Единственность и множественность равновесия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Единственность и множественность равновесия



Черты рынка

Позитивные:

· Способствует эффективному распределению ресурсов, направляя их в те отрасли, где они в данный момент более всего необходимы, т.е объективно формирует структуру производства (распределение ресурсов)

· Стимулирует научно-технический прогресс и тем самым способствует ресурсосбережению в обществе (научно-технический прогресс)

· Направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и общества, т.е создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность (удовлетворение потребностей)

· Стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности, опираясь на принципы саморегуляции и сопоставляя экономические интересы (координация действий людей)

Негативные:

· Не гарантирует решение таких социально-экономических проблем, как безработица, инфляция, защита окружающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки

· Распределяет продукты по результатам конкуренции, что приводит к социальному неравенству

· Порождает тенденцию к монополизации производства, поскольку задача защиты от конкурентов приводит к сговорам и слияниям; научно-технический прогресс вызывает необходимость концентрации и накопления капитала

· Не решает проблему внешних издержек (эффектов), т.е издержек, не отраженных в ценах рынка, которые ложатся на плечи общества

· Не может решить все региональные проблемы, которые связаны, прежде всего, с неравномерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов

· Способствует циклическому развитию, в основе которого лежит необходимость обновления капитала

10.Сущность, условия существования и функции рынка. Субъекты рыночного хозяйства и их цели.

Эволюция общественных форм хозяйства привела к возникновению современной рыночной системы, основанной на товарном производстве и ориентированной на удовлетворение потребностей отдельных индивидов и общества в целом.

 

Рыночная экономика общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве и обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением через куплю−продажу
Рынок система экономических отношений по поводу купли−продажи товаров и услуг между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйственными субъектами
Для товарных отношений, осуществляемых посредством рынка, очень важную роль играют не только прямые (производство− рынок −потребитель), но и обратные (потребитель − рынок − производство) хозяйственные связи. Механизм обратных связей является обязательным условием устойчивости и эффективности любой экономической системы. Этот вывод подтвержден мировым историческим опытом. Академик В.Немчинов отмечал, что если не принимать во внимание обратные связи, то можно создать такую окостенелую систему, в которой все залимитировано сверху донизу на каждый данный момент и в каждом данном пункте. Такая система будет тормозить социальный и технический прогресс, и рано или поздно будет сломана.  
Рыночный механизм механизм взаимосвязи и взаимодействия его основных элементов: спроса, предложения, цены и конкуренции

 

Условия возникновения рынка   общественное разделение труда и специализация как следствие ограниченности ресурсов и производственных возможностей человека. Истории известно 4е вида крупного общественного разделения труда: 1. Отделение земледелия от скотоводства 2. Отделение ремесла от земледелия 3. Обособление торговли 4. Обособление науки Специализация определяется принципом сравнительного преимущества, означающее способность производить товары с относительно мéньшими альтернативными затратами.  
Наличие ОРТ предполагает обмен деятельностью и продуктами труда. В этом смысле обмен характерен всем этапам развития человеческого общества. Основные формы обмена: 1) бартер − непосредственный продуктообмен: Т − Т. Преобладал на ранних стадиях становления товарного производства. Но он не исчез и вновь появляется во время экономических кризисов, стихийных бедствий, войн; 2) товарно-денежный − товарный обмен, опосредованный деньгами: Т − Д − Т. На протяжении многих столетий товарное обращение оставалось спорадическим (редким) явлением. И только 6-7 тыс. лет назад оно приобрело всеобщий характер, а товарно-денежная форма обмена стала господствующей.
ОРТ является материальным условием возникновения товарного производства и рынка, отражающее определенный уровень развития производительных сил. Но не его причина.  
  • причина− частная собственность как основа экономического обособления субъектов хозяйства по условиям воспроизводства (обособление факторов производства, самоокупаемость, наличие собственного экономического интереса).  

 

Условия существования рынка (основные черты рынка) • эквивалентно-возмездный характер обмена; • всеобщий характер товарно-денежных отношений; • абсолютная доступность рыночной информации; • реализация многообразных форм собственности; • свободная конкуренция среди продавцов и покупателей; • создание и развитие рыночной инфраструктуры; • свободное ценообразование; • правовое регулирование рынка через спецификацию прав собственности и их защита; • открытость экономики: национальный рынок является частью мирового.

