Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1 спрос. Предложение и рыночное равновесие↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ТЕМА 1 СПРОС. ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ Предложение и факторы предложения. Закон предложения На рынке спросу противостоит определенное предложение товаров. Под предложением понимают чью-либо готовность продать товар. Основными поставщиками товаров на рынок являются производители. Их сбытовая и ценовая политика подчиняется нескольким целям, главная из которых - максимизация прибыли. В то же время объем прибыли напрямую зависит от цены продукции. Закон предложения гласит: предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены.
Если рыночная цена товара имеет тенденцию к повышению, то производители будут заинтересованы в расширении объемов производства, и наоборот. Кроме цены, на уровень предложения влияют следующие факторы: 1) наличие производственных мощностей и природных ресурсов, рабочей силы (R); 2) характер технологии (Ю: 3) налоги и дотации (TS): 4) природно-климатические условия (С); 5) цены на ресурсы и другие товары (от Р до Р). Итак, объем предложения - это максимальное количество какого-то товара, которое согласен выставить на продажу продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях, перечисленных выше. Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения. В общем виде функция предложения имеет вид: Если все факторы, кроме цены данного товара, принять за неизвестные, то функция будет отражать зависимость количества пред- лагаемой продукции От ее цены: Q-m- Зависимость объема предложения от цены может быть различной, однако самой типичной будет следующая: чем выше рыночная цена, тем больше объем предложения, и наоборот. Функция предложения от цены может, как и функция спроса, задаваться тремя способами: 1) графическим; 2) табличным; 3) аналитическим. Рассмотрим некоторые неценовые факторы, влияющие на объем предложения: 1) цены на исходные ресурсы. Чем ниже затраты на исходное сырье, материалы, топливо, а также рабочую силу, тем большее количество продукции по более низкой цене предприниматель сможет предложить на рынок; 2) технологические возможности производителей. Чем выше уровень прогресса, тем эффективнее становится производство, т.е. на каждую единицу затраченных ресурсов производится все большее количество конечного продукта; 3) цены на другие продукты, 4) число продавцов, 5) ожидания производителей Например, производители зерна, ожидая, что цены на него вырастут, не станут продавать его ни государству, ни населению, потому что при условии повышения цены они смогут выгодно его реализовать; 6) налоги и дотации. Учитывая, что большинство производителей рассматривают налоги как за фаты своего производства, повышение налогов будет увеличивать затраты производителя и уменьшать предложение. Напротив, дотации фактически снижают затраты, а, соответственно, увеличивают предложение. ТЕМА 2. ПРИНЦИПЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ Понятие рынка В самом общем виде рынок-это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда. В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления. Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи. Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег-все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги. Хозяйственный механизм рыночной модели экономического развития состоит из трех основных элементов: предложения, спроса, цены. Наряду с этими элементами существует нечто, выступающее катализатором, «вечным двигателем», питательной средой жизнедеятельности рынка, - конкуренция. Сущность конкуренции проявляется в свободе выбора экономических решений в условиях соперничества за максимизацию личной выгоды. В конкурентной рыночной экономике рынок выполняет 3 основные функции: 1) последовательное сбалансирование предложения и спроса по объему и структуре; 2) установление равновесной цены, т.е. цены предложения на уровне, отражающем общественную значимость произведенного товара или предлагаемой услуги; 3) создание предпосылок (через конкурентную среду) для постоянного стремления субъектов рынка к повышению экономической эффективности их деятельности. Рынок как самостоятельное образование включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих. Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда. Не менее важным условием возникновения рынка является специализация. Специализация-форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. Важной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок. Причиной формирования рынка является и экономическая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленное™ является режим частной собственности. Обмен продуктами человеческого труда в первую очередь предполагает наличие частной собственности. