Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпринимательская деятельность и предприятие

Поиск

Д.з.

1 часть

Разбиться на творческие коллективы (состоящий от 2 до 4)

2 часть

Продумать какой деятельностью будет заниматься организация предприятия у каждого творческого коллектива.

Создать первоначальные документы

Лекция №1

Экономические основы функционирования предприятия (организации).

Вопросы:

Предпринимательская деятельность и предприятие

Предпринимательской называют инициативную деятельность граждан осуществляемую на свой страх и риск и связанную с извлечением прибыли.

Субъектом предпринимательской деятельности – является предприятие.

Замечание:

Существуют 2 случая использования термина предприятия (речь идёт о русском языке):

1.Предприятие как экономический субъект: используется в теории, в общих разговоров и иных аналогичных случаях.

2.Предприятие как юридическая категория: используется в гражданском кодексе и обозначает узкую категорию юридических лиц, а именно государственный сектор.

 

Наиболее распространённым видом предприятия является организация или юридическое лицо.

Отличительной экономической особенностью организации, является обособление её имущества от её владельцев, а так же способность вести самостоятельную экономическую деятельность.

Выделяют несколько классификаций предприятий:

1.По характеру потребляемого сырья: добывающие и обрабатывающие.

2.По назначению продукции: производящие средство производства и производящие предметы потребления.

3.По характеру деятельности: промышленные, выполняющие работы и оказывающие услуги.

4.По характеру производственного процесса: поточные или массовое производство, серийные или производства партий товара, и индивидуальные.

5.По специализации: специализированные диверсифицированные и комбинированные.

Диверсифицированными называются – предприятия одновременно осуществляющие несколько различных видов деятельности.

Диверсификация – это способ защититься от неблагоприятных воздействий внешней среды в виде экономических рисков.

Организации могут быть образованны на различных экономико-правовых условиях, совокупность этих условий определяет организационно-правовая форма.

Наиболее распространёнными формами организации являются:

I.Общество с ограниченной ответственностью:

1.Имущество ООО обособляется от владельцев и находится в ООО на праве собственности.

2.Собсвенники ООО либо не участвуют в управлении, либо занимают посты в высшем руководстве (только в том случаи если собственник физическое лицо).

3.Для ООО не характерно распределение прибыли между владельцами (хотя допустимо).

II.Акционерные общества (открытые и закрытые):

1.Имущество обособленно от собственника.

2.Существует особый орган управления (собрания акционеров), которые участвуют в управлении организации.

3.Характерна распределению прибыли между владельцами – это такое распределение служит способом привлечения владельцев

III.Унитарные предприятия:

1.Имущество не находится в собственности организации, оно принадлежит государству.

2.Возможно директивное управление со стороны собственника (по усмотрению собственника)

3.Распределение прибыли (если она есть) производится по установленному собственником норматива отчисления.

Создание предприятия.

Создание предприятий любых видов и форм начинается по инициативе их будущих собственников, которые составляют первый и основной документ регламентирующий деятельность предприятия – Устав.

Любая организация должна быть зарегистрирована в законодательном установленном порядке; Регистрируется устав.

Для начала собственно-хозяйственной деятельности необходим первоначальный капитал – совокупность ресурсов в денежной и или натуральной форме. Этот первоначальный капитал называется – денежная оценка. Денежная оценка первоначального капитала называется уставным капиталом, а в случаи акционерных обществ акционерным капиталом. Существуют законодательно-установленные требования к минимальной величине установки или акционерного капитала.

Сами ресурсы составляющие первоначальный капитал переходит в собственность организации. (за исключении унитарных предприятий).

Соотношение между собственностью организации и тем, что организация должна своим собственникам, называется первоначальным балансом организации, он состоит из двух частей:

Активы (то, что находится в собственности организации). Пассивы или обязательства.
Имущество вложенные собственниками. Впоследствии возникает потребность в дополнительном приобретаемом имущество, которое со стороны пассива финансируются за дополнительные средства собственников (прибыль резерва), либо за счёт заёмного капитала УК (уставной капитал)

(Активы и пассивы всегда равны между собой)

Лекция №2

Д.з.

