Равновесие на товарном рынке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Равновесие на товарном рынке.



Равновесие товарного рынка обеспечивается соотношением совокупного спроса на товары и услуги (AD - aggregate demand) и совокупного предложения товаров и услуг (AS – aggregate supply).

Существует два подхода к объяснению равновесия товарного рынка: классическая и кейнсианская. Классическая модель объясняет равновесие в долгосрочном периоде и доказывает, что оно устанавливается на уровне полной занятости ресурсов, поэтому равновесной величиной выпуска (при котором совокупный спрос равен совокупному предложению) всегда будет величина потенциального выпуска Y*, которому согласно закону Сэя будет соответствовать равная ему (адекватная) величина совокупного спроса (совокупных расходов). Эта модель исследует экономику со стороны совокупного предложения.

Однако в краткосрочном периоде подобное автоматическое равенство совокупных расходов совокупному выпуску может не наблюдаться. Условия равновесия товарного рынка в краткосрочном периоде были исследованы Дж. М. Кейнсом в его знаменитой книге «Общая теория занятости, процента и денег», вышедшей в 1936 году. Кейнс предложил модель, которая позволяла определить величину равновесного национального дохода и соответственно величину равновесного объема производства, доказав, что величина совокупного выпуска определяется величиной совокупных расходов, т.е. спрос определяет предложение. Главной макроэкономической проблемой становился совокупный спрос. Эта модель получила название модели «доходы-расходы». Другое ее название - простая кейнсианская модель или модель «Кейнсианского креста».

Спрос на товарном рынке предъявляют все макроэкономические агенты (домохозяйства, фирмы, государство и иностранный сектор). Поэтому совокупный спрос можно определить как сумму спросов всех макроэкономических агентов на конечные товары и услуги или как сумму совокупных расходов в экономике. Таким и представить формулой: AD = C + I + G + Xn, где C – спрос домохозяйств на товары и услуги (потребительские расходы), I – спрос фирм на инвестиционные товары и услуги (инвестиционные расходы), G – государственные закупки товаров и услуг и Xn – чистый экспорт (разница между спросом иностранного сектора на товары и услуги данной страны - экспортом, и спросом данной страны на зарубежные товары и услуги - импортом (Xn = Ех – Im).

Предпосылки простой Кейнсианской модели:

· Уровень цен не меняется (что справедливо для краткосрочного периода), т.е. P = const, поэтому номинальные показатели совпадают с реальными.

· Ставка процента неизменна, т.е. R = const, что также правомерно для краткосрочного периода.

· Совокупное предложение совершенно эластично, т.е. отсутствует проблема ограниченности ресурсов, и производство способно удовлетворить любой по величине совокупный спрос, что соответствует горизонтальной кривой совокупного предложения.

· ВНП=ЧНП=НД (фирмы обеспечивают такой объем выпуска, что их совокупный доход от продаж равен величине совокупного дохода домохозяйств, т.е. совокупный выпуск = совокупному доходу).

· В экономике отсутствует корпоративный сектор, поэтому доходы фирм превращаются в доходы домохозяйств (коллективных доходов нет, все доходы только личные).

· Налоги только прямые и их платят только домохозяйства.

(Следует отметить, что Кейнс строил свою модель для закрытой экономики и исходил из предпосылки, что чистый экспорт Хn = 0, однако расширение ее и введение в анализ иностранного сектора (изучение открытой экономики) не меняет принципиальных выводов модели, но позволяет описать современную экономику, для которой характерна интернационализация экономических связей и которая является открытой экономикой).

Чтобы яснее представить различие между классическим и современными подходами к проблемам потребления, сбере­жений и инвестиций, рассмотрим эти вопросы подробнее.

 

Потребление и сбережения.

Потребление представляет собой индивидуальное и совместное использование потребительских благ, направленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей. В стоимостной форме – это та сумма денег, которая тратится населением на приобретение материальных благ и услуг. Таким образом, все, что не относится к сбережениям, не уходит в виде налога, не находится на заграничных счетах – это потребление. Люди склонны откладывать потребление сегодня в надежде, что потребление в будущем принесет им больше полезности, чем в настоящем. Первичной ячейкой потребления выступает семья. В ней формируются объем и структура потребления. Семейное хозяйство характеризуется общим потребительским бюджетом, жилищным и накопленным имуществом.