 

Функции рынка 1) ценообразующая (стихийное установление цен в результате взаимодействия спроса и предложения); 2) регулирующая (рациональное распределение ресурсов и стихийное регулирование воспроизводственных пропорций на основе межотраслевой и межрегиональной конкуренции и переливов ресурсов); 3) оздоровительная ("отбраковка" нерентабельных производств и предприятий); 4) посредническая (установление связи между производством и потреблением и формирование рациональной структуры потребления в соответствии с уровнем цен и размером дохода); 5) учетная (учет затрат на производство продукции и общественное признание произведенного продукта); 6) информационная (через систему экономических показателей − уровень цен, ставки процента, доходность, ассортимент продукции и т.п. − рынок информирует о состоянии экономики); 7) стимулирующая (снижение индивидуальных затрат и использование достижений НТП); 8) дифференцирующая (дифференциация доходов субъектов рынка и их социальное расслоение); 9) создание условий добровольной состязательности.

 

 

Субъекты рыночного хозяйства частный сектор: государственный сектор:       • домохозяйство − экономическая единица, самостоятельно принимающая решения; − собственник какого-либо фактора производства; − целью является максимальное удовлетворение личных потребностей • фирмы − экономическая единица, самостоятельно принимающая решения; − использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи другим фирмам, домохозяйствам и государству и получения дохода   правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления контроля деятельности хозяйственных субъектов для достижения общественных целей  

 

11.Структура рынка, виды рынков. Инфраструктура рынка.

Стр 213, 219

 

Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.

Можно назвать следующие признаки структуры рынка: тесные связи между ее элементами; определенная устойчивость этих связей; целостность, совокупность данных элементов.

В рыночной структуре особо выделяют также следующие виды рынков:

  • Рынки товаров и услуг, куда включают рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения.
  • Рынки факторов производства, в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.
  • Финансовые рынки, т.е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки.
  • Рынки интеллектуального продукта, где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.
  • Рынки рабочей силы, представляющие собой экономическая форма движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).

Рыночную инфраструктуру определяют по-разному:

  • как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка;
  • как совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка;
  • как совокупность институтов рынка, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

В целом инфраструктуру можно определить как совокупность институтов, систем, служб, предприятий и организаций, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Основными элементами инфраструктуры рынка в современных условиях являются:

  • биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;
  • аукционы, ярмарки и другие формы организационного внебиржевого посредничества;
  • кредитная система, коммерческие банки
  • эмиссионная система, эмиссионные банки
  • система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);
  • информационные технологии и средства деловой коммуникации;
  • налоговая система и налоговая инспекция;
  • система страхования различных рисков и страховые компании;
  • специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;
  • торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
  • таможенная система;
  • профсоюзы работающих по найму;
  • коммерческо-выставочные комплексы;
  • система высшего и среднего экономического образования;
  • аудиторские компании;
  • консультативные (консалтинговые) компании;
  • общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
  • специальные зоны свободного предпринимательства.

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями.

К основным функциям инфраструктуры рынка относят:

  • облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов, экономия средств и снижение издержек в ходе проведения различных операций;
  • повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
  • организационное оформление рыночных отношений;
  • облегчение юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования хозяйственной деятельности.

1. Единственность и стабильность равновесия. «Паутинообразная» модель рыночного равновесия.

Стабильность равновесия означает способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь возвращаться к нему под влиянием лишь своих внутренних факторов.

Анализ стабильности имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Если рынок обладает стабильностью равновесия, то это означает, что его дополнительное регулирование со стороны государства необязательно, ибо рынок — это саморегулирующийся механизм. Если же рыночное равновесие нестабильно, то государственное регулирование необходимо.

12.Единственность и стабильность равновесия. «Паутинообразная» модель рыночного равновесия.

 

ПАУТИНООБРАЗНАЯ МОДЕЛЬ (простейшая динамическая модель рыночного равновесия)
показывает процесс динамического приспособления на рынках при переходе от одного равновесного состояния к другому

 

Стабильное равновесие способность рынка самостоятельно восстановить нарушенное равновесие. В этом случае вмешательства государства не требуется.
Нестабильное равновесие неспособность рынка самостоятельно восстановить нарушенное равновесие. В этой ситуации вмешательство государства необходимо.

