Факторы эластичности спроса по цене 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы эластичности спроса по цене



степень заменяемости чем больше заменителей у данного продукта, тем более эластичным является спрос на него
степень агрегированности чем шире границы товарной группы, тем менее эластичным является спрос
степень необходимости и срочности спрос на товары 1й необходимости и на товары, потребление которых не может быть отложено, неэластичен; на предметы роскоши − эластичен
удельный вес товара в бюджете потребителя чем выше доля данного товара в бюджете потребителя, тем более эластичен спрос на него
степень насыщения потребности чем меньше степень насыщения, тем более эластичен спрос. И наоборот, чем бόльшим запасом данного товара располагает потребитель, тем менее эластичен спрос
универсальность использования продукта чем выше универсальность в использовании данного продукта (шире возможности), тем более эластичен спрос на него
временнόй интервал, в рамках которого принимается решение о покупке • в мгновенном периоде − спрос абсолютно неэластичен; • в коротком периоде − спрос более эластичен, чем в мгновенном, но менее эластичен, чем в долгом; • в долгом периоде − спрос наиболее эластичен: − поиск товаров-заменителей; − медленная и постепенная адаптация вкусов и предпочтений потребителя; − полное и абсолютное приспособление к изменению цены данного товара может привести к пересмотру всей потребительской корзины

 

 

ЦЕНОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ В РАЗЛИЧНЫХ ТОЧКАХ ЛИНЕЙНОЙ КРИВОЙ СПРОСА
          В точке A EPD = ∞ отрезок AB EPD > 1 в точке B EPD = 1 отрезок BC EPD < 1 в точке C EPD = 0   На участке эластичного спроса общая выручка TR = P×Q растет; при EPD = 1 TR максимальна; на участке неэластичного спроса выручка снижается  

 

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ И ОБЩАЯ ВЫРУЧКА
Коэффициент эластичности спроса по цене Характер эластичности спроса Влияние изменения цены на общую выручку TR
↑ P ↓ P
EPD > 1   эластичный   ↓ TR   ↑ TR
Производителю выгодно понижение цены
EPD = 1   единичная эластичность TR постоянна и максимальна
EPD < 1   неэластичный   ↑ TR   ↓ TR
Производителю выгодно повышение цены
EPD = 0   абсолютно неэластичный ↑ TR TR= 0 при P=0 ↓ TR
изменение цены не вызывает изменения объема спроса (ΔQ = 0), но изменяет выручку в том же направлении
EPD = ∞   абсолютно эластичный TR → 0 TR →∞

13.Рыночный спрос. Факторы, воздействующие на спрос

Основные вопросы ЧТО? КАК? ДЛЯ КОГО? решаются через механизм спроса и предложения.

Спрос имеет качественную (обозначается понятием "спрос") и количественную (обозначается понятием "объем спроса") характеристики.

 

Спрос (D) желание и возможность покупателей приобретать товары и услуги (платежеспособная потребность в определенном товаре)
Объем спроса (Qd) количество товара, которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте при прочих равных условиях
Графически это означает, что кривая спроса имеет отрицательный наклон.
Обратная зависимость между ценой и объемом спроса называется законом спроса: Qd = f(P) ‾
Цена спроса Pd максимальная цена, которую согласен заплатить потребитель за определенное количество товара при прочих равных условиях
     

 

Формы выражения закона спроса
  • шкала спроса (табличная) • кривая спроса (графическая) • аналитическая: Qd = a − bP a и b − линейные коэффициенты, отражающие изменение внешних (экзогенных) факторов спроса: a − автономный объем спроса, не зависящий от цены b − определяет наклон кривой спроса

 

Объяснение отрицательного наклона кривой спроса

• покупатели приобретают больше дешевых товаров; • потребление связано с законом убывающей предельной полезности: продажа каждой дополнительной единицы товара возможна только по более низкой цене при условии наличия у потребителя некоторого запаса блага; • действие эффектов замещения и дохода  
Эффект замещения Эффект дохода
причина
изменение цены товара
проявление

