Закон убывающей доходности (отдачи)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон убывающей доходности (отдачи)



 

С законом возрастания вмененных издержек соседствует и взаимодействует закон убывающей доходности, именуемый также законом убывающей отдачи ресурсов, факторов производства. Этот закон устанавливает соотношение между затратами ресурсов, производственных факторов, с одной стороны, и выпуском продукции, товаров, услуг, с другой стороны. При этом рассматривается прежде всего, каким образом приращение затрат одного из факторов производства влияет на увеличение выпуска продукции при прочих неизменных факторах.

Проще говоря, решается такая задача. На производство некоторого товара в количестве Т используются, затрачиваются факторы производства (рабочая сила, капитал, знания) в количестве Ф1, Ф2, Ф3. Каковы будут приращения выпуска товара ∆Т за счет увеличения одного из факторов ∆Ф, если остальные факторы остаются неизменными?

Рассмотрим пример. Пусть с применением определенной совокупности факторов производится 200 единиц некоторого продукта. Начнем наращивать один из факторов, скажем, рабочую силу, увеличивая количество работников, которое первоначально было равно 100, посредством прибавления последовательно 20 работников. Другие факторы оставляем при этом неизменными. Результаты производства в виде количества единиц произведенного продукта и других показателей представлены в следующей таблице:

 

Количество работников
Выпуск продукции в целом
Приращение выпуска
Выпуск продукции в расчете на одного работника 1,96 1,86 1,72 1,58 1,45

 

 

Как видно из таблицы, выпуск продукции (доход) при увеличении одного из ресурсов растет не пропорционально увеличению этого ресурса, а более низким темпом, т.е. имеет место уменьшение, убывание прироста выпуска, а тем самым и доходности. Аналогичным образом ведет себя, т.е. убывает, и производительность, отдача этого вида ресурса, представленная в рассмотренном примере выпуском продукции в расчете на одного работника. Наблюдаемая зависимость и отражает сущность закона убывающей доходности, отдачи.

Причина эффекта убывающей отдачи достаточно очевидна. Ведь все ресурсы, факторы производства «работают» в комплексе, поэтому необходимо соблюдать определенное соотношение между ними. Увеличивая один фактор при фиксированном значении других в условиях, когда первоначально факторы были согласованы между собой, мы порождаем диспропорцию. Количество работников уже не соответствует количеству оборудования, количество оборудования — производственным площадям, количество тракторов — площади пахотных земель и т.д. В этих условиях увеличение одного вида ресурса не вызывает адекватного увеличения результата, дохода. Отдача ресурса уменьшается.

В общем случае закон убывающей отдачи формулируется следующим образом: «Приращение выпуска определенного продукта за счет увеличения любого переменного фактора при остальных фиксированных факторах убывает, начиная с некоторого объема выпуска».

Отметим одну особенность, на которой выше не концентрировалось внимание и которая не нашла отражения в рассмотренном иллюстративном примере. Убывание прироста выпуска продукции и производительности не обязательно начинается сразу же после увеличения рассматриваемого фактора. Первичные небольшие приращения данного фактора, если они не нарушают рационального соотношения факторов, их согласованности или даже улучшают это соотношение, не вызывают падения отдачи, она может даже расти. Но только до определенного предела, до некоторого объема выпуска, начиная с которого вступают в силу диспропорции и проявляется рассматриваемая закономерность.

Таким образом, в общем случае картина выглядит несколько иначе, это было представлено в приведенном примере. В большей степени ей соответствуют типовые зависимости отдачи определенного вида ресурса от количества, затрат этого ресурса R при неизменности других факторов, представленные на рис.4.2.

 

 

Рис. 4.2. Графики предельной (ПР) и средней (CP) отдачи

 

Графики показывают, как изменяются в зависимости от количества используемого ресурса данного вида (его затрат) два показателя: предельная и средняя отдача.

Предельная отдача представляет отношение приращения выпуска продукции к обусловившему ее приращению ресурса. Средняя отдача — это отношение общего объема выпущенной продукции к общим затратам, обусловившим этот выпуск ресурсов.

Как видно из графиков, закон убывающей отдачи начинает действовать только после того, как затраты ресурса достигнут величины этому значению соответствует рациональное сочетание ресурсов. При затратах ресурса, равных R2, средняя отдача становится равной предельной и одновременно средняя отдача достигает своего максимального значения.