1. Выбрать вид деятельности

2. Выбрать организационно-правовую форму (ООО или ЗАО).

3. Создать учредительные документы (требования к ним смотреть в гражданском кодексе).

4. Подготовить пакета документов для государственной регистрации.

5. Продумать структуру своей организации (2 подразделения обязательно должны быть)

Структура организации.

Различают 3 вида структур:

1. Общая структура – представляет собой деление организации по укрупнённым структурным элементам и устанавливает количественные взаимоотношения между ними.

Выделяют 3 элемента

1.Производственные подразделения:

- Цехи

- Участки

- Лаборатории

- Отделы и т.п. основного и вспомогательного производства

2.Обслужывающие подразделения:

- Столовые

- Детские сады

- Медсанчасти

- Дома отдыха

- Котельные

3.Аппарат управления:

- Службы оперативного управления

- Управление персоналом

- Службы управления экономической и финансовой деятельностью

- Служба обработки информации

- Администрация

- Службы маркетинга

- Службы внешних экономических связей

- Отделы технического развития

2. Производственная структура предприятия – это соотношение и состав производственных подразделений, которые делятся на:

1.Основное производство. Выполняют определённые стадии производственного процесса.

2.Вспомогательные производственные подразделения (обеспечивают бесперебойную работу основных подразделений).

3.Обслуживающие подразделения – это хранение и транспортировка (обслуживание).

4.Побочные подразделения. Например: утилизация отходов

Существуют 3 способа или принципа формирования производственной структуры:

1.Технологический принцип. Подразделения объединяются в группы по признаку технологии.

2.Предметный принцип. Подразделения объединяются в группы в зависимости от выпускаемой продукции.

3.Комбинированный принцип.

3. Организационная структура – это система служб управляющих деятельностью предприятия. Она связана с производственной структурой и определяется задачами предприятия, а так же функциями и объёмом управленческой работы.

Например: аппарат управления

Выделяют следующие типы организационных структур:

1.Линейная структура

2.Дивизеонная структура:

- Территориальная

- Продуктовые

- Функциональная структура управления

- Матричная – это комбинация из дифизеональной и функциональной структуры.

- Проектная структура (Гибкая структура, где состав руководителей определяется потребностями конкретного проекта).

Д.з.

Выяснить, какие основные средства нам нужны, производственного и непроизводственного назначения.

Какая номенклатура (все станки, все компьютеры оно имеет название),т.е. сборник имён.

Покупка:

- С одной стороны мы получаем именно то оборудование которое нам нужно, именно тогда когда нам нужно и сколько нужно,

- С другой стороны, если мы ошиблись и приобрели ненужное нам оборудование, то продать его крайне сложно и чаще всего, продано оно будет за деньги меньшие, чем мы потратили на покупку. Особенно остро эта проблема стоит в том случаи, если оборудование нужно нам временно, а не постоянно. Кроме того отвлекая большие суммы денег на приобретение оборудования мы лишаем себя возможности потратить их на что-то другое.

Аренда или временное приобретение права пользования внеоборотными активами. Сам актив при этом остаётся в собственности арендодателя. По договору аренды за пользование актива выплачивается арендная плата:

- В виде фиксированных платежей в единицу времени (самый распространённый случай)

- В виде процента от дохода получаемого от использования этого актива (роялти). Применяется в отношении отдельных видов активов, чаще всего в землепользование или в недропользовании при добычи полезных ископаемых.

В состав фиксированной арендной платы, обычно включается:

- величина амортизации

- доход аренда дателя

- величины расходом на обслуживание арендуемого имущества (в случае если по договору, такие расходы несёт собственник, а не арендатор), расходы на страхование сделки, прочее составляющее.