изменение относительных цен товаров при неизменном доходе вызывает изменение объема спроса изменение реального дохода при неизменных относительных ценах вызывает изменение объема спроса
Функция спроса характеризует зависимость объема спроса от различных факторов
В функции спроса выделяют ценовой и неценовые факторы:
ценовой это цена данного товара: ее изменение вызывает изменение объема спроса. Графически: движение вдоль кривой спроса
неценовые изменяют желания и возможности потребителей приобретать данный товар по неизменной его цене. Графически: сдвиг кривой спроса вправо или влево
     
Qd = f(P; Y, T, Psub, Pcom, Z, E, N, B)
P цена данного товара Y доход потребителя T налоги Z вкусы и предпочтения Psub цена товаров- заменителей Pcom цена дополняющих товаров E ожидания N количество покупателей на рынке B прочие факторы

 

 

Взаимозаменяемые товары товары, удовлетворяющие данную потребность и способные заменить при этом друг друга. В этом случае повышение цены одного из них ведет к росту спроса на другой, и наоборот: ↓↑ P1 → ↓↑D2 (прямая связь)
Взаимодополняемые товары товары, совместно удовлетворяющие данную потребность. В этом случае рост цены на один из них вызовет снижение спроса на другой: ↓↑ P1 → ↑ ↓ D2 (обратная связь)
Изменение дохода обнаруживает различное отношение потребителя к одним и тем же товарам
Нормальные товары при увеличении дохода спрос растет
Низшие товары при увеличении дохода спрос снижается
Товары Гиффена низшие товары, спрос на которые растет при повышении их цены и падает при ее снижении (при условии значительной доли в потреблении при очень низком доходе)

 

Индивидуальный спрос желание отдельного потребителя приобретать товар при данных условиях
Рыночный спрос суммарная величина индивидуальных объемов спроса при каждой данной цене
Такой подход оправдан при выполнении аксиомы независимости потребителя. Однако в отдельных случаях спрос отдельного потребителя на некоторые товары в значительной мере зависит от потребления этих товаров другими

 

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОГО СПРОСА  
отражают влияние на данного потребителя вкусов и предпочтений других потребителей

Эффект присоединения к большинству (подражания) потребитель покупает то, что покупают другие (прямая связь)  
Эффект сноба потребитель стремится выделиться из общей массы (обратная связь)
Эффект Веблена (престижа) демонстративное поведение − приобретение товаров, свидетельствующих о высоком социальном статусе данного потребителя

 

"Парадоксы" закона спроса ситуации, при которых изменение цены полностью или частично отменяет условие "при прочих равных условиях" (ceteris paribus), получили название условия "с соответствующими изменениями" (mutatis mutandis). В таких ситуациях изменение цены воздействует не только на объем спроса, но и на сам спрос, вызывая соответствующий сдвиг кривой спроса.
• асимметричная информация цена как показатель качества: низкие цены "сигнализируют" покупателю о низком качестве товара, наоборот, высокие цены рассматриваются как показатель высокого качества  
• эффект Веблена способен создать положительную зависимость между ценой и объемом спроса, т.к. сама цена воспринимается как потребительное благо
• товары Гиффена повышение цен на "продукты для бедняков" вызывает не сокращение, а увеличение спроса на эти товары в условиях тотального обнищания населения; кривая спроса на эти товары может иметь положительный наклон
• эффект ожидаемой инфляции в периоды экономической нестабильности ожидание повышения цен провоцирует рост ажиотажного спроса. Сравнивая текущие и ожидаемые цены, покупатель воспринимает текущую цену как относительно низкую по сравнению с будущей и увеличивает спрос

Функция спроса — функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него факторов.
Законом спроса называется обратная зависимость между ценой и величиной спроса.
Кривая спроса показывает какое количество экономических благ готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.
Если влияет ценовой фактор, то изменяется величина спроса. (Движение вниз и вверх вдоль кривой D). QD=f(P)

Факторы, влияющие на спрос (неценовые)
1. Изменение доходов потребителей
2. Изменение вкусов и предпочтений
3. Ценовые и дефицитные ожидания
4. Изменение расходов на рекламу
5. Изменение цен на товары — субституты и комплементарные товары
6. Изменение количества покупателей

 

14.Рыночное предложение. Факторы, влияющие на предложение

Функция предложения — определяет предложение в зависимости от влияющих на него факторов.
Законом предложения называется увеличение количества предлагаемого блага при росте его цены.
Кривая предложения — показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.
Если влияет ценовой фактор, изменяется величина предложения (движение вверх, вниз по кривой).