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высокого уровня частная собственность и рыночные отношения достигли при капитализме. Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги. Элементы рыночной системы В экономике существуют не только отдельные, изолированные рынки, но и единая рыночная система, все элементы которой находятся в определенных соотношениях друг с другом. Инфраструктура рынка - это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка. Организационная база инфраструктуры рынка включает снаб- женческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий. Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи. В кредитно-расчетную базу входят отдельные банковские и страховые системы, крупные самостоятельные банковские и кредитно- сберегательные учреждения, а также различные по объему операций средние и мелкие коммерческие банки. Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы, биржи. Ярмарка представляет собой регулярный рынок широкого значения, который организуется в определенном месте. Она может быть местом периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или многих видов. Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Здесь главным ориентиром является получение максимальной Цены за какой-либо товар. На аукционе происходит публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте. Продаваемые товары достаются покупателю, который назвал самую высокую цену. Биржа - место встречи покупателей и продавцов, место, где заключаются сделки. Большинство бирж являются корпорациями. Членами бирж могут быть только отдельные лица, а от корпораций могут выступать лишь лица, имеющие право заключать на бирже контракты. Различают товарные, фондовые биржи и биржи труда. Товарные биржи функционируют на рынках товаров. Здесь осуществляются сделки по продаже наличных товаров на основе предварительного осмотра, по образцам и стандартам. На фондовой бирже обращаются, главным образом, два вида ценных бумаг: акции предприятий, компаний, фирм; облигации, выпускаемые правительством страны, органами местного самоуправления, коммунальными предприятиями, а также частными компаниями. Купля-продажа ценных бумаг на фондовой бирже происходит на основе их биржевого курса, который колеблется в зависимости от соотношения между спросом и предложением. На фондовой бирже определяются реальные рыночные цены акций и облигаций тех или иных компаний. Биржа труда - организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и рабочими с целью купли-продажи рабочей силы. Она позволяет упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить для граждан время поиска места работы. Кроме мероприятий по трудоустройству, биржи труда оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости применительно к тем или иным профессиям и регионам. По существующим законам большинства стран все имеющиеся на предприятиях вакантные места должны регистрироваться на местных биржах. Биржи труда обеспечивают материальную поддержку работников в случае вынужденной безработицы. Элементом инфраструктуры рынка выступает кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов и любых других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. В кредитную систему входят все, кто способен мобилизовать временно свободные средства, превратить их в кредиты, а потом в капиталовложения. Ядро кредитной системы-банковская система. Она включает в себя национальный (государственный), коммерческие (осуществляют прием вкладов и превращение их в кредит), ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических нововведений) и инвестиционные банки. В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу составляют федеральные, региональные и местные бюджеты. Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила «рыночной игры». Кругооборот
ТЕМА 3. ДЕНЬГИ Понятие денег Сущность денег состоит в том, что они являются всеобщим эквивалентом по отношению к другим товарам, т.е. служат воплощением стоимости всех других товаров. Деньги обладают свойством непосредственной обмениваемости на любой другой товар. С их возникновением только обмен товаров на золото удостоверяет, что они являются продуктами абстрактного общественного труда, имеют стоимость. Посредством денег реализуются экономические связи между товаропроизводителями. Важнейшая функция денег есть функция меры стоимости. Суть ее состоит в том, что все товары выражают и измеряют свою стоимость в золоте. Стоимость товара, выраженная в золоте, в деньгах, есть его цена. Но не деньги делают товары соизмеримыми. Именно потому, что товары есть стоимости, они соизмеримы, и каждый из них может измерять свою стоимость одним специфическим товаром, превращая этот последний в меру стоимости, т.е. в деньги. Для определения цены товара не требуется наличного, реального золота, т.