Факторы спроса, индивидуальный и рыночный спрос. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы спроса, индивидуальный и рыночный спрос.



Спрос, предложение и цена являются основными элементами рынка. Весь комплекс их многомерных связей и взаимодействий образует рыночный механизм. Это механизм соединения продавцов и покупателей через формирование спроса на благо и предложения блага.

Из понятия товарного спроса следует, что основным определяющим его фактором является цена товара. При этом закон спроса состоит в том, что при прочих равных условиях снижение цены приводит к возрастанию величины спроса, повышение цены приводит к уменьшению величины спроса.

Помимо цены на рыночный спрос воздействуют и другие (неценовые) факторы. К основным из них можно отнести следующие шесть:

1) Изменение вкусов потребителей. К примеру, если здоровый образ жизни становится в обществе всё более популярным, то это снижает спрос на алкогольно-табачную продукцию и повышает его на велосипеды и туристское снаряжение;

2) Изменение числа покупателей. Очевидно, что уменьшение этого числа отзывается падением спроса, и наоборот. Так, сокращение рождаемости в стране снижает спрос на детские товары, а рост продолжительности жизни повышает спрос на медицинские услуги и места в интернатах для пожилых людей;

3) Изменения в доходах населения. Если доходы населения растут, то у покупателей возникает желание приобретать больше товаров вне зависимости от цен на них. Например, растет спрос на высококачественные одежду и обувь, товары длительного пользования, недвижимость и т.п.;

4) Изменение цен на сопряженные товары. Сопряженными называют два вида товаров – взаимозаменяемые и взаимодополняющие. К примеру, если цена на CD-плееры понизятся, то спрос на СD-диски возрастёт;

5) Изменения в ожиданиях потребителей можно свести к двум вариантам. Первый – ожидание повышения цен или доходов. Оно побудит людей увеличить свои покупки. Второй – предполагает ожидание снижения цен или доходов, что сокращает текущий спрос.

6) Степень удовлетворения потребностей населения в том или ином товаре: чем она выше, тем, очевидно, ниже спрос.

Эффект дохода и эффект замещения, эластичность.

На структуру сформировавшегося спроса покупателей влияет их доход, а также общее или частичное снижение цен товаров. Реакция покупателей на снижение цен проявляется двояко. Во-первых, возрастает количество закупок подешевевшего товара, которым покупатели замещают остальные, ставшие теперь сравнительно более дорогими товары. Эффект замещения - это и есть изменение структуры спроса, вызванное увеличением закупок подешевевшего товара, «замещающего» остальные товары с неизменными ценами, поскольку они стали теперь относительно более дорогими.

Во-вторых, снижение цен адекватно повышению реального дохода покупателей. Это выражается увеличением их покупательной способности, а, следовательно, и той составляющей спроса, которая вызвана относительно возросшим доходом и платежеспособностью. Отсюда эффект дохода - это изменение структуры покупательского спроса, вызванного ростом реального дохода от снижения цен. Для покупателя всякое снижение цен позволяет сократить расходы, а значит получить соответствующую экономию своего дохода. Вследствие понижения цен стало возможным либо сохранить сэкономленную часть дохода, не меняя структуру текущего потребления, либо приобрести больше товаров, чем до снижения цен. В данном случае интерес представляет та величина эффекта дохода, которая найдет выражение в увеличении покупательского спроса на товары текущего потребления.

Следовательно, эффект замещения и эффект дохода касаются изменения покупательского спроса, но у каждого из них своя мера влияния на его структуру. Не только теоретически, но и в практическом ценообразовании следует разграничивать воздействие этих эффектов на нормальные, т.е. высококачественные товары и товары низшего порядка (менее ценные).

Эластичность. Термин «эластичность», пришедший в экономику из физики, используется для измерения степени влияния ценовой политики на объем продаж товаров и торговую выручку. Например, если цена холодильников возросла на 10%, насколько изменится количество их продаж за тот или иной интервал времени?