Потребление населения – один из главных компонентов, определяющих развитие экономики. На потребительские расходы приходится от 2/3 до ¾ валового внутреннего продукта. Они формируют потребительское поведение, которое является своеобразным индикатором циклического развития экономики. Для оценки потребительского поведения используется показатель – индекс потребительских настроений (ИПН). Он входит в число основных макроэкономических показателей, на основе которых делаются прогнозы экономического цикла. Это важно как для краткосрочного планирования любого бизнеса, так и для выработки экономической политики государства.

Потребление движется в том же направлении, что и доход. Однако потребление зависит не только от дохода, но и от склонности к потреблению.

Под склонностью к потреблению понимается желание людей покупать потребительские товары. В экономическом анализе используются два понятия: средняя и предельная склонность к потреблению. Средняя склонность к потреблению (APC) исчисляется как отношение потребляемой части национального дохода (С) ко всему национальному доходу (Y), т.е.

APC = _ Потребление, или C

Доход Y.

Предельная склонность к потреблению (MPC) выражает отношение любого изменения в потреблении к тому изменению в доходе, которое его вызвало, т.е.

MPC = Изменения в потреблении, или ΔС

Изменения в доходе ΔY

Здесь отражена функциональная зависимость: когда реальный доход общества увеличивается или уменьшается, его потребление будет увеличиваться или уменьшаться, но не с такой быстротой. Размер потребительских расходов определяется главным образом уровнем дохода. Следовательно, MPC будет всегда меньше единицы, так как Y<C. Отсюда следуют выводы:

1) если MPC =0, то все приращение дохода будет сберегаться, т.к. сбережение есть та часть дохода, которая не потребляется;

2) если MPC =1/2, это означает, что увеличение дохода будет разделено между потреблением и сбережением поровну;

3) если MPC =1, то все приращение дохода будет израсходовано на потребление.

Человек не только потребляет, но и сберегает часть своего дохода. Экономическое значение сбережения заключается в его отношении к инвестициям, т.е. производству реального капитала. Сбережения составляют основу для инвестиций.

Сбережения – это отсроченное потребление или та часть дохода, которая в настоящее время не потребляется. Они равны разнице между доходами и текущим потреблением. Сбережение – это процесс, который связан с обеспечением в будущем производственных и потребительских нужд.

Следовательно, сбережение – это экономический процесс, связанный с инвестированием; часть дохода, которая остается неиспользованной при затратах на текущие производственные и потребительские нужды, накапливается. Сбережения делаются как фирмами, так и домашними хозяйствами. Фирмы сберегают для инвестирования – на расширение производства и увеличение прибыли. Домашние хозяйства сберегают по ряду причин, среди которых: мотивы обеспечения старости и передачи состояния детям, накопление средств для покупки земли, недвижимости и дорогостоящих предметов длительного использования. Сбережение и инвестирование осуществляются независимо друг от друга, разными экономическими субъектами и вследствие разных причин.

Склонность к сбережению – один из психологических факторов, означающих желание человека сберегать. Средняя склонность к сбережению (APS) выражается как отношение сберегаемой части национального дохода (S) ко всему доходу (Y), т.е.

APC = _Потребление, или S.

Доход Y

Предельная склонность к сбережению (MPS) представляет собой отношение любого изменения в сбережениях к изменению в доходе, которое его вызвало, т.е.

 

MPS = _Изменения в сбережении_, или ΔS.

Изменения в доходе ΔY

Если C + S = Y (т.е. совокупный доход распадается на потребление и сбережение), то исходя из этого сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению равна 1:

MPC + MPS = 1.

Следовательно,

MPC = 1 – MPS и MPS = 1 – MPC.

3. Инвестиции.

Инвестиции – это долгосрочные вложения государственных или частных средств, направляемые для строительства новых заводов, фабрик, расширение производственных мощностей. К инвестициям не относится купля акций и облигаций, так как такие сделки означают передачу права собственности одного лица другому на существующие капитальные ценности.

