», т.е. группе наиболее промышленно развитых стран. Старейшее и наиболее широкое объединение такого рода — Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также созываемые ежегодно совещания «семерки» — переговоры на высшем уровне между руководителями крупнейших государств Европы, Америки и Японии. С 1993 г. в них принимает участие Россия. В реальной жизни оба упомянутых начала переплетаются во внешнеэкономических связях той или иной страны. Интерес к двусторонним торгово-политическим мероприятиям и инструментам, к углублению сотрудничества с государствами «своего» региона сочетается с активными действиями на многосторонних торговых переговорах и полноправным участием в работе глобальных регулирующих органов. Для России важную роль играет ее хозяйственное взаимодействие со странами, входящими в СНГ, активно развиваются отношения на двусторонней основе. Тест к теме 18 1.Международные экономические отношения представляют собой: а) обширный комплекс торговых, производственных, научно-технических, финансовых связей между государствами, приводящих к обмену экономическими ресурсами, совместной экономической деятельности. б) особые отношения между правителями различных стран в) формы связи между хозяйствующими субъектами различных стран мира.
2.Мировое хозяйство представляет собой: а) совокупность национальных хозяйств по уровню их развития б) совокупность национальных хозяйств вне зависимости от уровня их развития и социально-экономической принадлежности в) совокупность особых торговых и рыночных отношений.
3.Первой формой международных экономических отношений является: а) рынок б) бартер в) международная торговля
4.Мировой рынок представляет собой: а) совокупность национальных рынков взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом через различные формы экономических отношений б) совокупность всех рынков внутри страны в) совокупность всех рынков страны взаимодействующих лишь с некоторыми другими рынками вне страны.
5.Впервые проблема эффективности международного разделения труда была выдвинута: а) Лениным б) К.Марксом в) А.Смитом
6.Первую законченную модель международного разделения труда – теорию издержек выдвинул: а) А.Смит б) Д.Рикардо в) Э.Хекшер
7.Международные валютные отношения это: а) экономические отношения, связанные с функционированием национальных валют на мировом рынке б) экономическая политика, направленная на установление курса валют в) отношения, складывающие в процессе оплаты какого-либо товара.
8.Впервые основой формирования валютной системы являлся: а) банк б) серебряный стандарт в) золотой стандарт
9.Политика протекционизма направлена: а) на защиту собственной и иностранной экономики б) защиту собственной экономики и предпринимательства от иностранной конкуренции в) достижение баланса между собственными и иностранными предприятиями.
10. Важную роль в межгосударственном регулировании валютных связей играет: а) Международный валютный фонд б) банк в) валютные биржи
11.Единая европейская валюта получила название: а) доллар б) рубль в) евро
Задачи к теме 18 1. Приведенные ниже пункты характеризуют нетарифные торговые ограничения, за исключением: а) ужесточение санитарных норм на импортируемую из Великобритании говядину; б) введение импортной квоты на ввозимые в Россию "ножки Буша"; в) повышение импортных пошлин на ввозимые в Россию американские сигареты; г) использование так называемого "требования смешивания", когда государство заставляет импортеров зарубежной стали приобретать определенное количество и более дорогой стали отечественного производства. Ответ: в.
2. Импортная квота несет для общества большие потери, нежели импортный тариф, поскольку: а) повышаются внутренние цены на импортируемый товар по сравнению с мировыми; б) приводит к установлению монопольной власти на рынке аналогичного отечественного товара; в) уменьшается размер импорта по сравнению с внутренним платежеспособным спросом на товар; г) импортные лицензии распределяются неэффективно.
Ответ: б, г.
Тема 19. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. (4 часа)
1. Экономические реформы в дореволюционной России. 2. Экономические реформы раннего советского периода. 3. Экономические реформы в после сталинский период
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.76.102 (0.016 с.) |