е. функцию меры стоимости деньги выполняют идеально. Поскольку величина стоимости различных товаров выражается в разном количестве золота, возникает объективная необходимость в выборе единицы измерения количества золота. Такая единица называется масштабом цен. В масштабе цен государство фиксирует вес золота как денежной единицы. Цена любого товара зависит как от его стоимости, так и от стоимости товара, являющегося всеобщим эквивалентом, т.е. от стоимости золота. С уменьшением стоимости золота цена данного товара при прочих равных условиях возрастает. Цена товара может изменяться и в зависимости от соотношения спроса на данный товар и его предложения. Второй функцией является выполнение функции средств обращения товаров. С появлением денег изменяется характер движения товаров: непосредственный обмен товара на товар (Т-Т) принимает форму товарного обращения (Т-Д-Т). По сути дела, товар проходит две метаморфозы: Т-Д - продажа товара, его превращение из товарной формы в денежную и Д-Т - купля товара, превращение его денежной формы в товарную. Поскольку акт продажи товара во времени и пространстве может не совпадать с актом купли его, уже в простом товарном хозяйстве обнаруживается абстрактная возможность экономических кризисов. Деньги в качестве средства обращения постоянно удаляют из сферы обмена товары, доводя их до потребителя, а сами все время обращаются, переходя из рук в руки и связывая акты обмена в единый процесс обращения товаров. Первоначально функцию средства обращения товаров выполняли золотые слитки, впоследствии они приобрели форму монеты. Свою функцию средства обращения золотые монеты выполняют мимолетно, лишь как посредник обмена товаров. Третья функция - деньги служат средством образования сокровищ или средств накопления. С возникновением и развитием товарного производства и обмена деньги становятся воплощением богатства отдельных людей. Деньги - всеобщий эквивалент, они дают возможность приобрести любой товар; в силу этого деньги начинают выполнять функцию образования сокровищ. Четвертая функция-деньги являются средством платежа. С возникновением кредитных отношений - продажи товаров с отсрочкой их оплаты - деньги стали функционировать как средство платежа. В этой функции они обслуживают возврат денежных ссуд, оплату товаров, купленных в кредит, внесение арендной платы и т.д. Функция денег как средства платежа заключает в себе непосредственное противоречие. Многие производители покупают друг у друга товары в кредит. Однако нарушение платежей в одном звене вызывает цепную реакцию, нарушение всего механизма связей товаропроизводителей. Появление мировых денег является пятой функцией денег. Выход товарного обмена за пределы национальных рынков и расширение мировых экономических связей привели к появлению мировых денег. Роль мировых денег выполняет золото. Оно функционирует как всеобщее средство платежа, всеобщее покупательное средство и абсолютная общественная материализация богатства. Функции денег Деньги - всеобщий эквивалент, выражающий стоимость всех товаров и услуг. Значение денег в обществе переоценить трудно. Ни одно открытие человека не сравнится со значением появления денег. Сила и власть денег в обществе определяются тем, что деньги в совокупности представляют человеческий труд. Деньги по своей природе есть товар, выражающий стоимость дру гих денег. Денег должно быть в обращении столько, сколько необходимо для выражения стоимости всех остальных товаров. Сущность же денег как всеобщего эквивалента проявляется в их функциях. 1. Мера стоимости-денежная единица, используемая как средство выражения стоимости товара. Правительство каждой страны устанавливает свою собственную меру стоимости (масштаб цен): рубль, франк, фунт стерлингов, итальянская лира и др. 2. Средство обращения - деньги в наличной форме, которые используют при покупке товара или оплаты услуг. Деньги как средство обращения позволяют уйти от бартерной формы торговли. Функцию средства обращения выполняют монеты, бумажные деньги и депозиты (вклады до востребования). 3. Средство платежа - деньги при продаже товара в кредит. Здесь стоимость выплачивается должником кредитору через оговоренное время. К средствам платежа можно отнести и выплату заработной платы, и аренду и т.д. 4. Средство накопления - деньги, сохраняемые после продажи товаров и услуг и обеспечивающие их владельцу покупательную способность в будущем. Хранить деньги можно в виде домов, драгоценностей, произведений искусства, акций, облигаций и во многих других формах. Однако удобней всего использовать деньги как средство накопления, т.к. им присуща ликвидность (оборачиваемость). 5. Мировые деньги - при выполнении этой функции деньги обслуживают международную торговлю. В международном обмене деньги проявляются как всеобщее средство платежа и всеобщее покупательное средство. Анализ функций денег требует рассмотрения не только каждой из функций отдельно, но и их совокупности как единого целого, т.