Предприятия осуществляют инвестиции по следующим направлениям:

· строительство производственных зданий, сооружений, приобретение нового оборудования, технологий;

· дополнительные закупки сырья для последующего производственного потребления;

· затраты, связанные с повышением производительности труда работников и их квалификации, с улучшением условий труда.

Соответственно этим направлениям различают:

· инвестиции в основной капитал;

· инвестиции в товарно-материальные запасы;

 

· инвестиции в развитие рабочей силы.

Инвестиции подразделяются на валовые, чистые, автономные, индуцированные.

Валовые инвестиции включат затраты, связанные с возмещением изношенного капитала (амортизация), и прирост капитальных вложений на расширение производства.

Чистые инвестиции раны валовым инвестициям за вычетом расходов на амортизацию основного капитала. Чистые инвестиции могут иметь:

· положительную величину, когда валовые инвестиции превышают размеры амортизации;

· нулевую величину, когда валовые инвестиции равняются размерам амортизации;

· отрицательную величину, когда валовые инвестиции меньше размеров амортизации.

Автономные инвестиции не связаны с ростом национального дохода. Они, как правило, обусловлены нововведениями, вызванными научно-техническим прогрессом. Такие инвестиции чаще всего сами становятся причиной увеличения национального дохода.

Индуцированные инвестиции – это капиталовложения, направленные на образование новых производственных мощностей, причиной создания которых является увеличение спроса на материальные блага и услуги. При повышении спроса дополнительная продукция производится за счет наиболее интенсивной эксплуатации имеющегося оборудования. Если повышенный спрос не удовлетворяется, то для выпуска недостающей продукции сооружаются новые производственные мощности. Для определения объёма инвестиций необходимо знать приростную капиталоемкость продукции, которая характеризуется необходимым количеством единиц дополнительного капитала (инвестиции) для производства дополнительной единицы продукции. Отсюда следует, что приданной приростной капиталоёмкости необходимы индуцированные инвестиции.

В целом потребности в инвестициях выступают в виде инвестиционного спроса.

Инвестиционные спрос представляет собой спрос предпринимателей на средства производства для восстановления изношенного капитала, а также для его увеличения с целью расширения производства. Инвестиционный спрос зависит от нормы прибыли и ставки банковского процента. Отсюда следует, что инвестиционный спрос выступает как функция ставки банковского процента.

Инвестиционный спрос растёт, если средства, вложенные в инвестиции, норма прибыли будет выше, чем процент от вложения этой суммы денежных средств в банк. Инвестиционный спрос падает, если процентная ставка за кредит возрастает и капитальные вложения становятся менее выгодными. Инвестиционный спрос замедляется, когда банковский процент повышается, а курс ценных бумаг понижается. В этом случае ресурсы капитала от продажи акций и облигаций уменьшаются.

В результате можно сделать вывод, что при использовании любого источника финансирования делать инвестиции будет выгодно до тех пор, пока ставка процента не превысит ожидаемой нормы прибыли от вложенных средств в инвестиции, т.е. спрос на инвестиции обратно пропорционален норме банковского процента.

От каких факторов зависят инвестиции?

Прежде всего, инвестиции зависят от ожидаемой нормы прибыли предполагаемых капиталовложений. Чем выше предполагаемая норма прибыли, тем выше должны быть инвестиции.

Второй фактор, определяющий величину инвестиций, - уровень процентной ставки. Чем выше уровень процентной ставки, тем ниже при прочих равных условиях уровень инвестиций, так как процентная ставка может рассматриваться в качестве цены инвестиций.

На величину уровня инвестиций оказывает влияние доход. Если говорить об автономных инвестициях, т.е. инвестициях не зависящих от уровня дохода, то сами инвестиции рассматриваются как фактор роста дохода. Однако по мере роста дохода инвестиционные возможности увеличиваются, и в данном случае имеют место производные инвестиции.

На величину инвестиций оказывают влияние и другие факторы: уровень налогообложения, политика правительства, общий характер инвестиционного климата в стране.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1719; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.021 с.)