Факторы, влияющие на предложение (неценовые)
1. Цены факторов (ресурсов) производства
2. Технология производства
3. Ценовые и дефицитные ожидания производителей
4. Размер налогов и субсидий
5. Колич Предложение, как и спрос, имеет качественную (обозначается понятием "предложение") и количественную (обозначается понятием "объем предложения") характеристики.

 

Предложение (S) желание и способность производителей поставлять товар на рынок
Объем предложения (QS) количество товаров, которое производители готовы продать по каждой данной цене в определенное время и в определенном месте
Графически это означает, что кривая предложения имеет положительный наклон.  

 

Прямая зависимость между ценой и объемом предложения называется законом предложения: QS = f (P) +

 

Цена предложения PS минимальная цена, по которой производители готовы предложить на рынок данное количество товара

 

Формы выражения закона предложения
• шкала предложения (табличная) • кривая предложения (графическая) • аналитическая: QS = c + dP c и d − линейные коэффициенты: c − автономный объем предложения d − определяет угол наклона кривой предложения

 

Объяснение положительного наклона кривой предложения

• действие закона возрастания альтернативных затрат: увеличение затрат на производство дополнительных единиц продукции при данных производственных возможностях; • реакция производителей на рыночные стимулы: произвести и продать больше продукции по более высокой цене

 

 

Функция предложения характеризует зависимость объема предложения от различных факторов
В функции предложения выделяют ценовой и неценовые факторы:
ценовой это цена данного товара: ее изменение вызывает изменение объема предложения. Графически: движение вдоль кривой предложения
неценовые изменяют желание и готовность производителей поставлять на рынок данной товар по неизменной цене. Графически: сдвиг кривой предложения вправо или влево
     

 

QS = f(P; C, G, Psub, Pcom, E, N, B)
Pцена данного товара Cиздержки производства, отражающие технологию и цены на ресурсы Gгосударственная политика (налоги и дотации) Psubцены товаров-заменителей Pcomцены дополняющих товаров Eожидания производителей Nколичество продавцов на рынке Bпрочие факторы

 

 

ФАКТОР ВРЕМЕНИ И ФУНКЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ  
Экономические процессы протекают во времени. Описывающие их модели делятся на статические и динамические. В статических моделях фактор времени явно не учитывается, в динамических моделях все переменные являются функциями времени. В статических моделях сравниваются различные равновесные состояния рынка (метод сравнительной статики), тогда как сам процесс перехода от одного состояния к другому остается "за кадром". Вместе с тем косвенное включение фактора времени позволяет показать различия в скорости приспособления предложения к изменениям в спросе. Спрос изменяется быстро, а предложение гораздо медленнее, реагируя с определенным опозданием.

 

Способность предложения реагировать на изменения спроса Факторы формирования цены
Мгновенный период ImR предложение измеряется количеством товара, которое может быть произведено при имеющихся производственных мощностях. Объем выпуска фиксирован. Короткий период SR объем выпуска может быть изменен за счет изменения количества переменных факторов (рабочая сила, сырье) при неизменности остальных (оборудование) Долгий период LR объем выпуска изменяется за счет изменения количества всех используемых факторов производства       только спрос     1) спрос 2) издержки производства

 

В мгновенном периоде (рис. а) увеличение спроса (сдвиг D в D1) вызывает только изменение цены (PE → P1); P1 > PE, QE − const  
В коротком периоде (рис. б) увеличение спроса ведет к значительному повышению цены и незначительному росту объема производства: Q1 > QE, P1 > PE  
В долгом периоде (рис. в) увеличение спроса приводит к значительному росту объема предложения при незначительном повышении цены: Q1 > QE, P1 > PE  

 

15.Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и его изменение.

Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это приводит к образованию рыночного равновесия и равновесной цены.

Рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению. Только при рыночном равновесии продавцы и покупатели готовы продавать и покупать одинаковое количество товара по одной и той же цене.

Равновесная ценаe) – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Предполагается, что рыночное равновесие максимизирует общественное богатство. При равновесной цене продается максимальное количество товара. Однако рынок не всегда работает, оптимально распределяя ресурсы.

Предполагается, что рынок сам по себе стремится к равновесию и что рыночное равновесие устойчиво. При любом отклонении рынок стремится вернуться в состояние равновесия. Ив ситуации неудовлетворенного спроса (дефицита) и ситуации избыточного предложения спрос и предложение, взаимодействуя друг с другом, приводят рынок к равновесию.

Сбалансированность рынка, т.е. равенство объемов спроса и предложения, называется рыночным равновесием.

 

 

 

  Равенство объемов спроса и предложения достигается в точке пересечения кривых спроса и предложения. В точке равновесия E: Pd = PS = PE (равновесная цена) Qd = QS = QE (равновесный объем) В состоянии равновесия рынок сбалансирован, ни у покупателей, ни у продавцов нет внутренних побуждений к его нарушению. При любой другой цене, отличной от равновесной, у покупателей и продавцов появляется стимул к изменению сложившейся ситуации и вернуть систему в равновесие.  

 

Неоклассическая теория предлагает 2а подхода к исследованию рыночного равновесия и путей его восстановления − по Вальрасу и по Маршаллу.

 

В соответствии с подходом Л.Вальраса равновесие устанавливается под давлением избыточного спроса (или избыточного предложения) на цену, т.е. в результате количественной (объемной) подстройки рыночного механизма, что характерно для короткого периода. В модели Л.Вальраса объемы спроса и предложения являются функцией цены Модель Л.Вальраса называют "моделью аукциониста", которая основана на 2х допущениях: 1) отсутствие трансакционных издержек и 2) сделки заключаются мгновенно и только на уже готовые товары (т.е. без учета фактора времени). "Аукционист" − своеобразный аналог "невидимой руки" − обладает полной рыночной информацией. Поэтому он объявляет наборы цен, повышая их на дефицитные товары и снижая на избыточные, пока не "нащупает" такой их набор, который уравновесит объемы спроса и предложения. В этом процессе "нащупывания" воплощен механизм подстройки производства под спрос, а в "аукционисте" − автоматическое саморегулирование рынка.  
В соответствии с подходом А.Маршалла равновесие устанавливается автоматически под давлением разницы цен спроса и предложения, т.е. в результате ценовой подстройки, что характерно для долгого периода. В модели А.Маршалла цена является функцией объемов спроса и предложения (обратные функции спроса и предложения).

19.Эластичность спроса на ресурс и факторы, влияющие на нее

Эластичность спроса на ресурсы определяют три фактора:

  • первый фактор – эластичность спроса на готовую продукцию: чем она выше, тем более эластичным будет и спрос на ресурс. Когда повышение цены на товар вызывает значительное падение спроса на него, потребность в ресурсах уменьшается. В случае, когда, напротив, спрос на изготовляемую с помощью данных ресурсов продукцию неэластичен, неэластичен и спрос на ресурсы;
  • второй фактор – замещаемость ресурсов. Эластичность спроса на них высока, если в случае повышения цены существует возможность их замены другими ресурсами (например, бензина – дизельным топливом) или внедрения более совершенной технологии (благодаря которой, к примеру, уменьшается потребность в бензине);
  • третий фактор, определяющий эластичность спроса на ресурсы, – их доля в общих издержках. Эластичность спроса зависит от удельного веса данных ресурсов в общих издержках производства готовой продукции.

Эластичность показывает зависимость изменения величины спроса от изменения различных факторов.