 

Допущения модели: • неизменность функций спроса и предложения во времени; • объем спроса зависит от уровня цен текущего года: Qd = f(Pt), или Qd = a − bPt; • объем предложения зависит от уровня цен прошлого периода: QS = f(Pt − 1), или QS = c + dPt − 1
Стабильность равновесия зависит от углов наклона кривых спроса и предложения

 

 

Стабильное рыночное равновесие Нестабильное рыночное равновесие

динамическая паутина расходящаяся паутина совершенная паутина
наклон кривой предложения круче наклона кривой спроса b < d наклон кривой спроса круче наклона кривой предложения b > d наклон кривой спроса равен наклону кривой спроса b = d
изменения цены на рынке приводят к установлению рыночного равновесия рынок не приближается к равновесию, а все больше отдаляется от него ("модель катастрофы") равновесие никогда не достигается, рынок колеблется вокруг точки равновесия

 

 

 

Затухающие колебания Взрывные колебания Постоянные колебания

 

  Исследование "паутинообразной модели" показывает, что: 1) источником ценовых колебаний является запаздывание реакции предложения на изменения спроса; 2) равновесие не всегда восстанавливается автоматически. Однако в действительности ситуация со взрывными колебаниями ("расходящаяся паутина") встречается очень редко, т.к. экономические агенты учатся на своих ошибках и при переходе к следующему временнόму периоду корректируют свои ценовые ожидания.  

 

СТАБИЛЬНОСТЬ РАВНОВЕСИЯ

При нормальном наклоне кривых спроса и предложения (соответственно отрицательном и положительном) равновесие стабильно и по Вальрасу, и по Маршаллу.

При отрицательном наклоне кривой предложения результат может быть разным.

 

EPS > EPD НВ − УМ
     
Равновесие неустойчиво по Вальрасу и устойчиво по Маршаллу  

 

Равновесие неустойчиво по Вальрасу: при цене P1 избыток предложения окажет понижающее влияние на цену; при цене P2 избыток спроса окажет повышающее влияние на цену   Равновесие устойчиво по Маршаллу при объеме Q1 PS > Pd будет способствовать снижению QS; при объеме Q2 PS < Pd − его повышению  
EPS < EPD УВ − НМ
   
Равновесие устойчиво по Вальрасу и неустойчиво по Маршаллу  

 

Равновесие устойчиво по Вальрасу при цене P1 избыток спроса окажет повышающее влияние на цену; при цене P2 избыток предложения окажет понижающее влияние на цену.   Равновесие неустойчиво по Маршаллу: при объеме Q1 Pd > PS будет способствовать увеличению QS; при объеме Q2 PS > Pd − его снижению

 

 

18.Эластичность предложения. Факторы эластичности предложения

. Эластичность предложения

 

Эластичность предложения отношение процентного изменения объема предложения данного товара (ΔQ/Q) к процентному изменению его цены (ΔP/P) при прочих равных условиях
  EPS = (ΔQ/Q) / (ΔP/P) = (ΔQ/ ΔP) × (P/Q)  

 

Характеристики эластичности предложения аналогичны тем, что даны для спроса: • методы расчета: точечная и дуговая эластичность; • эластичное, неэластичное предложение, единичной эластичности; абсолютно эластичное и абсолютно неэластичное предложение Кривая предложения с EPS = 1 − это прямая линия, выходящая из начала координат.  

 

Эластичность спроса по цене

Прямая эластичность спроса по цене отношение процентного изменения объема спроса на товар (ΔQ/Q) к процентному изменению его цены (ΔP/P) при прочих равных условиях
  EPD = (ΔQ/Q) / (ΔP/P) = (ΔQ/ ΔP) × (P/Q)
Методы расчета точечная эластичность при незначительных изменениях объема спроса и цены: P = P1 (P2); Q = Q1 (Q2) • дуговая эластичность при значительных изменениях объема спроса и цены: P = (P1 + P2)/ 2; Q = (Q1 + Q2)/2

 

    Из формулы точечной эластичности следует, что коэффициент эластичности для данной линии спроса различен в разных ее точках. Если линия спроса задана функцией Qd = a − bP, то наклон линии D = ΔP/ΔQ = b. Тогда ΔQ/ΔP = NC/BN P/Q = BN/0N → EPD = (NC/BN) × (BN/0N) = NC/0N Это означает, что точечная эластичность равна отношению отрезков линии спроса: 0N = NC → EPD = 1 0N > NC → EPD < 1 0N < NC → EPD > 1  

 

EPD > 1 EPD < 1 EPD = 1   эластичный спрос (предметы роскоши) неэластичный спрос (предметы 1ой необходимости) единичная эластичность (предметы 2ой необходимости)

 

Крайние виды ценовой эластичности спроса
абсолютно эластичный спрос EPD = ∞
абсолютно неэластичный спрос EPD = 0

 

EPD = ∞ незначительное повышение (понижение) цены вызовет бесконечно большое сокращение (повышение) объема спроса
EPD = 0 никакие изменения цены не влияют на объем спроса

 

 

ДОТАЦИИ

Дотации выплачиваются государством либо производителям, либо потребителям.