Достоинством аренды является возможность пользования имуществом не постоянно, а только на тот период, когда оно нам необходимо, а недостатками – невозможность получить именно то, что нам нужно по именно той цене, которая нас бы устраивала.

Лизинг или финансовая аренда.

В классический и прямой лизинг различаются, только составом участником. Существуют и другие классификации этой операции. По своей экономической сути лизинг – это аренда с правом последующего выкупа. В прямом лизинге мы арендуем имущество у собственника с условием, что по окончании срока действия лизингового договора, имущество перейдёт в нашу собственность. Собственником имущества в этом случаи, чаще всего является производитель. Таким образом прямой лизинг с одной стороны очень похож на аренду, а с другой стороны на покупку в рассрочку. Классический лизинг, предполагает наличие посредника – финансовой структуры, которая по нашему запросу приобретает оборудование у производителя и предоставляет нам в пользование на условиях сильно похожих на прямой лизинг.

Различие между прямым и классических лизингом:

1.В прямом лизинге договор заключается с производителем непосредственно. В классическом с посредником, который специально для нас покупает оборудование.

2.В классическом лизинге, в состав лизинговых платежей, включается дополнительный компонент – проценты за пользование заёмными средствами, которые потрачены посредником на покупку оборудования.

 

Классический лизинг по своей экономической сути похож на нечто среднее между арендой и покупкой за счёт заёмных средств.

Основные составляющие лизингового платежа похожи на составляющие арендной платы: амортизация, вознаграждение лизингодателя, услуги на обслуживание лизингового имущества, расходы на страхование (они чаще всего будут) и прочие компоненты. В отличии от обычной аренды лизинг позволяет получить именно то имущество, которое нам нужно, но при условии если мы найдём лизинговую компания, которая согласится на такую сделку. Кроме того лизинг достаточно дорогостоящая операция, аренда дешевле.

 

Определение потребности во внеоборотных активах.

Важнейшим фактором определения потребности является, особенности хозяйственной деятельности – они определяют состав и структуру основных средств. Определения количества основных средств, производится в зависимости от их вида, для основных средств незадействованных в производственном процессе, количество определяется исходя из соображений логики.

Для производственных активов количество потребного оборудования определяется исходя из планируемых масштабов производства. Ключевым показателем здесь является показатель производственной мощности.

Лекция №5

Д.з.

Д.з. в зависимости от вида деятельности, которое мы выбрали нам нужно определить, какое сырьё, комплектующие нам нужны, т.е. оборотные активы. Определить нормы расходу этих оборотных активов на единицу производимой продукции. Выяснить норматив расхода на единицу нормы.

Показатели эффективности использования оборотных средств.

Коб = выручка

ОбСрср

ОбСр = ОбСрн.п.+ОбСрк.п.

Тоб = Кол.дней в периоде

Коборачиваемости

ЭКобСр = ВфВб

Ф Б

Данный показатель в чистом виде не используется, а анализируется индексным или факторным методом.

 

МЕ = Матер*Затр

Выручка

Материалоёмкость

 

МО = 1

МЕ

Коб д.з. = выручка

Дз ср

Тоб д.з. = кол-во дней

Коб д.з.

Лекция №7.

Трудовые ресурсы и оплата труда.

Вопросы:

1.Кадры предприятия

2.Бюджет рабочего времени

1. Кадры предприятия – кадрами называется совокупность наёмных работников, различных профессиональных квалификационных групп, занятых в деятельности предприятия.

Кадры делятся на 2 группы:

1.Промышленно-производственный персонал – работники занятые в сфере производства и управления.

2.Непроизводственный персонал – работники вспомогательно обслуживающих подразделений (уборщики, работники медсанчасти и т.д.).

Промышленно производственный персонал в свою очередь подразделяется на:

1. Рабочих:

1.1.Основные – выполняют основные производственные операции.

1.2.Вспомогательные – выполняют операции обслуживающие производственный процесс (Например: грузчики).