20.Связь между эластичностью спроса по цене и общей выручкой продавца.

В случае эластичного спроса именно снижение цены ведет к увеличению выручки продавцов, тогда как при неэластичном спросе рост выручки обусловлен повышением цены. Это положение весьма важно при определении политики цен как на уровне отдельных фирм, так и на уровне государства.

21.Практическое применение эластичности

В хозяйственной практике анализ эластичности позволяет:

1. определить размеры производства отдельных товаров и услуг;

2. изучить поведение потребителей;

3. планировать ценовую политику предприятия;

4. формировать стратегию предприятия в кратко срочном и долгосрочном периоде для максимизации прибыли и минимизации убытков;

5. прогнозировать изменение в расходах потребителей и в доходах предпринимателей в связи с изменением цены на товары и услуги.

•Анализ поведения потребителей при изменении цен и дохода (кривые Энгеля). Показатель EYD отражает перспективы развития отдельных отраслей: высокий положительный коэффициент EYD > 0 означает, что вклад данной отрасли в экономический рост будет выше, чем ее доля в структуре экономики. Наоборот, невысокий положительный или отрицательный коэффициент указывает на перспективу возможного сокращения производства в данной отрасли. В развивающейся экономике с растущим личным доходом товары высокоэластичного спроса по доходу будут иметь и значительные объемы продаж. Поэтому целью фирмы в этих условиях должно быть проникновение на рынки этих товаров, спрос на которые растет вслед за повышением доходов; •определение ценовой политики фирмы; • подготовка производства к изменению спроса; • изменение маркетинговой политики фирмы; • разработка структуры налогообложения: чаще всего налоги вводятся на товары неэластичного спроса; •прогнозирование изменений в расходах потребителей и доходов производителей при установлении государственных цен на товары; •прогнозирование характера влияния автоматизации на уровень занятости, которое частично зависит от эластичности спроса на производимый продукт: новое оборудование вызывает сокращение спроса на труд, что снижает издержки и цену данного продукта, что увеличивает объемы продаж и в дальнейшем осуществление производства по новой технологии, вызывая рост спроса на труд. При EPD > 1 введение нового оборудования вызовет в долгом периоде рост занятости; при EPD < 1 будет иметь место снижение или в лучшем случае стабилизация занятости; • неэластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию резко снижает доходность фермерских хозяйств при сборе больших урожаев и делает необходимым государственное вмешательство в аграрный сектор; • показатель перекрестной эластичности используется при проведении антимонопольной политики (EcrossD > 0 и большое значение); • проведение экспортно-импортных операций на внешнем рынке и различных операций на валютном рынке; • для нормально работающего рыночного механизма характерны ненулевые показатели ценовой эластичности спроса и предложения. При сильной деформации рыночных процессов (нормированное распределение, монополизация) спрос и предложение не реагируют на колебания цен и доходов; • использование понятия эластичности спроса и предложения позволяет определить распределение налогового бремени между производителем и потребителем. Сумма налога распределяется между производителем и потребителем, а также включает избыточное налоговое бремя ("потеря мертвого груза") − стоимость потерь потребителей и производителей вследствие сокращения объема продаж, т.е. чистые потери общества.     Чем больше наклон линии спроса и меньше наклон линии предложения, тем больше налоговое бремя производителя. Производитель полностью оплачивает налог либо при вертикальной линии предложения (EPS = 0), либо при горизонтальной линии спроса (EPD = ∞).   Чем меньше наклон линии спроса и больше наклон линии предложения, тем больше налоговое бремя потребителя. Потребитель полностью оплачивает налог либо при вертикальной линии спроса (EPD = 0), либо при горизонтальной линии предложения (EPS = ∞).  
Использование понятия эластичности спроса и предложения позволяет определить распределение налогового бремени между производителем и потребителем  
 
при EPD < EPS бόльшая часть налога перекладывается на покупателя при EPD > EPS бόльшая часть налога оплачивается производителем  
В случае фиксации цен при эластичном спросе и предложении затоваривание и дефицит значительно больше, чем при неэластичном спросе и предложении.  
     

