Правовые основы предпринимательской деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые основы предпринимательской деятельности



В системе права предпринимательское право формируется из норм различных отраслей права: конституционного (государственного), гражданского, трудового, финансового, административного, уголовного, налогового и др.

Основой предпринимательской деятельности является Конституция РФ, принятая 12.12.1993 г. и представляющая собой юридическую базу всего действующего законодательства. Основной Закон гарантирует единство экономического пространства страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности. Конституция имеет наивысшую юридическую силу, прямое действие и применяется но всей территории Российской Федерации

Законы и иные правовые акты и нормативные документы, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

В Конституции РФ определена главная экономическая и правовая проблема - проблема собственности, установлены многообразие форм собственности и необходимость их регистрации.

По Конституции частная собственность охраняется законом, а иметь в частной собственности землю могут только российские граждане и их объединения. Установлены гарантии свободы экономической деятельности, закреплен механизм рыночных отношений. Гарантированы создание и функционирование единого общероссийского рынка, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по всей территории России, поддержка и развитие добросовестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на создание монополии.

Единственной денежной единицей, обращающейся на территории Российской Федерации, объявлен «рубль». Банк России обязан защищать российскую валюту и обеспечивать ее устойчивость. Россия впервые провозглашена социальным государством, политика которого, в т.ч. в области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для свободного развития человека.

Предпринимательское право - это комплексная отрасль законодательства, регулирующая предпринимательскую деятельность Основу этой отрасли законодательства составляет гражданское законодательство, регулирующее отношения между людьми, занятыми предпринимательской деятельностью или участвующими в ней (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Взаимоотношения предпринимателей, оформляемые договорами, и возникающие в связи с этим обязательства являются предметом гражданского права.

Основной сферой в предпринимательском праве являются правоотношения, которые складываются в процессе деятельности, направленной непосредственно на получение прибыли. Нормы предпринимательского права устанавливают правила хозяйственной деятельности.

Источники предпринимательского права многочисленны, сложны и противоречивы. К ним относятся: Конституция РФ, гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права, обычаи делового оборота, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

В регулировании предпринимательской деятельности задействованы практически все отрасли права. Так, предпринимательские имущественные отношения служат важным элементом предмета гражданского права.

Гражданский кодекс, другие законы и иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, не только дают легальное определение предпринимательской деятельности, но и регламентируют особенности источников ее гражданско-правового регулирования, их участия в обязательствах.

Налоги

Налоги - неотъемлемый элемент государства в условиях рыночных отношений.

Знание налогового законодательства необходимо каждому бизнесмену, потому что, занимаясь предпринимательской и коммерческой деятельностью, он должен четко знать и определять, какие налоги платить, сколько и когда. Вместе с тем в России, проходящей сложный путь рыночных реформ, налоговая система находится в стадии становления.

Существует очень много разнообразных налогов и сборов, в исчислении которых порой нет ясности. Положение усугубляется отсутствием стабильности в налоговой сфере, т.е. одни налоги заменяются другими.

Функционирующая в настоящее время налоговая система введена с 01.01.1992 г. Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (27.12.1991 г.). С января 2001 г. вместо этого закона действуют ч. 1,2 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

В НК РФ (ч. 1) определяются система налогов и сборов, взимаемых в бюджеты разных уровней, общие принципы налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, а также формы, методы налогового контроля и ответственность за совершение налоговых правонарушений. В НК РФ (ч. 2, раздел VIII) освещается порядок исчисления и уплаты в бюджет НДС, акцизов, платежей с доходов физических лиц и единого социального налога.

За время своего функционирования налоговая система Российской Федерации претерпела определенные изменения из-за неустойчивости экономического развития, инфляции, а также несовершенства первоначальных разработок. Но учитывая все ее недочеты, она в основном отвечает требованиям рыночных отношений, устанавливая единые правила налогообложения для всех участников этих отношений.

Как определяется в НК РФ (ст. 8), налоги - это обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи в бюджеты разных уровней или во внебюджетные фонды выполняют фискальную и регулирующую функции.

Фискальная функция состоит в изъятии у предпринимателя и отдельных граждан части принадлежащей им стоимости в казну государства.