2. Служащие

2.1.Руководители – осуществляют управление предприятием, либо его структурными подразделениями.

2.2.Специалисты – работники занятые инженерно-техническими, экономическими или другими специальными видами работ (Например: бухгалтер).

2.3.Собственно служащие – работники осуществляющие обслуживание процесса управления (Например: кассиры, коменданты).

Кадры предприятия подразделяются по:

1.Профессия – это особый вид деятельности, требующая специальных знаний и навыков.

2.Специальность – направление деятельности внутри профессии, требующая специализированных знаний и навыков.

3.Уровнь квалификации – характеризует степень владения той или иной профессии и специальностью, определяется уровнем теоретической и практической подготовки, а так же полученным опытом.

Уровень квалификации отражается путём присвоения работнику соответствующего разряда или тарифной категории. Описание общегосударственных требований к разрядам и категориям содержится в следующих документах:

1.Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих

2.Единый квалификационный справочник должностей специалистов руководителей и служащих.

Применение этих справочников не является обязательным, однако они устанавливают некий стандарт квалификационных требований к каждой категории работников. Конкретная организация может устанавливать дополнительные требования, такие требования должны быть отражены в специальном документе (коллективном договоре руководства и трудового коллектива предприятия).

Профессионально-квалификационная структура работников, отражается в специальном документе – штатном расписании, в котором фиксируется текущая потребность предприятия в работниках соответствующих профессий, специальностей и квалификаций. Штатное расписание составляется по желанию руководства (кроме государственных структур, где они обязательны), однако оно очень удобно с точки зрения оптимизации кадрового состава предприятия. Штатное расписание утверждается руководством и пересматривается по мере изменения необходимости в работниках той или иной профессии, специальности, квалификации (обычно не чаще одного раза в год).

Ая колонка

Служащие,

Руоковдители,

Директор – 1

Заместитель директора – 1

Главный бухгалтер – 1

Специалисты

Бухгалтер – 3

Маркетолог – 1

Служащие

Секретарь – 1

Кассир

Водитель

Уборщица

Охраник

Рабочие

Основные

- Кондитер

Вспомогательные

- Грузчики

- Кладовщики

- Разнорабочие

Д/З Составить калькуляцию.

Доходы и прибыль.

Доходами называют экономическую выгоду получаемую предприятием в ходе осуществления хозяйственной деятельности.

Доход может быть получен в различной форме:

1. В виде денежных средств от реализации произведенной продукции (выручка от реализации) – самый распространенный вариант получения дохода.

2. В виде безвозмездно полученного имущества, если это имущество планируется использовать в хозяйственной деятельности и такое использование позволит получить в будущим экономические блага.

3. Доходы получаемы от операций не связанных с производством и реализацией продукции (проценты по вкладам в банке).

4. Доходы возникающие в результате благоприятного стечения обстоятельств (чрезвычайные или форс-мажорные). Например присужденные или полученные штрафы, прекращение обязательства предприятия в связи с отсутствием кредитора. Управление доходами является важной частью общей системы управления предприятием, поскольку величина и структура получаемого дохода определяют успешность хозяйственной деятельности. При управлении доходами прежде всего обращают внимание на их структуру – большая часть доходов должна приходиться на выручку от реализации. Чем больше доля выручки в структуре доходов, тем более устойчиво работает предприятие. Вторым направление в управлении доходами является управление рискам. Риск связан с возможным разделением во времени экономического возникновения дохода и фактического получения соответствующих денежных средств.

Возможны 3 варианта:

1. Сначала получены денежные средства и у предприятия возникло обязательство поставить товар на полученную сумму: в этом случае минимален финансовый риск (неполучение денег), но максимален товарный риск.

2. Деньги и товар переходят из рук в руки одновременно: и финансовый и товарный риски минимальны.

3. Сначала поставка товара, а затем по прошествии некоторого времени, осуществляется его оплата, продажи в кредит или доход в виде дебиторской задолженности: финансовый максимален, товарный минимальный.

