Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блага. Потребности. Ресурсы.

Поиск

Хозяйственная жизнь общества основана на необходимости удовлетворять потребности людей в различных экономических благах. Эти блага производятся на базе экономических ресурсов, которые есть в распоряжении общества и его членов. Под потребностью понимается нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Разнообразные потребности человека изменяются в зависимости от времени и обстоятельств. По степени их удовлетворения они различаются так:

 

· жизненно необходимые потребности, удовлетворение которых нужно для сохранения жизни человека (питание, одежда и жилье, воздух, вода и здоровая окружающая среда и т.п.);

· духовные потребности, определяющие культурный уровень человека и создающие комфортные условия жизни (картины, книги, предметы роскоши, изысканная одежда).

Поведение потребителя мотивируется, с одной стороны, материальными потребностями, а с другой стороны – духовными. То, что для одного человека не представляет ценности, для другого человека – огромнейшая ценность. Например, если для зрячего человека очки вещь абсолютно бесполезная, а для человека с ослабленным зрением – вещь очень нужная.

Потребительское поведение – это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги, что определяет развитие их производства и предложения на рынке. Производитель должен знать мотивации поведения потребителя на рынке и учитывать их при формировании производства и предложения товаров. Для анализа спроса, предложения и других элементов хозяйственной (экономической) конъюнктуры важно различать потребности в продуктах текущего потребления и длительного пользования. Первые из них требуют постоянного возобновления, например продукты питания. Удовлетворение этих потребностей нельзя откладывать на продолжительное время. Товары и услуги длительного пользования имеют свой специфический цикл производства, реализации и потребления, например легковые автомобили.

Под благами понимают средства, с помощью которых удовлетворяются потребности. Экономические потребности удовлетворяются через потребление материальных и духовных благ. Одни из них имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве (например, воздух), другие – в ограниченном. Последние называются экономическими благами.

С течением времени, в ходе развития общества потребности изменяются в сторону умножения и усложнения. Это происходит в результате появления новых изделий и новых желаний и стремлений. При этом повышение потребностей, как правило, опережает возможности производства и не совпадает с объемом и разнообразием фактического потребления, поскольку далеко не все потребности, как назревшие, так и перспективные, могут быть реально удовлетворены. Можно сказать, что экономические потребности общества безграничны, в то время как экономические ресурсы, которыми общество располагает в каждый конкретный момент, ограничены.

В результате взаимодействие между расширением потребностей, реальным потреблением и процессом развития производства отражает существующее между ними противоречие. Но это такое противоречие, которое стимулирует процесс производства. Удовлетворение потребностей – это и стимул к дальнейшему развитию производства. Вместо потребленной продукции возникает необходимость создавать новую. Удовлетворенная потребность порождает новые запросы. Приобретение потребительских благ и их удовлетворения во многом зависит от уровня доходов населения как в целом, так и его отдельных групп. Конечной целью производства является потребления. Поскольку потребности людей не могут быть удовлетворены абсолютно, то в условиях товарно-денежных отношений уровень потребления каждого члена общества зависит в первую очередь от уровня его доходов.

Важнейшую часть доходов работников наемного труда составляет заработная плата, которая является не только источником обеспечения жизнедеятельности человека, но и выступает мощнейшим инструментом регулирования экономических интересов.

Вопросы оплаты труда занимают принципиальную роль и особое место в регулировании труда и в трудовых отношениях. Проблема оплаты труда – одна из самых трудноразрешимых в экономике любого типа. К тому же это не только экономическая, но и в не меньшей степени социальная проблема, источник социальных напряжений в обществе. Оплата труда рассматривается многими экономистами как основной инструмент побуждения и непрерывного поддержания интереса работника к высокой производительной отдаче своих трудовых усилий. Механизм этой связи по замыслу прост: «больше и лучше работаешь – больше платят, а если больше платят – работаешь еще больше и лучше». В итоге должно возникать самопобуждение роста производительности труда, ограниченное разве что только предельной, высшей производительностью, поднять которую при данном уровне техники и технологии невозможно, сколько не плати. Таков мудрый замысел, который фактически очень не просто воплотить в жизнь.

Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. В сущности это те блага, которые используются для производства других благ. Поэтому их нередко называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства, факторами экономического роста. Остальные блага называют потребительскими благами.

В экономической теории ресурсы принято делить на четыре группы:

1. природные ресурсы – потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среди которых различают «неисчерпаемые» и «исчерпаемые» (или «возобновляемые» и «невозобновляемые»)

2. материальные ресурсы – все созданные человеком средства производства, (которые, следовательно, сами являются результатом производства).

3. трудовые ресурсы – население в трудоспособном возрасте, которое в «ресурсном» аспекте обычно оценивают по трем параметрам: социально-демографическому, профессионально-квалифицированному и культурно-образовательному.

4. финансовые ресурсы – денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.

Значимость отдельных видов ресурсов изменялась по мере перехода от доиндустриальной к индустриальной, и от нее – к постиндустриальной технологии.

Природные, материальные и трудовые ресурсы присущи любому производству, поэтому они получили название «базовых»; возникшие на «рыночной» ступени финансовые ресурсы стали называться «производными».

Ресурсы – это те природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство.

Факторы производства – экономическая категория, обозначающая уже реально вовлеченные в процесс производства ресурсы. Факторы производства – это производящие ресурсы.

В экономической теории выделяют три фактора производства:

· Земля – относятся все естественные ресурсы: пахотные земли, леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы (ресурсы рек, морей и океанов).

· Капитал (или инвестиционные ресурсы) – охватывает все произведенные средства производства, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их конечному потребителю (здания, сооружения, оборудование). Процесс накопления средств производства называется инвестированием.

· Труд – та часть общества, которая непосредственно занята в процессе производства.

Фактор «труд» включает и предприимчивость. Под предпринимательской способностью (или предприимчивостью), понимается особый вид человеческих ресурсов, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все факторы производства.

Необходимо отметить, что труд имеет не только экономическую ценность, но и социальную, так как является источником дохода, определяет социальный статус человека в обществе.

В экономической науке на протяжении столетия шла дискуссия о роли каждого фактора в создании стоимости товара. Каждый фактор производства способен принести своему владельцу доход: «капитал» приносит – «процент», «труд» – «зарплату», а «земля» – «ренту».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.237 (0.006 с.)