Унифицированной единицей измерения эластичности выступает процент. Показатель ценовой эластичности спроса применяется для того, чтобы выяснить, насколько, процентов изменился объем продаж вследствие 1%-ного изменения цены за единицу товара. Методика такого измерения проста и представляет собой определение частного от деления процентного изменения величины спроса на 1% измерения цены.

Рассмотрим понятие эластичности на примере эластичности спроса и эластичности предложения.

Эластичность спроса. Различные товары отличаются друг от друга по степени реакции спроса и предложения измерения цены. Бывают различные варианты эластичности спроса, такие как:

· спрос эластичный, когда при незначительных понижениях цены
объем продаж существенно возрастает;

· спрос имеет единичную эластичность, когда 1%-ное изменение
цены вызывает 1%-ное изменение продаж;

· спрос неэластичен, если при весьма существенных снижениях цены
объем продаж изменяется незначительно;

· спрос бесконечно эластичен, когда имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар (например, инсулин для больных диабетом);

· спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают
фиксированное количество товаров независимо от их цены.

Коэффициент неэластичного спроса меньше единицы; при единичной эластичности коэффициент равен единице; при эластичном спросе – коэффициент больше единицы.

Эластичность предложения. Понятие эластичности предложения характеризует относительное изменение цен товаров и их продаваемого количества. Интенсивность этих изменений также различна, и на практике могут иметь место следующие ситуации: эластичное предложение; предложение единичной эластичности; неэластичное предложение.

При единичной эластичности предложения 1% увеличения товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.

В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.

При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.

Предложение и его факторы.

Предложение — это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар. Закон предложения состоит в том, что при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения.

Помимо цены на предложение оказывают воздействие и неценовые факторы, среди которых можно выделить следующие:

· изменение издержек фирмы. Снижение издержек в результате, например, технических нововведений или снижения цен на сырье и материалы приводит к росту предложения. Увеличение издержек вследствие повышения цен на сырье или введения дополнительных налогов на производителя вызывает уменьшение предложения;

· изменение количества фирм в отрасли. Их увеличение (уменьшение) приводит к росту (сокращению) предложения;

· природные катастрофы, войны.

 

Семинар

1.Причины возникновения рыночной организации хозяйства.

2.Факторы изменения спроса предложения.

3.Потребительские предпочтения и предельная полезность.

4.Эффект дохода и эффект замещения.

5.Эластичность. Коэффициент эластичности.

 

 

Рекомендуемая литература:

1. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: «Юристъ», 2001, стр. [98-111].

2. Экономика: учебник/ под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2005, стр. [99, 89 -97].

3. Романенко И.В. Экономическая теория: Конспект лекций. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000 г. стр. [9, 13];

4. Курс экономической теории: учебник для вузов / МГИМО(У) МИД России; под общ. ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. - 5-е изд., доп. и перераб. - Киров: АСА, 2003, стр.[76-79., 93- 101];

5. Современная экономика: лекц. курс. Многоуровневое учеб. пособие / ред. О. Ю. Мамедов. - 3-е изд., доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2001, стр. [78-96].

6. Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 400с.: ил. [182-187]

7. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.Д. Камаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 стр. [102 -105, 133 -135].

8. Курс экономической теории: учебник для вузов / МГИМО(У) МИД России; под общ. ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. - 5-е изд., доп. и перераб. - Киров: АСА, 2003, стр. [108-116, 101-107].

 

Тест к теме 2

1. Что такое бюджет?

а) отношение между доходами и расходами

б) отношение между прибылью и накоплениями

в) отношение между накоплениями и расходами

 

2.В какой экономике бюджет целиком одчинен государственному экономическому плану?

а) теневой

б) рыночной

в) централизованной

 

3.Где обсуждаются государственные бюджеты?

а) в парламентах

б) в парламентах и комиссиях

в) в правительстве

 

4.От чего зависят бюджетные отношения?