ФИКСАЦИЯ ЦЕН  
установление цены ниже равновесной ("потолок цен") Pгос < PE
цель • защита интересов малоимущих потребителей; • ограничение инфляционных процессов
 
Последствия
• отключение рыночного механизма координации спроса и предложения делает невозможным достижение равновесного объема Q*, вследствие чего кривая предложения искусственно "обрубается" до отрезка S'Eгос; • образование хронического дефицита (отрезок ЕгосF) из-за блокирования движения цен. Точка искусственно созданного равновесия установится в точке Егос; • если государство не нормирует распределение оставшегося на рынке количества товаров QS, обостряется конкуренция между покупателями. Возможности покупателей заплатить за данное количество товаров QS определяется их кривой спроса в целом и максимальной ценой спроса Pd в каждом конкретном случае. В итоге к денежным затратам добавляются неденежные (поиск нужного товара, время стояния в очередях, на составление списков и "отслеживание" движения очереди и т.д.), которые связаны с потерей дохода в случае иного способа использования времени. Но вместо стояния в очередях есть и другая возможность − переплатить. Размер этой дополнительной платы (в пределах Pd), будет определяться на основе принципа альтернативных затрат и будет тем выше, чем дороже стόит сэкономленное время для каждого конкретного покупателя. В этом случае реальная цена для покупателя (Pd) складывается из государственной (фиксированной) цены и некоторой ценовой надбавки как платы за риск: Pd = Pгос + надбавка к цене = денежные + неденежные затраты • ухудшение качества продукции, т.к. усилия для привлечения покупателей излишни: их и так гораздо больше, чем могут обеспечить продавцы; • появление "черного" рынка (сдвиг кривой предложения S' вокруг точки Егос, максимального объема предложения по официальной цене, с учетом роста издержек). Равновесная цена на "черном" рынке всегда будет выше и фиксированной государством цены, и равновесной цены нерегулируемого рынка: PE Pч > Pгос • суммарный объем продажQ' на регулируемом рынке QS и дополняющем его "черном" рынке Qч всегда будет меньше объема продаж на свободном рынке QE: QS + Qч < QE

 

установление цены выше равновесной ("пол цены") Pгос > PE
цель поддержка отдельных групп производителей
   
Последствия
  • образование избытка предложения, который также становится хроническим;   • новое равновесие в точке E1 неустойчиво по рыночным меркам, но не может быть скорректировано рыночными методами, т.к. "отключен" главный рычаг рыночного механизма − цены. Поэтому кривая предложения принимает вид ломаной линии S1 с горизонтальным отрезком на уровне Pгос;   • Pгос выше равновесной цены свободного рынка PE, а объем реально продаваемого на рынке товара остается на низком, ограниченном объемом спроса, уровне, явно мéньшем, чем на свободном рынке: Qd < QE;   • возможность образования "черного" рынка, на котором точка E' иллюстрирует ситуацию противозаконной продажи излишков по цене P2 < PE   • чтобы избежать образования "черного" рынка, на котором избыток продукции будет продаваться по более низким ценам, государство чаще всего бывает вынужденным выкупать излишки продукции по повышенным ценам или выплачивать премии производителям, которые согласятся сократить производство с целью максимального приближения объема предложения к объему спроса Qd. Однако оборотной стороной подобных действий государства является увеличение нагрузки на госбюджет.  

 

 

регулирование количества представленного на рынке товара       для стран с развитой рыночной экономикой для этого используются лицензии и квоты, устанавливающие максимально возможные объемы продаваемых или покупаемых благ, чаще всего связанные с экспортно-импортными операциями. Эти объемы меньше равновесных объемов свободного рынка, иначе теряется смысл ограничений. Кривая предложения квотируемого товара приобретает вид ломаной вертикальной при достижении объема квоты, а цена Pq, устанавливающаяся на таком рынке, возрастает по сравнению с равновесной ценой P* свободного рынка. Подобная ситуация похожа на ситуацию при фиксации цены ниже равновесной. Отличие в том, что в данном случае "черный" рынок легализован в районе квотируемого объема. Внешнее отличие: цена "черного" рынка при фиксации объема продаваемого товара ниже легальной цены Pq. Однако обе − выше равновесной цены свободного рынка P*.  