При рассмотрении закона убывающей отдачи нам пришлось оперировать величинами относительных приращений или так называемыми предельными величинами (о них уже упоминалось в главе 1). С такими величинами, показателями придется встречаться и в последующем. Предельным маржинальным) значением экономического показателя, зависящего от некоторого фактора, называют его приращение, обусловленное изменением этого фактора на единицу. Так, под предельным продуктом понимают прирост его выпуска, полученный за счет использования дополнительной единицы фактора, воздействующего на выпуск; в данном случае — дополнительной единицы ресурса. Тем самым закон убывающей отдачи распространяет свое действие на предельный продукт.

Согласно закону убывающей отдачи экономических ресурсов следует, прибегая к увеличению использования одного из ресурсов в целях повышения конечного результата (экономического продукта), помнить, что эффект будет зависеть не только от величины вовлекаемого в оборот ресурса, но и от его соотношения с другими ресурсами. Чрезмерное увеличение одного ресурса приводит к потере его отдачи.

 

 

3. Закон убывающей предельной полезности. Принцип максимизации полезности.

 

Полезность как экономическая категория означает способность продукта (продукции, товаров, услуг) удовлетворять определенные потребности людей. Отметим, что обыденное понимание полезности — как свойства вещей оказывать благотворное влияние на человека, способствовать укреплению его здоровья и духа — отличается от экономического понимания. В экономическом смысле полезностью обладают, скажем, сигареты, так как они удовлетворяют потребности курящих людей. Такие потребности, увы, существуют, хотя они и считаются вредными.

В экономической теории полезность принято считать количественной, измеримой величиной. Введено даже наименование условной единицы полезности — ютиль (от англ. utility — полезность).

Достаточно очевидно, что с увеличением (до некоторого предела) количества вещей данного вида, обладающих полезностью для потребителя, возрастает их общая, суммарная полезность, т.е. наблюдается приращение полезности по мере роста объема потребляемых благ. Так, скажем, один стул в доме минимально необходим, с приобретением второго стула полезность возрастает, третий стул еще более увеличивает общую полезность. В то же время увеличение суммарной полезности с ростом количества благ подчинено определенной закономерности, проявляющейся в «затухании» общего эффекта по мере насыщения потребления благами. Раскрытие этой закономерности требует введения понятия «предельная полезность». В числе предельные показателей, изучаемых экономической наукой, предельная полезность занимает одно из ведущих мест.

Предельная полезность представляет собой приращение суммарного потребительского эффекта от определенного блага (товара, услуги), достигаемое за счет потребления каждой дополнительной единицы этого блага. Несложно установить, что совокупная полезность есть сумма предельных полезностей всех благ данного вида, используемых потребителем. Действительно, каждая новая единица потребляемого товара привносит величину полезности, равную своей предельной полезности. Если, скажем, три пары туфель приносят в целом 10 ютилей полезности, то с приобретением четвертой пары, имеющей предельную полезность 2 ютиля, мы наращиваем совокупную полезность ровно на эти 2 ютиля и она становится равной 12 ютилям. С позиций теории полезности принципиально важно то, что по мере увеличения количества потребляемого блага каждая новая, дополнительная его единица приносит все меньше и меньше полезности. От первой единицы потребляемого блага человек получает самое большое удовольствие. Вторая единица прибавляет удовольствие, но меньшей величины, чем первая. Третья единица дает еще меньшее приращение полезности.

Согласно закону убывающей предельной полезности каждая последующая единица потребляемого блага имеет предельную полезность ниже, чем предыдущая, т.е. дополнительный потребительский эффект, получаемый от увеличения благ на одну единицу, ниже, чем эффект, полученный от предыдущей единицы.

Проиллюстрируем этот закон наглядным примером. Пусть полезность костюма измеряется количеством ютилей, равным числу дней в году, в течение которых человек носит костюм. Будем исходить из предположения, что потребитель костюмов надевает каждый из них на одинаковое число дней, т.е., если у него один костюм, он носит его 365 дней в году, если 2 костюма,
он носит каждый из них 182 дня, если 3 костюма, то костюм надевается на 122 дня, и т.д., т.е. приращение полезности равно 365, деленному на возрастаюшее число костюмов. В этом случае зависимость между полезностью, приносимой каждым дополнительным костюмом, и числом костюмов отражается следующей таблицей:

 

 

Число костюмов (в штуках)
Приращение полезности, предельная полезность (в ютилях)
Совокупная полезность, равная сумме полезностей всех имеющихся костюмов

 

Построим графики, характеризующие увеличение совокупной полезности и изменение предельной полезности по мере увеличения количества потребляемых костюмов (рис. 4.3).