к. они образуют реальное функционирование денежной массы. Законы денежного обращения Денежное обращение представляет собой циркулирование денежных потоков в наличной и безналичной формах. Такое циркулирование возможно благодаря тому, что у кого-либо есть избыток денег (предложение), а кто-то ощущает потребность в них (спрос). Денежное обращение обслуживает поток товаров, работ и услуг, и именно через него материализуется функционирование финансовой системы (накопление и перераспределение ресурсов). Обращение денег не происходит стихийно - оно подчиняется определенным законам. Их знание позволяет оперативнее реагировать на те или иные изменения, принимать соответствующие корректирующие решения и воздействовать на экономическое развитие самым благоприятным образом. Эти правила обращения называются законами денежного обращения; Основной закон денежного обращения, формула которого была представлена К. Марксом, связывает цены, скорость обращения и количество денег: Количество денег = Сумма цен / Число оборотов денежных единиц. Однако необходимо помнить, что указанная формула в большей степени справедлива для золотого обращения. Дело в том, что при обращении золота в качестве денег из-за ограниченности золотых запасов соотношение между количеством золота (монет) и товарами устанавливается стихийно, но относительно точно: избыток денег изымается из обращения и переходит в сферу накопления (сокровищ), а при недостатке монет их изъятая часть возвращается в обращение. Когда появляются кредитные деньги, происходит практически необеспеченная эмиссия, т.е. количество денег может быть сколь угодно велико. В этом случае неизбежно появление инфляции, т.е. обесценения денег из-за их возросшего количества. В этом случае необходимо отслеживать ту часть денежных обязательств, которые могут быть взаимно погашены без дополнительной эмиссии. Указанное выше уравнение принимает следующий вид: КД={СЦ-К + П-В)Ю, гдеКД- количество денег; СЦ- сумма цен реализуемых товаров; К- товары, проданные в кредит; П- платежи, срок которых наступил; В - взаимопогашающиеся платежи; О - скорость оборота одноименных денежных единиц. Этот закон называют законом бумажно-денежного обращения. На первый взгляд может показаться, что для выполнения деньгами функции средства платежа необходимо их дополнительное количество. Это не совсем так. Дело в том, что часть товаров продается в кредит и оплачивается в пределах определенного периода. В результате на соответствующую величину уменьшится нужное количество денежных единиц. Кроме того, значительная часть долговых обязательств погашается не наличными, а их взаимным зачетом. Следует также учитывать сумму платежей за товары, проданные в кредит ранее расчетного периода. Основными параметрами, определяющими массу денег, необходимых для обращения, являются товарная масса, которая пребывает в обращении, уровень цен товаров и скорость обращения денег, причем увеличение скорости обращения денежной единицы равноценно уменьшению денежной массы. Когда функционировали полноценные деньги, в обращении находилось только нужное количество денежных единиц. Роль резерва, регулирующего их количество, стихийно играла часть денег, выполняющая функцию средства накопления богатства (сбережения, сокровища). Если потребность в деньгах снижалась, часть их «выпадала» из обращения, превращаясь в сбережения; если, наоборот, потребность обращения в деньгах росла, то дополнительное их количество поступало в обращение из сбережений. Функция денег как средства накопления играла роль приводных и отводных каналов денежного обращения, поэтому в нем не могло быть излишка денег. Однако в обращении, кроме полноценных денег, с XVII в. находятся бумажно-кредитные деньги, подчиненные закону обращения бумажных денег. Суть этого специфического закона состоит в том, что количество денег в сфере обращения должна равняться количеству золотых денег, нужных для нормального функционирования товарооборота. Каждый бумажный доллар приравнивался к золотому и имел такую же покупательную цену, как и золотой. Закон обращения бумажных денег действовал в условиях, когда основой денежной формы стоимости было золото. Современная количественная теория денег и цен, основоположником которой является американский экономист И. Фишер, количество денег в обращении определяет по формуле: K-PY! V, где Р- абсолютный уровень цены; У- реальный объем производства; V- скорость обращения денег. В современной западной экономической литературе основным фактором спроса на деньги считается богатство. Кроме того, принимаются во внимание изменения в ожиданиях населения (в случае оптимистических прогнозов относительно экономической конъюнктуры спрос на деньги растет, и наоборот), объемы номинальных и реальных доходов, ставки процента и т.