 

 

ВВЕДЕНИЕ ПОТОВАРНЫХ НАЛОГОВ И ДОТАЦИЙ

 

НАЛОГИ НА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

    Исходная кривая предложения S сдвигается влево на величину t. Новые равновесные показатели P1 и Q1: P1 > P0, Q1 < Q0 P2 = P1 − t − цена, получаемая продавцом за каждую единицу продукта Общая сумма налога T = t × Q1 − площадь прямоугольника P1E1AP2, в т.ч. налоговое бремя потребителя = P1E1KP0 = = (P1−P0)Q1 налоговое бремя продавца = P2AKP0 =(P0−P2)Q1 Излишек покупателя после введения налога = = PdP1E1= 0.5(Pd−P1)Q1 Излишек продавца после введения налога = = P2APS = 0.5(P2 −PS)Q1 Потери общества = EE1A = 0.5(P1 −P2)(Q0 −Q1)  

 

НАЛОГИ НА ПОКУПАТЕЛЯ

    Исходная кривая спроса D сдвигается влево в положение D1 на величину t. Новые равновесные показатели P1 и Q1: P1 < P0, Q1 < Q0 P2 = P1 + t − цена, уплачиваемая покупателем за каждую единицу продукта Общая сумма налога T = t × Q1 − площадь прямоугольника P1P2 A E1, в т.ч. налоговое бремя потребителя = P2 AKP0= = (P2−P0)Q1 налоговое бремя продавца = P1 P0 KE1 = = (P0 −P1)Q1 Потери общества = EE1A = 0.5(P2 −P1)(Q0 −Q1)  
ДОТАЦИИ "отрицательные налоги" получение дотаций производителем или потребителем означает сдвиги кривых предложения и спроса в направлении, противоположном сдвигу при взимании налогов

ДОТАЦИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЮ означает снижение его затрат, т.к. часть расходов

государство берет на себя

 

  Исходная кривая предложения S сдвигается вправо в положение S1 на величину потоварной дотации g. Новые равновесные показатели P1 и Q1: P1 < P0, Q1 > Q0 P2 = P1 + g − цена, получаемая продавцом за каждую единицу продукта Общая сумма дотации G = g × Q1 − площадь прямоугольника P2AE1P1 Излишек потребителя после введения дотации = = PdE1P1 = 0.5(Pd − P1)Q1 Излишек продавца после введения дотации = P2APS = = 0.5(P2 − PS)Q1 Потери общества = EE1A = 0.5(P2 −P1)(Q0 −Q1)    

 

ДОТАЦИЯ ПОКУПАТЕЛЮ

    Исходная кривая спроса D сдвигается вправо в положение D1 на величину g. Новые равновесные показатели P1 и Q1: P1 > P0, Q1 > Q0 P2 = P1 − g − цена, уплачиваемая покупателем за каждую единицу продукта    

25.Рыночное предложение. Кратчайший, короткий и длительный периоды.

Рыночное предложение - это максимально возможное количество товаров и услуг, которое продавцы готовы поставлять на рынок в единицу времени при данных условиях. Функция предложения показывает зависимость объема предложения от влияющих на него факторов.

Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают кратчайший, краткосрочный (короткий) и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, а в долгосрочном - все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и так далее).

В условиях кратчайшего рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (см. рис 8 а). В условиях короткого периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (см. рис. 8 б). В условиях длительного периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен

26. Бюджетная линия и бюджетное ограничение. Равновесие потребителя.

Бюджетная линия (budget line) — это прямая, точки которой показывают наборы благ, при покупке которых выделенный доход тратится полностью. Бюджетная линия пересекает оси координат в точках, показывающих максимально возможные количества благ, которые можно приобрести на данный доход при определенных ценах. Для каждой бюджетной линии можно построить кривую безразличия, которая будет иметь с бюджетной линией точку касания.

Бюджетное ограничение (budget constraint) показывает все комбинации благ, которые могут быть куплены потребителем при данном доходе и данных ценах. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть равен доходу. Увеличение или уменьшение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии.