а) от методов ведения хозяйства

б) от социально-культурного развития страны и от финансовой политики государства

в) верно а и б.

 

5.В чем заключается экономическая сущность налогов?

а) они позволяют государству получать определенную сумму денежных средств от первичных получателей доходов

б) в финансировании конверсии оборонных отраслей промышленности

в) они отражают конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач

 

6.Из чего состоит самостоятельная часть бюджетной системы?

а) из федерального бюджета

б) из местных бюджетов

в) верно а и б.

 

7.Какой фонд организован для выплаты различных пособий: по временной нетрудоспособности, беременности родам, при рождении ребенка и т.д.?

а) Пенсионный фонд

б) Фонд государственного социального страхования

в) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

 

8.Какой фонд выступает как финансовая и организационная структура, выделенная специально для обслуживания пенсионеров?

а) Пенсионный фонд

б) Фонд государственного социального страхования

в) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

 

9.Какой фонд образуется посредством отчислений в размере определенного процента от оплаты труда, взимаемого из любых ее источников в виде социального налога?

а) Пенсионный фонд

б) Фонд государственного социального страхования

в) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

 

10. Какие программы включают развитие инфраструктур?

а) «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 годы)», «Жилище», «Мировой океан», «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года»

б) Программа «Русский язык» на 2006—2010 годы, «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», «Дети России» на 2007-2010 годы

в) «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года», «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007—2011 годы», «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007—2016 годы)», «Развитие судебной системы России» на 2007—2011 годы

 

11.Какие программы относятся к безопасности жизнедеятельности и сохранении окруж среды?

а)«Модернизация транспортной системы России (2002—2010 годы)», «Жилище», «Мировой океан», «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года»

б)Программа «Русский язык» на 2006—2010 годы, «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», «Дети России» на 2007-2010 годы

в)«Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года», «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007—2011 годы», «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007—2016 годы)», «Развитие судебной системы России» на 2007—2011 годы

 

12.Какую программу можно отнести к национальной?

а) «Электронная Россия (2002—2010 годы)»

б) «Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2004—2020 годы»

в) «Доступное и комфортное жилье гражданам России»

 

Задачи к теме 2

1. Почему спрос на землю растет постоянно на протяжении всего периода существования человеческого общества?

Ответ:

Увеличивается численность населения, расширяется спектр альтернативных возможностей применения земли (сельское хозяйство, строительство, создание зон отдыха и т.п.) Отсюда: увеличивается спрос на землю как фактор производства.

2. Объясните с точки зрения производного спроса на факторы производства, почему такие профессии, как пряха, кузнец и т.п., стали "умирающими", ведь изделия ручного труда достаточно высоко ценятся?

Ответ:

Изделия лиц этих профессий ценятся именно благодаря их уникальности. Отсутствие широкого спроса на подобные изделия привело к сокращению спроса на лиц этих профессий, что и сделало их "умирающими".

3. Рассматривая предпринимательские способности в качестве фактора производства, объясните, почему при переходе к рыночной системе в России возрос спрос на фактор предпринимательства?

Ответ:

Осуществление предпринимательской деятельности, которое и порождено спросом на услуги предпринимателей, возможно лишь при наличии определенных условий в обществе. Плановая экономика исключает такую возможность, и только при переходе к рынку стало возможным осуществлять предпринимательскую деятельность, и, как следствие, воз-рос спрос на услуги предпринимателей.

4. Какие из перечисленных факторов не оказывают влияния на спрос на ресурсы со стороны данной отрасли?

а) изменение вкусов и предпочтений потребителей;

б) совершенствование технологии производства;

в) относительное изменение цен на ресурсы;

г) равномерное повышение цен на ресурсы, связанное с инфляционными явлениями;

д) монополизация отрасли.

Ответ: г.

 

Тема 3. Издержки предприятия и его результаты. (4 часа)

1.Закон убывающей предельной производительности.

2.Эффект масштаба. Виды издержек.

3.Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.04 с.)