д. Из сформулированных законов следует очень важный принцип денежного обращения, гласящий, что равновесие в экономике, сбалансированность спроса и предложения обеспечиваются товарной массой, которая оценивается суммой покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственное обращение и принадлежащих государству, фирмам и отдельным лицам. В денежной массе различают активные деньги, находящиеся в наличном и безналичном обращении, и пассивные (накопления, резервы, остатки на счетах), которые только потенциально могут использоваться в соглашениях. Они представляют собой составные элементы денежной массы и условно могут быть охарактеризованы следующим образом: 1) агрегат МО (наличные средства, находящиеся в обращении (монеты и банкноты)). Обычно в развитых странах преобладающее значение имеет безналичное обращение (оно тесно связано с кредитом, а кредит дает существенную экономию издержек обращения), поэтому роль этого агрегата невелика; 2) агрегат Ml (МО + остатки на счетах). Средства на счетах в банках используются для совершения текущих платежей, поэтому объем данного агрегата в значительной степени характеризует ликвидность денежной массы. Вместе с тем чем большие оборотные средства предприятия «заморожены» на счете, тем меньше средств может быть инвестировано в основной капитал. Данный агрегат в большей степени выполняет функцию средства обращения (платежа); 3) агрегат М2 (Ml + срочные и сберегательные депозиты). Хотя «депозитные деньги» обладают меньшей ликвидностью, они могут быть в течение какого-либо времени обращены в денежные средства (к примеру, в агрегат Ml). Агрегат М2 в большей степени выполняет функцию средства накопления, хотя частично служит и средством обращения; 4) агрегат МЗ (М2 + сберегательные вклады, а также ценные бумаги). Указанный агрегат может быть полностью охарактеризован как выполняющий функцию средства накопления. Вместе с тем если под ценными бумагами, составляющими данный агрегат, понимать и векселя, то в таком случае этот агрегат может выполнять функцию средства обращения. Основную часть денежной массы составляют различные виды банковских депозитов (кредитных денег), а также некоторые виды ценных бумаг, у которых такая же покупательная способность, как и у банковских счетов. Денежная масса в наше время формируется на основе кредитов. Это значит, что банки, предоставляя кредит предприятиям, организациям, отдельным лицам, тем самым увеличивают денежную массу, поскольку в обращение при этом поступает их добавочное количество, что вызывает рост цен. Рост скорости обращения денег обусловлен также активным вмешательством государства в процесс воспроизводства капитала, усилением огосударствления кредитно-финансовой сферы и развитием кредитной системы, совершенствованием безналичных платежей. Факторами ускорения обращения денег являются развитие функций коммерческого банковского кредита, увеличение текущего потребительского кредита, внедрение расчетных терминалов ЭВМ и т.д.
ТЕМА 3. Бюджетное ограничение и потребительский набор По существу, теория поведения потребителя - это теория потребительского выбора. В изложенной выше модели поведения потребителя были сформулированы важнейшие принципы этого выбора. Остановимся на понятии бюджетного ограничения и потребительского набора. Бюджетное ограничение - это ограничение при выборе потребителем комбинаций благ, определяемое доходом потребителя и ценами благ. Потребительский набор представляет собой комбинацию доступных потребителю товаров и услуг при его бюджетном ограничении (табл. 1). Например, мы имеем 120 руб. в неделю на свои личные расходы. Предположим, что на эти деньги мы обычно покупаем товар 1 и товар 2. При этом товар I стоит 10 руб., а товар 2 - 20 руб. Каждый раз, тратя свои деньги, мы должны решить, что купить, т.е. сделать потребительский выбор. Даже в условиях такого ограниченного ассортимента благ у нас есть несколько вариантов того, как потратить свои 120 руб. Назовем четыре варианта. Таблица 1 Потребительские наборы
Выбирая комбинацию А, мы покупаем только товар I (12 шт.), а выбирая комбинацию D, покупаем только товар 2 (6 шт.). Потребитель- 48 ские наборы В и С включают не только товар 1, но и товар 2 (соответственно товар 1 (8 шт.) и товар 2 (2 шт.), товар 1 (4 шт.) и товар 2 (4 пгг.)). Каждый раз наш выбор ограничен ценами на блага и нашим доходом (общие расходы). В целом бюджетное ограничение означает равенство всех расходов на приобретаемые блага доходу потребителя. Бюджетное ограничение можно представить на графике в виде прямой бюджетного ограничения. На графике потребительские наборы представлены на линии, имеющей наклон слева сверху и вниз направо (отрицательный наклон). По горизонтальной оси отмечены товар 2, а по вертикальной оси - товар 1 (рис. 6).