Регулирующая функция в том, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос.

Регулирующая функция осуществляется при помощи налогового механизма, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включает широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов - налоговых ставок, льгот, способов обложения, санкций.

Осуществляя изменения налоговых законов в соответствии с экономическими процессами, государство имеет возможность формировать общественные отношения в сфере производства, обращения, обмена и потребления материальных и духовных благ.

Следовательно, налоги являются наиболее эффективной формой управления рыночным хозяйством. Это достигается, если:

1) налоговый механизм обеспечивает равные экономические условия для всех юридических лиц любых организационно-правовых форм независимо от доходности;

2) налоговый механизм обеспечивает заинтересованность предпринимателя в получении дохода;

3) налоговый механизм обеспечивает стимулирование предприятий в развитии производства, ускорении научно-технического прогресса, решении социальных задач.

В процессе исторического развития общества и государства возникает и действует множество налогов, различающихся по субъектам, объектам, способам обложения, органам, взимающим их, и т.д.

Многообразие налоговых форм позволяет привлекать в бюджет определенную долю всех доходов плательщиков, стоимости имущества, выручки от всевозможных операций, воздействуя, т.о., на разные стороны хозяйственной деятельности.

Налоговая система - совокупность всех обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, методы и принципы их построения. Построение ее определяется уровнем экономического развития страны, государственной политикой, проводимой на различных этапах.

В целом налоговая система подчиняется интересам тех социальных групп и партий, которые в тот или иной момент находятся у власти.

В Российской Федерации все обязательные платежи по закону разделся на три 1руппы: федеральные, региональные, местные. Кроме этих групп, существует единый социальный налог, формирующий государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования.


Федеральные налоги действуют на всей территории Российской Федерации. Они являются главньш ресурсом российского государства, и в консолидированном бюджете РФ на их долю приходится более половины всех налоговых поступлений (без учета передачи налоговых доходов в нижеследующие бюджеты). В то же время регулирующая роль этих налогов в рыночных отношениях России пока еще слабо проявляется.

Дело в том, что федеральные налоги преследуют прежде всего фискальные цели, отсюда вытекает их высокая тяжесть, а нестабильность экономики мешает действию налогового механизма как инструмента эффективного воздействия на процесс производства.

Законодательные акты Российской Федерации устанавливают: состав федеральных налогов, размеры их ставок, объекты обложения, плательщиков, льготы, порядок зачисления налогов в бюджет или во внебюджетные фонды:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) таможенные пошлины;

4) налог на доходы физических лиц;

5) налог на прибыль предприятий и организаций;

6) единый социальный налог,

7) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

8) налог на операции с ценными бумагами;

9) налог на игорный бизнес;

10)государственная пошлина;

11)налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения;

12) плата за пользование водными объектами;

13)налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, и др. Почти все федеральные налоги, кроме налога на доходы физических лиц, налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, и некоторых других, взимаются в соответствии с налоговым законодательством с юридических лиц.

Региональные налоги - налоги и сборы, устанавливаемые федеральными законами и вводимые в действия решениями субъектов РФ, которые обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. 146

При введении региональных налогов представительные органы власти субъектов РФ полномочны определять следующие элементы налогов: налоговую ставку (в пределах, предоставленных федеральным законом), порядок и сроки уплаты, а также форму отчетности по данному налогу. К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций; транспортный налог, налог на игорный бизнес.

Информация о нормативных правовых актах об установлении и отмене региональных налогов и сборов направляется в Министерство финансов РФ и Министерство по налогам и сборам РФ органами государственной власти субъектов РФ.

Субъекты Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вводить на подведомственной им территории дополнительные налоги и сборы..

Местные налоги и сборы являются дополнением к действующим федеральным и региональным налогам: налог на имущество физических лиц; земельный налог; налог на рекламу и др.

Местные налоги разнообразны, и этим они затрудняют работу налоговых органов и усложняют расчеты с плательщиками.

Кроме названных налогов, предприниматели должны перечислять во внебюджетные фонды единый социальный налог.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.013 с.)