 

22.Спрос и предложение общественных благ. Проблемы «безбилетника».

Неисключаемость из потребления означает, что на практике сложно или невозможно обеспечить потребление данного блага отдельными лицами, не предоставляя всем другим. У частного сектора нет стимулов производить такие блага, поскольку положительным внешним эффектом от их создания и потребления могут воспользоваться любые лица. Независимо от того, платили они за эти блага или нет

· К общественным благам относятся: национальная оборона, законотворческая деятельность государства, общественный порядок, вакцинация населения, дорожная разметка и знаки, маяки, уличное освещение и целый ряд аналогичных благ, где невозможно дозировать их потребление при помощи механизма цен.

Чистые общественные блага обладают двумя указанными свойствами в ярко выраженной степени. Классический пример – национальная оборона. У смешанных общественных благ одно или оба свойства могут быть выражены слабее. Например, автодороги, здравоохранение, коммунальные услуги и т.д. В некоторых случаях вводится плата при въезде на отдельные участки дороги. Следовательно, неисключаемость из потребления подрывается введением платы за проезд.

Блага, которые не обладают вообще указанными свойствами, называются частными и производятся на рыночной основе. Для приобретения частного блага требуется заплатить за него.

При производстве общественных благ возникает проблема «безбилетника», т.е. ситуация, когда лицо пользуется благом, не заплатив за него.

23. Воздействие государства на рыночное равновесие: формы и последствия. Излишек потребителя и производителя.

 

Влияние государства на рыночное равновесие:

Поддержание производства на высоком уровне посредством установления цен на продукцию выше цены рыночного равновесия

Поддержание цен на низком уровне

Влияние государства - импорт товаров.

Другие виды вмешательства государства - НАЛОГИ

Прямые - налог на прибыль предприятий, подоходный налог на граждан

Косвенные - объектом налогообложения является определенный товар. База для начисления налогов - цена товара. Налог производителем закладывается в цену товара, потребитель, покупая товар, фактически оплачивает и этот налог, и поэтому этот вид налога для него является косвенным. Примеры - НДС, акцизы, налог с продаж.

Потребительский излишек (Consumtion Surplus) - разность между максимальной ценой товара, которую потребитель готов заплатить на него, и той ценой, по которой покупатель фактически купил этот товар.

Для производителя эффект заключается в получении прибыли, размер которой составляет площадь.

При установлении налогов:

- налоговое бремя производителя (потери)

- налоговое бремя покупателей (потери потребительского излишка)

- налоговые поступления в бюджет

Важно отметить, что суммарный эффект. бесследно теряющийся в экономической системе в результате введения налога, т.е. отхода от рыночного равновесия.

ДОТАЦИИ

Дотации выплачиваются государством либо производителям, либо потребителям.

ФИКСАЦИЯ ЦЕН  
установление цены ниже равновесной ("потолок цен") Pгос < PE
цель • защита интересов малоимущих потребителей; • ограничение инфляционных процессов
 
Последствия
• отключение рыночного механизма координации спроса и предложения делает невозможным достижение равновесного объема Q*, вследствие чего кривая предложения искусственно "обрубается" до отрезка S'Eгос; • образование хронического дефицита (отрезок ЕгосF) из-за блокирования движения цен. Точка искусственно созданного равновесия установится в точке Егос; • если государство не нормирует распределение оставшегося на рынке количества товаров QS, обостряется конкуренция между покупателями. Возможности покупателей заплатить за данное количество товаров QS определяется их кривой спроса в целом и максимальной ценой спроса Pd в каждом конкретном случае. В итоге к денежным затратам добавляются неденежные (поиск нужного товара, время стояния в очередях, на составление списков и "отслеживание" движения очереди и т.д.), которые связаны с потерей дохода в случае иного способа использования времени. Но вместо стояния в очередях есть и другая возможность − переплатить. Размер этой дополнительной платы (в пределах Pd), будет определяться на основе принципа альтернативных затрат и будет тем выше, чем дороже стόит сэкономленное время для каждого конкретного покупателя. В этом случае реальная цена для покупателя (Pd) складывается из государственной (фиксированной) цены и некоторой ценовой надбавки как платы за риск: Pd = Pгос + надбавка к цене = денежные + неденежные затраты • ухудшение качества продукции, т.к. усилия для привлечения покупателей излишни: их и так гораздо больше, чем могут обеспечить продавцы; • появление "черного" рынка (сдвиг кривой предложения S' вокруг точки Егос, максимального объема предложения по официальной цене, с учетом роста издержек). Равновесная цена на "черном" рынке всегда будет выше и фиксированной государством цены, и равновесной цены нерегулируемого рынка: PE Pч > Pгос • суммарный объем продажQ' на регулируемом рынке QS и дополняющем его "черном" рынке Qч всегда будет меньше объема продаж на свободном рынке QE: QS + Qч < QE