Равновесие потребителя (consumer equilibrium) — точка, в которой потребитель максимизирует свою общую полезность или удовлетворение от расходования фиксированного дохода.

27.Общая и предельная полезность. Законы Госсена

 

Потребительское поведение процесс формирования индивидуального спроса на различные товары и услуги

 

Каждый потребитель решает три вопроса: 1. ЧТОкупить? Полезность 2. СКОЛЬКО стоит? Цена 3. ХВАТИТ ли ДЕНЕГ? Доход  

 

Полезность способность экономического блага удовлетворять определенные потребности
характеристики категории "полезность" показатель удовлетворенности потребителя (или достигнутого им благосостояния) при потреблении определенных товаров и услуг; • отражает разнообразие конкретных ситуаций, в которых находится потребитель, определяя свое отношение к тому или иному благу. С изменением ситуации может измениться и полезность данного блага; • в ситуации выбора служит критерием степени необходимости каждого данного блага для данного потребителя в данных условиях; • фиксирует факт самостоятельности (суверенитета) потребителя в выборе благ для удовлетворения своих потребностей; • обеспечивает сравнение различных товаров и услуг по уровню затрат на них и воздействию их потребления на благосостояние данного индивида  

 

КАК ИЗМЕРИТЬ ПОЛЕЗНОСТЬ БЛАГА?

Количественная теория полезности (кардинализм) Порядковая теория полезности (ординализм)
У.Джевонс, А.Маршалл, Л.Вальрас, Ф.Визер, К.Менгер Ф.Эджуорт, В.Парето, Дж.Хикс, Е.Слуцкий
упорядочивает (сравнивает) уровни полезности и количественно оценивает различия в этих уровнях только упорядочивает (сравнивает) уровни полезности
основой является теория предельной полезности использование концепции кривых безразличия и потребительского бюджета

Кривая «цена-потребление»

Кривая индивидуального спроса на товар х.

(х – нормальное благо)

 

Товар Гиффена — товар, потребление которого (при прочих равных условиях) увеличивается при повышении цены (то есть, эффект замещения от изменения цены перевешивается действием эффекта дохода). При соблюдении прочих равных условий (особенно, стабильного уровня дохода) потребление товаров Гиффена отражает положительный наклон кривой спроса.

Для большинства товаров при повышении цены снижается потребление: при повышении цен на мясо население покупает меньше мяса, заменяя его, например, рыбой, грибами и т. д. У товара Гиффена всё наоборот — при повышении цен на картофель люди начинают покупать больше картофеля, но меньше, например, макарон.

32. Построение линии «доход-потребление». Кривые Энгеля.

Линии «доход-потребление» и кривая Энгеля используются для анализа ситуации, при которой Рх и Ру постоянны, но меняется доход потребителя.

При увеличении реального дохода потребителя происходит равномерное смещение бюджетной линии вправо и вверх. С1, С2, С3, С4 - параметры рыночного равновесия при различных уровнях дохода. Соединив их, получим линию «доход-потребление».

Линия «доход-потребление» (или, в американской литературе, кривая уровня жизни) связывает точки равновесия и показывает, как потребление товаров Х и Y изменяется с ростом дохода.

Для различных товаров (нормальных, неполноценных, нейтральных [т.е. товаров неэластичного спроса]) линия имеет различный наклон.

Потребление нормальных благ с ростом дохода увеличивается, и кривая имеет положительный наклон (как на предыдущем рисунке).

Для некачественных товаров кривая принимает отрицательный наклон:

Для нейтральных товаров эта линия вертикальна.

Линия «доход–потребление» может быть использована для построения кривой Энгеля. Кривой Энгеля называется зависимость объема спроса на благо от дохода потребителя в графическом виде.

Кривая Энгеля для нормальных товаров с неэластичным по доходам спросом:

Для некачественных товаров кривая принимает отрицательный наклон:

Для нейтральных товаров эта линия вертикальна.

Линия «доход–потребление» может быть использована для построения кривой Энгеля. Кривой Энгеля называется зависимость объема спроса на благо от дохода потребителя в графическом виде.

Кривая Энгеля для нормальных товаров с неэластичным по доходам спросом:

33.Ординалитская теория полезности.

Ординалистская (порядковая) теория полезности основывается на том, что предпочтения индивидуума относительно предлагаемых к выбору альтернатив не могут измеряться количественно, а только качественно, то есть одна альтернатива хуже или лучше другой. Альтернативой является кардиналистская (количественная) теории полезности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.227 (0.105 с.)