 

 

Рис. 4.3. Графики изменения совокупной (СП) и предельной (ПП) полезности

 

Из таблицы и графиков наглядно видно, что предельная полезность убывает с увеличением количества потребляемых благ. Отметим, что в реальных условиях, начиная с некоторого количества благ, их приращение может не только увеличивать полезность, но и давать отрицательный эффект «перепотребления», т.е. избыточного потребления.

Практическое значение закона убывания предельной полезности состоит прежде всего в том, что он позволяет предсказать поведение потребителей, покупателей при выборе ими количества и набора приобретаемых и потребляемых благ.

Вследствие проявления закона убывающей предельной полезности потребители ведут себя определенным образом при выборе комплекта нескольких благ для потребления. Они исходят из принципа максимизации суммарной полезности. Суть принципа состоит в том, что потребитель в рамках имеющихся у него ресурсных (денежных) возможностей предпочитает такой набор благ, при котором отношение предельной полезности каждого товара к его цене или затратам на его приобретение одинаково для разных благ.

Покажем на примере, как действует этот принцип. Пусть у потребителя имеется 100 монет, предназначенных для приобретения мороженого и пирожных. Порция мороженого стоит, к примеру, 10 монет, а пирожное – 20 монет. Предположим, что шкалы предельных полезностей мороженого и
пирожных, определяющих ценность каждой последовательно приобретаемой единицы (порции, штуки) блага, выраженную в единицах полезности — ютилях, выглядят для покупателя следующим образом:

 

 

Мороженое Пирожное
Порции Предельная полезность (в ютилях) Штуки Предельная полезность (в ютилях)
Первая Первая
Вторая Вторая
Третья Третья
Четвертая Четвертая
Пятая Пятая

 

 

Зададимся вопросом: как будет вести себя разумный, рачительный покупатель? Вначале он, очевидно, купит порцию мороженого, так как за 10 монет он получает при этом 11 ютилей полезности, а купив первым пирожное, он получил бы за 20 монет только 20 ютилей, т.е. приходящихся на одну монету потребительский эффект был бы меньше. Затем стоит купить пирожное, ибо следующая покупка мороженого принесла бы на 10 монет 9 ютилей, тогда как 20 монет за пирожное приносят 20 ютилей, что выгоднее. Следующие 10 монет явно выгоднее потратить на вторую порцию мороженою (9 ютилей), ибо вторая порция пирожного приносит за 20 монет только 15 ютилей. Выгоднее, оказывается, купить и третью порцию мороженого, что приносит 8 ютилей, тогда как второе пирожное принесло бы за 20 монет 15 ютилей, т.е. 7,5 ютиля в расчете на 10 монет. А вот потом целесообразно уже купить второе пирожное, которое в количестве ютилей полезности, получаемых в расчете на одну монету, выгоднее четвертого мороженого. Наконец, далее оказывается, что четвертое мороженое и третье пирожное дают равный прирост полезности на затрачиваемую монету, поэтому стоит купить и то и другое.

В итоге покупатель приобрел четыре порции мороженого и три пирожных, потратив 100 монет. На мороженое потрачено 40 монет, за счет чего получена общая суммарная полезность 34 ютиля, на пирожные потрачено 60 монет, что дало 47 ютилей. Всего на 100 монет получено 34 + 47 = 81 ютиль совокупной полезности от всей покупки. Проводя сравнительные расчеты, можно убедиться, что это максимальное значение совокупной полезности двух рассматриваемых благ, которое можно получить за 100 монет, приобретая блага по указанным выше пенам. Разделив эффект в ютилях от покупки каждого товара на затраты в монетах, обнаружим, что результаты крайне близки, в том и другом случае на каждую одну затраченную монету получено примерно 0,8 ютиля полезности.

В примере упор сделан на максимизацию совокупной полезности покупки в целом и удельной полезности, получаемой от каждой единицы затрат (монеты), тогда как собственно критерий рациональности покупки относится к предельной полезности. Можно показать, что, выравнивая значения отношений предельных полезностей товара к затратам на его приобретение для каждого из товаров в приобретаемом наборе, мы не только максимизируем
совокупную полезность, но и выравниваем совокупную полезность в расчете на денежную единицу затрат для каждого товара.