4. Комбинированные варианты. Основная задача использовать ту комбинацию форм получения дохода, которая позволит получить минимальное сочетание рисков.

Лекция №11

Прибыль и рентабельность.

Прибыль является важнейшим результатом хозяйственной деятельности предприятия. Одновременно с этим она является одним из важнейших источников экономического развития. В гражданском кодексе РФ прибыль указана как основная цель деятельность любых коммерческих предприятий (коммерческий – хозяйствующий, с целью получения прибыли). На современном этапе экономического развития для ряда коммерческих организаций уже недостаточно ставить в качестве цели деятельности извлечения прибыли, устанавливаются более общие цели. Например: максимизация блага состояния собственников. Однако даже для такой цели прибыль является важнейшим фактором обеспечения её достижения.

Прибыль рассчитывается как разница, между доходами полученными в ходе осуществления деятельности и расходами понесённые при этом.

Пр = Д – Р = Ц * Qр – Расх = Ц * Qр – С/стр - НР

Ц – цена

Qр – объём реализации

Расх – расходы

С/стр – себестоимость

НР – накладные или косвенные расходы.

При производстве нескольких видов продукции формула для расчёта прибыли имеет следующий вид:

 
 


Пр =[ ∑(Цi * Qpi – C/стрi)] – НР

 

Последняя формула позволяет выявить основные факторы роста прибыли:

1.Увеличение цены реализации

2.Увеличение объёма реализации

3.Уменьшение себестоимости

4.Уменьшение накладных расходов

5.Изменение ассортимента в более прибыльную продукцию

По вышеприведённым формулам рассчитывается прибыль от обычных видов деятельности, другое её название прибыль от реализации.

Она составляет порядка 90% от общей величины прибыли предприятия, помимо прибыли от реализации, предприятие так же может получать разовые или более и менее постоянные доходы или прибыли, это прибыль от внереализационных операций и прибыль от прочих операций (включая чрезвычайную прибыль). Получение этих видов прибыли необязательна. С учётом дополнительных прибылей общая формула имеет следующий вид:

Пр∑ = Пр + Прв + Прп

Величина прибыли может быть только положительной

Прибыль: Д – Р > 0

Безубыточность: Д – Р = 0

Убыток: Д – Р < 0

Ситуацию безубыточности в формулах обычно не выделяют, а возможность существования убытков учитывается следующим образом:

Пр∑ = Пр + Прв + Прп

У∑ У Ув Уп

Где убыток участвует в расчёте со своим знаком, т.е. с минусом.

По результатам работы в марте 2012 года предприятие получило: прибыль от реализации 100 000 руб., внереализационный убыток в 4 000 руб. и убыток от прочих операций 2 000 руб (Формула по которой будем рассчитывать: Пр∑ = Пр – Ув – Уп).

Важным показателем характеризующим эффективность деятельности с точки зрения способности этой деятельности приносить доход, является рентабельность. В зависимости от того какой фактор хозяйственной деятельности мы исследуем с позиций его возможностей к принесению дохода, различают разные показатели рентабельности, наиболее известны следующие показатели:

1.Рентабельность продаж Rf = Пр∑/ f

F – выручка от реализации

Рентабельность продаж показывает какую прибыль приносит реализация продукции и одновременно с этим какую долю выручки составляет прибыль.

2.Рентабельность продукции Rf = Пр∑/ С/стр

Коэффициент показывает, какой доход позволяет получить расходы понесённые с целью получения продукции.

3.Рентабельность собственного капитала Rск = Пр∑/Ук + нераспределённая прибыль + добавочная + резервная

Коэффициент показывает какой доход приносит средство собственником учредителей или акционеров, вложенные в деятельность предприятия.

4.Рентабельность активов Rа = Пр∑/Средняя величина активов за период

Коэффициент показывает, какой доход приносит имущество, используемое в деятельности.