Линия бюджетного ограничения показывает все максимально возможные комбинации благ, доступные потребителю. Линию бюджетного ограничения можно сравнить с кривой производственных возможностей. По аналогии ее можно было бы назвать «кривой потребительских возможностей». Потребитель здесь также выбирает из максимально возможных наборов благ. Увеличивая покупки какого-то блага, он должен отказаться от какого-то количества другого блага, т.к. его ресурсы (доход) ограничены. Отказ от покупки определенного количества другого блага представляет собой альтернативные издержки потребителя. Например, если мы предпочтем потребительский набор В набору А, то наши альтернативные издержки покупки одного товара 2 будут равны двум товарам 1. Рыночная власть При совершенной конкуренции на рынке действует достаточно много продавцов и покупателей, которые в отдельности не могут повлиять на цену товара. Фирмы принимают рыночную цену, решая, сколько производить и продавать, а потребители в свою очередь решают, сколько этого товара нужно купить. Монополия и монопсония являются противоположными понятиями. Монополия-рынок, имеющий одного продавца и множество покупателей, монопсония - рынок со множеством продавцов и только лишь одним покупателем. Рассмотрим поведение монополиста. Так как он является единственным производ ителем товара, то он может установить свою цену на предлагаемый товар и контролировать ее. Если сравнивать предложение монополиста и пред ложение при совершении конкуренции, то, несомненно, у монополиста оно будет меньше, а цена, наоборот, значительно больше. Это связано с определенными издержками для общества, т.к. меньше потребителей покупают продукт (т.е. те, кто его покупает, дают любые деньги). Чтобы этого не было, существует антимонопольная политика. Монополия в чистом виде-явление очень редкое, но на многих рынках лишь несколько фирм конкурируют друг с другом. Их взаимодействия связаны со стратегией фирм на данном рынке. Однако фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная власть. Теперь обратимся к монопсонии. В отличие от цены на рынке свободной конкуренции цена, которую устанавливает монопсонист представляет собой функцию его спроса. Проблемы монопсониста заключаются в выборе количества: максимизирует чистую прибыль от покупки - ценность товара минус цена, которая за него уплачена. Чистая монопсония-редкое явление (как и монополия). Но существуют рынки, где действуют только несколько покупателей, которые могут приобрести товары за меньшую цену, чем при совершенной 42 конкуренции. Такие покупатели имеют монопсоническую власть. Обычно это происходит на рынках факторов производства. Власть монополий и монопсоний - формы рыночной власти. Рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара, именно поэтому мы должны знать механизм действия рыночных сил и их влияние на фирмы и потребителей. Как было сказано ранее, моноподия в чистом виде встречается редко, чаще несколько фирм взаимодействуют друг с другом. Чтобы деятельность монополии была эффективна и приносила положительный эффект, ока должна определит» объем выпуска продукции исхода из спроса на данный товар, затем нужно установить цену реализации, которая зависит не только от издержек производства, но и or налоговой ставки на единицу продукции, а также от спроса на товар (т.к. предприятие само устанавливает цены). Для определения объема выпуска продукции сущ ествует правило: максимизирующий прибыль объем производства достигается тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам. Но фирме-монополисту могут назначить цену реализации товара больше, чем предельные издержки, и таким путем получить дополнительную прибыль. Конечно, ее монопольная власть меньше, чем если бы она вытесняла конкурентов и полностью монополизировала рынок, но все-таки она существенна. Способом измерения монопольной власти служит величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. В частости, можно использовать коэффициент повышения цены над предельными издержками. Данный способ определения монопольной власти был предложен в 1934г. экономистом Аб-ба Лернером и получил название показателя монопольной ачасти Лернера: где L - показатель монопольной власти Лернера; Р- максимизирующая прибыль; МС-предельные издержки. Числовое значение коэффициента Лернера находится между 1 и О. Для совершенно конкурентной фирмы Р=МС и L=0 Чем больше L, тем больше монопольная власть. Разница между ценой товара и предельными издержками его производства обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы, А1 следовательно, конечной причиной монопольной власти является эластичность рыночного спроса, число фирм на рынке и взаимодействие между фирмами. Рыночная власть-явление довольно распространенное. Во многих отраслях действует лишь несколько фирм, поэтому каждый производитель обладает относительно монопольной властью. А многие фирмы в качестве покупателей сырья, трудовых ресурсов или других товаров обладают относительной монопсонической властью на рынках этих факторов производства. Проблемы, с которыми сталкиваются руководители этих фирм, - наиболее эффективное использование рыночной власти. Они должны решить, как устанавливать цены, выбирать количество используемых производственных факторов, определять объем выпуска продукции в краткосрочный и долгосрочный периоды, чтобы максимизировать прибыль фирмы. ТЕМА 4. МОНОПОЛИЯ Монополия Монополия (от греч. monos - «один»,poleo - «продаю») - это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т.е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию. Нередко под монополией подразумевается определенная структура рынка, абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца. Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во-первых, практически не существует продуктов, не имеющих заменителей. Во-вторых, редко когда на
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.81.129 (0.016 с.) |