 

установление цены выше равновесной ("пол цены") Pгос > PE
цель поддержка отдельных групп производителей
   
Последствия
  • образование избытка предложения, который также становится хроническим;   • новое равновесие в точке E1 неустойчиво по рыночным меркам, но не может быть скорректировано рыночными методами, т.к. "отключен" главный рычаг рыночного механизма − цены. Поэтому кривая предложения принимает вид ломаной линии S1 с горизонтальным отрезком на уровне Pгос;   • Pгос выше равновесной цены свободного рынка PE, а объем реально продаваемого на рынке товара остается на низком, ограниченном объемом спроса, уровне, явно мéньшем, чем на свободном рынке: Qd < QE;   • возможность образования "черного" рынка, на котором точка E' иллюстрирует ситуацию противозаконной продажи излишков по цене P2 < PE   • чтобы избежать образования "черного" рынка, на котором избыток продукции будет продаваться по более низким ценам, государство чаще всего бывает вынужденным выкупать излишки продукции по повышенным ценам или выплачивать премии производителям, которые согласятся сократить производство с целью максимального приближения объема предложения к объему спроса Qd. Однако оборотной стороной подобных действий государства является увеличение нагрузки на госбюджет.  

 

 

регулирование количества представленного на рынке товара       для стран с развитой рыночной экономикой для этого используются лицензии и квоты, устанавливающие максимально возможные объемы продаваемых или покупаемых благ, чаще всего связанные с экспортно-импортными операциями. Эти объемы меньше равновесных объемов свободного рынка, иначе теряется смысл ограничений. Кривая предложения квотируемого товара приобретает вид ломаной вертикальной при достижении объема квоты, а цена Pq, устанавливающаяся на таком рынке, возрастает по сравнению с равновесной ценой P* свободного рынка. Подобная ситуация похожа на ситуацию при фиксации цены ниже равновесной. Отличие в том, что в данном случае "черный" рынок легализован в районе квотируемого объема. Внешнее отличие: цена "черного" рынка при фиксации объема продаваемого товара ниже легальной цены Pq. Однако обе − выше равновесной цены свободного рынка P*.  

 

 

ВВЕДЕНИЕ ПОТОВАРНЫХ НАЛОГОВ И ДОТАЦИЙ

 

НАЛОГИ НА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

    Исходная кривая предложения S сдвигается влево на величину t. Новые равновесные показатели P1 и Q1: P1 > P0, Q1 < Q0 P2 = P1 − t − цена, получаемая продавцом за каждую единицу продукта Общая сумма налога T = t × Q1 − площадь прямоугольника P1E1AP2, в т.ч. налоговое бремя потребителя = P1E1KP0 = = (P1−P0)Q1 налоговое бремя продавца = P2AKP0 =(P0−P2)Q1 Излишек покупателя после введения налога = = PdP1E1= 0.5(Pd−P1)Q1 Излишек продавца после введения налога = = P2APS = 0.5(P2 −PS)Q1 Потери общества = EE1A = 0.5(P1 −P2)(Q0 −Q1)  

 

НАЛОГИ НА ПОКУПАТЕЛЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.133.69 (0.088 с.)