Замечание: коэффициенты рентабельности рассчитываются только в том случаи, если предприятие по итогам получила прибыль, если по итогам деятельности получила убыток, говорят, что в этом случаи коэффициентов рентабельности не существует.

Важной процедурой является распределение прибыли, прибыль направляется на:

1.Уплату налога на прибыль

2.Выплату дивидендов и иных аналогичных доходов собственникам

3.На потребление (фонд потребления).

4.На накопления и инвестиции в развитие предприятия (фонд накопления).

Фонды накопления и потребления отдельно могут не выделяться, но их формальное отсутствие не означает того, что прибыль не распределяется. Распределение прибыли для потребления может предусматривать, например: реализацию социальных программ, благотворительных проектов, выплату премий трудовому коллективу по итогам работы, а так же финансирование других аналогичных расходов потребительского характера.

Фонд накопления расходуется на:

1.Приобретение нового или модернизацию имеющегося оборудования

2.Приобретение новых технологий и нематериальных активов, а так же иные цели связанные с развитием хозяйствующего субъекта, т.е. предприятия.

Экономическое развитие хозяйствующего субъекта осуществляемая только за счёт инвестирования прибыли (т.е. фонда накопления) без привлечения заёмных источников, называется устойчивым развитием предприятия. Устойчивое развитие наиболее стабильна и менее всего подвержена воздействию внешней среды, по этому целесообразно в максимальной степени сохранять прибыль в фонде накопления, т.к. максимизация этого фонда позволяет максимизировать темпы устойчивого развития.

 

Д.з.

1 часть

Разбиться на творческие коллективы (состоящий от 2 до 4)

2 часть

Продумать какой деятельностью будет заниматься организация предприятия у каждого творческого коллектива.

Создать первоначальные документы

Лекция №1

Экономические основы функционирования предприятия (организации).

Вопросы:

Предпринимательская деятельность и предприятие

Предпринимательской называют инициативную деятельность граждан осуществляемую на свой страх и риск и связанную с извлечением прибыли.

Субъектом предпринимательской деятельности – является предприятие.

Замечание:

Существуют 2 случая использования термина предприятия (речь идёт о русском языке):

1.Предприятие как экономический субъект: используется в теории, в общих разговоров и иных аналогичных случаях.

2.Предприятие как юридическая категория: используется в гражданском кодексе и обозначает узкую категорию юридических лиц, а именно государственный сектор.

 

Наиболее распространённым видом предприятия является организация или юридическое лицо.

Отличительной экономической особенностью организации, является обособление её имущества от её владельцев, а так же способность вести самостоятельную экономическую деятельность.

Выделяют несколько классификаций предприятий:

1.По характеру потребляемого сырья: добывающие и обрабатывающие.

2.По назначению продукции: производящие средство производства и производящие предметы потребления.

3.По характеру деятельности: промышленные, выполняющие работы и оказывающие услуги.

4.По характеру производственного процесса: поточные или массовое производство, серийные или производства партий товара, и индивидуальные.

5.По специализации: специализированные диверсифицированные и комбинированные.

Диверсифицированными называются – предприятия одновременно осуществляющие несколько различных видов деятельности.

Диверсификация – это способ защититься от неблагоприятных воздействий внешней среды в виде экономических рисков.

Организации могут быть образованны на различных экономико-правовых условиях, совокупность этих условий определяет организационно-правовая форма.

Наиболее распространёнными формами организации являются:

I.Общество с ограниченной ответственностью:

1.Имущество ООО обособляется от владельцев и находится в ООО на праве собственности.

2.Собсвенники ООО либо не участвуют в управлении, либо занимают посты в высшем руководстве (только в том случаи если собственник физическое лицо).

3.Для ООО не характерно распределение прибыли между владельцами (хотя допустимо).

II.Акционерные общества (открытые и закрытые):

1.Имущество обособленно от собственника.

2.Существует особый орган управления (собрания акционеров), которые участвуют в управлении организации.