Рачительный покупатель действует по принципу максимизации полезности, делая выбор в процессе приобретения разных товаров таким образом, чтобы «последняя» затрачиваемая денежная единица приносила бы практически одинаковую предельную полезность, на какой бы товар она бы ни была затрачена.

Принцип максимизации общей полезности посредством выравнивания предельной полезности на единицу затрат наиболее ярко проявляется только в тех ситуациях, когда денежные возможности потребителя достаточны для приобретения представительного набора товаров. Если в рассматриваемом примере ограничить деньги потребителя суммой в 30 монет, то поле возможностей реализации принципа максимальной полезности сузится до предела, так как денег хватит только на одно мороженое и пирожное. Если же увеличить его деньги до 300 монет, то этот принцип удастся соблюсти в большей степени, так как расширяется возможность выбора.

В заключение еще раз подчеркнем суть принципа. Распределяя рациональным образом деньги на приобретение разных благ, следует стремиться к тому, чтобы получить от каждого вновь приобретаемого блага равное удовольствие на единицу затрат. В быту потребитель так и действует, хотя, возможно, неосознанно. Дешевого товара с низким потребительским эффектом, доставляющим мало удовольствия в расчете на единицу количества, люди чаще всего приобретают побольше, тем более что это позволяет низкая цена. Дорогой же товар с высоким потребительским эффектом каждой единицы приобретается в меньшем количестве. В итоге и получается, что полезный эффект на единицу затрат оказывается по своему значению близким для всех товаров, входящих в приобретаемый комплект. Что же касается состава комплекта, то он зависит от доходов покупателя. Об этом речь пойдет несколько позже.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. – СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер Паблишинг», 1997. стр. [270-280, 378-383, 284-287];

2. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. Заслуженных деятелей науки РФ, профессоров В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2000. стр. [421-423];

3. Попов А.И. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2001. стр. [174-176];

4. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.Д. Камаева. – 7-е изд., перераб. и доп.- М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001, стр. [281-295];

5. Макконнелл, К. Р. Экономикс. Принципы, проблемы и политика: В 2 т. Т.1 / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю; пер. с англ. Н. Н. Барышникова и др. - 13-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2003. - XXVI, стр. [183-196].

6. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес-школ: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005, стр. [311-316];

7. Экономическая теория: Учебник / Н.И. Базылев, А.В.Бондарь, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1996 г., стр. [390-395];

8. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп./ Под общей ред. проф., д.э.н. А. В. Сидоровича. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, изд. «Дело и Сервис», 1999 г., [110-123];

9. http://gumanitarist.narod.ru.

 

Тест к теме 9

1) Что из нижеперечисленного характеризует сущность финансов:

а) удовлетворение потребностей людей

б) решение экономических и социальных задач, обеспечение стабильности, предотвращение кризисных ситуаций, способствование экономическому росту, формирование рыночных отношений.

в) формирование фондов денежных средств

2) Впервые финансы возникли:

а) В России

б) в Италии

в) в Канаде

3) Какая из нижеперечисленных функций финансов характеризуется распределением и перераспределением внутреннего валового продукта и национального дохода:

а) Регулирующая

б) Учетно-контрольная

в) Распределительная

4) Метод создания резервных фондов для граждан:

а) страхование

б) финансирование

в) территориальность

5) Верхнюю ступень финансовой ступени занимает:

а) Страхование

б) государственные финансы

в) финансы предприятий и организаций

6) Финансы, представляющие собой денежные средства и отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного общественного продукта и части национального богатства:

а) государственные

б) страхование

в) финансы предприятий

7) Денежные связи между субъектами экономической системы на различных уровнях выражают:

а) финансовые связи

б) финансовые отношения

в) финансовые взаимоотношения

8) Финансовые связи проявляются между:

а) предприятиями

б) государством и организациями

в) производителями

9) Передаточная надпись на векселе, удостоверяющая переход права требования по векселю от одного векселедержателя к другому:

а) Индоссамент

б) Аллонж

в) Аваль

 

Тема 10.Основные вопросы макроэкономического развития(4 часа)

 

 

1. Валовой внутренний продукт и способы его измерения.

2. Чистый внутренний продукт (ЧВП) и национальный доход.

3. Методы макроэкономического анализа.

4. Система макроэкономических взаимосвязей основных секторов народного хозяйства.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.108.188 (0.02 с.)