3.Характерна распределению прибыли между владельцами – это такое распределение служит способом привлечения владельцев

III.Унитарные предприятия:

1.Имущество не находится в собственности организации, оно принадлежит государству.

2.Возможно директивное управление со стороны собственника (по усмотрению собственника)

3.Распределение прибыли (если она есть) производится по установленному собственником норматива отчисления.

Создание предприятия.

Создание предприятий любых видов и форм начинается по инициативе их будущих собственников, которые составляют первый и основной документ регламентирующий деятельность предприятия – Устав.

Любая организация должна быть зарегистрирована в законодательном установленном порядке; Регистрируется устав.

Для начала собственно-хозяйственной деятельности необходим первоначальный капитал – совокупность ресурсов в денежной и или натуральной форме. Этот первоначальный капитал называется – денежная оценка. Денежная оценка первоначального капитала называется уставным капиталом, а в случаи акционерных обществ акционерным капиталом. Существуют законодательно-установленные требования к минимальной величине установки или акционерного капитала.

Сами ресурсы составляющие первоначальный капитал переходит в собственность организации. (за исключении унитарных предприятий).

Соотношение между собственностью организации и тем, что организация должна своим собственникам, называется первоначальным балансом организации, он состоит из двух частей:

Активы (то, что находится в собственности организации). Пассивы или обязательства.
Имущество вложенные собственниками. Впоследствии возникает потребность в дополнительном приобретаемом имущество, которое со стороны пассива финансируются за дополнительные средства собственников (прибыль резерва), либо за счёт заёмного капитала УК (уставной капитал)

(Активы и пассивы всегда равны между собой)

Лекция №2

Д.з.

1. Выбрать вид деятельности

2. Выбрать организационно-правовую форму (ООО или ЗАО).

3. Создать учредительные документы (требования к ним смотреть в гражданском кодексе).

4. Подготовить пакета документов для государственной регистрации.

5. Продумать структуру своей организации (2 подразделения обязательно должны быть)

Структура организации.

Различают 3 вида структур:

1. Общая структура – представляет собой деление организации по укрупнённым структурным элементам и устанавливает количественные взаимоотношения между ними.

Выделяют 3 элемента

1.Производственные подразделения:

- Цехи

- Участки

- Лаборатории

- Отделы и т.п. основного и вспомогательного производства

2.Обслужывающие подразделения:

- Столовые

- Детские сады

- Медсанчасти

- Дома отдыха

- Котельные

3.Аппарат управления:

- Службы оперативного управления

- Управление персоналом

- Службы управления экономической и финансовой деятельностью

- Служба обработки информации

- Администрация

- Службы маркетинга

- Службы внешних экономических связей

- Отделы технического развития

2. Производственная структура предприятия – это соотношение и состав производственных подразделений, которые делятся на:

1.Основное производство. Выполняют определённые стадии производственного процесса.

2.Вспомогательные производственные подразделения (обеспечивают бесперебойную работу основных подразделений).

3.Обслуживающие подразделения – это хранение и транспортировка (обслуживание).

4.Побочные подразделения. Например: утилизация отходов

Существуют 3 способа или принципа формирования производственной структуры:

1.Технологический принцип. Подразделения объединяются в группы по признаку технологии.

2.Предметный принцип. Подразделения объединяются в группы в зависимости от выпускаемой продукции.

3.Комбинированный принцип.

3. Организационная структура – это система служб управляющих деятельностью предприятия. Она связана с производственной структурой и определяется задачами предприятия, а так же функциями и объёмом управленческой работы.

Например: аппарат управления

Выделяют следующие типы организационных структур:

1.Линейная структура

2.Дивизеонная структура:

- Территориальная

- Продуктовые

- Функциональная структура управления

- Матричная – это комбинация из дифизеональной и функциональной структуры.

- Проектная структура (Гибкая структура, где состав руководителей определяется потребностями конкретного проекта).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.6 (0.011 с.)